Античная философия платон аристотель сократ – : ,

Классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). — МегаЛекции

Черед Афин как философского центра приходит лишь 5 веке до н.э. В одном из залов Ватиканского музея есть фреска Рафаэля «Афинская школа».

Афины поздно становятся культурным и интеллектуальным центром. В 5 веке – расцвет Афинской демократии, механизмы народовластия действовали эффективно пока был политический лидер – Перикл.

Именно в этот период в Афинах начинаются философские брожения. Стали зарождаться софийские школы. София – в переводе с греч. Означает мудрость. Софийские школы были интересны. Они впервые стали продавать мудрость за деньги. В одной из таких школ учился Сократ. Устная диалектика у софистов была развита, учились быстро подыскивать аргументы. Диалектика – искусство спора – чисто греческое явление, на востоке споров не было. Средневековые университеты в дальнейшем опирались на уроки греческой диалектики. Софисты считали себя хранителями мудрости, мудрецами. Они впервые поставили обучение философии на коммерческую основу. Платил ли Сократ неизвестно, т.к. он был из бедной семьи. Важных открытий софисты не сделали, но подготовили учеников и почву для дальнейшего развития философии.

Протагор – руководитель одной из школ сказал: «Человек есть мера всех вещей», т.е человек у него в центре мира, все соразмерно человеку. Затем в эпоху Возрождения будет популярно «золотое сечение» в архитектуре. Но! Алексей Федорович Лосев – автор монографий о русских философах (например, о Соловьеве), о деятелях эпохи Возрождения говорил, что к этой фразе нужно относится осторожно. Если рассматривать мир как кладовую человека, свой карман, то будет катастрофа. Где тогда будет гармония? Красивый тезис, но не надо перегибать палку. О Протагоре известно мало.

В Афинской школе было много философов. На самые яркие из них это: Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ (469-399 гг до н.э.).

Уроженец Афин, был патриотом своего города. Родился не в интеллектуальной среде, но гордился своими родителями. Отца его звали Сафроникс – он был то ли скульптор, то л и камнетес. У греков уровень мастерства назывался текне. Так писали, что текнеСафроникса – умение работать с камнем. Мать Сократа звали Финафета. Она была самой известной повитухой в Афинах, принимала роды. Это в Греции называлось – маевтика.. Сократ говорил, что как и мать он занимается маевтикой, но он рождает души своих учеников, их духовность, а мать помогала появится на свет многим богатым и знатным гражданам.



Сократ был женат на Ксантипе. Имя Ксантипа стало нарицательным именем ворчливой жены. У них было около 15 детей, к концу жизни выжило только около 7. Ксантипе надо было содержать семью, растить детей, а Сократ не работал и не брал деньги от учеников. За него эти деньги тайно брала Ксантипа. А Сократ проводил дни на площади, окруженный учениками. Он любил выпить, причем неразбавленное вино и ему было наплевать на общественное мнение. Ксантипа часто била Сократа в общетьсвенных местах. Сократ спокойно к этому относился. Когда его спрашивали, почему он ее терпит, он отвечал: «Вы привыкли к скрипу колеса, а я к воплям Ксантипы. Вы привыкли к гоготу уток, а я к ругани Ксантипы» Но ведь утки приносят яйца? «А Ксантипа приносит мне детей» — отвечал Сократ.

Известно, что Сократ участвовал в войнах. Спартанский царь во время Пелопонесской войны приглашал его работать в Спарту, но Сократ отказался.

В 399 году в Афинах был кризис, власть оказалась в руках олигархов. У Сократа было много завистников, он был популярен, но не богат ,в его кругу было много знатных учеников. Из-за зависти в 399 году Сократа судили. Свидетелей обвинения было больше, чем оправдания. Многие были подкуплены. Сократа обвиняли в связи со Спартой, развращении юношей, святотатстве, в безбожии, редком посещении храмов. Это были очень серьёзные обвинения. В защиты сократа попытался выступить молодой Платон, но его засвистали и он смутился, стушевался. Последнее слово говорил сам Сократ, он был сильно подавлен. Он сказал: «У меня чувство, что вы устали от меня. Я как овод, который вас жалит. Мне много лет и я готов уйти из жизни. Но поните, пройдет время и появится новый овод!» . После этого было голосование. Голосовали представители всех демов — больших семей. Было два сосуда с черными и белыми камушками – виновен, не виновен. Две третьих прголосовали, что виновен. Судья в соответсвии с книгами дал Сократу выбор: либо смерть либо изгнание. Он выбрал смерть. К нему в тюрьму впускали всех, но Сократ запретил его спасать. Ему принесли сосуд с ядом – отваром цикуты. Он умер на глазах у своих учеников: Платона, Ксенофонта. Последняя его фраза была: «Я забыл принести в жертву петуха богу Асхлепию», т.е он был верующим о осудили его за безбожие не справедливо. После смерти Сократа его ученики разбежались.

Взгляды Сократа. Он ничего не писал, но был грамотным. Известно, что он окончил гимназию. В Афинах была система бесплатного образования для мальчиков (учили спортивной борьбе, езде на колеснице, метанию, диалектике, математике, мусическим искусствам, греческой истории). Все свои мысли Сократ излагал устно. Пример его практической деятельности – это способ спора – маевтика. Все начинали обсуждать новый вопрос (для самого Сократа вопрос был не новый, он уже над ним дума), Сократ задавал вопросы и тем самым вел спор в нужную сторону. Пример такого спора отражен в «Хармиде» Платона. Таким образом, к результату подходили сами ученики, но под руководством учителя, т.е Сократ действовал как повитуха.

Сократ рассуждал о душе. Он считал, что в душе есть маленький бог – деймоний – что-то вроде голоса совести. Он есть у всех с рождения. В детстве он спит. Он просыпается, если человек не ленив, развит, любознателен, любит путешествовать. Он просыпается и начинает подсказывать человеку правильные решения. Из-за этой идеи Сократа и обвинили в святотатстве.

Идея помещения бога в человека стала актуальной. Например философ Бердяев писал, что бога надо построить внутри себя, пробудить Христа в нутри себя. Это не нравилось церкви.

Сократ обладал самоиронией, не зазнавался. Огромного вклада в философию Сократ не внес. Важне его маевтика, но тв большой степени его интересовали проблемы чести, достоинства, т.е. сократовский гуманизм.

 

Платон – (427-347), настоящее имя Аристокл. Когда он пришел к Сократу ему было 17 лет, Сократу где-то 40. Платон был из аристократического рода, был одаренным человеком. Его мать восходила к мыслителю и государственному деятелю Солону, а по отцу к архаическим греческим царям. Платон окончил гимнасию. Этот стандарт образования назывался калакагатия (основоположник Перикл) – т.е. камос – красивое тело, а гатос – добрый нрав, этика. Если Сократ был низкий ростом, лысый, нос картошкой, то вот Перикл – настоящий красавец. Есть сведения, что он участвовал в Олимпийских играх и победил в борьбе. Есть версия, что Платон – это прозвище, означающие «широкоплечий». Платон прекрасно танцевал, пел, знал историю, литературу. Всю жизнь он накачивался знаниями, т.е. был интеллектуалом своего времени.

Он много писал, причем очень ярко, живо, даже драматургично – в его произведениях есть сюжет, их можно поставить в театре, т.е. прослеживается связь искусства и философии.

Платон юношей пришел к Сократу и до самой смерти вспоминал своего учителя. Их разница в возрасте составляла 30 лет. После смерти Солона Платон покидает Афины и отправляется в Кратон в Пифагорийскую школу, где получает новые знания, новый взгляд на мир (но он не принял систему Пифагора, в основу мира он положил не число, а идею). Затем несколько лет он путешествовал по Греции, посещал Кипр, Родом, Сицилию. Во время одного из переездов корабль, на котором плыл Платон, был захвачен пиратами. Платон попал в плен, его привели на рынок рабов и чуть не продали в рабство. Кс частью, один афинянин узнал Платона и выкупил его на свободу. После этого он продолжил путешествовать, был в Египте, там заболел, но его вылечили врачи и Платон писал, что египетские врачи – лучшие в мире.

В конце концов Платон возвращается в Афины и в Декадемовой роще создает свою школу, существовавшую до 6 в., т.е. практически 1000 лет! Она была закрыта лишь Юстинианом как языческая. В 14 веке во Флоренции Медичи открыли Новую Платоновскую школу.

Взгляды. Антология – учение о бытие. В «Государстве» Платона есть образ пещеры – это аллегорический образ: темная пещера, освещена лишь пучком света. На полу ее сидит прикованный по рукам и ногам человек и он не видит этот свет. Он видит лишь тень костра перед собой. Т.е. человек видит лишь тени, отражение. Пещера – это образ нашего, человеческого мира. Человек как тело из него не уйдет. Боги (Зевс, Гера и др.) живут в этом же мире. Олимп – лишь полка в этой пещере. Тени на стенах пещеры – это наши знания о мире, они постоянно меняются. Если бы не было пучка света, мы бы вообще ничего не знали об этом мире. А вот что снаружи пещеры? Там находится другой мир и он безграничен. В этот мире обитают идеи – образы. У идей нет ни начала, ни конца. Наш мир, его пределы – это лишь отражение идей. Учение Платона называется эйдология, это объективный материализм. Т.е. в пещере все реально, материально. В ранних произведениях есть демиурги, который несли эти идеи. Эти идео вечны, он не в хаосе, а упорядочены, выстроены по рангу: есть высшие, есть низшие идеи. Есть царствующая идея – благо, она управляет миром. Есть понятие мировой души – идеи плавают в этой мировой душе. Что же объединяет человека с миром идей? Это душа. А Душа по Платону состоит из смертной и бессмертной части. Смертная душа – это чувственная душа, телесная, а бессмертная душа — высшая душа, ум, мудрость человека, после смерти тела она улетает. Нередко люди видят видения, сны – это идеи.

Платоновский мир – это вечный мир идей, который постигается лишь умом. Огонь в пещере — это любопытсво человека, а наши знания — это тени. Они истинны в том случае, если точно вопроизводят форму того знания, которое отражают, но они не есть истинные, точные знания, это лишь отражения. Платон вообще скептически относился к идее всезнани.

В произведении «Симпозион» (пир) речь идет о боге Эроте – боге любви. Платон пишет, что сущетсветэрот высшего и низшего порядка. В Симпозионе рассмотрена любовь между полома., причем любовь между мужчиной и женщиной не есть высшая. Женщина в социальном отношении тогда была ниже мужчины, она может лишь вести хозяйтсво, рожать и растить детей. Любовь мужчины к мальчику – низшая, это уарство пошлого эрота. Хотя для Греции то было нормально, хоть и осуждалось. Высшая любовь – любовь взрослых мужчин – это высшее равное партнерство. Но отношения между полами – не все проявления любви. Существует любовь к вещи, к Родине и т.д. Разновидностей любви много, а идея любви — одна.

Платон пользовался понятием материя – это для него первооснова, первоглина. В ранних произведениях есть образ Демиурга – супер-ремесленника, который огромными руками месит это первоглину и из нее делает все в мире. Материя, по Платону — это лишь вещества, полученные из просочившихся в наш мир идей.

Учение о душе. В Пифагорейской школе Платон накачался представлениями Пифагора. Поэтому у Платона также есть смертная (чувства и рассудок) и бессмертная (ум) душа. У животных тоже есть чувства, но это физиологические чувства, а у человека есть и эстетические чувства.

Учение о государстве. Одна из книг Платона так и называется «Государство». Государство, по Платону, всегда было есть и будет. Без него невозможно жить. Какая бы форма устройства государства не была — она идеально. Далеки от идеала: олигархия (т.к. его учителя Сократа олигархия и уничтожила), тирания (к ней он относился двояко: если тиран самодур – то это самая плохая форма, а может быть тиран добродушным, мудрым – тогда это не плохо). Платон видео разные формы устройства государств, когда путешествовал по миру. Больше всего он не любил охолократия – власть охлоса – власть низов. Для Рима – это плебс, которому надо только «хлеба и зрелищ». Когда охлос выходит из под контроля это приводит фактически к анархии, это падение государства. Во многом по взглядам Платон – аристократ. Но наиболее благоприятная форма правления для Платона — это позитивная тирания, близкая к монархии – своеобразному «демократическому царю». Таким идеалом для Платона был Перикл. В целом Платон говорил, что демократия – неустойчивая форма правления – она часто перерождается в аристократию, тиранию, а то и еще хуже. Таким образом, Платон был сторонником монархии.

 

Аристотель (384-322) – не афинянин по происхождению и даже не эллин. Родом с севера из Македонии. Но некоторые историки, говорят, что родина Аристотеля в Фесалии, т.е. он либо фесалиеец, либо македонец. Греки считали их окраиной греческого мира, т.е. полуварварами, но культурно македоняне были близки к грекам, знаки греческий язык, но владели и своим. Отец Аристотеля – Никомах – известный врач, лечил царя АминтаII – дедушку Александра Македонского, затем лечил Филиппа II. Таким образом, Аристотель рос в интеллектуальной среде. Когда ему было 17 лет, отец решил, что сына надо переселить, т.к. ему нужно дальше учиться. Аристотель всегда с уважением вспоминал отца, часто беседовал с ним. Одно из своих произведений об этике он назвал «Никомахова этика», т.е. это были наставления его отцы. Отец направил его в Афины, где Аристотель попал в Платоновскую школу. Сначала он был преданным учеником, разделял все взгляды Платона, но т.к. был самостоятельным человеком со своей точкой зрения, то затем критиковал идею Платона о двух мирах. Эта критика Платону нравилась, он не обижался на Аристотеля . а лишь говорил: «Он как жеребенок, который лягает свою мать, хотя пьет ее молоко». В конце концов Аристотель отходит от Платона, но всю жизнь высоко ценил и уважал его. Аристотель стал формировать свое представление, свою концепцию мира. Аристотель узнает, что в Македонии к власти пришел новый царь Филип II. Филипп призывает к себе Аристотеля, чтобы тот учил его сына – будущего Александра Македонского. Но Александр не очень слушал учителя, он был человеком дел и Аристотель вскоре в нем разочаровался. Считается, что идея Глобального мира, который хотел создать Александр была навеяна ему Аристотелем.

После этого Аристотель возвращается в Афины, к тому времени он уже получил наследство отца и на эти день создает свою философскую школу на другом, противоположном от Платоновской конце Афин в Ликейской роще. Слово лицей происходит от названия этой рощи. До создания школы, ученики собирались в разных частях Рима вечером, чаще всего в тени колонн храма. Система колонн называлась перипатес, из-за этого и школу назвали перипатетиками, т.е. «сидящими в колоннаде». Школа просуществовала до 2-1 вв. до н.э. и закончила своб работу тогда, когда у греков уже не было собственной государственности.

Взгляды. Аристотелю не нравилась идея двух миров, поэтому у него один мир и он не постижим. Но у этого мира два начала: материя и форма. Материя – это первоглина, то, из чего все состоит. А форма из материи предмет, объект. Они теоретически существуют отдельно друг от друга, но реально они вместе. Материя оформлена, а форма материализована. Разделимы они лишь в нашем разуме. Иногда Аристотеля называют дуалистов, но все же он идеалист. Что более значимо? Значима не материя, а форма! Материя вторична, а форма первична. Единство материи и формы порождает стихии, землю, воду, а затем все остальное. Вообще большинство философов – монисты, а Аристотеля надо считать дуалистом. Профессор Лосев писал, что вся античная философия дуалична, т.е. существует материя и форма и они неразделимы. У Аристотеля нет положения, что материя породила форму или наоборот. Хотя форма важнее – это то, что с материей происходит, то, во что воплощается материя. Материя – инертная первооснова, первоглина. Форма задает направление движения, судьбу объекта. Форма более значима.

Тело человека – высшее творение природы. Греки возносили тело, лишь римляне потом политизировали искусство, делая скульптуры императоров. Аристотель писал, что тело – высшее проявление материи, т.к. у него высшая форма – душа. Душа первична. Аристотель бы не согласился с утверждением: «В здоровом теле здоровый дух», он считал наоборот.

Аристотель по сравнению с предшественниками развил учение о движении. До него движение рассматривали примитивно: нагревание, сжатие и т.п. Он оставил эти формы движения, но добавил к ним любовь и ненависть, рождение и смерть, прекрасное и уродливое и т.д. Метапоз – после изменения тела в пространстве. Это потом будет исследовать Ньютон. Аристотель выделяля и метаморфоз – после изменения положения, тело меня и свою структуру, форму, происходит коренная внутренняя перестройка.

Учение о душе. С одной стороны часть онтологии, но с другой — гносеологии. Отличается от платоновского, более широкие представления о душе. Платон рассматривал понятие души узко – он говорил только о душе человеческой. У Аристотеля позиция одухотворенности мира. Даша, по Аристотелю, есть во всем, она универсальна. Он признавал и вегетативную душу – душу растений. Такая позиция, когда все одухотворено называется гилозоизм. Гилоз – вещество, зои – жизнь. Такая позиция встречается у многих других европейских философов, например у Спинозы. Чувствительная душа у Аристотеля такая же , как у Платона: есть грубая, а есть изящная. Люди рождаются с разноразвитыми душами. Социальные низы, охлос надо воспитывать, делать их более изящными. Для этого подходит и колокагатия – воспитание красивой души и тела. Была у Аристотеля идея социального лифта, но такой лифт должен был существовать до определенного предела, т.к. все должны заниматься своим делом. А вот рассудочная душа у Аристотеля — это логика, искусство диалектики. Аристотель – основоположник формальной логики, он предложил первые правила формальной логики. Любой учебник по логике начинается с Аристотеля. Высшая часть души – божественный ум, мудрость осталась неизменной.

Учение о государстве. Аристотель не создал философию истории, но создал социальную философию. У него есть две работы о государстве – «Политика» и «Афинская полития». У Аристотеля все восходит к термину полис. Он говорил, что государство было всегда, он не представлял себе человека без государства. Отношение к государству у него было иное, чем у Платона. Он отрицал монархию, олигархию тоже критиковал, охлократию считал равной анархии и приводящей в конце концов к тирании. К демократии Аристотель тоже относился скептически. В итоге он придумал свою форму – политию – синтез улучшений монархии и демократии. Это сбалансированное и устойчивое государство. Власть в нем сдерживает бедность, также сдерживает и чрезмерное богатство. Опора и основа такого государства – средний класс. Государство должно сформировать средний класс, тогда общество будет стабильным. Пусть кто-то будет беднее, кто-то богаче, т.к люди, их способности разны. Но эти различия материальные не должны быть слишком велики. Экономического равенства быть не должно, но должны быть одинаковые политические и гражданские права, т.е идея политического и правового равенства. Во главе государства должны стоять избираемые народом государственные деятели, подконтрольные народу. Но среди этих лиц должен быть лидер, которому все доверяют, он должен думать о государстве (отголосок времен Перикла)

Таким образом, Аристотель – высшая точка античной философии и рубеж начала спада, затухания античной греческой культуры. Поднимается Рим.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)

Новые рефераты:

  • Конкуренция и её виды.
  • Современная система документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
  • Динамика социального конфликта.
  • Понятие и сущность мотивации.
  • Структура и функции социологии.
  • Смутное время в России.
  • Основные закономерности исторического развития языков.
  • Организация маркетинга на предприятии.
  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.

    Главная » Философия — подробный курс лекций » 4. Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)



    4. Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)

     
    Сократ (около 469 – 399 до н.э.), наряду с софистами, является родоначальником антропологического поворота в философии. Начиная с этого времени человек становится темой размышления философов. Софист Протагор выразил это в формуле: «Человек есть мера всех вещей». В отличие от софистов, стоявших на позициях релятивизма и отрицавших существование объективной истины, Сократ стремился отыскать такую истину. Только разум, по мнению Сократа, может дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы отыскать истину.
    Свой метод обнаружения истины Сократ сравнивал с майевтикой (повивальным искусством). Он говорил, что помогает родиться истине так же, как повивальные бабки помогают родиться человеку. Начинал Сократ размышления с иронии. Благодаря ироничному отношению к общепринятым истинам, он вызывал оппонента на дискуссию, заставлял мыслить и, в конечном итоге, формировать собственную аргументированную позицию. Метод нахождения истины путём столкновения различных, часто противоположных суждений, Сократ назвал диалектикой.
    Главной темой сократовских рассуждений была проблема морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. В своих беседах Сократ сравнивал моральные поступки, выделял в них общие компоненты и в итоге приходил к формулировке общих понятий.
    Главными человеческими добродетелями Сократ считал умеренность, храбрость и справедливость, то есть такие качества, которые полезны как отдельному человеку, так и обществу, государству в целом. При этом Сократа не поняли и не приняли афиняне. Он был обвинён в непочитании богов и совращении молодёжи, арестован и по приговору суда отравлен.
    Учеником Сократа был Платон (428/427 – 348/347 до н.э.). В системах Платона и Аристотеля античная философия достигла вершины своего развития.
    Платон считал, что бытие – это нечто вечное, неизменное, самотождественное. Окружающие нас вещи такими качествами не обладают. Поэтому под бытием Платон понимает идеи. Он разделил действительность на два мира: мир идей и мир вещей. Первичным, истинно существующим Платон считал мир идей. Вторичным, производным от него он полагал всё многообразие чувственно воспринимаемого мира. Следовательно, Платон является основателем философии идеализма. С его точки зрения, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире существуют идеи этих предметов.
    Для объяснения многообразия чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие материи. Материя у него – это первичный материал, то, из чего сделаны чувственно существующие вещи. Материя может принять любую форму, потому что она совершенно бесформенна, лишь возможность, а не действительность.
    Человек, по Платону, как телесное существо смертен. Но душа его бессмертна. После смерти тела душа путешествует в поднебесной сфере. Там она соприкасается с миром идей и созерцает их. После вселения в новое тело душа забывает всё, что видела. Поэтому суть процесса познания состоит, по Платону, в припоминании душой тех идей, которые она созерцала. Истину, следовательно, можно постичь лишь разумом.
    Человеческая душа состоит, по Платону, из трёх частей: разумной, волевой и чувственной. Разумная часть – это основа добродетели мудрости, волевая – мужества, преодоление чувственности даёт добродетель умеренности.
    Платон разработал теорию идеального государства. В таком государстве каждый занимается лишь тем, к чему имеет способность. Поэтому все счастливы, а само государство – могущественно. В соответствии с тем, какая часть души у человека преобладает, Платон разделил всех людей на три сословия. Носители добродетели мудрости – философы. Они должны управлять государством. Носители добродетели мужества – стражи. Они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов. Все остальные должны добросовестно выполнять свои производственные обязанности. Платоновское государство контролирует все сферы жизнедеятельности своих граждан. Например, первые два сословия не должны иметь никакой частной собственности. Общими у них являются даже жёны, мужья и дети.
    Аристотель (384 – 322 до н.э.) был учеником Платон, однако затем разошёлся с ним во взглядах и основал собственную школу.
    Аристотель критикует Платона за то, что тот удвоил мир, приписав идеям самостоятельное существование. Бытие, по Аристотелю, не может находиться вне вещей. Бытие – это сущность. Оно отвечает на вопрос, что есть вещь? и представляет собой то, что делает предмет тем, что он есть. Аристотель делит сущности на высшие и низшие. Низшая сущность – это материя. У Аристотеля, как и у Платона, материя – это первичный материал, возможность вещей. Превращает её из возможности в действительность форма. Поэтому форма – это высшая сущность. Наивысшей сущностью Аристотель назвал чистую, полностью лишённую материи форму – Перводвигатель (источник жизни и движения всего Космоса).
    Аристотель назвал причины бытия:
    1. Материальные причины – то из чего состоят вещи, их субстрат.
    2. Формальные причины – здесь форма делает предмет тем, что он есть.
    3. Действующие причины – своеобразная энергетическая база формирования вещей.
    4. Целевая причина – отвечает на вопрос почему? отчего?
    Следовательно, учение Аристотеля – это телеология. Согласно ему, всё, что существует, обязательно имеет цель.
    Душа по Аристотелю, – это форма по отношению к телу. Ею обладают растения, животные и человек. Растительная душа имеет функции питания, роста и размножения. У животных добавляется способность желания: стремление к приятному и избегание неприятного. Человеческая душа разумна. Таким образом, главное отличие человека Аристотель видит в его способности к интеллектуальной жизни.
    Человек, по Аристотелю может жить полноценно лишь в обществе, в государстве. Большое значение здесь придаётся справедливости, которую Аристотель связывает с равенством. Справедливость состоит в равенстве, но не для всех, а для равных. Неравенство – это тоже справедливость, но тоже не для всех, а для неравных. По Аристотелю, неравенство – это нормальное, естественное состояние людей.
     
    Лекция, реферат. 4. Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    « назад Оглавление вперед »
    3. Космоцентризм античного философского мышления; проблема первоначала « | » 5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

     

     

referatwork.ru

Философия античного мира (Сократ, Платон, Аристотель). — реферат

    Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Главные периоды…………………………………………………………...4

Проблемы античной философии…………………………………………..6

Софисты…………………………………………………………………….8

Сократ………………………………………………………………………10

Философская этика  Сократа………………………………………………11

Философия Платона………………………………………………………13

Философская концепция  Аристотеля…………………………………….19

Заключение………………………………………………………………..25

Библиография……………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово “философия”  – греческого происхождения и  буквально означает “любовь к мудрости”. Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Философия — одна из древнейших сфер духовной жизни. Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний.

Античная философия  возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия  формируется в тот период, когда  смысл человеческой жизни, ее привычный  строй и порядок оказываются  под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Греческие философы принадлежали в большинстве к различным  слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны  и теперь. Кто не знает истории  философии, в том числе и античной, тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поэтому постараемся пусть очень кратко, в самых общих чертах, что-то сказать о личности рассматриваемых мыслителей. Для рассмотрения берутся такие знаменитые философы как Сократ, Платон и Аристотель.

Главные периоды.

Возникнув в связи  и одновременно с переходом древнегреческого общества от раннего не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому рабовладению, античная философия завершается крушением рабовладения как системы хозяйства, — но главное, как системы отношений человека, определившей универсальную неравнозначность господина и раба собственно человека и «говорящего орудия», «вещи», как совершенно недвусмысленно трактовался раб в римском праве. Отчуждение личности как принципиально возможное дело, как социальный закон накладывает, однако, свой отпечаток не только на раба, но и на господина. Сущность человека в таком случае – это его тело, его вещественный элемент с его телесными же свойствами. Такой принцип понимания человека был универсализирован античной философией, понимающей все сущее как телесное вещественное, стихийное и в то же время живое, самодвижущее бытие, материально-чувственный и живой космос. С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием знаний о природе, необходимых для совершенствования производства развивается и философия.

История греческой философии  представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ  духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем  интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

Второй период греческой  философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой  антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые  оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего  эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего  эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

 

Проблемы античной философии.

Совокупную проблематику античной философии можно тематически  определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность  реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология – теология – физика — космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности  воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.

 

Софисты.

Софисты появились и  могли появиться только тогда, когда  развитие греческой демократии уже  сильно размыло те границы, которые  существовали между сословиями. Оно  таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок, ранее не подвергавшихся никакой рефлексии. Индивид почувствовал себя уже не просто членом своего »цеха», а самостоятельным лицом и осознал, что всё, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто критике. Субъектом критики он считал самого себя. Вот это выделение индивида, как самостоятельной реальности и было той почвой, на которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Слово происходит от двух слов: любовь и мудрость. Софистов справедливо называли представителями греческого Просвещения. Они не только углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить противника любым аргументом-стратегия софистов.

В своей философской  деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными  оракулами: «необходимостью каждому  познать самого себя и тем, что  ни один человек ничего не знает  достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Сократом завершается  натурфилософский период в истории  древнегреческой философии и  начинается новый этап, связанный  с деятельностью Платона и  Аристотеля.

Платон далеко переступает  за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

Наше представление  о древнегреческой философии  будет не полным без анализа философского наследия Аристотеля (384 – 322 гг. до Н.Э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли  от начала Древней Греции и до Платона.

Сократ.

yaneuch.ru

Этика Сократа и Платона. История древней философии

Исследования современных ученых показывают, что философия как самостоятельная наука зародилась благодаря трудам древних греков. Безусловно, и у первобытных людей можно увидеть некоторые зачатки философии, но целостности в них нет. Древние китайцы и индейцы также совершали попытки в развитии философии, но по сравнению с древними греками их вклад минимален. Вершиной древнегреческой философии является античная этика. Сократ, Платон, Аристотель являются ее родоначальниками.

Античная философия

Анализировать древнюю философию можно по ее представителям, в основе идей которых лежит античная этика. Сократ, Эпикур и стоики, Платон, Аристотель изучали данное философское направление примерно в одно время, но каждый со своей особенной позицией.

Сократ излагал свои методики и пытался донести идею невозможности повлиять на человека со стороны, так как все изменения должны случиться внутри него.

Эпикур — последователь Демокрита и продолжатель атомистических учений. Он оставил современному поколению более трехсот трудов, из которых сохранилась только шестая часть. Эпикур рассуждал о том, что главное — научить людей жить счастливо, ведь все остальное не имеет значения.

Философия стоиков включает в себя три аспекта – логику, физику и этику. По их мнению, логика отвечает за скрепление системы, физика позволяет познать природу, а этика учит жизни по законам природы.

Платон был лучшим из учеников Сократа. Он глубоко проникся сократовским учением и стремился максимально его развить. Совместно со своим учеником Аристотелем, он внес серьезный вклад в развитие философии за счет создания школы перипатетиков. Платон глубоко изучал достижения своих предшественников и свел их в один-единый свод.

Аристотель, следуя учениям Платона, стал одним из самых выдающихся ученых, вышедших из Древней Греции. Именно он стал основателем истинного естествознания.

В древности очень стремительно развивалась античная этика. Сократ, Эпикур и стоики, а также Платон с Аристотелем были самыми яркими философами того периода.

Сократ как личность

Годы жизни Сократа – 470(469)–399 гг. до н. э. Сократ – афинский философ, увековеченный в диалогах Платона как главное действующее лицо. Его мать звали Фенаретой, а отца Сафрониксом. Отец был зажиточным скульптором. Сократ не заботился о своем благосостоянии и к концу жизни стал практически нищим. Информации о его жизни и мировоззрении сохранилось очень мало. Основные данные ученые черпают из работ его учеников.

По словам Ксенофонта, Сократ отличался высокой степенью воздержания от любовных утех и от избыточного употребления пищи. Он с легкостью переносил различные тяготы жизни, сложную работу, жару и холод. У него всегда было очень мало средств для существования, но это не мешало ему иметь все необходимое для поддержания жизни.

По словам современников, у Сократа была удивительная сила воздействия на собеседника. После общения с ним люди переосмысливали свою жизнь и понимали, что больше так жить нельзя.

Сократа относят к последнему представителю софистов. Хотя у него были практические работы, противоречащие их идеологии. Выдвинув формальные основания, способствующие зарождению новой науки, Сократ стал основателем этического этапа философского развития.

Сократ как основоположник этической философии

Он отмечал, что реальны только те науки, истины которых являются одинаково верными для всех. В качестве примера приводится ситуация, что если бы для одного человека дважды два равнялось четыре, для другого пять, а для третьего шесть, то математика никогда не стала бы наукой.

Данный принцип актуален и для морали. Этика Сократа говорит о существовании общепринятых норм поведения. Он считал, что необходимо вывести эти нормы и довести до человеческих умов. В таком случае все люди перестанут ссориться. Философия и этика Сократа гласит, что добродетель есть в каждом, и если выявить ее у всех людей, нагрянет всеобщее счастье.

Главной заслугой Сократа называют определение того факта, что у людей всего мира абсолютно одинаковые ценности. Об этом говорят и сейчас, но еще 2500 лет назад ответ получил Сократ.

Парадоксы сократовской этики различны, к ним относят высказывание, определяющее человека мерой всех вещей, которому противоречит идея универсальности моральных норм. Этика Сократа отличает его от софистов своей подачей. Сократ не просто учил людей, а использовал метод, помогающий людям постигнуть истину. Благодаря этому люди приходили к истине самостоятельно.

Методы сократовской философии

Этика и метод Сократа пробуждали в сознании людей дремлющие знания. Такой философский подход назван методом Майевтики. Он говорит, что если человек решил вступить в спор, то он обязан прийти к истине путем выдвижения рациональных аргументов, которые помогут ему познать истину. Ведь внушить ее нельзя, а можно только открыть для себя. Сократ отмечал, что к познанию можно прийти только своим умом. На поведение и мировоззрение человека невозможно повлиять с внешней стороны, все зависит от изменений внутри него.

Метод Майевтики относится к индуктивным, вместе с методами сомнения (знаю то, что не знаю ничего), индукции (по следам фактов), иронии (нахождение противоречий) и дефиниции (конечное формулирование искомого знания). Индуктивные методы актуальны и на сегодняшний день. Чаще всего их применяют при проведении научной дискуссии. В процессе поиска решений лежит рационалистическая этика Сократа. По его словам, в основе любой добродетели лежит разум. Незнание Сократ представлял как показатель безнравственности.

Вопрос-ответ

Добро и зло Сократ определял термином «этический рационализм». Отсюда и получила свое развитие рациональная этика Сократа. Он считал очень важным присвоить абсолютно каждой нравственной категории свое индивидуальное название. Ученый активно использовал вопросно-ответный принцип постижения истины, который в те времена называли диалектикой. Этика и диалектика Сократа играли огромную роль в его видении философии. Постижение истинного знания осуществляется только при помощи диалога. Именно он помогает открыть истину участникам. Диалектику Сократ определял как искусство грамотного ведения диалога.

Знатный Платон

Платон принадлежал к знатной фамилии, древнейшей в своем роде. Его родители имели родственную связь с афинским царем Кодром. В семье Платон был не единственным ребенком, у него было два брата и сестра. Платон родился в период правления Перикла, когда Афины процветали и стремительно развивались в области науки. Это очень благостно сказалось на его умственном обогащении в детские и юношеские годы.

Но спустя время все перевернулось с ног на голову. Бразды правления перешли недалеким людям, и в обществе начался хаос. Знать начали угнетать, что затронуло и семью Платона. Такой опыт и учения Сократа вывели его на путь спартанского государственного устройства и выступление против афинской демократии. В беззаботные времена своей молодости Платон пользовался всеми возможными благами для получения разностороннего образования. Помимо ключевых направлений, он изучал рисование, музыку, гимнастику. Он был настолько совершенен, что даже смог завоевать титул чемпиона на олимпийских и немейских играх.

Бедность стала ударом для Платона, он даже думал податься в наемное войско, но сделать это ему не позволил Сократ. До знакомства со своим учителем Платон горел желанием стать известным поэтом. Дифирамбы и драмы получались у него особенно красноречивыми. Философия также интересовала его с ранних лет, а знакомство с Сократом только усилило этот интерес. В юношестве его привлекала гераклитовская школа и ее учения о безграничных изменениях в чувственных предметах.

Платоновская философия

Платон в своих учениях всегда относил философию к высшей из наук. Ведь именно она помогает в стремлении познать истину. Философия, по Платону, есть единственный путь к личному познанию, познанию Бога и истинного счастья. Он считал, что получение ежедневных впечатлений способствует искажению образа действительности. Платон уделял отдельное внимание миру вещей и идей. Идеей он называет нечто одинаковое, что можно встретить как минимум в паре разных вещей. Но познать несуществующее нет возможности ни у кого, поэтому идея реальна и существует, несмотря на то что люди не могут ее потрогать. Помимо этого, Платон отмечал, что как раз именно мир умопостижимых идей является реальным, в то время как мир чувственных вещей всего лишь его бледная тень.

Вселенная, по Платону, имеет несколько мифологический оттенок с нотками восточных традиций. Такой взгляд привился Платону во времена его долгих путешествий. По его теории, Бог является создателем всей вселенной. В процессе создания он совместил воедино идеи и вещественную материю. Управление симбиозом идей и материальных вещей берет на себя не разум, а три силы, которые называются инертная, косная и слепая.

Свои мысли и исследования о душе Платон изложил в трудах «Федр» и «Тимей». Он отмечает, что душа человека обладает бессмертием. Создание души произошло в тот момент, когда образовалась вселенная. По предположению Платона, в душе есть 3 самостоятельные части. Первая находится в голове и называется разумная. Две оставшиеся части являются неразумными. Одна живет в груди, активно взаимодействует с разумом и зовется волей. Другая же располагается в желудке и состоит из страсти и самых низших инстинктов, что лишает ее всякого благородства.

Сократ и его ученик Платон

Знакомство Платона с Сократом произошло, когда первому было примерно двадцать лет. Это знакомство стало самым значимым в его жизни, так как благодаря Сократу он и душой и телом встал на путь философии. Спустя время Платон благодарил небеса за то, что он родился не животным, а человеком, не женщиной, а мужчиной, не варваром, а греком, и самое главное, что он был рожден именно в Афинах и именно во времена, когда жил Сократ.

Существует легенда, говорящая, что в ночь, перед тем как учитель узнал своего ученика, первый видел чудесный сон. В нем Сократ увидел белоснежного лебедя, который пришел к нему, покинув алтарь Эрота, и с необыкновенной грациозностью взмыл в небеса на невероятно могучих крыльях, выросших в тот самый момент. На следующий день Сократ впервые увидел Платона, такого рослого юношу с близким к идеалу лицом и высоким интеллектом, он сразу отметил, что это и есть тот прелестный лебедь из сна. Именно в эту минуту и зародилась античная этика Сократа и Платона.

Уроки Сократа Платон получал в течение всех девяти лет их знакомства. Отношения между ними были наполнены глубокой дружественностью и взаимопониманием, а также уважением и любовью. Информация об их отношениях весьма абстрактна, так как записи о них встречаются крайне редко. Известно, что Платон написал «Апологию Сократа», в которой указал, что его учитель привлекался к суду. Платон же явился в суд и предложил в случае вынесения вердикта в денежном эквиваленте заплатить за Сократа. Также в процессе разбирательства Платон вещал с трибуны в защиту своего учителя. Когда Сократа посадили, Платон не мог его навещать, так как был серьезно болен. Смерть же Сократа стала сильнейшим ударом для любимого ученика.

Античная этика глазами Сократа и Платона

Этика Сократа и Платона активно пропагандировалась и вещалась в массы в античные времена. В их учениях говорилось, что, ожидая того, чтобы жизнь человека была счастливой, необходимо быть добродетельным и нравственным человеком. Только моральный человек может познать истинное счастье. Для достижения данной цели Сократом были разработаны этапы метода познания. Изначально возникает сомнение, позволяющее выявить необходимость в дальнейшем обсуждении проблемы, а затем наступает этап по выявлению противоречивых моментов, что позволяет определить искомое понятие.

Прежде всего, античная этика Сократа и Платона базировалась на принципах рационализма. Иными словами, добродетельные поступки обуславливаются знаниями, в то время как незнание считается источником аморального поведения. Из этого ученый и его ученик определили счастливую жизнь как правильную, моральную и разумную. Философия и этика Сократа и Платона учат людей становиться на путь добродетели. По их мнению, если у человека недостаточно знаний, он является потенциальным источником порождения злобы. В качестве примера они приводят добродетель мужества, которая порождается знаниями о преодолении опасности, или добродетель умеренности, рождающаяся в человеке, знающем о преодолении страсти.

Этика и философия Сократа и Платона включала в себя ряд основных идей. Во-первых, тот человек, у которого имеется база знаний о правильной и добродетельной жизни, будет всегда совершать моральные и добродетельные поступки. Во-вторых, жизнь протекает по единому общему для всех образцу, который представлен в «мире идей», поэтому правильной считается только жизнь по его принципам и никакая иная.

Последователи философии Сократа и Платона

Современные ученые приходят к выводу, что этика Сократа, Платона и Аристотеля позволила наиболее глубоко понять античную философию. Сократа называют отцом античной философии не потому, что он ее первый прародитель, а потому, что именно он разработал основные принципы, которые в дальнейшем выступали базой для других ученых.

Самым ярким последователем Сократа был его ученик Платон. Он восторгался своим учителем, основывался на его знаниях и создавал нечто свое. Он разработал этапы упадка государства, вывел понятие справедливости, а также представил философию в виде трех основ – это физика, логика и этика.

Основываясь на учениях Платона, философию начал изучать Аристотель. Он в течение двадцати лет обучался и познавал принципы платоновской философии в академии своего учителя. Именно благодаря знаниям, полученным в академии, Аристотель пришел к созданию оригинального вида платонизма.

Развивая идеи своего учителя, он старался поставить на первое место формообразующие свойства философии. Форму или идею он называет общей формой, которую характеризует как сущность вещи, изучаемую разумом при поддержке логики.

Философский путь Аристотеля отличался от платоновского, так как первый полностью оборвал связь между философией и мифологией. Помимо этого, Аристотель уделял много внимания деталям и подробному анализу. Он опровергал слова Платона о том, что идея не может находиться в вещи и за ее пределами в одно и то же время. Вещи Аристотель характеризует сущностью или субстанцией. По его мнению, сущность представлена в виде конкретной вещи из материи и формы, физического объекта и понятия, материальных и идеальных частей.

Аристотель является создателем лицея, служащего на благо науки. Самым талантливым ученым, вышедшим из стен школы Аристотеля, считается Теофраст. Он являлся перипатетиком и продолжал начатые его учителем философские учения. «История растений», «История физики» — это творения рук Теофаста.

fb.ru

Античная классика: Сократ, Платон, Аристотель

Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий…) — Сместили центр внимания с натурофилософии к философии человека. — Прагматичность философии для гражданина, способного принимать самостоятельные решения, основываясь исключительно на собственном мнении. “Наука же эта — смышленность в домашних делах, уменье наилучшим образом управлять своим домом, а также в делах общественных: благодаря ей можно стать всех сильнее и в поступках, и в речах, касающихся государства” основатель софистики Протагор. Внимание к риторике, мастерство убеждения, развитие искусства логической аргументации. — Невозможность постижения истинного знания.
Протагор (V в. до н.э.). Судьба его была драматической: за книгу, в которой философ отрицал существование богов, его приговорили к смертной казни, бегство из Афин спасло его от гибели. «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том что они не существуют» — только он сам определяет, что есть добро и зло, что истинно и что неистинно. Любое заключение любого человека истинно, но, возможно, только для данного человека. О каждой вещи возможны два противоположных суждения. Высказывания: эта стена — белая” и “эта стена — небелая” — вполне могут быть одинаково справедливы просто потому, что с течением времени белая стена становится грязной. Все суждения относительны, и нет ни истины, ни лжи.
Горгий (V в. до н.э.). 1. Опровергал учение Парменида о существовании бытия, считал, что «ничего не существует» – ни бытия, ни небытия. Даже если бытие и существует, его невозможно выразить словами. 2. Мышление и бытие – совершенно разные вещи. 3. Так как все истины относительны, абсолютной нет, то все ложно, условно.
Сократ (470/469 – 399 гг. до н. э.). Большая часть сведений дошли до нас через записи Платона и Ксенофонта. Философия Сократа – это его жизнь. Проблема смысла жизни – главное для Сократа. Настоящие ценности не во внешних обстоятельствах, добродетели — в душе человека. Основное занятие человека – воспитание собственной души, познание себя через раскрытие своих способностей. Признавал существование объективной истины, считал, что человек должен стремиться к ее познанию разумом, усилиями своего внутреннего мира. Человека нельзя научить, но он может научиться Свое предназначение видел в побуждении людей к поиску истины. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого». Процесс познания не менее важен, чем его итог. Ирония, майевтика, индукция.
ПЛАТОН (427 — 347 до н. э.) первый из греческих философов, подлинные тексты которого дошли до нас, правда, неоднократно отредактированные. Его философия облечена в художественную форму.
Самой важной проблемой для него был вопрос о соотношении идеала и действительности. Полагал, что мир, в котором возможны осуждение и казнь Сократа, не может породить идеи блага, прекрасного, справедливости. Но если они присутствуют в сознании людей, значит, этот мир не может быть настоящим, поистине реальным миром. Следовательно, кроме него должен существовать какой-то иной мир, мир подлинных ценностей и незыблемого порядка, не нарушаемого никаким человеческим произволом. Объективный идеализм — признает существование идеального независимо от сознания человека. Человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания.
Главная часть его философии – учение об идеях (эйдосах означает “образ”). Мир идей находится вне физического пространства. Идея невещественна и обладает собственным существованием. В ней проявляется смысл вещи, она есть причина появления вещи, материал – средство, а сама вещь – следствие взаимодействия идеи и материала. Идея воплощается через материю в вещи, но вещей, полностью соответствующих своей идеи не существует.
Латинскому слову “материя” в его сочинениях соответствует термин “хора” — вещество, материал. Не только в языковом, но и в концептуальном отношении материя Платона радикально отличается от материи в понимании позднейшей европейской философии. Если в Новое время под материей подразумевалось то, что человек видит, слышит, осязает, то материя Платона недоступна чувственному восприятию. Она вообще не имеет никаких свойств, и ее существование необходимо лишь потому, что из соприкосновения идеи с материей возникают вещи.
Истинное бытие – это мир идей, реальный мир – кажущиеся бытие. Идеями-эталонами являются важнейшие этические принципы — благо, добро, справедливость. В могут попираться их конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.
Свою концепцию иллюстрирует с помощью замечательного образа пещеры в своем позднем произведении “Государство”. Такой темницей, Платон считал и обычное повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.
Бог-демиург объединяет мир идей и материю в мироздание. Человек – это соединение бессмертной души и бренного тела /Диалог «Тимей»/. Благо мира – реализация идей. На вершине «пирамиды идей» идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью. Задача человека – максимальная реализация способностей своей души.
Познание – это припоминание душей идей Мировой Души. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеями.
Душа человека состоит из трех начал: чувство, воля, разум. Строение государства: низшее сословие, стражи, архонты. Учение о добродетелях: добродетель – победа над чувствами, неуклонное следование поставленной цели – добродетель мужества, постижение идеи Добра – добродетель мудрости.
Типы государства: аристократия – господство идеи блага, тимархия – господство военного сословия, олигархия – господство немногих, демократия – господство своекорыстных масс, тирания – власть диктатора. Частная собств и семья — подрывают условия общества. Разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов — личной собственности, а также учение о гос воспитании детей.
АРИСТОТЕЛЬ (384 — 322 гг. до н. э) энциклопедически разносторонний систематизатор знаний. Пpоводит классификацию теоpии знания — науки. I.Теоpетические науки: философия, физика, математика {Эпистемэ). II. Твоpческие науки: поэзия, pитоpика, исскуство. {Техне).III. Пpактические науки: экономика, политика, этика. {Пpактис).
Центральная часть его — философия объективного идеализма. В «Метафизике», излагается учение о сущем, которое Аристотель называл «Первой философией». Она предшествует всякому другому знанию и образует его основу.
Нет мира идей (эйдосов) – идея вещи находится в самой вещи. Т.е., нет вещи без материи, как нет вещи без формы. Четыре причины, структурные части, принципы всякой вещи:
1) Форма (идея, эйдос). Суть бытия всякой вещи. Когда она не облачена в материальную оболочку, то это «первая сущность», идея, форма, как таковая. Это общее, что находится в единичном, но не зависит от него.
2) Материя. Первый ее уровень – это не конкретный физический материал, а потенциальная предпосылка, возможность осуществления вещи. Т.е., само существование той или иной вещественности является материальной предпосылкой, возможностью осуществления вещи. Второй уровень – это реальное вещество, из которого и изготовлена данная вещь. Овеществленная форма – это «вторая сущность» вещи, которая включает в себя: форму – как суть бытия, материю – как возможность, саму вещь – как результат единения тела и материи.
3) Движущая причина (движение) – процесс осуществления возможного в действительности, процесс овеществления формы.
4) Целесообразность, цель – то, для чего, ради чего движение соединяет форму и материю. Целью возникновения всякой вещи, по Аристотелю, является сама реальная вещь. Каждая единичная вещь будучи формой для низшей вещи, является материей для высшей.
Ум – это вечная причина и сущность всех вещей. Это чистая нематериальность, разум (Нус). Являя собой нечто сверхчувственное, Ум выступает истиной причиной для чувственного мира.
Это «эйдос эйдосов», «высшая сущность».
Включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность осуществ-
ления своей сущности.
Является перводвигателем всех вещей, оставаясь неподвижным.
Имеет целевую причину – движет всем «как предмет любви», а приведенное им движе-
ние «движет все остальное».
«Ум мыслит сам себя… и мышление его есть мышление о мышлении». Эти свойства заложены в Уме изначально, а затем, на этой основе он создает мир. Ум — это философский Бог Аристотеля.
Физика, или учение о природе. Для Аристотеля, это прежде всего познание сущности природы, познание осуществления «мысли» и желаний» УМА-Бога в созданной им физической природе. Проблема движения, решается через объяснение проблемы места и пространства. Вещи занимают различные места, но каждая вещь имеет собственные границы. Пространственное движение вещей есть способ воздействия вещей друг на друга.
Космология. Космос возник из смешения пяти стихий – воды, огня, земли, воздуха и эфира. Геоцентрическое строение Вселенной. Центр – Земля. Космос вне Земли делится на подлунный мир и надлунный. Источник движения — бог (перводвигатель).
Душей обладает любое естественное тело. Любое реальное тело – это результат единства формы (сущности) и материи. Выделял три вида души – растительная, животная, разумная. В разумной душе существуют и два более низких вида – растительная (питание и размножение) и животная (ощущения и желания). Разумная душа имеет рассудочную часть (ее добродетель –практичность) и собственно разумную (добродетель – мудрость). Цель человека, обладающего разумной душой – всестороннее познание мира и самого себя, т.е., реализация всех возможностей заложенных в душу Умом-Богом.
Социальная философия. Наилучший из всех классов — земледельческий, однако в силу своего образа жизни и территор. распыленности не может активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточн. классы общества. Различает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом — таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы — это тирания, олигархия и крайняя демократия.
Аналитика (разложение на части), переведена на латынь как логика. Сочинения по логике известны под общим названием «Органон». Познание – это истинное мысленное представление о том, что есть в действительности. На первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания. Для правильного познания необходимы понятия, которые позволяют выражать мысли точно. Разработал основные понятия логики – категории, которые необходимы для составления более частных высказываний.

cool4student.ru

Федеральное агентство по образованию — Античная философия Классического периода: Сократ, Платон, Аристотель

Античная философия Классического периода: Сократ, Платон, Аристотель

Доступные файлы (1):

n1.rtf

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Экономика и право
Кафедра: Философия

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

“Античная философия

Классического периода:

Сократ, Платон, Аристотель”

Работу выполнила

Студентка 1 курса:

Хасанова Е.В.

Работу принял

Челябинск 2009 г.


Оглавление.

Введение


Главные периоды

Проблемы античной философии

Софисты

Сократ

Философская этика Сократа

Философия Платона


Мир идей Платона

Философская концепция Аристотеля

Заключение

Библиография


Введение.
Слово “философия” – греческого происхождения и буквально означает “любовь к мудрости”. Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Философия — одна из древнейших сфер духовной жизни. Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний.

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. («Философия», М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ, 1985г.).

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поэтому постараемся пусть очень кратко, в самых общих чертах, что-то сказать о личности рассматриваемых мыслителей. Для рассмотрения берутся такие знаменитые философы как Сократ, Платон и Аристотель.

Главные периоды.

Возникнув в связи и одновременно с переходом древнегреческого общества от раннего не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому рабовладению, античная философия завершается крушением рабовладения как системы хозяйства, — но главное, как системы отношений человека, определившей универсальную неравнозначность господина и раба собственно человека и «говорящего орудия», «вещи», как совершенно недвусмысленно трактовался раб в римском праве. Отчуждение личности как принципиально возможное дело, как социальный закон накладывает, однако, свой отпечаток не только на раба, но и на господина. Сущность человека в таком случае – это его тело, его вещественный элемент с его телесными же свойствами. Такой принцип понимания человека был универсализирован античной философией, понимающей все сущее как телесное вещественное, стихийное и в то же время живое, самодвижущее бытие, материально-чувственный и живой космос. С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием знаний о природе, необходимых для совершенствования производства развивается и философия.

История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.
Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология – теология – физика — космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.
Софисты
Софисты появились и могли появиться только тогда, когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те границы, которые существовали между сословиями. Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок, ранее не подвергавшихся никакой рефлексии. Индивид почувствовал себя уже не просто членом своего »цеха», а самостоятельным лицом и осознал, что всё, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто критике. Субъектом критики он считал самого себя. Вот это выделение индивида, как самостоятельной реальности и было той почвой, на которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Слово происходит от двух слов: любовь и мудрость. Софистов справедливо называли представителями греческого Просвещения. Они не только углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить противника любым аргументом-стратегия софистов.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».1

Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.

Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

Наше представление о древнегреческой философии будет не полным без анализа философского наследия Аристотеля (384 – 322 гг. до Н.Э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.

perviydoc.ru