Безопасность подвижного состава – Методические рекомендации Методические рекомендации по основам эксплуатации подвижного состава, технике безопасности и охране труда на автомобильном транспорте. Часть II

Содержание

Подвижной состав автомобильного транспорта — Автотехника.ру

Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

Легковые автомобили общего назначения

имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи,такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили

предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

Безопасность подвижного состава.

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную бе­зопасность: активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.

Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопаснос­ти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, во­дителю и окружающей среде.

autotehnica.ru

О безопасности железнодорожного подвижного состава

03.04.2013

Регламент, регулирующий вопросы безопасности подвижного состава, утвержден Правительством РФ – постановление от 15.07.2010 г под № 524.
В силу документ вступит 02.08.2013 года.

Область применения

Требования регламента касаются проектирования, изготовления и оценки соответствия ж/д подвижного состава, его составных частей, выпуск которых планируется на территории РФ для использования на путях общего, необщего пользования, со скоростью не больше 200 км/ч.
Под составной частью подвижного состава подразумеваются сборочные единицы, детали, которые входят в конструкцию подвижного состава и обеспечивают безопасность его использования, безопасность пассажиров и персонала, обслуживающего состав.
В подвижной состав входят:

  • мотор-вагонный подвижной состав;
  • локомотивы;
  • специальный ж/д подвижной состав;
  • грузовые и пассажирские вагоны.

В приложении № 1 ТР дан полный перечень составляющих подвижного состава.
Не распространяется действие регламента на подвижной состав ж/д транспорта технологического назначения.
Требования регламента считаются обязательными для исполнения:

  • федеральными органами, представляющими исполнительную власть;
  • физическими, юридическими лицами, которые занимаются проектированием, изготовлением и оценкой подвижного состава, его составляющих;
  • владельцами подвижного состава и инфраструктуры ж/д транспорта, предназначенного для общего, необщего пользования.

Идентификация продукции

Согласно регламенту, продукция – это подвижной состав, его составные части.
В статье 11 раздела І регламента указано, что продукция, которая выпускается для использования на территории РФ, должна быть идентифицирована.
Проводят идентификацию путем отбора образцов и проведения испытаний, оценивая образцы визуально, изучая представленную сопроводительную документацию, маркировку продукции и упаковки.
Результаты проведения идентификации фиксируются в протоколе о проведении испытаний.

Требования безопасности

Регламентом установлены минимальные требования к безопасности, которые касаются:

  • безопасности излучений;
  • взрывобезопасности;
  • биологической безопасности;
  • механической безопасности;
  • электрической безопасности и электромагнитной совместимости;
  • пожарной безопасности;
  • химической безопасности;
  • термической безопасности;
  • единства измерений.

В разделе ІІ технического регламента указано, что безопасность подвижного состава обеспечивается путем:

  • применения проверенных технических решений;
  • проведения опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ;
  • установления срока службы состава;
  • установления сроков проведения ремонтов и технического обслуживания;
  • установления критериев оценки предельного состояния продукции;
  • определения способов утилизации продукции;
  • определения процедур проведения оценки соответствия.

Железнодорожный состав, его части должны, в свою очередь, обеспечивать:

  • выполнение условий использования состава независимо от механических, климатических воздействий;
  • соблюдение габарита состава;
  • техническую совместимость с другими ж/д составами и инфраструктурой ж/д транспорта;
  • минимальный риск схождения колес с рельс;
  • минимальный риск опрокидывания состава на криволинейных участках ж/д пути;
  • допустимый тормозной путь;
  • экологическую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • энергетическую эффективность.

Выше указаны основные требования к ж/д составу, с полным списком можно ознакомиться в ст. 20 раздела ІІ настоящего регламента.

Маркировка

На подвижном составе обязательно проставляется маркировка, с помощью которой можно идентифицировать продукцию:

  • знак обращения;
  • наименование изготовителя продукции;
  • наименование изделия, его серия/тип, номер;
  • дата производства;
  • масса упаковки;
  • конструкционная скорость;
  • данные в виде таблички или надписи о проводившихся ремонтных работах;
  • число мест – для составов, предназначенных для перемещения оперативно-ремонтного персонала или пассажиров.

Проведение оценки соответствия регламентировано разделом ІІІ нормативного документа.

 

 

 

ЗАДАЙТЕ ВАШ ВОПРОС ОНЛАЙН

rimtest.ru

Безопасность подвижного состава. Классификация и назначение автомобильного подвижного состава

Похожие главы из других работ:

Внедрение в технологию ремонта амортизатора передней подвески автомобиля ЗИЛ-130 приспособления для запрессовки клапана сжатия в рабочий цилиндр

2.1.1 Тип и количество подвижного состава

Тип АТС — Автомобиль ЗИЛ-130 Количество автомобилей в ПАТО — 280 ед…

Грузовые автомобильные перевозки

3.Выбор подвижного состава

Организация городского автобусного маршрута

2.1 Выбор подвижного состава

Мощности пассажиропотока в час-пик равняется 750 чел./час. Затем по таблице 2 выбираем два типа автобусов, условно названных автобусами большой и малой вместимости, по которым ведется сравнение…

Организация грузовых автомобильных перевозок

3. Выбор подвижного состава

Организация грузовых автомобильных перевозок

3.4 Выбор подвижного состава

Эффективность перевозок непосредственно зависит от правильного выбора подвижного состава. При решении этой задачи исходят из величины и структуры грузопотоков, возможных способов выполнения перевозок…

Организация работ на СТО «Волкомпани»

4. Численность подвижного состава

В собственности имеются 4 автомобиля. 1. УАЗ-39099, 2002 г/в, цвет — зеленый, г/н р336ку66; 2. Митсубиши Л-200, 2010 г/в, цвет — черный, г/н р218ау96; 3. УАЗ « Патриот», 2011 г/в, цвет — серый, г/н т886сс96; 4. ГАЗ-33023, 2007 г/в, цвет — синий, г/н в843ну96…

Перевозка жидкого шлака

1.5 Характеристика подвижного состава

Маневровый локомотив по своему назначению специализированны и закреплены по участкам обслуживания…

Перевозка сахара-песка

2. Тип подвижного состава

Седельный тягач Mercedes-Benz Axor 1840 LS Седельный тягач Axor 1840 LS используется для региональных перевозок. Модели Axor имеют двигатель большей мощности, расширенную гарантию, увеличенные сервисные интервалы и много вариантов оснащения…

Проект зоны ТО-2 автомобилей АРМ ООО ПКО «Челси»

1.1.3 Характеристика подвижного состава

Подвижной состав ООО «ПКО «Челси». Таблица 1 — Грузовые автомобили Базовая модель Тип грузоподъёмности Количество автомобилей Базовые Самосвалы Седельные тягачи Фургоны Спец…

Разработка технологического процесса перевозки скоропортящихся грузов (овощи) автомобильным транспортом

2.1 Выбор подвижного состава

Подвижной состав должен обеспечивать: — сохранность перевозимых грузов, — наиболее полное использование своей грузоподъемности, — удобство выполнения погрузочно-разгрузочных работ…

Разработка транспортно-технологической схемы доставки груза

2.2.3 Выбор подвижного состава для ТТС-1

Для автомобиля ЗИЛ 5301 «Бычок» (2 ездки): qн = 3 т; nз=3. Коэффициенты использования грузоподъемности: гст = 0,9 гр =0,86 Время на погрузку и разгрузку: tп = 0,89 ч. tр = 0 ч. t (п) р=0,93 ч…

Разработка транспортно-технологической схемы доставки груза

2.2.4 Выбор подвижного состава для ТТС-2

Для автомобиля ЗИЛ 5301 «Бычок» (2 ездки): qн = 3 т; nз=3. Коэффициенты использования грузоподъемности: гст = 0,93 гр =0,87 Время на погрузку и разгрузку: tп = 0,11 ч. tр = 0,04 ч. t (п) р=0,12 ч. Время погрузки-разгрузки равно: tп-р = 1…

Технический расчет АТП на 260 автомобилей марки ВАЗ-2170

1.3 Характеристика подвижного состава

На данном АТП хранятся и обслуживаются автомобили марки ВАЗ-2170 Характеристики Массово-габаритные Ширина: 1690 мм Высота: 1420 мм Клиренс: 165 мм Колёсная база: 2492 мм Колея задняя: 1380 мм Колея…

Технологический процесс перевозки тарно-штучных грузов

2.3 Выбор подвижного состава

Для перевозки сахара в мешках используют автомобили с тентованным кузовом. Эффективность использования того или иного ПС можно выявить по его производительности и удельному расходу топлива…

Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства

5. Определение потребного количества единиц подвижного состава через ритм работы пунктов погрузки и разгрузки и интервал движения подвижного состава на маршруте

Ритмом работы пункта называется период времени между отправлением загруженных или разгруженных автомобилей из пункта…

tran.bobrodobro.ru

Безопасность железнодорожного подвижного состава — это… Что такое Безопасность железнодорожного подвижного состава?


Безопасность железнодорожного подвижного состава

«…безопасность железнодорожного подвижного состава — состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;…»

Источник:

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 (ред. от 09.12.2011) «О принятии технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (вместе с «ТР ТС 001/2011. Технический регламент ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава», «ТР ТС 002/2011. Технический регламент ТС. О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», «ТР ТС 003/2011. Технический регламент ТС. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Безопасность ж/д автоматики и телемеханики
  • Безопасность животных

Смотреть что такое «Безопасность железнодорожного подвижного состава» в других словарях:

  • безопасность железнодорожного подвижного состава — безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Составная часть высокоскоростного железнодорожного подвижного состава — деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров;… Источник:… …   Официальная терминология

  • составная часть железнодорожного подвижного состава — составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и/или… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • условия обращения железнодорожного подвижного состава — 3.5 условия обращения железнодорожного подвижного состава: Условия, обеспечивающие безопасность движения, соблюдение правил обслуживания и содержания, а также допустимое воздействие на железнодорожный путь, при обязательном выполнении которых… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • безопасность — 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Безопасность движения на железнодорожном транспорте — Безопасность движения на железнодорожном транспорте  комплекс организационно технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов… …   Википедия

  • Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой… …   Официальная терминология

  • ГОСТ Р 54504-2011: Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта — Терминология ГОСТ Р 54504 2011: Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта оригинал документа: 3.1.5 доказательство безопасности; ДБ :… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ) — 3.1.15 объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ): Любая единица железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках управления и (или) обеспечения безопасности… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 55057-2012: Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения оригинал документа: 22 аварийная крэш система: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное для предотвращения или снижения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Пожарная безопасность железнодорожного подвижного состава, Аксютин В.П.. Книга предназначена для работников железнодорожного транспорта, проектных и научно-исследовательских учреждений, имеющих отношение к проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту… Подробнее  Купить за 2221 грн (только Украина)
  • Пожарная безопасность железнодорожного подвижного состава, Аксютин В.П.. Книга предназначена для работников железнодорожного транспорта, проектных и научно-исследовательских учреждений, имеющих отношение к проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту… Подробнее  Купить за 1771 руб
  • Безопасность России. Безопасность железнодорожного транспорта в условиях Сибири и Севера, Акимов А. В., Алексеенко В. А., Ахметханов Р. С.. Анализируется постановка общих проблем безопасности создания, функционирования и развития железнодорожного транспорта на протяжении почти двухсотлетней истории. Особое внимание уделено… Подробнее  Купить за 1367 руб
Другие книги по запросу «Безопасность железнодорожного подвижного состава» >>

official.academic.ru

Выбор подвижного состава как фактор влияюший на экономическую безопасность автотранспортного предприятия

Обосновывается методический подход к выбору подвижного состава как фактора влияющего на экономическую безопасность автотранспортного предприятия на основе совместного учета показателей производительности и себестоимости перевозок.

Обеспечение экономической безопасности автотранспортного предприятия зависит от многих факторов, в числе которых одним из основных является правильность выбора подвижного состава автомобильного транспорта. В современных условиях видения хозяйственной деятельности правильный выбор модели автотранспортного средства для выполнения функциональных задача стоит перед каждым автотранспортным предприятием (АТП). Это обусловлено тем что, в рыночных условиях хозяйствования перевозчик и клиент заинтересованы в наиболее эффективном использовании провозных возможностей эксплуатируемого парка автомобилей, несмотря на различие целей. Для перевозчика приоритетным является увеличение сбыта собственных услуг, что выражается в росте коэффициента выпуска подвижного состава на линию при одновременном снижении внутрипроизводственных затрат, для клиента важен факт покупки требуемого объема услуг высокого качества за минимально возможную цену.

В теории и практике грузовых перевозок получили распространение и использование, различные методики выбора автотранспортных средств. В частности: для перевозки массовых грузов наиболее распространена технология выбора универсальной модели автотранспорта по показателям производительности и себестоимости; при перевозке грузов с использованием специализированного подвижного состава руководствуются показателями себестоимости; при выборе автосамосвала при разработке пород в карьерах принимают в расчетах себестоимость экскавации и транспортировки; при сравнении специализированного и универсального подвижного состава определяют равноценное расстояние перевозки, опять же, опираясь на критерии производительности и себестоимости и др. методики.

Предлагаемая методика наиболее близка по своей структуре к выбору автомобиля или автопоезда для работы на маршрутах, когда проводится попарное сравнение соотношений их грузоподъемностей, технической скорости и удельного времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Суть методики заключается также в попарном сопоставлении, однако не выделенных выше факторов, а показателей производительности и себестоимости. Еще одно важное отличие состоит в том, что на первом этапе выбирается базовая модель и предварительный расчет проводится по отношению к обусловленной модели, а затем по полученным коэффициентам производится сравнение альтернативных моделей автотранспортных средств. Данная методика является универсальной, поскольку позволяет проводить сравнение моделей различных модификации и специализации кузова. Приоритет критерия, выбранного в качестве основного (производительность или себестоимость) определяется заказчиком. Данный расчет может быть выполнен для любого диапазона расстояния перевозок, поэтому его целесообразно представить в табличной форме, куда будут внесены все полученные значения коэффициентов по критериям производительности и себестоимости. Исходя из текущих целей заказа, клиент или ответственное функциональное лицо транспортного подразделения производственно-коммерческой организации быстро и оперативно может воспользоваться табличными результатами расчетов, пользуясь принципом наглядности, что значительно облегчает процедуру заключения договорных соглашений и выбора предпочтительной модели транспортного средства.

Предварительный этап разработки технологии начинается с выбора базовой модели подвижного состава, имеющейся на балансе АТП. Принимая во внимание расстояние перевозки продукции (на средних плечах), а так же характер и особенности организации перевозок продукции в качестве базовой модели может быть использован прототип автомобиля ранее на которых выполнялись аналогичные перевозки, с определенной грузоподъемностью qн. Часовая производительность грузового автомобиля (в тоннах) определяется по общеизвестной формуле теории грузовых пассажирских перевозок [1]. Для проведения расчетов используются отчетно-статистическими материалами о деятельности АТП. С учетом отчетных или прогнозных значений технико-эксплуатационных показателей проводится расчет производительности для базовой модели.

Расчетные данные по сравниваемым моделям подвижного состава сносятся в таблицу 1. Значение себестоимости перевозок в аналогичном отношении – сомон/час, принимаются также из отчетных данных АТП или рассчитываются по нормативам и сносятся в таблицу.

Таблица 1 – Информация для выбора подвижного состава

Марка автомобиля

Производительность (Wi ) т/ч

Себестоимость

перевозок, сомон/час

Kw

Fs

Оценка выбора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее определяются коэффициенты соотношений производительностей и себестоимостей в сравнении с базовым автомобилем по формулам:

(1)

где Wср и Wб –часовые производительности соответственно базовой и сравниваемых моделей, т/час.

Определение часовой производительности подвижного состава:

(2)

где Wi – часовая производительность базовой или сравниваемых моделей, т/час; q – грузоподъемность автомобиля, т; Y — коэффициент использования грузоподъемности; β — коэффициент использования пробега; Vт—техническая скорость движения, км/ч; lег — средняя длина ездки, км; tпр— время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой, ч.

(3)

где Zб и Zср — часовые себестоимости соответственно базовой и сравниваемых моделей, сомон/час.

Результаты расчетов сносятся в таблицу 1. Окончательный выбор модели подвижного состава осуществляется путем соотношения полученных значений коэффициентов конкретно по каждой модели. Учитывая, что в рыночной экономике большее значение придается себестоимости перевозок окончательное выражение можно записать в следующем виде

(4)

где D – оценка выбора подвижного состава; V – валентность (вес) экономического критерия. Принимается по усмотрению эксперта, производящий выбор.

Чем выше полученное оценочное значение, тем оптимальное будет произведен выбор подвижного состава. Результаты расчетов также сносятся в таблицу 1.

Как видно из предложенной методики выбора подвижного состава, не точность расчетов, или субъективное мнение эксперта может привести не рациональному выбору подвижного состава, который в свою очередь влечет за собой не эффективное использование трудовых и материальных ресурсов АТП. Не эффективность производственной деятельности АТП это угроза ее экономической безопасности.

novainfo.ru