Бюджеты обеспечивающие составление основных бюджетов называются – Виды бюджетов и бюджетная классификация. Виды доходов и расходов бюджета.

Понятие бюджетирования. Виды бюджетов.

Бюджетирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период.

В зависимости от периодов бюджетирования (период бюджетирования — временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются
планы) различают:

• оперативное (текущее) бюджетирование — на период до 1 года;

• тактическое (среднесрочное) бюджетирование — на период 1—3 года;

• стратегическое (долгосрочное) бюджетирование — на пери­од свыше 3 лет.

Внедрение на предприятии системы бюджетирования призва­но решить следующие задачи:

• повышение эффективности использования ресурсов пред­приятия;

• обеспечение координации деятельности и обеспечение вза­имосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом;

• прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обо­снованности принимаемых управленческих решений;

• обеспечение финансовой устойчивости и улучшение фи­нансового состояния предприятия.

Бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

Бюджет — это план, содержащий стоимостные показатели.

Бюджет – информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.

Профессор А. П. Рудановский предлагал внести в классификацию счетов счета бюджета и пытался установить связь каждой операции с бюджетом, называя этот процесс бюджетированием.

Бюджетирование непосредственно связано с управлением и управленческим учетом, является его составной частью.

Виды бюджетов.Перечень используемых бюджетов и последовательность их составления, в ее «классическом» виде представлена ниже.

1. Бюджет продаж

2. Бюджет производства:

• Бюджет прямых материальных затрат

• Бюджет прямых затрат на оплату труда

• Бюджет потребности в мощностях

3. Бюджет общепроизводственных затрат

4. Бюджет цеховой (производственной) себестоимости

5. Бюджет общехозяйственных затрат

6. Бюджет коммерческих затрат

7. Бюджет доходов и расходов

8. Бюджет инвестиций (План капитальных затрат)

9. Бюджет движения денежных средств (План денежных потоков)

10. Прогнозный баланс (Расчетный баланс)

Принято различать основные и вспомогательные бюджеты. Рассмотренные выше виды бюджетов относят к ос­новным. Вспомогательные бюджеты призваны обеспечить состав­ление основных.

Совокупность основных бюджетов, составленных для предпри­ятия в целом, называют

генеральным бюджетом (мастер-бюджетом).

Среди основных бюджетов выделяют также: операционные бюджеты (бюджеты текущей деятельности) и финансовые бюджеты.К операционным бюджетам относят:

• бюджет реализации;

• бюджет производства;

• бюджет прямых материальных затрат;

• бюджет затрат на оплату труда;

• бюджет потребности в мощностях;

• бюджет общепроизводственных затрат;

• бюджет производственной себестоимости;

• бюджет общехозяйственных затрат;

• бюджет коммерческих затрат.

К финансовым бюджетам относят:

• бюджет доходов и расходов.

• бюджет инвестиций;

• бюджет движения денежных средств;

• прогнозный баланс.

На практике принято выделять статические и гибкие бюджеты.

Статический бюджет — это план, составленный для определен­ного уровня деловой активности.

Понятие гибкого бюджета можно трактовать двояко:

1) гибкий бюджет — это совокупность планов, рассчитанных для нескольких уровней деловой активности (диапазона дело­вой активности). В этом смысле гибкий бюджет — это совокуп­ность статических бюджетов.

В этой трактовке гибкий бюджет используется до начала от­четного периода, когда менеджеры рассматривают и оценива­ют несколько вариантов развития событий;

2) гибкий бюджет — это бюджет, рассчитанный для фактического уровня деловой активности, но с использованием плановых показателей.

В этой трактовке гибкий бюджет используется после оконча­ния отчетного периода для анализа отклонений между факти­ческими и плановыми показателями.

 


lektsia.com

Виды бюджетов и бюджетная классификация. Виды доходов и расходов бюджета.

Любая серьезная компания уделяет внимание планированию своей деятельности, в том числе и финансовой стороне – для этой цели служит финансовый бюджет организации. Именно в нем прописываются все виды доходов бюджета и расходов организации в тот или иной период времени, и на его основе определяются необходимые для получения прогнозируемого дохода ресурсы.

Существуют различные понятия и виды бюджетов, нацеленные на решение различных задач, основными являются:

  • Финансовый бюджет;
  • Операционный бюджет.

В условиях современного бизнеса бюджетная классификация также часто выделяет и третий вид – инвестиционный бюджет.

Важно отметить, что финансовый и операционный виды бюджетов составляют единый генеральный (основной или общий) сводный бюджет предприятия. С другой стороны, каждый из них содержит в себе операционные и финансовые бюджеты более низких уровней. В частности, операционный содержит:

Рисунок 1. БДДС и БДР на примере программного продукта «WA: Финансист».

Финансовый бюджет

В данные виды финансового прогнозирования закладываются все будущие расходы и доходы предприятия в денежном выражении. Он состоит из нескольких основополагающих документов, в том числе: прогноз о прибылях и убытках, прогноз о движении денежных средств, бухгалтерского баланса и движения собственного капитала.

Необходимо заострить внимание на том, что это основной вид бюджета и он направлен именно на планирование движения денежных средств в масштабах всей организации с целью обеспечения платежеспособности компании и регулирования возможного дефицита (профицита) средств. Планирование конкретных доходов и расходов проводится в рамках разработки операционного бюджета предприятия.

Рисунок 2. Планирование денежных средств на примере программного продукта «WA: Финансист».

Операционный бюджет

В данный вид бюджета входят различные бюджеты, в которых отражены расходы и доходы предприятия от конкретных видов деятельности, сюда же включаются затраты на косвенные налоги, а также доходы и расходы в виде материальных ценностей. Операционный бюджет предприятия включает в себя различные виды бюджетов предприятия, в том числе бюджет производства, затрат на энергию и материалы, продажи продукции, амортизационных отчислений, расходов на выплату налогов, общехозяйственных расходов и т.д.

То есть, если финансовый бюджет отражает общие движения денежных средств, то в операционном прописаны целевые затраты и доходы каждого подразделения предприятия.

Планирование – сложная задача, которую помогает решать специальный модуль «Бюджетирование», который предлагает мощный инструментарий для разработки всех видов бюджетов: операционного, финансового, БДР и БДДС и т.д. Он может быть использован для организаций любого уровня с учетом особенности их деятельности. Модуль значительно сокращает затраты времени и сил на процесс планирования бюджета по любым видам деятельности и позволяет добиться высоких результатов с максимальной эффективностью на любых предприятиях с различными масштабами деятельности в Москве или других регионах России.

По содержанию отдельные операционные виды бюджетов на предприятии подлежат классификации, их можно объединить в группы:

  • функциональные;
  • текущих периодов;
  • инвестиционные;
  • ЦФО.

Операционный бюджет в категории функциональный может включать и объединять некоторые самостоятельные виды бюджетного контроля:

  • продаж;
  • производственных запасов;
  • закупок;
  • общепроизводственных расходов;
  • производственный;
  • трудовых затрат;
  • коммерческих расходов;
  • общих и административных расходов.

Рисунок 3. Операционные (функциональные) бюджеты на примере программного продукта «WA: Финансист».

Инвестиционные бюджеты могут включать следующие подвиды:

  • вывода новой продукции;
  • освоения нового рынка сбыта;
  • создания филиала;
  • приобретения и ввода в эксплуатацию нового оборудования;
  • строительства новых объектов производственного и хозяйственного назначения.

В рамках взаимосвязи операционных и основных бюджетов, планы центров финансовой ответственности могут также включать совокупность более детализированных видов бюджетов, создаваемых в зависимости от масштабности бизнес-процессов и их значимости для хозяйственной деятельности предприятия в целом. К ним могут относиться бюджет:

  • отдела маркетинга;
  • отдела оптовых продаж;
  • отдела розничных продаж;
  • отдела снабжения;
  • транспортного цеха;
  • клада;
  • филиалов;
  • других структурных подразделений.

Классификация статей доходов и расходов бюджета

Также может осуществляться классификация расходов бюджета и доходов по видам:

  • долгосрочные или краткосрочные;
  • постатейные;
  • с временным периодом;
  • гибкие и статические;
  • преемственные или с нулевым уровнем;
  • профицитные, дефицитные, сбалансированные.

Классификация является условной. Каждое предприятие может руководствоваться собственными принципами и подходами. Компания может выбрать несколько субъектов для бюджетирования на предприятии или делать общий план без детализации по видам бюджета, осуществлять процесс планирования в обычной таблице Excel или применять средства автоматизации.

Основные виды бюджетирования используются на любом предприятии и, как явление, это планирование с целью повышения результативности хозяйственной деятельности.

Смотрите также «Модуль управления движения денежных средств»

www.1cashflow.ru

Бюджет, его виды и структура. Бюджетная система Российской Федерации.

26. Бюджет, его виды и структура. Бюджетная система Российской Федерации.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Бюджеты бываюь следующих видов:

1.Финансовый бюджет (основной бюджет)- это план в котором отражаются финансовые источники денежных средств и направление их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя: Бюджет доходов и расходов; Бюджет движения денежных средств; Расчётный баланс.

2. Операционный бюджет — являются тщательно детализированными бюджетами, которые составляются с целью управления текущими расходами.Они отличаются от других типов составления бюджетных стратегий, которые могут включать позиции, учитывающие проведение будущих операций или дополнительные расходы, которые будут осуществляться вне рамок основного бюджета. Операционный бюджет должен гарантировать не только наличие средств, которые необходимы для непрерывного функционирования бизнеса, но и распределить их наиболее эффективным образом. 

Операционный бюджет включает в себя:

 бюджет продаж- содержит информацию о запланированном (помесячно и покварталь­но) объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции;
— бюджет производства – содержит информацию о запланированном (помесячно и покварталь­но) объеме производства (выпуска) по каждому виду продукции с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
— бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запа­сах по каждому виду продукции;
— бюджет прямых материальных затрат – содержит ин­формацию о запасах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по каждому ви­ду продукции, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;
— бюджет управленческих расходов – содержит информацию о расхо­дах на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции (услуг), расходах на заработную плату управленческому персоналу, арендных платежах, коммуналь­ных и командировочных расходах, затратах на текущий ремонт и других расходах;
— бюджет коммерческих расходов – содержит информацию о расхо­дах на рекламу, транспортные услуги, ко­миссионных сбытовым посредникам и прочих расходах по реализации продукции;
— бюджет прямых затрат труда–содержит информацию о расхо­дах на заработную пла­ту основного производственного персонала в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду про­дукции, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;
— бюджет прямых производственных (операционных) затрат–составляется тогда, когда требуется более точный учет тех производственных расходов, которые могут быть отнесены к категории пря­мых (переменных) затрат;— бюджет накладных расходов–содержит информацию о прочих рас­ходах организации, в частности, об амортизации, уплаченных процентах за кре­дит и других накладных расходах на протяжении бюджетного периода.
Операционные бюджеты необходимы для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов.
3.Вспомогательные бюджеты:
— план капитальных затрат (инвестиционный план) – показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами организации под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов. В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода;

— кредитный план – содержит информацию о кредитах и инвестициях, необходимых организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.

Вспомогательные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно менеджментом организации в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
4.Специальные бюджеты:
— бюджеты распределения прибыли;
— бюджеты отдельных проектов и программ;
— бюджеты налогов.

Специальные бюджетыпоказывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т. п. Набор и форматы специальных бюджетов обычно определяются в соответствии с решением менеджмента организации или подразделения, какие позиции доходов и расходов они сочтут важными для управления финансами в данный период.
Задача специальных и вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной или обработке итоговой информации, необходимой для составления основных бюд­жетов.

Бюджетная система РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

— I уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— III уровень — местные бюджеты.

Основными функциями бюджета являются следующие:

1) перераспределение национального дохода и ВВП;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств. 

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. 

Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

— налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

— налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

— налоги на совокупный доход;

— налоги на имущество;

— платежи за пользование природными ресурсами;

— налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

— прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

— доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

— доходы от продажи земли и нематериальных активов;

— поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

— административные платежи и сборы;

— штрафные санкции, возмещение ущерба;

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

— от нерезидентов;

— от бюджетов других уровней;

— от государственных внебюджетных фондов;

— от государственных организаций;

— от наднациональных организаций;

— средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. 

Функциональная классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

— государственное управление и местное самоуправление;

— судебная власть;

— международная деятельность;

— национальная оборона;

— правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

— промышленность, энергетика и строительство;

— сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация — это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств — руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

economyquestions.blogspot.com

Классификация бюджетов

Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

Необходимо составлять планы и контролировать их исполнение, как по всему предприятию, так и по различным областям деятельности (продажи, закупки, производство и т.д.), и по Центрам Финансовой Ответственности. Соответственно, эти три бюджета называются: бюджет предприятия,функциональный бюджет и операционный бюджет.

Бюджет предприятия – это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия (функциональную область).

Примеры функциональных областей и соответствующих бюджетов:

  • Продажи – Бюджет продаж, Бюджет доходов от реализации
  • Закупки – Бюджет закупок, Бюджет расходов на закупки
  • Производство – Бюджет производства, Бюджет прямых производственных расходов
  • Управление персоналом – Бюджет расходов на персонал и т.д.
  • Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия (ЦФО).

Каждый ЦФО ведет свой операционный бюджет.

С точки зрения предмета ведения бюджетов, можно выделить следующие типы бюджетов:
1. Стоимостные бюджеты:
1.1. Бюджет Доходов и Расходов (БДР)
1.2. Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС)
2. Натурально-стоимостные бюджеты:
2.1. Продажи
2.2. Остатки готовой продукции на начало и конец периода
2.3. Производство
2.4. Остатки незавершенного производства на начало и конец периода
2.5. Остатки сырья, материалов и прочего в производстве на начало и конец периода
2.6. Потребности производства
2.7. Остатки сырья, материалов и прочего до входа в производство (на складе)
2.8. Закупки

На основании всех этих бюджетов путем консолидации формируются три итоговых бюджета:
ѻ Бюджет Доходов и Расходов (БДР)
ѻ Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС)
ѻ Бюджет Баланса / Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ)

Данная классификация позволяет:
1. отнести каждый функциональный бюджет к одному из типов: стоимостному либо натурально-стоимостному, т.е. определить, какого рода обороты: денег, неденежных активов или доходов/расходов, – он описывает;
2. сформировать три итоговых (консолидированных) бюджета;
3. планировать и учитывать балансовую стоимость предприятия по Бюджету Баланса.

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия.
Цель его составления – управление прибыльностью/рентабельностью предприятия. Он показывает:
1. Структуру (источники формирования) доходов предприятия.
2. Структуру расходов (направления расходования средств) предприятия.
3. Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).
4. Разницу (т.е. прибыль либо убытки) между доходами и расходами за период.

На основе этих данных и при помощи определенных инструментов анализа можно:
1. Спланировать и определить по факту статьи доходов, вносящие наиболее значимый вклад в финансовые результаты, что является необходимой информацией для разработки маркетинговой политики компании
2. Выявить наиболее значимые статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов.
Формат Бюджета Доходов и Расходов (последовательность и группировка статей) должен соответствовать принятому на предприятии формату Отчета о Прибылях и Убытках (ОПУ), так как только такое соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия. БДР (аналогично ОПУ) предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т.д.) соответствующих расходных статей, из чего формируются “очищенные” от этих расходов финансовые результаты (вплоть до чистой и нераспределенной прибыли). Пример последовательного формирования финансовых результатов представлен на схеме ниже.

Схема формирования финансовых результатов

Блок-схема формирования основного бюджета


ivan-shamaev.ru

Вопрос 2. Понятие бюджета. Основные виды классификации бюджетов.

Рабочим форматом финансового планирования является бюджет.

Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показы­вающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели. (Определение Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США)

Бюджет — это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций:

  • бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического плана, и процесс разработки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов;

  • бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности организации. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль;

  • бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара, инвестиционной деятельности и т.д.;

  • бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

  • В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.

  • Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

  • Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделения организации. Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: оперативного (операционного), финансового и инвестиционного бюджетов.

  • Оперативный бюджет — текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета — разработка плана прибылей и убытков. Ecли основной бюджетный фактор — бюджет продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых трудовых затрат, бюджет общих и административно-управленческих расходов, бюджет отчета о прибылях и убытках.

  • Инвестиционный бюджет— является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

  • Финансовый бюджет— отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Цель финансового бюджета — планирование баланса поступления связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

  • Статический (жесткий) бюджет — это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя из заданного объема реализации.

Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. Исполнение данного бюджета контролируется без каких-либо корректировок. Статический бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета.

  • Гибкий бюджет — это связующее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с плановыми показателями. В основе гибкого бюджета лежит разделение затрат на постоянные и переменные. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Если организация не имеет возможности спрогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед, то целесообразно разрабатывать «скользящий» бюджет. Это такой бюджет который постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего.

Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

studfiles.net

Функции и виды бюджетов

Бюджет — это план, содержащий количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей, позволяющих определить будущие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, денежные поступления и выплаты, потребность в финансовых ресурсах и источники их финансирования.

Бюджет является количественным и стоимостным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей [8].

Цель составления бюджета состоит в планировании и учета результатов деятельности предприятия.

По мнению большинства специалистов, бюджеты не имеют стандартной формы и структура бюджета зависит от следующих факторов: размера организации, вида деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета [5,2, 8,24].

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений. Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности [2].

Функции бюджетов состоят в следующем:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

2. Координирование различных видов деятельности и работы структурных подразделений.

3. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

5. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;

6. Средство обучения менеджеров [5].

Процесс составления бюджета называется бюджетным цикломи проходит поэтапно:

1) сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;

2)разработка первого варианта бюджета;

3) координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;

4) утверждение бюджетов руководством предприятия;

5) рассылка утвержденного бюджета по центрам ответственности на нижние уровни управления.

6) последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.

В зависимости от целей, задач, временного периода и некоторых ограничений выделяют разные виды бюджетов, представленные в табл.4.1

Таблица 4.1

Классификация бюджетов

Признаки Виды бюджетов
по срокам долгосрочные – 1,5 года среднесрочные – 6-12 месяцев краткосрочные – 3 месяца скользящие
по назначению операционные ( оперативные) финансовые
по методам разработки жесткий ( статичный) гибкий
по уровню детализации общий (главный) частные
по иерархии управления снизу – вверх сверху- вниз
по способу составления преемственный бюджет, с нулевым уровнем  

 

Разработка скользящего бюджета состоит в добавлении бюджета на предстоящий период, как только истекает срок предыдущего периода, за счет чего обеспечивается непрерывность процесса планирования.

Операционный бюджет – план доходов и расходов, связанный с ведением операционной деятельности в определенный период. Он включает в себя целый ряд бюджетов.

Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных вложений, денежных средств, а результатом является составление прогнозного баланса.

Статичный бюджет ( жесткий бюджет) рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. доходы и расходы в нем планируются исходя из одного уровня реализации. Сметное уравнение для жестких бюджетов : у=в, где в – постоянные затраты.

Гибкий (переменный) бюджетбюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. включает несколько альтернативных вариантов объема производства (реализации). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе – оценить фактические результаты.

Общий ( главный ) бюджет, консолидирующий все подбюджеты и общий план, на основе которого ведется управление.

Факторы, влияющие на главный бюджет предприятия:

1. ограничения, влияющие на деятельность компании:

— существующий на рынке объем платежеспособного спроса на продукцию;

— производственные мощности;

— наличие квалифицированного персонала;

— доступность сырья и материалов.

2. вид деятельности;

3. стратегические цели;

4.информационные потребности менеджмента компании;

5. размер предприятия и цели управления.

Частный бюджет, состоящий из доходов и затрат и относящийся к определенному подразделению, функции или процессу.

Бюджет «снизу-вверх» показывает позицию отдельных подразделений предприятия и их вклад в общий бизнес.

Цель бюджетов «сверху –вниз» — доведение целей руководства до низовых звеньев и отдельных работниковпредприятия.

Преемственный бюджет, в основе которого лежит шаблон, а исправления отражают изменения текущих процессов.

Бюджет с нулевым уровнем составляют без шаблона.


Похожие статьи:

poznayka.org

Понятие и виды бюджетирования, его роль и функции в управленческом учете

    Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования. Термин бюджет в управленческом учете западных стран приближен к отечественному термину смета или план. Бюджет как правило рассчитывается на предстоящий год и представляет собой финансовый документ созданный для выполнения предполагаемых действий, иначе бюджет – это прогноз будущих финансовых операций.

    Бюджет обычно показывает планируемую величину дохода, который должен быть достигнут и величину расхода в связи с получением дохода.

    Функции бюджета состоят в следующем:

  1. Планирование операций как в стратегических так и тактических, обеспечивает достижение цели деятельности организации. Планирование помогает контролировать производственную ситуацию, без плана управляющий как правило реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать.
  2. Координирование различных видов деятельности и подразделений организации. бюджет побуждает управляющих отдельными структурными подразделениями строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения предприятия работают согласованно для достижения общих целей организации. очень важно, чтобы план и производство были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.к. продукции необходимо произвести столько, сколько запланировано объема продаж. Бюджеты включают конкретные показатели, объем продукции, которую необходимо произвести, сколько сырья закупить, какое оборудование, сколько рабочей силы, какие цены устанавливать, какой экономической политики придерживаться в будущем. Бюджет увязывает экономическую информацию в планах с имеющимися возможностями.
  3. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению цели своих центров ответственности, а следовательно цели всей организации. каждый руководитель должен знать, что ожидают от его центра ответственности. Стимулирующая роль бюджета проявляется в активном участии менеджеров в разработке бюджетов своих подразделений.
  4. Контроль текущей дисциплины. В отсутствии бюджета при сравнении показателей текущего периода с предыдущим можно сделать ошибочные выводы, т.к. показатели прошлых периодов могут быть результатом низкопроизводительного труда. Такие данные не учитывают изменений в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Тщательно подготовленный бюджет является своего рода лучшим стандартом. С ним сравнивают фактически достигнутые результаты.
  5. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями, отклонения о бюджета определяется ежемесячно. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действие.
  6. Средство обучения менеджеров. Принимая участие в составлении бюджетов менеджеры имеют возможность детально изучить деятельность своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими.

    Подготовка бюджета начинается с подготовки ясного его названия и периода, для которого он составляется. Информация содержащаяся в бюджете должна быть точной, определенной и иметь значимость для ее получателя, на сколько это возможно. Бюджет разрабатывается как в целом для всей организации, так и для ее подразделений, что позволяет скоординировать действия всех подразделений.

    Бюджеты, разрабатываются управленческой бухгалтерией, совместно с руководителями центров ответственности, причем процесс разработки начинается снизу. 

    Процесс составления бюджета в организации называется бюджетным циклом, который состоит из этапов:

  • Планирование деятельности структурных подразделений и организации в целом;
  • Определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • Обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • Корректировка планов с учетом предположенных поправок.

    Структура бюджета зависит от специализации и размеров организации, а также от квалификации и опыта лиц, разрабатывающих бюджет.

    Бюджет не имеет строгих форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен ясно и доступно предоставлять информацию для пользователя. Он может быть подготовлен в любых единицах измерения.

    В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

  • общие;
  • частные;
  • гибкие;
  • статистические.

    Полные бюджетные системы включают не только практические, но и отчетные данные. Они используются в планировании, контроле, оценке результатов деятельности и совершенствовании процессов производства, калькулирования и оценки запасов. Отсюда можно сделать вывод о том, что бюджетирование как и классификация затрат отвечает разным целям управления.

Структура общего бюджета

    Общий бюджет представляет собой скоординированный по подразделениям план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании бюджетов различных подразделений предприятия называемых частными бюджетами.

    Общий бюджет любой организации состоит из 2-х частей: операционная и финансовая.

  • Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации.
  • Операционный бюджет включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет ТМЗ и бюджет расходов.

    Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объём продаж определяет высшее руководство организации, которое формирует своё решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляются бюджеты производства и себестоимости проданной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных затрат, но и потребностей в ресурсах в натуральном выражении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибыли и убытка.

    При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, ограничения со стороны государства, деловая политика, общее состояние экономики и т.д.

    В бюджете продаж отражаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, количество, цена за единицу, сумма на которую планируется осуществить продажи.

    Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризуют уровень деятельности организации.

    После установления плана продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которые необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне.

    Для определения общих затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции складывающейся из прямых и косвенных затрат.

    Следующий этап подготовки общего бюджета это составление частных операционных бюджетов: бюджет закупки, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости проданной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет административных расходов.

    Финансовая часть общего бюджета предполагает планирование источников финансовых средств и направлений их использования. Финансовый бюджет составляют на основе данных прибыли и убытка, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

    Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период, а также план денежных потоков в разрезе видов деятельности. С помощью бюджета денежных средств достигаются 2 цели: 1) показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухбаланса; 2) выявляются период излишка финансовых ресурсов или их нехватки, что имеет важное значение в управлении финансовыми ресурсами.

    При подготовке бюджета денежных средств особое внимание следует уделять времени фактических поступлений денежных средств, а не времени исполнения хозяйственных операций. Некоторые статьи затрат, например, амортизация, не требуют расхода денежных средств.

    Последним этапом в процессе подготовки общего является разработка прогнозного бухгалтерского баланса, именно на этом этапе руководство предприятия должно вынести решение о принятии предполагаемого общего бюджета или изменить его. 

    В процессе обсуждения проекта общего бюджета может быть изменена кредитная политика организации в отношении покупателей, т.е. введена скидка за быструю оплату или изменены условия представления отсрочки платежа.

Гибкие и статические бюджеты

    Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

    Гибкий бюджет составляется для определенного диапазона деловой активности предприятия. Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения объема реализации и представляет собой динамичную базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

    В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они тоже планируются, но для каждого диапазона они рассчитываются.

    Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных производится на 4 уровнях:

  • на 0 уровне сравниваются показатели фактических затрат с бюджетными и выявляются положительные и отрицательные отклонения;
  • на 1 уровне выявляются причины отклонений. Причинами могут быть: изменение в объеме продаж; изменение общей суммы затрат;
  • на 2 уровне рассчитывается отклонение по цене реализации, которое показывает отличие фактической цены от стандартной;
  • на 3 уровне рассчитывается отклонение по объему использованных ресурсов.

С уважением Молодой аналитик

humeur.ru