Античная философия сократ аристотель платон – Классическая античная философия (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии

7.Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия
Сократа

Сократ
(около 470-399 гг. до н. э.), который утверждал,
что степень обоснованности различных
мнений выявляется в процессе обсуждения,
диалога. Беседуя и споря, люди высказывают
об одной и той же вещи различные мнения,
которые каждому по отдельности кажутся
истинными, но в диалоге относительность
мнений становится явной. Однако выяснение
относительности мнений не является
окончательным итогом диалога. Следующий
шаг состоит в том, чтобы собеседники,
исходя из разнообразия своих взглядов,
преодолели разногласия и пришли к
наиболее приемлемому мнению.

Свой
метод преодоления такого рода мнений,
метод «порождения» все более
обоснованных мнений Сократ называл
словом «диалектика «. Своим девизом
он избрал фразу «Познай себя». Его
знаменитые слова «я знаю, что ничего
не знаю», — не ирония признанного
мудреца, а принципиальная позиция. Этой
фразой он утверждал, что преодолел в
себе наивную веру в непогрешимость
собственного мнения и готов при помощи
своих собеседников углублять свое
понимание того или иного вопроса. Сократа
просили многие быть его учениками,
однако он всем отказывал, но никогда не
отказывал в беседе или диалоге с кем-либо.

В
этике Сократ занимал позицию, которую
сегодня называют «этическим
рационализмом», то есть разумным
обоснованием этических норм. Счастлив
может быть лишь тот человек, который
соблюдает свое достоинство (добродетель),
а для этого нужно верно понять, в чем
оно состоит. Каждый человек стремится
к благу, однако благо может пониматься
по-разному. Это не означает, что все
понимания блага равноценны. Когда
человек ведет себя недостойно, он все
равно делает это ради стремления к
благу, однако его понимание блага,
вероятно, не получило достаточного
развития в общении с другими людьми.
Мнения о благе различаются степенью их
разумной обоснованности и согласованности
с мнениями других людей, и степень эта
выявляется в диалоге. Однако современники
не понимали его ироничных рассуждений.
Демократический суд, состоявший из
пятисот человек, после долгого обсуждения,
в котором участвовал и сам Сократ, решил
казнить филосо¬фа за неуважение к
существующим богам. Сократа обязали
выпить кубок отравы, приготовленной из
ядовитого растения. В течение многих
дней до исполнения приговора друзья
уговаривали Сократа сбежать, однако он
не сделал этого, посчитав такой поступок
недостойным, ведь приговор был вынесен
демократическим путем, в результате
диалога, а значит, сбежав, Сократ изменил
бы своим убеждениям.

Философия
Платона

В
числе тех, кто считал себя учеником
Сократа, был Платон (428/427 до н. э. — 348/347)
— один из крупнейших философов Древней
Греции. В отличие от Сократа, он не только
не отказывался учить других, но даже
основал школу в Афинах, которую прозвали
Академией.

Он
разработал учение об идеях. Идеи это
прообразы, сущности и гипотезы вещей,
предел, к которому вещи стремятся в
своем становлении. Все вещи в мире
изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном
становлении, ни одна вещь не повторяет
другую и даже сама от себя отличается
в разные моменты времени. Тем не менее
мы способны распознавать вещи, относить
их к определенным видам. Таким образом,
идея выступает принципом осмысления
вещи, благодаря которому текучая
реальность не расплывается перед нашим
взором в бесформенную массу, но
представляется в виде множества
определенных вещей.

Человек
способен постигать идеи в их единстве
и раздельности благодаря диалектике.
Диалектикой Платон называл умение
ставить вопросы и давать ответы, различать
и обобщать. Диалектика — это умение
рассуждать, мыслить логически. Благодаря
диалектике наши знания достигают
предельно возможной для человеческого
ума ис¬тинности.

Платон
критиковал все реально существовавшие
формы государственного устройства,
видя в них лишь отдаленные подобия
идеального государства. Государство
возникает потому, что люди поодиночке
не могут удовлетворить всех своих
потребностей. По мнению Платона, в
идеальном обществе должны быть три
сословия: философы, воины и работники.
Цель человеческой жизни Платон видел
в нравственном воспитании и очищении,
он ориентировал на достижение этой цели
всю организацию общественной жизни.

Философия
Аристотеля

Аристотель
(384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником
Платона. Критикуя своего учителя, он
возражал против вынесения идей в особый,
высший мир и, значит, удвоения мира. У
всякой вещи и всякого движения и изменения
есть свои причины. Все многообразие
причин Аристотель сводил к четырем: 1)
форма, или сущность, 2) материя, или
субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

Аристотель
классифицировал науки и выделил следующие
знания: теоретические (философия,
математика и физика), практические
(этика и политика) и созидательные
(искусства, ремесла, прикладные науки).
Знания, по его убеждению, тем ценнее,
чем более далеки они от утилитарных
целей. Созерцательная жизнь, чуждая
коры¬столюбию, посвященная познанию,
истине — наилучший образ жизни, ведущий
к божественному блаженству. По сравнению
с философией, познающей первоначала,
«все другие науки более необходимы,
нежели она, но лучше — нет ни одной».
Цель человеческих стремлений — блаженство.
Причем Аристотель имел в виду бла¬женство
в «земной» жизни

Государство,
по Аристотелю, возникает в силу
естественных причин: государственная
власть может принадлежать одному,
немногим или многим. Она может употребляться
на благо всего общества или только
обладателей власти. Соответственно
этим критериям Аристотель выделяет
шесть форм политического устройства.
Если люди, стоящие у власти, стремятся
к благу всего общества, то образуются
правильные формы государства: 1) монархия,
2) аристократия, 3) полития. Если властвующие
стремятся только к своей корысти, то
образуются формы, уклоняющиеся от
правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6)
демократия. В любом случае наилучшим
видом государственного устройства
будет «тот, в котором управление
сосредоточено в руках наилучших».

studfiles.net

9. Классическая философия Древней Греции. Сократ, Платон и Аристотель

9.Классическая
философия Древней Греции: Сократ, Платон
и Аристотель.

Величайшими
представителями классической философии
являются Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ
не оставил значительных философских
произведе­ний, но вошел в историю как
выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной
метод, выработанный и применяемый
Сократом, получил название «майевтика».
Суть майевтики не в том, чтобы научить
истине, а в том, чтобы благодаря логическим
приемам, наводящим вопросам подвести
собеседника к самостоятельному нахождению
истины.

Сократ
вел свою философию и просветительскую
работу в гуще народа, на площадях, рынках
в форме открытой беседы (диалога, спора),
темами которой были злободневные
проблемы того време­ни, актуальные и
ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность
и т. д.

Философ
был сторонником этического реализма,
согласно которому.


любое
знание есть добро;


любое
зло, порок совершается от незнания.

Историческое
значение деятельности Сократа в том,
что он:

• способствовал
распространению знаний, просвещению
граждан;

• искал
ответы на извечные проблемы человечества
— добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл
метод майевтики, широко применяемый в
современ­ном образовании;

• ввел
диалогический метод нахождения истины
— путем ее доказательства в свободном
споре, а не декларирования, как это делал
ряд прежних философов;

• воспитал
много учеников, продолжателей своего
дела (на­пример, Платона), стоял у
истоков целого ряда так называе­мых
«сократических школ».

Платон— основатель объективного идеализма.
Согласно учению Платона лишь мир идей
представляет собой истинное бытие, а
конкретные вещи — это нечто среднее
между бытием и небытием, они только тени
идей. Мир идей — божественное царство,
в к-ром до рождения человека пребывает
его бессмертная душа. Затем она попадает
на грешную землю, где временно находясь
в чел. теле, как узник в темнице она
вспоминает о мире идей. Бытие содержт
в себе противоречия: оно едино и
множественно, вечно и преходяще, неизменно
и изменчиво.

Теория
познания Платона опирается на его учение
о душе.

Платонсчитал, что человек, как телесное
существо, смертен. Душа же его бессмертна.
Когда человек умирает, его душа, по
Платону, не погибает, а
лишь освобождается от телесного покрова
как своей темницы и начинает свободно
путешествовать в поднебесной сфере. Во
время этого путешествия она соприкасается
с миром идей и созерцает их. Поэтому
суть процесса познания состоит в
припоминании душой того идей, которые
она уже созерцала. Истинное знание дает
только мышление. Мышление же это не
зависимый от чувственных восприятий
абсолютно самостоятельный процесс
припоминания. Только мышление дает
знание идей. Чувственное восприятие
порождает лишь мнения о
вещах.

Душа
состоит из 3 частей: разумной, котораясоздается самим творцом;аффективной и вожделеющей, котораясоздаются низшими богами. Победа разумной
части над страстями и вожделениями возм
при соотв воспитании. Т.к. люди не могут
личными усилиями прибл к совершенству
то необходимо гос-во и законы. Гос-во
основано на разделении труда между
разрядами своб граждан. В уч. о делении
граждан на разряды П руководствуется
своей классиф частей души.

Аристотель(384 — 322 гг до н э). Он критикует Платона
за то, что тот приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их
от чувственного мира. Сущность – это
единичное, обладающее самостоятельностью
бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть
вещь?” Ар-ль делит сущности на низшие
и высшие. Низшие сущности состоят из
материи и формы. Материя– это первичный
материал, потенция вещей.
Форма придает материи
актуальное состояние, т.е превращает
ее из возможности в действительность.
Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на
понятие формы. Форма, согласно Ар-лю –
это активное начало, начало жизни и
деятельности. Высшие сущности он называет
чистыми формами. Наивысшая сущность –
Перводвигатель, который служит источником
жизни и движения всего космоса.

Аристотель
выделяет 4 вида причин бытия:

1)
Материальные, то, из чего состоят вещи,
их субстрат.

2)Формальные,
в которых форма проявляет себя, образуя
сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь
есть то что она есть.

3)Действующие
или производящие – рассматривающие
источник движения и превращения
возможности в действительность,
энергитическая база формирования вещей.

4)Целевая
или конечная причина, отвечающая на
вопросы “Почему?” и “Для чего?”.

Учение
о перводвигателе
. Т.к. движение вечно,
Аристотель предполагал, что должно
существовать нечто, что приводит все
тела в движение. Это и есть первый
двигатель. Сам он не может находиться
в движении, ибо тогда следовало бы
предположить наличие еще одного
двигателя. “Первый двигатель” для
своей деятельности не нуждается в
существовании других тел, он сам есть
энергия, чистая деятельность. Будучи
энергией, перводвигатель не обладает
материей, он есть чистая форма – цель.
Душа явл-ся формой по отношению к материи.
Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому
существу. Ей обладают только растения,
животное и человек. Растительна душа
ведает функциями питания роста и
размножения – общими для живых существ.
Разумной душой обладает лишь человек.
Разумная душа — такая часть души, которая
познает и думает. Разум составляет
основное начало этой души. Отличие
чел-ка от животного – это способность
к интелектуальной жизни.

studfiles.net

Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель

Содержание.

 

Введение                                                                                                                  
3

1. Своеобразие античной философии 
и ее основные проблемы                        
4

1.1. Этапы развития античной философии                                                           
6

1.2. Особенности античной философии 
и ее историческое значение             
17

2. Философия Сократа                                                                                          
19

3. Основные идеи философии Платона 
и Аристотеля                                      
25

3.1. Основные идеи философии Платона                                                           
25

3.2. Основные идеи философии Аристотеля                                                     
27

Заключение                                                                                                            
32

Список используемой литературы                                                                      
34

 

 

Введение.

 

Философия с момента 
ее зарождения не только претендовала
на роль наставницы жизни, но и стремилась
к научной строгости, хотя практически 
никогда этого не добивалась. Как 
отмечал И. Кант, можно учить философствовать,
но не философии, ибо философия не имеет фундамента в виде эмпирической
базы. Она есть воздушный замок, живущий
лишь до следующего философа.

Тема моей контрольной 
работы называется «Античная философия».

Античная философия 
охватывает почти тысячелетний период
истории. Она возникла в Древней Греции так же, как и восточная
философия, в середине I тысячелетия до
н.э. и уступила свое место другой — средневековой
философии уже после распада Римской империи
— к VI в. н.э.

Отличительной чертой античной
философии является формирование нового
способа духовного самовыражения, который
уже у первых античных философов приобрел
стройную логическую форму и характеризуется
рациональным постижением мира.

Четкие рациональные
мотивировки античных философов 
выделяют их среди других древних 
мыслителей. Появление первых философских школ в городах
Малой Азии не было случайным, так как
именно там восточная культура и мудрость
оказали непосредственное влияние на
мировоззрение греческих мудрецов. Это
влияние можно обнаружить, например, в
научно-практических знаниях (астрономических,
геометрических, математических), которые
трансформировались у греков в общую систему
чисел и геометрических фигур.

Для того, чтобы выполнить 
контрольную работу по заданной теме,
я поставила перед собой следующие 
задачи:

1. Определить своеобразие античной философии и ее
основные проблемы.

2. Раскрыть философию 
Сократа.

3. Раскрыть основные 
идеи философии Платона и Аристотеля.

 

1. Своеобразие античной 
философии и ее основные проблемы.

 

Античная философия – исторически первая форма европейской
теоретической мысли, ставшая основой
развития и культурным горизонтом для
всех последующих форм мышления, возникавших
в рамках интеллектуального пространства
средневековой, новой и современной Европы.
Хронологически история античной философии
охватывает период около 1200 лет, с 6 в. до
н.э. по 6 в. н.э.

Географически перед 
нами – восточная половина Средиземноморья,
где в течение указанного периода 
времени успели смениться полисная
демократия Древней Греции времен независимости,
эллинистические монархии, возникшие после распада империи
Александра Македонского, Рим республиканский
и Рим императорский. Все это время языком
античной философии был греческий, хотя
безусловно важно постепенное оформление
латыни как философского языка (Лукреций,
Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего
периода, когда античная философия сосуществовала
с христианским вероучением, принципиальной
особенностью был ее «языческий» характер
– соответственно, христианские мыслители
2–6 вв. оказываются за рамками курса истории
античной философии.

Условная дата начала
античной философии – 585 г. до н.э., когда 
греческий ученый и мудрец Фалес 
из Милета предсказал солнечное затмение,
условная заключительная дата – 529 г. н.э.,
когда эдиктом христианского 
императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя
философская школа античности. Условность
этих дат заключается в том, что в первом
случае Фалес оказывается «родоначальником
философии» (впервые так его назвал Аристотель
в «Метафизике») задолго до появления
слова «философия», а во втором случае
история античной философии считается
завершенной, хотя несколько выдающихся
ее представителей (Дамаский, Симпликий,
Олимпиодор) продолжали свою научную работу.
Тем не менее эти даты позволяют определить
то пространство, внутри которого возможно
схематичное изложение разнообразного
и разнородного наследия, объединяемого
в понятии «античная философия».

 

Источники изучения:

1. Корпус философских 
текстов античности, сохранившийся 
в средневековых рукописях на 
греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона,
Аристотеля и неоплатоников – философов,
представлявших наибольший интерес для
христианской культуры.

2. Тексты, ставшие известными 
ученым только в Новое время 
благодаря археологическим раскопкам; 
наиболее важные находки – эпикурейская библиотека папирусных
свитков из Геркуланума, каменная стелла
с высеченным на ней эпикурейским текстом,
папирусы с «Афинской политией» Аристотеля,
найденные в Египте, анонимный комментарий
2 в. н.э. к платоновскому «Теэтету», папирус
из Дервени 5 в. с толкованием Гомера.

3. Античные тексты, сохранившиеся 
только в переводе на другие 
языки: латынь, сирийский, арабский 
и еврейский. Отдельно можно 
упомянуть античные историко-философские 
тексты, которые одновременно являются 
и перво- и второисточниками по античной философии. Наиболее
распространенные жанры античной историко-философской
литературы: философские биографии, компендии
мнений, в которых учения философов группировались
тематически, и школьные «преемства»,
совмещавшие первые два метода в рамках
строгой схемы «от учителя к ученику».
В целом от античности до нас дошла сравнительно
небольшая часть текстов, и та выборка,
которая сохранилась в силу исторических
обстоятельств, может быть признана репрезентативной
с оговорками. Исследователям часто приходится
обращаться к методам реконструкции источников
для восстановления более полной картины
философской мысли древности.

 

1.1. Этапы развития античной философии.

 

Для удобства первоначального 
обозрения историю античной философии 
можно разделить на следующие периоды:

  • ранняя греческая философия;
  • софисты и Сократ;
  • Платон и Аристотель;
  • эллинистическая философия;
  • философские школы в эпоху Римской империи;
  • неоплатонизм.
    • Ранняя греческая философия, или «Досократики» (6–5 вв. до н.э.).

Основные философские центры: Иония (западное побережье
Малой Азии), Сицилия, Южная Италия.

Содержательно для этого периода 
характерен интерес к космологии
и натурфилософии: размышление о 
начале, причине и составляющих элементах 
видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т.е.
о его природе. Представления о человеке уже осознаются
как собственно философская проблематика,
однако включаются в контекст учения о
космосе как его дополнительный раздел;
учение о человеке постепенно обретает
черты самостоятельности и развивается
от физиологии (человек как элемент космоса)
и психологии (псюхе человека как одушевленный
элемент космоса) к рационалистической
этике, обосновывающей правила поведения
в обществе в связи с некоторым идеалом
(благом, счастьем).

Главнейшие философы
6 в.: 

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит.

Философской поэмой Парменида и позже учением Зенона Элейского и Мелисса, объединяемых вместе в Элейскую школу, подводится первый итог и дается первая
критика ранних космологий: как обосновать
учение о космосе и его начале (будь то
вода, как у Фалеса, или огонь, как у Гераклита)?
Как можно мыслить множество и движение?
Что значит «быть»? После монистической
онтологии элеатов, представляющей собой
экспликацию понятия бытия и положившей
начало метафизической традиции в античной
философии (основная линия преемства:
Парменид – Платон – Аристотель – Плотин),
собственно натурфилософская традиция
была возобновлена уже в плюралистических
системах 5 в. В них множество и движение
были уже исходными постулатами: Эмпедокл учил о четырех «корнях» -первоначалах, Анаксагор, Архелай и атомисты – о бесконечном их множестве,
причем движущее начало в одних системах
представлялось отделенным от материальных
элементов (Эмпедокл, Анаксагор), в других,
как в атомизме Левкиппа-Демокрита, самим первоэлементам-атомам
приписывалось вечное движение. Уже в
этот ранний период греческая философия
вполне сформулировала два универсальных
тезиса, которые позволяют говорить о
ней как о своеобразной школе мысли: «из
ничего ничего не бывает» (т.н. «закон сохранения
бытия») и «подобное познается подобным».
Первый образует фундамент классической
античной онтологии и космологии, которая
в противоположность христианскому учению
не является креационистской (креационизм
«Тимея», давший основание Нумению во
2 в. н.э. назвать Платона «греческим Моисеем»,
не допускает творения из ничего). Второй
тезис образует фундамент классической
теории истины и служит критерием для
согласования учения о душе (познающем
субъекте) и учения о бытии (познаваемом
объекте). Независимо от понимания природы
души, истинное познание возможно лишь
при условии «подобной» природы познающего
и познаваемого (напр., Демокрит считает
познание возможным потому, что и предметы,
и душа состоят из атомов).

Для этого периода 
принят также термин Досократики (предложен Дильсом), хотя его условность очевидна: Демокрит,
виднейший из досократиков, пережил Сократа
на 40 лет.

  • Софисты и Сократ: Эллинское просвещение (2-я пол. 5 в. до н.э.).

С этого времени основным
философским центром Греции становятся
Афины. Для данного периода характерен
перенос внимания с натурфилософских
проблем познания мира на этико-социальные проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе
их позволяет объединить общее для них
стремление к публичным диспутам, профессиональной
педагогике, особое внимание к риторике
как форме выражения любых идей. Частным
образом и по официальному приглашению
они посещали различные города (полисы)
Греции и за плату давали уроки по различным
дисциплинам, которые ныне принято называть
«гуманитарными». Воспитание (пайдейа̲)
как вторая природа человека и как основа
человеческого общежития – направляющая
идея софистики. Среди их излюбленных
приемов была демонстрация зависимости
норм морали и законов общежития от волевого
решения человека (терминологически закреплено
оппозицией «природа – закон»), отчего
в историко-философском отношении их взгляды
считают релятивистскими. Релятивизм
софистов был произволен от общериторических
установок и не был формой теоретизирования.

Противопоставление природы 
и закона (номос – фюсис), отражая 
одну из наиболее ярких особенностей периода,
послужило основой для социального реформаторства
софистов.

Наиболее известные софисты: Протагор,Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик.

Современник софистов Сократ близок к ним своим интересом к «социальной
философии» и педагогике, но отличался
иным пониманием своего учительства. Он
говорил, что «ничего не знает» и потому
не может никого учить, больше любил не
отвечать на вопросы, а задавать их, призывал
не добиваться успеха и не искать выгоды,
но заботиться прежде всего о своей душе,
он не судил о вопросах религии, но говорил,
что бог («демоний») есть в каждом и что
сам он иногда слышит его голос. Сократ
полагал, что проверить, нашли мы истину
или нет, можно, если посмотреть после
всех рассуждений на себя самих: если мы
рассуждали о том, что такое добро, но сами
добрее не стали, значит, мы не узнали главного;
если же мы стали лучше и добрее, значит,
мы достоверно узнали истину. В Афинах
Сократ собрал вокруг себя кружок постоянных
слушателей, которые не составляли школы;
однако некоторые из них (Антисфен, Евклид, Аристипп, Федон) основали собственные школы после его
трагической смерти. Для всей последующей
истории Сократ стал философом как таковым,
одиноко противостоящим «софистам» в
своем стремлении к истинной мудрости.

  • Платон и Аристотель: Классика античной мысли (4 в. до н.э.).

Самый выдающийся из многочисленных
слушателей Сократа – Платон стал родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого влиятельного философского учения
античности. В 387 г. им была основана философская
школа (Академия), история существования которой завершится
вместе с историей самой античной философии.
Среди учеников, а впоследствии сотрудников
Академии – Евдокс Книдский, Гераклид Понтийский, Ксенократ, Филипп Опунтский, Спевсипп, Аристотель. После смерти Платона (347 г.) Академию
возглавил Спевсипп, после Спевсиппа –
Ксенократ. Самым знаменитым учеником
Платона был Аристотель, пришедший в Академию
в 366 г. в возрасте 18 лет и остававшийся
в ней до смерти учителя. В 335 г. Аристотель
основывает в Афинах свою школу – Ликей,
или «Перипат» (последователи Аристотеля
– перипатетики). Среди сотрудников Ликея
– Теофраст, Евдем Родосский, Дикеарх, Аристоксен. После смерти Аристотеля в 322 г. Ликей
возглавил Теофраст.

Аристотелизм стал вторым важнейшим 
духовным течением античности, оказавшим 
существенное влияние на последующую 
философию Востока (арабская философия)
и Запада (схоластика). В случае с 
Платоном и Аристотелем мы впервые
в истории античной философии можем говорить
и о значительном корпусе сохранившихся
текстов, и о масштабных философских системах,
охватывающих широкий круг вопросов космологии,
физики, логики, онтологии, этики. При этом
ни у Платона, ни даже у Аристотеля мы не
находим изложения учения в систематическом
виде, однако система в смысле устойчивых
понятийных координат имманентно присутствует
во всех их главных сочинениях. По жанру
основная часть произведений Платона
представляет собой диалоги, основная
часть наследия Аристотеля – исследовательские
трактаты («прагматии») и записи к лекциям.

stud24.ru

2. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель)

Сократ (ок. 470 –
399 до н.э.)

По мнению Сократа,
люди поступают безнравственно,
заблуждаются и страдают именно потому,
что не знают, чтó есть добро, а чтó –
зло. Сократ предпочитал речам
непосредственный разговор с собеседником.
Путем наводящих вопросов и ответов
соображения собеседника последовательно
доводились до абсурда. По мнению Сократа,
каждый человек уже содержит в себе
знание истины, но только не осознает
ее, пока предложенные ему вопросы не
приведут его к противоречию с самим
собой, а, следовательно, к признанию
своего невежества. Сомнение же в
истинности прежних суждений ведет к
самопознанию.

Платон Афинский
(ок. 427 – 347 до н.э.)

Мир, воспринимаемый
человеческими чувствами, есть лишь
слабое отражение, бледный отпечаток
самостоятельно существующих «идей» –
сверхчувственных прообразов всех вещей,
которые постигаются только в мышлении.

Душа человека
бессмертна. После вхождения в тело она
способна помнить все то, что она совершила
в ином мире. Видя общее между столами,
домами, людьми, человек вспоминает
«идеи» этих вещей – вечные и неизменные.

В душе человека
соединяются два начала: разумное
«светлое» и неразумное «темное». Душа
принадлежит и земному миру, и занебесной
области. Вслед за пифагорейцами Платон
называет тело «гробницей души». Только
любовь к мудрости – философия – вновь
окрыляет душу.

Аристотель из
Стагиры (384 – 322 до н.э.)

Аристотель не
признавал самостоятельного существования
общих понятий – «идей». Общее не
существует отдельно от единичного, но
пребывает в самой единичной вещи и
познается только через нее. Не созерцание
запредельного мира «идей», а наблюдение
мира реальных вещей ведет к пониманию
высшей истины.

Следует предположить
существование двух «первых» вещей.
«Первое движимое» – «первое небо»
(сфера «неподвижных звезд»). «Первое
движущее» – «неподвижный вечный первый
двигатель». Это Бог-Перводвигатель. Он
неподвижен и бестелесен.

Причин бытия
четыре:

  1. форма – «формальная
    причина»;

  2. материя –
    «материальная причина»;

  3. источник движения
    – «действующая причина»;

  4. цель – «целевая
    причина».

«Форма» Аристотеля
– это платоновская «идея», превращенная
из занебесного «образца» во внутренний
принцип существования вещи. Формы вечны
и неизменны.

Аристотель различает
четыре типа движения:

  1. возникновение и
    уничтожение;

  2. качественное
    изменение;

  3. количественное
    изменение, т.е. увеличение и уменьшение;

  4. перемещение вещи
    с места на место.

3. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)

Киники

Основателем
философии киников был Антисфен (ок. 446
‒ 366 до н.э.). Антисфен отстаивал воззрение
о том, что существует лишь то, что можно
воспринимать чувствами. Поэтому реально
существует лишь единичное, лишь отдельные
вещи. Антисфен отвергает и идеалистическую
интерпретацию души как вечную, бессмертную
и противоположную смертному телу. Он
характеризует ее как материальную и в
определенном смысле аналогичную телу,
которое ее содержит.

В центре интересов
Антисфена, как и всей остальной кинической
философии, находятся этические проблемы.
Вершиной добродетели он считает автаркию
‒ автономию нравственной личности.
Киники отвергали потребительскую жизнь,
презирали почести. Согласно их этическому
учению, естественные потребности людей
нужно удовлетворять, однако неправильно
в процессе удовлетворения этих
потребностей стремиться к наслаждению.

Наиболее известным
пропагандистом кинической этики был
Диоген из Синопа (ок. 404 ‒ 323 до н.э.),
известный своей скромной, непритязательной
жизнью. Идеал простой жизни киники
весьма тесно связывали с возвратом к
природе. Естественное удовлетворение
природных потребностей, устранение
всех искусственных препятствий и
достижение автаркии являются главным
смыслом кинической этики. Высшим
нравственным идеалом киников, которого
можно достичь путем подавления страстей
и ограничения до минимума потребностей,
является полная апатия ‒ безразличие
к миру, обществу, почестям и всем прочим
ценностям.

Стоицизм

Основателем
стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 333 –
262 до н.э.). Свое название это философское
направление получило от названия места,
где собирались ученики Зенона. Это была
Стоя – пóртик в Афинах (портик – крытая
коллонада храма).

Мир («космос»)
находится в бесконечном пространстве
и является разумным живым существом,
которое организует все свои части в
целесообразно устроенное целое. В мире
существуют два начала – активное и
пассивное, «действующее» и «претерпевающее».
Действующее начало – это Логос, или
Бог. Претерпевающее начало – это
бескачественная сущность, материя. Оба
начала телесны и не имеют формы.

Действующее начало
представляет собой тончайшую материю,
всюду распространенную и все наполняющую.
Стоики называли ее «пневмой».

По истечении
определенного периода времени наступает
«мировой пожар», и все вещи вновь
обращаются в огонь. Затем возникает
новый мир, после чего следует новый
«мировой пожар». Так следует друг за
другом бесконечное число мировых циклов.

Все в мире
предопределено.

Страсти следует
не только смирять, но и искоренять, т.е.
стремиться к освобождению от страстей,
к «бесстрастию» ‒ «апатии». Стоики
проповедовали космополитизм – учение
об универсальном мировом гражданстве,
равенстве и братстве всех людей как
детей единого Бога, или природы.

Эпикур Афинский
(341 – 271 до н.э.)

Цель философии –
достижение счастья, т.е. полного отсутствия
страданий. Философия состоит из трех
частей: этики, физики и каноники. Этика
– главная из частей. Она представляет
собой учение об условиях достижения
счастья и о том, что ему препятствует.
Обоснованием этики служит физика –
учение о природных началах (атомах) и
строении мироздания. Обоснованием
физики служит каноника – знание критерия
истины и правил ее постижения.

Эпикур признавал
существование Богов, которые не влияют
на жизнь Вселенной и человека, живут
незаметно.

Атомы движутся в
пустоте с одинаковой скоростью
прямолинейно, т.е. сверху вниз. Но они
способны на спонтанное (случайное)
отклонение от прямолинейного движения,
в результате чего их траектории
пересекаются, образуются вещи, взаимосвязи
между вещами и само мироздание. Поскольку
такое отклонение случайно, возможна
свобода в движении атомов, а значит и в
поведении людей.

Началом и концом
счастливой жизни является наслаждение.
Эпикур сводил наслаждение к отсутствию
страданий. Цель жизни заключается в
состоянии полной свободы от телесных
страданий и душевных тревог, т.е. в
душевной невозмутимости и безмятежности
‒ атараксии.

studfiles.net

Философия Сократа, Платона, Аристотеля, ее значение для античной культуры и современности

В середине V века в Древней Греции полисная система достигает своего расцвета. В Афинах устанавливается демократическим форма государственности с элементами аристократического правления, которая предполагает участие всех граждан в управлении государством. Это требует умения красиво и аргументировано Говорить, доказывать свое мнение в судах и народном собрании — высшем органе управления. Именно поэтому в данный период развиваются риторика (искусство красноречия), эристика (искусство спора) и логика (искусство правильного мышления). Навыкам риторики иэристики обучали первые платные учителя философии софисты (от греческого слова «софистэс», — мудрец, знаток). Софистов поддерживал Перикл, просвещенный правитель Афин, который на протяжении длительного времени избирался на высшие государственные должности. Однако уже в конце V века до н.э.слово «софист» приобретает негативный смысл.

Это было связано с тем, что софисты могли одинаково убедительно доказывать совершенно противоположные утверждения. В условиях стремительных изменений законов, традиций и обычаев, казавшихся ранее незыблемыми, софисты поставили под сомнение объективность государственных законов, религиозных и моральных принципов.

В центре внимания софистов оказывается конкретный, индивидуальный человек, с его желаниями и чувственными стремлениями. Для софистов человек является носителем мнения, знанием объективной истины он не обладает. Софисты Протагор и Горгий полагали, что объективная истина непознаваема. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Ход рассуждений софистов таков: мир материален, но основное свойство материи — изменчивость. Все в мире постоянно меняется на противоположное, соответственно, о каждом предмете можно высказать два противоположных мнения. Из этого утверждения Протагор делает вывод: «Если о каждой вещи мира можно высказать два противоположных мнения, то все, что бы мы ни сказали, будет истинным. Отсюда — все истинно». Другой софист Горгий из этих посылок вывел обратный вывод, что все ложно. В своей работе «О природе или о несуществующем» Горгий доказывает невозможность и бессмысленность попыток познания природы.

Учитывая невозможность объективных общекосмических критериев добра и зла, истинности и ложности, Протагор объявляет таким критерием представления самого человека: «Человек есть мера всех вещей». Указывая на разнообразие законов и религиозных обычаев различных стран, софисты считали закон и религию безосновательными, изобретенными человеком, а не данными богами. Поэтому уже в конце пятого века софисты стали рассматриваться как реальная угроза основам полисной государственности. Деятельность софистов была официально запрещена.

Противоположным по духу философом этой эпохи был Сократ. Если софисты рассматривают человека с чувственной стороны, то для Сократа человек, в первую очередь, является носителем разума. Разум позволяет человеку познать различие между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий — справедливости, блага, мужества, которые являются определениями Бога. Бог Сократа предстает как космический разум, благо и истина. Он проявляется в разуме каждого человека. Особое место в философии Сократа занимает учение о душе как о нефизической идеальной сфере бытия. Забота о душе, ее воспитание и образование, становится главной целью бесед Сократа. Сократ был убежден, что человек не может усвоить знание внешним образом как информацию. Знание может быть лишь результатом собственных размышлений и волевых усилий, вследствие которых в душе формируются непоколебимые нравственные принципы. Отсюда проистекает известное изречение «Познай себя».

В своих беседах Сократ занимался поиском определений блага и одновременно стимулированием самостоятельного мышления собеседника, начиная с простых и понятных каждому тем и постепенно продвигаясь к более сложным вопросам. Метод ведения философской беседы Сократ называл «диалектикой», что означает «искусство разделять», то есть проводить различие между добром и злом и распределять понятия по категориям. Беседа предполагала, как правило, два этапа: этап иронии, на котором Сократ показывал собеседнику неопределенность и противоречивость его представлений, то есть требовал отказа от следования расхожим мнениям и предрассудкам, и этап «майевтики» (от греческого термина, обозначавшего искусство повивальной бабки) или «рождения истины», когда предпринималась попытка дать определение обсуждаемого понятия. Сам Сократ ничего не писал, о его беседах известно из произведений Платона и Ксенофонта Афинского. Последователями Сократа стали Платон и представители Сократических школ — кинической, киренской и мегарской.

В сократических школах, получивших распространение в IV III вв. до н.э., исчезает различие между философскими взглядами софистов и Сократа. Для представителей Киренской школы, основателем которой был Аристипп, как и для Сократа, цель жизни — благо или счастье, однако, в отличие от Сократа, счастье понимается ими как удовольствие и наслаждение. Подлинно счастливым может стать только человек мудрый, который на основе знания способен сделать выбор между ощущениями, ведущими к страданию, и ощущениями, приносящими наслаждение, между злом и добром. Представители Кинической школы, основанной Антисфеном, также считают целью жизни счастье, по понимают его как свободу, выражающуюся в независимости от собственных желаний. Киник стремится быть подобным богам, которые счастливы, ни в чем не нуждаются и ни от кого не зависят. Кинический мудрец — это аскет, который отказался от имущества, богатства, социальной и политической деятельности. Ярким представителем кинизма был Диоген Синопский, живший в глиняной бочке. Для Диогена такая жизнь была еще и способом возвращения к природе, к состоянию догосударственной жизни, которое киники рассматривали как «золотой век». Мегарская школа считает, что подлинное благо представляет собой единое и неизменное бытие, а все остальное, что не обладает единством, — зло. Мир единичных вещей — это противоположность блага, зло и небытие. Для обоснования этого тезиса мегарцы создавали остроумные логические аргументы.

Ученик Сократа Платон является наиболее значительным представителем не только античной философии, но и всей западной философии в целом. В его учении осуществляется синтез натурфилософии досократиков с философской антропологией Сократа. Тем самым Платон преодолевает ограниченность натурфилософии, в которой отсутствовала проблема человека, и ограниченность философии Сократа, в которой не было учения о космосе. В результате Платон создает всеобъемлющую философскую систему, которая раскрывает космос как диалектическое единство духовного и физического, как совершенный живой организм. Взгляды Платона изложены в его многочисленных произведениях, написанных в форме диалогов, наиболее важными из которых являются «Федон», «Пир», «Теэтэт», «Парменид», «Тимей» и «Государство». Платон является основателем Академии, главного философского заведения античности, просуществовавшего до VI века нашей эры.

Критически переосмысливая опыт предшественников, Платон рассматривает космос как живой организм, у которого есть ум, душа и тело. Космический ум играет решающую роль во всех сферах космической жизни. Он предстает как совокупность мыслей или понятий, которые Платон обозначает термином «идея». Идея — это общее понятие, напоминающее общие понятия в философии Сократа, которое у Платона становится активно действующей духовной субстанцией. Идея является причиной бытия вещи, источником ее внешней формы и внутренней структуры, а также целью, к которой стремится развитие вещи. Рассмотрение взаимодействия идеи и вещи осуществляется у Платона на основе диалектики, соединяющей в единое целое диалектику элеатов, Гераклита и Сократа.

Чувственный мир есть диалектическое единство противоположностей — ума и тела, идеи и материи, предела и беспредельного, единого и многого. Находясь посредине между бытием и небытием, идеальным и материальным, чувственный мир всегда стремится к высшему и идеальному, однако его постоянно тянет вниз бесформенная материя. Поэтому все в космосе находится в процессе рождения и умирания, перехода от бытия к небытию и от небытия к бытию. Используя мифологические образы, Платон характеризует чувственный космос, как дитя, рожденное от брака космического ума-отца, содержащего в себе все идеи, и бесформенной матери-материи. Космос — живое существо, которое обладает умом, содержащим идеи-образцы всех вещей, душой, которая является источником движения, и составленным из четырех элементов математически упорядоченным телом, в котором находятся ум и душа. Единство всех частей космоса обеспечивает Единое или Благо (аналог единицы Пифагора), которое выше Ума и поэтому непознаваемо. Строгая иерархия космоса воспроизводится в человеке, душа которого состоит из трех частей: разумной, аффективной (волевой) и вожделеящей. Как и в космосе, в душе человека разум вместе с волей должен подчинять себе вожделения. Душа человека есть часть космической души, поэтому она уже потенциально обладает всеми возможными знаниями. Попадая в тело, душа забывает то, что она знала, находясь в высших сферах космоса. Поэтому процесс познания есть процесс припоминания, который возможен лишь, на основе рассмотрения противоречий.

По образцу совершенной космической иерархии должно строиться и государство. Идеальное государство, как и космос, имеет ум, душу и тело. Умом государства являются философы-правители которые выбираются из военного сословия. Душой государства, его волей, подчиненной уму, являются воины, защищающие государство и обеспечивающие в нем порядок. Как правители, так и воины не имеют частной собственности и ведут аскетический Образ жизни. Тело государства представлено третьим сословием, Которое включает в себя земледельцев, ремесленников, торговцев и представителей других неблагородных профессий. В отличие от правителей и воинов, представители низшего сословия наслаждаются всеми благами жизни. В платоновском совершенном государстве каждый человек должен заниматься тем, к чему он имеет природные способности, то есть своим делом. Правителям должна быть присуща мудрость, воинам — мужество, третьему сословию — умеренность. Все три сословия объединяет главная добродетель государства — справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом в соответствии с природными способностями. Космическая справедливость — это гармоничность, упорядоченность и структурированность.

Анализируя жизнь современного ему полиса, Платон говорит о неизбежной деградации идеального государства, причиной которого становится несовершенство человеческой природы. Неправильными формами государственного устройства, которые одновременно представляют собой последовательные этапы упадка идеального строя, являются:
— тимократия — власть честолюбцев или военное государство, где вместо мудрости на первое место ставится мужество и отвага;
— олигархия — власть богатого меньшинства, которая устанавливается в результате накопления правителями богатств;
— демократия — власть бедного большинства, свергнувшего олигархов;
— тирания — власть одного тирана, который приходит к управлению государством в результате демократических выборов.

Если в справедливом государстве все управляется разумной частью души, то в тирании как абсолютно несправедливом государстве все подчинено самым низменным желаниям вожделеющей части души.

Будучи крупнейшим событием античности, философия Платона является вершиной развития классического периода и образцом для последующих этапов истории философии.

Аристотель, ученик Платона, провел 20 лет в платоновской Академии, общаясь как с самим Платоном, так и с другими известными философами. В результате, ему удалось создать оригинальный вариант платонизма, в котором получили дальнейшую разработку основные идеи Платона. Вместе с тем, в философии Аристотеля проявился целый ряд противоречий, свидетельствовавший о закате классической эпохи. В произведениях «Метафизика», «Физика», «Политика», а также ряде логических и естественнонаучных работ излагается оригинальная доктрина Аристотеля. Он также был учителем крупнейшего полководца Александра Македонского и основателем Ликея, собственного учебного заведения.

Развивая платоновское учение об идеях, Аристотель стремится подчеркнуть их активные формообразующие функции. Идея или форма — общее понятие, сущность вещи, познаваемое разумом с помощью логического определения. В форме сосредоточены три причины бытия вещи: ее форма или структура, производящая причина и цель движения. Четвертая причина бытия вещи заключается в материи, в которой форма воплощается. Осуществление четырех причин бытия представляет собой переход от южности к действительности, в процессе которого раскрывается смысл и предназначение вещи.

Основное отличие Аристотеля от Платона состоит в отказе от образного мифологического способа изложения философских Концепций. Кроме того, Аристотеля отличает стремление к детальному описанию единичных вещей и подробнейшему анализу понятий. С точки зрения логики Аристотеля, идея не может одновременно быть в вещи и вне нее, как это было у Платона. Поэтому аристотелевские формы не существуют вне тех вещей, сущностью которых они являются.

Весь космос образует иерархию форм, от низших, наиболее низких к материи, до высших, управляющих движением звезд и планет. Пирамиду форм венчает Ум-перводвигатель, который является источником движения всех вещей и самого космоса. Его изучением занимается высшая наука — первая философия или теология, позднее названная термином «метафизика». Погруженный в созерцание самого себя как самого совершенного в мире предмета, божественный Ум-перводвигатель не интересуется жизнью чувственного космоса. Однако каждая вещь стремится к нему как к высшей цели, что и определяет существование космического движения. Весь космос пронизан телеологическими, то есть целесообразными отношениями и представляет собой разумное упорядоченное целое.

Каждая вещь характеризуется Аристотелем с помощью понятия сущности или субстанции. Сущность — конкретная единичная вещь, представляющая собой соединение формы и материи, понятия и физического субстрата, идеального и материального. Сущность познается логическим определением через род и ни твое отличие, где род — это материя, а видовое отличие — форма. С помощью логических умозаключений возможно познание космоса, так как логика раскрывает реально существующие связи бытия. Аристотель выделяет 10 наиболее общих категорий, описывающих бытие вещей. Среди них важнейшие — сущность, количество, качество, отношение.

Физика Аристотеля рассматривает важнейшие проблемы Движения, пространства и времени, которые были поставлены предшествующей философией. В середине космоса находится неподвижная земля, вокруг которой расположены три других элемента: вода, воздух и огонь. Вокруг земли вращаются сферы солнца, луны и пяти планет. Крайняя сфера — небо неподвижных звезд, состоящих из пятого элемента — эфира. Каждый из пяти элементов определяет существующие виды движения. Вода и земля движутся вниз как тяжелые элементы, воздух и огонь движутся вверх, к сфере звезд. Эфир как самый совершенный элемент обладает и самым совершенным движением — круговым. В структуре космоса существует фундаментальное разделение на подлунный (земной) и надлунный (небесный) миры. Они описываюся противоположными характеристиками. Надлунный мир — это божественный мир звезд и планет, который живет по вечным и неизменным математическим законам. В нем происходит вечное совершенное круговое движение небесных тел. Подлунный мир — это земной мир, в котором все несовершенно, изменчиво и преходящее, который не допускает математически точного познания.

Душа является формой и состоит из трех частей: растительной, животной и разумной. Разумная часть души, взятая вместе с животной (волевой) распадается на теоретическую и практическую. Критикуя Сократа, Аристотель доказывает, что для добродетели нужны не только знания (теория), но и соответствующие действия (практика).

Добродетельная жизнь возможна только в государстве, поэтому этика является частью политики — царской науки об управлении государством. Государство возникает из природы на основе семьи. Несколько семей образуют селение, несколько селений — государство или полис. Общественная сущность человека зафиксирована Аристотелем в известном определении: «Человек есть политическое животное, наделенное разумом». Каждая семья представляет собой основную структурную единицу государства, выступая как домашнее хозяйство, правильное ведение которого изучается специальной наукой — экономикой. Аристотель признает необходимость наличия частной собственности как основы домашнего хозяйства и рабства как условия обеспечения граждан свободным временем для получения образования и занятия политикой.

Изучив на обширном материале формы государственного устройства и конституции греческих полисов, Аристотель приходит к выводу, что существует три правильных формы государственного устройства: монархия — власть царя, аристократия — власть группы лучших, и политика — власть среднего военного сословия. Все три формы отличает правление, осуществляемое в интересах всех граждан. Отклонениями от них являются тирания, анархия и демократия. Будучи одинаковыми по структуре с правильными формами, неправильные отличаются правлением в интересах самих правителей, а не всего государства.

psyera.ru

Античная философия, ее основные учения и представления (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)

Главная » Шпоры » Философия » Античная философия, ее основные учения и представления (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)

Демокрит (460-370 до н.э.). Был продолжателем атомизма, основателем которого был Левкип. (Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.). Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей – их множества, движения и изменения.

Исходное положение теории атомизма – существование атомов и пустот, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Поскольку атомы и пустота невидимы, то их существование удостоверяются размышлением, основанным на чувствах наблюдениях. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. «Лишь в общем мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого.

Учение Демокрита распространяется и на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органов сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда.

Сократ (469-399 до н.э. афинянин). Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющих предмет обсуждения.

Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. Сократ выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает значения органов чувств. Главная задача познания – познание самого себя (самопознание).

Знание – это обнаружение общего для целого ряда вещей, т.о. знание есть понятие о предмете, и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.

В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, который, зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость – совершенное знание.

Платон (427-347 до н.э. афинянин). В зрелый период им был написан трактат «Государство», затем диалоги «Пир», «Теэтет», «Федон». К поздним работам относится диалог «Законы». Философское учение Платона охватывает широкий круг вопросов – о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, разделе труда, воспитанию, искусстве.

Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами является бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Мастер принимает на себя идеи и превращает их во множество чувственных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существующих предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология – учение о целесообразности)

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей – мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинное сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математические знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеям.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которая создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизится к совершенству то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Раз части должен соответствовать: разряд правителей – философов, аффектной – воинов, вожделенной – ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

Частная собственность и семья подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правительства и воинов личной собственности, а также учение о общности женского и государственного воспитания детей.

Аристотель (384-322 до н.э.). До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Философия Аристотеля. охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

По Аристотелю каждая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

По Аристотелю источником познания является чувственный опыт, а ощущения предполагает независимый от сознания предмет восприятия.

Логика по Аристотелю – наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей являются по Аристотелю отражениями объективно существующих связей. В центре всех этих исследований лежит теория умозаключений. В соответствии со спецификой античного знания, ограниченного прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез, Аристотель главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращает мало внимания.

В своих общественно политических теориях Аристотель различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы – это тирания, олигархия и крайняя демократия.

psyfaq.ru

Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель

Созданный Платоном и Аристотелем 
образ философа и философии оставался 
значимым и привлекательным в 
течение всего периода античности,
а их философский язык – понятным
не только ученикам и экзегетам, но и оппонентам.
Сама терминологизация понятия философии
как «стремления к мудрости» произошла
именно в платоновской Академии. Платон
в «Теэтете» дал одно из самых известных
в античности определений философии как
«уподобления богу» и сам же истолковал
его: «Уподобиться богу – значит стать
разумно справедливым и разумно благочестивым»;
«здесь-то и проявляются истинные возможности
человека, а также ничтожество его и бессилие.
Ибо знание этого есть мудрость и подлинная
добродетель, а незнание – невежество
и явное зло. Прочие же мнимые возможности
и премудрости оборачиваются грубостью
в делах государственного правления и
пошлостью в искусствах». Аристотель в
«Метафизике» заметил, что философия начинается
с удивления: «И теперь и прежде удивление
побуждает людей философствовать, причем
вначале они удивлялись тому, что непосредственно
вызывало недоумение, а затем, мало-помалу
таким образом продвигаясь далее, они
задавались вопросом о более значительном».

В «Никомаховой этике» сказано, что философия «несет с собой
удивительные наслаждения». Самую постоянную
и удивительную радость (удовольствие)
по сравнению с возможными другими доставляет
созерцательная философская жизнь, похожая
на ту, которой живет бог, мыслящий вечно:
«Если богу всегда так хорошо, как нам
иногда, то это достойно удивления; если
же еще лучше, то это достойно еще большего
удивления».

И Платон, и Аристотель уделяли 
много внимания педагогической теме
«обращения» к философии, у Аристотеля
было сочинение «Протрептик», ставшее
образцом для последующих произведений
этого популярного впоследствии жанра.

В 7-м письме Платон предложил 
«совершенно ясное и безопасное» 
испытание для распознания подлинного
философа: нужно описать, что из себя
представляет «философия в целом, какие сложности она с собой несет и
каких требует трудов», и тогда те, «кто
ведет праздный образ жизни и не имеет
сил упорно трудиться», «увидав, как много
нужно изучить наук, как огромен труд,
каким размеренным должен быть образ жизни
и каким высоконравственным, они, решив,
что это трудно и для них невозможно, оказываются
неспособными ревностно заниматься философией,
некоторые же убеждают самих себя, что
они уже довольно наслушались и впредь
им вообще нет никакой нужды в философских
занятиях». Подлинный же философ, услышав
о предстоящих трудностях, «считает, что
слышит об удивительной открывающейся
перед ним дороге и что теперь ему нужно
напрячь все силы, а если он не будет так
делать, то не к чему и жить».

Лексикон классической
греческой философии.

Платон в диалогах обсуждает комплекс проблем,
связанных с его представлением о мировом
целом как разделенном на 2 сферы – умопостигаемую
(идеи) и чувственную (вещи): добродетель,
справедливость, идея, бытие, душа, природа,
имя, знание, философия, любовь-эрос, красота,
благо, закон.  Платоновский мир идей,
или эйдосов, – самая знаменитая черта
его философского учения. Этот вечно тождественный,
умный, неделимый, статичный мир противостоит
вечно становящемуся, но никогда не сущему
телесно-чувственному и всегда изменчивому
во времени миру становления, в который
люди погружены в силу того, что их бессмертные
души заключены в бренные тела. Можно ли
быть подлинным философом в далеком от
совершенства мире, почему люди должны
искать в себе силы стремиться к этому,
несмотря на все сопряженные с удаленностью
идеала трудности? К этим вопросам Платон
возвращается вновь и вновь.

Если схема философских 
метафор платоновского учения указывает 
на три уровня реальности: трансцендентное Единое-благо подобно солнцу освещает мир идей;
идеи распространяют свет бытия на чувственный
телесный космос и выступают как образцы
(«парадигмы») для вещей; вещи «подражают»
идеям и лишь отображают истинные виды,
представляя собой их «тени», то для Аристотеля
подобный схематичный образ выглядит
иначе: «подлунный» мир природы и «надлунный»
мир небесных божеств, венчаемый неподвижным
перводвигателем, который движет все сущее
как предмет желания. Перводвигатель-бог-нус выступает как чистая форма и конечная
цель для всего, что соединено из формы и материи. Телеологизм, устремленность к совершенной
цели – наиболее характерная черта философского
мировоззрения Аристотеля.

Словарь важнейших терминов
его философии в основной своей 
части может быть извлечен из 5-й 
книги «Метафизики», в которой 
собраны тридцать значимых для его 
«первой философии» понятий, среди 
них: начало (архе), причина, элемент, природа, необходимое, единое, бытие, сущность, тождество, возможное и способное,
количество, качество, предел, часть, целое,
род. Для физической («второй») философии
такими понятиями являются: движение и
покой, изменение, время, элемент, качество,
рост; в психологии – душа, энтелехия, чувственное восприятие, фантазия, логос,
ум-нус; в этике – добродетель-арете, благо, счастье; в политике – справедливость. Примечательно,
что только два сочинения Платона и Аристотеля
по-гречески называются одинаково – «Политика»
и посвящены проблеме оптимального государственного
устройства, центральной для их философских
учений. Эллинская философия классического
периода видела в человеке прежде всего
гражданина своего государства, счастье
которого (цель нравственной философии)
неразрывно связано со счастьем его сограждан.
Социальная тема звучит в самом определении
человека, который, по Аристотелю, «по
своей природе есть существо общественное
(«политическое»)». В этом одна из существенных
особенностей классики по сравнению с
эллинистическим периодом.

  • Эллинистическая философия (2-я пол. 4 в. – 30-е гг. 1 в. до н.э.).

Название периода связано 
с социально-политическими обстоятельствами: формированием
эллинистических монархий после распада
империи Александра Македонского (323г.)
и смертью последнего эллинистического
монарха – царицы Египта Клеопатры (31
до н.э.). Главнейшие философские центры:
Афины и Александрия (с Мусейоном и грандиозной
Библиотекой). Важнейшие философские школы:
Стоя (основана Зеноном из Кития), Сад (основана Эпикуром), Академия (с 3 в. – скептическая), Перипат,
а также сократические школы: киническая,
мегарская, киренская. Основные акценты
в философских учениях: схематизация всего
философского поля, четкое деление философии
на три части: логику, физику и этику –
с перенесением центра тяжести на этику,
интересам которой были подчинены остальные
дисциплины. Этику всех трех основных
эллинистических школ традиционно характеризуют
как эвдемонистическую и индивидуалистическую,
главные понятия ее – арете-добродетель и эвдаймония-счастье, центральный
вопрос и интерес – счастье отдельного
человека, теоретически (или даже практически,
как у киников) поставленного вне рамок
государства. Все школы этого периода
ищут индивидуальные рецепты счастья,
представляя его как некоторое состояние
спокойствия и крепости. Несмотря на некоторые
общие схемы, эллинистический период античной
философии отличается большим разнообразием
школ и течений, которые культивировали
не одни только моральные дисциплины,
и в первую очередь это относится к стоицизму
– самому заметному течению эллинизма,
ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмом
одним из тех учений, которые определили
облик философской античности для последующей
традиции. В частности, учение стоиков
о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление
христианской философии.

  • Позднеантичная философия: философские школы в эпоху Римской Империи (1–3 вв. н.э.).

Основные философские центры периода – Александрия,
Рим, Афины. Основное содержание – возрождение
философских школ древности. После призыва
схоларха Академии Антиоха Аскалонского «следовать древним» оформляется разрыв
между академиками-скептиками (эллинистическая
Академия) и платониками-догматиками (начало
традиции среднего платонизма), возобновившими разработку проблемной
стороны учения Платона; после возвращения
в научный обиход библиотеки Аристотеля Андроником Родосским формируется новая перипатетическая
традиция; в трудах Нигидия Фигула, Евдора
Александрийского и Модерата развивается
новая версия пифагореизма.

Существенно изменился 
характер философского преподавания: вместо школы как общины единомышленников,
с единым укладом жизни и постоянной близостью
учителя и ученика, ведущих устный диалог,
школа становится профессиональным институтом,
а философию начинают преподавать профессиональные
педагоги, получающие жалованье от государства
(императора). В 176 г. н.э. император Марк Аврелий учреждает (выделяет государственные
субсидии) в Афинах четыре философские
кафедры: платоническую, перипатетическую,
стоическую и эпикурейскую, что четко
ограничивает главные философские течения
периода. Основное внимание в разных школах
уделялось одному – восстановлению авторитетного
корпуса текстов для той или иной традиции.
Начало эпохи систематического комментирования:
если предыдущий период можно обозначить
как эпоху диалога, то этот и следующий
этап в истории античной философии – период комментария, т.е. текста, созданного по поводу и в
соотнесении с другим, авторитетным, текстом.
Платоники комментируют Платона, перипатетики
– Аристотеля, стоики – Хрисиппа. По замечанию
перипатетика Александра Афродисийского
(2 в. н.э.) обсуждение «тезисов» было в обычае
у древних философов, они давали уроки
свои именно таким образом – не комментируя
книги, как это делают ныне (тогда еще не
было книг такого рода), а выставляя тезис
и приводя доводы «за» и «против», тем
самым они упражняли свою способность
находить доказательства, основанные
на посылках, принимаемых всеми.

Разумеется, устные упражнения не могли быть отброшены, –
но теперь это упражнения по объяснению
письменных текстов. Разница хорошо видна
в новой школьной постановке вопроса исследования
(не о предмете, а о том, как понимали предмет
Платон или Аристотель): например, не «вечен
ли мир?», а «можно ли считать, что по Платону
мир вечен, если в «Тимее» он признает
демиурга мира?».

Стремление к систематизации
и упорядочиванию наследия прошлого
проявилось также и в огромном
количестве доксографических компендиев
и биографических историй, созданных как раз в этот период с 1
в. до н.э. (наиболее известный – компендий
Ария Дидима) до начала 3 в. (наиболее известные
– Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика), и в широком распространении школьных
учебников, предназначенных корректно
и доходчиво посвящать как учащихся, так
и широкую публику в учение великих философов.

  • Позднеантичная философия: Неоплатонизм (3–6 вв. н.э.).

Завершающий период истории античной философии характеризуется
доминированием неоплатонизма, синтетически усвоившего элементы аристотелизма,
неопифагореизма и стоицизма при сохранении
традиционной платонической догматики
(средний платонизм). Новый синтез имел существенные отличия
от предшествующей традиции платонизма,
что дало основание ученым в 19 в. ввести
в обиход термин «неоплатонизм». Сами
неоплатоники называли себя платониками
и полагали, что находятся в русле единой
традиции, идущей от «божественного Платона».
Основные философские центры поздней
античности связаны с деятельностью школ
неоплатонизма: Рим (Плотин, Порфирий),
Апамея в Сирии (где учили Амелий, ученик
Плотина, и Ямвлих, возглавивший школу
после Амелия, – Сирийская школа), Пергам
(Пергамская школа, основанная учеником
Ямвлиха Эдесием), Александрия (Александрийская
школа: Гипатия, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн
Филопон, Олимпиодор), Афины (Афинская школа: Плутарх, Сириан, Прокл, Дамаский, Симпликий).

Плотин считается основателем 
неоплатонизма, потому что в корпусе 
его сочинений («Эннеады») содержатся все основные понятия
неоплатонической философии, которые
выстроены им в стройную онтологическую
иерархию: сверхбытийное начало – Единое-благо, вторая ипостась – Ум-нус, третья
– Мировая Душа и чувственный Космос.

Единое недоступно мысли 
и постигаемо только в сверхумном
экстатическом единении с ним, выразимом 
не обычными языковыми средствами,
а негативно, через отрицание. Переход от единого к другим
уровням бытия описывается в терминах
«излучение», «раскрытие», позднее основной
термин – «исхождение» (проодос). Каждая
нижняя ступень существует благодаря
обращенности к высшему началу и подражает
высшему тем, что творит следующее за собой
(так ум выступает как начало для души,
а душа – для космоса). В дальнейшем эта
схема будет подвергнута уточнению и тщательной
разработке. В целом для позднего (пост-ямвлиховского)
неоплатонизма чрезвычайно характерны
систематизм, схоластицизм, мистицизм
и магия (теургия).

Примечательно отсутствие
социально-политической проблематики,
так важной для самого Платона; неоплатонизм
– это всецело метафизика и 
теология. Среди авторитетных для 
неоплатоников текстов помимо текстов 
Платона (комментарии на платоновские диалоги
составляют основную часть наследия этой
традиции) были сочинения Аристотеля,
Гомер и «Халдейские оракулы». Комментарии
на Аристотеля – вторая по объему часть
сохранившегося наследия неоплатонизма;
ключевой для комментаторов-неоплатоников
стала проблема согласования учений Платона
и Аристотеля. В целом курс философии Аристотеля
рассматривался как пропедевтика («малые
мистерии») к изучению Платона («большим
мистериям»). В 529 г. эдиктом императора
Юстиниана Афинская Академия была закрыта,
и философы вынуждены были прекратить
преподавание. Эта дата принимается как
символическое завершение истории античной
философии, хотя изгнанные из Афин философы
продолжали работать на окраинах империи.

1.2. Особенности античной 
философии и её историческое значение.

 

1.    Уже первые греческие философы
начинают противопоставлять знание и
мнение. Мир мнения это мир кажимости.
Мнения изменчивы, непостоянны. Мир знания
– это мир истины, он вечен и не изменен.
Истинные знания недоступны простому человеку, истина скрытна.

2.    Космоценризм – вторая
особенность античной философии. Фундаментальной
темой античной философии является постижение
реальности как целого. Античная философия
выдвигает идею универсального познания
мира. Космос – центральное понятие античной философии. Космос означает
для греков  «порядок». Термином «космос»
греки обозначают мир в целом.  С точки
зрения греков мир – структурно-организованное
целое. Все, что существует – есть космос;
вне космоса ничего нет. Каждый элемент
космоса занимает свое определенное место.
Космос – это гармония; он целесообразно
устроен; это абсолют. Космос никто никогда
не создавал, он никем и ничем не управляется,
он автономен (управляется сам собой).
Греческая философия наряду с понятием
«космоса» вводит понятие «логос» (слово,
мысль). В космосе все пронизано логосом.
В космосе есть какая-то необходимость,
которая скрывается за случайными событиями,
есть некоторый смысл, который и есть логос.
Логос – есть основа мира, порядка мира,
гармонии мира. Логос вечен и неизменен.
Логос – то, что все создает, организует
и целенаправляет. Человек – это лишь
один из элементов космоса наряду с другими
элементами, значит у человека есть свое
место и предназначение, поэтому познание
(знание предназначения для гармонии в
космосе) – главная добродетель. У греческих
философов космос впервые становится
предметом познания. Греческая философия
нацелена на  рациональные объяснения
причин космоса (принципы, причины всех
вещей).

stud24.ru