Авторитарный режим права и свободы граждан – понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства

Электронная тетрадь Тимофеевой Валерии: Домашние задания: Политические режимы

Задание 1

Демократический режим: 

Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Правовой характер деятельности гос.органов

Политическое многообразие общественной жизни

Защищенность личности от произвола и беззакония

Демократические методы властвования

Авторитарный режим:

Главенство государства над правом

Милитаризация общественной жизни

 Слабая политическая оппозиция

Почти полное отсутствие не демократических политических отношений

Огосударствление общественных организаций

Жесткий контроль государства над формами непосредственной демократии

Определенное допущение экономического и политического плюрализма

Авторитарный способ мышления

Тоталитарный режим:

Насильственное установление однопартийной системы

Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии

Сращивание государственного и партийного аппарата

Ликвидация принципа разделения властей

Массовые репрессии

Культ национального вождя 

Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тотальный контроль над оществом

Отсутствие демократических прав и свобод

 Унификация общественной жизни

Задание 2

Думаю, что нельзя однозначно сказать о политическом режиме в нашей стране, потому что наша страна находится на пути перехода от одного(тоталитарного) полит. режима к другому (демократическому). Потому что Россия все время старалась скачками догнать модель демократического режима и либерализма, которые существовали или складывались в странах Европы. В истории даже звучит термин «шоковая терапия». В результате можно говорить о том, что мы переживаем трудные времена: так называемая «модель» демократии привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического режима может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственного опыта.

(вспомогательную информацию брала здесь)

Задание 3

Тоталитаризм.

Законодательство: Фактическое отсутствие правовой системы

Полномочия главы государства: 

Практически не ограничены

Представительные органы власти: Марионеточны

Принцип разделения властей: Формально признается

Полномочия местных органов власти: Формально широкие

Партии: Единовластие одной партии

Идеология: Политика всецело подчинена идеологии

Права и свободы: Разрешено только то, что признано органами власти, все остальное запрещено

Оппозиция: Отрицается

Задание 4

1. При каком политическом режиме может сохраняться видимость существования демократических институтов одновременно с концентрацией политической власти в руках главы государства или правительства?

а) При тоталитаризме.

б) При монархии.

в) При авторитаризме.

2. Отметьте буквой А – признаки тоталитаризма, а буквой В – признаки авторитаризма.

а) Господство идеологии над действительностью, всеобъемлющее проникновение официальной идеологии в общественную и личную жизнь. А

б) Стремление контролировать не только действия, но и мысли, эмоции населения. А

в) Сохранение видимости демократических институтов, обоснование всех действий правящего режима с позиций закона. В

г) Абсолютизация власти и ее сосредоточение в руках харизматического лидера, культ личности вождя. 

В

д) Резкое сужение полномочий парламента и представительных учреждений.А

е) Наличие законодательно закрепленных прав и свобод личности, но отсутствие правовых гарантий их реализации. В

3. Укажите среди перечисленного признаки демократии.

а) Утверждение верховенства права и независимого правосудия.

б) Однопартийная система, при которой партия стоит над государством, играет доминирующую роль.

в)  Монополия государства на собственность, средства массовой информации, централизация системы управления экономикой.

г) Осуществление власти избираемыми населением представительными органами.

д) Наличие в обществе прав и свобод, их реальная гарантированность.

е) Опора власти на административный, полицейский и военно-карательный аппарат.

valery-timofeeva.blogspot.com

Политический режим. Демократия

1. Политический режим. Демократия.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.
Современная политология различает три вида политических режимов:
  1. Авторитарный
  2. Тоталитарный
  3. Демократический
Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вме­сте с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредст­венной.

Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.
Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представи­тельная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельно­сти органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представи­тельная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положе­ние парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:

  1. высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;
  2. высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» — так сформулировал основной принцип рыночной эко номики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

Равное право преследовать свою выгоду является конкуренцией. Под конкуренцией подразумева­ется соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющих­ся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителю. Так, например, еще 15 лет назад при появлении на рынке мо­бильных телефонов, они казались немыслимой роскошью. Сейчас в связи с развитием новых техно­логий, достаточно большой конкуренцией и соответственно значительным снижением цены мобиль­ные телефоны стали доступны большинству жителей России.
Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что только в условиях свободной конкуренции может быть реализован открытый им принцип: в обществе всеобщего благоденствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Другими словами, бо­гатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.
Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового пред­приятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Предложенная проблема является крайне актуальной для современной России и отражает кон­фликт, существующий между человеком как социальным существом и природой. Суть конфликта заключается в отрицательном, как правило, воздействии человека на природу в результате его хозяй­ственной деятельности, бурного расцвета научно-технической революции.
Несомненно, размещение нефтеперерабатывающего завода существенно улучшит экономиче­скую ситуацию в регионе, позволит увеличить количество рабочих мест. Перевод завода в другую местность все равно не гарантирует экологическую безопасность жителям. Единственным гарантом экологической безопасности может являться соблюдение всех технологических и экологических правил при постройке и функционировании объекта. Но в этом случае необходимо сотрудничество в этом вопросе как государственных, муниципальных органов власти, так и общественности.

Одним из механизмов осуществления экологического контроля является экологическая экспертиза, то есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим тре­бованиям.
Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области эколо­гической экспертизы:
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной
и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи­
вающего на данной территории;
направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори­альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологи­ческим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об­ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер­тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо­дательству Российской Федерации.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной эколо­гической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.

humanitar.ru

4.Политические режимы правления: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политический режим – это система методов, форм и способов осуществления политической (государственной) власти в обществе. Политический режим определяется формой правления. Понятие «политический режим». включает в себя не только методы и приёмы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественных организаций. Категория «политический режим» характеризует то, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объём прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления. На разновидности политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, полномочия государственных органов, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, исторические традиции страны.

Демократический режим. Демократический политический режим  — это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок. Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония.

Основные принципы демократического режима:

1. Признание народа источником власти в государстве. Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов.

2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах.

3.  Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь). 4.  Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.

5.  Политическое равенство всех граждан. Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен  иметь политического преимущества.

6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

7. Разделение властей.

8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность.

9. Свобода слова.

10.    Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении. Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных.

Тоталитарный режим. Тоталитаризм  — это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия.

Основные признаки тоталитаризма:

1.Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере.

2. Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры.

3. Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества.

4.Сосредоточение в руках партии и государства СМИ.

5. Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных.

6. Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий.

Разновидности тоталитаризма:

1. Коммунистический – существовал в СССР и др. социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.

2. Фашизм – впервые установлен в Италии в 1922 г. А также существовал в Испании, Португалии, Чили.

3. Национал-социализм – возникает в Германии в 1933 г. Имеет родство с фашизмом.

Авторитарный режим. Авторитаризм означает антиправовой принцип властвования. Этот режим занимает  промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом. При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характер. Нет строгого контроля над всеми сферами жизни общества.

Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия.

Признаки авторитаризма:

1.Монополия власти, отсутствие политической оппозиции.

2. Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах. 3. Возможно использование карательных мер во внутренней политике.

4. Навязанное единомыслие и повиновение. Поскольку авторитарные режимы существуют с давних пор и до настоящего времени, их подразделяют на старые, традиционные, и новые, современные. Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, где неглубокое социальное расслоение, сильны традиции, религия. Это страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Бруней, Оман и др. В этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрировалась в руках узкой группы лиц. Современные авторитарные режимы основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, переходящих от традиционных обществ к демократическим. Это преимущественно страны Латинской Америки.

studfiles.net

понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Основными политическими режимами являются: Демократия, Авторитаризм, Тоталитаризм. Но часто выделяются и другие политические режимы:

1.Деспотизм; 2. Тирания; 3. Феодализм; 4. Военная диктатура; 5. Олигархия; 6. Охлократия; 7. Фашизм; 8. Анархия.

Демократический режим: Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

Авторитарный режим: Авторитаризм означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами.

Деспотический режим: Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.

Тоталитарный режим: Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную).

Анархия: Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается

1. господство права:

2. реализуются права и свободы человека;

3. равенство всех перед законом;

4. принцип разделения властей;

5. разрешение конфликтов через справедливый суд.

studfiles.net

Авторитарный политический режим (стр. 2)


9. Методы осуществления политической власти. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Тоталитаризм характеризуется массовым характером репрессий. Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности. Здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном используются против бесспорных противников режима. Массовые репрессии для него обычно не характерны. Репрессии здесь по сравнению с тоталитарным режимом носят ограниченный характер, массовый физический террор, как правило, отсутствует.

10. Характер регламентов и норм функционирования общества. Как уже говорилось, при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, вследствие чего в политической сфере государство строго, централизованно и без всякого согласия народа, с помощью репрессивного аппарата принуждает население соблюдать законы, а гражданское общество в определенной степени саморегулируется. При тоталитаризме, вследствие отсутствия гражданского общества, все социальные сферы регулируются по идентичным нормам, нет никакого саморегулирования. При авторитарном государстве политическая власть достаточно произвольно относится к законам в политической сфере, но в гражданском обществе не претендует на отмену его регуляторов: например, религиозные и национальные традиции и обычаи функционируют достаточно свободно. Ограничение свободы в условиях авторитарного режима носит разрешительный характер: четко определенны запреты, и распространяются они на достаточно широкую область, но за ее пределами фактически остается право на свободное усмотрение. Ограничения касаются, прежде всего, политической сферы, политических прав, но не социально-экономических и личных. В неполитических сферах допускается определенная степень свободы.

11. Степень допускаемого политического плюрализма. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает право меньшинства выражать свое мнение. Тоталитарный режим в принципе оппозицию не приемлет, уничтожает ее физически. Авторитаризм — это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппозиция в урезанном, усеченном виде.

12. Положение лидера режима в системе власти. При авторитарном режиме власть осуществляется относительно узкой, замкнутой группой, в которой лидер является первым среди равных, и поэтому он может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты, либо в случае, если он не отвечает интересам какой-либо социальной группы. При тоталитаризме диктатор является всемогущим, всевластным и полностью независим от какой-либо социальной группы, от правящей элиты. Для тоталитарного режима характерно абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства.

13. Методы экономического регулирования. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. Если для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, то авторитаризм может сочетаться как с централизованной экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна.

Рассматривая совпадающие и отличительные черты авторитаризма и тоталитаризма, мы должны отметить, что главными являются все же отличительные черты, несмотря на то, что и тот и другой режимы представляют собой недемократические формы осуществления политической власти.

Вследствие этих отличительных черт авторитаризм, как мы отмечали, занимает как бы промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. С первым его роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законом характер власти, а со вторым — сохранение при этом некоторых элементов экономического, политического, идеологического плюрализма.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более глубокого подхода к анализу сущности и характерных черт авторитаризма как сложной и еще до конца не исследованной категории.

Следует признать, что категория «авторитаризм» имеет важное теоретическое значение при анализе политических режимов современных государств, но нужно обратить внимание на необходимость соблюдать осторожность при применении данного термина, особенно в эмпирических исследованиях. Это связано с тем, что до последнего времени в науке существовали две противоположные точки зрения в толковании авторитаризма: во-первых, ограничение исторических рамок этого понятия, связанное с появлением фашистских режимов в 20 веке, то есть отождествление авторитаризма и тоталитаризма, и, во-вторых, рассмотрение авторитаризма в более широком историческом плане как явления, присущего многим политическим системам, в которых власть имеет определенные ограничения в отличие от тоталитаризма. В последние годы, на наш взгляд, абсолютно обоснованно, возобладала точка зрения, различающая авторитарные и тоталитарные режимы.

Если авторитаризм был свойственен на протяжении многих веков развития человечества различным политическим системам, то тоталитаризм является феноменом 20 века как режим, который стремится к полному контролю над жизнью общества и личности, подчинению всех сфер общественной жизни господствующей идеологии, отличающейся от прошлых идеологических концепций, в том числе религиозных.

Занимая промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами, авторитаризм на протяжении многих веков носит самый разнообразный характер (деспотия, тирания, абсолютная монархия и т.д.). Поэтому следует согласиться с Ю.Г. Сумбатяном, что с точки зрения исторического развития и сегодняшних реалий его можно было бы, подразделить на следующие виды: а). «Старый» традиционный авторитарный режим, основанный на религиозных культах, родоплеменных, феодально-монархических отношениях. Он был характерен для докапиталистического периода, многие его черты сохранились, и по сей день, в некоторых государствах «третьего мира»; б). «Новый» современный авторитарный режим, основанный на нарождающихся капиталистических отношениях и занимающий переходное положение между тоталитарным и демократическим государством.

По нашему мнению, помимо традиционных форм авторитарных режимов (деспотия, тирания, абсолютная монархия) можно выделить и новые формы авторитаризма.

Классификация форм авторитарных режимов, имеющаяся в отечественной научной литературе, носит неоднозначный характер. Объясняется это тем, что исследователи этой проблемы используют различные критерии для классификации режимов этого типа. Например, Р.Х. Кочесоков наряду с тоталитарными и авторитарными выделяет квазитоталитарные режимы, которые представляют собой «как бы искусственно созданные марионеточные режимы, существующие только благодаря поддержки извне». С точки зрения, Ю.Г. Сумбатяна к формам авторитаризма необходимо отнести реакционные, консервативные и либеральные режимы. А.П. Цыганков в свою очередь рассматривает следующие разновидности авторитаризма: 1) однопартийные системы; 2) военные режимы; 3) режимы личной власти; 4) бюрократически-олигархические режимы. Н.В. Дякевич, говоря об авторитарном режиме, выделяет такие его типы: а) олигархические; б) конституционно-либеральные; в) военные; г) тоталитарные.

Несмотря на разнообразие подходов к решению этого вопроса, на наш взгляд, наиболее обоснованной является точка зрения о том, что классификация авторитарных режимов возможна лишь в демократической системе координат, то есть по степени реализации демократических прав и свобод в обществе. Исходя из этого, в авторитарном режиме можно выделить ряд его подвидов:

1. Консервативные. Для них характерны следующие специфические черты. Конституционные и другие законодательные акты сохраняются, но в них часто включаются нормы о запрещении всех политических партий, кроме правящей. В том случае, если деятельность других политических партий, кроме правящей, разрешается, они ставятся в положение ее придатков. Для них устанавливаются особые ограничения, нередко вводимые в действие специальными актами или даже Конституцией. В государствах с данным режимом, как правило, существует парламент, но его формирование осуществляется на корпоративной основе, значительная его часть назначается, а не избирается. Нередко он превращается в совещательное учреждение (например, в некоторых арабских странах). В системе власти безраздельно доминирует исполнительная ветвь. Все ключевые посты в государстве занимает военный или гражданский диктатор, лидер партии.

В качестве разновидностей консервативного авторитарного режима можно выделить следующие типы:

А. Консервативный авторитарный режим с установлением «суперпрезидентской» республики. В конституциях стран с таким режимом при существовании многопартийных систем закрепляется концентрация политической власти во главе с президентом. Он представляет собой действительный стержень всего государственного механизма. Президент избирается населением и является главой не только государства, но и правительства. В руках президента концентрируется не только исполнительная, но и законодательная власть (право «вето», президентские послания конгрессу, право издавать президентские декреты или «декреты — законы» и т.д.). Данная разновидность авторитаризма характерна, например, для многих стран Латинской Америки.

Б. Самодержавные режимы. Данные режимы характеризуются тем, что глава государства — монарх осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Парламент отсутствует либо является совещательным органом. В качестве примера данного режима можно привести Саудовскую Аравию.

В. Консервативные однопартийные режимы. В условиях, рассматриваемого режима одна партия монополизирует политическую власть, не допускает существования никаких иных партий и политических объединений, или одна партия выступает в качестве гегемонистской, а все остальные, существующие, не имеют шансов конкурировать с ней на равной основе. В большинстве случаев однопартийный режим либо устанавливается в результате совершения революции, либо навязывается извне (например, страны Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР). Во многих странах с однопартийным режимом приняты конституции, как правило, зафиксировавшие принцип однопартийности и провозгласившие верховенство партии над государственными институтами. В таких режимах партия концентрирует власть в своих руках, превращается в руководящую силу, монополизирует всю политическую жизнь в стране, основные политические решения принимаются именно партией. Она легитимирует свое правление при помощи соответствующей идеологии. В условиях однопартийного авторитарного режима, где лидер партии одновременно является и главой государства, законодательные и исполнительные органы носят формальный характер, ибо вся власть концентрируется в одних руках. Партия, а вернее ее руководство, непосредственно участвует в формировании парламента, поскольку баллотироваться на парламентских выборах могут только члены партии, чьи кандидатуры одобрены лично высшим партийным органом. В силу этого возможности парламента влиять на формирование государственной политики оказываются крайне ограниченными. Можно сказать, что там есть парламент, но нет парламентаризма в демократическом понимании этого термина. Ведь основные элементы современной политической системы (политические партии, парламент, выборы) подверглись значительной трансформации и превратились фактически в оболочку, прикрывающую авторитаризм.

Г. Олигархические режимы. Данной разновидности авторитаризма свойственны следующие специфические характеристики. Сохраняется выборность парламента, но фактически туда избираются лишь представители правящей верхушки. Формально допускается многопартийность, но фактически принцип свободы образования и деятельности партий нарушен. Разрешается существование декоративных политических партий и оппозиции. Декларируется разделение властей, но главенствующую роль в системе власти играет исполнительная власть. Однако, на практике и партии, и фракции парламента оказываются слишком слабыми, чтобы конкурировать с корпоративным блоком сил. Этот блок могут составлять представители официальных структур правления (президент, глава правительства и т.д.), группы интересов, представляющие, например, крупный финансовый капитал, руководители силовых ведомств. Армия активно вмешивается в политическую жизнь страны, хотя и не берет в свои руки государственную власть.

2. Военные режимы. Данные режимы, чаще всего, устанавливаются в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Необходимо подчеркнуть, что военные, совершившие государственный переворот, как правило, не являются инструментом в руках тех или иных социально-политических сил. Армия сама превращается в господствующую социально — политическую силу. Военные, совершив государственный переворот, предпочитают управлять государством самостоятельно, оставляя за гражданскими специалистами лишь второстепенные функции, иными словами к государственному руководству обществом приходят вооруженные силы как институт. Для данного режима характерны наличие у военных собственной идеологической платформы, концепции экономического, политического, социального развития общества и государства; преобладание внеконституционных методов и форм осуществления государственной власти над конституционными; роспуск парламента и запрещение деятельности политических партий (создание подконтрольной режиму партийной системы). В условиях данного режима происходит законодательное закрепление господствующего положения вооруженных сил в системе государственных и общественных институтов. Самое непосредственное влияние на характер политического режима оказывает активная деятельность армии по выполнению внутренних функций. Для армии внутренние функции становятся главными и предопределяют глубокую вовлеченность военных в выполнение не только военно-полицейских задач, но и задач политического, идеологического, а иногда и культурного характера. Создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями, регулирования этнонациональных отношений в интересах господствующей нации (народности) и т.п. Особую роль в этом аппарате играют службы безопасности, разведки, контрразведки, тайной полиции и им подобные, а лица, стоящие во главе их, как правило, занимают важные государственные посты. Кроме этого, в условиях военного режима отменяется Конституция и другие законодательные акты. Они заменяются актами военных властей (единоличного лидера переворота или хунты, совета, директории). Заменяются назначенными военными чиновниками местные органы самоуправления. Приостанавливается действие норм об основных правах и свободах граждан.

3. Либеральные многопартийные авторитарные режимы, представляющие своеобразный симбиоз авторитаризма и демократии или, точнее, авторитарные режимы с демократической тенденцией. Такие режимы можно рассматривать как первую стадию становления демократического режима. Это как бы усеченный, ограниченный условиями существования конкретного государства демократический режим. Он находится между консервативно-авторитарным и демократическим режимами, обладая в каждой конкретной стране в той или иной степени признаками обоих из них. При этом режиме менее широко и полно, чем при демократическом, применяется метод либерализма, однако довольно часто используются методы сдерживания, пресечения и подавления. Либеральный режим характеризуется тем, что он находится где-то посередине между осуществлением демократических прав и свобод и их весьма частным нарушением. Неотъемлемыми идейными ценностями такого режима считаются индивидуализм, политические, личные естественные и неотчуждаемые права и свободы, не допускающие вмешательства со стороны государства, принцип равенства всех перед законом. Рассматриваемый режим стремится ограничить исполнительную власть парламентом, хотя обычно и не вполне принимает теорию разделения властей в ее классическом виде, допускает в определенных рамках политические, личные и реже социально-экономические права и свободы граждан, подчеркивая их самоценность. Предусматриваются некоторые, прежде всего, формально-юридические гарантии их осуществления. При этом, если государство при либеральном режиме как бы дозволяет гражданскому обществу в лице политических партий, общественных организаций, групп давления и т.д. на разных этапах своего развития с разной степенью влиять на принимаемые решения, то в условиях демократии гражданское общество более самостоятельно в выборе носителей власти и принятии через них решений. В отличие от демократического режима, либеральный менее акцентирует внимание на практическом решении государством социальных проблем граждан. «Либеральный режим — это, скорее, ограниченно реализуемые официальные демократические установки, а более высокий по уровню развития демократический режим не только многие эти установки в значительной степени осуществляет на практике, но и превращает демократию в первостепенный фактор массового сознания. Поэтому не только экономические, социальные, правовые и культурные факторы, но и различная степень укорененности демократии позволяют нам провести границу между этими режимами».

Шанин Андрей Александрович

www.jourclub.ru

Лекция 4 «Политико-правовой режим в государстве»


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12Следующая ⇒

Политико-правовой режим понятие, виды

1.1 Государственный аппарат.

Демократический режим.

Антидемократический режим

3.1 Тоталитарный режим;

3.2 Авторитарный режим;

3.3 Военный режим.

Политико-правовой режим понятие

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические. Антидемократический режим в свою очередь характеризуется как тоталитарный режим, авторитарный режим, военный режим.

Механизм (аппарат) государства это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В юридической науке существует мнение, согласно которому понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» не тождественны: под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие «механизм государства» включается и «аппарат принуждения» (вооруженные силы, полиция и др.). Подобное разделение неправомерно: в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственное расчленение государственных органов на аппарат принуждения и аппарат управления.

 

Демократический режим

 

Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые же демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной или общинной демокра­тии в ранний период истории человечества. Демократия была хо­рошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии прихо­дится на V в. до н.э. и связан прежде всего с именем Перикла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демо­кратические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройст­ва), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными признаками демократического режима явля­ются:

1) формирование органов власти выборным путем,

2) свобо­да деятельности различных субъектов политической жизни,

3) признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократический режим

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

 

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим — это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К.Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная невменяемость;

2) наличие официальной господствующей в обществе тотали­тарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели, процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго капается государством;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

В современной философско-политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В егооснове лежит анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э.Фромм, К.Ясперс, X.Ортега-и-Гасет, Ф.Хайек и др.). Основное внимание приверженцы этой концепции уделяют анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека толпы», который является опорой тоталитарного ре­жима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведе­ние референдумов.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально одно­родного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

 

Авторитарный режим

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Признаки авторитарного режима:

1) носителем власти при авторитарном режиме является один че­ловек или группа лиц (правящая элита),

2) народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам,

3) деятельность политической оппозиции запрещена.

4) государство отказывается от то­тального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.

5) авторитарный режим занимается обеспечением: собственной безопасности и стабильности.

Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

Авторитаризм — это режим, который носит характер переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

 

Военный режим

Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технокра­тов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления по­литической стабильности, ликвидации коррупции.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Признаки демократического режима;

2 Признаки антидемократического режима;

3 Признаки тоталитарного режима;

4 Признаки авторитарного режима;

5 Признаки военного режима.

 

Лекция 5 «Виды властей»

План:

Теория разделения властей.

Характеристика законодательной власти.

Характеристика исполнительной власти.

Характеристика судебной власти.

Система разделения властей

Демократия и её признаки.

Теория разделения властей

Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, ис­полнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали ис­пользовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Теория разделения властей, как она была изложена Монтес­кье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодатель­ной, исполнительной и судебной. Разделение властей основыва­ется на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих зако­нов, разрешение конфликтов, связанных с применением зако­нов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обес­печения демократии целесообразно распределить три эти на­правления государственной деятельности между тремя различ­ными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов». Ее механизм раскрывает таблица, в которой представлены основные формы и правовые институты взаимно­го контроля трех ветвей власти,

Таким образом, разделение властей представляет определен­ные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нор­мального функционирования государства необходимо взаимо­действие всех ветвей единой государственной власти.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

V-2. Политический режим.

1. Понятие политического режима.

Политический режим по своей сути является способом осуществления государственной власти.

Вопрос о понятии политического режима в теории государства и права решается различным путем, одни исследователи полагают, что политический режим — это приемы, способы и методы осуществления государственной власти, другие, что это приемы, способы и методы осуществления политической власти.

2. Виды политических режимов.

Наиболее общая типология политических режимов может выглядеть так:

— Демократический политический режим.

— Авторитарный политический режим.

— Тоталитарный политический режим.

3. Понятие  демократического политического режима.

Демократический политический режим — это политический режим, характеризующийся широким участием населения в осуществлении государственной власти, наличием широких свобод в обществе.

4. Признаки демократического политического режима.

Признаки демократического политического режима:

— Участие населения в формировании высших органов власти.

— Участие населения в осуществлении государственной власти.

— Наличие развитого гражданского общества.

— Наличие развитого правового государства.

— Действие принципа законности.

— Принцип «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».

— Наличие политического плюрализма.

— Гарантированность  прав и свобод человека.

— Отсутствие цензуры в обществе.

— Действие принципа разделения властей.

4. Понятие авторитарного политического режима.

Авторитарный политический режим — это политических режим, характеризующийся тем, что власть осуществляется одним лицом или группой лиц, при минимальном участии граждан.

5. Признаки авторитарного политического режима.

Признаки авторитарного политического режима:

— Власть сосредотачивается в руках одного человека или группы лиц.

— Высокая роль лидера государства.

— Права и свободы человека и гражданина, при формальном провозглашении фактически не осуществляются.

— Принцип разделения властей игнорируется.

— Формальная роль выборных и представительных органов власти.

— Опора на методы принуждения.

6. Понятие тоталитарного политического режима.

Тоталитарный политических режим — это политический режим, характеризующийся тотальным контролем государства над всеми сферами общества и общественными отношениями.

7. Признаки тоталитарного политического режима.

Признаки тоталитарного политического режима:

— Тотальный контроль государства над всеми сферами общества.

— Принцип «Разрешено то, что прямо разрешено законом».

— Опора на методы принуждения.

— Отсутствие реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru