Цель познания это – ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ   — это… Что такое ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  ?

Содержание

ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ   — это… Что такое ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  ?


ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  
–  обнаружение  необходимых,  существенных,  повторяющихся связей, с целью открытия законов и закономерностей природных и социальных  процессов и  формирования научных  теорий. Различают две  цели познания: непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная). Непосредственная цель познания – достижение истины, истинного знания об объекте (теоретическая цель). Опосредованная цель познания – применение полученного знания в практической деятельности (практическая цель). Не надо доказывать, что вторая опосредованная, косвенная цель познания главная, ибо познание не может быть самоценным.  Диапазон  от  познания  истины  до  ее  практического  применения может быть бесконечно долгим, но всякий субъект познания обязан ответить на вопрос: зачем он познает объект, для чего, для какой надобности, т.е. определить практическую прикладную цель познания.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.

  • ХОЛТОН ДЖЕРАЛЬД  
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Смотреть что такое «ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  » в других словарях:

  • ЦЕЛЬ —         один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… …   Философская энциклопедия

  • цель — и; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — раздел философии, в к ром изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека. С науч. материалистич. позиций познание есть происходящее на основе практич. деятельности отражение в мозгу человека окружающего… …   Атеистический словарь

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… …   Философская энциклопедия

  • Теория познания —         гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В …   Большая советская энциклопедия

  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ — (от лат лежащий внизу, находящийся в основе, кладу  основание)  это  человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной  деятельности. Человек в процессе познания использует: 1) биологические качества (слух, зрение,… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Структура научного познания, его формы и методы — кратко Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющее собой ак тивную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания это результат познавательной деятельности, выраженный в… …   Малый тезаурус мировой философии

  • Логика чистого познания —         «ЛОГИКА ЧИСТОГО ПОЗНАНИЯ» («System der Philosophic 1. Theil. Logikder reinen Erkenntnis») основной теоретический труд Г. Когена, в котором он дает критическое обоснование системы научно теоретического идеализма. Помимо рассматриваемого… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ — один из вариантов древа мирового, моделирующий процесс различения сущностей с целью достижения состояния целостности, совершенства. В мифопоэтических концепциях этот процесс различения применяется при описании основных параметров космологической… …   Энциклопедия мифологии

  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ — (sociology of knowledge) раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо… …   Большой толковый социологический словарь


science_philosophy.academic.ru

Цели познания и его методы

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Ключевые вопросы философии » 4. Цели познания и его методы



    Цели познания и его методы

    Обычно выделяются две цели познания:
    • непосредственная — достижение достоверного знания, истины, знания, максимально соответствующего объекту;
    • опосредованная — использование полученной истины в предметно-практической преобразовательной деятельности.
    Иначе говоря, существует теоретическая, идеальная цель познания и материально-практическая его цель.
    Главной является вторая цель. Ведь достижение истины — не самоцель, а лишь средство для успешной преобразовательной деятельности.
    Свидетельством этого является и генезис познания, в котором, практика предшествовала появлению знания. Прежде чем первобытный человек изобразил оленя на стене пещеры, он очень долго просто охотился накапливал практический опыт.
    Причем приоритет практики характеризует не только прикладные, но и фундаментальные науки и даже философское знание. Именно практика является предпосылкой, критерием истинности и целью познания. Известно заявление Маркса о том, что коренным недостатком всей предшествующей философии было то, что она только объясняла мир, в то время как задача состоит в том, чтобы изменить его.
    В научной деятельности две эти цели — объяснение и изменение мира — достигаются в процессе осуществления двух ее основных этапов, первый из которых завершается достижением какого-либо открытия или изобретения, а второй — их внедрением в практику. Причем между этими этапами познания может быть дистанция иногда очень большого размера.
    Так, из истории науки известно, что законы передачи наследственной информации генными структурами были открыты чешским ученым Г. Менделем в 1865 г., а целенаправленное воздействие на механизмы наследственности, селекция на этой основе растений и животных стали возможными лишь много десятилетий спустя, причем в России — значительно позже, чем в других странах.
    Чем яснее видит субъект познания его конечную практическую цель, тем быстрее достигается внедрение результатов познания в жизнь.
    В современной гносеологии познание рассматривается не как единовременный акт, а как длительный, многогранный процесс, как деятельность, включающая в себя целый арсенал применяемых субъектом познания способов, методов, приемов.
    В качестве основных методов познания выделяются два основных: эмпирический и рациональный.
    Эмпирический метод связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.) и использует такие инструменты, как ощущения, восприятия, представления.
    Рациональный метод опирается на разум, использует специфическую способность человека к абстрактно-понятийному освоению мира с помощью таких инструментов мышления, как понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. С помощью этих инструментов человек осуществляет воспроизведение в идеальной форме существенных свойств, связей и отношений вещей.
    Но эта непростая деятельность может быть успешной только в том случае, если она опирается на целый комплекс условий, обеспечивающих ее общий результат, достижение ее целей.
    Лекция, реферат. Цели познания и его методы — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    1. Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

    1.1 Каковы современные естественнонаучные данные о мозге как источнике идеального?
    1.2 Каково соотношение мышления и языка ? В чем сходство и различия между ними?
    2. Гносеология и ее категориальный аппарат
    3. Сущность познания, его субъект и объект
    4. Цели познания и его методы
    5. Структура процесса познания
    6. Аксиологический аспект познания
    7. Сущность методологии. Теория и метод
    8. Основные методологические принципы
    9. Методы познания: общие и специальные
    10. Философская концепция человека: его сущность и смысл существования
    10.1 Каковы соотношение между понятиями «человек», «индивидуум», «личность» и «индивидуальность»? Кратко.
    10.2 Как понимает сущность человека новейшая философия постмодернизма?
    11. Общество как целостная система, его отличия от природных систем
    12. Динамика общественного развития, его факторы и формы
    12.1 Каково содержание глобальных проблем современности?
    13. Философская концепция культуры кратко
    13.1 В чем сущность религиозной веры и каковы ее особенности? Кратко.
    13.2 В чем заключаются специфика научного знания, его основные признаки? Кратко.
    13.3 Какова структура современной науки?
    13.4 Какова сущность и специфика эстетического, художественного освоения действительности?
    13.5 Каковы основные функции, задачи искусства? Кратко.
    13.6 Что такое этика и мораль?
    13.7 Каковы основные концепции происхождения морали? Кратко.
    13.8 Каковы трудности, предпосылки и результаты философского осмысления целей человеческой жизни?
    14. Специфика гуманитарно-социального познания


     

     

referatwork.ru

Цели познания. Средства и методы познания

Познание как философская категория изучается специальным разделом философии — гносеологией. Философов интересуют глобальные проблемы человеческого бытия, существования абсолютной истины и пути ее поиска. Процесс познания как часть психической деятельности человека изучает академическая психология.

Потребность в изучении окружающего мира знакома каждому человеку с момента рождения. Что такое познание? Каковы средства и цели познания? Попробуем кратко и простыми словами ответить на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Определение познания

Научных определений этого понятия очень много. Если объяснять просто, то познание – это отражение окружающей действительности в сознании человека, процесс изучения мира. Процесс познания позволяет человеку идентифицировать себя и свое место в мире, а также понимать назначение, свойства и место других объектов и явлений в окружающем пространстве. Субъектом познания всегда выступает человек.

А вот объектом изучения может быть как внешняя среда, так и сам человек, и его внутренний мир. Основными считаются две формы познания: чувственная и рациональная. Чувственная форма присуща всем живым существам на планете. А вот рациональное познание дано только лишь человеку. Животные (в том числе человек) познают мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Чувственное познание напрямую связано с изучаемым объектом. Оно характеризуется субъективными выводами, впоследствии формирующими знания и опыт. Рациональное познание осуществляется с помощью разума, мышления. На нашей планете когнитивными (мыслительными) способностями обладает только человек. Правда, некоторые высшие млекопитающие (например, дельфины, приматы) тоже способны мыслить, но их возможности весьма ограничены. Познание мира человеком происходит опосредованно. Опираясь на чувственные знания, он старается выяснить внутренние свойства предмета, а также его значение и связь с остальным миром.

Цели процесса познания

Цели можно условно разделить на обыденные и высокие. Человек, познавая окружающий мир, применяет полученные знания для улучшения качества собственной жизни, создания безопасной и удобной среды обитания. Можно сказать, что человеку для выживания необходимо познавать в первую очередь ту часть реальности, которая его окружает.

Высокие цели познания ставят перед собой наука и искусство. Оно здесь выступает как процесс выявления внутренней сущности вещей, явлений и событий, их взаимосвязей в поисках истины. Долгое время считалось, что человечество открыло все основные законы природы и узнало об окружающем мире практически все. Парадоксально, но новейшие научные открытия поднимают еще больше новых вопросов. Сегодня многие ученые признают, что окружающий мир гораздо сложнее и многообразнее представлений человека о нем. Процесс познания бесконечен, и результаты этого процесса совершенно непредсказуемы.

Житейский опыт, или Бытовое познание

Для человека, как и для любого другого живого существа, процесс познания начинается с рождения. Маленький ребенок знакомится с миром с помощью органов чувств. Он все трогает руками, пробует на вкус и внимательно рассматривает. В этом нелегком труде ему помогают родители, попутно передавая уже накопленные собственные знания об этом мире. Таким образом, с возрастом человек приобретает определенную систему представлений о мире, продолжая присоединять к опыту предков свой собственный.

Бытовое, или житейское познание – это естественный повседневный процесс, целью которого является улучшение качества жизни. Результаты познания на протяжении многих поколений складываются в жизненный опыт, который позволяет новому человеку быстро адаптироваться к реальности и чувствовать себя в безопасности. Надо отметить, что жизненный опыт является субъективной категорией. Например, результаты житейского познания чукчей кардинально отличаются от жизненного опыта североамериканских индейцев.

Научное познание

Научное познание, с одной стороны, стремится охватить общие закономерности для отдельных предметов, явлений и событий, которые позволят увидеть за частным общее. С другой стороны, наука работает только с фактами, конкретным и реальным материалом.

Научным знание становится тогда, когда его можно доказать экспериментально. Любые умозаключения, гипотезы и теории требуют практического доказательства, не вызывающего сомнений и разночтений. Поэтому многие научные открытия происходят в результате многолетних исследований, наблюдений и практических экспериментов. Если житейское познание важно для отдельного человека или группы людей, то цель познания научного – получение знаний в масштабах человечества. Научное основано на логическом и аналитическом мышлении.

Художественное познание

Совсем по-другому происходит художественное познание мира. Объект в этом случае воспринимается целостно, в виде единого образа. Художественное познание проявляется прежде всего через искусство. В игру вступают воображение, ощущение и восприятие. Через субъективные художественные образы, созданные художниками, композиторами и писателями, человек познает мир красоты и высоких чувств. Цель процесса познания в искусстве – все тот же поиск истины.

Художественное познание – это образы, абстракции, нематериальные объекты. На первый взгляд, научное и художественное познания абсолютно противоположны. На самом деле абстрактное, образное мышление имеет огромное значение в научном поиске. А достижения науки способствуют появлению новых форм в искусстве. Потому что цель познания едина для всех его форм и видов.

Интуитивное познание

Помимо чувственного и рационального человек наделен еще одной необычной формой познания – интуитивной. Отличие ее в том, что человек получает знания внезапно и неосознанно, не прилагая никаких видимых усилий. На самом деле это сложный познавательный процесс, тесно связанный с чувственным и рациональным опытом.

Интуитивные знания приходят к человеку разными способами. Это может быть внезапное озарение или предчувствие, безотчетная уверенность в ожидаемом результате или принятие правильного решения без логических предпосылок. Интуитивное познание человек использует и в обычной жизни, и в научной или творческой деятельности. На самом деле за неосознанными интуитивными открытиями стоит предыдущий опыт чувственного и рационального познания. Но механизмы интуиции до конца не понятны и не изучены. Предполагается, что за интуитивным мышлением стоят гораздо более сложные психические процессы.

Методы и средства познания

За свою историю человечество определило, создало и классифицировало множество методов познания. Все методы можно отнести к двум большим группам: эмпирической и теоретической. Эмпирические методы основываются на чувственном познании и широко используются человеком в обыденной жизни. Это простое наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Эти же методы являются основой научной деятельности. В научном познании, кроме того, широко используются теоретические методы. Популярным примером методов познания в научной теории являются анализ и синтез. Кроме того, ученые активно используют в своей деятельности индукцию, аналогию, классификацию и много других методов. В любом случае теоретические выкладки всегда требуют практического доказательства.

Значение познавательного процесса для человека

Понятие познания и его целей — на самом деле вопрос очень объемный и сложный. Помимо рассмотренных форм существует еще философское, мифологическое, религиозное познание, самопознание. Кроме того, к познанию относятся понятия научного и ненаучного знания. А есть еще понятие веры. Все эти вопросы относятся к сфере научного и философского поиска. Очевидно только то, что стремление к познанию окружающего мира — это неотъемлемая характеристика человека разумного.

fb.ru

7. Истина как процесс и цель познания.

Цель познания – достижение истины. Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду»2.

В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

Истина имеет ряд особенностей:

  1. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

  2. Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.(*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловле содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).

  3. В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания — движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.

  4. Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 0 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба.

  5. Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

Поэтому один из центральных вопросов гносеологии – вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

Кроме практики, существуют другие критерии истины:

логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),

аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

studfiles.net

Цели познания. Средства и методы познания

Познание как философская категория изучается специальным разделом философии — гносеологией. Философов интересуют глобальные проблемы человеческого бытия, существования абсолютной истины и пути ее поиска. Процесс познания как часть психической деятельности человека изучает академическая психология.

Потребность в изучении окружающего мира знакома каждому человеку с момента рождения. Что такое познание? Каковы средства и цели познания? Попробуем кратко и простыми словами ответить на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Определение познания

Научных определений этого понятия очень много. Если объяснять просто, то познание – это отражение окружающей действительности в сознании человека, процесс изучения мира. Процесс познания позволяет человеку идентифицировать себя и свое место в мире, а также понимать назначение, свойства и место других объектов и явлений в окружающем пространстве. Субъектом познания всегда выступает человек.

А вот объектом изучения может быть как внешняя среда, так и сам человек, и его внутренний мир. Основными считаются две формы познания: чувственная и рациональная. Чувственная форма присуща всем живым существам на планете. А вот рациональное познание дано только лишь человеку. Животные (в том числе человек) познают мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Чувственное познание напрямую связано с изучаемым объектом. Оно характеризуется субъективными выводами, впоследствии формирующими знания и опыт. Рациональное познание осуществляется с помощью разума, мышления. На нашей планете когнитивными (мыслительными) способностями обладает только человек. Правда, некоторые высшие млекопитающие (например, дельфины, приматы) тоже способны мыслить, но их возможности весьма ограничены. Познание мира человеком происходит опосредованно. Опираясь на чувственные знания, он старается выяснить внутренние свойства предмета, а также его значение и связь с остальным миром.

Цели процесса познания

Цели можно условно разделить на обыденные и высокие. Человек, познавая окружающий мир, применяет полученные знания для улучшения качества собственной жизни, создания безопасной и удобной среды обитания. Можно сказать, что человеку для выживания необходимо познавать в первую очередь ту часть реальности, которая его окружает.

Высокие цели познания ставят перед собой наука и искусство. Оно здесь выступает как процесс выявления внутренней сущности вещей, явлений и событий, их взаимосвязей в поисках истины. Долгое время считалось, что человечество открыло все основные законы природы и узнало об окружающем мире практически все. Парадоксально, но новейшие научные открытия поднимают еще больше новых вопросов. Сегодня многие ученые признают, что окружающий мир гораздо сложнее и многообразнее представлений человека о нем. Процесс познания бесконечен, и результаты этого процесса совершенно непредсказуемы.

Житейский опыт, или Бытовое познание

Для человека, как и для любого другого живого существа, процесс познания начинается с рождения. Маленький ребенок знакомится с миром с помощью органов чувств. Он все трогает руками, пробует на вкус и внимательно рассматривает. В этом нелегком труде ему помогают родители, попутно передавая уже накопленные собственные знания об этом мире. Таким образом, с возрастом человек приобретает определенную систему представлений о мире, продолжая присоединять к опыту предков свой собственный.

Бытовое, или житейское познание – это естественный повседневный процесс, целью которого является улучшение качества жизни. Результаты познания на протяжении многих поколений складываются в жизненный опыт, который позволяет новому человеку быстро адаптироваться к реальности и чувствовать себя в безопасности. Надо отметить, что жизненный опыт является субъективной категорией. Например, результаты житейского познания чукчей кардинально отличаются от жизненного опыта североамериканских индейцев.

Научное познание

Научное познание, с одной стороны, стремится охватить общие закономерности для отдельных предметов, явлений и событий, которые позволят увидеть за частным общее. С другой стороны, наука работает только с фактами, конкретным и реальным материалом.

Научным знание становится тогда, когда его можно доказать экспериментально. Любые умозаключения, гипотезы и теории требуют практического доказательства, не вызывающего сомнений и разночтений. Поэтому многие научные открытия происходят в результате многолетних исследований, наблюдений и практических экспериментов. Если житейское познание важно для отдельного человека или группы людей, то цель познания научного – получение знаний в масштабах человечества. Научное основано на логическом и аналитическом мышлении.

Художественное познание

Совсем по-другому происходит художественное познание мира. Объект в этом случае воспринимается целостно, в виде единого образа. Художественное познание проявляется прежде всего через искусство. В игру вступают воображение, ощущение и восприятие. Через субъективные художественные образы, созданные художниками, композиторами и писателями, человек познает мир красоты и высоких чувств. Цель процесса познания в искусстве – все тот же поиск истины.

Художественное познание – это образы, абстракции, нематериальные объекты. На первый взгляд, научное и художественное познания абсолютно противоположны. На самом деле абстрактное, образное мышление имеет огромное значение в научном поиске. А достижения науки способствуют появлению новых форм в искусстве. Потому что цель познания едина для всех его форм и видов.

Интуитивное познание

Помимо чувственного и рационального человек наделен еще одной необычной формой познания – интуитивной. Отличие ее в том, что человек получает знания внезапно и неосознанно, не прилагая никаких видимых усилий. На самом деле это сложный познавательный процесс, тесно связанный с чувственным и рациональным опытом.

Интуитивные знания приходят к человеку разными способами. Это может быть внезапное озарение или предчувствие, безотчетная уверенность в ожидаемом результате или принятие правильного решения без логических предпосылок. Интуитивное познание человек использует и в обычной жизни, и в научной или творческой деятельности. На самом деле за неосознанными интуитивными открытиями стоит предыдущий опыт чувственного и рационального познания. Но механизмы интуиции до конца не понятны и не изучены. Предполагается, что за интуитивным мышлением стоят гораздо более сложные психические процессы.

Методы и средства познания

За свою историю человечество определило, создало и классифицировало множество методов познания. Все методы можно отнести к двум большим группам: эмпирической и теоретической. Эмпирические методы основываются на чувственном познании и широко используются человеком в обыденной жизни. Это простое наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Эти же методы являются основой научной деятельности. В научном познании, кроме того, широко используются теоретические методы. Популярным примером методов познания в научной теории являются анализ и синтез. Кроме того, ученые активно используют в своей деятельности индукцию, аналогию, классификацию и много других методов. В любом случае теоретические выкладки всегда требуют практического доказательства.

Значение познавательного процесса для человека

Понятие познания и его целей — на самом деле вопрос очень объемный и сложный. Помимо рассмотренных форм существует еще философское, мифологическое, религиозное познание, самопознание. Кроме того, к познанию относятся понятия научного и ненаучного знания. А есть еще понятие веры. Все эти вопросы относятся к сфере научного и философского поиска. Очевидно только то, что стремление к познанию окружающего мира — это неотъемлемая характеристика человека разумного.

autogear.ru

Целью познания является достижение истины? Ответ обоснуйте

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания) .
Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.
Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное
Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Художественное

Философское
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Религиозное
Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в ‘иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Уровни познания
Выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный) . Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпрического уровня в гипотезах, законах и теориях

otvet.mail.ru

3. Практика — основа познания и цель познания

Человек — активно действующее существо, он не пассивно относится к окружающему его миру, а исходя из своих потребностей и интересов воздействует на мир. Труд, трудовая деятельность — это предметное (с помощью орудий труда) воздействие человека на природу, в процессе которого изменяется вещество природы таким образом, чтобы видоизмененное вещество смогло удовлетворить человеческую потребность. Именно в таком преобразовании мира человек придает определенность своему бытию.

Практика — это материальная, чувственно-предметная деятельность людей, в результате которой осуществляется освоение природных и социальных объектов. Под практикой понимают не только деятельность отдельного человека, но и совокупную деятельность всего человечества в его историческом развитии. Практика имеет общественный характер. Будучи основным способом общественного бытия человека, практика представляет собою сложную целостную систему. В эту систему входят такие взаимосвязанные между собою элементы, как: потребность, цель, мотив, отдельные акты действий, предмет, на который они направлены, результат этих действий.

Человеческая деятельность целенаправленна, носит осознанный характер, материальная деятельность людей пронизана духовным началом. По отношению к познанию практика выступает, во-первых, основой познания. Именно в процессе непосредственного взаимоотношения с предметом человек познает его свойства, качество. Практика поставляет познанию богатый фактический материал для обобщения и теоретических выводов. Если хочешь научится плавать, надо прыгать в воду. Сидя на берегу, плаванию не научишься. В этой незамысловатой народной мудрости выражена суть проблемы — для того, чтобы получить представление о предмете, необходимо материально с ним взаимодействовать. Человек познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам испытывает воздействие со стороны внешнего мира. Практика как основа познания питает познание, осуществляет связь его с реальной жизнью. Но практика выступает и как цель познания, поскольку именно в практической деятельности реализуются знания. Знания нужны человеку и человечеству не сами по себе, а для того, чтобы свою деятельность сделать более эффективной, чтобы с наибольшей полнотой удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

Практика, являясь основой познания, определяет и начальный путь познания. Непосредственный контакт человека с предметом внешнего мира обусловливает начальную форму познания — чувственную.

4. Чувственное и рациональное познание

Начальным этапом познавательной деятельности является чувственное познание, которое непосредственно включено в процесс практического преобразования конкретных явлений окружающего мира.

Для познания мира в чувственной деятельности необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения, восприятия материальных объектов. Исходным чувственным образом, элементарным фактом сознания является ощущение. Ощущение — это отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Органы чувств — своеобразные каналы, через которые внешний мир воздействует на человека. Различие внешних воздействий определяет различие ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые и т.д. При этом роль отдельных ощущений различна. Исследованиями установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наблюдения за развитием ребенка так же свидетельствуют об огромной роли в процессе познания ребенком мира осязания.

Ощущение — субъективный образ объективного мира. Ощущение есть субъективный, идеальный образ реального предмета, так как оно отражает предмет, преломляя воздействие предмета через «призму» человеческого сознания.

Своеобразное свойство человеческого чувственного познания проявляется в том, что отдельные, конкретные ощущения не существуют раздельно друг от друга. С другой стороны, всякий предмет обладает не одним единственным свойством, отражающемся в ощущении, а множеством разнообразных сторон и свойств, и в то же время предстоит человеку как нечто единое и целостное.

Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующий на органы чувств предмет, его свойства и отношение есть восприятие.

Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим «суммированием» ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс активный и по-своему творческий.

Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в памяти удерживаем целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.

Итак, главные элементы чувственного познания — ощущения, восприятия, представления. Мы рассмотрели последовательно каждый из элементов. Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или «следуют» друг за другом. На деле чувственное познание есть сложное синкретическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности.

Мышление — внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, таким образом, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. При этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. Значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. Способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность.

Часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. Оба способа мышления переходят один в другой. В научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным.

Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, индукция и дедукция, анализ и синтез и т.п. в создании идей, гипотез.

В реальном познании чувственность и рациональное мышление находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в сложном взаимодействии обнаруживаются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывен непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и примыкает ко всем формам практической деятельности.

studfiles.net