Биологические экзистенциальные социальные престижные духовные – Экзистенциальные потребности человека. Примеры экзистенциальных потребностей :: SYL.ru

Часть 2

В1. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется .потребностью.………………………………….».

В2. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики видов деятельности Виды деятельности

1) деятельность в воображаемой ситуации А) труд

2) практическая полезность Б) учение

3) нацеленность на обретение знаний В) игра.

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность ВАБВА

В3. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ..социализацией…………………………….».

В4. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность. 2 5

В5. Вставьте вместо пропуска.

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется физиологической или (биологической)….потребностью.

В6.Какое слово пропущено в схеме?

………..Потребности.……….

биологические экзистенциальные социальные престижные духовные

В7. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и выберите цифры, под которыми они указаны. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

6) способность к самосохранению. 1 2 4

В8. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Потребности

1) температурная среда А) социальные

2) питание Б) биологические

3) общение ББАА

4) самореализация

studfiles.net

Экзистенциальные потребности человека. Примеры экзистенциальных потребностей :: SYL.ru

Еще со времен античности философы всего мира пытались дать свое определение потребностям человека. Что можно определить как личную прихоть или веяние эпохи? А что является истинной потребностью, присущей каждому человеку с момента появления на свет независимо от того, где и в какое время он живет, как именно проходит его жизнь? Давайте рассмотрим основные экзистенциальные потребности человека, их примеры и проявление. Существует множество различных теорий и мнений по поводу этого, но наиболее убедительная характеристика экзистенциальных потребностей человека принадлежит немецкому психологу Э. Фромму.

Характеристика экзистенциальных потребностей человека

Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.

Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.

Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.

Потребность в преодолении себя

Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.

По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении – это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.

Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.

Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.

В изданной в 1973 году книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм подчеркивает, что из всех биологических видов только человеку характерна агрессия. Это значит, что существует множество причин, по которым человек может причинить вред другому или даже убить его, в то время как животные совершают это исключительно ради выживания. Но эта мысль не распространяется на некоторые «примитивные» культуры, где агрессия подчеркивает мощную доминирующую силу общества.

Потребность в общении

Потребность в общении, или потребность в установлении связей,– это одна из главных базовых социальных экзистенциальных потребностей личности. Фромм выделяет три основных направления: любовь, власть и подчинение. По мнению психолога, последние два являются непродуктивными, то есть такими, которые не позволяют личности нормально развиваться.

Покорный человек ищет связь с властным человеком. И наоборот. Союз властного и покорного может удовлетворять обоих и даже приносить радость. Однако рано или поздно приходит понимание, что такой союз препятствует нормальному личностному росту и сохранению внутреннего комфорта. Покорный партнер будет испытывать явный недостаток силы и уверенности в себе. Привязанность таких характеров объясняется не любовью, а подсознательным стремлением установить связь. Возможны даже обвинения в том, что партнер не в состоянии полностью удовлетворить его нужды и экзистенциальные потребности. Вследствие этого они ищут новой власти либо нового лидера. А в результате становятся лишь менее свободными и все более зависимыми от своего партнера.

Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении

Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.

Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке. Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения.

Потребность в «укорененности»

Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.

Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.

Потребность в наличии системы ценностей

Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.

У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.

Потребность в самоидентичности

Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.

Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.

Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или социальных институтах, то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.

Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.

Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.

Во время изучения данной темы Маслоу сделал немало полезных выводов. Он считает, что для психологов чрезвычайно важным является тот факт, что только экзистенциалисты могут изучать психологию, основываясь на философских началах. Другим этого не удается сделать. Так, логический позитивизм был в корне ошибочным, особенно во время лечения клинических больных. «Быть может, в скором будущем психологи примут во внимание основные философские проблемы и перестанут полагаться на непроверенные концепции», — считает психолог.

Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее – понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.

Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.

Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности – это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).

«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими. Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей. В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности – это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.

Подводя итоги

Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?

  1. Термин «экзистенциальный» может значить все то, что существует.
  2. Все, что связано с критичными, жизненно важными аспектами существования человека (потребность в безопасности, в удовлетворении первичных потребностей).
  3. Все, что относится к вопросам бытия.

Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:

  • в них присутствует весь опыт человека;
  • в оценочной характеристике экзистенциальные потребности присутствуют при восприятии отдельной личности, такая оценка может быть как вполне осознанной, так и интуитивной;
  • ими задаются жизненные ориентиры как отдельной личности, так и общества в целом;
  • при рассмотрении таких потребностей очевидно, что в них всегда присутствует человеческий фактор, существование личности невозможно без полного или хотя бы частичного подчинения положениям социокультурного порядка.

В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения.

Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.

www.syl.ru

Человек и его потребности. Тесты ЕГЭ

Поиск Лекций

1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

Биологические, экзистенциальные, демографические, социальные, престижные, духовные.

2. Социализацией личности называется

1)столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

2)освоение индивидом культурных ценностей общества

3)целенаправленное совершенствование человеком самого себя

4)поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

3. Социализация личности заключается в (во)

1)приобщении к миру человеческой культуры

2)создании человеком того, чего нет в природе

3)индивидуальных особенностях сознания человека

4)взаимосвязях между отдельными людьми

4. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.

Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет

1)активный характер

2)приспособительный характер

3)индивидуальный характер

4)преобразовательный характер

6. Екатерине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного характеризует её как личность?

1)У Екатерины зелёные глаза.

2)У Екатерины тёмные волосы.

3)Екатерина трудолюбивая и ответственная.

4)По темпераменту Екатерина – флегматик.

7. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

1)социальной сущности

2)биологической природы

3)физических свойств

4)психических свойств

9. Десятиклассник Иван усиленно готовится к экзаменам, так как хочет поступить в университет, получить профессию программиста и найти престижную работу. Данный пример иллюстрирует деятельность по реализации потребностей

1)биологических

2)естественных

3)социальных

4)экзистенциальных

10. Проявлением человека как личности является(-ются)

1)участие в жизни общества

2)характер протекания психических процессов

3)наследуемые качества

4)особенности мышления и памяти

11. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии

1)субъект

2)личность

3)индивидуальность

4)индивид

12. Что свойственно и человеку, и животному?

1)преобразование мира

2)самопознание

3)необходимость отдыха

4)свобода выбора цели

13. И человек, и животное характеризуются

1)свободой выбора цели

2)индивидуальными интересами

3)самосознанием

4)зависимостью от природных условий

14. Алине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного ниже характеризует её как личность?

1)У Алины голубые глаза.

2)У Алины светлые волосы.

3)Алина трудолюбивая и ответственная.

4)Рост Алины – 165 см.

15. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

1)приспособление к условиям среды

2)способность абстрактно мыслить

3)речевое общение

4)потребность быть в обществе

17. К социальным потребностям человека относится потребность в

1)отдыхе

2)общении

3)самосохранении

4)сохранении потомства

18. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ПО­НЯ­ТИЯ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
Ин­ди­вид От­дель­но взя­тый пред­ста­ви­тель че­ло­ве­че­ско­го рода
Че­ло­век как субъ­ект со­ци­аль­ных от­но­ше­ний

 

19. Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся на­зва­ни­я­ми, под ко­то­ры­ми в раз­лич­ных клас­си­фи­ка­ци­ях пред­став­ле­ны при­род­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) био­ло­ги­че­ские 2) фи­зио­ло­ги­че­ские 3) со­ци­аль­ные
4) ор­га­ни­че­ские 5) есте­ствен­ные 6) эс­те­ти­че­ские

20. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)возрастные и половые различия

2)темперамент

3)особенности нервной системы

4)самооценка

5)опыт

6)особенности мировоззрения

21. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) вос­про­из­вод­ство рода 2) са­мо­ре­а­ли­за­ция 3) пи­та­ние 4) ды­ха­ние
5) дви­же­ние 6) об­ще­ние 7) отдых  

22. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми ка­че­ства­ми че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) по­ря­доч­ность 2) со­об­ра­зи­тель­ность 3) за­ко­но­по­слуш­ность
4) тру­до­лю­бие 5) на­чи­тан­ность 6) быст­ро­та ре­ак­ций

23. Ниже при­ве­де­ны по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Все из них, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) в тру­до­вой де­я­тель­но­сти 2) в со­зи­да­нии 3) в твор­че­стве
4) во вза­и­мо­по­ни­ма­нии 5) в от­ды­хе 6) в пище

24. Ниже при­ведён пе­ре­чень ка­честв, при­су­щих че­ло­ве­ку. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, имеют со­ци­аль­ную при­ро­ду. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) осо­бен­но­сти внеш­но­сти 2) лю­бо­зна­тель­ность 3) тем­пе­ра­мент
4) от­вет­ствен­ность 5) тру­до­лю­бие 6) са­мо­от­вер­жен­ность

25. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке свой­ства че­ло­ве­ка, име­ю­щие со­ци­аль­ную при­ро­ду. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) спо­соб­ность к сов­мест­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

2) стрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции

3) уме­ние при­спо­саб­ли­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям

4) устой­чи­вые взгля­ды на мир и свое место в нем

5) по­треб­ность в воде, пище, от­ды­хе

26. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты че­ло­ве­ка, обу­слов­лен­ные био­ло­ги­че­ски, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­раст­ные и по­ло­вые раз­ли­чия 2) тем­пе­ра­мент 3) осо­бен­но­сти нерв­ной си­сте­мы
4) са­мо­оцен­ка 5) опыт 6) осо­бен­но­сти ми­ро­воз­зре­ния

27. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, име­ю­щие пре­иму­ще­ствен­но со­ци­аль­ную при­ро­ду, и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пре­об­ра­зо­вы­вать окру­жа­ю­щую среду 2) ви­деть цель своих дей­ствий
3) адап­ти­ро­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям 4) мыс­лить
5) про­из­во­дить потом­ство 6) че­ре­до­вать пе­ри­о­ды ак­тив­но­сти и от­ды­ха

28. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­от­но­ше­нии био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в че­ло­ве­ке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­сле­до­ва­тель­ность ос­нов­ных ста­дий жизни че­ло­ве­ка, при ко­то­рой дет­ство сме­ня­ет­ся зре­ло­стью, а затем на­сту­па­ет ста­рость, био­ло­ги­че­ски обу­слов­ле­на.

2) Ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка как лич­но­сти свя­за­но с при­об­ре­те­ни­ем со­ци­аль­ных черт и ка­честв.

3) Че­ло­век на­сле­ду­ет мо­раль­ные цен­но­сти, также как за­дат­ки к опре­делённым видам де­я­тель­но­сти.

4) Вли­я­ние ге­не­ти­че­ских фак­то­ров на раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка слу­жит вы­ра­же­ни­ем его со­ци­аль­ной сущ­но­сти.

5) При­род­ная пред­рас­по­ло­жен­ность че­ло­ве­ка к тем или иным видам де­я­тель­но­сти про­яв­ля­ет­ся в со­ци­аль­ных об­сто­я­тель­ствах.

29. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.

1)потребность в общении

2)потребность в сне

3)потребность в достижении статуса

4)потребность в пище

5)потребность в труде

30. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о са­мо­оцен­ке лич­но­сти.

1) Са­мо­оцен­ка вы­сту­па­ет ис­ход­ной точ­кой са­мо­по­зна­ния.

2) Че­ло­век фор­ми­ру­ет са­мо­оцен­ку, срав­ни­вая себя с дру­ги­ми.

3) За­вы­шен­ная са­мо­оцен­ка лич­но­сти все­гда яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ее ре­аль­ных до­сти­же­ний.

4) Люди с низ­кой са­мо­оцен­кой про­во­дят срав­не­ние с дру­ги­ми, толь­ко бу­дучи уве­рен­ны­ми в успе­хе.

5) За­ни­жен­ная са­мо­оцен­ка спо­соб­ству­ет раз­ви­тию ли­дер­ских ка­честв

31. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях че­ло­ве­ка.

1) По­треб­но­стью яв­ля­ет­ся пе­ре­жи­ва­е­мая че­ло­ве­ком нужда в том, что не­об­хо­ди­мо для жизни.

2) По­треб­ность в са­мо­ре­а­ли­за­ции, са­мо­утвер­жде­нии от­но­сит­ся к иде­аль­ным по­треб­но­стям.

3) При­ме­ром био­ло­ги­че­ской по­треб­но­сти слу­жит по­треб­ность в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира.

4) По­треб­ность слу­жит по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом де­я­тель­но­сти.

5) По­треб­ность, как пра­ви­ло, на­прав­ле­на на какой-либо пред­мет, с по­мо­щью ко­то­ро­го она может быть удо­вле­тво­ре­на.

32. Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)интересы

2)мировоззрение

3)задатки

4)умения

5)наследственность

6)идеалы

33. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о че­ло­ве­ке как лич­но­сти.

1) О че­ло­ве­ке как лич­но­сти го­во­рит его спо­соб­ность к про­дол­же­нию рода.

2) Че­ло­ве­ка как лич­ность от­ли­ча­ет уме­ние за­щи­щать­ся от вра­гов.

3) Че­ло­ве­ку как лич­но­сти свой­ствен­на спо­соб­ность со­зда­вать новые пред­ме­ты, не име­ю­щие при­род­ных ана­ло­гов.

4) Че­ло­век как лич­ность об­ла­да­ет спо­соб­но­стью пре­об­ра­зо­вы­вать при­род­ную среду.

5) Че­ло­век как лич­ность фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции.

34. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и их при­ро­дой.

СПО­СОБ­НО­СТИ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА   ПРИ­РО­ДА СПО­СОБ­НО­СТЕЙ
А) к сов­мест­ной про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти Б) при­ни­мать и усва­и­вать пищу В) к чле­но­раз­дель­ной речи Г) к вос­про­из­ве­де­нию рода Д) со­зда­вать ду­хов­ные цен­но­сти   1) био­ло­ги­че­ская 2) со­ци­аль­ная

35. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и их при­ро­дой.

СПО­СОБ­НО­СТИ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА   ПРИ­РО­ДА СПО­СОБ­НО­СТЕЙ
A) расти и фи­зи­че­ски раз­ви­вать­ся Б) оце­ни­вать себя и свои по­ступ­ки B) ви­деть цель своих дей­ствий Г) к вос­про­из­вод­ству сво­е­го рода Д) фор­ми­ро­вать свои взгля­ды на мир   1) со­ци­аль­ная 2) био­ло­ги­че­ская

36. Иван вы­пол­нял за­да­ние по теме: «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные че­ло­ве­ку. Какие из них от­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от жи­вот­но­го? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

2) спо­соб­ность к це­ле­по­ла­га­нию

3) за­бо­та о потом­стве

4) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

5) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир

6) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

37. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки че­ло­ве­ка. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­зна­ние

2) ин­стинк­ты

3) ми­ро­воз­зре­ние

4) на­ли­чие пси­хи­ки

5) про­яв­ле­ние эмо­ций

6) спо­соб­ность к пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

38. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­а­ли­за­ция лич­но­сти»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти.

39. На­зо­ви­те любые три груп­пы по­треб­но­стей че­ло­ве­ка.

40. При­ве­ди­те любые три при­ме­ра воз­дей­ствия раз­лич­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов на про­цесс со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти.

41. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.

42. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

41. В раз­ви­тии ин­ди­ви­да глав­ную роль иг­ра­ет стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию есте­ствен­ных ор­га­ни­че­ских по­треб­но­стей, в раз­ви­тии лич­но­сти — стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию куль­тур­ных по­треб­но­стей. Кон­кре­ти­зи­руй­те дан­ное по­ло­же­ние, по­до­брав по два при­ме­ра удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей, ве­ду­щих к раз­ви­тию ин­ди­ви­да и лич­но­сти.

42. При­ве­ди­те три при­ме­ра про­яв­ле­ния че­ло­ве­ка как лич­но­сти.

43. Из­вест­но, что на раз­ви­тие лич­но­сти, её взгля­ды и устрем­ле­ния ока­зы­ва­ет вли­я­ние со­ци­аль­ное окру­же­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра та­ко­го вли­я­ния. В каж­дом слу­чае опи­ши­те кон­крет­ную си­ту­а­цию и ука­жи­те, что имен­но ока­зы­ва­ет вли­я­ние на раз­ви­тие че­ло­ве­ка.

44. На­зо­ви­те любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

45. Ан­глий­ский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное су­ще­ство, по­ни­ма­ю­щее суть куль­ту­ры, в ко­то­рой он ро­дил­ся. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гид­денс. Ука­жи­те любые два субъ­ек­та, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром.

46. Оте­че­ствен­ный уче­ный-пси­хо­лог Б.Г. Ана­ньев и его по­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ли, что лич­но­стью яв­ля­ет­ся каж­дый че­ло­век, не под­верг­ший­ся ис­кус­ствен­ной изо­ля­ции в пер­вые ме­ся­цы жизни (как ре­бе­нок-Мауг­ли). Раз­де­ля­е­те ли Вы дан­ную точку зре­ния? При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го мне­ния.

Объ­яс­ни­те, что имел в виду Йо­ган­нес Бехер, утвер­ждая: «Че­ло­век ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком толь­ко среди людей». (При­ве­ди­те три суж­де­ния-объ­яс­не­ния.)

47. Отец ве­ли­ко­го Мо­цар­та был от­лич­ным скри­па­чом и ор­га­ни­стом. К нему часто при­хо­ди­ли дру­зья-му­зы­кан­ты, и в доме зву­ча­ла му­зы­ка. Му­зы­кой очень увлёкся сын и уже в ран­нем воз­расте стал на путь му­зы­кан­та и ком­по­зи­то­ра. На­зо­ви­те фак­тор, по­вли­яв­ший на раз­ви­тие лич­но­сти юного Мо­цар­та. Ука­жи­те любые два дру­гих фак­то­ра, опре­де­ля­ю­щих раз­ви­тие лич­но­сти.

48. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Био­со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

49. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ на тему «Роль по­треб­но­стей в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

50. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

poisk-ru.ru

биологические престижные экзистенциальные духовные социальные это



В разделе ВУЗы, Колледжи на вопрос Помогите по обществознанию ! Пожалуйста очень надо ! заданный автором Вровень лучший ответ это На 1вопрос :1)а)2)б)3а)4)г)5)в)

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите по обществознанию ! Пожалуйста очень надо !

Ответ от Katttie *********[эксперт]
на 3) 2, 4 по-моему

Ответ от Нейроразнообразие.[гуру]
1) 1-б, 2-б, 3-а, 4-г, 5-в(предыдущему отвечающему: обмен товарами — это вообще-то не духовность, а экономика o_O, поэтому всё же 1-б)2) Слово «потребности? » или «пирамида Маслоу? » 🙂 Схема как-то непонятно нарисована.3) 2, 4

Ответ от Просушиться[новичек]
Ну там в таблице надо вписать слово пропущенное в схеме т. е тут […?]Всем большое спасибо за эти ответы, надеюсь они правильные =)

Ответ от Мосол[гуру]
Что ты паришься!Вот тебе мой совет! Спиши завтра и все! Делов то! Я например в свое время нечего и некогда не делала, приходила в школу и виртуозно списывала1

Ответ от Настя[активный]
1. 1)б, 2)б, 3)а, 4)г, 5)в3. 2, 4

Ответ от Надежда (Кульпина)Варава[гуру]
1….б2….б3…а4….г5…в

Ответ от [vampire][активный]
Алина права, списал и делов, а лучше прямо сейчас позвони одноклассникам и спроси!

Ответ от Ёергей Прикольный[гуру]
Я ЕГЭ в том году сдавал по общаге. Задания были сложнее (((

Ответ от Борис Мельников[гуру]
Третий вопрос — 2, 4. Второй — потребности (все 5 перечислены по Маслоу) . Первый — совсем простой. Уже ответили. Это что, для 1-го класса?

Ответ от 1 2[гуру]
1б, 2б, 3а, 4г, 5в. Второе — не помню, это потребности человека (если не ошибаюсь классификация Маслоу, но не уверен). Третье — 2,4. За верность ручаюсь! Удачи!

Ответ от Просто фея[гуру]
1)б2)б3)а4)г5)в


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу: 

 

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

humanitar.ru

Часть 2

В1. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется ……………………………………».

В2. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики видов деятельности Виды деятельности

1) деятельность в воображаемой ситуации А) труд

2) практическая полезность Б) учение

3) нацеленность на обретение знаний В) игра.

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

В3. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется …………………………………».

В4. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность.

В5. Вставьте вместо пропуска.

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется …………………… потребностью.

В6.Какое слово пропущено в схеме?

…………………………………..

биологические экзистенциальные социальные престижные духовные

В7. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и выберите цифры, под которыми они указаны. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

6) способность к самосохранению.

В8. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры Потребности

1) температурная среда А) социальные

2) питание Б) биологические

3) общение

4) самореализация

Часть 3

С1. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

С2. Назовите любые три уровня развития способностей человека.

С3. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

С4. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. По мнению ряда исследователей, интеллект человека характеризуют ряд способностей. К ним, в частности, относится способность к дедуктивному мышлению.

Приведите два примера дедуктивного рассуждения. Какую еще интеллектуальную способность человека вы можете назвать?

Прочитайте текст и выполните задания С6-С9

studfiles.net