Архетип по юнгу – Карл Густав Юнг, психология бессознательного, теория личности по Юнгу ее структура, архетипы, экстраверсия и интроверсия

Содержание

Архетипы личности по Юнгу — самые распространенные виды

В переводе с греческого архетип — это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. Архетипы по Юнгу принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.

Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.

Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те черты характера, которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, уверенного в себе.
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса
    – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.

Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

 

womanadvice.ru

Архетипы Юнга. Тайны души

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного — мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

Архетипы Великого Отца и Великой Матери

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер. Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть — проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

Мандала — символ архетипа Самости.

Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

  • Эго;
  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.
Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

Эвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское — может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.

Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.

При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.

Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.

Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.

Символическое изображение двойственной природы всего проявленного

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.

Символическое изображение акта спасения души — Анимы

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Понравилась статья? Поддержите автора!

Архетипы Юнга. Тайны души

4.8 (95%) 8 votes

taynoe.com

Архетипы Юнга

Ни для кого не секрет, что одним из великих психоаналитиков 20 столетия являлся Карл Юнг. Архетипы, выведенные ним из астрологических и религиозных символов, древних мифов и сказок, а также нахождение взаимосвязи между этими образами и психикой оказали значительное влияние на развитие психоанализа и раскрыли новый аспект понимания личности.

Архетип переводится с греческого языка как первообраз. С точки зрения психоанализа под этим понятием подразумевают изначальную психическую структуру, которая является частью коллективного бессознательного. Эта структура определяет человеческий опыт и проявляется обычно в сновидениях. Виды этих структур можно найти в символике мифов и сказок.

В этой статье мы рассмотрим архетипы по Юнгу: всего их начитывается 7, однако, теоретически их может быть гораздо больше. Прежде чем начать описание, стоит отметить, что К.Юнг считал именно коллективное бессознательное «местом обитания» архетипов, под которым понимается глубинный слой в структуре личности, хранящий воспоминания и чувства, общие для всех людей.

Архетипы Юнга: Анима, Анимус и Персона

  • Анима и Анимус. Здесь, как предположил К. Юнг, выражается андрогинная природа людей. Анима является частью женского в мужчине. Безусловно, это является бессознательной частью его личности. Анимус – наоборот, является мужской частью в бессознательном женщины. Карл Юнг это объяснял тем, что в женщине и мужчине присутствуют гормоны обоих полов, хоть и в разном количестве. Интересно то, что психоаналитик считал правильным гармоничное развитие обеих сторон личности: женщина должна проявлять и феминные и маскулинные качества, как и мужчина, если они не желают иметь односторонний рост.
  • Персона. С латинского это слово переводится как «маска», что в значительной мере проливает свет на особенность этого архетипа. Персона – это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми. Люди с этим выраженным архетипом стремятся к утаению своей истинной сути от окружающих, примеряя различные роли, когда они находятся в социуме, что в результате приводит к поверхностности и неспособности испытывать настоящие и сильные эмоции. В умеренном количестве применение «маски» помогает людям взаимодействовать.

Архетипы Юнга: Тень

Этот архетип связан с подавленными желаниями и намерениями, а также с животными инстинктами, сексуальными и агрессивными импульсами. Карл Юнг считал, что, если уметь преобразовывать эту энергию в нужное русло, то у человека появится возможность беспрепятственно выражать свой творческий потенциал.

Архетипы Юнга: Самость и Мудрец

  • Самость. Карл Юнг относил этот архетип к самому важному из всех выделенных им. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
  • Мудрец. Здесь Карл Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.

Архетипы Юнга: Бог

Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.

fb.ru

Архетипы по Юнгу — что это такое, примеры и пояснения

Рубрика: Теория Опубликовано 02.01.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 7 мин   ·   Просмотры:

5 503

В своей практике К. Г. Юнг довел психоанализ до неописуемых вершин. Однако, вместе с тем он наполнил психологию комплексом сложных идей, которые были подпитаны философией, мифологией, археологией, психологией и теологией. Именно поэтому, до сегодняшнего дня, работы знаменитого психолога являются загадочными и не до конца понятными многим. Из-за необычного стиля его психологические теории (на основе которых были понятие архетип и символ), не всегда однозначно понимаются у большинства. Но, с точки зрения ценности, его работы можно считать бесценными.

Поэтому в данной статье мы поговорим об архетипах Юнга, рассмотрим все важные моменты в его работе, чтобы каждому было понятно, приведем все в упрощенном виде.

Что это такое?

Данный термин, который очень часто использовалось в мифологии, в работах, где проводился теоретический анализ, впервые внес в психологию Юнг.

Сам по себе термин архетипы с перевода от греческого означал »первообразы». Однако, Юнг дал этому термину иное значение. Согласно интерпретации Юнга архетипы – это начальные схемы разных образов, воспроизводящихся на бессознательном уровне, которые в свою очередь активизируют воображение человека. А это все впоследствии начинает отражаться в разных мифах, во снах, в верования, в фантазиях индивидуума и даже в искусстве.

 

Тут важно понять, что сами архетипы не являются образами, это только схемы. Иными словами, архетипы являются психологической предпосылкой, возможностью.

Архетипы у Юнга имеют формальную характеристику. Первая характеристика появляется в том случае, когда образ проникает в сознание и наполняется материальным опытом. Сам Юнг полагал, что процесс мифотворчества является некой трансформацией понятия в образ. Это могут быть невольные высказывания, которые относят к душевным событиям и, в основном, они носят бессознательный характер.

И хотя архетип является нечто обобщенным, формальным и бессодержательным все равно он имеет свойства. Специалисты уверенны, что исходя из уровня отчетливости, эмоциональной насыщенности, архетипы могут впечатлить, увлечь человеческую природу. А после этого возникает художественный первообраз для творчества.

Помимо этого, Юнг утверждал, что архетипы человечество наследует, то есть первообразы являются коллективным бессознательным наследием.

А сами архетипы вмещаются в глубоком бессознательном индивиде, а бессознательное, в свою очередь, выходит далеко за границами личности.

Для изучения данной концепции специалисты ищут ответы в этнических, типологических многообразии сюжетов, которые бы соответствовали поискам. Это могут быть мотивы архетипического ядра, что выразили мифологи метафорами.

Примеры

В своей деятельности великий психоаналитик попытался дать очертание этой концепции. Именно для этого Юнг сформулировал архетипы бессознательного. Ниже рассмотрим несколько из них по отдельности:

  1. Анима – по определению Юнга, это человеческое бессознательное начало противоположного пола. В мифических образах этот архетип передается в образах двуполых существ или же из китайской категории знаменитый Инь-Ян.
  2. Мудрый старик – это уже первообраз духа и значения, который скрывается в жизненных хаосах. В мифах у разных народов он представлялся как мудрый волшебник, шаман или как ницшеанский Заратустра.
  3. Великая Мать – во всех мифологиях, несмотря на культуру, этот первообраз был истолкован в разных вариантах: к примеру богиня, ведьма, норма, мойра, Богородица и тому подобное. Во всех этих образах был вложен архетип высшего женского начала, которое реализует психологические ощущения смены поколений, дающее человечеству привкус бессмертия или же иллюзию власти над временем.
  4. А образ Прометея и Эпиметея в архетипичной истолкований у Юнга преподносятся как противопоставление в психике »Самости», то есть индивидуально-личностное начало в частности одной ее части, »Персоне», которая обращена вовне.

Все эти концепции и толкования мифологии привели к тому, что были изменены исследования религий и древних мифов. Так как после этого исследователи стали смотреть на существующие образы совсем иначе.

Основные архетипы Юнга

Сами первообразы, если смотреть в пределах коллективного бессознательного, бесконечны. Однако, сам Юнг в своей теоретической системе придавал особое значение всего пяти архетипов. В этих первообразах он пытался раскрыть всю суть бессознательного.

  1. Маска – если перевести этот архетип с латыни, то это личина, публичное лицо индивида. Иными словами это то, как представляется человек в межличностных отношениях. Сама маска является символом многих ролей, которые применяет человек исходя из социальных требований. Сам Юнг истолковал этот архетип как способ добиться цели: либо произвести на других хорошее впечатление, либо скрывать свою истинную сущность.
  2. Персона – если смотреть на нее как архетип, то это необходимая часть психики человека, которая помогает ему налаживать контакт с другими в жизни. Но сам психолог в своих работах предупреждает, что если наделить этому архетипу большое значение, то это может привести человека к таким нежелательным последствиям, как поверхностность. А все потому, что персона отчуждает человека от истинного эмоционального опыта.
  3. Тень – данный архетип – противоположность архетипа »маска». Это темная, плохая, животная сторона индивида, который человек всю жизнь пытается подавить. Именно в архетипе »Тень» скрываются все агрессивные, половые импульсы, аморальные страсти, мысли, которые просто неприемлемы в любом обществе. И несмотря на все это автор был уверен, что данный архетип имеет также и плюсы. Как утверждал исследователь, именно Тень – источник жизненных сил, это творческое начало и спонтанность в жизни каждого индивида. А исходя из данной концепции главная функция »Эго» – это корректирования необходимых направлений энергии этого архетипа и усмирение пагубных сторон до необходимого уровня. Все это позволит индивиду жить в гармонии в обществе и в то же время подавлять свои импульсы, проявляя их в творческой жизни.
  4. Аниме / Анимус – в этих первообразах можно увидеть врожденную андрогенную людскую природу. А именно архетип аниме – это женский образ внутри мужчины (бессознательная женская сторона) и анимус – это мужское начало у женщины (бессознательная мужская сторона). На основу этой концепции Юнг взял тот биологический факт, что в каждом организме есть мужские и женские гормоны. Он был уверен, что со временем произошла эволюция между двумя полами: мужчины феминизировались, а женщины шовинизировались. По словам Карла этот архетип, впрочем, как и все, должны существовать в гармонии, не нарушая баланса. В противоположном случае это спровоцирует у индивида торможения и разные личностные расстройства. Иными словами, мужчина не должен все время скрывать свои женские черты, так же как и женщина не должна всегда скрывать свои сильные черты.
  5. Самость – этот архетип был центром в концепции Юнга и самым важным, именно поэтому необходимо рассмотреть данный архетип более подробно.

Основной из архетипов »Самость»

В концепции великого психоаналитика самость считалась сердцевиной личности, а все вышеуказанные элементы окружают его.

Когда человек достигает интеграции всех своих душевных аспектов, то к нему приходит гармония, чувство целостности и единства. Сам Юнг предполагал, что эволюция самого себя – это наиважнейшая цель в жизни каждого.

Символ самости это »Мандала» со своими разными видами проявлении.

В своей концепции Юнг выражает мнение, что цельность »Я», выраженный в символ завершенности, встречается во снах, в мифологии, в фантазии и в религиозных, мистических опытах у индивида. По мнению ученного, сама религия является ключевой силой, которая содействует внутреннему стремлению индивида достичь целостности.

Но важно при этом учитывать, что достичь вышеупомянутой гармонии не так уж и легко. Да и сам Юнг считал, что если и возможно достигнуть этого архетипа, то только в среднем возрасте. Так как самость не может проявиться у человека, пока все другие душевные аспекты как сознательные, так и бессознательные не будут »работать» в гармонии между собой. Именно на основе этого и специалисты уверяют, что для того чтобы достигнуть зрелого »Я» человеку нужна настойчивость, постоянство, интеллект и существенный жизненный опыт.

Другая трактовка или врожденность первообразов

Для архетипов есть еще одна трактовка, согласно которому архетипы это не что иное, как проявляющиеся воспоминания, идеи, что в свою очередь располагают человека переживать, воспринимать и отреагировать на разные явления конкретным способом. На самом деле это не соответствует истине. Будет точнее сказать, что это причины, которые влияют на поведение собственных факторов у разных людей. А в этом случае врожденным является эмоциональная, поведенческая, когнитивная реакция человека в конкретных ситуациях.

А что касается взаимосвязи архетипов и чувств или мыслей, то тут важно помнить, что сами архетипы являются начальными образами. По мнению Юнга, каждый из архетипов связан с определенными чувствами и мыслями, которые относятся к конкретным ситуациям и объектам. Например, для ребенка мама воспринимается благодаря своим настоящим характеристикам, что бывает окрашены бессознательными первообразами архетипической матери: воспитание, зависимость, плодородие.

Кое-что напоследок

Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.

Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.

psihter.ru

это… Основные архетипы по Юнгу :: SYL.ru

Результатом переработки психоанализа Карлом Густавом Юнгом стало появление целого комплекса сложных идей, которые подпитывались из различных областей знания: философии, мифологии, литературы, психологии, археологии, теологии. Такая широта мыслительного поиска в комплексе с непростым, загадочным стилем автора выступает причиной трудного восприятия его психологической теории, в основе которой лежат такие понятия, как архетип и символ.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Архетипы — это в переводе с греческого «первообразы». Данный термин достаточно широко используется в рамках теоретического анализа мифологии. Он впервые был введен швейцарским психоаналитиком Густавом Юнгом. Помимо психологии, он занимался еще и исследованием существующих мифов.

Архетипы по Юнгу — первичные схемы разных образов, которые воспроизводятся бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы, искусства.

Архетипические образы, мотивы тождественны по характеру (к примеру, повсеместно распространенный древний миф, повествующий о Всемирном потопе) и обнаруживаются в нигде не соприкасающихся между собой мифологиях, сферах искусства, ввиду чего можно исключить объяснение их появления заимствованием.

Но все же архетипы – это, прежде всего, не сами по себе образы, а лишь их схемы. Иначе говоря, психологические предпосылки, возможность. Архетипы по Юнгу ограниченно владеют не содержательной, но исключительной формальной характеристикой.

Первую характеристику схематический образ получает только после проникновения в область сознания, наполняясь при этом материалом опыта. Форму архетипа Юнг отождествляет с некой системой осей определенного кристалла, преобразовывающей его до известной степени в маточном растворе, несмотря на отсутствие у нее вещественного бытия. В связи с этим процесс мифотворчества – это трансформация рассматриваемого понятия в образ. По словам исследователя, это невольные высказывания относительно душевных событий, носящих бессознательный характер.

Несмотря на свою формальность, крайнюю обобщенность, бессодержательность, схематичный образ (архетип) обладает свойством. Психологи считают, что в зависимости от степени их отчетливости, эмоциональной насыщенности они могут впечатлять, увлекать, внушать ввиду того, что стремятся к привычным началам в рамках человеческой природы. Как следствие, возникает значимость первообразов для творчества (художественного).

На основании высказываний Юнга тайна влияния искусства – особая способность художника прочувствовать определенные архетипические формы, а впоследствии отобразить их в произведениях.

Одна из лучших кратких формулировок концепции архетипа принадлежит Томасу Манну, согласно которой типичное в большей степени состоит из мифического, так как миф – априори образец, так сказать, изначальная жизненная форма, схема вне времени, формула, заданная далекими предками, укомплектованная осознающей себя жизнью, и неявно нацеленная приобрести заново когда-то предзнаменованные ей приметы.

Наследственность первообразов

Юнг предполагал присущность рассматриваемых понятий всему роду (человечеству в целом, его общности). Другими словами, архетипы коллективного бессознательного наследуются. Роль вместилища («габаритов души») для первообразов он «отдал» непосредственно глубокому бессознательному, которое выходит за границы личности.

Данная концепция в процессе изучения мифов нацеливает на поиск среди этнического, типологического многообразия соответствующих сюжетов, мотивов архетипического ядра (инвариантного), которое выражено ими (мифологемами) посредством метафор, но которое не может быть исчерпано ни научным объяснением, ни поэтическим описанием.

Примеры архетипов

Все же Густав хотел очертить систематику рассматриваемых понятий. Для этого он сформулировал, к примеру, такие архетипы бессознательного, как «Тень» (дочеловеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений: гетевским Мефистофелем в «Фаусте», стурлусонским Локи в «Младшей Эдде», Хегни в германской эпической поэме «Песнь о Нибелунгах»), «Анима» (человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и проч.), «Мудрый старик» (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, ницшевского Заратуштра). Мифологема Великой Матери архетипически истолковывалась в разнообразных вариациях (Богиня, ведьма, норма, мойра, Кибела, Деметра, Богородица и проч.). Все эти примеры отображают первообраз высшего именно женского существа, который воплощает ощущение (психологическое) смены поколений, бессмертия, преодоления так называемой власти времени.

Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости» (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне»).

Значение рассматриваемого понятия и положений доктрины о нем

И то и другое достаточно сильно повлияло на мысли, творчество исследователей религии, мифа (сотрудничавший с Густавом Карл Кереньи, румынский мифолог Мирча Элиаде, индолог Генрих Циммер, исламовед Анри Корбен, американский мифолог Джозеф Кэмпбелл, гебраист Гершом Шолем), литературоведов (канадский мифолог Нортроп Фрай, английский мифолог Монти Бодкин), теологов, философов (немецкий ученый Пауль Тиллих) и даже ученых-негуманитариев (биолог Адольф Портман), видных деятелей искусства, литературы (Герман Хессе, Федерико Феллини, Томас Манн, Ингмар Бергман).

Сам Юнг малопоследовательно раскрывал существующую взаимозависимость архетипов, выступающих в качестве элементов психоструктур, и мифологических образов, являющихся продуктами первобытного сознания. Он понимал ее сначала как аналогию, затем как тождество, потом как порождение одних другими. В связи с этим в уже поздней литературе рассматриваемый термин используется просто как обозначение общих, фундаментальных, общечеловеческих мотивов (мифологических), первоначальных схем представлений, которые лежат в основе любого рода структур (к примеру, мировое древо) уже без необходимой связи с так называемым юнгианством.

Основные архетипы Юнга

Количество первообразов в рамках коллективного бессознательного стремится к бесконечности. Но все же особое место в его теоретической системе отводится: «Маске», «Аниме» («Анимусу»), «Самости», «Тени».

Первообраз «Маска»

Данный архетип в переводе с латыни означает личину – публичное лицо человека. Иначе говоря, то, как люди проявляют себя в рамках межличностных отношений. Маска символизирует множество ролей, проигрываемых человеком в соответствии с существующими социальными требованиями.

В восприятии Юнга, она служит цели: производить особое впечатление на остальных людей либо утаивать от них свою истинную внутреннюю сущность. «Персона» как архетип всегда необходима человеку для того, чтобы, так сказать, ладить с остальными в рамках повседневной жизни. Но Юнг предупреждал в своих концепциях о последствиях наделения данного архетипа значимостью. В частности, человек становится поверхностным, неглубоким, и ему будет выделена лишь одна-единственная роль, он пребудет в отчуждении от истинного красочного эмоционального опыта.

Архетип «Тень»

Это противоположность «Маски». «Тень» — темная, дурная, животная сторона личности, подавленная в человеке. Данный архетип содержит людские общественно неприемлемые агрессивные, половые импульсы, а также аморальные страсти, мысли. Однако у нее имеется и ряд положительных черт.

Юнг расценивал «Тень» в качестве источника нескончаемой жизненной силы, творческого начала, спонтанности в судьбе индивидуума. В соответствии с концепцией данного исследователя основная функция Эго заключается в корректировании нужного направления энергии рассматриваемого архетипа, обуздании пагубной стороны человеческой натуры до определенной степени, позволяющей жить в постоянной гармонии с остальными людьми, и одновременном открытом выражении своих импульсов, возможности наслаждения здоровьем, творческой жизнью.

Первообразы «Анима», «Анимус»

В них сконцентрирована, согласно Юнгу, врожденная андрогенная людская природа. Первый архетип отождествляет внутренний женский образ в мужчине (бессознательная женская сторона), а второй – мужское начало в представительнице женского пола (бессознательная мужская сторона).

Данные архетипы людей частично основаны на существующем биологическом факте: в человеческом организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Они эволюционировали, по словам Юнга, в течение многих столетий в рамках коллективного бессознательного в качестве результата опыта процесса взаимодействия с противоположным полом. Некоторые мужчины немного «феминизировались», а женщины «шовинизировались» по причине многолетнего совместного проживания. Карл утверждал, что эти архетипы, как и остальные, должны сосуществовать гармонично, то есть не нарушать общего баланса, для того чтобы не спровоцировать торможение развития личности в направлении исключительно самоосуществления.

Иначе говоря, мужчина должен показывать не только маскулинные качества, но и свои феминные черты, а женщина — наоборот. В ситуации, когда данные атрибуты неразвиты, в итоге это может привести к одностороннему росту, функционированию личности.

«Самость» как главный архетип Юнга

В рамках его концепции он признается наиболее важным. «Самость» – сердцевина личности, которая окружена другими элементами. При достижении интеграции всех душевных аспектов, человек начинает ощущать внутреннее единство, целостность, гармонию.

Итак, в восприятии Юнга эволюция самого себя – первостепенная цель жизни человека.

Основной символ «Самости»

Им выступает «Мандала» (ее многочисленные виды): нимб святого, абстрактный круг, окно-розетка и проч. Согласно концепции Юнга, единство «Я», цельность, выраженные символически в фигурной завершенности, подобной ей, можно встретить в сновидениях, мифах, фантазиях, религиозном, мистическом опыте. Данный исследователь полагал, что именно религия выступает великой силой, которая содействует человеческому стремлению к полноте, целостности. Однако не стоит забывать, что гармонизация всех душевных составляющих – сложный процесс.

Он считал невозможным достижение истинной уравновешенности всех личностных структур, если только в среднем возрасте. Можно сказать больше, главный архетип не проявляется, пока не произойдет соединение, гармонизация всех душевных аспектов (сознательных, бессознательных). Ввиду этого момента достижение уже зрелого «Я» требует настойчивости, постоянства, интеллекта, существенного жизненного опыта.

Врожденность первообразов

Существует еще одна трактовка рассматриваемого понятия. Так, архетипы – это появившиеся воспоминания, идеи, предрасполагающие человека переживать, воспринимать, реагировать на различные события конкретным образом. Конечно, в реальности это не совсем так, если уточнять, то правильнее их интерпретировать как предрасполагающие факторы, влияющие на проявление людьми в поведении универсальных моделей: восприятия, мышления, действия в качестве ответа на соответствующий объект (событие).

Именно врожденной здесь выступает непосредственно тенденция эмоционального реагирования, поведенческого, когнитивного на определенные ситуации, к примеру, в момент неожиданного столкновения с любым субъектом (родителями, незнакомцем, змеей и проч.).

Взаимосвязь первообразов с чувствами и мыслями

Как уже упоминалось ранее, архетипы – это «начальные образы». Юнг утверждал, что каждый из них связан с определенной тенденцией выражать конкретные типы чувств, мысли относительно соответствующей ситуации, объекта. К примеру, ребенок воспринимает свою мать посредством ее настоящих характеристик, окрашенных неосознанными представлениями касательно данных об архетипических атрибутах матери: воспитании, зависимости, плодородии.

Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, то получится следующее: рассматриваемая в данной статье концепция внесла неоценимый вклад в многочисленные области, в ее основе сконцентрированы такие понятия, как архетип и символ. Юнг охарактеризовал первое как первообраз, а второе – как средство его выражения в человеческой жизни.

www.syl.ru

Мужские архетипы по Юнгу и их характеристики

Слово «архетип» имеет греческие корни. В переводе с этого языка оно означает «прообраз». Учеником З. Фрейда Карлом Густавом Юнгом была разработана теория архетипов. Этот швейцарский исследователь переработал психоанализ. В результате данное направление обогатилось целым комплексом сложнейших идей, пропитанных мифологией и философией, теологией и археологией, а также рядом других областей знаний.

Основу теории составляет предположение Карла Юнга о том, что душа человека включает в свою структуру три компонента. Это личное, бессознательное, а также коллективное бессознательное. Первое из них, или эго, является сознанием. В бессознательном содержатся воспоминания. Среди них имеются и такие, которые в свое время были подавлены. Уникальнейшим компонентом является коллективное бессознательное. Карл Юнг считал, что данная часть души представляет собой форму психологического наследования. В ней содержится весь опыт и знания, присущие человеку как биологическому виду.

Определение термина

Работы К. Юнга и до настоящего времени остаются для многих загадочными и не до конца понятными. Причиной этому является необычный стиль его психологической теории, который большинством воспринимается не столь однозначно. Тем не менее, если рассматривать теорию Юнга с точки зрения ценности, то она является бесценной.

Так что же такое архетип? Данный термин довольно часто встречается в мифологии. В работах с проведением теоретического анализа его первым начал использовать швейцарский психиатр К. Юнг. Однако он придал этому термину значение, отличное от его конкретного перевода. Архетипы в интерпретации Юнга являются не чем иным, как начальными схемами различных образов, которые воспроизводятся на бессознательном уровне и активизируют наше воображение. И только впоследствии все это находит отражение в снах и мифах, в фантазиях и верованиях человека, в искусстве.

Важно понять, что архетипы — это вовсе не образы, а всего лишь схемы. Их еще называют возможностью и психологической предпосылкой.

У Юнга архетипы обладают формальной характеристикой. Первая из них может проявляться в том случае, когда определенный образ проникнет в сознание и начнет наполняться жизненным опытом. Сам Юнг считал, что благодаря мифотворчеству происходит определенная трансформация. Она и способствует превращению понятия в образ. Порой подобное происходит при невольных высказываниях, относящихся к душевным событиям и носящих, как правило, бессознательный характер.

Несмотря на то что архетип представляет собой нечто бессодержательное, формальное и обобщенное, он обладает определенными свойствами. По мнению специалистов, исходя из уровня своей эмоциональной насыщенности и отчетливости, такие начальные схемы способны увлечь и впечатлить человеческую природу. И только после этого рождается художественный первообраз, столь необходимый для творчества.

Кроме этого, по утверждению Юнга, человечество наследует архетипы. Другими словами, первообразы представляют собой коллективное бессознательное наследие.

Архетип может быть рассмотрен с точки зрения концепции или символа. При этом он объединяет в себе психику, тело, образы и инстинкты. Принадлежность человека к тому или иному архетипу оказывает существенное влияние на его мировоззрение, жизненный сценарий и позицию. Прообраз, доминирующий в психике индивида, задает ему определенный тип мышления, становясь той моделью поведения, которая определяет дальнейшую судьбу личности. Почему мы говорим о доминирующем архетипе? Да потому, что в человеке их может быть не один, а два или три. При этом они находятся в постоянном соперничестве друг с другом. Присущие индивиду архетипы управляют своим носителем. Они определяют направление его деятельности, область интересов, а также приверженность определенным идеалам.

В своей теории Юнг дал описание мужских и женских архетипов. Знание и тех, и других весьма полезно для изучения человеком своего внутреннего «Я», часто скрытого от нас на подсознательном уровне. В этой статье мы рассмотрим мужские архетипы.

Классификация

Мужская сила может рассматриваться в качестве кристалла, имеющего семь граней. То же самое можно сказать и о коллективном бессознательном сильной половины человечества. Мужских архетипов в психологии существует также семь. И те представители сильной половины человечества, которые знакомы с теорией Юнга, могут заметить в себе эти прообразы и начать управлять их основными направлениями. Такая внутренняя работа может проводиться для разрешения имеющих место внутренних конфликтов, а также для приобретения навыков и умений, способствующих направлению энергии индивида в правильное русло. Все это позволит мужчине достигнуть наивысшего уровня гармонии личности и стать успешным в семье, в бизнесе и в социуме.

В перечень мужских архетипов входит:

  1. Воин. Данный прообраз означает стремление к победе и к совершенству.
  2. Монарх. Он означает стремление к обеспечению достойного менеджмента, а также способность брать на себя ответственность.
  3. Купец. Такая личность способна на создание красивых комбинаций, которые ею создаются словно играючи.
  4. Крестьянин. В характере подобной личности существует стремление к упорядоченной и стабильной работе.
  5. Философ. Такие мужчины постоянно учатся новому и пытаются отыскать смысл в том, что происходит в настоящий момент.
  6. Монах. Эти личности стремятся служить великой идее.
  7. Слуга. В таких индивидах обнаруживается стремление к служению людям.

Каждый из перечисленных выше мужских архетипов проявляется в индивиде исходя из сложившейся ситуации. Рассмотрим эти прообразы подробнее.

Воин

Этот архетип дает человеку силы, позволяющие ему бороться с трудностями. Помимо этого, мужчина получает стремление побеждать, здоровый азарт и желание в достижении намеченного результата.

Архетип Воина обладает ресурсом, позволяющим отстаивать личную позицию, а также вставать на защиту собственного дела и соратников. Такой человек охраняет свою семью, которой приносит добытые им трофеи.

Порой случается, что у мужчины-Воина нет той идеи, ради которой ему необходимо бороться. В таком случае данный ресурс начинает в нем постепенно угасать. При этом подобный процесс может разрушить психику индивида.

Сила Воина никому не дается без конфликтного характера. При этом она формирует некое «чувство территории». В бизнесе подобный архетип станет тем ресурсом, который заставит мужчину идти на покорение новых ниш и на захватывание все больших рынков.

Человек, обладающий силой Воина, очень ревнив. При этом он вполне может изменить своей любимой, не относя это к духовному предательству. Сила Воина делает мужчину в сексуальном плане хорошим любовником, наделяя его обаянием. Во время близости такие люди страстны и интенсивны, словно в бою, но при этом не способны прочувствовать потребности женщины. После проведенного полового акта мужчины, принадлежащие к архетипу Воина, как правило, сразу же засыпают.

К своим детям такие отцы проявляют интерес лишь после того как малыши начинают их узнавать. Предпочтение эти мужчины отдают в основном мальчикам. Ведь в будущем они также могут стать Воинами.

К 30 годам мужчинам с таким архетипом просто необходимо достижение признания и успеха. Ведь после этого возраста Воины растрачивают ресурс, способствующий их социальной адаптации, из-за чего становятся негибкими. Тем не менее такие мужчины убеждены, что заслуживают большего и способны на большее, а люди и социум не позволяют им добиться этого. При этом после 30 лет силы на то, чтобы «взять все желаемое самому», уже иссякли. Так и происходит тот кризис, который имеет место в среднем возрасте. Уже после 40-45 лет сила Воина проявляется в форме раздражительности, конфликтности, а порой брюзжания и ворчания.

Монарх

Данный архетип способствует формированию в мужчине стремления к власти. При этом он является источником честолюбия и мотивации, помогая совершить восхождение по карьерной лестнице. Кроме этого, данный ресурс в значительной мере позволяет усилить организационные способности индивида.

Мужчина с архетипом Монарха обладает самоощущением правителя. Тем не менее применяемые им стратегии для достижения власти непредсказуемы. Они будут зависеть от того, насколько доминирующей явится сила других архетипов.

Мужчины-Монархи очень любят покровительствовать. Они с радостью принимают комплименты, высказанные в их адрес.

В отличие от Воина, сила Монарха с годами только возрастает. К 30-40-летнему возрасту таким мужчинам необходимо обладать собственной недвижимостью, а также иметь рядом тех, кем можно командовать и за кого необходимо возлагать на себя ответственность. Одним из основных испытаний для таких мужчин становится предательство и заговор приближенных. Однако, перейдя в формат игры, Монархи всегда одерживают победу над своими недоброжелателями.

Купец

Данный архетип наделяет индивида особенной силой. Она способна проявиться в различных направлениях и охватить все сферы психики, начиная от инстинкта и заканчивая разумом.

Архетип Купца позволяет человеку достичь небывалых высот не ценой огромных волевых и физических усилий, а мимоходом и вроде бы играючи. Основным оружием таких мужчин является не пистолет или кинжал, а здравый смысл, чувство юмора, артистизм, обаяние и творческое мышление. Купеческая харизма оказывается настолько сильной, что противостоять ей человеку становится просто невозможно. И это работает даже тогда, когда все понимают, что произносится полная чушь. Тем не менее собеседнику будет нравиться, как Купец делает это. Таким образом, данный архетип позволяет мужчине стать гением общения. Он манипулирует людьми и влияет на них, причем делает это весьма охотно, получая от процесса истинное удовольствие. Однако подобной властью над собеседником он вовсе не наслаждается.

Мужчине-Купцу дана удивительная способность притягивать к себе деньги. При этом он всегда верит в здравый смысл, в свою Звезду и Удачу. Он способен врать, глядя на собеседника честными глазами. Быть убедительным ему помогает то, что в такие моменты он сам начинает верить в произносимое. Мужчину с архетипом Купца всегда тянет к риску, авантюрам и приключениям.

Крестьянин

Данный архетип позволяет мужчине быть невероятно надежным, предсказуемым, последовательным, работоспособным, выносливым и терпеливым. У него наблюдается любовь к различным материальным ценностям и прагматизм. Кроме этого, такие мужчины экономны и жадноваты. Среди их жизненных направлений непременно присутствует то, согласно которому они следуют традициям «поднимать своих детей», после обязательно «выводя их в люди».

Архетип Крестьянина указывает на невероятно хозяйственного и пунктуального мужчину, который педантичен, бережлив, и очень любит порядок. Все его действия направлены на обеспечение семьи и детей. Он делает все ради продолжения своего рода, а также поддержания Жизни.

Мужчина с архетипом Крестьянина обладает ресурсом, дающим ему силы для усиления трудолюбия. Они помогают ему работать методично, спокойно и терпеливо, чтобы сделать запасы впрок. При этом мужчины-Крестьяне непременно заботятся о тех, кто находится рядом с ними, берегут материальные ресурсы и деньги, а также всегда стремятся к порядку в делах.

Люди, обладающие подобным архетипом, живут своим умом. Учиться они предпочитают на ошибках других. В жены они всегда выбирают для себя женщину, которая выше их по социальному статусу.

Философ

Что характерно для тех мужчин, которые принадлежат данному архетипу? Для того чтобы двигаться вперед, им нужно философское обоснование их деятельности. Данный ресурс способствует постоянному совершенствованию индивида. В своем деле он стремится достичь состояния Мастера.

Архетип Философа приносит в жизнь мужчины жажду исследования, изучения нового и познания. Такие люди во всем стремятся докопаться до самой сути. У них есть желание объяснить те явления, которые происходят в природе, обществе и в жизни, а также заняться созданием собственной теории. При этом они стремятся обучать других людей, мечтают о создании своей школы и ищут последователей, чтобы им передать полученный опыт.

И даже встретив мужчину-Философа, ставшего бомжом, от него можно услышать стройную теорию, касающуюся самореализации человека в этом мире.

Каковы у таких людей отношения с женщинами? Для Философов важно, чтобы их возлюбленные играли для них роль ученицы. Только в этом случае мужчины с этим архетипом смогут научить свою спутницу жизни делать и поступать правильно. Успешные, образованные и умные женщины не для них. Ведь таких и учить-то нечему.

С годами ресурс Философов постепенно нарастает. После сорока лет им важно иметь возможность обучать других и преподавать. В пятьдесят они готовы писать мемуары.

Монах

Мужчина, обладающий данным архетипом, имеет ощущение высокого предназначения, служения и выполнения собственной миссии. Такие люди уникальны благодаря духовной обусловленности. Также для архетипа Монаха характерна самодисциплина, самоограничение и самодостаточность. Такой прообраз позволяет мужчине воспользоваться огромным ресурсом психологической резистентности в виде устойчивости к стрессовым факторам. При этом действия Монаха не зависят от мнения окружающих. Такой мужчина не привязывается к людям, но при этом обязательно придерживается определенной идеи. Именно поэтому переубедить Монаха очень сложно.

Может ли быть женщина счастлива с таким мужчиной? Да, но это произойдет лишь в том случае, когда она станет всецело поддерживать его служение идее, а также мириться с потребностью своего спутника жизни часто оставаться в одиночестве.

Слуга

Данный архетип дает мужчине силу понимать то, что невозможно подчинить, а также подчиняться этому. Такой индивид всегда смиряется перед обстоятельствами.

Архетип Слуги позволяет человеку быть достойным подчиненным, честно выполняющим свои обязанности. На какое-то время эти люди забывают том, что они хотят, и делают только то, что надо.

Те мужчины, у которых сила Слуги блокирована или ничтожно мала, никогда не смогут сделать серьезной карьеры. В жизни им ставят только клеймо «бунтарь».

Определение типа личности

Помимо описанных выше существует и множество других архетипов. Сам Юнг называл их количество бесконечным.

Как выяснить тип личности? Для этого понадобится пройти тест на мужской архетип. Существуют онлайн-опросники. В них предлагается ответить на 20 вопросов, которые направлены на выявление психотипа личности. Пройти такой тест понадобится приблизительно за 5 минут. После этого можно будет получить оценку, указывающую на то, к какому архетипу принадлежит мужчина.

fb.ru

Архетипы по Юнгу — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности

Юнг предположил, что душа состоит из трёх компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного…

Согласно Юнгу, эго представляет собой сознание, а личное бессознательное содержит воспоминания, в том числе те, что были подавлены. Коллективное бессознательное — компонент уникальный; Юнг считал, что эта часть души служит формой психологического наследования. Она содержит все знания и опыт, которые присущи нам всем как биологическому виду.

Что такое архетипы?

Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определённые модели поведения людей. Откуда тогда взялись эти архетипы? Оттуда же, откуда и коллективное бессознательное, считал Юнг. Он предположил, что эти модели поведения носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; и функция их заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг.

«Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам», — писал Юнг в своей книге «Структура души» (The Structure of the Psyche). — «И это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».

Юнг выделил четыре основных архетипа, отмечая при этом, что их количество может быть неограниченным.

Самость

Самость — архетип, который представляет собой объединение бессознательного и сознания человека. Формирование самости происходит при процессе индивидуации, в котором интегрируются различные аспекты личности. Юнг часто условно изображал самость как круг, квадрат или мандалу.

Тень

Тень — архетип, который опирается на инстинкт жизни и половой инстинкт. Тень существует как часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков.

Этот архетип часто описывается как тёмная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Юнг считал, что эти скрытые диспозиции присутствуют в каждом из нас, хотя люди иногда стремятся отрицать этот элемент собственной психики.

Юнг предположил, что тень может проявляться в сновидениях и принимать различные формы — появляться в обличии змеи, чудовища, демона, дракона или какого-то другого тёмного, дикого или экзотического существа.

Анима и анимус

Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус — бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное я», а нет образ, который мы преподносим остальным, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.

Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.

Персона

Персона — это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях. Его задача — уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.

Другие архетипы

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом.

Приведём лишь некоторые из архетипов, описанных Юнгом:

  • отец — авторитет, сила, мощь;
  • мать — стремление дать утешение;
  • ребёнок — тоска по невинности, возрождение, спасение;
  • мудрец — знания, мудрость;
  • герой — защитник, спаситель и т.д.

Теги: личность, юнг


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru