Архитектура россии 17 века – Архитектура России 17 века | Архитектура в России

Содержание

Архитектура России 17 века | Архитектура в России

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является  Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

 

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Церковь Покрова в Филях

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как  внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец  в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре  вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

Крутицкий теремок

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.

archirussia.com

Архитектура 17 века в России: стили, история, архитекторы и памятники

Архитектура 17 века в России претерпевала большие изменения. Не смотря на то, что основным строительным материалом так и оставалось дерево, на порядок больше использовались каменные (кирпичные) элементы. Широкое применение получили новые виды отделочных строительных материалов. Цветные изразцы, фигурный кирпич, а также белокаменные детали становились более востребованы. Многие постройки были возведены мастерами, которые состояли в Приказе каменных дел (создан в конце XVI в.).

 

Русская архитектура 17 века имела свои выдающиеся произведения деревянного зодчества. К ним относились: царский дворец под Москвой в с. Коломенское. Он был представлен целым городком с гульбищами и крылечками, с витыми «колоннами», с башенками, покрытыми чешуйчатыми крышами. Были там и другие постройки – хоромы, которые отличались друг от друга, т.к. выполнены в индивидуальном стиле. Все они связывались переходами, а всего насчитывалось 270 комнат и 3000 окон. Современники прозвали его «восьмым чудом света».

 

 

Церковная архитектура в России 17 века

 

Архитектура в России 17 века также проявилась и в церковном зодчестве. В этом направлении преобладали шатровые постройки. Архитектура России 17 века отличалась тем, что уже начали строить ярусные церкви. Однако деревянное зодчество постепенно поддавалось влиянию каменной архитектуры.

 

Дабы архитектура 17 века в России сохранилась в первоначальном облике,патриарх Никон попытался запретить строительство каменных храмов. Но, не смотря на это шатровые постройки стали преобладающими в церковной архитектуре. Все они славились богатым убранством и интересными архитектурными орнаментами, которые придавала зданиям нарядность.

 

Однако во второй половине XVII в. под влиянием Никона осуществили ряд монументальных построек, которые были выполнены в традиционном стиле предыдущих веков и должны были прославить величие и силу церкви. Таким образом, архитектура 17 века в России проявилась в величественном Воскресенском соборе московского Ново-Иерусалимского монастыря и в некоторых других. Для его строительства была использована модель храма над «гробом господнем» (Иерусалим).

 

В конце XVII в. в архитектуре возникает новый стиль — нарышкинское барокко. Самым известным сооружением того времени считается московская церковь Покрова в Филях, которая отличающаяся изяществом, уникальными пропорциями, а также интересными декоративными украшениями.

 

Наряду с церковной архитектурой развивается также гражданское строительство. Изменяется значительным образом не только внешний облик Кремля, но и внутреннее пространство. В тоже время продолжается развитие торговопромышленного строительства. Так, появляются новые гостиные дворы в крупных городах (Китай-город, Москва, Архангельск).

 

 

Читай также:

Архитектура России 19 века

 

 

Статьи по теме:

thearchitect.pro

Русская архитектура 17 века [России]

Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских детей. В его создании принимали участие Ба­жен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Уша­ков. Трёхэтажное каменное здание венчалось высоким «теремком». Отсюда и название дворца.

Два пояса лазурных изразцовых карнизов в сочетании с позоло­той крыши придавали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание бы­ло богато украшено резьбой из белого камня.

Деревянный царский дворец Алексея Михайловича в селе Коло­менском под Москвой был сооружён в 1667-1668 гг. Возводили его под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрель­ца Ивана Михайлова. Дворец насчитывал 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Разными по форме, совершенно не похожими друг на друга были его части, которые соединялись между собой перехода­ми. Он казался сказочным. Издали он походил на город с шатровы­ми башенками, «кокошниками» (типичные черты архитектуры кры­ши в русском деревянном зодчестве), чешуйчатой крышей, крылеч­ками с витыми колонками.

Московский Кремль

Казанский собор

Памятником освобождению России от интервентов стал построенный в Москве на Красной площади Казанский собор. Его посвящение на­поминало о событиях недавнего смутного прошлого. Икона Казанской Божией Матери была главной святыней ополчения Минина и Пожарского.

Спасская башня Московского Кре­мля

Возведённая в XVII в. Спасская (Фроловская) башня Московского Кре­мля сохранилась до наших дней (архитектор англичанин Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов).

Церкви и храмы

Светские черты в архитектуре чётко обозначились и в церков­ном зодчестве. Все больше наблюдается отход от средневековой строгости и простоты. Много церквей стало строиться по заказу купцов в соответствии с их вкусами и желаниями.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках в Москве построена в середине XVII в. по заказу купца Никитникова (сам он родом из Ярославля). В архитектуре храма выделены яркие, праздничные элементы. Богато и красочно убранство храма: столбы, обвитые поясками; три яру­са кокошников; арки с висячими гирьками; украшенный шатёр. Это здание сохранилось в Москве до наших дней.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена по заказу купцов в середине XVII в. При возведении храма большое внимание уделялось бо­гатству и пышности. Это должно было подчеркнуть достаток и значимость заказчиков. Пятиглавый храм окружён папертью, галереей, шатровым при­делом и колокольней. Отделка красным кирпичом на фоне белой стены придаёт храму красоту. Кроме того, храм украшен зелёными, синими и жёл­тыми изразцами. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Архитектурные школы 17 века

В России 17 века можно выделить четыре самостоятель­ные архитектурные школы, каждая из которых имеет собственные принципы композиционного решения и декоративного убранства храмов: московская, ярославская, нарышкинское (московское) барокко, строгановская.

Московская архитектурная школа

Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному конструктивному решению здания: его своды опирались только на стены. Отсутствие столбов, подпиравших своды, делало интерьер храма более цельным, а сам храм более вместительным. Однако ос­лабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы обычно имеют мелкие главки и в целом невелики по размерам. Их лучше всего рассматривать с близкого расстояния, когда раскрываются все до­стоинства сложного и многоцветного фасадного декора. Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682).

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Названия строений возведеных в 17 веке

  • Здания 16 века

  • Церкви 17 века в россии список

  • Сообщение на тему архитектура 17 века в россии главное

  • Здания 17 века в россии

Вопросы к этой статье:
  • Назовите традиционные и новые черты в русской архитектуре 17 века

wikiwhat.ru

Архитектура России 17 век.. Интересные факты. Добавил Леонид Кокташ — VilingStore.net

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.


В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Архитектура России 17 век.

Uglich tented church

Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.
Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.
Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

pokrov v filiah
Церковь Покрова в Филях

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

vilingstore.net

Культура. 17 век. Архитектура

— 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля

— Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами  в Смутное время, утверждала силу русого оружия.

— Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637)

— Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами.

Появилось много похожих церквей, подражание ей:

— Троицкая церковь монастыря в Муроме,

— церковь Вознесения в Великом Устюге

— 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках.

— посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках,

собор Вознесения в Устюге и др.

 

 

Гражданское строительство.

1635-1636- первое светское здание на территории  Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков).  Впервые появилась  ступенчатость зданий, новым был и декор  здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована  ориентация на западноевропейские образцы).

 

В Москве — Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова

Архитектура — переход от строгости и простоты   к декоративности.

Активное каменное строительство — в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел).

 

Изразцы – керамические  плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть — каменное узорочье (или дивное узорочье):

дворец царя Алексея Михайловича,

 каменные палаты бояр.

 

В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность,  декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.)

 

 Церковь Покрова в Филях — усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность,  ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны.

 

 Примеры нарышкинского барокко:

церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) ,

церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704

 

Деревянное зодчество.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами  под руководством холопа Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова.1667-1672

poznaemvmeste.ru

9.Русская архитектура 17 века.

С 1620-х годов,заметно активизируется строительство, деятельность Приказа Каменных дел. Возобновляется Строительная деятельность становится более централизованной, усиливаются связи между отдельными городами. Это в свою очередь отразилось на известном стирании разницы между местными архитектурными школами.Тема победы,патриотизма звучит в художественных произведениях этого времени.Известное значение в 17 веке приобретает чертеж при постройке.Знакомство зодчих с западными трактатами Виньолы,Скамоцци способствуют освоению классического наследия,развитие принципов ордерности и регулярности,Важное значение также имели контакты Москвы с Западной Европой,Украиной и Белоросией.Продолжается плодотвореное воияние деревянного зодчества на каменное.Особенно заместно воздействие на азвитие каменных палат.

Теремной Дворец

К числу наиболее крупных гражданских зданий XII в.,принадлежит Теремной Дворец в Московском кремле. Русские зодчие Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков под «смотрением государева мастера» Антипы Константинова воздвигают на высоких 12-метровых белокаменных подклетах XVI в. царский дворец для повседневной жизни самодержца. Вознесенный над другими постройками, Теремной дворец как бы демонстрировал отступление от освященных веками дедовских обычаев. Структура Теремного дворца сохраняет черты хоромных построек. Первый этаж располагался на плоской кровле-террасе здания прошлого века и имел по обычаю хозяйственное назначение. На второй — главный этаж, где находились царские покои, вела с террасы «золотая» лестница. Третий этаж дворца состоял из большого помещения — терема древнерусского «чердака», который стоял, в свою очередь, на плоской кровле — гульбище. Все три этажа Теремного дворца соединяла внутренняя лестница. Была предусмотрена связь и с парадными палатами: Грановитой, Золотой, Набережной. Основной жилой этаж включал ряд палат, расположенных друг за другом. Обычное для хором «государевой статьи» размещение помещений «стаей» здесь приобретает более официальный торжественный характер анфилады, замыкающейся опочивальней монарха. Царские придворные ожидали выхода самодержца в первой палате — приемной; за ней следовала «комната», выполнявшая функции гостиной и кабинета. В третьей палате стоял царский трон, а в четвертой находилось государево ложе. Ступенчато-ярусное построение объемов, пространственное обособление отдельных частей, живописность крылец и силуэта с высокой крышей терема и островерхими завершениями рундуков сохраняли принципы деревянного хоромного зодчества .  Элементы регулярности сочетаются с красочным узорочьем. Резные белокаменные наличники и порталы были расписаны яркими красками, строгие горизонтали карнизов оживлялись сверкающими на солнце лазурными изразцами, линия конька терема обогащалась прорезным золоченым гребнем, архитектурный порядок дополнялся живописностью.

палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве представляют тип характерного для XVII в. комплекса каменных хором и храма, соединенных между собой крытым переходом (1657 г.)Все 3 этажа каменные.Объемы свободно сдвинуты относительно друг друга,ассиметрично разделены пилястрами.Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль ,в основу которого положен принцип гармонического равновесия объемов,свободно ориентированные в пространстве.

Основным типом церквей становится бесстолпный приходский храм с кокошниками.После реформ патриарха Никона запрешается использование шатра над главным храмов и возводится какноническое пятиглавие.Возводится каноническое пятиглавие.Главный объем четверик,перекрытый сомкнутым сводом.Важным элементом стала перекрытая шатром колокольня,помешавшаяся часто над западным входом или рядом.Часто между шатровой колокольней и основным четвериком делалось более низкое,но довольно вместительное помощение трапезной,увел.площадь храма.Объмы колокольни обычно ставились либо по оси либо группировались ассиметрично.Декоративное узорочье усилиловало впечатление живописности и пластического богатства композиции.Сочетание многообъемности и жинирадостного по характеру,основанного на народных мотвах,красочного узорочья с геометрической цельностью каждого из объемов,-характерная черта тектонического строя храмовых композиций середины и втрой половины17 века.

Каменная церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628– 1653 гг.) — пример свободного сочетания в композиции различных по форме и размеров объемов.Строилась она на средства богатых купцов Никитниковых.  выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. Церковьпостроена в 1628—1653 гг. в центре Москвы, в Китай-городе (см. т. 3, рис. 158), на средства купца Григория Никитникова, который хранил свои товары в подклете храма, а также за плату принимал на хранение товары других купцов «от воров и красного петуха» (пожара). Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу «формосложения», когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, «приращивают» приделылестницыгалереи. В данном случае симметричный объем («четверик» с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровойколокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменнойрезьбой, металлическим кованым декором и росписями. Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле .Аналогичные ей московские храмы( церковь Рождества Богородицы в Путинках,церковь Николы в Берсеневе)

Общие стилевые черты архитектуры XVII в. обогащались местными художественными традициями и своеобразными композиционными приемами, наглядным примером чего являются архитектурные памятники Среднего Поволжья, особенно Ярославля. Этот город, стоявший на скрещении торговых путей из Москвы в Архангельск и Астрахань, в XVII столетии переживал свой «золотой век». В «Книге Большому чертежу», замечательном географическом документе 1627 г., написано: «Ярославль строением церковным вельми украшен и посадами велик». В середине XVII в. формируются специфические черты ярославского зодчества.

Церковь Ильи Пророка(1647— 1650 гг.), сооруженная во дворе именитых купцов Скрипиных, мало чем отличается в плане от московских посадских храмов. Мастера использовали более привычную схему соборного типа с двумя столбами и несущей стеной с проемами, закрывавшей алтарь и облег-чавшей устройство иконостаса.

Стройная шатровая колокольня служила пространственным ориентиром, как бы закреплявшим пересечение дорог. Главный западный фасад носил фронтальный характер, его фланги замыкались шатрами колокольни и придела.

Храм Иоанна Златоуста

Первый храм Иоанна Златоуста здесь возводят в 1649—1654 гг., второй — Владимирский (теплый) был построен в 1669 г., в промежутке между строительством этих церквей была сооружена колокольня. Пятиглавые храмы соборного типа с близкими размерами основных объемов поставлены по одной линии на расстоянии, равном их высоте.

Посередине между ними установлены ворота с миниатюрным ярусным верхом, контрастирующие с монументальными объемами храмов. Намеченная вертикалью ворот ось закреплена высокой (38 м) колокольней в глубине площади. Необычайно стройный восьмиугольный столп одной из красивейших шатровых колоколен XVII в., возвышающийся над главами церквей, объединил всю композицию. Обращенный в сторону Волги, прекрасно смотрящийся с ее просторов величественный ансамбль поражает своей уравновешенностью, сочетающей закономерность геометрических форм с живописностью.

Церковь Иоанна Златоуста представляет уже сложившееся архитектурное произведение ярославской школы. Кубический массив храма с трех сторон окружен галереей, восточные концы которой завершают приделами. Сохраняют зодчие и завершение стен закомарами, отвечающими характеру сводчатого покрытия. Полюбились ярославцам и шатры, симметрично расположенные по бокам пятиглавия на приделах.

Своеобразно также цветовое решение фасадов. На белой плоскости стен ярко выделяются кирпичные архитектурные членения и детали. Контраст белого фона и красных обрамлений не разрушал тектонику стены, как и отдельные плоскостные пятна сине-зеленых и желтых изразцов.

Еще более красочно убранство церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе(1671 —1687 гг.). выстроенный на средства прихожан храм отразил соперничество богатых ярославских слобод.

Особенно поражает восточный фасад, Над полосой крупных полукружий апсид возвышается стена, словно вышитая фигурным кирпичом. На этом величественном пьедестале выстроились в ряд, пятнадцать куполов. Ритмичность горизонтальных объемов и плоскостей придает этому уникальному произведению особую устойчивость и величественность, несмотря на обилие декоративных форм. Именно удивительное сочетание структурного начала с цветистой росписью апсид, с затейливым кирпичным узорочьем и красочными пятнами изразцов составляет отличительную особенность храма в Толчков-ской слободе.

Особое место в культовой архитектуре XVII столетия занимают шатровые храмы, которые с середины века постепенно утрачивали свое назначение( причины раскол православной церкви, реформы патриарха никона) государственные идеи было принято снова олицетворять с 5 главием.

Шатровые завершения все чаще возводятся ради выразительности силуэта, столь полюбившегося народным мастерам. Они начинают приобретать декоративный характер, теряют свою монументальность и органичность.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках 1649—1652

К середине 17 века шатры окончательная превращаются в декоративное завершение, которое становится поверх сводов, в церквях различных типов. Так в москве три как бы игрушечных шатра украсили приходскую церковь Рождества Богородицы в Путинках 1649—1652.

Шатровая церковь Ферапонтова монастыря с шатровой двойней.

Успенская церковь в алексеевском монастыре в угличе 1628. Шатра 3=три.

В конце XVII столетия светское начало все глубже проникало в культовую архитектуру, неуклонно прокладывая себе путь сквозь дебри религиозного мракобесия. Реакционная церковнофеодальная культура все еще тормозила общественное развитие, но уже не могла сдержать поступательный ход истории. Расширялся кругозор населения, особенно посадских людей. Воссоединение в 1654 г. украинского народа с русским, возвращение белорусских земель способствуют культурным связям трех братских народов. Украинские ученые-богословы пишут свои труды в России; белорусские резчики, хорошо знакомые с западноевропейскими архитектурными формами, тщательно вырезают колонны в иконостасах московских храмов; идет обмен зодчими между Москвой и Киевом, взаимно обогащая архитектуру.

Обусловливаемые жизнью принципы рационализма все активнее проникают в архитектуру, сочетаясь с праздничной декоративностью, что придает произведениям конца XVII в. особую привлекательность и неповторимость. Возникают новые требования к культовым зданиям. Рост городского населения вызывает необходимость увеличения вместимости храмов, а веяния времени отражаются на более регулярной организации объемно-пространственной структуры и увеличении освещенности. Невысокое затесненное и слабо освещенное пространство храма уже не отвечало запросам прихожан и их эстетическим вкусам. Сила светских реалистических тенденций заставляла увеличивать размеры бесстолпных храмов, устраивать несколько ярусов оконных проемов, расчленяя стену на своего рода этажи со строго симметрично расположенными большими окнами. Значительная высота и пролеты бесстолпных храмов приводят к совершенствованию их сводчатых покрытий. Для большей пространственной жесткости в обычных сомкнутых сводах делаются глубокие распалубки.

Интерьеры храмов начинают терять свою замкнутость, отрешенность от реального мира. Высокие просторные помещения, залитые светом, с многоярусными сверкающими позолотой ордерными иконостасами и многоцветной иконописью, включающей бытовые сценки, уже далеки от средневекового облика церкви. Меняется также фасадное убранство храмов. Праздничный декор подчиняется законам симметрии и приобретает большую торжественность, увеличивается количество западноевропейских архитектурных деталей;

В последние годы XVII в. как лебединая песня древнерусского культового зодчества возникает еще один тип храма-колокольни, соединяющий композицию ярусных деревянных построек с идеей церквей «под колоколы».

Идея центрического высотного храма с ярусами восьмериков, располагающихся на четверике, получает блестящее завершение в церквах «под колоколы» на рубеже нового времени. На более совершенной технической основе русские зодчие возрождают давнюю идею совмещения колокольни с храмом в единую композицию.

Наиболее органично тип церкви-колокольни выражен в храме Покрова (1693—1694 гг.) в ставшем знаменитым после 1812 г. селе Филях подМосквой. В необычайно гармоничной, полной ди намизма и торжественности композиции чувствуется преемственность, идущая от столпообразных храмов XVI в. и их деревянных прототипов.

Основой для башнеобразного сооружения служит кубический объем, к которому с четырех сторон примыкают полукружия более низких притворов и апсиды. Образованная четырехлепестковая форма придала особую жесткость нижней части храма. На четверике устроен световой восьмерик, перекрытый восьмилотковым сомкнутым сводом, а уже на нем установлена колокольня, увенчанная главой на восьмигранном барабане. Четыре меньших главы завершили полукруглые объемы.

Новодевичий монастырь в москве.(почитайте в лекциях там что то непонятное)

Сухарева башня (1692-701)

studfiles.net

Стиль архитектуры в XVII веке в России

Стиль архитектуры в XVII веке расцвел, потому что расширились возможности государства, каменное строительство вышло на новый уровень. В Кремле при Михаиле Федоровиче были построены каменные царские палаты. Именно в XVII веке, а точнее в его первой половине, появляется такой культовый объект, как Спасская башня. А во второй половине столетия были построены и другие башни Московского Кремля. Данные строения увенчали шатрами, и они приобрели привычный нам вид.

Храмы в XVII веке

Конечно, в Средневековье наибольшее значение имело церковное зодчество. Особенный стиль архитектуры XVII века можно лицезреть в храме Троицы в Никитниках. Находится он в самом центре Москвы, в Китай-городе. Этот храм увенчан пятью шатрами, а колокольни имеют каменный навес. Именно это строение стало образцом для каменного церковного зодчества по всей стране. Вот такого типа храмы в большом количестве строили в старых русских городах, вплоть до первой половины XVIII столетия.

Особенности крыши

Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII века было увлечение каменными шатрами не над колокольнями, а над самим храмом. Этот любимый элемент творцов в стиле архитектуры XVII века пришел из деревянного церковного строительства. Дело в том, что деревянный шатер очень практичен, поскольку осадки стекают с крыши. И вот оттуда, из деревянного зодчества, каменный шатер утвердился и в церковном строительстве.

Но с точки зрения патриарха Никона, данные крыши были неудобны, и в целом элемент являлся неправильным. Долгое время считалось, что патриарх запрещает венчать храм шатрами, так как они считались светскими элементами, которые недопустимо использовать в церковном зодчестве. Это рассматривалось как проявление обмирщения культуры.

Последние исследования несколько уточнили этот вывод. Дело в том, что, запретив венчать каменные храмы шатрами, Никон велел в своем любимом Воскресенском монастыре построить здание с такими особенными крышами. Поэтому намерения патриарха в данном случае не вполне ясны. Может быть, он хотел, чтобы это был единственный храм в данном стиле архитектуры XVII века. Как бы то ни было, но запрет церковного зодчества распространялся на всю страну. Таким образом, церковь Рождества в Путинках, сегодня расположенная в центре Москвы, — последний храм в данном городе, который был увенчан шатрами.

Архитектура XVII

В конце века можно наблюдать совершенно новые явления в церковном зодчестве. Это так называемый нарышкинский стиль. Иногда здания, построенные в данной стиле, еще именуют московским барокко. Это не совсем точно, потому что официально данный стиль в архитектуре появится немного позже. В церквях представлены только элементы культуры барокко, поэтому корректнее называть этот стиль нарышкинским.

Храм Покрова в Филях

Фили — это подмосковное село боярина Нарышкина. Этот храм заметно отличается от Троицы в Никитниках. Здание представляет собой высокую центрическую композицию, в таком храме человек ощущает себя центром, это не характерно для средневекового мировоззрения.

Здесь вотчинник находится прямо под куполом и косвенно, конечно, не прямо, а опосредованно, это отзвуки идеи Возрождения. Человек — центр Вселенной, мера всех вещей. Именно это было главной концепцией русской архитектуры XVII века. Хотя может быть в конце века это идея и не читалась отчетливо, но архитектурные формы дошли до наших дней, и искусствоведы утверждают, что это именно та особенность, в которой этой идея могла когда-либо воплотиться.

Памятники архитектуры XVII века

Нарышкинский стиль еще с большей силой нашел отражение в другой подмосковном вотчинном здании — церкви Знамения в селе Дубровицы. Это усадьба дядьки, воспитателя Петра, Бориса Голицына. В данном строении очень много особенностей, например, необычное завершение храма — он увенчан короной — это элемент европейского барокко того времени.

Если внимательно приглядеться к ступеням этого храма, то можно найти вполне определенное заимствование от известной лестницы, которая была спроектирована великим Микеланджело в конце XVI века. Данный элемент родом из Флоренции, библиотеки Медичи Лауренциана. Объект стал образцом для многих лестничных маршей того времени и также из рук в руки, через Голландию, Германию, Речь Посполитую, реплика дошла и до Московского государства на рубеже XVII—XVIII веков.

Таким образом, можно отметить, что в конце XVII века все отчетливее проявляется связь Московского государства со всеми процессами, которые имели место в это время в Европе.

Передача опыта

Эпоха барокко — это еще один пример стиля русской архитектуры XVII века. В истории, например, музыки или литературы принята немного другая периодизация. А в строительстве считается, что барокко заканчивается в середине XVIII века. После этого начинается эпоха неоклассицизма.

В это время образцом во всех видах искусства для Европы по-прежнему служит Италия, точнее сказать, Рим. Архитектура барокко тоже возникает в древнем городе. А главный архитектор стиля, естественно, римлянин — Джованни Лоренцо Бернини. Важнейшие творцы следующего поколения, который строили в конце XVII века и начале XVIII, это его ученики, причем не только итальянцы, но и некоторые немцы. Например, очень известный хороший архитектор, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах.

Влияние государства на стиль

Существует две политические силы, которым служит архитектура барокко, — это контрреформация и абсолютизм. Как бы это ни было странным, но и стиль архитектуры XVII века — это смесь государственного строя с творчеством.

Что такое контрреформация

В XVI веке произошло некое преобразование, поэтому половина Европы отреклась от католичества и примкнула к новой версии христианства — протестантизму. Церковь с этим примириться не могла и начала масштабную пропагандистскую кампанию, в ходе которой была создана лучшая в мире сеть высших учебных заведений — Иезуитский коллегиум. Там учились и духовные лица, и миряне. И как-то так получилось, что большинство покидало стены этих заведений убежденными католиками.

Так как столица христианского мира — Рим, и архитектура барокко создана в этом городе, то получилось так, что именно этот стиль служил оформлением католической пропаганды. И из Рима распространялись данные мотивы по всему миру. Например, строители иезуитских миссии, коллегиумов, которые покрывали всю планету от Икитос до Гоа, брали за образец первые постройки Суэцкого ордена в Риме.

Образцом для всех храмов католического мира, как уже было отмечено выше, служил собор Святого Петра в Риме, достроенный в эпоху барокко.

Дворцы для знати

В XVII веке возникает новый порядок управления государством — абсолютизм. До тех пор европейские аристократы были более или менее государями своих земель. Собирали там налоги, содержали собственный армии и частенько вели войны со своими королями. В XVII веке постепенно, сначала во Франции, а затем и в некоторых других странах Европы, аристократия лишается прежних привилегий, а государствами начинают управлять короли, уже не стесненные пережитками средневековых порядков, при помощи бесправной сущности бюрократии.

С конца XVII века, по веянию Европы, русские цари, а позже императоры начинают строить для себя громадные загородные дворцы с регулярными парками. В этих дворцах часто живут непросто государи и их придворные, но и министры и другие служащие государственного аппарата. Загородный дворец служит офисом верховной власти в государстве.

Императорские резиденции в Петербургских пригородах — это одни из самых крупных и самых роскошных дворцов в стиле европейского барокко. Таким образом, можно отметить, что архитектура в XVII веке в России была разной.

Отличительные черты

Барокко, как и любой другой стиль, имеет свою особую неповторимость. Вот самые главные особенности: овальный план, неравномерная расстановка колонн и обильные расписанные скульптуры, живописные декорации.

Нельзя утверждать, что эти приемы характерны только для эпохи барокко, но в эти времена они встречаются гораздо чаще. Впрочем, овальный план не встречается ни в античной, ни в средневековой архитектуре, ни в эпоху Возрождения. Его изобрели Итальянцы в XVI веке. Но первые овалы относятся к эпохе позднего Возрождения. Примером может служить небольшая церковь Сант-Анна в Риме.

Некоторые исследователи считают, что история архитектуры барокко взяла свое начало именно с этих построек, Микеланджело Буонарроти даже иногда называют отцом барокко. Но все-таки принято считать, что первыми архитекторами римского барокко были мастера следующего поколения, работавшие на рубеже веков, в частности Джакомо делла Порта или Карло Мадерна.

fb.ru