Анкета это в социологии – методология и методика социологических исследований. Составление социологической анкеты.
АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — это… Что такое АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ?
- АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ
- — разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании (по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса («Ваш труд и отдых», «Дети в городской семье», «Анкета читателя», «Литературной газеты» и т. п.), название организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи — создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различ.
виды вопросов. В начале анкеты помещают наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента к опросу, способствующие установлению контакта с ним и обучению технике заполнения анкеты. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем снижается к ее концу, т. к. учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения анкеты. Соц.-демографич. блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента, помещается обычно в конце анкеты, к-рая завершается словами благодарности респонденту за участие в опросе. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим логическим принципам или по их адресату (группам респондентов). В таких случаях между блоками вопросов должны быть обращенные к респонденту переходы, переключающие его внимание на новую тему («Теперь перейдем к вопросам о …») или называющие группу опрашиваемых, к-рой предназначен следующий блок («Следующие три вопроса — для тех, у кого есть дети школьного возраста…» или «Внимание! Вопросы для всех»). Правила заполнения и регистрации ответов должны содержаться не только в водной части анкеты, но и в тексте отдельных вопросов: указания на число вариантов ответов, к-рые можно отметить, указатели-переходы в вопросах-фильтрах («Ответившие «нет» переходят к вопросу № …»), правила ответов на вопросы табличной формы. Язык анкеты — письменная речь (в отличие от интервью). Для предупреждения ошибок восприятия и понимания смысла вопросов нужно избегать сложных синтаксических конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов. Доступность языка для совокупности опрашиваемых проверяется методом наблюдения или лингвистич. тестов в пробных (пилотажных) исследованиях. Формулировки вопросов, варианты ответов, обращения и инструкции в анкете выделяются шрифтом, цветом, рамками, стрелками и др. В анкетах используются рисунки для снятия напряжения, активизации внимания и для получения искомой информации. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.
- АНКЕТА (от фр. ENQUETE — букв, расследование)
- АНКЕТЕР
Смотреть что такое «АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
анкета — ы; ж. [франц. enquête]. 1. Опросный лист для получения каких л. сведений о том, кто его заполняет, или выяснения общественного мнения по каким л. вопросам. Заполнить, сдать анкету. Составить, разослать, собрать анкеты. Ответить на вопросы анкеты … Энциклопедический словарь
анкета — ы; ж. (франц. enquête) см. тж. анкетный 1) Опросный лист для получения каких л. сведений о том, кто его заполняет, или выяснения общественного мнения по каким л. вопросам. Заполнить, сдать анкету. Составить, разослать, собрать анкеты. Ответить на … Словарь многих выражений
АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС) — разновидность метода опроса, при к ром общение между социологом исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой (см. Анкета социологическая). Разновидности А. выделяются по различн, основаниям … Российская социологическая энциклопедия
АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ — методич. и организационная разновидность письменного опроса (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выбороч. процедуры. Эта разновидность… … Российская социологическая энциклопедия
Социология — Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия
Микросоциология — Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный и др. греч. λóγος учение) наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп,… … Википедия
Социология журналистики
Кэмерон, Пол — Пол Кэмерон Paul Cameron Дата рождения: 9 ноября 1939(1939 11 09) (73 года) Место рождения: Питтсбург (США) Научная сфера: психология … Википедия
Марксизм — (Marxism) Определение марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Информация об определении марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Содержание Содержание 1. Биография Карла Маркса 2. Этапы развития 3. Марксизм и… … Энциклопедия инвестора
sociologicheskaya.academic.ru
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты ( характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов — открытым или закрытым — отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах — недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др
Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что…», или «Некоторые считают, что…». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов — содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые — для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи — помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки — событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы — это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» — «мало», «хорошо» — «плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.
Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.
Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.
Общие принципы построения анкеты
1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.
3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.
4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом — на второй стадии — сложность вопросов временно уменьшается. На третьей — резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.
5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.
Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.
Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.
Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:
а) когда необходимо получить большой объем информации;
б) если объект исследования — общественное мнение, представления людей;
в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.
При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту — разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.
studfiles.net
Анкетирование | Социология
Анкетирование — письменный опрос — разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой. Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером. По сравнению с интервью анкетирование имеет некоторые принципиальные особенности. Прежде всего меняется способ восприятия респондентом текста вопроса: в интервью — это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, в анкетирование — это восприятие письменного текста. Другая особенность анкетирования — это повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса. Этими особенностями обусловливается возможное снижение качества получаемой информации: возрастание числа формальных и неискренних ответов, увеличение доли неответивших, снижение возврата анкет. Способы повышения качества информации в различных формах анкетирования имеют свои особенности, однако, общим условием повышения эффективности.
Анкетирование групповое — методическая и организационная разновидность письменного опроса (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выборочной процедуры. Эта разновидность анкетирования обозначается также терминами «групповой опрос», «аудиторный опрос». Анкетирование групповое проводится анкетерами в соответствии с требованиями, предусмотренными «Инструкцией анкетера». Оно может проводится по месту жительства респондентов, по месту работы, по месту учебы, в целевых аудиториях (в читальном зале библиотеки, на выставке, в кинотеатре и др.) Наиболее популярной формой является групповое анкетирование по месту работы и учебы.
Анкетер готовит помещение для опроса, проводит вводную беседу о теме, целях, значимости опроса, формируя у респондентов мотивацию на участие в опросе, рассказывает о правилах заполнения анкеты. После вводной беседы респонденты приступают к заполнению анкеты, причем анкетер предупреждает о важности строго индивидуальных ответов на вопросы и недопустимости взаимных советов и обсуждений. В случае затруднений в процессе заполнения анкеты, анкетер консультирует респондентов индивидуально.
Величина группы опрашиваемых не должна превышать 10-20 человек, чтобы группа была обозрима и доступна для индивидуальных консультаций. Продолжительность заполнения анкеты не должна превышать 45 минут, учитывая занятость респондента. Групповой опрос привлекает социологов возможностью обеспечить полный возврат анкет. Для контроля качества заполнения вопросников применяется процедура просмотра анкет перед тем, как респондент опустит ее в урну.
Анкетирование индивидуальное не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. Анкетирование индивидуальное проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при заполнении и по мере надобности консультирует его по технике заполнения. Эта форма анкетирования увеличивает затраты времени на опрос по сравнению с групповым анкетированием, но обеспечивает контроль за правильностью отбора респондентов и полный возврат анкет. Анкетирование индивидуальное по форме сближается со стандартизированным интервью, когда интервьюер работает с закрытыми вопросниками без использования карточек. В практике опросов, эти две формы часто используются параллельно, т. е. по одному вопроснику проводится в одних случаях стандартизированное интервью, например, с пожилыми респондентами, затрудняющимися в чтении или нуждающимися в дополнительных пояснениях по поводу смысла вопросов, а в других, анкетирование в присутствии анкетера, к которому в случае необходимости обращается за консультацией самостоятельно работающий с анкетой респондент.
Анкетирование почтовое предполагает рассылку анкеты по домашним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества данного вида анкетирования связаны в основном с организационно-экономическими параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса связаны с качеством получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешательства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе; неполное или формальное заполнение анкет; технические ошибки при заполнении анкет; затягивание сроков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности.
Анкетирование прессовое связано с изучением аудитории различных источников информации (газета, журнал, радио, телевидение) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности опроса в его организационной простоте. Главным недостатком данного вида анкетирования является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы. Например, на анкету могут отвечать преимущественно люди , имеющие высокую самооценку компетентности по теме опроса, располагающие значительным свободным временем, наиболее развитыми навыками вербализации своих мнений и настроений, привычкой к заочному, эпистолярному общению. Совокупность опрошенных с помощью данного анкетирования обычно дает информацию, не выходящую за пределы читательского актива издания, опубликовавшего анкету. Здесь необходимо изучение механизмов формирования совокупности отвечающих на прессовые анкеты и соотношение их социально-демографических характеристик и структуры мнений с результатами аналогичных, но репрезентативных исследований населения и аудитории того же источника. Если редакция планирует постоянно проводить прессовые опросы, то обязательным должна стать публикация полученных результатов. Необходимо, чтобы каждый из ответивших смог увидеть на страницах печатного органа свою позицию, найти себя среди большинства или меньшинства собранных мнений. Только тогда возможна связь с читательской аудиторией, которая усиливает уровень социологического опроса. Кроме того, активность респондентов повысилась бы, если за несколько дней до публикации анкеты газета выступила бы по соответствующей теме, более обострила бы проблему, поместив дискуссионные точки зрения. Следовало бы заранее информировать читателей о предстоящем социологическом опросе и предупредить их о заинтересованности результатами опроса редакции газет. Публиковать анкету лучше всего перед выходными днями.
ibrain.kz
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:
· вводную
· содержательную (основную) часть
· заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты ( характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов — открытым или закрытым — отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах — недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др
Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная формаиспользуется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что…», или «Некоторые считают, что…». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов — содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые — для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи — помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки — событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы — это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» — «мало», «хорошо» — «плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.
Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.
Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.
Общие принципы построения анкеты
1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.
3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.
4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом — на второй стадии — сложность вопросов временно уменьшается. На третьей — резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.
5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.
Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.
Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.
Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:
а) когда необходимо получить большой объем информации;
б) если объект исследования — общественное мнение, представления людей;
в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.
При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту — разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.
studfiles.net
Основные правила составления анкеты в социологии
Составные части анкеты
Замечание 1
Анкета состоит из нескольких основных частей:
- вводная часть,
- основная часть,
- паспорт анкеты.
Очень большая роль в результативности проведенного опроса отведена вступительной части, так как она должна сформировать у респондента определенное отношение к процедуре анкетированного опроса, его настрой как психологический, так и социальный.
Основа назначения вступительной части состоит именно в том, чтобы пробудить желание респондента к данной процедуре опроса. Чаще всего вводная часть расположена на титульном листе предполагаемой анкеты. Ее содержание должно быть структурировано и лаконично. В нем отмечаются цели и задачи исследования категориальный аппарат исследования, организация проводящая данное исследование. Особенно необходимо отмечать анонимность ответов в процессе обработки анкеты, что способствует психологическому комфорту респондента.
Основная часть анкеты
Основная часть анкеты — это наиболее информативная часть инструментария, так как именно она предоставляет смысловую информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулирования тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие:
- Сначала формулируются так называемые контактные вопросы: их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты. Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому.
- Вторую группу вопросов составляют основные — наиболее сложные вопросы. Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию по исследуемой проблеме. Если необходимо решить несколько задач, то сначала формулируются группы вопросов к каждой задаче, но в анкету они могут помещаться или блочно, или перемешиваться с вопросами других блоков, однако должны располагаться обязательно только в середине основной части.
- Окончание основной части анкеты происходит при помощи заключительных вопросов.
Замечание 2
Вопросы необходимо размещать по трем уровням сложности, так как все вопросы логично взаимосвязанны. Следует постепенно подводить респондента «от легкого к сложному».
«Паспорт» анкеты
И, наконец, паспорт анкеты, который содержит вопросы следующего типа:
- профессиональный статус,
- образование,
- возраст,
- пол,
- социальное происхождение,
- семейное положение,
- места жительства,
- и т.п.
Количество и характер информации зависит, в первую очередь, от целей и задач, поставленных перед составителем анкеты. Составить паспорт анкеты — это довольной кропотливый процесс.
Данная информация имеет очень важное значение для интервьюера в процессе обработки данных. Информация, которая содержится в паспортичке, имеет наиболее важное значение при определении определенных закономерностей, тенденций и взаимосвязей между ответами и, например, социальным статусом. Именно поэтому составление паспорта анкеты должно содержать четко продуманные вопросы.
Пример 1
Например, при выявлении интересов и планов на дальнейшее обучения учащихся разных возрастов можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет. Предварительно нужно выяснить, какова цель стоит перед этим распределением, какие аспекты интересуют аналитиков, что должно быть проанализировано, обнаружено (связь между которыми факторами). Если выбрать 15 лет — это предел возраста, когда ребенок заканчивает 9 классов, то есть основную школу, может переходить к обучению в профессионально-технические учебные заведения, колледжи или продолжать учиться в заведениях. Если же выбрать 14 лет, то он будет предоставлять информацию о своих достаточно отдаленных планах; если же выбрать 16 лет, в таком случае, ученик уже совершил свой первый выбор и речь пойдет об обучении в дальнейшем — после окончания школы.
Специалисты, изучаюзие проблемы составления анкеты, так и не пришли к мнению о том, в какой части анкеты необходимо ставить паспорт анкеты – в начале или в конце листа анкеты. Однако наиболее часто паспорт анкеты размещают в конце, чтобы респондент был психологически спокоен.
spravochnick.ru
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты ( характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов — открытым или закрытым — отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах — недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др
Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что…», или «Некоторые считают, что…». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов — содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые — для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи — помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки — событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы — это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» — «мало», «хорошо» — «плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.
Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.
Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.
Общие принципы построения анкеты
1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.
3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.
4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом — на второй стадии — сложность вопросов временно уменьшается. На третьей — резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.
5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.
Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.
Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.
Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:
а) когда необходимо получить большой объем информации;
б) если объект исследования — общественное мнение, представления людей;
в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.
При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту — разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.
studfiles.net
методология и методика социологических исследований. Составление социологической анкеты.
Основные методы социологических исследований. Классификация социологических методов.
Программа социологического исследования и её структурные элементы.
Рабочий план исследователя.
Методика, техника, процедура социологического исследования.
Анализ и использование результатов социологического исследования.
Анкета. Структура анкеты. Требования. Виды вопросов.
Требования к вопросам анкеты. Наиболее распространенные ошибки.
Термины для словаря (основные понятия)
1. Социологическое исследование 2.Методы сбора социологической информации 3.Пробное (пилотажное) исследование 4. Программа исследований 5. Гипотезы исследования 6. Репрезентативность 7.Респондент 8. Выборка, 9. Методы исследования.
Вопросы для самоконтроля.
Виды опросов.
Социометрия.
Наблюдение.
Каковы структурные элементы программы социологического исследования.
Раскройте этапы проведения социологического исследования.
Тесты
1. Респондент – это человек:
а) отвечающий на вопросы анкеты; б) планирующий исследование; в) отказавшийся от исследования; г) заказчик данного исследования.
2. Выборка – это
а) определенное количество анкет, которые выбраковываются; б) количество респондентов, необходимое для получения достоверных данных; в) круг людей, которые проводят исследование.
3. К двум основным этапам составления программы социологического исследования относятся…
а) опрос респондентов б) интерпретация результатов; в) изучение специализированной литературы; г) формулировка проблемы исследования.
4. Паспортичка – это
а) приветствие респонденту; б) инструктаж по заполнению анкеты; в) вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента; г) Ф.И.О., паспортные данные респондента.
5. «Закрытыми» называются такие вопросы социологической анкеты, где…
а) респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответов; б) респондент может сам предложить варианты ответов; в) респондент сам формулирует вопрос; г) раскрывается содержание гипотезы социологического исследования.
6.Отметить общенаучные методы
а). сравнительный; б). опрос; в). диалектический; г). социометрия;
д). статистический.
Литература основная
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. — М.: Феникс, 2004
2. Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко. — М.: Акад.проект, 2002
3. Решетников А.В. Социология медицины. Введение в научную дисциплину / А.В.Решетников. — М.: Медицина, 2002
Литература дополнительная
1. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг /А.В. Решетников. — М.: Медицина, 2003
2. Кондауров В.И. Социология / Кондауров. — М., 2002
3. Кравченко А.И. Социология / А.И. Кравченко. — М.: Логос, 1999
4. Мендра А. Основы социологии / А. Мендра. — М., 2002
5. Социология / Под ред. А.Ю. Мягкова. — М.: Флинта, 2003
6. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. — М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 1998.
7. Как провести социологическое исследование. Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
8. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — М.: Изд-во Самарский университет, 1995. — 239 с.
studfiles.net