Античные философские школы – 2. Основные школы античной философии

Античная философия. Философские школы

Древняя Греция является родоначальницей современных наук, а сами эллины оказались более прогрессивными в развитии и намного опередили другие существующие в то время цивилизации.

Античную культуру считают величайшей в мире, античная философия охватывает весь период существования Древней Эллады.

Первым античным философом считается Фалес (VII — VI в н. э.), основавший в Милете философскую школу. Деятельность философов Милетской школы состояла в изучении основ мироздания, выдвижении научных гипотез. По учению Фалеса, вся природа (живая и неживая) обладает движущим началом: зарождается всё из воды и возвращается туда же. Земля, считал Фалес, покоится над водой как брусок дерева, обладая плавучестью и спокойствием.

После смерти Фалеса, милетскую школу возглавили его ученики, сначала Анаксимандр, а затем Анаксимен. Анаксимандр считал, что земля имеет цилиндрическую форму и имеет такую же величину, как солнце. По

Анаксимену (последнему представителю милетской школы), мир возник из воздуха, при нагревании воздуха возникал огонь, при его охлаждении- вода, облака, ветер, камни. Милетская школа была разрушена персами в 494 г до н. э. как и сам Милет.

Большой вклад в развитие и становление античной философии принадлежит Пифагору. Пифагор был частым гостем в Милетской школе, он знал Фалеса, посещал его лекции. В последствии он открывает свою философскую школу, именно в этой школе впервые доказали, что земля имеет шарообразную форму. Чтобы попасть в школу Пифагора, нужно было пройти определённое испытание и длилось оно не один год. Пифагор не любил болтунов и считал, что мудрость заключается в размышлении, а пустые разговоры мешают этому. Поэтому будущий ученик школы давал обет молчания от 3 до 5 лет. В Пифагорейской школе изучали астрономию, математику, музыку, геометрию, медицину. Математику, Пифагор считал «священной», обучение начиналось с познавания чисел, в его понимании эта была наука живых сил.

Сократ (469 – 399 гг. до н. э.)

Его философское взгляды были устремлены на человеческую личность и общество, он совершил поворот в античной философии от мировоззрения к личности человека и положительных его качеств. Чтобы понять человека, Сократ вёл с ним диалог, при этом часто притворяясь простаком, стараясь вывести собеседника на откровенность.

Целью диалога был совместный поиск истины. Познать человека, для Сократа было во многом существеннее, чем научные познания, в этом он видел свое предназначение и признание. Разговор обязательно был на «равных» и ни в коем образом Сократ не выступал в роли учителя, стилем диалога был вопрос-ответ, где философ высмеивал ложь и невежество в ироничной форме, старался призвать собеседника к благородству, скромности и творению добра.

Платон (428 -347 гг. до н. э.) — ученик Сократа, величайший философ античности. Его философские работы первыми дошли до наших современников.

Как и Сократ, Платон свои идеи излагал в диалоге в основном он размышлял о душе, разуме, о «едином» (основа бытия), о государстве (правители, законы). По Платону, душа живёт вечно, тогда как тело смертно.

В 387 г. до н.э. в пригороде Афин, Платон открывает свою философскую школу (Академия Платона), которая просуществовала почти 1000 лет. Школа располагалась в огромном парке, там происходили философские дебаты, большое место было отведено для гимнастических занятий, в крытых помещениях обучали астрономии, математике, естествознанию, философии. Здесь получали образование греческие государственные деятели, древние мировые знаменитости старались побывать в Академии и послушать лекции Платона и его учеников. Школу закрыли в 529 году по приказу римского императора Юстиана, считавшего Академию оплотом язычества.

 

Аристотель (384 гг. до н. э.) — ученик Платона. Основными философскими учениями Аристотеля были различные сферы бытия, происхождение явлений и всего сущего.

Будучи учеником Академии Платона, на протяжении 20 лет, Аристотель выработал свою концепцию бытия, логики, идеи. Сначала он полностью принимал учения Платона, но позже подверг его критике. Он считал, что сущность находится в самом предмете, а не за пределами его (как считал Платон) и что это составляет одно целое, а теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. В 335 году до н.э. Аристотель открыл философскую перипатетическую школу в Афинах (ликей).

Это был комплекс корпусов расположенных в роще с большим местом для прогулок. Известно, что Аристотель, читая свои лекции любил прогуливаться со своими учениками, отсюда происходит название перипатетики от греческого слово «περιπατέω» (гуляю, хожу).

   так выглядит археологическое место в Афинах — Ликей Аристотеля   (Αρχαιολογικός χώρος το Λύκειο του Αριστοτέλη)

thisgreece.ru

особенности развития и основные школы.

Общая характеристика

Античная философия возникла в VII-VI вв. до н. э. в период формирования рабовладельческого государства. Ионийская философия была первой формой мировоззрения, которое отвечало потребностям нового общества, поскольку она была направлена против старых форм мировоззрения (мифологии и гомеровской идеологии). Развитие патриархальной семьи и системы частного рабства привело к значительному имущественному неравенству, росту числа рабов, рабовладельческим войнам и колонизации сначала островов, затем и побережья Малой Азии. Колонии вырастали в крупные промышленные, торговые и культурные центры. Такими центрами в VIII в. до н.э. становятся Милет, острова Хиос, Самос. Именно здесь появляются и первые философы.

Особенности философского мировоззрения Древнего Запада

  1. Основную ориентацию западного мировоззрения можно охарактеризовать как направленность на объект. В силу чего западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым. Ясно, что при такой ориентации внутренний мир человека оставляется без должного внимания.

  2. Основу философской рефлексии составляет обобщение данных внешнего опыта. Основное средство или орудие познания – наблюдение и рефлексия (размышление) над результатами наблюдаемого во внешнем мире.

  3. Для философии Древнего Запада (в отличие от философии Древней Индии и Китая) характерно четкое размежевание основных философских направлений, материализма и идеализма, борьба между которыми проходит через все историю западноевропейской мысли.

Основные этапы развития, течения и школы

Выделяют три основных этапа развития античной философии:

  1. Ранний (или досократический).

  2. Классический (или период расцвета).

  3. Период эллинизма.

Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически-онтологический характер.

Первая античная школа – Милетская — возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр — апейрон. Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.

Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит — первоначалом всего сущего считал огонь. Гераклит использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.

Элейская школа (6-середина 5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.

Формирование античной философии завершается у элеатов, которые поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.

Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция.

Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.

Софистика как философское учение (вторая половина 5 в. до н.э.)

Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, майевтика, индукция, определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея —тождество добра и знания.

studfiles.net

Философские школы древней. Основные философские школы Древней Греции



Античная философия. Философские школы

Древняя Греция является родоначальницей современных наук, а сами эллины оказались более прогрессивными в развитии и намного опередили другие существующие в то время цивилизации.

Античную культуру считают величайшей в мире, античная философия охватывает весь период существования Древней Эллады.

Первым античным философом считается Фалес (VII — VI в н. э.), основавший в Милете философскую школу.

Деятельность философов Милетской школы состояла в изучении основ мироздания, выдвижении научных гипотез. По учению Фалеса, вся природа (живая и неживая) обладает движущим началом, зарождается всё из воды и возвращается туда же. Земля, считал Фалес, покоится над водой как брусок дерева, обладая плавучестью и спокойствием.  После смерти Фалеса, милетскую школу возглавили его ученики, сначала Анаксимандр, а затем Анаксимен.

Анаксимандр считал, что земля имеет цилиндрическую форму и имеет такую же величину, как солнце. По Анаксимену (последнему представителю милетской школы), мир возник из воздуха, при нагревании воздуха возникал огонь, при его охлаждении- вода, облака, ветер, камни. Милетская школа была разрушена персами в 494 г до н. э. как и сам Милет.

Большой вклад в развитие и становление античной философии принадлежит Пифагору. Пифагор был частым гостем в Милетской школе, он знал Фалеса, посещал его лекции. В последствии он открывает свою философскую школу, именно в этой школе впервые доказали, что земля имеет шарообразную форму.

Что бы попасть в школу Пифагора, нужно было пройти определённое испытание и длился он не один год. Пифагор не любил болтунов и считал, что мудрость заключается в размышлении, а пустые разговоры мешают этому. Поэтому будущий ученик школы давал обет молчания от 3 до 5 лет. В Пифагорейской школе изучали астрономию, математику, музыку, геометрию, медицину. Математику, Пифагор считал «священной», обучение начиналось с познавания чисел, в его понимании эта была наука живых сил.

Сократ (469 – 399 гг. до н. э.)

Его философское взгляды были устремлены на человеческую личность и общество, он совершил поворот в античной философии от мировоззрения к личности человека и положительных его качеств.

Что бы понять человека, Сократ вёл с ним диалог, при этом часто притворяясь простаком, стараясь вывести собеседника на откровенность.

Целью диалога был совместный поиск истины. Познать человека, для Сократа было во многом существеннее, чем научные познания, в этом он видел свое предназначение и признание. Разговор обязательно был на «равных» и ни в коем образом Сократ не выступал в роли учителя, стилем диалога был вопрос-ответ, где философ высмеивал ложь и невежество в ироничной форме, старался призвать собеседника к благородству, скромности и творению добра.

Платон (428 -347 гг. до н. э.) — ученик Сократа, величайший философ античности. Его философские работы первыми дошли до наших современников.

Как и Сократ, Платон свои идеи излагал в диалоге, в основном, он размышлял о душе, разуме, о «едином» (основа бытия), о государстве (правители, законы).

По Платону, душа живёт вечно, тогда как тело смертно.

В 387 г. до н.э. в пригороде Афин, Платон открывает свою философскую школу (Академия Платона), которая просуществовала почти 1000 лет.

Школа располагалась в огромном парке, там происходили философские дебаты, большое место было отведено для гимнастических занятий, в крытых помещениях обучали астрономии, математике, естествознанию, философии. Здесь получали образование греческие государственные деятели, древние мировые знаменитости старались побывать в Академии и послушать лекции Платона и его учеников. Школу закрыли в 529 году по приказу римского императора Юстиана, считавшего Академию оплотом язычества.

 

Аристотель (384 гг. до н. э.) — ученик Платона. Основными философскими учения Платона были: различные сферы бытия, происхождение явлений и всего сущего.

Будучи учеником Академии Платона, на протяжении 20 лет, Аристотель выработал свою концепцию бытия, логики, идеи. Сначала он полностью принимал учения Платона, но позже подверг его критике. Он считал, что сущность находится в самом предмете, а не за пределами его (как считал Платон) и что это составляет одно целое, а теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. В 335 году до н.э. Аристотель открыл философскую перипатетическую школу в Афинах (ликей).

Это был комплекс корпусов расположенных в роще с большим местом для прогулок. Известно, что Аристотель, читая свои лекции любил прогуливаться со своими учениками, отсюда происходит название перипатетики от греческого слово περιπατέω (гулять).

   так выглядит археологическое место в Афинах — Ликей Аристотеля   (Αρχαιολογικός χώρος το Λύκειο του Αριστοτέλη)

thisgreece.ru

Философские школы

Философские школы

Философские школы. Направления и основные идеи.

6-5 вв до н.э.

Джайнизм

Одна из неортодоксальных систем индийской философии. Джайнизм – это система идеалистического плюрализма, сложившаяся к началу н.э. В основе философии джайнизма лежит учение о таттвах – “сущностях”. Таттва – это исходный материал, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальная истина, из которой строится знание. Двумя главными таттвами являются джива (душа), основное свойство которой – сознание, и аджива (всё, что не является душой). Материя в джайнизме – это одна из разновидностей адживы., обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, так называемая “кармическая материя”, обуславливающая связь души с телом. Единой души, или высшего Бога, не существует. Душ в мире столько же, сколько существ. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. В основе этики джайнизма лежит учение о непричинении зла живому существу.

551-479 до н.э.

Конфуций

Основоположник одного из ведущих течений в древнем Китае – конфуцианства. Взгляды Конфуция были изложены его последователями в книге “Луньней” (“Беседы и суждения”). Согласно Конфуцию, судьба человека определяется “небом” и то, что люди делятся на “благородных” и “низких” не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы, связывавший социальное неравенство с “небесной волей”. Другой сторонник Конфуция, Сюнь-цзы (298-238 до н.э.), создал материалистическое учение, по которому небо представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы (Дао) вещей, говорил он, должен использовать их в своих интересах. Но ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление “небесной воли”, что послужило основой для создания Дун Джун-шу (2 в до н.э.), конфуцианской ортодоксальной доктрины.

Около 395-335 до н.э.

Ян Чжу

Древнекитайский философ. В своем учении выступал с позицией наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и явления природы и общество подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды несвободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной необходимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний. Но гедонизм и эвдемонизм Ян Чжу не получил крайнего выражения. Он призывал пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Его индивидуализм явился

religionpeace.ru

Основные философские школы Древней Греции

Семь мудрецов

Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета.

Фалес (640-546) — основатель милетской, или ионийской школы — первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

Милетская школа

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа — древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) — принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 — ок. 540) считал началом всего бесконечную природу — нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.

Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, водой и землей.

Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Пифагорейцы

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: «Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым», «Пусть — что важнее всего — твоим главным судьей станет совесть».

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Академия

Академия Платона — религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Негеометр да не войдет!».

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Перипатетики

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: «Метафизика», «Физика», «Этика», «Риторика» , «Политика» и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

Эпикурейцы

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Стоицики

Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы»

Киники

Кинизм — одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

 

Философское учение Сократа

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н. э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сократ отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнего». В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта — человека. Сократ никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь философом, «любящим мудрость» (философия). Одно из известнейших его изречений — «знаю, что ничего не знаю» — объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не систематическом изложении какой-то области знаний. Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам, к быту. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно — нравственного мировоззрения. Считая излишним изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основной сущностью мира — «духовный принцип». В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели, что есть «нравственное» Истинная нравственность, по Сократу, — знание того, что есть благое и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели Сократ считал вечными и неизменными.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью. Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство), с помощью которого он помогал рождаться истине. А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов. При этом, Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, т.е. он обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. И все же что значит знать? А знать — это значит знать, что это такое. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета — определение, понятие. Если до него философы пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Тенденцию постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.




infopedia.su

Школы античной философии в Греции

ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов.

Одновременно в середине — второй половине VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет — родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с этого момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим.

В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов — учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя, — школы его учеников.

Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н.э.), последние следы деятельности которой можно увидеть почти 2000 лет спустя — в эпоху Возрождения.

В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу — Ликей, или Перипат.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год его отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

В истории греческой философии выделяют три периода: космополитический (до Сократа), антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается период эллинистической и римской античной философии, которая будет продолжать и разовьет многие из греческих учений.

До философии

Семь мудрецов

Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее популярными были Фалес из Милета, Биант из Приены, Солон, Питтак из Метилены, Клеобул из Линда, Хилон из Спарты и Периандр из Коринфа. Среди эллинов быыли очень популярны их изречения: «Соблюдай меру» (Фалес), «Ничего слишком» (Солон), «Познай самого себя» (Хилон), «Лучше всего — знать меру» (Клеобул), «Думаю, затем действую» (Биант) и многие другие. Питтак известен тем, что был правителем Лесбоса и первым издал в Греции письменные законы. Периандр был правителем Коринфа. Он добился его величайшего экономического и культурного расцвета, а также основал Истмийские игры.

Солон (640-560 до н.э.) был афинским архонтом. Для того чтобы преодолеть затяжной кризис государства, он произвел ряд реформ, распределявших права и обязанности граждан в зависимости от размеров имущества так, что зажиточные граждане имели больше прав, но и больше ответственности перед государством. В своих элегиях Солон писал о месте человека в обществе, о личной ответственности человека, о корысти и алчности, которые губят человека и государство.

Фалес (640-546) — основатель милетской, или ионийской школы — первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

Досократики

Досократики — это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа — древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) — принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 — ок. 540) считал началом всего бесконечную природу — нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.

Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, водой и землей.

Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Пифагор и его школа

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.

Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. В этом они близки к своим предшественникам — орфикам, последователям учения, проповедывавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых — приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития.

Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: «Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым», «Пусть — что важнее всего — твоим главным судьей станет совесть». Утром и вечером — в часы, наиболее подходящие для размышлений — следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать: «В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?»

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы — октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Сократ

Мифический образ Сократа был сформирован благодаря дошедшим до нас диалогам Платона и «Воспоминаниям» Ксенофонта. К сожалению теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академии Платона.

Суть собственной философии Сократ объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю.»

В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искуссно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот казалось бы близок к ней, Сократ находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.

В этом подходе Сократ являлся противником софистов, пытавшихся приобретать знания и умения в результате обучения

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Платон и Академия

Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы.

mirznanii.com