Биологические экзистенциальные социальные престижные духовные – Экзистенциальные потребности человека. Примеры экзистенциальных потребностей :: SYL.ru
Часть 2
В1. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется .потребностью.………………………………….».
В2. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики видов деятельности Виды деятельности
1) деятельность в воображаемой ситуации А) труд
2) практическая полезность Б) учение
3) нацеленность на обретение знаний В) игра.
4) замещение реальных объектов условными
5) преобразовательная направленность ВАБВА
В3. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ..социализацией…………………………….».
В4. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.
1) доступность для использования
2) принципиальная новизна
3) практическая значимость
4) воспроизводимость образца
5) уникальность. 2 5
В5. Вставьте вместо пропуска.
Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется физиологической или (биологической)….потребностью.
В6.Какое слово пропущено в схеме?
………..Потребности.……….
биологические экзистенциальные социальные престижные духовные
В7. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и выберите цифры, под которыми они указаны. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
6) способность к самосохранению. 1 2 4
В8. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
1) температурная среда А) социальные
2) питание Б) биологические
3) общение ББАА
4) самореализация
studfiles.net
Экзистенциальные потребности человека. Примеры экзистенциальных потребностей :: SYL.ru
Еще со времен античности философы всего мира пытались дать свое определение потребностям человека. Что можно определить как личную прихоть или веяние эпохи? А что является истинной потребностью, присущей каждому человеку с момента появления на свет независимо от того, где и в какое время он живет, как именно проходит его жизнь? Давайте рассмотрим основные экзистенциальные потребности человека, их примеры и проявление. Существует множество различных теорий и мнений по поводу этого, но наиболее убедительная характеристика экзистенциальных потребностей человека принадлежит немецкому психологу Э. Фромму.
Характеристика экзистенциальных потребностей человека
Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.
Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.
Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.
Потребность в преодолении себя
Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.
По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении – это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.
Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.
Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.
В изданной в 1973 году книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм подчеркивает, что из всех биологических видов только человеку характерна агрессия. Это значит, что существует множество причин, по которым человек может причинить вред другому или даже убить его, в то время как животные совершают это исключительно ради выживания. Но эта мысль не распространяется на некоторые «примитивные» культуры, где агрессия подчеркивает мощную доминирующую силу общества.
Потребность в общении
Потребность в общении, или потребность в установлении связей,– это одна из главных базовых социальных экзистенциальных потребностей личности. Фромм выделяет три основных направления: любовь, власть и подчинение. По мнению психолога, последние два являются непродуктивными, то есть такими, которые не позволяют личности нормально развиваться.
Покорный человек ищет связь с властным человеком. И наоборот. Союз властного и покорного может удовлетворять обоих и даже приносить радость. Однако рано или поздно приходит понимание, что такой союз препятствует нормальному личностному росту и сохранению внутреннего комфорта. Покорный партнер будет испытывать явный недостаток силы и уверенности в себе. Привязанность таких характеров объясняется не любовью, а подсознательным стремлением установить связь. Возможны даже обвинения в том, что партнер не в состоянии полностью удовлетворить его нужды и экзистенциальные потребности. Вследствие этого они ищут новой власти либо нового лидера. А в результате становятся лишь менее свободными и все более зависимыми от своего партнера.
Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении
Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.
Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке. Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения.
Потребность в «укорененности»
Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.
Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.
Потребность в наличии системы ценностей
Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.
У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.
Потребность в самоидентичности
Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.
Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.
Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или социальных институтах, то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.
Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.
Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу
Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.
Во время изучения данной темы Маслоу сделал немало полезных выводов. Он считает, что для психологов чрезвычайно важным является тот факт, что только экзистенциалисты могут изучать психологию, основываясь на философских началах. Другим этого не удается сделать. Так, логический позитивизм был в корне ошибочным, особенно во время лечения клинических больных. «Быть может, в скором будущем психологи примут во внимание основные философские проблемы и перестанут полагаться на непроверенные концепции», — считает психолог.
Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее – понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.
Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.
Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.
Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей
Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности – это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).
«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими. Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей. В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности – это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.
Подводя итоги
Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?
- Термин «экзистенциальный» может значить все то, что существует.
- Все, что связано с критичными, жизненно важными аспектами существования человека (потребность в безопасности, в удовлетворении первичных потребностей).
- Все, что относится к вопросам бытия.
Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:
- в них присутствует весь опыт человека;
- в оценочной характеристике экзистенциальные потребности присутствуют при восприятии отдельной личности, такая оценка может быть как вполне осознанной, так и интуитивной;
- ими задаются жизненные ориентиры как отдельной личности, так и общества в целом;
- при рассмотрении таких потребностей очевидно, что в них всегда присутствует человеческий фактор, существование личности невозможно без полного или хотя бы частичного подчинения положениям социокультурного порядка.
В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения.
Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.
www.syl.ru
Человек и его потребности. Тесты ЕГЭ
Поиск Лекций1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.
Биологические, экзистенциальные, демографические, социальные, престижные, духовные.
2. Социализацией личности называется
1)столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
2)освоение индивидом культурных ценностей общества
3)целенаправленное совершенствование человеком самого себя
4)поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
3. Социализация личности заключается в (во)
1)приобщении к миру человеческой культуры
2)создании человеком того, чего нет в природе
3)индивидуальных особенностях сознания человека
4)взаимосвязях между отдельными людьми
4. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
5. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1)активный характер
2)приспособительный характер
3)индивидуальный характер
4)преобразовательный характер
6. Екатерине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного характеризует её как личность?
1)У Екатерины зелёные глаза.
2)У Екатерины тёмные волосы.
3)Екатерина трудолюбивая и ответственная.
4)По темпераменту Екатерина – флегматик.
7. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.
Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
8. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1)социальной сущности
2)биологической природы
3)физических свойств
4)психических свойств
9. Десятиклассник Иван усиленно готовится к экзаменам, так как хочет поступить в университет, получить профессию программиста и найти престижную работу. Данный пример иллюстрирует деятельность по реализации потребностей
1)биологических
2)естественных
3)социальных
4)экзистенциальных
10. Проявлением человека как личности является(-ются)
1)участие в жизни общества
2)характер протекания психических процессов
3)наследуемые качества
4)особенности мышления и памяти
11. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии
1)субъект
2)личность
3)индивидуальность
4)индивид
12. Что свойственно и человеку, и животному?
1)преобразование мира
2)самопознание
3)необходимость отдыха
4)свобода выбора цели
13. И человек, и животное характеризуются
1)свободой выбора цели
2)индивидуальными интересами
3)самосознанием
4)зависимостью от природных условий
14. Алине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного ниже характеризует её как личность?
1)У Алины голубые глаза.
2)У Алины светлые волосы.
3)Алина трудолюбивая и ответственная.
4)Рост Алины – 165 см.
15. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1)приспособление к условиям среды
2)способность абстрактно мыслить
3)речевое общение
4)потребность быть в обществе
17. К социальным потребностям человека относится потребность в
1)отдыхе
2)общении
3)самосохранении
4)сохранении потомства
18. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Индивид | Отдельно взятый представитель человеческого рода |
… | Человек как субъект социальных отношений |
19. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) биологические | 2) физиологические | 3) социальные |
4) органические | 5) естественные | 6) эстетические |
20. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)возрастные и половые различия
2)темперамент
3)особенности нервной системы
4)самооценка
5)опыт
6)особенности мировоззрения
21. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода | 2) самореализация | 3) питание | 4) дыхание |
5) движение | 6) общение | 7) отдых |
22. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) порядочность | 2) сообразительность | 3) законопослушность |
4) трудолюбие | 5) начитанность | 6) быстрота реакций |
23. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности | 2) в созидании | 3) в творчестве |
4) во взаимопонимании | 5) в отдыхе | 6) в пище |
24. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) особенности внешности | 2) любознательность | 3) темперамент |
4) ответственность | 5) трудолюбие | 6) самоотверженность |
25. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
26. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия | 2) темперамент | 3) особенности нервной системы |
4) самооценка | 5) опыт | 6) особенности мировоззрения |
27. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду | 2) видеть цель своих действий |
3) адаптироваться к природным условиям | 4) мыслить |
5) производить потомство | 6) чередовать периоды активности и отдыха |
28. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
29. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.
1)потребность в общении
2)потребность в сне
3)потребность в достижении статуса
4)потребность в пище
5)потребность в труде
30. Выберите верные суждения о самооценке личности.
1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.
2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.
4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.
5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств
31. Выберите верные суждения о потребностях человека.
1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
32. Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)интересы
2)мировоззрение
3)задатки
4)умения
5)наследственность
6)идеалы
33. Выберите верные суждения о человеке как личности.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
34. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и их природой.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ | |
А) к совместной производственной деятельности Б) принимать и усваивать пищу В) к членораздельной речи Г) к воспроизведению рода Д) создавать духовные ценности | 1) биологическая 2) социальная |
35. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и их природой.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ | |
A) расти и физически развиваться Б) оценивать себя и свои поступки B) видеть цель своих действий Г) к воспроизводству своего рода Д) формировать свои взгляды на мир | 1) социальная 2) биологическая |
36. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
37. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сознание
2) инстинкты
3) мировоззрение
4) наличие психики
5) проявление эмоций
6) способность к преобразовательной деятельности
38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
39. Назовите любые три группы потребностей человека.
40. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
41. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.
42. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).
41. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
42. Приведите три примера проявления человека как личности.
43. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
44. Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
45. Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.
46. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
47. Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите любые два других фактора, определяющих развитие личности.
48. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
49. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
50. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
poisk-ru.ru
биологические престижные экзистенциальные духовные социальные это
В разделе ВУЗы, Колледжи на вопрос Помогите по обществознанию ! Пожалуйста очень надо ! заданный автором Вровень лучший ответ это На 1вопрос :1)а)2)б)3а)4)г)5)в)
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите по обществознанию ! Пожалуйста очень надо !
Ответ от Katttie *********[эксперт]
на 3) 2, 4 по-моему
Ответ от Нейроразнообразие.[гуру]
1) 1-б, 2-б, 3-а, 4-г, 5-в(предыдущему отвечающему: обмен товарами — это вообще-то не духовность, а экономика o_O, поэтому всё же 1-б)2) Слово «потребности? » или «пирамида Маслоу? » 🙂 Схема как-то непонятно нарисована.3) 2, 4
Ответ от Просушиться[новичек]
Ну там в таблице надо вписать слово пропущенное в схеме т. е тут […?]Всем большое спасибо за эти ответы, надеюсь они правильные =)
Ответ от Мосол[гуру]
Что ты паришься!Вот тебе мой совет! Спиши завтра и все! Делов то! Я например в свое время нечего и некогда не делала, приходила в школу и виртуозно списывала1
Ответ от Настя[активный]
1. 1)б, 2)б, 3)а, 4)г, 5)в3. 2, 4
Ответ от Надежда (Кульпина)Варава[гуру]
1….б2….б3…а4….г5…в
Ответ от [vampire][активный]
Алина права, списал и делов, а лучше прямо сейчас позвони одноклассникам и спроси!
Ответ от Ёергей Прикольный[гуру]
Я ЕГЭ в том году сдавал по общаге. Задания были сложнее (((
Ответ от Борис Мельников[гуру]
Третий вопрос — 2, 4. Второй — потребности (все 5 перечислены по Маслоу) . Первый — совсем простой. Уже ответили. Это что, для 1-го класса?
Ответ от 1 2[гуру]
1б, 2б, 3а, 4г, 5в. Второе — не помню, это потребности человека (если не ошибаюсь классификация Маслоу, но не уверен). Третье — 2,4. За верность ручаюсь! Удачи!
Ответ от Просто фея[гуру]
1)б2)б3)а4)г5)в
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | ||
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) | |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности | |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
humanitar.ru
Часть 2
В1. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется ……………………………………».
В2. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики видов деятельности Виды деятельности
1) деятельность в воображаемой ситуации А) труд
2) практическая полезность Б) учение
3) нацеленность на обретение знаний В) игра.
4) замещение реальных объектов условными
5) преобразовательная направленность
В3. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется …………………………………».
В4. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.
1) доступность для использования
2) принципиальная новизна
3) практическая значимость
4) воспроизводимость образца
5) уникальность.
В5. Вставьте вместо пропуска.
Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется …………………… потребностью.
В6.Какое слово пропущено в схеме?
…………………………………..
биологические экзистенциальные социальные престижные духовные
В7. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и выберите цифры, под которыми они указаны. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
6) способность к самосохранению.
В8. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры Потребности
1) температурная среда А) социальные
2) питание Б) биологические
3) общение
4) самореализация
Часть 3
С1. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.
С2. Назовите любые три уровня развития способностей человека.
С3. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
С4. Назовите любые три группы потребностей человека.
С5. По мнению ряда исследователей, интеллект человека характеризуют ряд способностей. К ним, в частности, относится способность к дедуктивному мышлению.
Приведите два примера дедуктивного рассуждения. Какую еще интеллектуальную способность человека вы можете назвать?
Прочитайте текст и выполните задания С6-С9
studfiles.net