Автономное муниципальное предприятие – Автономное учреждение — это тип государственных организаций

Содержание

Автономное учреждение — это тип государственных организаций

В нашей стране не найдется, наверное, ни одного человека, который бы так или иначе не сталкивался с государственными учреждениями. Мы все учились в школе, посещали поликлиники, отстаивали длинные очереди в налоговой инспекции или собесе. Хотя бы одно из этих мест, но обязательно знакомо гражданам России. А еще все наслышаны, а многие и лично знают об отнюдь не заоблачных зарплатах работников бюджетной сферы. Но сейчас речь не об этом. Долгое время понятие «государственное учреждение» было тождественно понятию «бюджетное учреждение». Однако не так давно в нашем законодательстве произошли некоторые изменения. В настоящий момент муниципальные и государственные организации делятся на казенные, автономные и бюджетные учреждения. В данной статье поговорим об одном из этих типов.

Автономное учреждение – это государственная организация, учрежденная Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием. Целью его является оказание услуг или выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в сферах здравоохранения, социальной защиты, обеспечения занятости населения, культуры, спорта и прочих.

Государственное автономное учреждение создано может быть двумя путями:

  1. Учреждение новой организации.
  2. Изменение типа действующей организации, т. е. преобразование бюджетного или казенного учреждения в автономное. Для данной процедуры необходимо решение органов исполнительной власти. Причем при смене типа учреждения учредитель, как правило, не изменяется.

Для чего же необходима данная процедура? Что получает организация в итоге?

Автономное учреждение – это организация, которой доступна большая часть льгот, положенных бюджетному учреждению, но при этом не имеющая таких же ограничений. Попробуем объяснить. Бюджетное учреждение получает определенные денежные средства от государства по расходному расписанию. Потратить их оно может только в строго определенных целях. Кстати, это же касается и его внебюджетной деятельности. Причем за все расходы и поступления оно должно полностью отчитываться перед Федеральным казначейством РФ. Автономное учреждение – это организация, обладающая большей свободой в финансово-хозяйственном плане. Она получает финансирование от государства, которое может направлять на расходы по основному виду деятельности, на содержание имущества или уплату налогов. Но также она может получать доход от закрепленного за ней имущества, например сдавая в аренду помещение. При этом организация сама будет определять, на что тратить полученные средства, и имеет право корректировать расходы в случае необходимости. Она может объединять бюджетные средства и средства, полученные от внебюджетной деятельности. Автономное учреждение имеет право размещать финансовые средства на депозитных счетах, получая тем самым дополнительный доход. Кроме того, оно может брать кредиты. Упрощена отчетность перед Федеральным казначейством учреждений такого типа.

Автономное учреждение – это организация, имеющая возможность повысить свою доходность, а также качество услуг благодаря перечисленным выше факторам.

fb.ru

52. Муниципальные автономные учреждения

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется. Определение автономного учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до 01.01.2011 года для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, подлежат реорганизации или ликвидации до 12 мая 2011 года (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).

53. Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг.

Муниципальное задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

  • порядок оказания соответствующих услуг;

  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями, устанавливается местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

studfiles.net

В состав муниципального автономного учреждения помимо редакции газеты входит типография. Разъясните, чем учреждение (в частности автономное) отличается от унитарного предприятия? Какой статус должна иметь наша организация, если основной доход приносит реклама, на втором месте по этому показателю стоит бланочная продукция и совсем небольшой процент дохода приходится на выпуск и реализацию газет?

 

Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. А автономное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в установленных сферах (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ ). В то же время унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п. 1 ст. 113 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ ). Принципиальное отличие здесь заключается в том, что извлечение прибыли не является для автономного учреждения целью деятельности, а для унитарного предприятия данная цель становится основной (в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ).

С этим связано другое отличие, касающееся бюджетного финансирования. Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ и ч. 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ автономному учреждению выделяются субсидии на финансовое обеспечение выполнения им государственного (муниципального) задания (причем, как сказано в ч. 2.1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, АУ не вправе отказаться от выполнения этого задания). Однако и собственник имущества АУ не может получать доходы от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за ним имущества (ч. 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

С унитарным предприятием ситуация иная — оно существует за счет заработанных доходов, что подтверждают, например, положения ч. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ (имущество унитарного предприятия формируется в том числе за счет доходов от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников). Кроме того, собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования переданного имущества либо устанавливает порядок распределения доходов предприятия (ст. 17 Закона N 161-ФЗ).

Хотя Закон N 161-ФЗ не содержит норм о предоставлении унитарному предприятию средств из бюджета, такая возможность предусмотрена бюджетным законодательством. Согласно п. 1, 2 ст. 78 БК РФ юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений, отношения с которыми регулируются отдельно) на безвозмездной и безвозвратной основе могут предоставляться субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Существует и еще одно важное отличие — сферы, в которых создаются автономные учреждения и унитарные предприятия. Для АУ эти сферы строго ограничены. Часть 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ позволяет создавать такие учреждения в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта и в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). В отношении же унитарных предприятий конкретные сферы не названы, однако в ч. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ перечислены условия, при которых могут быть созданы указанные предприятия. Среди этих случаев — необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг, выполнения работ по минимальным либо установленным государством ценам), ведения отдельных дотируемых видов деятельности и убыточных производств.

Между тем имеется и сходство статусов автономного учреждения и унитарного предприятия. В частности, оно заключается в наличии учредителя — собственника имущества (согласно ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Закона N 174-ФЗ и ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ им является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование). Соответственно, и та, и другая организация могут владеть государственным или муниципальным имуществом только на праве оперативного управления (праве хозяйственного ведения). Об этом сказано, например, в п. 2 ст. 113, п. 1 ст. 120 ГК РФ.

Обобщим основные характеристики статуса автономного учреждения и унитарного предприятия в виде таблицы.

 

Параметр для сравнения

Автономное учреждение

Унитарное предприятие

Кем создается?

Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, ч. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ)

Кто является собственником имущества?

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ)

На каком основании владеет имуществом?

На праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ)

На праве оперативного управления либо на праве хозяйственного ведения (абз. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ)

Каковы источники финансирования?

Получает субсидии из бюджета соответствующего уровня на основании абз. 1 и 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Вправе вести приносящую доход деятельность (ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ)

Ведет коммерческую деятельность (ч. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ). Может получать субсидии из бюджета соответствующего уровня на основании п. 1 ст. 78 БК РФ

Каковы условия для создания и функционирования?

Сферы деятельности ограничены (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ)

Сферы деятельности не регламентированы, но установлены случаи создания (ч. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ)

В чем суть деятельности?

Оказывает (выполняет) государственные или муниципальные услуги (работы) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Может оказывать услуги, выполнять работы в целях решения социальных задач (абз. 3 и 11 ч. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ)

 

Что касается вопроса о том, какой статус должна иметь редакция газеты, вынесение решения по нему находится в компетенции соответствующего органа местного самоуправления. Именно он на муниципальном уровне принимает решения о создании, преобразовании, изменении типа, ликвидации автономного учреждения и унитарного предприятия (см., например, ч. 3 ст. 5, п. 3 ч. 1.1 ст. 19 Закона N 174-ФЗ, ч. 2, 3 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Закона N 161-ФЗ). На практике же редакции газет функционируют как в форме муниципальных АУ, так и в форме МУПов.

Отметим, что федеральное законодательство разрешает создание автономного учреждения в такой сфере, как средства массовой информации (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Следовательно, к основной деятельности АУ данного профиля относятся оказание услуг и выполнение работ в сфере СМИ (в частности, производство и распространение газет). В этом контексте не имеет значения, какие источники приносят больший доход, а какие — меньший. Важно, что автономное учреждение работает в разрешенной законодательством сфере и предоставляет муниципальную услугу на основании муниципального задания (например, она может быть сформулирована так: «информирование населения о деятельности органов местного самоуправления, распространение иной официальной и социально значимой информации»).

Наличие в составе автономного учреждения типографии соответствует целям его создания, поскольку в производство газеты также входит и ее печать. Однако согласно п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона N 174-ФЗ учреждение должно указать в своем уставе исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями создания.

 

 

Похожие записи:

economic24.ru

Автономное учреждение

В конце 2006-го года Госдумой РФ был принят Федеральный закон об установлении новой организационно-правовой формы. Эта форма стала именоваться «автономное учреждение». Его формирование является требованием времени и связано с осуществлением реформ в области бюджетного процесса. Автономное учреждение призвано оказывать государственные услуги.

Необходимо отметить, что в ходе принятия указанного закона было достаточно много высказано «за» и «против». Но установленная организационно-правовая форма стала востребованной во многих сферах жизни страны. Так, например, для обеспечения государственных услуг в сфере образования формируется автономное образовательное учреждение. Для уточнения правоспособности новых организационно-правовых форм были внесены соответствующие коррективы в Бюджетный, Гражданский кодекс, а также в соответствующие законодательные акты.

Согласно общему понятию, учреждение представляет собой некоммерческую организацию. Она сформирована собственником с целью осуществления социально-культурных, управленческих и прочих функций некоммерческого характера. Гражданский кодекс разделяет учреждения на две группы: муниципальные либо государственные и частные.

Частные формируются гражданином либо юридическим лицом. Организации второй группы создаются на основании реализации местной, государственной власти либо власти субъекта РФ. В свою очередь на основании закона может быть сформировано муниципальное автономное учреждение либо муниципальная бюджетная организация. То же относится и к государственным организациям.

Таким образом, автономное учреждение являет собой некоммерческую организацию, которая сформирована субъектом, Российской Федерацией, местными органами для выполнения работ и оказания услуг в целях реализации полномочий органов госвласти, социальной защиты, культуры, науки и прочих сфер, предусмотренных законодательством. Данная организация признается юридическим лицом и может приобретать, реализовывать личные неимущественные и имущественные права, исполнять обязанности, а также выступать ответчиком и истцом в суде от своего имени.

Автономное учреждение может быть сформировано двумя способами: изменением существующей организации или путем образования новой.

Необходимо отметить, что при образовании организации первым способом закон не допускает изъятие либо уменьшение имущества (денежных средств в том числе), закрепленного за ней.

В соответствии с законом у автономного учреждения допускается один учредитель. Им признается:

  1. Субъект РФ — по отношению к учреждению, сформированному на основании имущества, которое находится в собственности субъекта.
  2. Российская Федерация – по отношению к организации, которая образована на имущественной базе, находящейся в собственности Федерации.
  3. Муниципальное образование – относительно учреждения, созданного на основании имущества, относящегося к муниципальной собственности.

У каждой такой организации должен быть устав. Этот документ утверждается учредителем. В нем должны содержаться определенные сведения. В частности, в документе указывают:

  1. Наименование организации. При этом в названии обязательно должны содержаться слова «автономное учреждение». Наименование организации должно содержать сведения о характере ее деятельности, а также о собственнике имущества.
  2. Место, где находится учреждение.
  3. Информацию об органе, который осуществляет полномочия и функции учредителя.
  4. Цели и предмет деятельности организации.
  5. Компетенцию, структуру, порядок образования органов учреждения, порядок деятельности и сроки их полномочий.
  6. Прочие предусмотренные законодательством сведения.

fb.ru

Чем отличается автономное учреждение от бюджетного

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

к содержанию ↑

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

к содержанию ↑

Таблица

Автономное учреждениеБюджетное учреждение
В составе учреждения присутствует наблюдательный совет, выполняющий функции надзорного органаБюджетное учреждение не вправе привлекать заемные средства
Учреждение вправе открывать счета в банках, совершать сделки с ценными бумагами и акциямиЛицевые счета бюджетного учреждения открываются только в Федеральном казначействе РФ
Учредитель не несет ответственности по обязательствам организацииУчредитель несет субсидиарную ответственность
Доходы поступают на счета организацииДоходы от деятельности поступают на бюджетные счета

thedifference.ru

Государственным унитарным предприятиям разрешат преобразовываться в автономные некоммерческие организации — Российская газета

Государственным унитарным предприятиям (ГУПам) разрешат преобразовываться в автономные некоммерческие организации (АНО).

Такой законопроект приняли вчера во втором и третьем чтении депутаты Госдумы.

С одной стороны, новый закон даст больше прав и возможностей предприятиям. Например в отличие от ГУПов автономным некоммерческим организациям можно будет передавать в собственность государственное имущество. И они его смогут поставить на баланс, пояснил «РГ» член Комитета Госдумы по собственности Алексей Плахотников. Таким образом, по его словам, преобразование ГУПов в АНО можно считать даже в своем роде приватизацией.

При этом новый закон прежде всего ориентирован на предприятия, которые работают в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта. То есть на те организации, которые изначально, по идее, не задумывались для получения прибыли. Но, существуя в виде ГУПов, которые по законодательству являются коммерческими организациями, они должны были заботиться о прибыли. Автономные некоммерческие организации от этого избавлены. Ведь их будет содержать государство. То есть создается возможность не поднимать расценки на свои услуги. Автономные некоммерческие организации будут оказывать бесплатные услуги. Но и платные им не возбраняются, по желаю. Однако расценки будет утверждать государство. А это, в свою очередь, станет конкурентным сигналом для коммерческих организаций. Например, в новую форму может быть преобразовано крупное медицинское учреждение — стоматологическая или кардиологическая клиника. Плахотников не исключает, что в их число могут войти и федеральные средства массовой информации. Еще одна особенность — АНО смогут более свободно распоряжаться заработанными деньгами, тогда как деятельность ГУПов сильно зарегламентирована и зажата.

Правда, это вовсе не значит, что госсобственность будет разбазарена. Учредитель в лице государства — а скорее всего в этом качестве будут выступать профильные министерства — сохранит за ними контроль. И тратить заработанные средства АНО смогут только на уставные цели. Например, на закупку нового оборудования, повышение зарплат сотрудникам.

Кроме того, со стороны государства им будут выделяться средства на выполнение госзаказа. Также при АНО должны будут создаваться попечительские советы, куда помимо представителей органов власти войдет общественность.

На новую форму смогут перейти учреждения медицины, образования, культуры и спорта

Все особенности деятельности новых учреждений будут прописываться в уставах и в учредительных договорах.

И совершенно четко определено, что заработанные средства не смогут идти на выплату дивидендов.

При этом решение о том, преобразовывать ГУП в автономные некоммерческие организации или нет, будет принимать правительство по предложению федеральных органов власти, в ведении которых находится нынешнее государственное унитарное предприятие. На каждый год будет составляться программа такого перехода. По мнению Плахотникова, она будет включаться в программу приватизации.

Однако, по мнению депутата, автономных некоммерческих организаций, особенно на первых порах, не может быть создано много.

Скорее всего, предполагает он, речь будет идти о преобразовании 50-100 предприятий. При подготовке законопроекта, рассказал он «Российской газете», обсуждался вариант преобразования автономных некоммерческих организаций и муниципальных унитарных предприятий (МУПов). Но сначала надо обкатать такую схему на федеральном уровне, говорит собеседник «Российской газеты».

Он не исключает, что впоследствии, права автономных некоммерческих организаций будут расширены еще больше — скажем, смогут под залог недвижимости получать кредиты. Но это уже дело будущего.

rg.ru

Муниципальное учреждение: организация, устав, участники, капитал

Разницу между обычной и коммерческой поликлиникой знает большинство населения. При этом муниципальные учреждения — это не только больницы. К ним относятся и школы, и дома творчества, и организации, ответственные за выдачу документов, а также многие другие.

Часто муниципальные учреждения отождествляют с государственными бюджетными организациями. Сейчас это уже не совсем так — учреждение как государственного, так и муниципального уровня (не путать с частными) могут быть не бюджетными. Теперь они классифицируются по нескольким видам финансового обеспечения, а также МУ имеют и другие разновидности. Они зависят от целей, видов деятельности и других критериев.

Что такое муниципальное учреждение

Одной из главных целей МУ являются услуги населению — примерами могут служить образовательные, медицинские и правозащитные функции таких учреждений. Для конкретного МУ цель является реализация задач заданной отрасли.

Целью муниципального учреждения может быть не получение прибыли, хотя и не исключает такую возможность. Если же главная задача МУ — доход, то оно будет называться муниципальным предприятием.

Характерные особенности

Все муниципальные учреждения обладают сходными характерными признаками. Сотрудники таких организаций не являются собственниками — они служащие. Также МУ имеет такие особенности:

  1. Подчинение вышестоящим органам.
  2. Присутствует конкретная смета или бюджет.
  3. Определенную структуру, график работы и дисциплину.
  4. Собственником является муниципальное образование.

Нормативное регулирование и разновидности

Создание различных видов муниципальных учреждений и их деятельность регулируется федеральными законами и приказами Минфина. Ни одно из МУ не вправе утверждать приказы, нормативные акты и другие документы, противоречащие вышестоящим федеральным законам. На данный период действует Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 08.05.2010 г.

Согласно этому закону понятие государственных и муниципальных учреждений расширились и приобрели четкое разделение на три крупных разновидности:

  • Казенные
  • Бюджетные
  • Автономные.

Каждая их этих разновидностей отличается по нескольким критериям, но наибольшие отличия демонстрируют казенные и автономные учреждения. Особенно это касается финансирования и расходования заработанных средств.

  • Первый вид обеспечивает свою деятельность на основании бюджетной сметы, финансируемый из отраслевого бюджета, а полученными доходами организация не вправе распоряжаться самостоятельно. Казенные учреждения обязаны перечислять все виды прибыли в бюджет.
  • Автономная организация функционирует за счет прибыли от собственной деятельности и субсидий из бюджета конкретной отрасли. При этом доходы, полученные от деятельности автономного учреждения можно тратить на совершенствование материально-технической базы, премии и другие нужды организации.

О том, кем принимается решение о создании муниципального учреждения, кто имеет права по управлению таковым — все это узнаете далее.

Более подробно об автономном муниципальном учреждении расскажет данное видео:

Возможные участники и их права

Так как муниципальное учреждение организовывается конкретным территориальным субъектом, то не государство становиться учредителем. Главным участником МУ признается район, край или область создаваемой организации.

Функции учредителя в любом МУ выполняет муниципалитет или назначенное вышестоящее ведомство. Личных прав собственности не имеет ни один сотрудник учреждения.

Все работники являются муниципальными служащими и не вправе распоряжаться имуществом МУ.

Для автономных муниципальных учреждений есть особые исключения — они вправе использовать полученные доходы на своих нужд, в частности на выплаты премий или улучшение условий работы. При этом даже автономное МУ не может распоряжаться недвижимостью, земельными участками и другим дорогостоящим имуществом, предоставленным ему в пользование конкретным территориальным субъектом.

Про постановление о создании муниципального бюджетного, автономного, казенного учреждения, учредительные документы, порядок регистрации организации поговорим ниже.

Если вы желаете создать образовательное муниципальное учреждение, то стоит внимательно изучить данное видео:

Особенности создания

Создание МУ возможно двумя способами: учреждение новой организации или реорганизации другого некоммерческого ведомства. Эти способы различны, но для каждого из них требуется сходный пакет документов:

  1. Предложение о создании.
  2. Решение о создании.
  3. Утверждение учредителя.
  4. Проект распоряжения о создании.
  5. Пояснительная записка.

На этапе письменного предложения о создании, инициатор должен обосновать необходимость этого муниципального учреждения в данном территориальном образовании. При этом в уставе будущего учреждения указываются цели деятельности, особенности имущественных отношений и все необходимые данные.

Про устав муниципального автономного, бюджетного, казенного учреждения культуры и т.п. поговорим далее.

Имущественные отношения

Вся деятельность МУ полностью или частично финансируется муниципалитетом. Казенные и бюджетные учреждения практически работают за счет этих средств, автономные организации также получают субсидии, но полученные доходы могут расходовать по своему усмотрению.

Деятельность, направленная на любую прибыль, должна быть прописана в главном документе организации — уставе. В нем отражены вид учреждения, его месторасположения, основные цели, учредители, полное наименование и другие данные.

Особо выделены в уставе условия предоставления в безвозмездное пользования имущества для деятельности МУ — оно не подлежит дарению, продаже или передаче частным лицам или компаниям. Это имущество формирует капитал муниципального учреждения при его создании и является собственностью муниципалитета.

Пример-образец устава муниципального учреждения вы можете скачать здесь для ознакомления.

Муниципальное учреждение — организация, созданная на конкретной территории. Учредителем является муниципалитет района, области, края или определенного населенного пункта. Для создания МУ или реорганизации другой некоммерческой организации в учреждение данного типа существует определенная процедура с утвержденным списком документов. Главным документом МУ является устав, а основное имущество принадлежит муниципалитету. Положения указанные в уставе не могут противоречить федеральным законам, а ценное имущество отчуждаться третьими лицами.

uriston.com