Антропосоциогенеза концепции – 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления

36.Основные концепции антропосоциогенеза

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана креационистская (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека — создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей.

В соответствии с эволюционной теорией Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») считается, что человек произошел от обезьяны. Считается, что 5-8 млн лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Согласно психосоматической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения.

Космогенетичекая концепция — на землю были занесены люди инопанетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира — в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Человек — часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей.

Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ. и политич. деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию.

Биологичесое и социальное должны быть в единстве. Без биологич. предпосылок невозможно представить появление человека, а без социального нельзя представить становление человека.

studfiles.net

Философские концепции антропосоциогенеза

Существует несколько подходов к решению проблемыпроисхождения и становления человека и общества, или антропосоциогенеза(от греч. человек–общество–происхождение). На основе этих подходов складываются различные концепции антропосоциогенеза

: креационистская, эволюционная, трудовая, игровая и др.

Креационистская модельпроисхождения мира и человека (от лат. сreatio – творение, создание): религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам). Творение человека – особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни», т.е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным – свободной и сознательной самореализацией тварной личности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.

«Научный» креационизм: возникает в рамках неопротестантизма в США в 60-80 г.г. ХХ в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Характерен отказ от попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления библейского учения о творении мира; обоснование версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как «конкурирующей» концепции.

Эволюционная концепция: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две тесно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет.

При этом считается, что современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50-40 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира было обусловлено рядом природно-биологических и социальных факторов. Наряду с изменением природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов) вступают в силу социальные факторы, прежде всего – трудовая деятельность (изготовление орудий труда), в ходе которой человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями, совершенствуясь одновременно сам. Изменяется физиология людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа. Трудовая деятельность способствовала также развитию

общения между людьми, что вызвало потребность обмена информацией и обусловило появление языка и речи – речевого общения. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию
головного мозга человека.
Завершающей стадией антропосоциогенеза считается так называемая «неолитическая революция«, ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей.



Концепция культурогенеза: именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, порождает отдельные формы культуротворчества – морали, искусства, философии и др., которые не вписывается в модель практической (трудовой) целесообразности.

Игровая модель: основа происхождения религии, искусства, права, философии и др. форм свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от практической целесообразности и выгоды – игра. Всякая форма культуры есть игра, потому что она развертывается как свободный выбор и есть «действие, протекающее… по добровольно принятым правилам вне сферы материальной пользы и необходимости» (И. Хейзинга)

Психоаналитическая модель (З. Фрейд): возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа тотема и табу в результате «Эдиповой» драмы, разыгравшейся в первобытном обществе и связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. В то же время

табуируются сексуальные отношения, послужившие причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, стыд и страх начинают определять развитие человека и культуры. Человек и человечество, с точки зрения Фрейда, проходят в своем развитии длительный период детства и зависят от него на протяжении еще более долгого срока.

Семиотическая концепция: рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность; основой и универсальным посредником между человеком и миром является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т.е. язык становится подлинным создателем культуры и самого человека.

Индивид, индивидуальность, личность как проявления

Бытия человека

Любая из рассмотренных концепцийантропосоциогенеза оперирует понятиями, раскрывающими различные стороны сущности человека.

Понятие индивид (от лат. individuum – неделимый) воплощает в себе родовую принадлежность человека, предполагающую наличие генетических предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Вместе с тем индивид представляет собой самостоятельную конкретную сущность, отличную от других индивидов. Через воспитание и обучение индивид включается в исторически сложившуюся систему социокультурных отношений, усваивает функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и благодаря этому становится личностью.

Понятие «личность» означает меру воплощения в индивиде общественных отношений. Это системно-социальное качество, которое индивид приобретает в предметно-практической и духовной деятельности и общении. Понятия «индивид» и «личность» едины и вместе с тем не тождественны друг другу, поскольку личность – это особое, социальное качество индивида, реализующееся благодаря его включению в социокультурное пространство и усвоению (через воспитание и обучение) наработанных человечеством знаний, норм и образцов поведения, общения, деятельности.

Сущность личности проявляется в ее двойственности; она включена в систему социальных отношений одновременно как субъект и объект исторического процесса. Как объект общественно-исторического процесса она есть его «результат», воплощение его особенностей в ходе становления личности; как субъект она выступает носителем и творцом социальных программ поведения, общения и деятельности, в ходе которых происходит ее воздействие на окружающий мир. Кроме того, личность – это субъект свободного, ответственного и целенаправленного выбора собственного жизненного пути и поведения.

Вместе с тем личность (от лат. рersona – маска, роль) –это человек, не похожий на других, по-особому действующий, мыслящий, любящий, это целостная, автономная, устойчивая система уникальных и неповторимых индивидуальных качеств.

Основными характеристиками личностиявляются:

• наличие разума, сознания и самосознания,

• самостоятельность,

• чувство и сознание собственного достоинства,

• внутренняя свобода,

• уникальность, неповторимость, своеобразие…(дополните этот ряд)

Черты и характеристики, присущие личности конкретного человека, образуют ее индивидуальность, составляющую своеобразие человека, его предназначение, судьбу, характер, отличие от других представителей человеческого рода. Индивидуальность проявляется в специфических характеристиках и чертах темперамента и характера, особенностях воображения, мышления, памяти, способностей, личностных интересов и привычек, стиле общения, поведения и деятельности и т.д. В своей индивидуальности личность абсолютно неповторима, уникальна. В тайне индивидуальности скрыта сущность и судьба человеческой природы. Воплощение всеобщих изменений и ценностей в индивидуальном опыте обеспечивает неповторимость и самобытность личности как носителя социальности, представителя определенной культуры, социальной группы, самореализованной индивидуальности.

Понятия индивида, личности и индивидуальности находятся в тесном единстве и, вместе с тем, характеризуют человека с разных сторон.

Индивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза).

Личностью становятся(в процессе освоения индивидом общественно-исторического опыта и предъявления себя в определенном виде деятельности).

Индивидуальность отстаивают(преобразуя мир и себя на основе присущих только данному индивиду качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности).

Многомерность человека проявляется также в триединстве его тела, души и духа – неразделимом единстве телесного, психического и духовного начал, каждое из которых дополняет и конкретизирует друг друга.

Понятие тела выявляет прирожденные биологические основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида. Одновременно тело человека представляет собой продукт и социокультурной эволюции,в процессе которой осуществлялось изменение телесной организации человека как вида (общее). Иными словами Тело человека выступает одновременно и как элемент природы, и как собственно человеческое тело, рассматриваемое через призму исключительно человеческих чувств и состояний (стыд, смех, плач, страдание и т.п.).

Понятие душиотражает внутренний мир и психику человека. Вфилософии тема души имеет глубинные корни:

– в школе Пифагора формируется учение о бессмертии и переселении души;

– Платон доказывает бессмертие души тем, что душа есть принцип жизни и потому не может быть подвержена смерти;

– Аристотель считает, что душа есть источник жизни.

В религии душа – это особая нематериальная основа, независимая от тела. Христианская традиция исходит из того, что человек создан по образу и подобию Бога и именно его бессмертная душа есть дыхание и свет Божий.

И в философских, и в религиозных учениях душа является субъектом свободы воли, той основой, которая индивидуализирует человека. Бессмертная в религиозной традиции душа очерчивает сроки земного существования человека.

Понятиедухасвязано не столько с индивидуальностью, сколько с наличием всеобщего в человеке. Дух – это идеальная, правящая миром сила, к которой причастен человек. Царство духа – это система высших ценностей, сфера человеческой культуры с ее нормами, идеалами, смыслами. В отличие от “души”, “дух” относительно независим от эмоциональных переживаний, в нем акцентируется разумность, социальность, общезначимость и надындивидуальность. Это своего рода “Сверх-Я” в структуре человеческого опыта.

 

Вопросы и упражнения

1. «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий» (Б. Паскаль). В чем слабость и достоинство человека? Ответьте, опираясь на высказывания Б. Паскаля (Мир философии. Хрестоматия. В 2-х ч. М., 1991. Ч. 2. С. 17-19).

2. Л. Фейербаху принадлежит следующая мысль: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе… Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». Как Вы понимаете это определение сущности человека?

3. Прокомментируйте и выскажите собственное отношение к следующему утверждению Л. Фейербаха: «И объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия — критерием истины и действительности. Где нет любви, там нет и истины. Только тот представляет собой нечто, кто что-то любит. Быть ничем и ничего не любить — то же самое. Чем больше бытия в человеке, тем больше он любит и наоборот».

4. Утопист Р. Оуэн на вопрос «В чем состоит счастье человека?» отвечал: «В приятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей». Совпадает ли его утверждение с Вашим мнением о счастье?

5. В чем смысл понятия «отчуждение»? Каковы причины отчуждения человека в обществе?

6. «Человек, думающий только о себе, не может примириться с мыслью о своей смерти, человек, думающий о других, не может примириться с мыслью о смерти других: значит, и эгоист, и альтруист… одинаково должен чувствовать смерть как неестественное противоречие…». Это слова философа Вл. Соловьева. Он предлагает выход из противоречия смерти. А какой выход видите Вы?

7. Н. Бердяев писал: «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными передо мною добром и злом, а мое созидание добра и зла… Свобода не есть самозамыкание и изоляция, свобода есть размыкание и творчество, путь к раскрытию во мне универсума». Сопоставьте позицию Н. Бердяева с пониманием свободы как познанной необходимости.

8. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как озаренного разумом животного». В чем недостаточность подобного понимания сущности человека?

9. «Человек есть деятельность в мире, по отношению к миру и «с помощью» мира… Для того, чтобы «выслушать» претензии, предъявляемые ему со стороны окружающего мира, человек должен, по мере возможностей, приостановиться и «заглушить» свои собственные претензии к миру. Но человек «выслушивает» претензии внешнего мира для того, чтобы осуществить свои собственные. Поэтому он должен прежде всего понять самого себя, свое призвание, он должен разобраться в своих собственных претензиях — человек должен познать самого себя» (3. Какабадзе). Используйте это рассуждение при ответе на вопрос о взаимоотношении личности и общества.

10. Как Вы относитесь к словам Н.А. Бердяева: «Судьба неповторимой индивидуальности не вмещается ни в какое мировое целое»?

11. Какие признаки деятельности человека являются, на Ваш взгляд, системообразующими? Выберите правильный ответ:

а) форма приспособления человека к природной среде;

б) целеполагание или постановка определенной цели;

в) специфически человеческая форма отношения к окружающему миру;

г) преобразование внешнего мира;

д) наличие соответствующих мотивов;

е) инстинктивное отношение к окружающему миру.

12. Какие факторы являются определяющими в формировании характера человека? Выберите правильный ответ

а) общественная среда; б) самовоспитание; в) наследственность.

 

Тема 5. Философия СОЗНАНИЯ

Вопросы

1. Философия сознания. Основные подходы к философскому анализу сознания.

2. Сознание как высшая форма отражения. Основные свойства сознания.

3. Структура сознания

Ключевые понятия: сознание, идея, идеальное, индивидуальное и надиндивидуальное сознание, субстанциальный, натуралистически-функциональный, экзистенциально-феноменологический, психоаналитический подходы к сознанию, гилозоизм, вульгарный материализм, отражение, искусственный интеллект

 

Философия сознания.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Важнейшие концепции антропосоциогенеза

Количество просмотров публикации Важнейшие концепции антропосоциогенеза — 460

1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по ʼʼобразцу и подобиюʼʼ Бога.

2. Эволюционная концепция. Была впервые разработана в теориях Ламарка (идеалистическая концепция – развитие по Божественному плану) и Дарвина (материалистическая) утвердила идею развтитя живой природы, которая прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов ʼʼживого мираʼʼ другими.

3. Идея о человеке, как животным, заболевшим духом. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Постулирует тезис о человеке как существе хуже других животных, приспособленного к миру.

4. Трудовая теория антопосоциогенеза. Фридриха Энгельса в рамках марксистского подхода объясняла возникновение человека, указав на действие двух факторов: природно-биологического и социального.

a. Природно-биологические факторы:

ü похолодание климата Земли

ü исчезновение тропических лесов

ü прямохождение

ü изменения передних конечностей

ü увеличение объёма мозга

b. Социальные факторы:

ü трудовая деятельность с использованием искусственно произведенных орудий

ü появление языка

ü морально-нравственные запреты, табу

ü неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему).

5. Игровая модель (Й. Хейзинга, погиб в концлагере). Важнейший фактор возникновения человека в игре. Игра порождает мир символических форм деятельности, сыгравших значимую роль в процессе антропосоциогенеза.

6. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Связывает появление человека с утверждением культа в основании которого лежат тотем и табу.

7. Семиотическая модель человека. Трактует человека как единственное существо способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается здесь как знаково-символическая реальность основу которой составляет язык.

8. Уфологическая гипотеза. Связывает первоночальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.

Краткие выводы:

· Человек осмысливается в философии как биосоциальный феномен

· Человек как биологический вид принадлежит миру живой природы. Его разум укоренен в биологическом субстрате;

· Биологическая конституция человека жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым различным условиям существования;

· Социальность человека проявляется в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданную ими предметную среду, язык, систему моральных ценностей;

· Человек создает ʼʼвторую природуʼʼ, искусственную среду обитания;

· Человек обладает сознанием, мышлением, речью.

referatwork.ru

Философские концепции антропосоциогенеза — МегаЛекции

Антропосоциогенез. Эволюционная и трудовая концепции ант­ропогенеза

Важное значение для понима­ния сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхожде­нии человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. ап1гдроз — человек, §епез18 — происхождение) — учение, объединяющее в себе различные представления о проис­хождении и становлении человека и общества в процес­се их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхожде­ния человека. Наиболее ранние подходы связаны с раз­личными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену

мифологическому мировоззрению пришло религиозное в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сгеаИо — творение, создание) модель происхож­дения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхож­дение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной тео­рии, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

Религиозное учение о сотворении мира Богом из ни­чего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непо­средственно сообщает человеку дыхание жизни, т. е. ди­намику существования, в котором биологическое соеди­нено с духовным — со свободной и сознательной самореа­лизацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.

Специфической формой креационизма является так называемый «научный креационизм». Эта форма креа­ционизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60-80 гг. XX в. в связи с уси­лением борьбы против эволюционного учения. Для на­учного креационизма характерен отказ от любых попы­ток использовать достижения наук о природе для пере­осмысления содержания библейского учения о творении мира; многоплановое обоснование библейской версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как кон­курирующей концепции, уступающей «научному» креационизму в научной обоснованности.



Естественнонаучные представления о происхожде­нии человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже — генетики. Наибольшую извест­ность во второй половине XIX в. получила эволюцион­ная теория Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и других Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменчивос­ти организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование вы­веивают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существо­вания. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естествен­ное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть многократно уси­ленные естественным отбором инстинкты, низшие фор­мы которых есть и у животных. Эволюционная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

Ответить на этот вопрос попытался Энгельс в своей те­ории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления челове­ка, Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд — это целесооб­разная деятельность по преобразованию вещества при­роды с использованием орудий труда. Трудовая деятель­ность, считал Энгельс, присуща только людям и высту­пает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появле­нию сознания и речи.

Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способ­ности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

На протяжении XX в. исследования археологов, па­леонтологов, этнографов в определенной мере подтвер­дили основные положения Дарвина и Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежу­точное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие Вопросы, связанные со становлением человека, не суще­ствует однозначных ответов. Так, не объяснен в доста­точной степени процесс развития мозга человека и чело-

веческого разума. Высказывается множество других ги­потез, в том числе идеи о внеземном возникновении жиз­ни и человека.

Проблема происхождения человека и сегодня нахо­дится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно эволюция представляет со­бой основополагающий фактор многообразной жизни Универсума. Бурное развитие такой молодой науки, как синергетика (наука о самоорганизующихся системах, рожденная в 80-е гг. XX в.), раскрыло наличие в нежи­вой, живой и социально-исторической реальности меха­низмов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, в свете которых «жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации»1. Достижения естествознания свиде­тельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эво­люции и его длительной истории. Научные методы дали науке геологические «часы», с помощью которых стало возможным изучение гигантских эпох, отстоящих от нас на сотни миллионов и даже миллиарды лет.

Превращение животных (гоминидов) в людей не мог­ло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека — антропоге­нез — носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества — социоге-незом. Становление человека и становление общества -две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн лет. Современный тип человека пото зар1еп5 — человека ра­зумного — появился 50-40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обус­ловлено целым рядом природно-биологических и соци­альных факторов. Под влиянием природно-климатиче­ских условий (изменение климата, исчезновение тропи­ческих лесов на обширных территориях) некоторые ви­ды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьевна землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки ста­новились органом для производства и использования орудий труда.

Наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и прежде всего — трудовая дея­тельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими по­требностями. Совершенствуя орудия труда, человек раз­вивается одновременно и сам. Благодаря труду изменя­ется физиология древних людей, развивается мозг, гор­тань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию об­щения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обус­ловили появление языка и речи. Развитие речевого обще­ния было одним из важных факторов антропогенеза.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствова­нию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мя­са. Мозг получил все необходимое для питания и быстро­го развития. Употребление мяса привело также к ис­пользованию огня и приручению животных.

Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно-брачных от­ношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии — близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородствен­ных отношений внутри стада и переходу к экзогамии -установлению брачных отношений с членами других об­щин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщест­ва — первобытно-родовой общине.

Табу на близкородственные отношения, на кровосме­сительство — первый в ряду простейших социально-нрав­ственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого, уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство сопле­менника, требование поддержания жизни любого изсоплеменников, независимо от его физической приспо­собленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований. Эти запреты имеют надбиологический, со­циальный характер, способствуют переходу к человече­скому нравственному существованию и потому выступа­ют как еще один важный фактор становления человека.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическая революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни, начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и т. д. создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное, синтезирующее в себе природное, социальное и духовное начала. Он является частью природы и вместе с тем не­разрывно связан с обществом. Биологическое, социаль­ное и духовное в человеке слиты воедино, и только в та­ком единстве существует человек. Биологическая при­рода человека — это его естественная предпосылка, усло­вие существования; социальность же и его духовность -сущность человека. Загадка человека, несомненно, связана с проблемой становления его сознания.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Философия 2012: 40. Концепции антропосоциогенеза.

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.

Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.

На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана креационистская (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека — создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей.

В соответствии с эволюционной теорией Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») считается, что человек произошел от обезьяны. Считается, что 5-8 млн лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

ar1inf.blogspot.com

Вопрос 13:Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8Следующая ⇒

Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. intrdpos − человек, genesis − происхождение) − учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio − творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

Религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам.

Специфической формой креационизма является так называемый «научный креационизм». Эта форма креационизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60-80 гг. XX в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Для научного креационизма характерен отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о творении мира.

Естественнонаучные представления о происхождении человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже — генетики. Наибольшую известность во второй половине XIX в. получила эволюционная теория Дарвина.

Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Ответить на этот вопрос попытался Энгельс в своей теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд − это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда. Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.

Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно эволюция представляет собой основополагающий фактор многообразной жизни Универсума. Бурное развитие такой молодой науки, как синергетика (наука о самоорганизующихся системах, рожденная в 80-е гг. XX в.), раскрыло наличие в неживой, живой и социально-исторической реальности механизмов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку.

Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека − антропогенез − носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества − социогенезом. Становление человека и становление общества — две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса − антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн лет. Современный тип человека homo sapiens − человека разумного − появился 50-40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов: трудовой деятельности, регулирование семейно-брачных отношений, социально-нравственных запретов,

Несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества− морали, искусства, философии и т. д. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Назовем версии (модели) происхождения и развития человека и культуры.

1. Игровая модель Хейзинги изложена в его книге «Человек играющий» (1938). В рамках этой модели игра рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, философии и т. п., как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных надо, гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды. Хейзинга выявляет роль культуры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом, для него вся культура − игровая.

2. Психоаналитическая модель Фрейда. Согласно этой модели возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Фрейд обосновал новаторскую модель психики человека, состоящую из трех систем: бессознательное − предсознательное − сознание, и разработал основы психоанализа, распространив его модель на сферы культуры и ранние формы религиозных верований. Человек, с его точки зрения, уникальное существо, проходящее длительный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока.

3. Семиотическая модель антропо- и культурогенеза рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры.

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека — в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа — Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Социальноеи биологическое началавчеловеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек — единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных возрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек — это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы — диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой — за разрушительные последствия — преступления, убийства, войны и др.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

креационистская, трудовая, игровая и другие

Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека. Существуют разные подходы к решению данной проблемы.

Наиболее ранние представления связаны с различными мифоло-гическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.

На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio — творение, создание) модель происхождения мира и человека, согласно которой, человек является результатом божественного творения, наиболее совершенным и уникальным созданием Бога на земле.

Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение человека, во-вторых, признание души как источника жизни, т. е. того, что выделяет человека из «царства животных». Правда, в религиозных системах и животные наделены душой, но она по сравнению с человеческой имеет более низкое происхождение. Интересно и то, что в большинстве религий мира первые люди оказываются созданными из одного материала — глины, в которую Бог-творец «вдохнул» бессмертную душу.

Так, в священной книге христиан Библии следующим образом описывается появление первого человека на Земле. За пять дней Бог создал небо, землю, сушу, растения, зверей. А на шестой день Бог взял кусок сырой земли и вылепил человека. Затем он вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек живым. Через некоторое время Бог взял одно из ребер человека, создал из него жену и привел к человеку. Адам и Ева дали начало роду человеческому.

Эволюционная теория базируется на идее естественного происхождения человека из природной среды. К версиям эволюционизма относятся: эволюционная антропология, трудовая теория антропогенеза, игровая теория, психоаналитическая и семиотическая.

Эволюционная антропологиясчитает, что возникновение человека начинается примерно 5—8 млн лет назад с возникновением первых гоминид (австралопитеков) — прапредков человека. Характерными признаками австралопитеков были: прямохождение, использование огня, зачатки производственной деятельности. Кстати, наука связывает генезис человека с оформлением гоминидной триады, т. е. генетически наследуемых признаков, определяющих человека как биологический вид: прямохождение, кисть, мозг.

Следующей стадией эволюции стали архантропы(древнейшие люди), существовавшие 800—600 тыс. лет назад. Для них характерны большие лобные доли, рост — 168 см. Они использовали устойчивые виды орудий каменной индустрии. У людей появились первые зачатки речи. Община архантропов состояла из 3—6 мужчин, 6—10 женщин и 15—20 детей.

100 тыс. лет назад появляются палеонтропы(древние люди), которые больше известны как неандертальцы. Их рост составлял 155—165 см, у них существовала развитая орудийная деятельность. Неандертальцы умели обрабатывать кожу животных, сооружать жилища, добывать огонь. Они уже использовали практики захоронения животных.

Приблизительно 40 тыс. лет назад появляется неоантроп(кромань-онец) или homo sapiense (человек разумный). Его рост составлял 160 см, средняя продолжительность жизни — 24—30 лет.

С точки зрения антропологии оформление как гоминидной триады, так и социума осуществлялось благодаря эволюции генетического материала человека. Причиной эволюции ген считалась их мутация из-за радиоактивной деятельности Земли того времени, смена магнитных полюсов, источников пищи и т. д.

По мере развития биологии, антропологии, а позже генетики возникают естественно-научные представления о происхождении человека. Наибольшую известность во второй половине XIXв. получила эволюционная теория Ч. Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ч. Дарвин обосновал идею появления различных биологических видов в ходе эволюционного развития. Движущей силой эволюции выступают изменчивость, наследственность и естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Ч. Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те организмы, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования.

В результате наследственной изменчивости и непрерывного действия естественного отбора организмы в процессе эволюции накапливают новые приспособительные признаки, что, в конце концов, ведет к образованию новых видов.

В соответствие с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться — многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть у животных. Эволюционная теория в определенном смысле «растворяла» человека в животном царстве. Дарвин так и не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

Трудовая теория была попыткой дать ответ на этот вопрос.

Ф. Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд — это целесообразная деятельность человека по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда. Трудовая деятельность, считал Ф. Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, способствовал развитию мозга, появлению сознания и речи. Эти выводы были сформулированы им в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Трудовая теория происхождения человека известна нам в марксистском понимании, однако, не сводится к нему. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, более тесным становилось общение людей и, наконец, возникла потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Однако почему человек стал трудиться? И как объяснить переход от инстинктообразных к целеполагающим формам труда? Согласно А. Геленну, человек изначально был обречен на труд в силу своей уязвимости и слабости. Человек — неспециализированное животное, у него нет специального органа адаптации и защиты: клыков, когтей и т. д. Для реабилитации этого момента человеку и понадобился труд.

Последующие исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили положение Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Однако на многие вопросы, связанные с происхождением человека, не существует однозначных ответов. Поэтому наряду с эволюционной и трудовой теориями антропосоцигенеза существуют и альтернативные концепции, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры: игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Процессы антропосоциогенеза (возникновение человека и общества) протекали одновременно с культурогенезом (становлением культуры). Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним искусственного в противоположность природному, естественному. В философии под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологичесих программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Так, уже первые орудия труда представляли собой внегенетические информационные программы деятельности (т. к. любое орудие диктует способы поведения с ним, требует владения соответствующими навыками работы, очерчивает круг возможных операций), передающиеся от поколения к поколению. Вещи, созданные руками человека и пополняющие фонд культуры, не только выступали материальными носителями передаваемой информации, но и являлись отражением человеческого сознания, принимавшего активное участие в процессе их создания. Мир культуры эволюционирует исторически, не всегда совпадая с историческим развитием человека. Культурная эволюция человека осуществлялась многообразными способами, что дало основание для возникновения различных версий культурогенеза.

Игровая концепция, базирующаяся на идеях голландского иссле-дователя Й. Хейзинга в качестве всеобщего принципа становления мировой культуры выделяет игру как основу человеческого общежития, форму свободной творческой личности человека. В своей книге «Человек играющий» он продемонстрировал, что разные сферы человеческой культуры (искусство, философия, наука, политика, юриспруденция, военное дело и др.) тесно связаны с игровыми феноменами По мнению Хейзинги, игра древнее культуры. Он ссылается на то, что играть способны и животные, они не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры уже есть в играх животных, и человеческая цивилизация не прибавила тут никаких существенных признаков. Игра распространяется одновременно на мир животных и мир людей, значит, она не опирается по своей сущности на какой-нибудь рациональный фундамент, она не связана ни с определенной степенью культуры, ни с определенной формой мироздания. Хейзинга считает, что игра предшествует культуре, сопровождает ее, пронизывает ее от рождения до настоящего времени. Вместе с тем, он подчеркивает, что культура не происходит из игры в результате некоторой эволюции, а возникает в форме игры: самой культуре в исходных ее формах присуще нечто игровое, т. е. она осуществляется в формах и атмосфере игры.

Психоаналитическая концепция. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в основе цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов. Этот процесс Фрейд считал неизбежным и необратимым. Свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, прогресс которого зиждется на отказе от них или отсрочивания возможностей их удовлетворения. Культура — это методическое принесение в жертву либидо (сексуального влечения), его принудительное переключение на социально-полезные виды деятельности и самовыражения. Это Фрейд иллюстрирует, рассматривая структуру психики человека. В психике можно выделить три инстанции: «Я», «Оно», «Сверх-Я». Бессознательное «Оно» представляет собой кипящий котел инстинктов. Задача сознательного «Я» найти такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За наблюдением этих требований следит «Сверх-Я»—представитель общества, моральных и религиозных идеалов и авторитетов, действующий с помощью угрызений совести, боязни общественного осуждения и т. д. Под действием социального исторического мира, происходит изменение животных импульсов в человеческие инстинкты. Человекообразное животное становится человеком только посредством фундаментальной трансформации его природы.

Семиотическая концепцияв качестве сущностной характеристики фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачисоциального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура—это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем и соответственно основы возникновения культуры изначально выступали предметные действия человека, орудия труда, язык, предметы быта, затем религиозные представления, техника, произведения искусства, научные знания, философские идеи и т. п.

studfiles.net