Биология о человеке – Занимательные факты по биологии (8 класс) на тему: Интересные факты о человеке. | скачать бесплатно

Содержание

Биология человека

Человек рождается и умирает, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, и каждая клетка состоит из сложных и простых молекул. Не смотря на это, организм человека имеет сложную систему, которая состоит из большого количества органов связанных друг с другом в единое целое. Поэтому изменение работы одного органа вызывает изменение в работе всего организма. Кроме того, на имеющиеся раздражители внешней и внутренней среды, организм реагирует как единая биологическая система. Высшее управление обеспечивает мозг — венец природы.

Проект «Биология человека» содержит расширенную учебную информацию, т.к. в рамках школьной программы не всегда удаётся представить достаточно в полном объёме. Предлагаемый учебный материал имеет, с одной стороны, базовую основу, а, с другой — мотивирует учащегося на самостоятельное изучение и погружение. Это заметно проявляется в схемах, таблицах, рисунках выполненных в программе Paint. Схемы и таблицы помогут сконцентрировать внимание на главном, а рисунки способствуют визуальному восприятию конкретного органа или его части. Учитель может в любой момент использовать этот материал как на уроке или при его подготовке, так и при проведении индивидуальной работы школьников увлечённых анатомией.

Не все темы отражены в проекте. Почему? В основном мы исходили из объёма учебного материала учебника. Более глубоко раскрыт материал в разделе «Науки изучающие организм человека» и «Происхождение человека». Исторический материал даёт представление о вкладе гениальных личностей разных поколений в науку, для которых слова «Высшее благо науки — служить человеку» — больше чем слова. В некоторых разделах («Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кожа», «Выделительная система», «Нервная система») затронуты вопросы эволюционного характера, что немаловажно для материалистического понимания при обучении. Подборка «Вопросы-ответы и интересные факты» показывает совершенство человеческого организма. Внешне люди сильно отличаются друг от друга, тем не менее, в строение тела каждого человека прослеживаются общие черты. Хотя строение органов и их функции неимоверно сложны, деятельность человека в труде, быту, спорте скоординирована, согласована. Таким образом, как говорили древние, многознание не есть ум, но в то же время надо признать, что знание фактов, способствует развитию умственных способностей школьников разного уровня.

Литература.

  1. Д. В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Человек. 8 класс. —М.: Дрофа, 2009
  2. И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. —М., Просвещение, 1983
  3. Справочник по биологии под ред. академика АН УССР К. М. Сытника. Киев. Наукова Думка. 1985
  4. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников. —М., «АСТ-пресс школа», 2005
  5. А. В. Ганжина. Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск, Высшая школа, 1978
  6. Л. В. Ёлкина, Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск: Букмастер: Кузьма, 2013
  7. Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон. Слово. 1991
  8. Биология. Анатомия человека. Сборник рефератов I, II части. —М., Эксмо, 2003
  9. А. П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург, Паритет, 1999
  10. М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина. занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005

biouroki.ru

Человек как биологический вид. Науки о человеке. Биология, Человек (8 класс): уроки, тесты, задания.

1. Систематическое положение человека

Сложность: среднее

1
2. Сходство строения систем органов у млекопитающих животных и человека

Сложность: среднее

1
3. Отличие человека от обезьян

Сложность: среднее

1
4. Отличительные признаки человека

Сложность: среднее

1
5. Выбери признак человека, как представителя Типа Хордовые

Сложность: среднее

1
6. Сходство обезьян и человека

Сложность: среднее

1
7. Выбери признак человека

Сложность: среднее

1
8. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

Сложность: среднее

1
9. Выбери признак человека, как представителя отряда Приматов

Сложность: среднее

1
10. Систематическое положение человека и человекообразных обезьян

Сложность: среднее

1
11. Сходство обезьян и человека (2)

Сложность: среднее

1
12. Отличия человека от человекообразных обезьян

Сложность: среднее

1
13. К какой систематической группе относят вид Человек разумный?

Сложность: среднее

1
14. Сходство человека и человекообразных обезьян

Сложность: среднее

1
15. Признаки человека и млекопитающих

Сложность: среднее

1
16. Особенности человека, связанные с прямохождением

Сложность: среднее

1
17. Отличия человека от других млекопитающих

Сложность: среднее

1
18. Сходство строения систем органов у человека и медузы

Сложность: среднее

1
19. Сходство строения органов у человека и головоногих

Сложность: среднее

1

www.yaklass.ru

Конспект «Биология человека. Антропология» — УчительPRO

«Биология человека. Антропология»



С середины XX в. развивается комплекс дисциплин, объединённых под названием «Биология человека». В западной литературе все науки о человеке, как правило, объединяют в единую универсальную науку — антропология. Она изучает все стороны человеческого бытия (например, особенности физической организации человека, его материальной и духовной культуры, психологию, язык и т. д.).

Особенно часто термин «биология человека» употребляется в качестве синонима понятия «антропология». Однако правильнее под этим термином считать лишь очень важный раздел антропологии, изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям. (Источник)

Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология прежде всего исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах.

Схема. Биология человека: дисциплины


 

В «биологию человека» входят прежде всего следующие дисциплины:
  1. Биохимия человека — наука о химическом составе человeческого оргaнизма, о химических процессах, происходящих в нём и обеспечивающих его жизнедеятельность.
  2. Физиология человека — наука, изучающая функции (процессы жизнедеятельности) человеческого оpгaнизма, его органов, физиологических систем.
  3. Биология развития человека — изучает закономерности индивидуального развития (онтогенеза) человека; начиная с зиготы (продукта слияния двух половых клеток) и заканчивая смертью.
  4. Анатомия человека — изучает внешнее и внутреннее строение чeловеческого оpганизма, составляющих его органов и систем.
  5. Генетика человека — наука о наследственности и изменчивости человека и методах управления ими.
  6. Экология человека — изучaeт закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

Это конспект по теме «Биология человека. Антропология». Выберите дальнейшие действия:

Биология человека. Антропология

5 (100%) 3 votes

uchitel.pro

Биология человека — Наука и образование

Человек, как и все живые существа на нашей планете – существо биологическое. Он принадлежит к млекопитающим, вид Homo sapiens. Биологическая природа человека – это его анатомия, физиология. Однако биология человека – понятие более глобальное. Это целая наука, включающая в себя изучение болезней человека, его пищевых ресурсов, состава популяций, типов людей, способностей человека, его морфологию, наследственность, генетику, влияние на человека различных условий окружающей среды и его влияние на окружающую среду.

Чем же отличается человек от животных и почему его изучению уделяется столько внимания? Дело в том, что биологические свойства человека не запрограммированы строго, как у животных, а это дает человеку возможность приспосабливаться ко всевозможным условиям жизни. Каковы же основные отличия Homo sapiens от животного?

— Человек способен мыслить, и обладает речью. Только человек способен размышлять о прошлом, оценивать его, строить планы на будущее. Человек может передавать любую информацию другим людям, способен к восприятию музыки, живописи и т.д.

— Человек способен к творческой деятельности.

— Человек преобразует окружающую его действительность, он способен создавать нужные ему ценности и блага.

— Человеку недостаточно лишь удовлетворения материальных потребностей.

Духовные потребности порой могут стоять выше материальных. Животное же в своем поведении всегда подчиняется инстинкту, действия животного запрограммированы природой, от которой живое существо не может отделиться. Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек – уникальное существо, интегрирующее в себе способность к любому виду деятельности, психическое и духовное начала.

Биология в жизни человека

Биология человека — это своего рода высшая ступень биологической эволюции. Морфофизиологические признаки человека дают ему возможность приспосабливаться к существованию в любой социальной среде, а также в техносфере. Условия социальной жизни человека меняются постоянно ускоряющимися темпами, но человек легко и быстро приспосабливается к ним. Масштабы же воздействия человека на природу настолько велики, что сравнить их можно разве что с размерами планетарных процессов.

Создавая ноосферу, человек не просто преобразует окружающую его среду, он вносит глобальные изменения в действие биологических законов. Это не может не отразиться и на его жизни, поэтому сегодня мы столкнулись с экологической проблемой, с проблемой надвигающегося перенаселения планеты, с возникновением новых болезней, влияющих на наследственность, а соответственно, и генетическими проблемами. Поэтому биология человека – это не только изучение непосредственно человека как биологического вида, его строения, питания, образа жизни, но в большей степени – изучение его влияния на окружающую природу, его культурного и социологического развития.

По своим биологическим функциям человек во многом уступает животным, однако его умение приспосабливаться к любым условиям окружающей среды позволяет ему всегда быть на вершине биологической цепочки. Как биологический вид, человек – существо неспециализированное, универсальное, с достаточно высокой степенью активности. В процессе своего длительного пути развития человек менялся не как вид, а развивался как индивидуум. Улучшая качество своей жизни, человек смог сделать ее более продолжительной. Обычно человек рассматривается не как биологический вид, а как социобиологическое существо. Природные возможности, данные человеку, могут быть реализованы им исключительно в социальных условиях. Биологическое и социальное тесно переплетаются в человеке, образуя единое целое.

С развитием производства, культурной жизни человека и пр., естественный отбор перестал играть значимую роль в его жизни. Сегодня даже самые слабые дети вырастают полноценными личностями и могут жить полной жизнью на уровне с остальными людьми. Генетические изменения в человеке также на сегодняшний день происходят очень медленными темпами. Да и генетическое сходство различных человеческих групп становится все ближе. В то же самое время мы можем наблюдать великое разнообразие образов жизни и человеческой культуры в разных уголках планеты. Это говорит об огромной роли культуры в происходящей эволюции человека. На протяжении всей своей истории развития, как уже говорилось, увеличилась продолжительность жизни человека в результате улучшения его здоровья и новейших методах борьбы со всевозможными болезнями. А как же умственные способности? Современные биологи полагают, что человек прекратил свое видообразование уже с момента появления Homo sapiens. С этого момента мозг человека перестал увеличиваться в размерах, закончил свое формирование. И все большее влияние на развитие умственных способностей человека оказывает получение нажитых поколениями социальных знаний, а не биологические изменения в человеке и природе. Поэтому на сегодняшний день нельзя говорить о старении человеческого вида и его вымирании в интеллектуальном и генетическом плане. Угроза существованию человеческого рода исходит в основном от его культуры, несущей глобальные изменения в окружающую среду и экологическую обстановку на планете.

scibio.ru

Биология: уроки, тесты, задания.

Биология: уроки, тесты, задания.
    1. Направления биологии
    2. Методы исследования в биологии. Устройство увеличительных приборов
    1. Растительная клетка
    2. Ткани растений
    1. Общая характеристика бактерий, их роль в природе и жизни человека
    1. Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека
    1. Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники
    2. Голосеменные растения
    1. Корни и корневые системы
    2. Побег: стебель, лист и почки
    3. Цветы и соцветия
    4. Плоды и семена
    1. Минеральное питание растений
    2. Фотосинтез
    3. Дыхание и обмен веществ у растений
    4. Размножение растений
    5. Рост и развитие растений
    1. Основы систематики растений
    1. Класс Двудольные
    2. Класс Однодольные
    3. Покрытосеменные растения — обобщение. Сравнение классов Покрытосеменных
  1. Класс заполнен на 100%

    1. Основные признаки животных
    1. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
    2. Жгутиконосцы, Инфузории
    1. Типы Кишечнополостные и Губки
    2. Тип Плоские черви
    3. Тип Круглые (Первичнополостные) черви
    4. Тип Кольчатые черви (Кольчецы)
    5. Итоговая проверка знаний по темам Плоские, Круглые и Кольчатые черви
    6. Тип Моллюски
    1. Классы Ракообразные и Паукообразные
    2. Класс Насекомые. Основные отряды
    1. Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
    2. Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы
    3. Класс Земноводные, или Амфибии
    4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
    5. Класс Птицы
    6. Класс Млекопитающие, или Звери
    1. Эволюция строения органов и их систем
    2. Многообразие видов как результат эволюции
  1. В дальнейшем в этом разделе появятся…

    1. Человек как биологический вид. Науки о человеке
    2. Ткани человека
    1. Скелет человека
    2. Мышцы, их строение и работа
    3. Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
    1. Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
    2. Система органов кровообращения
    3. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
    1. Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
    2. Заболевания органов дыхания, их профилактика
    1. Строение органов пищеварения
    2. Этапы пищеварения
    3. Болезни системы пищеварения и их предупреждение
    1. Обмен веществ и энергии
    1. Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
    1. Строение и функции кожи
    2. Гигиена кожных покровов
    1. Строение нервной системы и её значение
    2. Центральная нервная система — головной и спинной мозг
    3. Рефлекс. Дуга рефлекса
    1. Высшая нервная деятельность
    1. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
    2. Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
    1. Основные секреторные железы
    2. Работа эндокринной системы и её нарушения
    1. Строение половой системы человека
    2. Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
  1. Класс заполнен на 100%

    1. История развития биологии
    2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
    1. Клеточная теория. Органоиды клетки, их функции
    2. Сходства и различия в строении клеток живых организмов
    3. Химический состав клетки
    1. Обмен веществ и энергии в клетке
    2. Питание клетки. Фотосинтез
    3. Хранение и передача генетической информации. ДНК и РНК. Генетический код
    4. Биосинтез белка
    1. Деление клеток. Митоз и мейоз
    2. Формы размножения организмов
    3. Индивидуальное развитие организма — онтогенез
    1. История развития генетики
    2. Моногибридное скрещивание
    3. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
    4. Дигибридное скрещивание
    5. Хромосомная теория наследственности
    6. Взаимодействие неаллельных генов
    7. Генетика пола
    8. Мутации
    9. Селекция и биотехнология
    1. Организмы и среда обитания. Факторы среды
    2. Экологические взаимодействия организмов
    3. Популяции
    4. Динамика популяций
    5. Экологические сообщества — биоценоз, биогеоценоз, экосистема
    6. Взаимосвязь организмов в сообществах (пищевые цепи, трофические уровни, экологические пирамиды)
    7. Сукцессии
    8. Биосфера
    9. Влияние человека на окружающую среду. Охрана природы
    1. Вид, критерии вида. Биологическая классификация
    2. Наследственность в популяциях
    3. Изменчивость организмов
    4. Развитие эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина
    5. Борьба за существование и естественный отбор
    6. Видообразование или микроэволюция
    7. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции
    1. Основные гипотезы происхождения жизни
    2. Развитие жизни на Земле
    3. Антропогенез (эволюция человека)

www.yaklass.ru

Биология и человек

Амебы в книге помещен портрет!

Но не к лицу простейшему гордиться —

Оно умеет есть, ну, и делиться,

А шить, читать и умываться — нет.

Джулиан Хаксли

Биология как наука о живых организмах началась с того момента, когда человек впервые стал отличать полезных жи­вотных и растения от вредных и опасных. Стремление удо­влетворить материальные потребности приводило к возникно­вению той или иной области научного познания; так и био­логия самым тесным образом связана с производством пищи и попытками человека защититься от болезней.

Биологические знания значительно старше цивилизации, но систематическое и всестороннее изучение растений и жи­вотных началось сравнительно недавно. Первые биологи по­явились в Европе около трехсот лет назад (мы не говорим здесь о таких выдающихся ученых, как Аристотель в антич­ный период или Альберт Магнус в средние века). Открытия, сделанные во время далеких путешествий, стимулировали ин­терес к изучению живых организмов. Новые виды деревьев и зверей, новые съедобные растения и новые виды пищи вы­зывали хотя и односторонний, но весьма плодотворный инте­рес к биологии. Чтобы извлечь из этих открытий как можно больше пользы, понадобилась общепринятая классификация и система названий для всех известных к тому времени жи­вых организмов. Поэтому проблема классификации растений и животных в XVIII столетии привлекает внимание многих биологов.

Одним из таких открытий, сделанных в новых странах, было обнаружение там ранее неизвестных типов людей. Тем не менее Карл Линней, создатель системы классификации ра­стительного и животного мира, отнес все человеческие суще­ства к одному виду, названному им Homo sapiens,то есть человек разумный. Вот об этом виде и пойдет речь в нашей книге. Человек будет рассматриваться с точки зрения био­лога, но это совсем не означает, что человеческие нужды и желания останутся вне поля зрения. Биология человека — наука, представляющая практическую ценность для всех людей. Здоровье и болезни, пищевые ресурсы и размер и до­став человеческих популяций, разнообразие типов людей и их способности — во всех этих вопросах не только желательно, но и необходимо разбираться человеку XX столетия.

До XVII века образование было преимущественно гума­нитарным (с тех пор как отвергли прекрасную греческую систему, уделявшую немало внимания физическому, музыкаль­ному и театральному воспитанию). C некоторым опозданием люди теперь начинают понимать, что гуманитарное образова­ние — в лучшем случае половина образования, а полный курс должен включать и представления о методах и результатах самых разных наук, способствуя тем самым развитию науч­ного мышления.

В этой книге сделана попытка связать основные факты биологии человека с проблемами, стоящими перед современ­ным человечеством. Так, в гл. 1 рассматривается один из ос­новных вопросов всей книги — о природе и воспитании (или наследственности и окружающей среде). Можно ли изменить природу человека; что означает подобное высказывание и справедливо ли оно вообще? Более детально некоторые проб­лемы генетики человека анализируются в гл. 2. Последняя глава первой части рассказывает о размножении и развитии человека.

Следующие за ней шесть глав посвящены эволюции чело­века и различиям, существующим в настоящее время между группами людей (или расами), а также между мужчиной и женщиной. Подавляющему большинству людей известно, что человек произошел от обезьяноподобных предков; в гл. 4 в общих чертах обосновывается это положение, а в гл. 5 дается некоторое представление об эволюции самого важного чело­веческого признака — поведения. Людей отличает друг от друга не только внешность и цвет кожи; среди них есть умные, и глупые, добродетельные и преступные. Эти факты ставят перед обществом серьезные вопросы, и биология помогает разрешить некоторые из них.

Ряд глав посвящен различным проблемам человеческих, популяций. Человек, как все живое, чтобы выжить, должен? бороться с голодом и заболеваниями и в то же время размно­жаться. Поэтому в третьей части книги рассматриваются во­просы питания, заболеваний и колебания численности челове­ческих популяций.

Может показаться, что такой биологический подход к изу­чению человека принижает его до ступени «простого живот­ного». На самом деле чтение этой книги позволяет получить достаточно ясное представление об уникальном характере человеческого вида. Поэтому мы и не приносим извинений за объективное рассмотрение проблем, стоящих перед человече­ством. Доктор, просчитывая пульс у пациента, проводит такое же объективное измерение, как и инженер, который наблю­дает за работой двигателя и которого никто за это не крити­кует. Разумеется, человек гораздо сложнее любой машины, но это не должно мешать объективности наших суждений а самих себе.

collectedpapers.com.ua

Биология человека как наука

Биология человека (Анатомия) как наука

Определение 1

Анатомия – наука изучающая строение человеческого тела.

Знания анатомии человека позволяет понимать всю жизнедеятельность организма. Анатомия тесно связана с физиологией, цитологией и гистологией. Эта связь дает начало разделам анатомии.

Разделы анатомии:

  • Остеология – костная система;
  • Ангиология – сосудистая система;
  • Миология – мышечная система;
  • Неврология – нервная система;
  • Спланхнология – пищеварительная, мочеполовая, дыхательная систем.

В зависимости от содержания различают анатомию:

  • Систематическая, или описательная. Изучает описание формы и строения органов;
  • Топографическая. Изучает совокупность органов и систем в определенной части тела;
  • Пластическая. Изучает наружные формы тела.
  • Нормальная. Изучает здоровые органы и системы органов;
  • Патологическая. Изучает болезненные органы и системы органов.
  • Сравнительная. Изучает происхождение и родственные связи между человеком и животными в процессе эволюции.

Биологические закономерности и биосоциальная природа человека

Человек является социальной сущностью. Это значит, что выживание обеспечивает, не только биологические механизмы, а главным образом, труд, производство, общество, всесветное и космическое расселение, а также благополучие человека. Приобретение, такого качества, как социальность говорит о том, что историческое развитие человечества подчиняется в большей степени не биологическим законам развития, а социальным.

Современный человек объединил в себе биологическое и социальное начало. В организме человека совершаются биологические процессы, которые выполняют фундаментальную функцию в определении жизненно необходимых факторов в жизнедеятельности и развитии человечества.

Биология человека – теоретическая основа медицины

Гиппократ, древнегреческий врач, считал, что «каждый врач обязан знать и понимать природу». Медицинская наука использует общебиологические понятия. В разных областях биологии проводятся теоретические исследования. Они позволяют использовать полученные теоретические данные в практической медицине. Врачи убеждены в том, что здоровье человечества зависит от качества среды обитания и образа жизни.

Открытие в ХIХ в. клеточной теории дало начало научным основам взаимосвязи биологии и медицины. Р. Вихров соединил клеточную теорию с патологией, тем самым объединив биологию с медициной в качестве теоретической основы. В начале ХХ века К. Бернар и И. П. Павлов открыли общебиологические основы физиологии и патологии. Ученые, создавая учение об инфекционной патологии, развили хирургию. И. И. Мечников заложил биологические основы учения об иммунитете. Генетика укрепила факт про взаимосвязь биологии и медицине. В ХХ в. было положено начало в изучении наследственной патологии человека.

Замечание 1

Терапия и хирургия развиваются благодаря физиологии, анатомии и других медико-биологических наук.

Эпидемология развивается на основе наук: иммунологии, микробиологии и паразитологии.

Теоретическими основами диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней определяются данными анатомии , биохимии, физиологии и общей и молекулярной генетики.

Биологические системы

В биологических системах энергетические процессы подчиняются первым двум законам термодинамики. По мере достижения состояния равновесия биологической системой значение энтропии становится максимальной, а по мере роста и развития живые организмы имеют низкое значение энтропии. Живые организмы способны сохранять определенный уровень энергии, что способствует противостоянию энтропии. В момент снижение энтропии система неустойчива, и возможен ее летальный исход.

spravochnick.ru