Биология о человеке – Занимательные факты по биологии (8 класс) на тему: Интересные факты о человеке. | скачать бесплатно
Биология человека
Человек рождается и умирает, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, и каждая клетка состоит из сложных и простых молекул. Не смотря на это, организм человека имеет сложную систему, которая состоит из большого количества органов связанных друг с другом в единое целое. Поэтому изменение работы одного органа вызывает изменение в работе всего организма. Кроме того, на имеющиеся раздражители внешней и внутренней среды, организм реагирует как единая биологическая система. Высшее управление обеспечивает мозг — венец природы.
Проект «Биология человека» содержит расширенную учебную информацию, т.к. в рамках школьной программы не всегда удаётся представить достаточно в полном объёме. Предлагаемый учебный материал имеет, с одной стороны, базовую основу, а, с другой — мотивирует учащегося на самостоятельное изучение и погружение. Это заметно проявляется в схемах, таблицах, рисунках выполненных в программе Paint. Схемы и таблицы помогут сконцентрировать внимание на главном, а рисунки способствуют визуальному восприятию конкретного органа или его части. Учитель может в любой момент использовать этот материал как на уроке или при его подготовке, так и при проведении индивидуальной работы школьников увлечённых анатомией.
Не все темы отражены в проекте. Почему? В основном мы исходили из объёма учебного материала учебника. Более глубоко раскрыт материал в разделе «Науки изучающие организм человека» и «Происхождение человека». Исторический материал даёт представление о вкладе гениальных личностей разных поколений в науку, для которых слова «Высшее благо науки — служить человеку» — больше чем слова. В некоторых разделах («Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кожа», «Выделительная система», «Нервная система») затронуты вопросы эволюционного характера, что немаловажно для материалистического понимания при обучении. Подборка «Вопросы-ответы и интересные факты» показывает совершенство человеческого организма. Внешне люди сильно отличаются друг от друга, тем не менее, в строение тела каждого человека прослеживаются общие черты. Хотя строение органов и их функции неимоверно сложны, деятельность человека в труде, быту, спорте скоординирована, согласована. Таким образом, как говорили древние, многознание не есть ум, но в то же время надо признать, что знание фактов, способствует развитию умственных способностей школьников разного уровня.
Литература.
- Д. В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Человек. 8 класс. —М.: Дрофа, 2009
- И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. —М., Просвещение, 1983
- Справочник по биологии под ред. академика АН УССР К. М. Сытника. Киев. Наукова Думка. 1985
- Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников. —М., «АСТ-пресс школа», 2005
- А. В. Ганжина. Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск, Высшая школа, 1978
- Л. В. Ёлкина, Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск: Букмастер: Кузьма, 2013
- Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон. Слово. 1991
- Биология. Анатомия человека. Сборник рефератов I, II части. —М., Эксмо, 2003
- А. П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург, Паритет, 1999
- М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина. занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005
biouroki.ru
1. |
Систематическое положение человека
Сложность: среднее |
1 |
2. |
Сходство строения систем органов у млекопитающих животных и человека
|
1 |
3. |
Отличие человека от обезьян
Сложность: среднее |
1 |
4. |
Отличительные признаки человека
Сложность: среднее |
1 |
5. |
Выбери признак человека, как представителя Типа Хордовые
Сложность: среднее |
1 |
6. |
Сходство обезьян и человека
Сложность: среднее |
1 |
7. |
Выбери признак человека
Сложность: среднее |
1 |
8. |
Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
Сложность: среднее |
1 |
9. |
Выбери признак человека, как представителя отряда Приматов
Сложность: среднее |
1 |
10. |
Систематическое положение человека и человекообразных обезьян
Сложность: среднее |
1 |
11. |
Сходство обезьян и человека (2)
Сложность: среднее |
1 |
12. |
Отличия человека от человекообразных обезьян
Сложность: среднее |
1 |
13. |
К какой систематической группе относят вид Человек разумный?
Сложность: среднее | 1 |
14. |
Сходство человека и человекообразных обезьян
Сложность: среднее | 1 |
15. |
Признаки человека и млекопитающих
Сложность: среднее |
1 |
16. |
Особенности человека, связанные с прямохождением
Сложность: среднее |
1 |
17. |
Отличия человека от других млекопитающих
Сложность: среднее |
1 |
18. |
Сходство строения систем органов у человека и медузы
Сложность: среднее |
1 |
19. |
Сходство строения органов у человека и головоногих
Сложность: среднее |
1 |
www.yaklass.ru
Конспект «Биология человека. Антропология» — УчительPRO
«Биология человека. Антропология»
С середины XX в. развивается комплекс дисциплин, объединённых под названием «Биология человека». В западной литературе все науки о человеке, как правило, объединяют в единую универсальную науку — антропология. Она изучает все стороны человеческого бытия (например, особенности физической организации человека, его материальной и духовной культуры, психологию, язык и т. д.).
Особенно часто термин «биология человека» употребляется в качестве синонима понятия «антропология». Однако правильнее под этим термином считать лишь очень важный раздел антропологии, изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям. (Источник)
Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология прежде всего исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах.

Схема. Биология человека: дисциплины
В «биологию человека» входят прежде всего следующие дисциплины:
- Биохимия человека — наука о химическом составе человeческого оргaнизма, о химических процессах, происходящих в нём и обеспечивающих его жизнедеятельность.
- Физиология человека — наука, изучающая функции (процессы жизнедеятельности) человеческого оpгaнизма, его органов, физиологических систем.
- Биология развития человека — изучает закономерности индивидуального развития (онтогенеза) человека; начиная с зиготы (продукта слияния двух половых клеток) и заканчивая смертью.
- Анатомия человека — изучает внешнее и внутреннее строение чeловеческого оpганизма, составляющих его органов и систем.
- Генетика человека — наука о наследственности и изменчивости человека и методах управления ими.
- Экология человека — изучaeт закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.
Это конспект по теме «Биология человека. Антропология». Выберите дальнейшие действия:
Биология человека. Антропология
5 (100%) 3 votesuchitel.pro
Биология человека — Наука и образование
Человек, как и все живые существа на нашей планете – существо биологическое. Он принадлежит к млекопитающим, вид Homo sapiens. Биологическая природа человека – это его анатомия, физиология. Однако биология человека – понятие более глобальное. Это целая наука, включающая в себя изучение болезней человека, его пищевых ресурсов, состава популяций, типов людей, способностей человека, его морфологию, наследственность, генетику, влияние на человека различных условий окружающей среды и его влияние на окружающую среду.
Чем же отличается человек от животных и почему его изучению уделяется столько внимания? Дело в том, что биологические свойства человека не запрограммированы строго, как у животных, а это дает человеку возможность приспосабливаться ко всевозможным условиям жизни. Каковы же основные отличия Homo sapiens от животного?
— Человек способен мыслить, и обладает речью. Только человек способен размышлять о прошлом, оценивать его, строить планы на будущее. Человек может передавать любую информацию другим людям, способен к восприятию музыки, живописи и т.д.
— Человек способен к творческой деятельности.
— Человек преобразует окружающую его действительность, он способен создавать нужные ему ценности и блага.
— Человеку недостаточно лишь удовлетворения материальных потребностей.
Духовные потребности порой могут стоять выше материальных. Животное же в своем поведении всегда подчиняется инстинкту, действия животного запрограммированы природой, от которой живое существо не может отделиться. Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек – уникальное существо, интегрирующее в себе способность к любому виду деятельности, психическое и духовное начала.
Биология в жизни человека
Биология человека — это своего рода высшая ступень биологической эволюции. Морфофизиологические признаки человека дают ему возможность приспосабливаться к существованию в любой социальной среде, а также в техносфере. Условия социальной жизни человека меняются постоянно ускоряющимися темпами, но человек легко и быстро приспосабливается к ним. Масштабы же воздействия человека на природу настолько велики, что сравнить их можно разве что с размерами планетарных процессов.
Создавая ноосферу, человек не просто преобразует окружающую его среду, он вносит глобальные изменения в действие биологических законов. Это не может не отразиться и на его жизни, поэтому сегодня мы столкнулись с экологической проблемой, с проблемой надвигающегося перенаселения планеты, с возникновением новых болезней, влияющих на наследственность, а соответственно, и генетическими проблемами. Поэтому биология человека – это не только изучение непосредственно человека как биологического вида, его строения, питания, образа жизни, но в большей степени – изучение его влияния на окружающую природу, его культурного и социологического развития.
По своим биологическим функциям человек во многом уступает животным, однако его умение приспосабливаться к любым условиям окружающей среды позволяет ему всегда быть на вершине биологической цепочки. Как биологический вид, человек – существо неспециализированное, универсальное, с достаточно высокой степенью активности. В процессе своего длительного пути развития человек менялся не как вид, а развивался как индивидуум. Улучшая качество своей жизни, человек смог сделать ее более продолжительной. Обычно человек рассматривается не как биологический вид, а как социобиологическое существо. Природные возможности, данные человеку, могут быть реализованы им исключительно в социальных условиях. Биологическое и социальное тесно переплетаются в человеке, образуя единое целое.
С развитием производства, культурной жизни человека и пр., естественный отбор перестал играть значимую роль в его жизни. Сегодня даже самые слабые дети вырастают полноценными личностями и могут жить полной жизнью на уровне с остальными людьми. Генетические изменения в человеке также на сегодняшний день происходят очень медленными темпами. Да и генетическое сходство различных человеческих групп становится все ближе. В то же самое время мы можем наблюдать великое разнообразие образов жизни и человеческой культуры в разных уголках планеты. Это говорит об огромной роли культуры в происходящей эволюции человека. На протяжении всей своей истории развития, как уже говорилось, увеличилась продолжительность жизни человека в результате улучшения его здоровья и новейших методах борьбы со всевозможными болезнями. А как же умственные способности? Современные биологи полагают, что человек прекратил свое видообразование уже с момента появления Homo sapiens. С этого момента мозг человека перестал увеличиваться в размерах, закончил свое формирование. И все большее влияние на развитие умственных способностей человека оказывает получение нажитых поколениями социальных знаний, а не биологические изменения в человеке и природе. Поэтому на сегодняшний день нельзя говорить о старении человеческого вида и его вымирании в интеллектуальном и генетическом плане. Угроза существованию человеческого рода исходит в основном от его культуры, несущей глобальные изменения в окружающую среду и экологическую обстановку на планете.
scibio.ru
Биология: уроки, тесты, задания.
Биология: уроки, тесты, задания.-
-
Направления биологии
-
Методы исследования в биологии. Устройство увеличительных приборов
-
-
-
Растительная клетка
-
Ткани растений
-
-
-
Общая характеристика бактерий, их роль в природе и жизни человека
-
-
-
Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека
-
-
-
Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники
-
Голосеменные растения
-
-
-
Корни и корневые системы
-
Побег: стебель, лист и почки
-
Цветы и соцветия
-
Плоды и семена
-
-
-
Минеральное питание растений
-
Фотосинтез
-
Дыхание и обмен веществ у растений
-
Размножение растений
-
Рост и развитие растений
-
-
-
Основы систематики растений
-
-
-
Класс Двудольные
-
Класс Однодольные
-
Покрытосеменные растения — обобщение. Сравнение классов Покрытосеменных
-
-
Класс заполнен на 100%
-
-
Основные признаки животных
-
-
-
Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
-
Жгутиконосцы, Инфузории
-
-
-
Типы Кишечнополостные и Губки
-
Тип Плоские черви
-
Тип Круглые (Первичнополостные) черви
-
Тип Кольчатые черви (Кольчецы)
-
Итоговая проверка знаний по темам Плоские, Круглые и Кольчатые черви
-
Тип Моллюски
-
-
-
Классы Ракообразные и Паукообразные
-
Класс Насекомые. Основные отряды
-
-
-
Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
-
Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы
-
Класс Земноводные, или Амфибии
-
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
-
Класс Птицы
-
Класс Млекопитающие, или Звери
-
-
-
Эволюция строения органов и их систем
-
Многообразие видов как результат эволюции
-
-
В дальнейшем в этом разделе появятся…
-
-
Человек как биологический вид. Науки о человеке
-
Ткани человека
-
-
-
Скелет человека
-
Мышцы, их строение и работа
-
Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
-
-
-
Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
-
Система органов кровообращения
-
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
-
-
-
Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
-
Заболевания органов дыхания, их профилактика
-
-
-
Строение органов пищеварения
-
Этапы пищеварения
-
Болезни системы пищеварения и их предупреждение
-
-
-
Обмен веществ и энергии
-
-
-
Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
-
-
-
Строение и функции кожи
-
Гигиена кожных покровов
-
-
-
Строение нервной системы и её значение
-
Центральная нервная система — головной и спинной мозг
-
Рефлекс. Дуга рефлекса
-
-
-
Высшая нервная деятельность
-
-
-
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
-
Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
-
-
-
Основные секреторные железы
-
Работа эндокринной системы и её нарушения
-
-
-
Строение половой системы человека
-
Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
-
-
Класс заполнен на 100%
-
-
История развития биологии
-
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
-
-
-
Клеточная теория. Органоиды клетки, их функции
-
Сходства и различия в строении клеток живых организмов
-
Химический состав клетки
-
-
-
Обмен веществ и энергии в клетке
-
Питание клетки. Фотосинтез
-
Хранение и передача генетической информации. ДНК и РНК. Генетический код
-
Биосинтез белка
-
-
-
Деление клеток. Митоз и мейоз
-
Формы размножения организмов
-
Индивидуальное развитие организма — онтогенез
-
-
-
История развития генетики
-
Моногибридное скрещивание
-
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
-
Дигибридное скрещивание
-
Хромосомная теория наследственности
-
Взаимодействие неаллельных генов
-
Генетика пола
-
Мутации
-
Селекция и биотехнология
-
-
-
Организмы и среда обитания. Факторы среды
-
Экологические взаимодействия организмов
-
Популяции
-
Динамика популяций
-
Экологические сообщества — биоценоз, биогеоценоз, экосистема
-
Взаимосвязь организмов в сообществах (пищевые цепи, трофические уровни, экологические пирамиды)
-
Сукцессии
-
Биосфера
-
Влияние человека на окружающую среду. Охрана природы
-
-
-
Вид, критерии вида. Биологическая классификация
-
Наследственность в популяциях
-
Изменчивость организмов
-
Развитие эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина
-
Борьба за существование и естественный отбор
-
Видообразование или микроэволюция
-
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции
-
-
-
Основные гипотезы происхождения жизни
-
Развитие жизни на Земле
-
Антропогенез (эволюция человека)
-
www.yaklass.ru
Биология и человек
Амебы в книге помещен портрет!
Но не к лицу простейшему гордиться —
Оно умеет есть, ну, и делиться,
А шить, читать и умываться — нет.
Джулиан Хаксли
Биология как наука о живых организмах началась с того момента, когда человек впервые стал отличать полезных животных и растения от вредных и опасных. Стремление удовлетворить материальные потребности приводило к возникновению той или иной области научного познания; так и биология самым тесным образом связана с производством пищи и попытками человека защититься от болезней.
Биологические знания значительно старше цивилизации, но систематическое и всестороннее изучение растений и животных началось сравнительно недавно. Первые биологи появились в Европе около трехсот лет назад (мы не говорим здесь о таких выдающихся ученых, как Аристотель в античный период или Альберт Магнус в средние века). Открытия, сделанные во время далеких путешествий, стимулировали интерес к изучению живых организмов. Новые виды деревьев и зверей, новые съедобные растения и новые виды пищи вызывали хотя и односторонний, но весьма плодотворный интерес к биологии. Чтобы извлечь из этих открытий как можно больше пользы, понадобилась общепринятая классификация и система названий для всех известных к тому времени живых организмов. Поэтому проблема классификации растений и животных в XVIII столетии привлекает внимание многих биологов.
Одним из таких открытий, сделанных в новых странах, было обнаружение там ранее неизвестных типов людей. Тем не менее Карл Линней, создатель системы классификации растительного и животного мира, отнес все человеческие существа к одному виду, названному им Homo sapiens,то есть человек разумный. Вот об этом виде и пойдет речь в нашей книге. Человек будет рассматриваться с точки зрения биолога, но это совсем не означает, что человеческие нужды и желания останутся вне поля зрения. Биология человека — наука, представляющая практическую ценность для всех людей. Здоровье и болезни, пищевые ресурсы и размер и достав человеческих популяций, разнообразие типов людей и их способности — во всех этих вопросах не только желательно, но и необходимо разбираться человеку XX столетия.
До XVII века образование было преимущественно гуманитарным (с тех пор как отвергли прекрасную греческую систему, уделявшую немало внимания физическому, музыкальному и театральному воспитанию). C некоторым опозданием люди теперь начинают понимать, что гуманитарное образование — в лучшем случае половина образования, а полный курс должен включать и представления о методах и результатах самых разных наук, способствуя тем самым развитию научного мышления.
В этой книге сделана попытка связать основные факты биологии человека с проблемами, стоящими перед современным человечеством. Так, в гл. 1 рассматривается один из основных вопросов всей книги — о природе и воспитании (или наследственности и окружающей среде). Можно ли изменить природу человека; что означает подобное высказывание и справедливо ли оно вообще? Более детально некоторые проблемы генетики человека анализируются в гл. 2. Последняя глава первой части рассказывает о размножении и развитии человека.
Следующие за ней шесть глав посвящены эволюции человека и различиям, существующим в настоящее время между группами людей (или расами), а также между мужчиной и женщиной. Подавляющему большинству людей известно, что человек произошел от обезьяноподобных предков; в гл. 4 в общих чертах обосновывается это положение, а в гл. 5 дается некоторое представление об эволюции самого важного человеческого признака — поведения. Людей отличает друг от друга не только внешность и цвет кожи; среди них есть умные, и глупые, добродетельные и преступные. Эти факты ставят перед обществом серьезные вопросы, и биология помогает разрешить некоторые из них.
Ряд глав посвящен различным проблемам человеческих, популяций. Человек, как все живое, чтобы выжить, должен? бороться с голодом и заболеваниями и в то же время размножаться. Поэтому в третьей части книги рассматриваются вопросы питания, заболеваний и колебания численности человеческих популяций.
Может показаться, что такой биологический подход к изучению человека принижает его до ступени «простого животного». На самом деле чтение этой книги позволяет получить достаточно ясное представление об уникальном характере человеческого вида. Поэтому мы и не приносим извинений за объективное рассмотрение проблем, стоящих перед человечеством. Доктор, просчитывая пульс у пациента, проводит такое же объективное измерение, как и инженер, который наблюдает за работой двигателя и которого никто за это не критикует. Разумеется, человек гораздо сложнее любой машины, но это не должно мешать объективности наших суждений а самих себе.
collectedpapers.com.ua
Биология человека как наука
Биология человека (Анатомия) как наука
Определение 1
Анатомия – наука изучающая строение человеческого тела.
Знания анатомии человека позволяет понимать всю жизнедеятельность организма. Анатомия тесно связана с физиологией, цитологией и гистологией. Эта связь дает начало разделам анатомии.
Разделы анатомии:
- Остеология – костная система;
- Ангиология – сосудистая система;
- Миология – мышечная система;
- Неврология – нервная система;
- Спланхнология – пищеварительная, мочеполовая, дыхательная систем.
В зависимости от содержания различают анатомию:
- Систематическая, или описательная. Изучает описание формы и строения органов;
- Топографическая. Изучает совокупность органов и систем в определенной части тела;
- Пластическая. Изучает наружные формы тела.
- Нормальная. Изучает здоровые органы и системы органов;
- Патологическая. Изучает болезненные органы и системы органов.
- Сравнительная. Изучает происхождение и родственные связи между человеком и животными в процессе эволюции.
Биологические закономерности и биосоциальная природа человека
Человек является социальной сущностью. Это значит, что выживание обеспечивает, не только биологические механизмы, а главным образом, труд, производство, общество, всесветное и космическое расселение, а также благополучие человека. Приобретение, такого качества, как социальность говорит о том, что историческое развитие человечества подчиняется в большей степени не биологическим законам развития, а социальным.
Современный человек объединил в себе биологическое и социальное начало. В организме человека совершаются биологические процессы, которые выполняют фундаментальную функцию в определении жизненно необходимых факторов в жизнедеятельности и развитии человечества.
Биология человека – теоретическая основа медицины
Гиппократ, древнегреческий врач, считал, что «каждый врач обязан знать и понимать природу». Медицинская наука использует общебиологические понятия. В разных областях биологии проводятся теоретические исследования. Они позволяют использовать полученные теоретические данные в практической медицине. Врачи убеждены в том, что здоровье человечества зависит от качества среды обитания и образа жизни.
Открытие в ХIХ в. клеточной теории дало начало научным основам взаимосвязи биологии и медицины. Р. Вихров соединил клеточную теорию с патологией, тем самым объединив биологию с медициной в качестве теоретической основы. В начале ХХ века К. Бернар и И. П. Павлов открыли общебиологические основы физиологии и патологии. Ученые, создавая учение об инфекционной патологии, развили хирургию. И. И. Мечников заложил биологические основы учения об иммунитете. Генетика укрепила факт про взаимосвязь биологии и медицине. В ХХ в. было положено начало в изучении наследственной патологии человека.
Замечание 1
Терапия и хирургия развиваются благодаря физиологии, анатомии и других медико-биологических наук.
Эпидемология развивается на основе наук: иммунологии, микробиологии и паразитологии.
Теоретическими основами диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней определяются данными анатомии , биохимии, физиологии и общей и молекулярной генетики.
Биологические системы
В биологических системах энергетические процессы подчиняются первым двум законам термодинамики. По мере достижения состояния равновесия биологической системой значение энтропии становится максимальной, а по мере роста и развития живые организмы имеют низкое значение энтропии. Живые организмы способны сохранять определенный уровень энергии, что способствует противостоянию энтропии. В момент снижение энтропии система неустойчива, и возможен ее летальный исход.
spravochnick.ru