Бюджета россии социальными расходами – 2.1 Анализ расходов бюджета РФ на социально-культурные мероприятия. Расходы государственного бюджета и влияние их структуры на социально-экономическое развитие общества

Социальные расходы бюджета РФ — реферат

Описание.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Выдержка из работы.

Оглавление

 
 

          
Бюджет – ведущее звено финансовой системы,
единство основных финансовых категорий.
Именно с помощью бюджета государство
имеет возможность сосредотачивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.

       Бюджетная
политика государства может быть
не только важнейшим фактором экономического
роста, но и гарантом сохранения экономической 
и социальной стабильности в обществе.
При этом одним из самых важных составляющих
бюджетной политики  является политика
расходов.

       Государственное
регулирование в современных 
условиях превратилось в макроэкономический
регулятор воспроизводственных 
процессов, направленный на реализацию
стратегических приоритетов социально-экономического
развития. В связи с этим особое значение
приобретает проблема обеспечения соответствия
структуры расходов бюджета расширенного
правительства заявленным стратегическим
приоритетам.

     Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, развития перспективных
направлений в промышленном производстве,
освоения новых технологий. Федеральный
бюджет играет определяющую роль в реализации
социальной политики, проводимой в стране.
Таким образом, актуальность выбранной
для исследования темы заключается в первостепенной
важности расходов бюджета для функционирования
национальной экономики, а также укрепления
социальной стабильности в обществе. Эти
проблемы весьма важны для всех стран
мира.

     Важнейшим
инструментом регулирования развития
социальной сферы является бюджет.
Необходимость образования бюджетных 
ресурсов непосредственно вытекает
из осуществления государством специфических 
функций. Имеется в виду потребность
финансирование затрат на содержание
работников социальной сферы, а также
на развитие социальной сферы. Целью курсовой
работы является рассмотрение особенностей
финансирования в социальной сфере.

     Целью
данной работы является рассмотрение
особенностей финансирования и планирования
расходов бюджета на социальную сферу.
Для достижения цели необходимо решить
ряд следующих задач:

     Целью
социальной политики является последовательное
повышение уровня жизни населения 
и снижение социального неравенства,
обеспечение всеобщей доступности основных
социальных благ, прежде всего качественного
образования, медицинского и социального
обслуживания. 
 

 

     Социальную 
сферу образуют оказывающие услуги
учреждения и предприятия различных форм
собственности. С развитием производительных
сил изменяются как структура социальных
потребностей, так и способы их удовлетворения,
увеличивается спрос на разнообразные
социальные услуги, повышаются требования
к их качеству. Работа предприятий и учреждений
социальной сферы должна соответствовать
определенным требованиям, установленным
стандартам и правилам.

Отрасли социальной
сферы призваны удовлетворять культурные,
образовательные, медицинские, духовные
потребности, а также завершать процесс
создания материальных благ и их доведение
до потребителя. Они предъявляют большой
спрос на рабочую силу, различные машины
и оборудование, материалы, финансовые
ресурсы и в этом проявляется их связь
с материальным производством. В свою
очередь высокий уровень развития социальной
сферы оказывает огромное влияние на формирование
человека — работника с активной жизненной
позицией, на повышение производительности
общественного труда. Важнейшим инструментом
борьбы с бедностью является социальная
защита. К объектам
социальной защиты относят
следующие категории
граждан: работники
бюджетных отраслей,
пенсионеры, семьи, имеющие
детей, дети — сироты,
беременные, инвалиды,
безработные, военные
и демобилизованные,
беженцы, бомжи и заключенные.

Очевидно, что часть населения может относиться
к нескольким категориям. Каждой категории
населения должен быть определен основной
тип финансирования. Это не исключает
финансирование из различных источников.
Например, пенсия — бюджет государства,
доплата к пенсии — местный.

По способу 
получения меры социальной защиты можно 
классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям,
имеющим детей;

4) пособия по 
безработице;

5) государственное 
обеспечение детей — сирот;

6) государственное 
обеспечение заключенных;

7) материальная 
помощь в виде дополнительных 
выплат;

8) натуральная 
помощь в виде предметов первой 
необходимости и продуктов;

9) оказание социальной 
услуги на дому;

10) бесплатное 
питание;

11) бесплатное 
лечение;

12) бесплатное 
или льготное предоставление лекарств
и протезно-ортопедических изделий;

13) льготная оплата 
коммунальных услуг;

14) бесплатное 
или льготное обучение или 
переобучение;

15) ночное проживание 
бездомных;

16) бесплатный 
или льготный проезд на общественном 
транспорте;

17) финансирование
предприятий с целью организации рабочих
мест для инвалидов.

     Кризисные
явления в обществе ухудшили социальное
положение значительной части населения,
в том числе экономически активного.
Наиболее уязвимыми слоями оказались 
многодетные и неполные семьи, инвалиды,
учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего,
становятся объектами социальной поддержки
в виде социальных пособий, компенсаций
и других выплат. Семья выступает в качестве
социального института в последней инстанции,
обеспечивая своим членам экономическую,
социальную и физическую безопасность.
Нынешнее состояние социальной защиты
семей с детьми, показывает отношение
государства к институту семьи, степень
его ответственности за воспроизводство
населения, готовность поддержать семьи,
в которых родились и воспитываются дети.
Под угрозой оказались здоровье и благополучие
самого ценного достояния нации — подрастающего
поколения будущего страны. настоящему
времени сложились четыре основные формы
государственной помощи семьям, имеющим
детей: Денежные выплаты семье на детей
и в связи с рождением, содержанием и воспитанием
детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые,
жилищные, кредитные, медицинские и другие
льготы семьям с детьми, родителям и детям.
Бесплатные выдачи семье и детям (детское
питание, лекарства, одежда и обувь, питание
беременным женщинам и другое). Социальное
обслуживание семей (оказание конкретной
психологической, юридической, педагогической
помощи, консультирование, социальные
услуги).

     В
России все больше людей нуждаются 
в помощи государства. Старение населения
также увеличивает число получателей
пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными
последствиями грозят увеличение числа
неполных семей, расширение социального
сиротства, преступности, алкоголизма,
наркомании, проституции. Социальная сфера
представляет собой целостную, постоянно
изменяющуюся подсистему общества, порожденную
объективной потребностью общества в
непрерывном воспроизводстве субъектов
социального процесса. Это устойчивая
область человеческой деятельности людей
по воспроизводству своей жизни, пространство
реализации социальной функции общества.
Именно в ней обретает смысл социальная
политика государства, реализуются социальные
и гражданские права человека.

     Отрасли
социальной инфраструктуры в зависимости 
от характера удовлетворения потребностей
принято делить на две группы. Первая группа
представляет те отрасли, деятельность
которых нацелена на удовлетворение социально
— культурных, духовных, интеллектуальных
запросов человека, поддержание его нормальной
жизнедеятельности (здравоохранение,
образование, культура, искусство, физическая
культура и спорт). Вторая охватывает отрасли,
предназначенные для завершения процесса
создания материальных благ и их доведения
до потребителя (розничная торговля, общественное
питание, жилищно-коммунальное и бытовое
обслуживание). Они призваны способствовать
сокращению затрат труда на ведение домашнего
хозяйства, обслуживание членов семьи,
расширение возможностей для удовлетворения
духовных запросов. Например, культура
— отрасль социальной сферы. Основными
задачами в сфере культуры являются: сохранение
системы общедоступных учреждений культуры
и искусства, музеев, библиотек, театров,
обеспечение доступности всех слоев населения
к ценностям культуры. Важнейшим компонентом
социальной сферы является социальная
инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую
совокупность материально-вещественных
элементов, создающих условия для удовлетворения
всего комплекса потребностей в целях
воспроизводства человека и общества.
Социальная инфраструктура является полем
взаимодействия материально-вещественной
среды и социальных субъектов и обеспечивает
условия для рациональной организации
их жизни и деятельности. По своей внутренней
организации инфраструктура социальной
сферы представляет собой систему учреждений,
предприятий и органов управления, обеспечивающих
эффективность функционирования всех
институтов социальной сферы. При этом
многообразные потребности индивидов,
семей и общества в целом удовлетворяются
широким и многообразным набором товаров
и услуг. Развитие социальной инфраструктуры
зависит от уровня развития материального
производства, объема созданного здесь
национального дохода и его распределения
между производственной и непроизводственной
сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее
влияние на производительные силы. В условиях
все усиливающегося процесса общественного
разделения труда практически невозможно
функционирование отраслей материального
производства без социальной инфраструктуры.
Материальные и духовные блага, предоставляемые
предприятиями и учреждениями социальной
инфраструктуры, удовлетворяя личные
потребности людей, являются важнейшим
фактором воспроизводства рабочей силы
и интенсификации производства. Инфраструктура
все в большей степени становится социальным
ускорителем экономического развития.

 

     Вопрос 
организации системы образования 
в государстве является одним 
из центральных.

Образование — процесс,
в результате которого достигается 
усвоение систематизированных знаний,
умений и навыков. Образование — необходимое
условие подготовки человека к жизни и
труду, получение специальности. Основной
путь получения образования — обучение
в учебных образовательных учреждениях,
где оно тесно связано с воспитанием. Наука
об образовании вкладывает в образование
также самообразование, участие в общественно-трудовой
деятельности. Уровень общего и специального
(профессионального) образования обусловливается
требованиями производства, общественными
отношениями, состоянием науки, техники
и культуры. Под образованием в Законе
«Об образовании» понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов), которые
удостоверяются соответствующими документами.
Гражданам Российской Федерации Конституцией
РФ гарантируется возможность получения
образования без ограничений. Гражданам
РФ гарантируется получение бесплатного
общего (начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования)
и на конкурсной основе — бесплатного профессионального
образования в государственных, муниципальных
образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов,
если образование данного уровня гражданин
получает впервые. Одновременно введено
сочетание бесплатного и платного образования
в образовательных учреждениях РФ.

     Расходы
на образование распределяются
в соответствии с 
разделом «Образование»
и включают в себя
расходы на:

дошкольное 
образование;

общее
образование;

начальное
профессиональное образование;

среднее
профессиональное образование;

переподготовку 
и повышение квалификаций;

высшее 
профессиональное образование.

Конституция Российской
Федерации установила, что каждый имеет
право на образование. Гарантируется бесплатность
и общедоступность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях. Конституцией
также определено, что каждый вправе на
конкурсной основе получить бесплатно
высшее профессиональное образование
в государственном или муниципальном
образовательном учреждении. Понятие
бесплатности для граждан означает, что
расходы на обеспечение образования берет
на себя государство, т.е. такие расходы
должны быть предусмотрены в соответствующем
бюджете. Нормативные основы организации
образования составляют федеральные законы
«Об образовании» и «О высшем и
послевузовском образовании». Данные
законы также содержат ряд общих норм,
регламентирующих вопросы финансирования.
Финансирование расходов на образование
осуществляется из бюджетов всех трех
уровней бюджетной системы, причем для
каждого уровня определена своя компетенция.
За счет федерального бюджета финансируются
федеральные образовательные учреждения,
как правило, это учреждения высшего и
среднего профессионального образования.
Также из федерального бюджета финансируются
расходы по финансированию целевых образовательных
программ и проведение научных исследований
в области образования. Региональные бюджеты
финансируют содержание образовательных
учреждений, находящихся в ведении субъекта
РФ, региональные целевые образовательные
программы, а также финансирование приобретения
учебников и учебного оборудования для
образовательных учреждений субъекта.
Местные бюджеты осуществляют финансирование
общеобразовательных школ, учреждений
дошкольного и дополнительного образования,
целевых образовательных программ. Также
за счет местного бюджета финансируются
мероприятия по защите прав несовершеннолетних
детей.

 
 

     Социально-культурное
развитие включает в себя: культуру,
искусство, средства массовой информации,
мероприятия в области молодежной
политики и социальное обеспечение.

Культура — исторически
определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, создаваемых
ими материальных и духовных ценностях.
Культура включает в себя результаты познания
произведений искусства, нормы морали
и права. Культура меняется с переходом
от одной формации к другой, при этом наследуется
все ценное в культуре прошлого. После
социалистической революции в России
утверждалась культура социалистическая
по содержанию, многообразная по национальным
формам и интернациональная по своему
духу и характеру. Функции культуры в современных
условиях состоят в обогащении человека
духовными и научными ценностями.

Комплекс «Культура»
как отрасль представляет собой 
совокупность учреждений и организаций,
решающих задачи обогащения человека
духовными и научными ценностями. С культурой
тесно связано искусство и кинематография.
Искусство — художественное творчество
в целом: литература, архитектура, скульптура,
графика, декоративно-прикладное искусство,
музыка, театр, кино и другие разновидности
человеческой деятельности, а также живопись.
Кинематография — отрасль культуры и промышленности,
осуществляющая производство фильмов
и показ их зрителю, один из массовых видов
искусства, важное средство политической
и научной пропаганды. Средства массовой
информации — систематическое распространение
сообщений через печать, радио, телевидение,
кино с целью утверждения духовных ценностей
общества и оказания воздействия на оценки,
мнения и поведение людей, распространение
культуры, рекламы. Учреждения культуры
и искусства не могут быть обеспечены
только рынком, они поддерживаются обществом.
Функции культуры с точки зрения их социально-экономического
содержания состоят в духовном обогащении
человека и воздействии через это на конечные
экономические результаты. Культурный
комплекс представляет собой совокупность
предприятий, учреждений и организаций,
решающих специфические задачи по развитию
и самореализации личности, гуманизации
общества и сохранению самобытности народов.
Деятельность библиотек, музеев, театров,
киноотрасли регулируется дополнительно
принятыми специальными законами.

Выполняя комплекс
задач по идеологическому и социальному 
обслуживанию населения, направленных
на расширенное воспроизводство 
общества, культура, так же как и образование,
выступает одним из основных претендентов
на средства государственного бюджета.
В то же время культура располагает значительным
коммерческим потенциалом и при умелом
его использовании может внести существенный
вклад в развитие отечественной экономики.
Примером может служить концертная деятельность.
Сочетание бюджетного финансирования
культуры с элементами самофинансирования
вполне вписывается в структуру современного
рыночного механизма.

dipland.ru

Социальные расходы бюджета РФ — страница 3

2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт

Здравоохранение — система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранением на основе программно-целевых методов планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования. В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества мед. помощи; развитие высокоспециализированных видов мед. помощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.

Ниже приведен перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно:

Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

Медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов.

За счет средств бюджетов всех уровней финансируется также:

Дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ; льготное лекарственное обеспечение и протезирование отдельных категорий граждан;

Медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станциями переливания крови, санитарной авиацией и т.п.;

Мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;

Научные исследования;

Медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.;

Страхование неработающих граждан.

В целом показатели структуры и динамики источников финансирования отрасли характеризуют действительный уровень социальной защиты населения в области здравоохранения.

Специфика расходов на физическую культуру и спорт.

Специфика услуг отрасли «физическая культура и спорт» обусловлена выполняемыми различными социально-экономическими функциями — воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной. В зависимости от характера услуг их можно сгруппировать по видам или направлениям.

Первая группа включает в себя предоставление услуг государственной значимости. В нее входят спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов; услуги физического воспитания в системе государственного образования; услуги лечебной физкультуры в системе государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения.

Ко второй группе относится добровольно-общественный сектор, в котором предоставляются спортивные услуги ограниченного доступа. К числу добровольно-общественных некоммерческих организаций относятся спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и другие организации, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе.

Третья группа представляет собой предприятия и организации смешанных форм собственности. В нем наряду с коммерческими могут предоставляться социально значимые услуги физической культуры и спорта.

Основу четвертой группы составляет частный капитал. Товары и услуги здесь производятся и реализуются на коммерческой основе. В состав этой группы включаются организации профессионального спорта, спортивно-зрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов и тренеров.

Согласно Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80 -ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:

Финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

Содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; Создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

Далее в Законе говорится, что для достижения высших спортивных результатов и создания для этого благоприятных условий государство будет:

Увеличивать количество спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укреплять их материально-техническую базу;

Строить новые и модернизировать существующие базы и центры подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебные задания, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

Выделять ассигнования на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

Стимулировать деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

Поощрять меценатство и благотворительность.

В заключении отметим, что недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта со стороны, как государства, так и населения снижает качество жизни, уровень здоровья и работоспособности граждан. Поэтому стратегия реформирования отрасли направлена на развитие системы физкультурного всеобуча. Совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит сформировать у населения потребность в здоровом образе жизни. Однако укрепление физического и духовного здоровья нации возможно лишь при осуществлении всесторонней государственной поддержки отрасли, включая развитие спорта высших достижений и массовой физической культуры.

    продолжение

www.coolreferat.com

Социальные расходы бюджета РФ — страница 6

Заключение

В данной  работе было проведено исследование финансирования социальной сферы, которое включило в себя теоретическую и практическую части. Цели работы достигнуты, задачи выполнены.

В заключении хочется немного добавить о социальных реформах.

Поспешность в проведении так называемых соц. реформ весьма опасна для стабильности российского общества. Перевод на рыночную, чисто коммерческую основу ЖКХ, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения вообще сомнителен как принцип. В расходах на образование доля государства даже в США достигает 75%. Медицинское страхование для работающих и пенсионеров гарантируется автоматически. Также гарантируется стабильность основной части пенсии и т.д. Отмечающаяся в последнее время поспешность в проведении соц. реформ в России совершенно неоправданна. Любые действия государственной власти по коммерциализации соц. значимых услуг должны быть прямо увязаны с возможностями резкого повышения доходов всего населения. Судя даже по начальной реакции российского общества на подобные планы, обязательным предварительным условием их реализации должно быть общественное мнение. Очень многие люди, имеющие большой потенциал, не имеют возможности платить за свое образование большие деньги. Государство должно помогать своим гражданам в саморазвитии, иначе вся наша наука «вымрет», что, к сожалению, и происходит в последнее время. О соц. помощи могу сказать, что размеры пособий просто смешны, особенно на ребенка. Безусловно, адресность получения пособий должна быть, но никого нельзя лишать права на пособие. Те, кому не нужны такие маленькие деньги, не стремятся их получать. Социальная политика государства должна строиться таким образом, чтобы не навредить гражданину, наоборот, находить пути помощи. Финансирование соц. сферы не должно полностью переходить на региональный и местный уровень, ведь условия жизни разные, есть богатые регионы и, к сожалению, есть очень необеспеченные, где доля финансирования соц. сферы не дотягивает до общего федерального. Таким регионам нужны дотации и субвенции на соц. сферу из федерального бюджета. Проблем в области социальной сферы очень много и решать их должны грамотные политики, которые уважают и ценят свое общество.

Список литературы:

1.     Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / И. М. Александров, О. В. Субботина .- 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2009. — 448 с — ISBN 978-5-91131-820-8.

2.     Бюджетная система РФ: учеб. пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. — М. : Кнорус, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-390-00257-5.

3.      Бюджетная система РФ: учеб. для вузов / Н. Б. Ермасова . — М. : Высш. образование, 2009. — 715 с. — ISBN 978-5-9692-0317-4.

4.     Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин . — М. : КноРус, 2005. — 208 с . — ISBN 5-85971-038-0

5.      Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина .- 8-е изд. — М. : Дашков и К, 2009. — 628 с. — Слов.: с. 609-626.- ISBN 978-5-394-00376-9.

6.     Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой.- 6-е изд. — М. : Дашков и К, 2007. — 308 с. — ISBN 5-91131-283-2.

7.      Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М. : Юрайт, 2000. — 615 с. — ISBN 5-85294-046-1

8.      Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. – СПб.: Питер, 2006. – с.79-86.

9.       Бюджетная система России: учеб. для студ. вузов, обучающихся по экономическим. специальностям / под ред. Г. Б. Поляка .- 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 704 с. — ISBN 978-5-238-01110-3.

10. Федеральные целевые программы  www.programs-gov.ru

11. Сайт Министерства экономического развития России  fcp.vpk.ru

12.  Федеральный закон РФ от 26.12.2005 г. № 199-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

13. Федеральный закон РФ № 198 от 24 июля 2007 года «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

14.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.2008 N 204-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

15.  Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru

16. Цветков В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики/ В. Цветков // Общество и экономика. — 2008. — № 2. — С.47 ISBN 0207 — 3676

17.  Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru 

18. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства www.allmedia.ru
 
   

www.coolreferat.com

Социальные расходы бюджета РФ

Оглавление

Введение. 3

1. Характеристика социальной сферы.. 5

1.1 Социальная инфраструктура. 5

2. Направления расходования бюджета в социальной сфере. 9

2.1 Расходы на образование. 9

2.2 Расходы в области социально-культурной системы.. 12

2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. 15

2.4 Расходы на социальную политику. 20

2.5 Фонд обязательного медицинского страхования. 25

3. Анализ социальных расходов бюджета РФ.. 26

Заключение. 38

Список литературы: 40

Введение

            Бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Бюджетная политика государства может быть не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической и социальной стабильности в обществе. При этом одним из самых важных составляющих бюджетной политики  является политика расходов.

Государственное регулирование в современных условиях превратилось в макроэкономический регулятор воспроизводственных процессов, направленный на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения соответствия структуры расходов бюджета расширенного правительства заявленным стратегическим приоритетам.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также укрепления социаль­ной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы. Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансирования в социальной сфере.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

1. Характеристика социальной сферы

1.1 Социальная инфраструктура

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека — работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети — сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия — бюджет государства, доплата к пенсии — местный.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение детей — сирот;

6) государственное обеспечение заключенных;

7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов;

9) оказание социальной услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий;

13) льготная оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное или льготное обучение или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально — культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура — отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

www.coolreferat.com

Социальные расходы бюджета РФ — страница 2

2. Направления расходования бюджета в социальной сфере

2.1 Расходы на образование

Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Образование — процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование — необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования — обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе — бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ.

Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом «Образование» и включают в себя расходы на:

дошкольное образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

переподготовку и повышение квалификаций;

высшее профессиональное образование.

Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете. Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция. За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования. Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта. Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

2.2 Расходы в области социально-культурной системы

Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Культура меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого. После социалистической революции в России утверждалась культура социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам и интернациональная по своему духу и характеру. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями.

Комплекс «Культура» как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. С культурой тесно связано искусство и кинематография. Искусство — художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись. Кинематография — отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Средства массовой информации — систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом. Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности в области культуры;

осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий). Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов РФ выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.
    продолжение

www.coolreferat.com

Социальные расходы бюджета РФ — page 6

Заключение

В данной  работе было проведено исследование финансирования социальной сферы, которое включило в себя теоретическую и практическую части. Цели работы достигнуты, задачи выполнены.

В заключении хочется немного добавить о социальных реформах.

Поспешность в проведении так называемых соц. реформ весьма опасна для стабильности российского общества. Перевод на рыночную, чисто коммерческую основу ЖКХ, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения вообще сомнителен как принцип. В расходах на образование доля государства даже в США достигает 75%. Медицинское страхование для работающих и пенсионеров гарантируется автоматически. Также гарантируется стабильность основной части пенсии и т.д. Отмечающаяся в последнее время поспешность в проведении соц. реформ в России совершенно неоправданна. Любые действия государственной власти по коммерциализации соц. значимых услуг должны быть прямо увязаны с возможностями резкого повышения доходов всего населения. Судя даже по начальной реакции российского общества на подобные планы, обязательным предварительным условием их реализации должно быть общественное мнение. Очень многие люди, имеющие большой потенциал, не имеют возможности платить за свое образование большие деньги. Государство должно помогать своим гражданам в саморазвитии, иначе вся наша наука «вымрет», что, к сожалению, и происходит в последнее время. О соц. помощи могу сказать, что размеры пособий просто смешны, особенно на ребенка. Безусловно, адресность получения пособий должна быть, но никого нельзя лишать права на пособие. Те, кому не нужны такие маленькие деньги, не стремятся их получать. Социальная политика государства должна строиться таким образом, чтобы не навредить гражданину, наоборот, находить пути помощи. Финансирование соц. сферы не должно полностью переходить на региональный и местный уровень, ведь условия жизни разные, есть богатые регионы и, к сожалению, есть очень необеспеченные, где доля финансирования соц. сферы не дотягивает до общего федерального. Таким регионам нужны дотации и субвенции на соц. сферу из федерального бюджета. Проблем в области социальной сферы очень много и решать их должны грамотные политики, которые уважают и ценят свое общество.

Список литературы:

1.     Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / И. М. Александров, О. В. Субботина .- 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2009. — 448 с — ISBN 978-5-91131-820-8.

2.     Бюджетная система РФ: учеб. пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. — М. : Кнорус, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-390-00257-5.

3.      Бюджетная система РФ: учеб. для вузов / Н. Б. Ермасова . — М. : Высш. образование, 2009. — 715 с. — ISBN 978-5-9692-0317-4.

4.     Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин . — М. : КноРус, 2005. — 208 с . — ISBN 5-85971-038-0

5.      Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина .- 8-е изд. — М. : Дашков и К, 2009. — 628 с. — Слов.: с. 609-626.- ISBN 978-5-394-00376-9.

6.     Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой.- 6-е изд. — М. : Дашков и К, 2007. — 308 с. — ISBN 5-91131-283-2.

7.      Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М. : Юрайт, 2000. — 615 с. — ISBN 5-85294-046-1

8.      Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. – СПб.: Питер, 2006. – с.79-86.

9.       Бюджетная система России: учеб. для студ. вузов, обучающихся по экономическим. специальностям / под ред. Г. Б. Поляка .- 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 704 с. — ISBN 978-5-238-01110-3.

10. Федеральные целевые программы  www.programs-gov.ru

11. Сайт Министерства экономического развития России  fcp.vpk.ru

12.  Федеральный закон РФ от 26.12.2005 г. № 199-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

13. Федеральный закон РФ № 198 от 24 июля 2007 года «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

14.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.2008 N 204-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

15.  Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru

16. Цветков В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики/ В. Цветков // Общество и экономика. — 2008. — № 2. — С.47 ISBN 0207 — 3676

17.  Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru 

18. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства www.allmedia.ru
 
   

en.coolreferat.com

Социальные расходы бюджета РФ

Оглавление

Введение. 3

1. Характеристика социальной сферы.. 5

1.1 Социальная инфраструктура. 5

2. Направления расходования бюджета в социальной сфере. 9

2.1 Расходы на образование. 9

2.2 Расходы в области социально-культурной системы.. 12

2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. 15

2.4 Расходы на социальную политику. 20

2.5 Фонд обязательного медицинского страхования. 25

3. Анализ социальных расходов бюджета РФ.. 26

Заключение. 38

Список литературы: 40

Введение

            Бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Бюджетная политика государства может быть не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической и социальной стабильности в обществе. При этом одним из самых важных составляющих бюджетной политики  является политика расходов.

Государственное регулирование в современных условиях превратилось в макроэкономический регулятор воспроизводственных процессов, направленный на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения соответствия структуры расходов бюджета расширенного правительства заявленным стратегическим приоритетам.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социальной политики, проводимой в стране. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности расходов бюджета для функционирования национальной экономики, а также укрепления социаль­ной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма важны для всех стран мира.

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы. Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансирования в социальной сфере.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

1. Характеристика социальной сферы

1.1 Социальная инфраструктура

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека — работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети — сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия — бюджет государства, доплата к пенсии — местный.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение детей — сирот;

6) государственное обеспечение заключенных;

7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов;

9) оказание социальной услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий;

13) льготная оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное или льготное обучение или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально — культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура — отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

en.coolreferat.com