Аварии на транспорте относятся к чрезвычайным ситуациям характера – Транспортные аварии (катастрофы) на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном транспорте, метрополитене, продуктопроводах (газо-нефтепроводах)

Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортом — Мегаобучалка

Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (рис 14.).

Рис. 14. Виды транспорта

 

Для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте.Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 — 200 километров) и более является автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

ДТП — это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.



Участник ДТП — лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГАИ, велосипедист, дорожный рабочий.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/час, то после начала торможения он проходит путь в 15 метров, при скорости 100 км/час тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 метров. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основные причины ДТП

1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

2. Превышение скорости движения.

3. Неисправность транспортного средства.

4. Плохое состояние дороги.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

6. Наезд на пешехода.

7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Если вы попали в аварию:

• сохраняйте самообладание в любой ситуации;

•пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

• покиньте автомобиль только после полной его остановки;

• определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

• покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

• отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

• вызовите сотрудников ГАИ, спасателей, пожарных, медиков. Окажите помощь пострадавшим;

• при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;

• сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГАИ;

• при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

• нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

• категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

• запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

• запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

• запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте.В транспортной системе РК лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

• пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

• наезд поездов на автомобили и т.д;

• воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.

Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Меры безопасности на железной дороге:

• нельзя ходить по железнодорожному пути;

• во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

• нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

• нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

• нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

• в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;

• на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;

• заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

• нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

Контактная подвеска над вагонами (электровозы) находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С. Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику состава. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к травмированию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

• ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;

• входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;

• нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

В случае возникновения ЧС необходимо:

• соблюдать спокойствие, не паниковать;

• быстро покинуть транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойти на безопасное расстояние;

• выполнить команды водителя;

• в случае пожара незамедлительно сообщить об этом водителю, попытаться погасить огонь с помощью огнетушителя;

• быстро покинуть горящее транспортное средство и отойти на безопасное расстояние.

Литература:ОЛ 3, ДЛ 5

Контрольные вопросы:

  1. Какова динамика смертельных несчастных случаев на транспорте?
  2. Что называется ДТП?
  3. Кто является участником ДТП?
  4. Назовите основные причины ДТП.
  5. Какие действия следует предпринимать человеку, если он попали в аварию?
  6. Какие требования безопасности следует соблюдать на авиационном транспорте?
  7. Назовите причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
  8. Какие меры безопасности следует предпринимать на железной дороге?
  9. Какие требования безопасности следует соблюдать на наземном транспорте?

Лекция №9

megaobuchalka.ru

Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

www.culture.mchs.gov.ru

К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся:

1. Транспортные аварии и катастрофы, включающие: крушение и аварии товарных и пассажирских поездов, поездов метрополитенов; аварии грузовых и пассажирских судов; авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов; крупные автомобильные катастрофы; аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и туннелях; аварии на магистральных трубопроводах.

2. Пожары и взрывы в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов; на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; на различных видах транспорта; в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах; жилых и общественных зданиях; в местах падения неразорвавшихся боеприпасов и взрывчатых веществ; подземные пожары и взрывы горючих ископаемых.

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) и распространением облака сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) при их производстве, переработке или хранении (захоронении), транспортировке, в процессе протекания химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами.

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ при авариях на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения и других предприятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками; аварии при промышленных и испытательных взрывах ядерных боеприпасов с выбросом РВ; аварии с ядерными боеприпасами при хранении и техническом обслуживании.

5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ): на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях; на транспорте, а также при хранении и обслуживании биологических боеприпасов.

6. Внезапное обрушение жилых, промышленных и общественных зданий и сооружений элементов транспортных коммуникаций.

7. Аварии на электроэнергетических объектах: электростанциях, ЛЭП, трансформаторных, распределительных и преобразовательных подстанций с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе: на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; системах водоснабжения населения питьевой водой; сетях теплоснабжения и на коммунальных газопроводах.

9. Аварии на очистных сооружениях сточных вод городов (районов) промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ и промышленных газов.

10. Гидродинамические аварии с прорывом плотин (дамб, шлюзов, перемычек и т. д.), образованием волн прорыва и зон катастрофического затопления и подтопления, с образованием прорывного паводка и смывом плодородных почв или образованием наносов на обширных территориях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации, подавлению или доведению до минимально возможного уровня характерных для нее опасных факторов. Для всех видов и классов работ типовыми являются: разведка и параметрическое обследование зоны чрезвычайной ситуации; инженерная обработка (подготовка) зоны чрезвычайной ситуации; ликвидация первичных источников и вторичных факторов чрезвычайной ситуации; снижение опасности воздействия на людей факторов аварийной среды; поиск пострадавших и извлечение их из аварийной среды; первичное медицинское обслуживание пострадавших и их эвакуация; очистка зоны чрезвычайной ситуации и нейтрализация загрязнения (заражение) объектов.

Безопасный район – территория, расположенная вне зон действия поражающих факторов источника конкретной чрезвычайной ситуации.

Допустимый риск чрезвычайной ситуации – риск чрезвычайной ситуации, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях – совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни, поддержания здоровья людей в зоне чрезвычайной ситуации, на маршрутах эвакуации и в зонах временного отселения населения.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – совокупность мероприятий, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам и направленных на устранение или предельное снижение уровня угрозы жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Зона возможного опасного радиоактивного загрязнения – территория или акватория, прилегающая к объектам использования атомной энергии, в пределах которой при аварии или их разрушении возможно превы­шение установленного верхнего критического значения предела доз облучения населения.

Зона возможного сильного радиоактивного загрязнения – территория или акватория, прилегающая к зоне опасного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно загрязнение почвы, зданий, сооружений, атмосферы, воды, продук­тов питания, пищевого сырья и т. п. выше установленных допустимых пределов.

Зона возможного опасного химического заражения – территория с находящимися на ней населенными пунктами, отдельными объектами, в пределах которой вероятно распро­странение опасных химических веществ с концентрациями, вызывающими поражения людей, животных и растений, находящихся на данной территории.

Зона возможного катастрофического затопления – территория, в пре­делах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение дру­гих материальных ценностей.

Зона возможного наводнения – территория, подвергаемая опасности за­топления в результате интенсивного увеличения водности и повышения уров­ней воды в реках (озерах, водохранилищах), которые могут сопровождаться уг­розой для жизни и здоровья людей и причинением материального ущерба.

Зона возможного опасного землетрясения – территория, в пределах ко­торой интенсивность сейсмического воздействия может составить 7 и более баллов.

Зона возможных сплошных пожаров – территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Зона возможных разрушений – территория городского округа, сельского поселения, на которой возможно разрушение зданий, сооружений и коммуникаций в результате землетрясения или иного опасного природного явления с учетом возможного разрушения потенциально опасного объекта.

Зона временного отселения населения – территория, с которой в случае возникно­вения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации проводится эвакуация населения на определенный период с целью обеспечения его безопасности.

Зона защитных мероприятий – территория вокруг потенциально опас­ного объекта, в пределах которой осуществляется специальный комплекс меро­приятий, направленных на обеспечение защи­ты населения, окружающей среды от возможного воздействия поражающих фак­торов чрезвычайных ситуаций.

Индивидуальный риск чрезвычайной ситуации – риск чрезвычайной ситуации, который может привести к гибели одного человека в результате воздействия всей совокупности поражающих факторов чрезвычайной ситуации в рассматриваемой точке пространства.

Источник чрезвычайной ситуации природного характера – это опасное природное явление или стихийное бедствие, в результате которого на определенной территории или акватории сложилась или может сложиться чрезвычайная ситуация природного характера.

Источник чрезвычайной ситуации техногенного характера – это опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте защиты, определенной территории или акватории может сложиться или сложилась чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Локальная система оповещения – организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи, предназначенное для оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей.

Население – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Непроизводственный объект – здание, строение, сооружение жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иной объект капитального строительства непроизводственного назначения.

Объект защиты – имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены требования, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Опасное техногенное происшествие – это аварии на потенциально опасных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.

Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации техногенного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации техногенного характера) – составляющая опасного техногенного происшествия, характеризуемая физическими и химическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающий фактор чрезвычайной ситуации природного характера – это составляющая опасного природного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации природного характера и характеризуемая физическими и химическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Потенциально опасный объект – это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические вещества, а также гидротехническое сооружение, особо опасный, технически сложный и уникальный объект, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, создающий реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Производственный объект – объект промышленного или сельскохозяйственного назначения, в т. ч. расположенные на его территории здания, строения, сооружения, объекты транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта) и связи.

Радиационная защита – комплекс специальных мероприятий, проводи­мых с целью недопущения или максимального ослабления воздействия прони­кающей радиации и ионизирующих излучений радиоактивного за­грязнения воздуха и местности в условиях раз­рушения радиационно опасных объектов.

Радиоактивное загрязнение – наличие или распространение по поверх­ности земли, в атмосфере и воде, либо на продуктах питания, фураже, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Риск чрезвычайной ситуации – вероятность причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений при возникновении чрезвычайной ситуации с учетом тяжести этого вреда.

Система защиты от чрезвычайных ситуаций – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей, имущества и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и/или ограничение последствий их воздействия на объект защиты.

Система предупреждения чрезвычайных ситуаций – мероприятия, проводимые заблаговременно и направленные на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Сооружение – строительная система надземного и/или подземного типа, в состав которой входят помещения, предназначенные, в зависимости от функционального назначения, для пребывания или проживания людей и осуществления технологических процессов.

Социальный риск чрезвычайной ситуации – риск чрезвычайной ситуации, который может привести к гибели определенного количества людей или определенному значению материального ущерба в результате воздействия всей совокупности поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Стихийное бедствие – это разрушительное природное и/или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение объектов защиты (продукции) и компонентов окружающей природной среды.

Территория – все земельное, водное и воздушной пространство в пределах Российской Федерации или его часть, производственные и непроизводственные объекты, а также окружающая природная среда.

Технические средства оповещения о чрезвычайных ситуациях – совокупность технических средств, предназначенных для оповещения людей об угрозе возникновения и/или возникновении чрезвычайной ситуации.

Химическая защита – комплекс специальных мероприятий, проводимых с целью недопущения или максимального ослабления воздействия аварийных хи­мически опасных веществ (АХОВ) на население, животных, продовольствие и водоисточники.

Химически опасный объект – предприятие (или организация), на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют аварийные химически опасные вещества, создающий реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, сопровождающуюся химическим заражением.

Химическое заражение – распространение аварийно опасных химических веществ в окружающую среду в количествах, создающих опасность для жизни или здоро­вья людей, животных и растений.

Устойчивость объекта защиты в чрезвычайных ситуациях – свойство объекта защиты сохранять или восстанавливать в кратчайшие сроки свою конструктивную целостность и/или функциональное назначение при воздействии поражающих фактов чрезвычайных ситуаций и их вторичных проявлений.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения из зоны чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах.

Экономический риск чрезвычайной ситуации – зависимость между частотой реализации определенных поражающих факторов чрезвычайной ситуации и размером материального ущерба.

К биолого-социальным чрезвычайным ситуациям относятся:

Эндемия – постоянное наличие какого-либо инфекционного заболевания людей на определенной территории.

Эпидемия – массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия – необычно сильная эпидемия, охватывающая большее количество людей на территории, обычно выходящей за границы одного государства.

Энзоотия – одновременное распространение инфекционной болезни среди сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия – это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Энфитотия – массовое заболевание растений, которое проявляется на одной и той же территории и в течение ряда лет имеет незначительные колебания.

Эпифитотия – массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и/или резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

studfiles.net

Чрезвычайные ситуации на транспорте — стр. 5

 

 

       “Положение о порядке расследования аварий на морских судах” предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.
       Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение.
       Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна — 24 ч).
       Аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.
        К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

       Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых превышают 1 млн. человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.   В России в 1995 г. только с рыболовными судами произошли 118 ЧС, из них 4 кораблекрушения, 3 крупных аварии, 87 аварийных происшествий.

       Мировой флот быстро стареет: по некоторым данным, к 2000 году примерно 80% всех судов на Земле достигнут своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тыс. лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн. судов. На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.

      Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

     К столкновениям могут привести ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях, а также влияние “человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д. Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев — и к затоплению. Так, 31 августа 1986 г. произошло столкновение теплохода “Адмирал Нахимов” и сухогруза “Петр Васев” вблизи г. Новороссийска, причиной которого стала несогласованность действий экипажей. В катастрофе погибли 423 человека.
— 10 апреля 1991 г. — в районе г. Ливорно (Италия) паром “Мобипринс” столкнулся с танкером “Аджин Аббуццо”. Погибли 140 человек.
— 14 мая 1994 г. — в проливе Ла-Манш столкнулись тайваньский контейнеровоз и Панамское грузовое судно. Контейнеровоз получил серьезные повреждения, и с него в море упала часть груза с токсичными веществами. Команду судна эвакуировали.
— 21 мая 1994 г. — у берегов Японии столкнулись японское торговое судно и Панамский сухогруз. Лишь благодаря счастливой случайности удалось избежать загрязнения окружающих вод ядовитой каустической содой, находившейся на японском судне.

       Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.
— 15 февраля 1979 г. — в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней.
— 23 мая 1988 г. — в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074″ и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана. Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва.
— Февраль 1945 г. — взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды).
— 1955 г. — взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены.
— 29 октября 1955 г. — в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была.
— 12 ноября 1965 г. — вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул. Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа.
— 17 мая 1988 г. — пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек.
       За поспедние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер «Бритиш Трент» 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом. В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс т нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г. панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы — из его резервуаров вылилось около 16 тыс т. нефти.

      К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов.
— 6 декабря 1917 г. — в порту г. Галифакса (Канада) произошел самый сильный неядерный взрыв за всю историю человечества. При маневрировании в проливе Тэнарроус произошло столкновение французского транспортного судна “Монблан” с норвежским грузовым пароходом “Имо”. На борту “Монблана” находились 2300 т пикриновой кислоты, 200 т тринитротолуола, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. Над городом поднялся двухмильный гриб дыма. Ударная волна и возникшие пожары разрушили большую часть Галифакса. Затонули или получили повреждения десятки судов, находившихся в этот момент в порту. Обломки “Монблана” разбросало в радиусе 12 миль от места взрыва. Погибли 1963 человека, более 2 тыс. человек пропало без вести, было ранено около 9 тыс. человек, 500 человек лишились зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тыс. человек остались без крова.Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.
— Январь 1982 г. — китайская дизельная подлодка во время ходовых испытаний налетела на подводную скалу. Произошел взрыв гремучего газа. Погибли 17 человек, были ранены 20 человек.
— 16 февраля 1985 г. — советский теплоход “Михаил Лермонтов” из-за ошибки лоцмана налетел на подводную скалу у берегов Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. Умелые действия экипажа обеспечили спасение всех пассажиров.
— 27 апреля 1994 г.-в 50 км от г. Волгограда по причине столкновения с опорой моста получил пробоину и сел на мель танкер ТН-624.

       Тяжелые последствия имеют также столкновения, происходящие с нефтеналивными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям. Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера “Глобе Асимили” и танкера “Экссон Валдиа”, напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.

       Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки.
— Январь 1981 г. — затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”. Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек.
— Апрель 1989 г. — в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” . По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели. Число жертв составило 42 человека.
— Ноябрь 1995 г. — в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.

       Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов.
— Январь 1981 г.-на р. Жари близ г. Макони (Бразилия) из-за перегрузки перевернулся пароход-паром. На пароме, рассчитанном на 150 человек, находилось почти 500 пассажиров с различными грузами. Погибло более 300 человек.
— 28 сентября 1994 г. — в Балтийском море перевернулся и затонул автопассажирский паром “Эстония». В штормовую погоду по неустановленной причине был открыт носовой люк-визир, через который в судно хлынула вода. Погибло более 900 человек.

      Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими остойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.
— 15 июня 1931 г. — под сильным ветром накренился, лег на борт и затонул французский пароход «Сен-Филибер». Число жертв катастрофы — 437 человек.
-26 января 1953 г. — во время тушения пожара на лайнере “Эмпресс оф Канада» в Ливерпульском порту (Великобритания) вследствие поступления большого количества забортной воды лайнер потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Жертв не было. Материальный ущерб превысил 5 млн. фунтов стерлингов.

      К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил навигации. Так. 5 июня 1983 г. на р. Волга вблизи г. Ульяновска из-за ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода “Александр Суворов», направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

       Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами.
— Май 1986 г.-на р. Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек.
— 2 сентября 1993 г. — в Южной Атлантике в одиннадцатибалльный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск» Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек.
— Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник». Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек. спаслось около 500 человек. “Титаник» был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

    Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта.
— Июнь 1980 г. — неосторожное обращение рабочих с огнем вызвало взрыв в трюме судна на северной судоверфи в г. Гданьске (Польша). Погибли 8 человек, были ранены 19 человек.
— 1 февраля 1994 г. — на крейсере “Адмирал Горшков», находившимся на ремонте в г. Мурманске, произошел прорыв паропровода. В результате 6 человек погибли. 3 были госпитализированы.

       Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.
       Чрезвычайные ситуации на воде происходят и с маленькими судами. — 5 мая 1994 г. — в штате Тамилнад (Индия) перевернулась и затонула лодка. в которой совершали прогулку по озеру около 50 школьниц в возрасте от 9 до 12 лет. Удалось спасти только 6 девочек.

textarchive.ru

Чрезвычайные ситуации (чс) на транспорте

  1. Сочетанными травмами, полученными при дорожно-транспортном происшествии, являются …

  1.  повреждение тазовых и бедренных костей

  2.   повреждения селезенки и мочевого пузыря

  3.   перелом костей конечностей в сочетании с ожогами

  4.   повреждения печени и кишечника

  1. Изолированной травмой, полученными при дорожно-транспортном происшествии, являются …

  1.  повреждение тазовых костей

  2.   повреждения селезенки и мочевого пузыря

  3.   перелом костей конечностей в сочетании с ожогами

  4.   повреждения печени и кишечника

  1. Комбинированной травмой, полученными при дорожно-транспортном происшествии, являются …

  1.  повреждение тазовых костей

  2.   повреждения селезенки и мочевого пузыря

  3.   перелом костей конечностей в сочетании с ожогами

  4.   повреждения печени и кишечника

  1. Множественной травмой, полученными при дорожно-транспортном происшествии, являются …

  1.  повреждение тазовых костей

  2.   повреждения селезенки и мочевого пузыря

  3.   перелом костей конечностей в сочетании с ожогами

  4.   повреждения печени и кишечника

  1. Для авиационной катастрофы характерно …(2 ответа)

  1. отсутствие человеческих жертв

  2. гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира

  3. повреждение воздушного судна, но при этом возможно полное его восстановление

  4. полное или частичное разрушение воздушного судна

  1. Для аварии на водном транспорте характерно …(2 ответа)

  1. отсутствие человеческих жертв

  2. гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира

  3. повреждение судна на мель, но при этом возможно полное его восстановление

  4. полное или частичное разрушение судна

  1. Для железнодорожной катастрофы характерно …(2 ответа)

  1. отсутствие человеческих жертв

  2. гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира

  3. повреждение состава, но при этом возможно полное его восстановление

  4. полное или частичное разрушение состава

  1. Дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками, называется …

  1. + автомагистралью

  2. − второстепенной

  3. − пересекаемой

  4. – основной

  1. Видимость дороги в направлении движения, загороженная растительностью, сооружениями, рельефом местности и т.д., в том числе транспортными средствами, называется ______ видимостью.

  1. + ограниченной

  2. − неполной

  3. − малой

  4. − недостаточной

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения

Понятие о чрезвычайных ситуациях социального характера. Классификация

  1. Обстоятельства военного, экономического, политического и семейно-бытового характера относятся к опасностям __________ характера

  1.  Техногенного

  2. Социального

  3. Природного

  4. Криминального

  1. При возникновении чрезвычайной ситуации социально характера необходимо позвонить по сотовому телефону на номер …

  1. 010

  2. 112

  3. 030

  4. 020

Чрезвычайные ситуации военного времени

  1. К обычным средствам поражения относятся боеприпасы …

  1. зажигательные

  2. ядерные

  3. кумулятивные

  4. с отравляющим веществом

  1. Поражающими факторами ядерного взрыва являются …

  1. проникающая радиация

  2.   токсическое воздействие

  3.       ударная волна

  4.   рентгеновское излучение

  1. К отравляющим веществам нервно-паралитического действия относятся …

  1. Ви-Икс

  2. зарин

  3. Си-Эс

  4. фосген

Опасные ситуации криминогенного характера

  1. Хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием называется

  1. воровством

  2. мошенничеством

  3. злоупотреблением служебным положением

  4. взяточничеством

  1. Для обеспечения максимально возможной безопасности квартиры от проникновения посторонних лиц необходимо 

  1. завести собаку бойцовой породы

  2. установить дополнительную металлическую дверь

  3. заключить договор с вневедомственной охраной

  4. установить кодовый замок на металлическую дверь

Экономическая, информационная и продовольственная безопасность

  1. Состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу, называется информационной _________ общества.

  1. Безопасностью

  2. Устойчивостью

  3. Толерантностью

  4. Доступностью

  1. Социальное бедствие, вызванное длительной нехваткой продовольствия и приводящее к массовой гибели населения на территории крупных регионов, называется массовым

  1. Бедствием

  2. Голодом

  3. Мором

  4. Суицидом

  1. Характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, называется …

  1. Бедствием

  2. Голодом

  3. Бедностью

  4. Толерантностью

studfiles.net