Цб прибыль – Зампред ЦБ: прибыль банковского сектора РФ за январь-май составила 234 млрд рублей — Экономика и бизнес

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Уже больше четверти века Центральный Банк России выполняет важнейшую миссию банка первого уровня. То есть лишь он в нашей стране обладает правом проводить денежную эмиссию. К другим ключевым функциям Центробанка относят также защиту рубля и сохранение его устойчивости как нацвалюты. Банк России, являясь координатором и регулятором большой кредитной системы РФ, выступает органом макрофинансового менеджмента. Центробанк России устанавливает незыблемые правила для кредитных организаций, может давать и отбирать лицензии на официальную банковскую деятельность.

Как появился ЦБ РФ и кто его учредил

Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России. В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.

Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.

Центробанк – структура с независимым статусом на службе государственных интересов

Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно.

В любом случае очевидно, что Центробанк — это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.

Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения. Положение о независимости закреплено в 75-ой статье Конституции и конкретизируется в соответствующем ФЗ. Уже сам факт наличия подобной статьи в основном законе свидетельствует, что без этого органа нормальное функционирование государства невозможно.

В рунете сейчас можно встретить немало конспирологических теорий, которые якобы раскрывают шокирующую правду о том, кто владелец Центрального банка России в реальности. К примеру, согласно одной из таких теорий, истинный хозяин ЦБ РФ – это Федеральная Резервная Система Соединённых Штатов (и олигархические кланы, будто бы контролирующие её). Сторонники подобных версий, например, ссылаются на то, что сведения, выдаваемые реестром налоговой службы по запросам о Центробанке РФ не содержат данных о его учредителях (акционерах, участниках) и так называемом уставном капитале.

Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.

Особенности функционирования ЦБ РФ

Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.

Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.

К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три — четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.

Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.

Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами

Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах. Просто государство делегировало право распоряжаться ЗВР и иными ценностями в пользу Центробанка. Или, говоря иначе, выписала ему генеральный карт-бланш на использование, владение и свободное распоряжение вышеобозначенным имуществом.

Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды. А значит отдать важнейшие стратегические вопросы, касающиеся экономики, на откуп более-менее независимой по статусу и по факту структуре выглядит вполне логичным решением.

Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене.

Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств. Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур. Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин ( с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013)

. А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор. Кроме того, большое влияние на всю деятельность Центробанка оказывают Совет директоров ЦБ РФ и Национальный финансовый совет (НФС) – коллегиальные органы со значительными реальными полномочиями.

Эльвира Сахипзадовна Набиуллин

НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое — Президентом РФ, ещё трое — федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:

  • рассмотрение отчётов Центробанка;
  • утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
  • утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
  • рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
  • определение ключевых направлений денежной госполитики;
  • рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
  • представление кандидатуры аудитора ЦБ.

Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя). Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума. Этот Совет находится в достаточно плотной связке с Национальным финансовым советом, упомянутым выше, и решает целый спектр вопросов в рамках имеющихся полномочий Центробанка:

  • о повышении или снижении ставок;
  • о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
  • об определении операционных лимитов на открытом рынке;
  • о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
  • о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.

Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.

znatokdeneg.ru

частная или государственная лавочка?: dzhi_ai

Последнее время в русскоязычном интернете стало бытовать мнение, что Центральный банк Российской Федерации — это частная лавочка, по аналогии с (как теперь уже всем известно)  частной лавочкой – Центральным банком США, именуемым Федеральная резервная система США, представляющая из себя консорциум из 12 банков, находящихся в частной собственности.

Для уяснения для себя так это или не так в действительности я провёл собственное независимое исследование, результаты которого далее излагаю ниже.

История ЦБ РФ скажу честно, меня увлекла. Действительно, что такое есть этот ЦБ РФ? Кто его учредил? Какова его организационно-правовая форма? Куда идёт прибыль ЦБ? Из чего она образовывается?

Чтобы ответить на эти, казалось бы, простые вопросы у меня ушло не мало человеко-часов копания в Интернете, в законодательстве России и СССР и комментариев учёных юристов к нему.

Меня интересовал в данном случае не финансовый аспект, а юридический (правовой) аспект, без которого невозможно перейти к изучению прочих аспектов, не разобравшись сначала в форме этого явления.

По итогам проведённого анализа я независимо и беспристрастно пришёл к следующим выводам, которые далее излагаю в форме тезисов:

1. ЦБ есть юридическое лицо (ст.1 действующего Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

2. ЦБ не имеет организационно-правовой формы вообще никакой! (с точки зрения юриспруденции – данное явление есть «правовой нонсенс», т.к. по теории права – всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму – но не в случае ЦБ! Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма, что с точки зрения права должно квалифицироваться как сознательный «правой пробел» допущенный законодателем)

3. «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России» (ст.3 Федерального закона) – данное положение намекает, что ЦБ имеет признаки некоммерческой организации, к которым, например, относятся фонды, некоммерческие партнёрства или учреждения.

4. Свои функции Банк России «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.» (ст.1 Федерального закона). Это краеугольный камень всего законодательства о ЦБ РФ!

Забавно, что законодатель нигде не называет ЦБ напрямую федеральным органом государственной власти, что является феноменальным фактом! Мы можем только по контексту догадываться, что вероятнее всего ЦБ таки является федеральным органом государственной власти, раз законодатель употребил выражение «от других». Всем юристам известно, что всякая государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Если кого-то именуют федеральным органом власти – это означает, что он ПО ЛЮБОМУ подпадает под одну из вышеуказанных трёх ветвей власти. Но как мы видим из закона  ЦБ независим от всех органов власти любого уровня! То есть ни административно, ни функционально не подчиняется ни Правительству РФ (как высшему органу исполнительной власти в РФ), ни Федеральному собранию (как высшему органу законодательной власти в РФ), ни Верховному, Арбитражному или Конституционному суду (как высшим органам судебной власти в РФ) ни даже Президенту РФ (как главе государства) – от всех этих федеральных органов государственной власти ЦБ де-юре независим!

А теперь главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино: если ЦБ является федеральным органом государственной власти, то к какой ветви государственной власти относится ЦБ РФ???

Парадоксально, но исходя из буквального толкования закона – правильным ответом будет: ЦБ не относится ни к одной из известных ветвей государственной власти, по сути, образуя собою самостоятельную ветвь государственной власти – финансовую власть, де-юре не существующую в юриспруденции ни в теории, ни в практике.

5. Отталкиваясь от терминологии рунета, ответственно заявляю, что ЦБ таки является государственной лавочкой!

Аргументация:

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим!

Данное положение Конституции РФ даёт повод считать, что если Банк России не относится к числу органов, осуществляющих в России государственную власть, то он не является органом государственной власти.

Однако всякий юрист в данном случае обязан применять метод не буквального толкования закона, а метод систематического толкования закона, т.е. толковать указанную норму в совокупности с другими нормами Конституции, относящимися по смыслу к этому вопросу. Применяя указанный метод, мы получаем следующее.

В п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В связи с тем, что денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации (то есть – государства), согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ, можно сделать вывод:

Центральный банк РФ — это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

6. ЦБ РФ учредило государство в лице своего другого органа государственной власти – правительства!

А теперь второй главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино!

Какое государство и какое правительство имели прямое юридическое отношение к учреждению современного нам Центрального банка РФ (Банка России)???

Думаете Российская Федерация и времена Ельцина? Или думаете Государственный банк Российской империи и времена Александра II? А вот и не угадали вовсе!

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо нарисовать Генеалогию Центрального банка РФ! И идти от конца ветки к корню дерева.

Современный нам ЦБ РФ никто не учреждал. Он возник в результате цепочки правопреемствований в результате реорганизаций в форме преобразований либо просто переименований банков-предшественников! На Википедии есть фраза: «Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г.» — это ошибка. В действительности п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 г. дословно звучит так:

«2. Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразуется в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР.»

Как мы с Вами видим ни о каком учреждении речь в постановлении не идёт. В нём лишь идёт речь об очередном правопреемстве.

Итак отцом Центрального банка РФ был – Центральный банк РСФСР (отец), который в свою очередь возник из Государственного банк РСФСР (дед), который в свою очередь возник из Российского республиканского банка Госбанка СССР (прадед), который в свою очередь возник из Государственного банка СССР (прапрадед), который в свою очередь возник из Государственного банка РСФСР (прапрапрадед), который НАКОНЕЦ-ТО БЫЛ РЕАЛЬНО УЧРЕЖДЁН Советом Народных Комиссаров РСФСР в октябре 1921 года, который, как известно, в то время совмещал в себе функции исполнительного и законодательного органа государственной власти, поэтому он же в лице своего органа ВЦИК 13 октября 1921 года отдельным декретом утвердил Положение о Государственном банке РСФСР

Принято

4-й сессией

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

13 октября 1921 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.

На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов.

Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов.

X. Распределение прибыли

Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.

Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны.

XI. Изменение Положения

Ст. 47. Изменения настоящего Положения утверждаются Советом Народных Комиссаров в установленном порядке.

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

 

Далее родословная нашего родного Центрального банка РФ в юридическом смысле, строго говоря, пресекается! Так как глаголет наша любимая Википедия:

В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчётов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%A4

То есть с 20.01.1920 г. по 12.10.1921 г. – то есть почти полтора года в России несуществовало НИКАКОГО центрального банка вообще, да и вообще, судя по всему, каких-либо банков, так как все они были сначала национализированы, а затем их активы переданы на баланс Народного банка РСФСР, который 19 января 1920 года был благополучно упразднён.

Таким образом, правильный ответ на вопрос интеллектуального казино гласит: современный нам Центральный банк Российской Федерации в лице своего прямого законного предка — Государственного банка РСФСР (прапрапрадеда) был учреждён государством — РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ в лице высшего исполнительного и законодательного органа государственной власти – СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ в октябре 1921 года!

Что также доказывает – государственный (а не частный!) характер «лавочки» под текущим названием — Центральный банк РФ (Банк России).

7. ЦБ действует на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Банк России — единственный орган государственной власти, которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Именно поэтому в ст. 46 Федерального закона о ЦБ РФ предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

8. Из чего складывается прибыль ЦБ.

Феноменальным для меня открытием стало, что эмиссия Банком России денег (то есть печатанье рублёвых банкнот) не является доходом ЦБ РФ (как изначально считал я, и как считали многие мои собеседники по данной теме), а является для него – расходами!!!

Согласно ст.11 Федерального закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона банковских операций и сделок (предоставление кредитов, купля-продажа ценных бумаг на открытом рынке, купля-продажа валюты, драгоценных металлов и др. валютных ценностей, открытие счетов и т.п.) и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона (эмиссия наличных денег, управление ЗВР, валютное регулирование и валютный контроль, консалтинговые услуги правительству и Минфину, составление платёжного баланса России и т.п.)

Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов Банка России не входят!

Таким образом, ЦБ печатает деньги (рубли) под казначейские векселя либо федеральные облигации абсолютно бесплатно для федерального бюджета! Мало того, он оплачивает услуги по печатанью денег (краска, бумага, электричество, труд печатников и т.п.) из собственных доходов ЦБ, полученных им на комиссионной основе от вышеперечисленных банковских операций и сделок.

dzhi-ai.livejournal.com

5. Прибыль Банка России и его взаимоотношения с налоговыми органами Прибыль Банка России

Как уже говорилось, законодательство предусматривает, что Банк России не имеет своей целью получение прибыли. Но он осуществляет свои расходы за счет своих доходов, поэтому он ее, естественно, получает. Делается это в публичных целях регулирования денежной системы и денежного обращения в России.

В статье 26. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сказано: «После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Взаимоотношения Банка России с налоговыми органами

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации».

НК РФ (пункт 5 статьи 284) предусматривает, что прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 НК РФ*(186).

Дискуссии о прибыли Банка России

Вопрос о правовом регулировании прибыли Банка России вызывает наибольшие дискуссии*(187). Он неоднократно обсуждался в Государственной Думе РФ.

Проблема использования прибыли Центрального банка не нова. Вопрос о прибыли, как и о целях деятельности и независимости центральных банков различных государств периодически обсуждается в зарубежной печати. Так, в 1997 г. активизировалась дискуссия вокруг внесения изменений в статьи швейцарской Конституции, касающиеся деятельности Национального банка (ШНБ). По мнению профессора Лозаннского университета Т. фон Унгерн-Штернберга, для выполнения своих задач центральный банк вовсе не должен обладать ни значительными активами, ни избыточной ликвидностью. Стоимость национальной валюты зависит не от размеров баланса эмиссионного банка, а от основных экономических факторов. Поэтому экономически абсурдно то обстоятельство, что центральный банк накапливает огромные средства, а в то же время государственные бюджеты всех уровней страдают от растущих дефицитов и увеличения стоимости обслуживания государственного долга. Борьба с инфляцией должна быть не целью центрального банка, а инструментом достижения сбалансированного экономического роста. Унгерн-Штернберг предложил увеличить размер прибыли, отчисляемой федерации и кантонам, поскольку ШНБ отчисляет в год всего 30% прибыли, в то время как, например, центральный банк Австрии отчисляет государству 75% прибыли, Бельгии — 90%, Нидерландов — 95% и Швеции — 80%*(188).

С момента создания и до 1997 г. Банк России не отчислял 50% прибыли в госбюджет, поскольку это не было предусмотрено законом. Статья 10, ч. 1 ст. 26 Федерального закона в редакции от 2 декабря 1990 г. предусматривали, что Банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков — фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования и использования резервов и фондов определялся Советом директоров, а прибыль Банка после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета. Проблема отчисления части прибыли Банка России в госбюджет стала объектом обсуждения в печати только в 1997 г. В результате дебатов были внесены изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым балансовая прибыль Банка теперь определяется как разница между доходами от операций, предусмотренных ст. 45 этого Федерального закона, и расходами, связанными с осуществлением Банком своих функций, установленных ст. 4 Закона. Банк перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения*(189).

Иногда предлагается полное отчисление прибыли Банка России в государственный бюджет. Однако это не согласуется с сущностью центрального банка. Строго говоря, банковская система могла бы обходиться без него, если бы он отражал только интересы банковской системы и не более того: Например, можно перейти на такое управление рисками в банковской системе, которое осуществляется каждым банком в отдельности и всеми банками вместе. Это было бы чисто корпоративное дело самих банков, как предпринимательского сообщества. Не исключено, что такое заинтересованное управление было бы более экономичным и эффективным. В этом случае банки быстрее бы создали какое-нибудь агентство по страхованию депозитов. Заинтересованность привела бы к тому, что каждый банк в отдельности стал бы достаточно прозрачным для органов, отвечающих за управления рисками. Меньше было бы предпосылок для банковских и финансовых кризисов. Но дело в том, что центральный банк должен представлять интересы всего общества, а не только банковской системы. Как отмечалось ранее, Банк России занимает как бы промежуточное положение между денежно-кредитной и финансовой системами. Он незаменим для государства, позволяет эффективно управлять государственной финансовой системой. В этом смысле он как бы заплатил все налоги, помогая в трудный момент перераспределять финансовые подсистемы таким образом, чтобы это перераспределение пошло на пользу благосостоянию общества. Правда, здесь все может складываться по-разному. Но чтобы такая перераспределительная функция работала на благо общества, нужен соответствующий механизм ответственности внутри самого Банка России и в его взаимоотношениях с другими ветвями власти и прежде всего с субъектами российской экономики. Вопроса независимости и позитивной ответственности Банка России мы коснемся подробнее. Еще один существенный момент: трудности становления переходной рыночной экономики. Для преодоления препятствий, возникающих в связи со спецификой переходной экономики, нужна финансовая мощь. Конечно, эта финансовая мощь должна использоваться по назначению и на благо общества. Чтобы появились такие гарантии, нужен юридический механизм, который мы предлагаем. Необходимо преобразовать организационно-правовую форму Банка России, создать независимый от него орган банковского надзора (по закону финансируемый Банком России). С каждым членом Совета директоров Банка России должен заключаться договор. Нужно принять Банковский кодекс РФ, регулирующий полномочия, права и обязанности всех субъектов банковских правоотношений. Потребуется систематизировать и устранить многочисленные противоречия во всей совокупности нормативных актов Банка России. Мы назвали минимум мероприятий, необходимых для создания юридических гарантий использования имущества и прибыли Банка России в интересах населения и гражданского общества.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ч. 4 ст. 3). Однако Банк России осуществляет свои расходы за счет доходов и, стало быть, имеет прибыль. Балансовая прибыль Банка России определяется как разница между доходами от операций, предусмотренных ст. 45 Федерального закона (операции Банка России), а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций (ст. 10).

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. При этом не допускается перечисление прибыли отчетного года в федеральный бюджет до утверждения годового отчета Банка России Советом директоров (ст. 26 Федерального закона).

Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах (ч. 3 ст. 26 Федерального закона).

studfiles.net

— «Деловой еженедельник «ПРОФИЛЬ»

На прошлой неделе Министерство по налогам и сборам (МНС) заявило о необходимости лишить ЦБ России особого статуса и заставить его платить налоги наравне с обычными банками. При этом существует закон о Центробанке, который предусматривает особые — льготные — правила налогообложения ЦБ России. Но существует и мировая практика, в соответствии с которой центробанки большинства развитых стран отдают в казну всю свою прибыль.

Александр Жуков, председатель комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам: «На самом деле, ЦБ по ряду налогов, например по подоходному налогу, и так является обычным налогоплательщиком. Особые правила распространяются лишь на прибыль Центробанка. Как известно, 50% прибыли ЦБ перечисляет государству. При этом банк сам устанавливает правила учета, отчетности, формирования структуры затрат и т.п. Приравнивать ЦБ в вопросах налогообложения к обычной кредитной организации, с моей точки зрения, нецелесообразно. Во всем мире для центробанков установлен специальный порядок взаимоотношений с налоговыми органами. Но нужно сказать и о том, что в большинстве стран мира в госбюджет перечисляется вся прибыль национальных центральных банков. Что касается российского ЦБ, такой вопрос уже ставился не раз, и думаю, что его обсуждение еще не закончено. Другой вопрос, который как раз сейчас обсуждается в парламенте,— установление специальных правил формирования затрат ЦБ РФ. Возможно, имеет смысл определить структуру затрат ЦБ законодательно. Это поможет снять с Центрального банка всяческие подозрения в ненадлежащем распоряжении собственной прибылью». Элеонора Митрофанова, аудитор Счетной палаты РФ: «При обсуждении вопроса о налогообложении ЦБ надо прежде всего исходить из того, что Центробанк — это банк эмиссионный. Поэтому любой выход денег из Центробанка — не важно в какой форме, будь то кредитование коммерческих банков или выплаты налоговых платежей,— является, по сути, наполнением экономики эмиссионными деньгами. Хотя менять существующее положение вещей, конечно, необходимо. Сегодня из недр ЦБ МНС получает только подоходный налог сотрудников. А по нашему мнению, ЦБ должен платить и налог на землю, и налог на прибыль, и другие налоги. Прежде всего Центробанку необходимо выделить из своей структуры такие организации, как комбинаты питания, пансионаты, санатории и т.п. Эти организации вполне могут выполнять роль самостоятельных экономических субъектов, а сейчас они числятся структурными подразделениями ЦБ и в соответствии со статусом ЦБ не платят никаких налогов. Теперь что касается прибыли. Налог с прибыли надо платить, но здесь существует несколько нюансов. Например, ЦБ сам устанавливает правила бухучета и поэтому всегда имеет возможность отразить в балансе ту прибыль, которую сам захочет указать. Исходя из этого, мы считаем, что ЦБ должен находиться на жесткой смете, которая должна быть утверждена Государственной думой. Вся прибыль, остающаяся после перечисления средств в специально созданные фонды, размер которых следует регулировать нормативно, должна переводиться в бюджет. Для этого надо изменить закон о ЦБ. И работа в этом направлении уже ведется. Есть даже рабочая группа по этому вопросу. Но процесс идет сложно. Ведь взять, к примеру, те же операции ЦБ с ГКО. С одной стороны, Центробанк зарабатывал на этом, а с другой — выполнял свои регулирующие функции. Определить здесь, что есть что, достаточно проблематично. Но возможно. Для этого надо изменить закон о ЦБ. А для этого требуется политическая воля. Которая, к сожалению, в данном вопросе не наблюдается». Сергей Реусов, заместитель председателя правления КБ «Кредит-Траст»: «То, что Центральный банк освобожден от налоговых платежей, на мой взгляд, не совсем правильно. Дело в том, что во время проведения Центробанком ряда операций он выступает как коммерческая организация. И, соответственно, получает от этих операций определенную прибыль. Например, ЦБ является игроком на рынке ценных бумаг, осуществляет кредитование коммерческих банков, проводит операции на валютном рынке. С июня 1999 года ЦБ получил право эмиссии собственных облигаций — «бобров» — и тем самым право получения доходов по этим облигациям. Что получается? С одной стороны, коммерческие банки, которые должны нести все налоговое бремя, с другой стороны — ЦБ, который, проводя те же банковские операции, получает от таких операций прибыль, а налоги не платит. Но, наверное, нужно учитывать, что ЦБ является институтом, который осуществляет государственную денежно-кредитную политику, обеспечивает устойчивость национальной валюты и поддержку банковской системы. И все это за счет собственных доходов. Поэтому при рассмотрении вопроса о налогообложении ЦБ нужен достаточно взвешенный и разумный подход, основанный на приоритетах развития национальной экономики». Карл Джохансон, управляющий партнер по СНГ аудиторской компании «Эрнст и Янг»: «Я не уверен, что решение приравнять ЦБ к обычным банкам в сфере налогообложения является логичным. Это совершенно нецелесообразно. Ведь ЦБ — это организация, основной функцией которой является обеспечение финансовой безопасности государства. Его функции принципиально отличаются от функций обычных коммерческих банков. Тем более что в странах с рыночной экономикой прецедентов приравнивания ЦБ к комбанкам нет». Владлен Гоцеридзе, президент благотворительного фонда «Мир вашему дому»: «Правовые акты, регулирующие деятельность Центробанка, действительно требуют корректировки с учетом сегодняшних экономических реалий. Однако создается впечатление, что за предложениями Министерства по налогам и сборам скрываются не требования экономической целесообразности, а политические факторы. Ни для кого не секрет, что у нас в стране в связи с грядущими президентскими выборами идет жесткая политическая борьба между представителями различных финансово-политических «семей». И в этом свете данные предложения выглядят несколько иначе. Приравняв Центробанк по статусу к обычному налогоплательщику, МНС сразу получает возможность осуществлять полный контроль за всеми финансовыми операциями ЦБ. К тому же у МНС в таком случае резко улучшается отчетность по сборам налогов, следовательно, есть хорошие новости для президента. Более правильным представляется другой путь: поставить Центробанк под жесткий контроль Счетной палаты, Госдумы и Совета Федерации. При этом все доходы Центробанка за финансовый год целевым образом и в обязательном порядке должны перечисляться в бюджет».

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ, ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

profile.ru