Базисные функции философии – Предмет и функции философии. Структура философского знания | Учеба-Легко.РФ

Основные функции философии | Мудрый Философ

Все статьи сайта → Философия Основные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся

общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции

философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

www.mudriyfilosof.ru

3. Функции философии

Специфика философии раскрывается также и в ее функциях.

Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренческую функцию, другие – методологическую, третьи – антропологическую.

На наш взгляд, философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию. Некоторые авторы считают ее генеральной функцией философии (И.Я. Лойфман).

Мировоззрение — это важнейшая составляющая, стержень духовного мира личности, общества и социальной группы. Оно выполняет интегративную функцию, и в его формировании участвуют разные источники: практический опыт, наука, искусство, религия и др., но особая роль принадлежит философии. Философское мировоззрение имеет свои специфические особенности.

Но прежде чем говорить об особенностях философского мировоззрения, необходимо определить, что такое мировоззрение вообще.

Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и отношений человека к миру. Оно имеет довольно сложную структуру.

Прежде всего, в содержательном аспекте в структуре мировоззрения можно выделить ряд компонентов. К ним относятся обобщенные знания о мире и его свойствах; убеждения, т.е. такие знания, в истинности которых субъект не сомневается; ценности (цели, идеалы, принципы). Ценности играют особенно важную роль в мировоззрении. На их основе человек определяет свое место в мире, в системе общественных отношений, смысл своей жизни. Мировоззрение регулирует поведение человека, определяя выбор поступков.

В мировоззрении находит свое отражение эмоциональный и интеллектуальный опыт людей, поэтому в нем можно выделить два слоя: эмоциональный и рациональный. Эмоциональный слой мировоззрения представлен мироощущением и мировосприятием. Отсюда мировоззрение может иметь как оптимистическую, так и пессимистическую окраску. На рациональном уровне рождается теоретическое мировоззрение, выраженное в научной и философской картинах мира.

Философия является частью теоретического мировоззрения, точнее — его ядром. Она отличается от других исторических типов мировоззрения, к которым следует отнести мифологию, религию, науку. Философское мировоззрение представляет собой систему предельно общих теоретических взглядов на мир, в основании которой лежит решение вопроса о первоначале мира. Это вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы (материи).

В зависимости от его решения сложилось два основных типа философского мировоззрения: материализм и идеализм.

Для материалистов — первична материя, а дух вторичен.

Для идеалистов — дух первичен, а материя производна от него, вторична. Каждый человек является либо материалистом, либо идеалистом в решении тех или иных вопросов своего бытия, отдавая приоритет духовному или материальному.

Следующая функция философии — методологическая.

Методологическая функция, также как и мировоззренческая, вытекает из природы философии. Философия в предельно обобщенной форме рассматривает отношение «человек — мир», раскрывая при этом природу и сущность мира, природу и сущность человека в их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии, являясь предельно общими и универсальными, имеют методологическое значение по отношению к более частному знанию.

В то же время философия, выступая как общее учение о мире и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком, является всеобщей методологией научного познания.

Под методологией в самом широком смысле слова надо понимать совокупность принципов, определяющих способы анализа и оценки явлений действительности, характер и направленность познавательной и практической деятельности.

Слово «метод» дословно переводиться как «путь», и в их понимании означает совокупность правил, помогающих познающему субъекту отыскать истину.

Важнейшими методологическими установками, выработанными философией, являются философские принципы, и, прежде всего, материализм и идеализм. Они выступают как наиболее общие подходы рассмотрения бытия и познания. С точки зрения материализма познание есть процесс отражения действительности в сознании людей, а с точки зрения идеализма он есть процесс самопознания духа.

К философским методам относятся также диалектика и метафизика.

Диалектика это учение о наиболее общих законах развития бытия и познания и одновременно — это метод теоретического и практического освоения действительности, который ориентирует познающего и действующего субъекта опираться на следующие основные принципы: а) принцип развития; б) принцип противоречия; в) принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений; г) принцип целостности.

Диалектика зародилась в далекой древности, однако у древних философов она носила стихийный характер. При этом философы – материалисты (Гераклит) во главу угла ставили объективную диалектику реального мира, а идеалисты (Сократ и Платон) первичной считали субъективную диалектику — диалектику понятий.

Создателем диалектики как теории и метода явился выдающийся немецкий философ, представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831). Его диалектика носила идеалистический характер, так как Гегель представляет мир как процесс развитие абсолютной идеи, мирового разума.

Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) создали материалистическую диалектику, переработав диалектику Гегеля в материалистическом духе.

Метафизика — это метод мышления, который является противоположностью диалектики. Метафизике как методу мышления присущи такие черты, как односторонний подход к реальности; рассмотрение мира в статике, в неизменном состоянии; изолированное рассмотрение фрагментов реальности, которые вырываются из общей связи; упрощенное представление о мире как лишенном внутренней противоречивости.

Важнейшими методологическими установками в философии являются также сенсуализм, рационализм и иррационализм.

Сенсуализм — это методологический принцип, который за основу познания берет чувства и стремится вывести все его результаты из деятельности чувств (Эпикур, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.).

Рационализмэто такой метод, согласно которому основой познания является разум (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель и др.), при этом недооценивается роль чувств в познании.

Иррационалим — философский метод, отрицающий или принижающий роль разума в познании, выдвигающий на первый план иррациональные способы постижения бытия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

В качестве методологических установок выступают и способы философствования (натуроцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм). Они задают парадигмы решения философских проблем.

Кроме этого в качестве важнейших методологических установок познавательной деятельности выступают принципы детерминизма, структурности, системности, синергии, герменевтические принципы и др.

Бурное развитие науки в ХХ столетие привело к становлению в рамках философии методологии научного познания как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы становления и развития науки как вида познавательной деятельности, разрабатываются критерии научности знания, рассматриваются логика и закономерности роста научного знания, анализируется язык науки, роль научных революций и научных парадигм в процессе познания.

С методологической функцией философии очень тесно связана ее критическая функция.

Принцип «все подвергай сомнению» со времен античности проповедуется многими философами. Он играет важную антидогматическую роль, нацеливая на пересмотр устоявшихся знаний и социокультурных ценностей, способствуя их обновлению и развитию.

Центром всех философских размышлений является человек, поэтому философия выполняет гуманистическую функцию. Философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, дает знание человеку о нем самом, ориентирует в системе ценностей, помогая решать смысложизненные проблемы. Она культивирует потребность и способность быть человеком. Он предстает как субъект-носитель познавательного, практического и ценностного отношений к миру.

Философия выполняет также и терапевтическую функцию. Она служит средством душевной терапии. Философия способна осуществлять логотерапию (термин В. Франкла), т.е. помогать справляться с теми проблемами, которые ставит перед человеком жизнь, с помощью рассуждений, выражения собственных проблем на языке понятий и продумывания всех возможных вариантов причин и следствий, позволяющих найти оптимальное разрешение конкретной жизненной ситуации.

Кроме того, важнейшей функцией философии является аксиологическая функция. Она заключается в том, что философия разрабатывает системы ценностей, выстраивает их иерархию и оценивает существующую реальность с точки зрения обоснованных ею нравственных, эстетических, политических и других эталонов. Философия берет на себя роль инициатора переоценки ценностей в различные исторические эпохи, принятые называть переломными. Не случайно в эти исторические периоды интерес к философии резко возрастает. Он связан с потребностями в новых идеалах, объединяющих и воодушевляющих людей, дающих им силы и энергию для новых свершений.

studfiles.net

Основные функции философии (кратко)

Философия — наука, которая занимает особое место в системе окружающих человека знаний. Она зародилась еще во времена Древнего мира и сопровождала человека на пути всего его становления и развития. За этот огромный период времени зародилось и исчезло множество течений, однако каждое из учений представляло собой систему отношений с окружающей нас действительностью. Функции и методы философии помогают человеку найти его место в жизни, понять, что представляет собой мир, общество и каждый человек, и позволяет осмыслить тайны мироздания. Данная наука определяет систему взглядов на различные области жизни, а также дает определенные знания.

Функции философии (кратко) — наиболее важные направления подобной науки, которые позволяют применять ее для реализации различных целей и задач. Все функции описаны чуть ниже.

  1. Мыслительно-теоретическая. Способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории. Подобные функции философии кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы знаний, которым он подчиняется. Позволяют создавать мыслительно-логические схемы.
  2. Аксиологическая. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей, например, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические. Основная цель подобной функции философии в обществе — отсеивать все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Наибольшая активность наблюдается в переломные моменты истории: свержение власти, революции, противостояния.
  3. Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.
  4. Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.
  5. Мировоззренческая. Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.
  6. Критическая. Предоставляет человеку пищу для размышлений. Основная задача данной функции философии (кратко) — подвергать сомнению знания об окружающем мире, смотреть на вещи и явления с новой стороны, а также определять ранее не изученные качества и черты. Конечная цель — разрушение противоречий и догм, расширение границ познания и увеличение достоверности имеющихся.
  7. Социальная. Предоставление человеку и обществу в целом знаний о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устранение противоречий и выявление направлений для дальнейшего совершенствования.
  8. Методологическая. Наработка основных направлений и методов познания.
  9. Воспитательно-гуманитарная. Определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей, адаптация человека к окружающей действительности и укрепление моральных норм.

fb.ru

4.Функции философии

Философия — полифункциональное знание

Основные функции:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия предлагает одну из картин мира. В ряду мировоззренческих вопросов центральной проблемой является отношение человека к миру. Эта проблема конкретизируется как отношение мышления к бытию.

В зависимости от характера философского учения отношения мышления к бытию может иметь другие выражения. Это может быть отношение сознания к материи, отношение духа к природе, отношение психического к физическому, отношение идеального к материальному. Это все формулировки основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии все философы делятся на две больших группы: материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичность материи, которая существует вне человеческого сознания и не зависит от него. Материя в своем развитие порождает все материальное многообразие мира и идеального духовного мира. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают дух, сознание, идеальное, а материю считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало имеет объективный характер. С сознанием человеческим не связано, находится вне него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Субъективный идеализм: первичным является нечто идеальное. Таким первичным идеальным признают сознание человека. Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит в том чтобы дать общую картину мира, объяснить мир как целое, обозначить место человека в мире и отношение его к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую функцию, удовлетворяет потребность человека в воззрениях и убеждениях высшего порядка, которые связаны с решением вопросов об истинности существующего, о смысле различных явлений этого мира, которые определяют верховную норму деятельности людей и которые дают внутреннее содержание (наполнение) жизни людей. Когда такие потребности не удовлетворяются внутренний мир человека ощущает пустоту, а внешний теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Гносеологическая функция

Связана с познавательным отношением человека к миру. Главным гносеологическим вопросом является в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность достоверного познания мира и познания сущности явлений — агностики.

Другие философы уверены в познавательных возможностях человека. Они считают что человека может раскрывать сущность вещей и представлять достаточно верную картину мира. Человек может добывать истинные знания. Называются Гносеологические оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих учениях рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, то что не поддается описанию или бесспорному опровержению т.е. философия дает рациональное объяснение тех вещей которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и гипотезы, различные концептуальные подходы к объяснению различных нераскрытых или мало изученных явлений тем самым философия в определенной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию. Оставляет меньше простора для фантазии, ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции философия осмысляет саму познавательную деятельность. Фундаментальные гносеологические проблемы: что такое познание? Каков механизм познания? Какие формы существуют у познания? Этапы и уровни познания? Проблема истинности познания.

Методологическая функция

Метод — способ осуществления какой либо отдельной операции, способ познавательной или практической деятельности. (отвечают на вопрос «как?»)

Методика — совокупность методов проведения какой либо деятельности.

Методология — знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие универсальные методы, которые используются в сферах научной и практической деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит перед проблемой восприятия мира. Находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается и переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили направление метафизика, которая дает статичную картину мира. Текучие со временем стали называться диалектикой — давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция — методы которые разрабатывались и появились в рамках философии. Метод индукции отстаивали сторонники эмпирического познания; дедукцию — сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую функцию и тем что она дает общее представление о фундаментальных признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция — объединяет различные области знания, различные области духовной культуры для решения сквозных общих проблем

Пример: Аномия — слом старой системы ценности и отсутствие новой системы ценностей. Философы начинают в общество обсуждения, привлекая общественное сознание.

5. Аксеологическая функции. философия — знание в котором есть место для оценок явлений мира. Философия разрабатывает и отстаивает различные системы ценностей, разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается сомнению. Одни философские взгляды критикует систему ценностей других взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия говорит о возможных вариантах развития исходя из данного положения дел.

8. Гумманистичкая функция

9. Культурологическая функция

studfiles.net

Функции Философии

Разные исследователи выделяют разные функции философии. Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая – состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. Функции философии во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Философия выступает общим учением о методах, а также как совокупность методов познания, являющихся общими для наук, занимающихся познанием мира.

Гуманистическая – проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая – относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании.

Аксиологическая – связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода ценностей: нравственных, социальных, идеологических, эстетических, т.д.

Социальные функции философии довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества. Философия выполняет двуединую задачу – объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.

В ее задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна быть адресована к каждому конкретному человеку.

Функции философии в культуре проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов. Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.

Как показывает история, философия в культуре принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В средневековье философия стала служанкой богословия. В Новое время в нее проник принцип научности. Сегодня философия превратилась в стройную научную теорию.

Все функции философии связаны между собой диалектически. Каждая из них в определенной степени включает в себя остальные. Многие из них вообще являются неразрывными, к примеру, мировоззренческая и методологическая, методологическая и гносеологическая, социальная и гуманитарная и т.д. Только через целостность и единство функций проявляется сущность и специфика философии как науки.

fb.ru

Предмет и функции философии.

Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии.

1) общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.)

2) методологическая функция (философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук).

3) социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества как целостной системы)

4) нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой).

5) мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения)

Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науке, можно выделить.

Методологическая функция (философия являет собой всеобщий метод организации и построения теоретической деятельности, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания).

Мировоззренческая функция (формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д.)

Познавательная функция. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий.

Также философия выполняет воспитательную и критическую функции.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

rgrtu-640.ru

Функции философии 2

Оглавление
Вступление

Основные функции философии

Мировоззренческие функции философии

Методологические функции философии

Другие функции и классификации

Заключение

Список использованной литературы
Вступление
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад в Древней Греции среди серьезных мыслителей, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

Философия (от греч. — любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом рассмотрения философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т. к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.
Основные функции философии
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мировоззренческие функции философии

К числу мировоззренческих функций относится такая важная функция философии, как гуманистическая. Она стоит на первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Это и есть гуманистическая функция философии.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).

Таковы основные мировоззренческие функции философии.
Методологические функции философии
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Суть эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза.

Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод — один из его компонентов) и объекта в науке.

Интегрирующая функция связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.

Логико-гносеологическая заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Другие функции и классификации
Помимо вышеперечисленных, принято выделять также такие функции философии, как:

— мыслительно-теоретическую функцию

— критическую функцию
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути “докучливых и тягостных противников”: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта — укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся “согласовать” все остальное.
По другой классификации:

Функция выявления общих идей, представлений, форм опыта

Функция рационализации
Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, например, такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и др. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях.

Помимо функции выявления “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации — перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах
Заключение
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В. Ф. Шаповалов).
Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.

Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть? — вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Список использованной литературы
1.     Введение в философию./Фролов И. –М., 1989

2.     Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

3.     Философский энциклопедический словарь (нет выходных данных)

4.     Википедия/Философия

coolreferat.com