Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в – Статья по теме: Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». | скачать бесплатно

Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения

Особенности современного этапа развития российского общества на рубеже веков характеризуются радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой деятельности. Общественные процессы в их динамизме, связанные с возникновением кризисных ситуаций, сложностью их разрешения, обострением конфликтов и социальных противоречий, приводят к проявлениям социальных отклонений и девиантного поведения. При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных ситуациях. Все это обусловливает самое серьезное внимание и интерес социальных педагогов к вопросам и проблемам правового воспитания девиантных подростков.

Подростки девиантного поведения имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности: во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве; во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона; в-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации; в-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия; в-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции девиантного поведения является правовое воспитание подростков, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Анализ научно-правовой литературы показывает, что исследователи по-разному определяют понятие «правовое воспитание». В частности, Т. И. Акимова пишет, что «правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру» [1, с.25].

Цель правового воспитания подростков, по ее мнению, заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения подростками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов. [2, с.686]

Как показывает практика, в организации правового воспитания подростков педагоги должны учитывать следующие основные требования:

—                   наличие системного и дифференцированного подходов к подросткам;

—                   стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

—                   активизация интереса подростков к приобретению правовых знаний;

—                   связь правовой информации с фактами из повседневной жизни подростков, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

—                   обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

—                   учет психологических особенностей подростков.

Основа правового воспитания подростков — их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности подростков, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, в том числе административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. [3, с.346]

Основными формами правового просвещения подростков являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, обсуждение книг и статей, позволяющее не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать иное отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео- и аудиозаписи). Немаловажным условием является обеспечение каждому подростку активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявить инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению подростками правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для педагогов являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию подростков, пропаганде правовых знаний среди населения. [4, с. 883]

Таким образом, от того, как организовано правовое воспитание подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания формируется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание подростков.

 

Литература:

 

1.                  Анохина М. С., Гайворонская С. Г. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи в РФ //Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России: матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 20–21 сентября 2010 г. / под ред. Т. А. Юмашевой. — Балашов: Николаев, 2010. — 140 с.

2.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.

3.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.

4.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.

moluch.ru

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

В современном обществе одной из актуальных проблем является правонарушения и совершение преступлений несовершеннолетними. В 2010 году прирост преступлений среди несовершеннолетних составил 5%, по отношению к 2009 году, как отмечает К. В. Ображиев, преступность несовершеннолетних в последнее время снизилась вдвое [4, с. 3]. Однако ученый связывает снижение показателей преступности среди несовершеннолетних с уменьшением их количества, а не снижением правонарушений. Он отмечает, что преступность несовершеннолетних носит насильственный, корыстный и латентный характер [4, с. 5].

Эти показатели доказывают актуальность данной проблемы и необходимость ее научного анализа. Перед обществом всегда стояла задача по воспитанию человека, имеющего развитое правосознание, преодолевающего подростковый правовой нигилизм, уважающего стабильность и порядок в обществе [1, с. 16]. Для решения этой проблемы необходимо усилить правовое воспитание несовершеннолетних в обществе. Правовое воспитание – это одно из главных условий формирования правовой культуры личности и законопослушного гражданина. Если ребенку родители с детства не привили уважение к нормам права своего государства, то эта проблема становится общественной [2, c. 3].

Правовое воспитание формирует знания людей о праве, чувства, оценки, ценности, установки на правомерное поведение, оно нацелено на формирование потребностей, непротиворечащих правомерному поведению [6, c. 64]. Средствами правового воспитания выступают: обучение, пропаганда права, самообразование и юридическая практика. В правовом воспитании несовершеннолетних основным фактором является: уважение и любовь к закону, формирование законопослушного поведения, терпимость по отношению к людям, несмотря на возраст, пол, социальное, имущественное происхождение, расовой и национальной принадлежности. Несовершеннолетние должны понимать, что наказание неотвратимо, последствия за совершенное правонарушение неизбежны.

В настоящие время проблема беспризорности, безнадзорности стала одной из ключевых в обществе [3, с. 35]. Рост неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении, и не уделяющих должного воспитания, и содержания детей, является основанием воспитания правовой культуры, как детей, так и их родителей. Ведь если родители с детства не объяснят ребенку его права и свободы (что за любое правонарушение следует наказание), то у ребенка не сформируется понимание граней дозволенного. В том случае, если родители не справляются с правовым воспитанием своего ребенка, этим должны заниматься комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Воспитание правовой культуры – это обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка [2, с. 13]. Не может не радовать тот факт, что правовое воспитание пытаются привить даже в детском саду. Создавая специальные игры и программы, в которых ребенок осознает свои права и в итоге формируется его правовая культура [4, с. 23].

В дошкольных образовательных учреждениях необходимо воспитывать уважение к мнению другого человека, привлекать родителей процессу формирования развитого правосознания [5, с.64]. Понимание родителей и осознание ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав и необходимости создания в семье отношений, которые построены на понимание, заботе, ненасильственных способах общения. Создание условий для формирования у детей правовой компетентности. Несомненно, большую роль играет соответствующая квалификация педагогических кадров. Правовое воспитание не должно быть внешним, необходимо в игровой форме сформировать у ребенка знание о праве. Правовое воспитание необходимо также проводить среди учеников средней и старшей школы. В России основные права и обязанности несовершеннолетних детей регламентированы федеральным законом №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, устанавливающим гарантии обеспечения прав» [7]. Подростковый период — это именно тот возраст, в котором школьники более осознанно воспринимают информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание школьника в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к государству, законам станет неотъемлемой частью его жизни. В том случае, если общественные учреждения не будут заниматься правовым воспитанием несовершеннолетних, то участятся случаи совершения преступления подростком [3, c. 78]. Как показывает практика, большинство подростков считают, что они не понесут ответственность за совершенное ими преступление, т.к. они являются несовершеннолетними. Различные конкурсы, викторины по праву также будет способствовать лучшему усвоению правовых знаний и применению их на практике. Деловые игры, интерактивные методики по правовым знаниям всегда показывают высокий уровень усвоения и запоминание информации. Проведение тестирования среди школьников на предмет склонности к правонарушениям также поможет профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Но недостаточно иметь юридическую информацию, важна практическая направленность правового воспитания, умение подростка или школьника применять свои знания на практике, только в этом случае право сможет защитить права человека. В процессе обучения, школьники должны освоить специальные умения и навыки, обучиться законным способам защиты своих прав и свобод. Кроме того, правовые знания нужно несовершеннолетним не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях Сложностью правового воспитания является необходимость перевести ребенка от моральных представлений к правовым знаниям.

В нашей жизни не всегда понятия «законность» и «справедливость» совпадают. Дети ощущают эту разницу наиболее чутко, т.к. порой информация, полученная от родителей и учителей, расходится с реальной действительностью. Это может способствовать формированию нигилистического отношения к закону. Такая проблема может возникнуть в связи с низким уровнем правовой подготовки учителей. Ученик не в силах выявить ошибки учителя и часто получает неверную правовую информацию. Таким образом, па правовое воспитание несовершеннолетних влияет как семья, так и образовательные учреждения. Детские сады и учреждения дошкольного возраста закладывают основу правового воспитания. А образовательные учреждения должны формировать личность, знающую свои права и обязанности. Хотя и делаются попытки прививания правовой культуры несовершеннолетним, но современное общество не имеет эффективной программы правового воспитания среди несовершеннолетних.

 

Список литературы:

  1. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы» Казань, 20-23 мая 2016 — С.16-17.
  2. Конвенция о правах ребенка [Текст]: Конвенция — ООН. — М.: РИОР,2005. — 24 с.
  3. Крутько Е.А., Рубанцова Т.А. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения / монография — Новосибирск: СГУПС, 2013. — 98с.
  4. Ображиев К.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: основные криминологические параметры // Правовая инициатива- 2015. — №2. — электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:  http:www.49e.ru. (дата обращения: 21.11.16)
  5. Рубанцова Т.А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России // IV Международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» Казань, 20-23 мая 2016 — С.23-26.
  6. Рубанцова Т.А., Шационок И.И. Концептуальные подходы к определению правосознания в современном обществе: социально-философский аспект // «Идеи и идеалы» – 2011-№4.Т.2. — С.63-73.
  7. Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 г.) // Российская газета. № 147, 05.08.98.

sibac.info

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Мордовский государственный университет


Номер: 7-2

Год: 2016

Страницы: 13-15

Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
Ключевые слова

правовое воспитание несовершеннолетних, субъекты правового воспитания, правовая культура, legal training minors, the subjects legal training, legal culture

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема правового воспитания несовершеннолетних, проанализировано его влияние на характер правового государства в современной России, обоснована актуальность и важность поднятого вопроса.

Текст научной статьи

Несовершеннолетние — это особая категория граждан нашей страны, которая нуждается в дополнительной поддержке со стороны государства и общества. В современных условиях, когда Россия все активнее включается в интеграционные международно-правовые процессы, внимание к личности несовершеннолетнего возрастает. Встает вопрос об их правовом положении несовершеннолетних, контроле их поведения, формированию их личности, где особое место занимает правовое воспитание несовершеннолетних. Данная проблема является актуальной, так как в России, провозглашенной правовым государством, должен поддерживаться высокий уровень правовой культуры граждан, в том числе и тех, которые относятся к категории несовершеннолетних. Эта цель достигается путем формирования высокого уровня правосознания несовершеннолетних, что обеспечивается необходимым уровнем правового воспитания. Иными словами, общий уровень правовой культуры несовершеннолетних находится в прямой зависимости от эффективности осуществления правового воспитания несовершеннолетних. Однако прежде чем перейти к более детальному анализу правового воспитания несовершеннолетних, необходимо уяснить, какая категория граждан относится к этой группе. Так, исходя из смысла статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, несовершеннолетние — это лица в возрасте от 14-18 лет. В статье 28 данного нормативного акта содержится положение о том, что несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, считаются малолетними. Обратим внимание на то, что несовершеннолетние или лица, не достигшие возраста 18 лет, считаются детьми, согласно статье 1 Конвенции о правах ребенка. Именно будущее поколение, которое составляет основу любого народа, должно обладать высокой правовой культурой, которая предопределяет правомерное поведение человека, а, следовательно, нормальную правовую среду в целом, что является залогом здорового развития гражданского общества и правового государства в любой стране. Правовое воспитание — это организованный, управляемый целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [6, 206]. Кроме того, правовое воспитание представляет собой процесс, который формирует, прежде всего, нравственную основу законопослушного поведения несовершеннолетнего, закрепляет в его сознании образцы должного, социально-одобряемого поведения. Правовое воспитание представляет собой не совокупность нравоучений, которые должны привить подрастающему поколению институты социализации, это целенаправленный и систематический процесс, который имеет специфические черты: — исходной базой правового воспитания выступает система правовых норм; — правовые предписания до сведения несовершеннолетних доводятся государством; — правовое воспитание основывается на возможности государственного принуждения; — правовое воспитание осуществляется в специальных правовых формах с использованием специальных средств и методов [3, 5]. Условием эффективности правового воспитания является передача накопленных знаний, содержащихся в нормах права. В обществе при этом должно быть сформировано определенное отношение к праву и его реализации, чувство уважения к праву при осознанном усвоении и соблюдении законодательных положений [4, 83]. Правовое воспитание исходит от правовой культуры несовершеннолетнего, его сознательного понимания необходимости соблюдения закона, на основании чего формируется правовое поведение, а соответственно снижается уровень детской преступности. Правовое воспитание формирует не только правомерное поведение детей, но и прививает сознательное соблюдение ими действующих морально-нравственных норм. Правомерное поведение способствует развитию чувства гражданственности, что оправдывает национальную идею нашей страны, которая ориентирована на воспитание патриотически настроенного поколения. Сознательное соблюдение правовых норм, которое формируется в результате правового воспитания также способно предотвратить различные конфликты, возникающие на почве отклоняющегося поведения лица, не достигшего возраста 18 лет. Как утверждает Ж. А. Тенгизова, при отсутствии должного правового воспитания у несовершеннолетнего очень быстро, под чужим влиянием возникает переоценка традиционных ценностных ориентиров и норм поведения, социальные стрессы и утрата смысла жизни, деморализация личности и дегуманизация отношений, изменение взаимоотношений в семье, этнополитические, межнациональные и религиозные конфликты. В связи с этим проблема психического и духовного здоровья личности приобретает государственный характер. Она также считает, что только примерно в возрасте 10-12 у ребенка складываются первоначальные представления о добре и зле, у малолетних к 14-16 годам формируются уже свои собственные убеждения на основе своей внутренней позиции, которая обусловлена слоившейся шкалой ценностей и предпочтений. И только в 18-20 лет совершеннолетнее лицо имеет свое собственное мировоззрение [5, 1-3]. Процесс правового воспитания осуществляется определенными субъектами, их можно разделить на две группы: первичные и вторичные. К первичным субъектам относятся все те, кто осуществляет первичную социализацию несовершеннолетнего, как правило, ими выступают семья, школа, ближайшее окружения. Данные институты отвечают за нравственную составляющую правового воспитания, они оказывают влияние на формирование правосознания несовершеннолетнего. В частности, семья и школа способствуют усвоению несовершеннолетнего первичных социальных, в том числе и правовых, норм, необходимых для формирования правового поведения подростков и детей. К вторичным агентам социализации относят все правоохранительные органы. Особое место среди правоохранительных органов занимают учреждения ювенальной юстиции, к которым относятся отделы по делам несовершеннолетних; уполномоченных по правам ребенка; специализированные органы и учреждения юстиции, органы внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости; государственные органы, осуществляющие молодежную политику; специализированные пенитенциарные учреждения; должностные лица прокуратуры, следствия, дознания, которые специализируются по работе с несовершеннолетними [1]. Именно государственные органы и учреждения, призваны обеспечить правомерное поведение несовершеннолетнего путем использования, в том, числе и государственных мер принуждения, особенно к тем лицам, которые привлекались к юридической ответственности. Они обеспечивают, как правовую пропаганду правомерного поведения несовершеннолетних путем систематической работы с подростками «группы риска», различных профилактических бесед с учащимися школ, так и предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних, а также их последующую реабилитацию после применения мер юридической ответственности. Г.В. Брыжинская указывает на важность взаимосвязи государственных органов, семьи, школы, общественности при осуществлении правового воспитания [2, 100]. Существуют различные формы правового воспитания, к ним относят: правовое обучение, правовую пропаганду, юридическую практику, самовоспитание. Важно в рамках учебных и факультативных занятий проводить соответствующее знакомство и разъяснение законодательства, которое затрагивает права несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних за их противоправное поведение. Подобные меры способствуют формированию у учащихся элементарных правовых знаний, так как наличие необходимой правовой информации постепенно способствует применению ее в практической деятельности несовершеннолетних. Знание своих прав и обязанностей и последующее их использование в повседневной жизни способствует формированию правовой культуры и обеспечивает правовое воспитание несовершеннолетних в целом. Проблема правового воспитания несовершеннолетних актуальной на протяжении всего времени в нашей стране. Высокий уровень правовой культуры подрастающего поколения возможен только при осуществлении грамотного и систематического процесса правового воспитания.

publikacia.net

Лекция «Правовое воспитание населения» Вопросы:

  1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее.

  2. Народная педагогика и правовоспитание.

  3. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи.

  4. Психолого-педагогические средства правовой социализации личности. Механизмы правовой социализации личности. Причины дефектов в правовой социализации личности.

  5. Структура и классификация правосознания.Психолого-педагогические условия эффективного функционирования правовых норм.

Вопрос 1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее.

1.1 Понятие и сущность правового воспитания

В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. [1]

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность соблюдать закон».[2]

К.В.Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».[3]

Под правовым воспитанием в «Теории государства и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм».[4]

Есть еще ряд определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания».[5]

Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.[6]

С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Однако правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

studfiles.net

Проблема правового воспитания в РФ

Проблема правового воспитания в РФ

Содержание

Введение

Глава I. Понятие правового воспитания и сознания

1.1Правовое воспитание и обучение

.2Создание системы правового воспитания в контексте модернизации общего образования

1.3Формирование правовой культуры несовершеннолетних в разных возрастных категориях

Глава II. Проблема правового воспитания в РФ

.1 Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса

.2 Проблемы правового воспитания в современном обществе

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Проблема правового воспитания несовершеннолетних в нашей стране актуальна и обусловлена рядом факторов. Во-первых, присоединением России к международным документам в области защиты прав детей и юношества. Во-вторых, разработкой и внедрением в жизнь новых основ законодательства РФ. В-третьих, необходимостью повышения правовой культуры российского населения. В-четвертых, необходимостью своевременной профилактики девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.

Актуальность правового просвещения очевидна — она определена современным состоянием всех сфер общественной жизни: политики, культуры и экономики. Сейчас необходимо формировать у детей мировоззрение, которое основано на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Помощь детям в адаптации к жизни, в демократическом обществе, в регулировании отношений с государством, другими людьми является задачей на сегодняшний день.

Среди несовершеннолетних все активнее формируется собственная, часто безнравственная и аморальная субкультура, основу которой составляет правовой нигилизм, то есть отрицание правовых устоев общественного развития.

Объект исследования — общественные отношения, регулирующие правовое воспитание несовершеннолетних в обществе.

Предмет исследования понятие и признаки правового воспитания.

Цель работы — раскрытие темы и ее основных моментов.

Задачи исследования:

дать определение понятиям правовое воспитание и правовое обучение;

-раскрыть проблемы правового воспитания;

найти пути решения проблем правового воспитания в современном обществе.

Глава I. Понятие правового воспитания и сознания

1.1Правовое воспитание и обучение

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Цель правового воспитания — развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Правовая культура — это высокий уровень овладения человеком системой правовых знаний, ценностей и способов оценки, правовой деятельностью; степень развития правового сознания, эмоций, поведения и волевых проявлений личности.

О правовом воспитании говорят в широком и узком смысле. Если говорить о широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Воспитание не может происходить без обучения, эти два понятия тесно связаны с друг другом. Различие между ними обозначено условно по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоциональную, волевую, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивную, рациональную.

Правовое воспитание приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут сознательно воспринимать сущность законов.

Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране актуальна. В настоящее время важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.

Основной упор в деле повышения правовой культуры несовершеннолетних должен быть сделан на правовое обучение, информирование о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление детей с образцами , правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а также уровень правовой культуры, выше, чем в России.

.2 Создание системы правового воспитания в контексте модернизации общего образования

Содержание правового образования школьников определяется с учётом тех изменений, которые происходят в России. В этих условиях меняется и характер отношений между государством и личностью.

Повседневная бытовая культура поведения, с которой сталкиваются школьники, отличается агрессивностью и пренебрежением к правам человека, к элементарным нормам вежливости и человечности.

Школа принимает на себя ответственность за воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, чувством долга. В школе разработана система правового воспитания. Она делится на несколько этапов. Содержание правового воспитания каждого этапа определяется с учётом психологических особенностей школьников данного возраста.

Первый этап — 1-4 классы. Ребёнок в этом возрасте приобретает новую социальную роль — «ученик». Расширяется круг его общения, поэтому встаёт вопрос о формировании культуры общения. Он заключается в овладении конкретных правил: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права. Расширяется круг мест, посещаемых им, в том числе самостоятельно. Отсюда становится актуальным приобретение знаний о правилах поведения в своем доме, на улице, транспорте, спортивных, культурных учреждениях.

Во время обучения начальной школе ученик приобретает знания о окружающим мире, что создает условия для первичного сообщения некоторых сведений об Отечестве, государстве, законах. Важно также сообщать о том, к кому школьники могут обратиться для своей защиты, в том числе и в случае жестокого обращения с ними родителей. Актуальна также профилактика правонарушений. Учащиеся познают основы гражданственности через игры.

Итогами первого этапа является осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Имеют представление о государстве, в котором живут, знают его символику. Учащиеся четко выполняют правила поведения и живут по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников вырабатывается представление о главных ценностях человека.

Второй этап — 5 — 8 классы. На этом этапе, как и в начальной школе, в первую очередь ведется работа по формированию нравственных качеств, происходит знакомство с юридическими знаниями, определяющими их правовое положение. В этот период происходит расширение самостоятельности в различных сферах деятельности (выбор занятий во внеурочное время). В связи с этим необходимо продолжить работу по обучению поведения в общественных местах.

В подростковом возрасте возникает чувство взрослости, подросток, как правило, переоценивает свои умения. Потому есть возможность «по-взрослому» ставить перед учащимися вопрос об ответственности за свое поведение, здоровье. Вопрос об юридической ответственности — часть необходимой информации. Возраст 11 — 13 лет — время быстрого физического развития и полового созревания. И некоторые подростки становятся предметом издевательства, насилия, поэтому необходимо продолжить работу по формированию уважительного отношения к личности.

Все эти новые черты могут привести к противоправному поведению подростков. Это и увлечение алкоголем, наркомания, вовлечение в преступную деятельность. А не осторожное поведение на транспорте — причины получения тяжелых физических травм.

Третий этап — 9 — 11 классы. На этом этапе происходят углубление и интеграция полученных знаний, воспитание идеала в человеке.

Развитию гражданско-правового воспитания помогает участие в школьных, районных, областных программах по праву, олимпиады, встречи с работниками правоохранительных органов.

.3 Формирование правовой культуры несовершеннолетних в разных возрастных категориях

По рекомендации ЮНЕСКО, обучение правам человека (правовое воспитание) предлагается начинать в дошкольном возрасте(5-7 лет), так как это период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Для детей этой возрастной категории работники дошкольных учреждений могут донести до сознания информацию об их правовом статусе, об уважительном отношении к установленным правилам поведения, о понимании нравственной и правовой ответственности, о неприятии насильственных и других незаконных действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды ,о ценности и значимости семьи и добропорядочного отношения к родным.

Перспективнее будет проводить с дошкольниками правовоспитательную работу не столько о материалах нарушения, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникнет желание подражать.

Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это время формирования человеческой личности. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое воспитание. Ознакомление младших школьников с основами конституционного строя России, формирование у них патриотизма и гражданственности, усвоение норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности — важнейшие задачи школы.

Старшие школьники 16-18 лет являются одной из самых социально активных групп населения, участвуют в неформальных объединениях и являются основными пользователями интернета. Проблема правового воспитания в старшем школьном возрасте рассматривается в началах правовой социализации.

Правовое воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности предполагает организацию нововведений в содержании, физической и спортивной подготовки, организацию самоуправления, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения.

воспитание право учащийся культура

Глава II. Проблема правового воспитания в РФ

.1 Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса

Без знания своих прав, обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни. Предлагаемый нами справочник дает ответы: на многие вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, защитой прав детей. В нем вы найдете извлечения из основных международно-правовых документов, российского законодательства, касающихся не только защиты прав детей, но и ответственности родителей (лиц, заменяющих их) за их воспитание, а также ответственности несовершеннолетних по гражданскому, административному, уголовному праву.

Права человека, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, имеют универсальный характер, они являются образцом, стандартом для разработки соответствующих национальных документов. Так, в основу Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991г), второй главы ныне действующей Конституции РФ взяты основные положения этого международно-правового документа. Статья же одиннадцатая Всеобщей декларации прав человека практически без изменений содержится в статье 49 Конституции РФ и отражает один из главных принципов юридической ответственности — принцип ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.

Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Положения Конвенции о правах ребенка только в том случае получат реальное исполнение, если найдут свое развитие в законодательных актах государств мира. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990г. и с этого времени активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Положения этого важного документа вошли в Семейный кодекс РФ, Закон РФ Об образовании, областной закон о защите прав детей. Так, глава 11 Семейного кодекса называется Права несовершеннолетних детей. Дети — лица, не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия), — имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важно право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Основополагающим является право на защиту прав в законных интересов ребенка, которое должно осуществляться родителями или лицами, заменяющими их (усыновители, опекуны, попечителя), а также органами опеки я попечительства, прокурором я судом. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — и в суд. Заметим, что большинство положений Конвенции обращено к правительству, т.е. к тому органу в государстве, которое обладает реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Однако многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Таким образом, главные защитники прав ребенка — его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись, в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий защитник’ прав детей -государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые денежные средства (Всеобщая декларация прав человека, ст. 29)

Образовательный стандарт определяет тот минимум содержания образования, который является единым для любой общеобразовательной .школы, для любого региона страны. Это минимально допустимый уровень образования. Образовательный стандарт реализуется через содержание учебных программ по всем учебным предметам. Одновременно определяется максимальный объем нагрузки ученика. Все это устанавливается в базисном учебном плане, который утверждается совместно федеральным органом управления образованием и федеральным органом управления здравоохранением.

Ученики имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными программами; (Закон РФ «Об образовании», ст.5, п.2).

б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п.2).

в) обучение индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.4).

г) бесплатное пользование библиотечным фондом; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.4). .

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.4).

е) участие в управлении учреждением; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п. 4).

ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.4).

з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.16).

и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.14).

к) добровольное вступление в любые общественные организации; (Закон РФ Об образовании, ст.50, п.15).

л) защиту от применения методов физического и психического насилия; (Закон РФ «Об образовании», ст.15, п.6).

м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; (Закон РФ «Об образовании», ст.51, п.1).

н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения; (Закон РФ «Об образовании», ст.50, п. 17).

. Обязанности учащихся.

Обучающиеся обязаны:

а) выполнять устав образовательного учреждения;

б) бережно относиться к имуществу учреждения;

в) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;

г) выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Права родителей учащихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего среднего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. (закон РФ «Об образовании», ст.52, п.1)

Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. (закон РФ «Об образовании», ст.52, п. З)

При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (закон РФ «Об образовании», ст.16, п.2)

Родители (законные представители) имеют право требовать от государственной аттестационной службы направления рекламации на качество образования или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта по решению общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения. (закон РФ «Об образовании», ст.38, п.1,2)

Родители (законные представители) имеют право оказывать добровольные пожертвования и целевые взносы… (закон РФ «Об образовании», ст.41, п.8)

Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п.61)

Данные положения должны найти отображение в уставе школы. Например:

. Участие родителя в управлении школой может быть осуществлено:

в праве свободного выражения своего мнения на классных и общешкольных родительских собраниях; в возможности быть избранными в совет школы; в праве давать, свои предложения по улучшению организации учебно-воспитательного процесса.

. Знакомство с ходом и содержанием образовательного процесса может реализовываться в возможностях бесед с учителями по различным учебным предметам.

. В уставе школы должно быть отражено, что родитель имеет право присутствовать на педагогическом совете и принимать участие в обсуждении, в случае, когда разбирается вопрос о поведении и успеваемости его ребенка.

Обязанности родителей (законных представителей).

Родители (законные представители) обучающихся воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения (закон РФ «Об образовании», ст.52, п.2)

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования (закон РФ «Об образовании», ст.52, п.4)

Родители несут ответственность за создание необходимых условий для получения детьми образования (Типовое положение об общеобразовательном учреждении п.60)

Родители учащегося, переведенного в следующий класс условно, несут ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года (закон РФ «Об образовании», ст.52, п.4))

Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке. (Конвенция о правах ребенка, ст. 19)

В уставе школы могут быть еще и другие положения, конкретизирующие обязанности родителей, например, посещение проводимых школой родительских собраний.

Родители должны знать требования ст. 5 5 п. 2 закона РФ Об образовании:

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику

Следовательно, если родитель хочет, чтобы его жалоба была рассмотрена, он должен подать ее директору школы (или в любую другую организацию)в письменном виде. Копию жалобы или заявления необходимо вручить учителю. Любое письменное обращение родителя фиксируется в Журнале входящей корреспонденции. Директор школы в течение месяца обязан дать письменный ответ на жалобу или заявление.

Ответственность школы.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников.

. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного процесса.

. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. (Закон РФ «Об образовании», ст.32, п.З)

…Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. (Закон РФ «Об образовании», ст.32, п.2.19)

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения (Закон РФ «Об образовании», ст.51, п.1)

…Предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств… (Закон РФ «Об образовании», ст.32, п.2.3)

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей жизни, принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме.

В Конституции закреплены такие важнейшие вопросы, как основы общественного и государственного строя , система государственных органов и, самое главное, основные права, свободы и обязанности каждого гражданина Российской Федерации, т.е. каждого из нас. Конституция обладает высшей юридической силой, ей не может противоречить никакой закон или подзаконный акт.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Субъект права — это человек или какое-то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают им право вступать в правоотношения. Субъекты права обладают правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это способность иметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и длится всю жизнь.

Дееспособность — способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет момента полного гражданского совершеннолетия.

Эмансипация — объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным. Для эмансипации необходимо наличие ряда обязательных условий:) несовершеннолетний должен достичь 16 лет;) несовершеннолетний должен работать или, с согласия родителей, заниматься предпринимательской деятельностью;) необходимо согласие обоих родителей несовершеннолетнего. В этом случае объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства. Если же один из родителей не дает согласия, то вопрос об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным решает суд.

Нельзя сказать, что лица, не достигшие 18 лет, совсем лишены дееспособности. Так, дееспособность в трудовых правоотношениях возникает с 16 лет (в исключительных случаях с 15 лет, а частично с 14). К уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет.

.2 Проблемы правового воспитания в современном обществе

С началом кардинальных социальных и политических изменений в Российском государстве и обществе, построение правового государства стало главной задачей. В рамках реализации концепции построения правового государства стали активно создаваться новые правовые институты и акты для оформления новой структуры социальной жизни.

Главное желание властей — видеть в законе эффективный инструмент регулирования социальных отношений, т.е. видеть требования, содержащиеся в правовых нормах, воспринятыми индивидами, интегрированными в их сознание, становящимися, таким образом, правовыми.

Однако, правовое сознание основной массы Россиян, возрастной категории от 30 лет, сформировалось при другом типе общества, а правосознание молодого поколения формируется в момент кризиса.

Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах Российского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Со всей остротой встала проблема выживания в плохо прогнозируемых условиях.

Непосредственным результатом действия этих факторов является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество на протяжении ХХ века. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Вместе с этим деформируется отношение, как отдельных индивидуумов, так и социальных общностей к действующей системе права. Возникает негативное отношение к законам, как к не способствующим обеспечению правовой защищенности гражданина, его личности, чести, достоинства.

Как результат: рост преступности, увеличение процента тяжких преступлений, «правовой нигилизм».увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Общество сегодня, как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям. Возникла острая необходимость в формировании позитивного правосознания.

Достижение указанной цели не возможно без ясной государственно-правовой идеологии, сформированной с учетом достижений правовой мысли, практики.

Важным для исследования является вопрос: какое значение, в изменившихся жизненных условиях придают люди праву и верховенству закона, которые провозглашаются основными принципами построения правового государства.

Лозунги «перестроечного» периода о необходимости полной деиделогизации общества имели последствием нигилистическое отношение к идеологии вообще. Это привело к разрушению накопленных идеалов советской культуры, и в значительной мере ослабило духовную почву, на которой должно строиться правовое государство и устанавливаться правопорядок.

Осмысление концепции правового развития — правовой идеологии, ее восприятие обществом, невозможно без правового воспитания.

Важное место в формировании личности занимает воспитание исторического мышления, которое приводит к осознанию своего места в общественном историческом процессе, осознанию себя полноправным гражданином, ответственным за передачу культурных и духовных ценностей, стремящимся к нравственно высоким идеалам.

Важную роль в формировании личности, играет правовое воспитание, целью которого является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Причем не посредством «запугивания» неблагоприятными последствиями — санкциями, следующими за нарушения установленных норм поведения, а именно посредством воспитания уважения к закону — признания как важного, необходимого обществу и самой личности, обоснованному процессом исторического развития, жизненной практикой, справедливого, с точки зрения общественной морали, обеспечивающего свободу личности и защищающего саму личность от противоправных посягательств.

При рассмотрении формирования правовой психологии в России следует учесть, что индивидуальные представления о законе и справедливости, постоянно связываются с нормами уголовного права, уголовной юстицией, что указывает на необходимость переориентирования системы ценностей, посредством правового воспитания , ориентированных на гуманизм, справедливость, равенство, гражданственность, патриотизм, уважение к законам.

Особенно важно, в связи с проявляющимися тенденциями нестабильности в обществе, акцентировать внимание на правовом воспитании молодых формирующихся личностей, которые наиболее остро воспринимают негативные проявления кризиса как экономического, так и культурного. Именно педагогам предстоит приложить максимум усилий, для преодоления кризиса, для определения новых идеалов, воспитания личности, способных не только воспринимать идей построения правового государства, но и воплотить идеи в жизнь.

Заключение

В воспитании патриотов заинтересована любая страна. В Российской Федерации воспитанию патриотических настроений посвящена Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.

У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (адвокатура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.

С долей большой уверенности можно сказать, что учащиеся современных школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в России не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах России, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.

Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 25 декабря — 1993 г.

. Постановление правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г., № 9, ст. 862.

. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. основное общее образование. / Министерство Образования Российской Федерации. — М. 2004.

Специальная литература

4. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю.А. Якушева, Г.Х. Батынова. — Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. — с.5

. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности/И.И .Евтушенко //Социально-гуманитарные знания:научно-образ-е изд.-М.,2011.-№ 4.-с.357.

. Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013.-№ 4..

. Е.М. Кропанева,М.Р. Москаленко Правовая культура опирается на чувство собственного достоинства: (о правах и обязанностях школьников, их повседневной культуре поведения)/Е.М. Кропанева, М.Р. Москаленко//народное образование.-М.,2013г.-№ 4-с.273.

. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков.

. Сокирко И.В. Правовое воспитание младших школьников. -2013.

. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности/И.И. Евтушенко// Социально-гуманитарные знания :научно-образовательное издание.-М.,2012.-№ 4-с.356.

. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс.: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону — 1999 г.

. Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие «свободного гражданина», проблемы его становления и развития М., 2003.


diplomba.ru

Правовое воспитание школьников (мероприятия, сценарии)

Содержание статьи:

  1. Правовое воспитание школьников (мероприятия, сценарии)
  2. Цели правового воспитания
  3. Реализация программы правового воспитания
  4. Методы правового воспитания

Современные педагоги и теоретики правильного воспитания считают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.

Цели правового воспитания

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются – формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

  • • Формирование терминологического аппарата;
  • • Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
  • • Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе;
  • • Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
  • • Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников – формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Реализация программы правового воспитания

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?

  1. В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании – для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция.
  1. В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.
  1. В содержательном: главная цель – разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.

Методы правового воспитания

  • • Главный метод — беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
  • • Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
  • • Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
  • • Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы – формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа – необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:

  • • Формирование знаний о главных видах правонарушений;
  • • Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция»;
  • • Формирование знаний о правах человека.

Нравственно правовое воспитание учащихся проводится на уроках истории, правоведении¸ литературы, экономики. Рассматриваются различные аспекты правового воспитания.

love-mother.ru

Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Содержание

Введение

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды противоправного поведения школьников

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Глава 2. Формирование правосознания у подростков — правонарушителей

2.1Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

2.2.Правовое воспитание в школе

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей.

Все мы согласны с тем, что детская пре­ступность — одна из острейших проблем се­годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо­ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять меры, способные повли­ять на решение этой проблемы. На разных ступенях государственной и общественной лестниц идут дебаты по поводу детской пре­ступности.

В настоящее время в Российской педагогической науке содержание правового образо­вания школьников определяет­ся с учетом тех коренных изменений, которые происходят в России.

Данный подход, детерминирован­ный новыми социальными и социаль­но-педагогическими условиями в Рос­сии и в российском образовании, опре­деляет особую значимость решения за­дачи, развития, системы правового об­разования населения, условия станов­ления правовой культуры граждан. Ре­шение этой насущной социально-педа­гогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образо­вания и нравственного правового вос­питания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право­вой культуры

Круг же вопросов, связанных с право­вым образованием подростков с противоправным поведением, необходимость построения особого пространства сферы в рамках специальных образовательных учреждений практически в исследова­тельских и научно-методических рабо­тах изучены недостаточно.

В то же время объективно существу­ет определенное противоречие между растущей общественной потребностью и недостаточной изученностью содер­жания и технологии правового воспита­ния в системе специального образова­ния лиц с отклонениями в поведении.

В целях разрешения данного проти­воречия необходимо создание педаго­гических условий, обеспечивающих преобразование правового простран­ства развития личности учащихся в школах для формирова­ния их правосознания с учетом по­требности социально-экономического развития современного российского общества и реализации личностного подхода в формировании гражданина правового государства.

Таким образом, возрастающая акту­альность, теоретическая и практичес­кая значимость, недостаточная разра­ботанность указанного педагогическо­го направления и наличие в нем проти­воречий определили выбор темы и на­правления нашего исследования.

Цель: правовое воспитание детей с противоправным поведением.

Задачи нашего исследования :

проанализировать научно-педаго­гическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников,

выявить спе­цифику правового воспитания учащих­ся несовершеннолетних с противоправным поведением;

определить и экспериментально обосновать социально — педагогические условия по­вышения эффективности правового воспитания подростков с отклонением в поведении;

на основе результатов исследования разработать научно-практические ре­комендации по совершенствованию правового воспитания старших школь­ников с противоправным поведением.

Предмет исследования – подростки с противоправным поведением.

Объект – методы правого воспитания несовершеннолетних.

Гипотеза исследования заключается в том, что многие преступления подростки совершают неосознанно, а если они будут знать какие последствия могут после этого наступить, то навряд ли захотят сделать какое – нибудь правонарушение Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ­ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре­делять грань между дозволенным и запрещенным, выби­рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

К настоящему времени в науке на­коплен значительный материал, создаю­щий теоретическую базу для изучения процесса правового воспитания уча­щихся. Так, социально-педагогическая проблема становления правовой культу­ры проанализирована в работах М.И.Бо­бневой, С.И, Григорьева, и других; реализация правового образова­ния и воспитания в учебно-воспитатель­ной практике рассматривалась в иссле­дованиях Е.В.Змановской Л.Т. Дулиновой; формирование со­циально-правового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.М.Обуховой.

Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогичес­кого процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, со­держащиеся в работах А.С. Бланкова Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия[21,121].

А в учебнике Конституционного права говорится, что современном обществе сфера действия права охва­тывает, прежде всего, область производства и распреде­ления материальных и культурных благ; право закреп­ляет существующие отношения собственности и высту­пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного устройства, регламенти­рует организацию и деятельность государственного ме­ханизма, определяет правовое положение граждан. На­конец, право устанавливает меры борьбы против посяга­тельств на государственный строй и существующие об­щественные отношения.

Наличие в обществе права означает, что весьма об­ширный круг общественных отношений принял харак­тер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеаль­ными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или ино­го государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного об­щества и его членов[22, 163].

В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые пре­ступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрос­лым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые млад­шие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хва­тает логических доказательств в споре. Во всех этих слу­чаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэто­му, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление не­приспособленности к социальной среде отчетливо прояв­ляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, ли­шенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отме­чается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следу­ющих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдель­ными молодежными группами; при регуляции отноше­ний внутри молодежной группы с помощью физичес­кой силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно вы­ражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльни­ках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имею­щих сильного защитника. Агрессивность в подобных слу­чаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффек­тивный способ борьбы с этим злом — шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защит­ника и опекуна.

Агрессия старших подростков и юношей по отноше­нию к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный ха­рактер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызываю­щей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного иму­щества. При этом молодые люди внимательно наблюда­ют за поведением взрослых и немедленно на него реаги­руют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулига­нов к порядку или боязливо отстраняются от конфлик­та. Старшему подростку нравится дразнить таких взрос­лых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подрос­ток заранее не знал, куда его заведет этот «экспери­мент». Поэтому подростки в таких случаях во всем ви­нят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молоды­ми людьми спокойный, неторопливый и доброжелатель­ный разговор, аргументированно доказывая неправиль­ность их поведения и твердо пресекая возможность обо­стрения ситуации.

mirznanii.com