Архитектура новое царство древнего египта – Архитектура Древнего Египта кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Содержание

Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. до н.э.) | Архитектура и Проектирование

Храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок. 1500 г. до н.э.) Храм Амона в Карнаке

Разбирая выше дворцовую архитектуру XVIII — XX династий, мы тем самым вступили уже в эпоху Нового царства. Период этот последовал, как известно, за вековым господством в Египте иноземцев-гиксосов. Первые фараоны XVIII династии, начиная уже с Яхмоса I, восстанавливают национальную монархию и ведут ту широкую захватническую колониальную политику, которая отдает в руки Египта важнейшие для Древнего Востока торговые пути и рынки. Завоеванными оказываются Передняя Азия и Нубия, подчинены Египту и острова Средиземного моря. Класс военной аристократии и жречество доводят вновь идеализацию института фараона до грандиозных размеров.

Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов. На стенах пилонов, в гигантских рельефных композициях, так же как и в ассирийском искусстве, с риторическим пафосом рассказывается о битвах и победах царя. Так в этом синтетическом монументальном искусстве храмовой архитектуры выражаются идеи классового господства жречества, небывало политически окрепшего в эпоху Нового царства. Монументальная архитектура этого периода есть в основе архитектура храма, а не гробницы, как в Древнем царстве. Храм со времени Тутмоса I был отделен от гробницы. Этот фараон перенес свою гробницу в Бибан-Эль-Молук, в «долину царей» близ Фив, отныне ставшую царским некрополем. В 1922 г. здесь было сделано последнее и значительное открытие: раскопано нетронутое погребение фараона Тутанхамона. Пирамида, как вид царской гробницы, исчезает в Новом царстве.

То принципиально новое, что дается в это время по сравнению со всем предыдущим развитием стилей, выражено было прежде всего в архитектуре надземных храмов, посвященных богам, и в первую очередь в знаменитых храмах в Карнаке и Луксоре.

Подробный разбор плана и конструкции этих памятников у Шуази избавляет нас от необходимости подобного повторения. Мы ограничимся поэтому лишь указанием на главнейшие данные, связанные с планом и конструкцией храмов, чтобы получить возможность сделать отсюда соответствующие выводы о стиле этих памятников. Необходимо прежде всего помнить, что ни Луксорский, ни тем более Карнакский храмы не были выстроены сразу по какому-либо единому заданию архитектора. Они представляли собой, в сущности, конгломерат отдельных архитектурных частей: ряд храмов, являвшихся пристройками. Так, например Карнакский храм был совокупностью храмов, создававшихся фараонами ряда династий в течение нескольких сот лет.
 
Для уяснения композиции этих памятников достаточно, например, обратиться к разбору простейшего плана храмов Амона и Хонсу в Карнаке (время Рамсеса III, 1198—1167 гг. до н.э.). Храм представляет собой здесь вытянутый прямоугольник. Порталом служат пилоны — две массивных, симметрично расположенных у входа башни с плоской крышей и одной отвесной боковой гранью. Пилоны были сложены из горизонтально расположенных плит камня. Они были очень высоки и массивны. О пропорциях их можно судить по большому пилону в Карнаке. Его длина равна 113 м при 15 м толщины, высота — около 50 м. Строгий геометризм конструкции пилона и его монументальность возрастали от располагавшихся перед ним гигантских статуй фараона. Здесь достаточно указать, что высота знаменитых колоссов Мемнона, расположенных возле ныне исчезнувшего поминального храма Аменхотепа III, достигала почти 20 м. Увеличивали впечатление монументальности всего ансамбля и фланкировавшие вход обелиски. Об их масштабах можно судить по самым грандиозным обелискам Тутмоса III в Карнаке и по обелиску царицы Хатшепсут. Первый из них достигал высоты 37 м, второй — 29 м.

Для характеристики впечатления от этой железной симметрии в архитектонике всего ансамбля портала отметим также наличие деревянных шестов с вымпелами, прислоненных к пилону с наружной стороны. В большом храме Карнака, как это установлено, таких шестов было по восемь с каждой стороны входа. За пилоном расположен продольно вытянутый открытый двор, обнесенный колоннами с массивным архитравом. За этим двором — перекрытый, так называемый гипостильный, зал, еще далее, в храме Амона, узкое вытянутое помещение, самое святилище Амона. В последнем памятнике к святилищу примыкали еще два компартимента: святилище богини Мут и бога Хонсу. Число таких строго геометризированных помещений, окружавших святилище, варьировалось.

Самое значительное в этих храмах — гипостильный зал. Он, в сущности, представляет собой базиликальную постройку. Идущие вглубь параллельные линии колонн образуют продольные корабли. Число продольных нефов между колоннами было различно. В приписываемом Рамсесу II большом Карнакском храме было шестнадцать рядов колонн. Благодаря тому, что высота колонн центрального ряда была больше боковых, перекрытие давалось на разных уровнях, и свет, таким образом, падал сверху из решетчатых окон, приходившихся в простенках. Все перекрытия и колонны были каменными.

Целый лес этих колонн в гипостильных залах производит такое сильное впечатление еще и потому, что египетский зодчий разнообразит «ордера» колонн, соблюдая при этом особые законы ритма. В особенности общий взгляд на храмы Аменхотепа III (1411 — 1375 гг. до н. э.) и Рамсеса II (1292 — 1225 гг. до н. э.) в Луксоре дает это впечатление  тонкого  ритма  в  чередовании  колоннад  разных   «ордеров». Архитектура Нового царства сохраняет все виды растительной колонны, но чаще всего прибегает к папирусообразным колоннам.

Предельного изящества, достигает колоннада из папирусообразных колонн в Луксорском храме Аменхотепа III. Мы встречаем в Новом царстве и колонны с гладким цилиндрическим стволом и колоколообразной капителью, а далее — и столь типичную для этого периода монолитную папирусообразную колонну. Этот последний вид колонны зарождается в рассматриваемый период. Пучок стеблей в стволе колонны слился здесь в одну монолитную форму, колонна приобрела отсюда некоторую приземистость и стала более монументальной.

Весь этот процесс монументализации зодчества в Новом царстве не есть еще нечто безусловно новое по сравнению с храмовым зодчеством предыдущего периода. На первый взгляд, даже и отдельные элементы архитектуры не так уж оригинальны: обелиск известен уже со времени Древнего царства, колоссы повторяют композицию сидящих фигур, также уже известных в Древнем царстве, и т. д. Самый план (на что неоднократно указывалось в литературе) тоже как будто не прибавляет ничего к тому, что было дано уже хотя бы в поминальном храме Хефрена: соотношение гипостильного зала и двора снова образует букву Т. Однако такой вывод о тождестве или лишь некоторой модификации и раньше встречавшихся элементов был бы безусловно неправилен.

Надо прежде всего обратить внимание на то несомненно принципиально новое, что содержится в этом стиле храмовой архитектуры, на тот совершенно иной контекст, который приобрели, отчасти известные уже и раньше, отдельные элементы. Это новое качество есть прежде всего разрешение пространственной проблемы. В храмах Нового царства дается иной, по сравнению с прежним, акцент пространства. Перемежающиеся дворы и гипостили уводят глаз все дальше вглубь. Продольные линии колонн в гипостильных залах особенно подчеркивают это ощущение протяженности. Ведь не случайна в этом отношении та, например, аллея сфинксообразных овнов, которая соединяла Луксорский и Карнакский храмы. Этим зодчий точно так же хотел увеличить ощущение протяженности пространства.

Мы указывали выше на то, что Луксорский и Карнакский храмы пристраивались в течение длительного периода времени. Мы хотели бы здесь указать на то, что в самом принципе этих пристроек сказывалось искание пространства. Дело все в том, что каждый из фараонов, прибавляя к храму своего предшественника новый храм, пристраивал его, выравнивая по продольной оси. Этим также подчеркивался принцип протяженности пространства, оптического вовлечения глаза все дальше вглубь. Акцентировка пространства в храмовой архитектуре Нового царства сочеталась, однако, с полным соблюдением гармонии массы.

Разобранная нами композиция архитектурного ансамбля «портала», а также пропорций пилонов, обелисков, статуй колоссов и, наконец, колонн не оставляет сомнения в большой монументальности этой архитектуры, но при всем том центр тяжести здесь перенесен на пространство. Вернее так: в зодчестве Древнего царства, в архитектуре пирамиды мы видим полное господство массы над пространством; здесь дана самодовлеющая геометризированная форма; в храме же Нового царства развитое пространство находится в полной гармонии с композицией массы. Параллели архитектуры со скульптурой подтверждают наши положения. Для Древнего царства типично расположение частей тела по параллельным пространственным пластам, т. е. когда каждая отдельная часть сама по себе совершенно плоскостна; напротив, в ряде скульптур периода Нового царства наблюдается большая слитность формы: одно в другое вливается незаметно, глаз скользит по круглой поверхности, воспринимая объем (таков, например, знаменитый женский торс в Лондоне и т. д.).

Завоевание пространства сказывается еще резче в рельефе. В рельефе Древнего царства процессия из идущих фигур дается таким образом, что каждая отдельная фигура отделена от другой цезурой. Это — сумма совершенно плоскостных отдельных форм. Напротив, именно рельефное искусство Нового царства впервые находит закон свободно-ритмической компановки фигур в пространстве. В качестве примера можно привести известный болонский рельеф с группой рабов-негров (XVIII династия) или рельеф с плакальщицами (начало XIX династии) в Государственном музее изобразительных искусств. В этих памятниках исчезают условные приемы композиции человеческого тела в рельефе, — напротив, тело дается правильно в разнообразнейших ракурсах; сложная по построению группа дается так, что одна фигура показывается из-за другой, одна загораживает собою другую. Своеобразное применение прямой перспективы здесь налицо, главное завоевание художника — овладение пространством.

Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. 14—12 вв. до н. э. Реконструкция Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке
Портал храма Рамзеса II в Абу-Симбеле Обелиск царицы Хатшепсут в Карнаке

Разумеется, одни и те же поиски стиля в архитектуре и пластике — факт не случайный. Обратим внимание еще на один момент. Гигантские рельефные композиции на наружных стенах пилонов даются в искусстве Нового царства техникой en сrеux. Углубленный рельеф здесь вызывается отнюдь не необходимостью более быстрой техники в заполнении огромных плоскостей, как на это указывалось в ряде специальных египтологических работ. Большая живописность рельефов en сrеux достигается резкой игрой света и тени. И в этом также сказались своеобразные поиски пространства.

Из числа однотипных с Карнаком и Луксором храмов отметим также храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около 1180 г.) с расположенным некогда возле него дворцом этого фараона и храм Рамсеса II в Рамессеуме (около 1250 г.) с его замечательным базиликальным гипостилем. В отличие от подобных надземных храмов, в которых собственно и сказалось все то новое в стиле, что резко отличает зодчество Нового от зодчества Древнего царства, особую группу памятников составляют  храмы  в  скалах — спеосы   времени  XIX — XX  династий. Из числа этих памятников самый замечательный — Нубийский спеос Рамсеса II (1292 — 1225 гг. до н. э.) в Абусимбеле. В отличие от типа храмов в Луксоре или Карнаке акцент в данном случае, как и в архитектуре Древнего царства, сделан на массе. Мощный портал, пилон Абусимбельского храма с его четырьмя сидящими колоссами Рамсеса И, снова подавляет своей количественной и статичной формой. Архаизирующий мотив вставленной в нишу над порталом статуэтки бога Ра заставляет вспомнить композиции ложных дверей гробниц Древнего царства. Подавляет масса и внутри храма, особенно в первом зале с его восемью столбами и прислоненными к ним десятиметровой высоты осирическими колоссами фараона. Если спеосы составляют особую немногочисленную группу памятников, которые сами по себе ни в какой мере еще не могли бы характеризовать эпоху, то в такой же степени особняком стоит и один из самых ранних памятников XVIII династии, периода Нового царства, — поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Принцип пространственного разрешения храма не нов по сравнению с архитектурой эпохи Среднего царства, но то чувство меры и композиционного такта, с каким гениальный зодчий выстроил здесь свои обнесенные колоннадой залы, расположенные на трех разной высоты террасах, заставляет считать данный памятник одним из лучших архитектурных созданий Нового царства. Самый храм врублен в скалы, перед которыми расположена колоннада, четко-ритмическая и элегантная по пропорциям и своему расположению. Проблема оформления архитектурного ансамбля в природном ландшафте здесь играет исключительную роль. Протодорийский ордер получил в колоннах храма в Дейр-эль-Бахри свое лучшее эстетическое выражение. Отметим в этом отношении особенно наружный портик храма Анубиса, расположенного сбоку на средней террасе, с его строго-изящными колоннами и хорошо прочерченным антаблементом.

Ни портик Анубиса, композиционно близкий к «порталам» гробниц периода Среднего царства, ни тип колонны, ни наконец общее пространственное разрешение, в конечном счете также приближающееся к разобранному нами храму Ментухотепов, не позволяют, повторяем, храм Хатшепсут считать еще новым качеством для периода Нового царства. Эти доводы не позволяют также и согласиться с Шуази, считавшим храм Хатшепсут совершенно выпадающим из общей истории развития египетского зодчества. На наш взгляд, в общестилистической эволюции архитектуры храм в Дейр-эль-Бахри не есть нечто принципиально новое, отличное от архитектуры предыдущего периода. Напротив, здесь скорее можно говорить о прямой преемственности с архитектурой Среднего царства. Что же касается того впечатления полной оригинальности, которое, на первый взгляд, остается от храма Хатшепсут, то его надо объяснять, как нам кажется, высоким качеством самого памятника и гениальным использованием стилей предыдущей архитектуры неизвестным нам зодчим.

arx.novosibdom.ru

Архитектура древнего Египта

Вокруг древнеегипетского государства ходят легенды. Одни говорят, что с этой цивилизацией имели связи внеземные существа, другие – что они сами были инопланетянами. Никогда мы уже не узнаем, кем же были древние египтяне, но они оставили нам богатейшее наследие – архитектурные памятники. Давайте кратко познакомимся с архитектурой древнего Египта, узнаем, чем отличались поколения египтян в древности и, конечно же, окунемся в чарующее прошлое Египта.

Архитектура Раннего царства

К сожалению, реликвии той эпохи в большинстве своем не дошли до нас. В качестве строительного материала использовался подверженный разрушениям кирпич-сырец, глина, тростник. Для облицовки зданий иногда использовался камень. Для украшения внутренних помещений, а иногда и фасадов, создавались плетенки из тростника, вогнутые карнизы, орнаментальные фризы и дверные проемы с глубоким уступом. Увидеть дошедшие до нас памятники Раннего царства – захоронения важнейших династий, гробницы-мастабы – можно в Мемфисе и Абидосе.

Гробница- Мастаба Шепсескафа в Саккаре

Архитектура Древнего царства

Древнее царство, образованное при объединении земель Египта фараоном Нармером, дало новый виток в архитектуре. Заметно укрепилась роль гробниц среди построек. Кстати, именно во времена Древнего царства были созданы известнейшие гробницы-пирамиды, в том числе пирамида в Гизе. Каждое место вечного пребывания любого фараона отделывалось с неописуемой роскошью, а для защиты привлекались колдуны и шаманы, которые завершали архитектурный образ гробниц и делали их мистическими.

Ступенчатая пирамида Джосера – самая первая пирамида в Древнем Египте.

Пирамиды Гизы – комплекс пирамид, в который входит пирамида Хеопса, пирамида Хафры, пирамида Менкаура и большой Сфинкс.

Ломаная пирамида – строение неправильной, ромбовидной формы.

Розовая пирамида – крупная пирамида, приобретающая розовый оттенок в лучах заходящего солнца.

Пирамида в Медуме – нестандартная пирамида, состоящая из 7 ступеней, но явно видно только 3.

Солнечный храм храм Ниусирра в Абидосе – в отличие от пирамид, храмы отделывались с большей роскошью, их строили на возвышении и обносили стеной.

Архитектура Среднего царства

Постройки времен Среднего царства в какой-то мере интереснее построек Древнего царства, поскольку в промежуток между двумя эпохами в народе получил развитие дух индивидуализма, который сохранил и приумножил фараон Ментухотеп, основатель эпохи Среднего царства. Правда, фараоны Среднего царства по-прежнему «селились» в гробницах-пирамидах, но с важными изменениями. Размер пирамид уменьшился, материалы и способ кладки подверглись изменениям. Увидеть эти пирамиды в наши дни нельзя: за годы они превратились в руины. Также во времена Среднего царства обрели популярность лабиринты в гробницах, применявшиеся, чтобы мародеры не смогли добраться до богатств фараонов.

Усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри – или то, что от нее осталось.

Пирамида фараона Аменемхета III в Хаваре сохранилась плохо, заупокойный храм с лабиринтом при пирамиде не сохранился вовсе.

Архитектура Нового царства

Период характеризуется пышностью и помпезностью, храмы строились наземные – в виде длинных прямоугольников со стенами, воротами, обелисками и статуями, скальные – храм вырубался в толще скалы и шел вглубь нее и полускальные – часть помещений храма идут вглубь скалы, но большая часть отстраивается возле нее.

Карнакский храм – целый комплекс храмов, посвященных богам Древнего Египта.

Луксорский храм – воплощение архитектуры Древнего Египта, характеризуемое обилием колон, монументальностью и грандиозностью.

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле — вырезанный в скале и посвящен трем богам Египта и фараону.

Храм царицы Хатшепсут, трехъярусное строение, отличавшееся богатством декора и красотой. Находится рядом с плохо сохранившимся храмом фараона Ментухотепа II.

Архитектура Позднего царства

Эпоха Позднего царства ознаменовалась ослаблением власти фараона и переходом правления к жрецам. В период Позднего царства строились и современные храмы, и классические гробницы в виде пирамид. С приходом персидской династии в постройки египтян вносится роскошь, детальная разработка декора, пышность. После завоевания Египта греками во главе с Александром Македонским архитектура меняется в соответствии с традициями античной Греции.

Храм Птолемея III в Карнаке – остались только ворота и стена.

Храм Гора в Эдфу – отлично сохранившийся храм с многочисленными иероглифическими текстами и изображениями.

Комплекс Исиды на о. Филэ — жемчужина Египта, всемирное наследие ЮНЕСКО.

 

Заключение

По древнеегипетской архитектуре можно проследить развитие истории Египта, начиная от величия и заканчивая подчинением грекам. Даже сейчас, когда осталось совсем мало памятников египетской истории, о них не стоит забывать, и, находясь в Египте на отдыхе обязательно посещать их. Ведь нет предела знанию, а знания древних людей – это истинный кладезь для каждого из нас.

mirturist.ru

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта и по сей день восхищает людей, ведь цивилизация Древнего Египта была одной из наиболее развитых и повлияла на дальнейшее формирование искусства во всем мире. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. На нашей планете не существует более известной гробницы, нежели пирамида Хеопса. Египтяне – самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых.

Великие сооружения Древнего Египта

Конечно же, самыми масштабными сооружениями древнего Египта являются пирамиды. Одной из них является пирамида Джосера, которая имеет ступенчатый вид. Но, пожалуй, самыми известными являются пирамиды Гизы:

  1. Самая большая – пирамида Хеопса (рис.1).
  2. Средняя – пирамида Хафра.
  3. Маленькая – пирамида Микерина.

Среди известных построек стоит также отметить храмы Карнака и Луксора, огромную статую Великого Сфинкса, храм царицы Хатшепсут.

Рис. 1 – Пирамида Хеопса

Периодизация архитектуры Древнего Египта

Для того, чтобы глубже постичь такую вещь как архитектура Египта и разобрать подробнее памятники архитектуры, следует обратится к истории.

Известно, что архитектура Древнего Египта делится на пять разделов:

  • Раннее царство.
  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство.
  • Позднее царство.

Рассмотрим архитектуру каждого периода более детально.

Архитектура раннего царства

Большинство памятников этого периода не дошли до наших дней, так как во времена раннего царства египтяне использовали легко разрушавшийся кирпич-сырец. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. О последних стоит упомянуть в отдельности. Мастаба (рис. 2) – это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. Также во времена раннего царства сложились такие приемы оформления, как орнаментальные фризы и вогнутые карнизы.

Рис. 2 – Мастаба

Архитектура древнего царства

Период древнего царства называют эпохой пирамид. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма – прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. По ступеням пирамиды поднимаются и спускаются боги.

Впервые идея постройки вертикальной гробницы была осуществлена при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121×109 м, а в свое время высота достигала 62,5 м. Пирамида имеет особенность , которая отличает ее от других пирамид фараонов. Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом.О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду.

Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Высота пирамиды – 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун.Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными.

Одним из новых типов здания, появившихся во время Древнего царства является солнечный храм.Он представляет собой постройку на возвышении, обнесенную стеной. В центре храма был установлен обелиск. Самым известным солнечным храмом является храм Ниуссера ( рис.3),построенный в месте под названием Абу-Гураб.

Рис. 3 – Храм Ниссусера

Архитектура среднего царства

Следующий период – среднее царство.Это время, когда фараону удалось восстановить единую власть в Египте под эгидой Фив, что повлияло на развитие египетского индивидуализма, который выражался в том, что теперь каждый египтянин старался заботится о своем бессмертии.В этот период пирамиды уже становятся меньшими в размере, их постройке уделяется меньше внимания.В основном делали акцент на обустройстве внутреннего пространства зданий. Также в этот период развивается городская инфраструктура.Например в период Среднего царства в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.С длинными широкими улицами и водостком.

Архитектура нового царства

В 1 половине XVI в. до н.э. в Египетерастет культ бога Амона. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки , как Луксорский и Карнакский храм. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения. Также храм славится своим обилием колон. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II,также на входе можно увидеть огомный обелиск. Карнакский храм раньше был соединен с Луксорским храмом аллеей сфинксов, однако до наших времен она не сохранилась. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра,его жене Мут и сыну Хонсу. Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис.4). Храм вырублен в скале и являет собой три ступени, соединенные между собой пологими пандусами. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Первое что бросается в глаза – это множество колон. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.

Рис. 4 – Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Архитектура позднего царства

Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским. Столицей избирается город Саис, город являлся образцом культуры того времени, однако сиаские постройки не дошли до наших дней. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. После вторжения греков на территорию Египта, можно наблюдать синтез искусства этих двух стран. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.

Строительные материалы Древнего Египта

На первых порах для Египтяне строительство использовали дерево, которое считалось очень дорогим материалом. Однако в последствии перешли на камень. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Знать часть использовала древесину. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Стоит заметить, что при строительстве зданий в Египте долгое время использовали только физическую силу рабочих, однако спустя большое количество времени всё же начали внедрять различные механизмы, например, использовать повозку или ворот.

Общая характеристика архитектуры Древнего Египта

В целом основные памятники египетской архитектуры имели религиозный характер. Они были созданы для возвеличивания богов или правителей.

Основными характерными чертами египетской архитектуры является:

  1. Строгая симметрия.
  2. Монументальность.
  3. Ритмика.
  4. Геометричность.

Особенностью древнеегипетской архитектуры также были просторные галереи из множества огромных колон. Наиболее это заметно в храмовых постройках. Египетские храмы обычно строились так, что колоны были частью интерьера. Среди важных деталей архитектуры Египта можно выделить обелиски, пилоны, статуи божеств и сфинксов. Нельзя обойти стороной и древнеегипетские колоны. В Египте их существовало пять видов, но наиболее необычными можно считать колоны с изображением фараонов.

Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.

vse-lekcii.ru

5.Древний Египет Новое царство

5.
Культура и изобразительное искусство
Древнего Египта (Новое царство)

После
периода упадка, вызванного нашествием
гиксосов, искусство Египта переживает
яркий расцвет в эпоху Нового царства
(ок. 1580 — ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы
в Азию и приток богатств обусловливают
исключительную роскошь быта египетской
знати этого времени. Суровые, драматические
образы эпохи Среднего царства сменяются
утончённо-аристократическими. Усиливается
стремление к изяществу и декоративной
пышности.

Архитектура

В
архитектуре получают развитие традиции
предыдущего периода. Величайшими
сооружениями эпохи Нового царства стали
храмы, или «дома» богов. Один из них —
заупокойный храм царицы Хатшепсут
(1525—1503 гг. до н.э.) — находится в
Дейр-эль-Бахри в Фивах, храм освящен
Хатхор — богине любви, музыки и танца,
дочери бога Ра.

Храм
в Дейр-эль-Бахри

— выдающийся памятник древнеегипетского
зодчества — построил архитектор
Сененмут, царский фаворит. Храм стоит
у подножия круто обрывающихся скал
Ливийского плоскогорья, которые, служа
сооружению оригинальным фоном, в то же
время сливаются с ним в единое, неповторимое
целое. Храм состоит из двух ярусов
террас, соединенных пандусами и
обрамленных портиками, обнесенного
колоннадой открытого двора и вырубленного
в скалах святилища. Строгий облик храма
разнообразили статуи царицы Хатшепсут
в образе Осириса, колонны, на капителях
которых была высечена голова богини
Хатхор, а также росписи и рельефы. На
террасах располагались водоемы, росли
деревья.

Храм
в Карнаке

Наряду
с полускальными храмами в архитектуре
Нового царства получают распространение
храмы-святилища открытого типа. Наиболее
совершенными воплощениями культового
ансамбля стали знаменитые фиванские
храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные
богу Амону-Ра. Ныне они известны как
храмы в Карнаке и Луксоре.

Храм
Амона в Карнаке строился на протяжении
многих веков — от Среднего царства до
эпохи Птолемеев. Результатом этого
является множество пилонов, площадей,
ворот, залов, обелисков, коридоров и
т.п. Большая часть построек возведена
в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в
плане форму буквы «Т», в основной своей
части (идущей с запада на восток) имеет
структуру, типичную для храмов Нового
царства — с пилонами, открытым двором,
гипостильным залом и святилищем.

Храм
в Луксоре

Храм
в Луксоре значительно уступает в размерах
Карнакскому храму, однако считается
наиболее гармоничным и законченным
храмовым сооружением периода Нового
царства.

Отличительной
особенностью Луксорского храма являются
его гигантские колоннады. Всего в залах
и дворах храма насчитывается свыше
двухсот колонн. Колоннады придают храму
подчеркнутую монументальность; колонны
символизируют заросли папируса, в
которых появился на свет бог солнца
Амон.

Храм,
имеющий форму прямоугольника, вытянут
с севера на юг. Вход в храм оформлен в
виде пилона, построенного Рамсесом II.
Перед пилоном были воздвигнуты шесть
колоссов Рамсеса II: четыре гигантские
статуи изображали стоящего фараона,
две статуи запечатлели фараона сидящим.
У входных ворот храма возвышались два
обелиска высотой 35 м.

Храм
в Луксоре — сложный архитектурный
ансамбль, в котором отразились различные
эпохи истории Египта. Так, в общий
ансамбль храма включен храм Александра
Македонского, добившегося от египтян
своего обожествления и объявившего
себя сыном бога Амона. Есть здесь и
христианская часовня, относящаяся к
первым векам нашей эры.

Изобразительное
искусство

Сохранилось
огромное количество великолепных
рельефов и росписей, исполненных в эпоху
Нового царства. На стенах храмов, в
гробницах знати и высшего чиновничества
запечатлены самые разнообразные сюжеты
— от хозяйственных работ до погребальных
процессий. В рельефах господствует
невиданная до тех пор свобода движений
и ракурсов. Особой популярностью
пользуются сцены пиров и празднеств,
охоты среди густых зарослей папируса.
В изображения широко вводится пейзаж.
В то же время изобразительное искусство
этой эпохи отличает стремление к
изысканности. Больше внимания уделяется
деталям: одежде, прическам, драгоценностям.
Удлинненные легкие тела приобретают
гибкость, очертания плеч — округлость.
Тонкой красотой отмечены женские
профили. Миндалевидные глаза слегка
прикрыты веками, что придает взгляду
некую таинственность. Живопись обогащается
сочетанием розовато-фиолетовых,
золотистых, голубых тонов. Исчезает
условность раскраски человеческих
фигур: оттенки светлой и темной кожи
становятся близкими к реальным. На
женских лицах появляется румянец, сквозь
прозрачные одежды просвечивают тела.
Нередко изображаются нагие служанки,
танцовщицы и музыкантши. В рельефах
нарастают изощрённое изящество линий
и тонкость обработки поверхности камня.
Особое развитие получает углублённый
рельеф с изысканной игрой светотени
(рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э.,
гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)

Скульптура

Во
времена Нового царства получает развитие
скульптура колоссальных размеров.
Создаются огромные по размеру фигуры,
колоссы, которые устанавливаются снаружи
храмов. Самые знаменитые колоссы
находятся в Фивах и представляют собой
две гигантские статуи сидящего на троне
Аменхотепа III (XVIII династия).

Высоким
вкусом отмечены произведения скульптуры
малых форм. Предметы женского туалета
украшаются изображениями юных девушек,
несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих
с лотосом, уткой или рыбой в руках.
Впервые появляются изделия из стекла,
в том числе скульптура. Обязательные в
гробницах фигурки слуг уступают место
так называемым ушебти (ответчикам). Это
статуэтки из терракоты, фаянса, камня,
дерева в форме мумий с открытыми головой
и руками, изображающие тех, кто отбывал
за усопшего повинность в загробном
мире.

Амарнский
период

В
XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп
IV (1368—ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную
реформу, оказавшую значительное влияние
на искусство Нового царства. Стремясь
ослабить власть жрецов и укрепить свою
собственную, фараон запретил все старые
культы, единственным истинным богом
провозгласив Атона — бога солнца,
точнее, сам солнечный диск. На шестом
году царствования он покинул Фивы и
основал на восточном берегу Нила новую
столицу — Ахетатон. Появляется арманский
стиль искусства.

В
центре Ахетатона находились Большой
дворец и храм Атона, в котором вместо
традиционных колоннад были большие
открытые дворы с жертвенниками. Дворец
украшали статуи фараона, многоцветные
рельефы, росписи с инкрустацией и
позолотой. Особенной красотой отличались
росписи полов, изображающие бассейны
с плавающими рыбами, заросли цветущих
растений с порхающими птицами и бабочками.

После
смерти Аменхотепа при фараонах Тутанхамоне
и Хоремхебе жрецы добились восстановления
культа старых богов. Столицей Египта
вновь становятся Фивы. Тем не менее
искусство амарнского периода оказало
значительное влияние на дальнейшее
развитие египетской культуры, которое
особенно заметно в сокровищах, обнаруженных
в гробнице фараона Тутанхамона.

Гробница
Тутанхамона

В
четырех залах гробницы содержались
бесчисленные богатства: сундуки с
разноцветными инкрустациями, богато
украшенные ложа и складные кровати,
троны, стулья, кресла, табуретки, игральные
столики, позолоченные инкрустированные
колесницы, модели судов, расписные
ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы,
большие и маленькие статуи, изображения
животных. Почти все пространство
погребальной камеры занимал огромный,
обитый листовым золотом ящик с
двустворчатой крышкой. В нем, вложенные
один в другой, находились несколько
саркофагов. В последнем саркофаге,
сделанном из чистого золота, весом более
110 кг, находилась мумия Тутанхамона с
золотой маской на лице. Мумия с головы
до ног была осыпана драгоценностями —
от простых золотых бляшек до изысканных
изделий ювелирного искусства. Погребение
Тутанхамона не принадлежало к числу
самых роскошных, но его неоспоримое
богатство, сохранность, изысканная
красота находок производят ошеломляющее
впечатление.

Один
из шедевров парадной мебели — изготовленный
из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона
украшают гибкие фигуры царственной
четы, выгравированные на золотом листе,
со вставками из самоцветов, серебра,
фаянса и цветного стекла.

Архитектура
периода XIX династии

Борьба
между Аменхотепом и жречеством ослабила
Египет: в первой половине XIV в. государство
утратило почти все завоеванные прежде
владения. При фараонах XIX династии —
Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная
мощь Египта была восстановлена, в страну
снова потекли богатства и рабы. Это
позволило возобновить грандиозное
строительство. Архитектурные памятники
этого периода отличаются колоссальными
размерами, обилием колонн и статуй,
богатством и пышностью убранства. В
Абидосе, одном из крупнейших городов
Верхнего Египта был сооружен заупокойный
храм фараона Сети I, законченный его
сыном Рамсесом II. Особую известность
абидосскому храму принесли великолепные
рельефы, покрывающие стены и колонны
храма, а также врезанный в стену одной
из галерей так называемый «Абидосский
царский список» — перечень египетских
фараонов.

Самым
выдающимся представителем XIX династии
был Рамсес II, правивший в течение 67 лет
(1317—1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II,
почитание его обожествленных изображений
достигли предела возможного — это было
время самых пышных славословий в честь
фараона, богов и даже царской колесницы.
Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах,
известный как Рамессеум, намного
превосходил размерами храм его отца в
Абидосе. Особенностью Рамессеума,
дошедшего до наших дней в сильно
разрушенном виде, было соединение в
одном комплексе храма, дворца, жилых
помещений, складов, конюшен. Фасад храма
украшали колонны и огромные статуи
Рамсеса II в облике Осириса.

Традиция
дворцово-храмовой архитектуры была
продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса
III близ современного арабского селения
Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами
зубчатых стен, храм напоминал крепость.
По сторонам входных ворот стояли две
башни, также увенчанные зубцами.

Но
самым гигантским и впечатляющим
памятником той эпохи считаются два
храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия),
построенные в ознаменование военных
успехов фараона. Оба храма целиком
вырублены в скале на левом берегу Нила.
Фасад большого храма, посвященного
Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают
четыре двадцатиметровые статуи фараона,
сидящего на троне в традиционной
застывшей позе с лежащими на коленях
руками. У ног каждой статуи стоят фигуры
матери и детей фараона. По сравнению со
статуей самого фараона, эти фигурки
кажутся небольшими, однако на самом
деле достигают высоты человеческого
роста. Храм включает целый ряд помещений,
в том числе гипостильный зал и святилище.
В первом зале установлены восемь статуй
бога Осириса, символически поддерживающих
потолок помещения. Дважды в году, 22
февраля и 21 октября, можно было наблюдать,
как первый луч солнца проникал через
входные ворота храма в длинный проход,
ведущий к святилищу, и последовательно
освещал статуи Амона-Ра и РамсесаII.
Малый храм, построенный в честь царицы
Нефертари, представляет собой сооружение
более простое и меньшее по размеру. На
фасаде храма в глубоких скальных нишах
стоят четыре статуи Рамсеса II и две
статуи Нефертари, украшенной атрибутами
богини Хатхор, которой, собственно, и
была посвящена эта святыня.

Поздний
период в истории Древнего Египта — пора
тяжелых войн и иноземных вторжений.
Свой последний расцвет египетское
искусство пережило при фараонах Саисской
династии (VII в. до н.э.). Однако в целом
произведения архитектуры, скульптуры
и живописи этого периода свидетельствуют
о том, что творческие силы древнейшей
в мире цивилизации постепенно себя
исчерпали.

studfiles.net

Архитектура Древнего Египта: Новое Царство

Новое царство. Это была великая эпоха архитектуры Древнего Египта и его истории. Выдающаяся плеяда могущественных людей управляла империей в течение длительного времени после изгнания захватчиков Гигсосов. Имена: Тутмос, Аменхотеп, Хатасу (Хатшепсут), Сети и Рамзес прославили великолепные восемнадцатые и девятнадцатые династии. Внешние завоевания в Эфиопии, Сирии и Ассирии расширили территорию и увеличили влияние империи. Большинство самых впечатляющих раскопок и находок в Египте, таких как гробницы в Баб-эль-Молуке, Мединет-Абу или храм Хатшепсут, Аменхотепа принадлежит этому периоду, и как раз именно в этих зданиях характерные элементы египетской архитектуры были доведены до совершенства и исполнены в самом грандиозном масштабе.

Гробницы Нового Царства. Некоторые из них конструктивные сооружения, другие находятся в земле; оба типа представляют собой значительное разнообразие в компоновке и деталях. Вырезанные в скале гробницы в Баб-эль-Молуке, среди которых двадцать пять королевских могил, поразительны одновременно простотой их устройств и глубиной и сложностью шахт, туннелей и палат. Подобные туннели создавались и впоследствии, во времена Геродота. Были учтены все возможные меры предосторожности, чтобы ввести в заблуждение и сбить с толку возможных расхитителей, для сохранения мавзолея в неприкосновенности.

На десятки метров врезались эти могилы в скалу. Палаты, часто устроенные с колоннами и подобными, что устраивались в хранилищах, крышами, были великолепны – с расписанным рельефом и украшениями. Две наиболее выразительно созданные из этих блестящих сокровищниц намеревались навсегда запрятать от человеческих глаз, что свидетельствует об искренности египетской веры и высоких мотивах, вдохновившим на подобное искусство.

В то время как могила обычного человека занималась просто им же самим, включая Ka-образные статуи и часто молельню, а также мумию, царская могила требовала что-то более серьёзно продуманное по своим масштабам и компоновке. В некоторых случаях внешние структуры храмового стиля имели место в подземной молельне и сердабе. Царское изображение, много раз используемое в живописи и скульптуре, имелось всюду в здании храма. Из этих могильных храмов три вызывают наибольший интерес. Это следующие сооружения: царицы Хатшепсут (XVIII династия) в Дейр-эль-Бахри; Рамзеса II (XIX династия), или Рамессеум, неподалёку на юго-западе; Рамзеса III (XX династия), Мединет-Абу, еще далее на юго-запад. Как и склепы, они все были на западной стороне Нила, также как и могильный храм Аменхотепа III (XVIII династия), или Аменофеум, от которого едва остался какой-либо след, кроме двух сидящих колоссов, которые, возвышаются с Фиванской равнины, впечатляя путешественников  и в наши дни. Это ныне искалеченные скульптуры, которые были известны начиная с древних времен как колоссы Мемнона  (17 метров высотой) и когда-то обрамляли вход в сад храма Аменхотепа. Мединет-Абу обчень похож на Рамессеум, который занимает площадь 180 × 55,5 метров. А храм Мединет-Абу занимает 152 × 49 метров, не считая чрезвычайной ширины его входных опор. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри частично выкопан и частично конструктивен. Образец, который также встречается  в меньшем масштабе в нескольких малых мавзолеях. Такое здание, как храм Хатшепсут, называют «храм в скале».

Царица Хатшепсут. Женщина-фараон
часть 1

часть 2

Дополнительно можно изучить:

archstory.ru

Архитектура Раннего Царства Египта

В тот период в постройках Египта в основном применяли  кирпич-сырец, который легко разрушался, тем более со временем. В этой связи памятников монументальной архитектуры Древнего Египта периода раннего царства почти не сохранилось. Также  строительстве применялись глина, дерево, тростник. Отличительной особенностью периода раннего царства в характере построек является применение кирпичной облицовки в сочетании с деревянными балочными перекрытиями. Применение камня ограничивалось лишь в качестве отделочного материала.

К той эпохе можно отнести дворцовые фасады «серех», изображения которых можно встретить на стелах фараонов 1-й династии. В формах царских саркофагов зачастую воспроизводились черты таких сооружений, как стелы. В более сохранном виде, чем дворцы, остались культовые и мемориальные сооружения: святилища, молельни, мастабы.

Святилищами назвались храмы или комплексы храмов. Крупнейшим в Древнем Египте святилищем и, пожалуй, самым крупным храмовым комплексом в мире принято считать Карнакское, возникшее уже в период Нового царства (XVI–XII вв. до н. э.).

Мастабами назывались древнеегипетские гробницы во времена первых династий фараонов и Древнего царства. Это были прямоугольные в плане, имеющие подземную и надземную часть постройки в виде лежащего параллелепипеда, с вертикальной шахтой внутри. Стены мастаб имели уклон в центр, имелась подземная погребальная камера или вертикальный колодец с некоторыми помещениями, которые украшались выразительными статуями, рельефами, росписями. Некоторые мастабы выполнялись с открытыми двориками и портиками, имея внутри также горизонтальные перекрытия или, что реже – своды. В последствии в качестве царских гробниц начали сооружать величественные пирамиды, а мастабы знатного сословия уже располагались у их подножия. Захороненного рядом с пирамидой считали удостоенным высочайшей чести.

Украшение святилищ тогда поддерживает связь со временем деревянной архитектуры, когда доминировал орнаментальный мотив плетёнки тростника.

В эпоху Раннего Царства установились такие архитектурные средства, как фризы с орнаментом (живопись или скульптура), вогнутые карнизы, оформление проёма двери глубоким уступом.

Значительная часть из храмовых архитектурных традиций запечатлелись в стиле мемориальных сооружений, играющими значительную роль для культуры Древнего Египта в связи с доминирование погребального культа. Захоронения I-II династий сконцентрированы около Мемфиса и Абидоса, сделавшимися центрами заупокойного культа.

Дополнительно можно изучить:

archstory.ru

Особенности архитектуры Древнего Египта

Особенности архитектуры Древнего Египта во многом определил тот факт, что в этой стране не было строительного леса.

Основная растительность для строительства – пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Поэтому основным строительным материалом был камень.

Каменная архитектура Древнего Египта в первую очередь служила потребностям религии. Дворцы, жилые дома строились из легких и недол­говечных материалов. Из камня возводились только храмы богов и комп­лексы гробниц, причем строились они на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения дошли до наших дней, выдержав ис­пытание временем. Именно в Египте начинается история архитектуры. До сих пор великое множество туристов приезжает посмотреть на египетские пирамиды. Не даром они названы одним из семи чудес света. Тайны египетских пирамид будоражат воображение. Ученые до сих пор открывают всё новые удивительные свойства пирамид.

За эти не поддающиеся настоящему осознанию долгие тысячелетия истории Древнего Египта невозможно установить точные археологические даты установить невозможно, поэтому при настоящем состоянии наших знаний памятники архитектуры Египта приходится классифицировать в порядке следования современных им династий. Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении сооружений наиболее сохранившихся – религиозных памятников.

Архитектуру Древнего Египта обычно разделяют на 5 периодов:

Века сменялись веками. Каждый новый период приносил значительные перемены в архитектуре. То сооружались громадные пирамиды, то гробницы и скальные храмы, имевшие только внутренние объемы. Однако, в целом, древнеегипетская архитектура отличалась однообразием. Есть черты, которые оставаясь неизменными, прошли через все этапы развития древнеегипетской архитектуры. Есть примеры, когда в Египте одни и те же вещи изготовлялись одним и тем же способом, начиная с ранних династий и кончая периодом римского владычества, то есть на протяжении целых 3500 лет.

Однообразие методов строительства объясняется также и географической изоляцией Египта от других цивилизованных стран, где жили искусные строители, а это лишило египетских зодчих столь необходимой в этом деле конкуренции в архитектуре.

На протяжении веков сложились отличительные черты архитектуры Древнего Египта:

  • строгая симметрия,
  • геометризм форм,
  • ритмическое повторение идентичных образов,
  • тяжесть,
  • огромные размеры,
  • грандиозность,
  • величие.

Монументальность, коренящаяся во всей природе египетского зодчества, в каждый отдельный период его истории находит иное воплощение.

Пирамида поражает и подавляет своей грандиозностью. Монументальность пирамиды выражается всеми особенностями её архитектурной композиции: геометризмом формы, лаконизмом, величественным спокойствием, отсутствием декора. Покрывающие всю её наружную поверхность гладкие полированные плиты известняка создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.

Монументальность храмов Нового царства проявляется в величественности пропорций, грандиозности их размеров, обязательном введении масштаба.

Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчёркивает величину сооружения.

Древнеегипетская архитектура отличается исключительной условностью. Для неё характерна своеобразная система символов. Типы сооружений:

  • жилище усопших,
  • жилище богов,
  • жилище живых.

Характерной особенностью архитектуры Древнего Египта была галерея (коридор). Большие колонные залы и дворы были галерейного типа, об этом свидетельствуют направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. Расположение и смежность отдельных помеще­ний соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной.

Начиная со святилища, в архитектуре храмо­вых сооружений Древнего Египта, от входа, комнаты и залы становились все более просторными, увеличивался объем помещений, высота потолков возрастала. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. Противоположной концепцией египтяне пользовались при строительстве пирамид. Центральная планировка сооружения представляет редкое исключение.

В египетских сооружениях того времени камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке, перед укладкой камня египтяне кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Впоследствии этим приемом пользовались греки.

Внешние формы построек были очень простыми: наклонные и прямосторонние пирамиды и призмы. Окна не были характерным элементом для  построек  древних египтян, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.

Как следствие простоты архитектурных форм, поверхности зданий снаружи и изнутри были плоскими и ровными. Это однообразие и геометрическую замкну­тость, присущие египетской архитек­туре, смягчали многочисленные настенные росписи, тексты и барельефы.

Мотивы украшений зданий в Египте символичны, так например – солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра, или скарабей, священный жук. Также часто встречаются заросли папируса, пальмовые листы, цветы лотоса. Иероглифы в настенных текстах использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить богов, которым поклонялись, исторические события, войны, которые велись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

 

Статьи по теме:

Строительные материалы Древнего Египта

Дома в Древнем Египте

Дворцы Древнего Египта


www.smirnova-tatjana.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о