Акмеизм символизм футуризм кратко – Акмеизм серебряного века — поэзия Серебреные века. Символизм, футуризм, акмеизм найдите пожалуйста краткое содержания инфо? — 22 ответа

2. Русская литература «Серебряного века»: символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс». В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.

Русский символизм заявляет о себе в первой половине 1890-х годов. Отправными точками его истории обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это: «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году. Эти три брошюры (последняя книжка вышла в 1895 году) были созданы двумя авторами (часто выступающими в рамках этого издания как переводчики): Валерием Брюсовым (как главный редактор и автор манифестаций и под масками нескольких псевдонимов) и его студенческим товарищем – А. Л. Миропольским.

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты», или аргонавтизм.

В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Иванова, – знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А.Р. Минцлова, которую посещали А.А. Блок, Н.А. Бердяев, А.В. Луначарский, А.А. Ахматова, «мирискуссники» и спиритуалисты, анархисты и философы. Знаменитая и загадочная квартира: о ней рассказывают легенды, исследователи изучают здесь проходившие собрания тайных сообществ (Гафизиты, теософы и др.), жандармы устраивали здесь обыски и слежки, в этой квртире впервые публично прочитали свои стихи большинство знаменитых поэтов эпохи, здесь в течение нескольких лет одновременно жили сразу трое совершенно уникальных литераторов, чьи произведения нередко представляют увлекательные загадки для комментаторов и предлагают читателям неожиданные языковые модели – это неизменная «Диотима» салона, супруга Иванова, Л.Д. Зиновьева-Аннибал, композитор Кузмин (автор романсов сначала, позднее – романов и поэтических книг), и, конечно, хозяин. Самого хозяина квартиры, автора книги «Дионис и дионисийство», называли «русским Ницше». При несомненной значимости и глубине влияния в культуре, Вяч. Иванов остается «полузнакомым континентом»; отчасти это связано с его длительными пребываниями за границей, а отчасти – со сложностью его поэтических текстов, кроме всего, требующих от читателя редко встречаемой эрудиции.

В Москве 1900-х годов авторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания – «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт, Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы – Фёдор Сологуб, А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма.

Символизм был многосторонним явлением культуры, и охватывал не только литературу но и музыку, театр, и изобразительное искусство. Основные мотивы этого течения просматриваются в творчестве таких выдающихся композиторов как Александр Скрябин, Игорь Стравинский и др. Художественный журнал «Мир искусства» под руководством С.П. Дягилева становится не только ярчайшим журналом об искусстве в России, но и мощнейшим средством продвижения русской культуры в Европе посредством организации международных выставок и публикации репродукций произведений русского искусства в европейской прессе. Этот журнал базировался на творчестве основоположников – группы молодых художников: А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского. Кроме названных, с этим журналом в разное время сотрудничали В. Борисов-Мусатов, М. Врубель и другие.

Акмеизм (от греч. – острие, вершина, высшая степень чего-либо, расцвет) – литературное направление 1910-х гг., возникшее в ответ на кризис символизма как его «преодоление» и как альтернатива современного ему футуризму (позднейшее осмысление неоднократно объединяло эти два течения в понятии постсимволизма). Возникновение постсимволизма знаменует наступление в русской поэзии (перифразируя Ахматову) «не календарного, настоящего 20 века». Историко-литературный парадокс акмеизма (в т. ч. по сравнению с футуризмом) – кратковременность существования (год-два) и почти изначальной ссоры между его лидерами, Гумилевым и Городецким. Попытки позднейшего возрождения, предпринятые Гумилевым («второй» и «третий» «Цех поэтов») были малопродуктивны. При этом акмеизм, в отличие от др. течений, насчитывал только 6 участников: Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, И.И. Нарбут. Питательной средой и сочувственным окружением акмеистов были «Цех поэтов» и журналы «Гиперборей» и «Аполлон», однако никто из остальных участников «Цеха» и журналов акмеистом не был, как не были ими такие ученики, как Г. Иванов или Г. Адамович.

Теоретически А. заявил о себе в декларациях 1913 в «Аполлоне»: «Наследие символизма и акмеизм» Гумилева и «Некоторые течения в современной русской поэзии» Городецкого. Сам термин фигурирует и в более ранней переписке акмеистов (1912), происхождение его окружено легендами и мистификациями, но менее изв. термина «адамизм».

Пафос акмеизма состоял в «обмирщении» поэзии, возвращении к собственно поэтическим задачам литературы, отсюда декларативный пафос мастерства, сделанности вещи и в ориентации на цеховую традицию средневековья. Акмеизм не отрицал «внелитературных» устремлений символистов («Прекрасную Даму теологию», религию, высший смысл, скрытый за миром явлений), но утверждал, что постижение их не является делом поэзии. Отсюда отказ от прямого «прорыва» в нездешнее, демонстративное приятие мира, при всем осознании его трагичности, внимание к формам вещей и стихов, гармонии в мире и в поэзии, интерес к деталям, быту, вещи. Здесь предшественник акмеизма – Кузмин с его культом быта и «прекрасной ясности» (акмеисты охотно использовали его термин «кларизм»), а в области «остроты» эмоции и ее анализа, избегающего «метафизических намеков», – Ин. Анненский. Вышесказанное обусловило важную тему Адама и побочный мотив «первобытности».

Футуризм (лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.

Автор слова и основоположник направления – итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы – скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение – так называемый принцип симультанности.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.

Футуризм – одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ: имажинизм Есенина и Мариенгофа, конструктивизм Сельвинского, Луговского, эго-футуризм Северянина, будетлянство Хлебникова, ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, и, наконец, «ничевоков».

studfiles.net

Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Литература, 11 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Акмеизм, футуризм и символизм

В отличие от символистов, ориентированных на свободную перетекаемость смыслов и на музыку стиха, акмеистам были ближе пространственные искусства: живопись, скульптура, архитектура, в которых форма была четко структурирована, а материал осязаем. В статье «Утро акмеизма», написанной О. Мандельштамом в 1913 г., была декларирована идея архитектурности как принципа акмеизма. Акмеисты пытались соединить предметное и поэтическое. Чувство личной сопричастности «вселенскому движению», включающему и исторический процесс, прослеживалось в том, что лирические герои отождествлялись у поэтов-акмеистов с мифологическими персонажами и реальными историческими лицами. Поэты этого направления объединились в группу «Цех поэтов» (1911-1914; 1920-1922), ими издавался журнал «Гиперборей» и альманах «Цех поэтов».

Параллельно акмеизму на поэтическом небосклоне возникло еще одно течение — футуризм. Оно было представлено Д. Бурдюком, В. Хлебниковым, А. Крученых, В. Каменским, ранними В. Маяковским, И. Северяниным, Б. Пастернаком, а также В. Шершеневичем и др. Целью этих поэтов была революция в искусстве. Старого буржуазно-дворянского искусства, в том числе символизма и акмеизма, они не признавали. Футуристы выступали за «свободу в искусстве». Это объединяло футуризм с декадентством. Смыкались они с представителями упадочного направления в искусстве и в стремлении к новаторству формы, выражавшемуся в языковом экспериментировании («слова на свободе» или «заумь»), насаждении формализма, отказе от лучших завоеваний русской классической литературы.

Символисты выступали за автономность поэзии, а футуристы утверждали, что искусство нуждается в сверхзадаче, что именно посредством искусства можно предвосхитить и осознать грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

Акмеисты рассматривали современность в свете прежнего культурного опыта, как бы помещая настоящее в прошлом; футуристы, конкурирующие с ними, пытались переместить настоящее в будущее. Эти идеи нашли свое отражение в поэтических сборниках футуристов: «Садок судей» (1910, 1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913).

В последнее время стоматология ЮЗАО активно развивается: современные клиники предлагают полный спектр услуг, связанных с лечением заболеваний полости рта, с применением инновационных технологий, обеспечивающих качественный, безопасный и эстетически привлекательный результат.

gallerix.ru

Доклад «Символизм, акмеизм, футуризм — как явления русской поэзии.»

Доклад «Символизм, акмеизм, футуризм как явления русской поэзии.

1.Чем было обусловлено возникновение символизма?

Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Одновременно оно несло в себе и отрицательную реакцию на материалистические воззрения русской критики, начиная с имен Белинского, Добролюбова, Чернышевского и кончая Н. Михайловским. Непосредственным предшественником, предтечей нового литературного течения стал русский философ и поэт Вл. Соловьев, синтезировавший Мудрость, Добро и Красоту в одном понятии «София», понимавший ее как «Мировую душу». Сущность символизма он сформулировал так: «Все видимое нами, / Только отблеск, только тени / От незримого очами». Символ – это не общепонятный знак, и от реалистического образа отличается тем, что передает не объективную суть предмета или явления, а собственное, индивидуальное представление о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Согласно теории символизма, поэзия должна отражать действительность с помощью полутонов и намеков. Само слово «символизм» происходит от греческого «symbolon» , что означает «знак», «символ».

В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении конца 19 – начала 20 вв., существовало два хронологически самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус… А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, И.Анненский, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др. При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными, да и в каждой группе наметились свои расхождения.

Кто и когда дал первое теоретическое осмысление символизма в России?

Первым теоретическое осмысление символизма в России дал Д. Мережковский в докладе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», прочитанном в декабре 1891 г. и вышедшем в январе 1893 г. в расширенном и дополненном варианте отдельной книгой, которая была воспринята как манифест нового литературного течения. Мережковский дал развернутое обоснование основ символизма и обозначил три основных его элемента: мистическое содержание, символизация и расширение художественной впечатлительности. Собственный поэтический опыт Мережковского — сборник «Символы» (1892), хотя и не имел особого резонанса, но оказался многозначительным и закрепил за первым в России модернистским течением название «Символизм».

В каких произведениях выражается кредо художника-символиста?

Кредо художника-символиста достаточно отчетливо было сформулировано Д. Мережковским: Мы неведомое чуем, И с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О неведомых мирах

Некоторое родство с приведенными строками обнаруживаются и у З. Гиппиус: «Мне нужно то, чего нет на свете, чего нет на свете», и у Н. Минского: «Нетленно лишь одно, порыв к святыне, которой нет и быть не может в нас». Мы видим порыв, устремленность к запредельному, неземному, незнаемому, чему во многих случаях нет даже названия. Вот эта черта становится одной из ведущих в символизме. Вообще нужно отметить, что для русского символизма было характерно перенесение действия в дальние страны и времена. Символисты широко пользовались приемами импрессионистского искусства, выражая случайные, мимолетные настроения. Они достигли значительных высот в передаче тончайших оттенков чувств. Стихотворение Бальмонта, действительно, богатое интонациями и звуковыми повторами: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… Или вот другой отрывок из того же поэта: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня… Стихотворение В. Брюсова «Творчество», исполненное в символистском ключе: Тень не созданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене…и т.д.

2.Когда возникло течение акмеизм?

15 августа 1911 г., Николай Гумилев совместно с С. Городецким создает «Цех поэтов» и в скором времени провозглашают появление нового художественного течения – акмеизма. 18 февраля 1912 г. Гумилев, Городецкий и Кузмин-Караваев выступили в Обществе ревнителей художественного слова, заявив об отделении акмеизма от символизма. Название нового течения, предложенное Н. Гумилевым и С. Городецким, шло от греческого «akme» – высшая степень, вершина, цветущая пора, и должно было означать стремление к «вершинам» искусства, к его высшему совершенству. Городецкий и Гумилев использовали для обозначения своей группы и термин «адамизм». Первым поэтом, в их представлении, являлся Адам, давший имена предметам и тварям и тем самым участвовавший в сотворении мира.

Кто из поэтов принадлежал данному течению?

Акмеизм как литературное течение было образовано на базе «Цеха поэтов», организованного Н.С. Гумилевым еще в 1911 г. Сюда входило более 20 человек, большая часть которых впоследствии отошла от Гумилева. Вокруг нового течения сплотились шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Какие статьи явились манифестами акмеизма?

Вожди акмеизма выступили со своими литературными манифестами в журнале «Аполлон» (1913, № 1): Н. Гумилев – «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкий – «Некоторые течения в современной русской поэзии». По их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. «Борьба между акмеизмом и символизмом, — писал С. Городецкий, – (…) есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, веси время, за нашу планету Землю… После всяких неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом во всей совокупности красот и безобразий». В своей статье Гумилев подводил черту под «бесспорными ценностями и репутациями» символистов. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает», – констатировал автор.

В чем заключалось главное свершение акмеизма?

Главное свершение акмеизма – изменение масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Акмеизм вернул в литературу «человека нормального роста», заговорил с читателем с соблюдением обычной интонации, лишенной экзальтации и сверхчеловеческой напряженности. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. После Октябрьской революции 1917 г. акмеизм еще функционировал, но после гибели в 1921 г. Н. Гумилева, организатора и лидера группы, прекратил свое существование

3.На какие группы распадался футуризм, кто их представлял?

Одновременно с акмеистами в начале 10-х годов ХХ столетия на литературную арену вышли группы футуристов (от латинского «futurum» – будущее): кубофуту

ристы – Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Е. Гуро, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский; «Мезонин поэзии» – В. Шершеневич, К. Большаков, С. Третьяков, Р. Ивнев; «Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак, С. Бобров; эгофутуризм – И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков…

Когда и где состоялось первое выступление футуристов?

Первое выступление футуристов состоялось 13 октября 1913 г. в помещении Общества любителей художеств. «Билеты расхватали в какой- нибудь час. Аншлаги, конные городовые, свалка у входа, толчея в зрительном зале», – вспоминал впоследствии Б. Лифшиц. Выступления футуристов пользовались ошеломляющим успехом, только за полтора месяца (ноябрь – декабрь 1913 г.) в Петербурге состоялось около 20 публичных выступлений и два – в Москве.

Какие новшества были введены футуристами в поэзию?

В 1913 г. был издан «Садок судей II», в котором было выражено непримиримое отношение футуристов к существовавшим грамматическим правилам и ритмам: «Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам. Мы расшатали синтаксис. Нами уничтожены знаки препинания. Нами сокрушены ритмы…» Отсюда – введение «телеграфного» синтаксиса: отказ от знаков препинания, пропуск предлогов, союзов и даже знаменательных слов, как, например, в стихах Маяковского: «Простоволосая церковка [к] бульварному изголовью припала», «Милостивые государи! Заштопайте мне душу [чтобы], пустота сочиться не могла бы», «Никому не ведомо, дни ли, годы ли [прошли] с тех пор, как на поле первую кровь войне отдали»… В поэтическом тексте стало возможно использование математических и музыкальных знаков. Большое значение придавалось визуальному воздействию текста, для чего проводились разнообразные эксперименты с расположением слов и стихотворных строчек. Отсюда берет начало «лесенка» Маяковского; Д. Бурлюк использовал особые шрифты для выделения отдельных эпитетов, наиболее важных слов, внутренних рифм… Серьезнейшие последствия для русской поэзии имела переориентация с читаемого текста на текст произносимый и слышимый, породившая новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки. В литературных текстах широко практиковались лексические, синтаксические, смысловые смещения. Лексическое обновление связывалось с депоэтизацией поэтического языка, введением грубых образов, вульгаризмов. Так, например, поток снижающих образов – обычная приметастиха Д. Бурлюка, для которого «звезды – черви, пьяные туманом», «поэзия – истрепанная девка, а красота – кощунственная дрянь». Футуристы настаивали на неограниченном словотворчестве и словоновшестве вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (зауми).

multiurok.ru

Характеристика  модернистский течении в русской литературе начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Модернизм (с фр. — новейший, современный). Первые русские модернисты-декаденты (как они себя сами называли) отказались от традиций, русского демократического движения, философского материализма, реалистической эстетики. Модернистскими течениями в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с Т890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм, футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различный учений — от античного ученого Платона до современных символистам философских систем В.Соловьева, Ницше. Бергсона. Ранние русские декаденты демонстративно заявили о разрыве всяких связей искусства с действительность. Тенденция к такому мировоззрению выразилась уже в книге Минского «При свете совести», в которой обосновывались социальные и этические позиции складывающегося направления.           В этическом учении Минского

(наст.фам. Виленкин) проявилось характерное для декадентов сочетание философского пессимизма с мечтой о сильном человеке -индивидуалисте типа «сверхчеловека» Ницше. Основная идея Минского — мысль об относительности всего сущего, всех нравственных понятий — добра, зла. лжи. правды. Истинным признавалось только чувство любви человека к самому себе. Развернутое обоснование философско-эстетических основ направления дано Д.С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая была опубликована 1893 г. В работе Мережковского декадентство впервые пытается осознать себя как идейно-художественное направление, обладающее определенными мировоззренческими и эстетическими качествами. Мережковских обозначил три основных элемента будущей новой русской литературы: 1 — мистическое содержание; 2 — символизация: новая поэзия должна стать поэзией «символа»: 3 — «расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма». Еще более четко сформулировал основные философские и эстетические установки А. Волынский, который считал, что декадентство явилось непосредственной реакцией искусства на материализм. В работе «Борьба за идеализм» Волынский писал, что «символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества…жажда религии создала то новое направление, которое называется символизмом», символ — центральная эстетическая категория нового течения, существовало две группы: петербургская и московская. Московская сложилась в 1890 году вокруг В. Брюсова. Главный принцип их эстетики — «искусство для искусства» Старшие символисты-петербужцы с Мережковским и Гиппиус во главе отстаивали приоритет религиозно-философских поисков в символизме. Акмеизм.  Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910- и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму вначале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900 годы «ивановские среды» — собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова,получившей в их среде название «Башня». В недрах кружка в 1906-1907 годах постепенно сложилась группа поэтов. поначалу назвавшая себя «кружком молодых». В1909 году участники кружка молодых» попросили В.Иванова, Анненского и Волошина прочитать для них курс лекций по стихосложению. Затем было основано «Общество ревнителей художественного слова», или «Поэтическая академия». В октябре 1911г. слушатели, поэтической академии» основали новое лит-ное объединение — «Цех поэтов» Руководителями «Цеха» были Гумилев и Городецкий. Однако, в 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его участники решили объявить о возникновении нового лит-ного течения — акмеизма (греч. aкme -высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) или адамизма (мужественно ясный, твердый взгляд на жизнь). Акмеисты -А Ахматова, Н. Гумилев, С.Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич. Основным органом акмеистов стал журнал «Аполлон». Акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма. Программа акмеистического принятия мира была выражена в статье Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» — «искусство есть сознание равновесия, есть прочность». Городецкий звал к «борьбе за этот мир, звучащий, красочный, за нашу планету Землю». Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от целомудренного стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм (в п-де с лат. будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения футуризма является 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (авторы. Бурлюк. Хлебников, Каменский). Вместе с Маяковским и Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов Гилей. Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками -эгофутуристов (Северянин. Игнатьев и др.), группой «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Хрисанф Ивнев) и объединением «Центрифуга» (Пастернак. Асеев, Бобров и др.) В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки — физику, математику, филологию — отличало футуризм от других модернистских течений. Футуристами декларировалась полная свобода искусства от содержания и идейности. Отрицание современной культуры оборачивалось у них отрицанием культуры вообще, всей цивилизации и искусства прошлого, утверждением примитивизма, первобытных основ жизни, культом ее первооснов, первооснов слова, в поисках которых футуристы обращались к истокам народной жизни — славянской и русской мифологии Эстетству акмеизма они противопоставляют изначальное — первобытно-уродливое, безобразное. Специфика Футуризма как течения модернистской поэзии заключалась прежде всего в анархическом бунтарстве против всех поэтических норм и традиции в искусстве.


students-library.com

Какие основные положения символизма, акмеизма и футуризма??

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

В основе эстетики символизма лежит символ (он должен заменить конкретный образ) . Считалось, что символ связывает земное с миром духовным.
Общие особенности:
1. Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности) .
2. Противопоставление социального и индивидуального.
3. Утверждение равнозначности реального и идеального.
4. Культ таинственного; представление о непознаваемости мира.
5. Утверждение интуитивности постижения мира через мистические прозрения, откровения.
6. Сближение духовно-нравственного с религиозным.
7. Поэтика условности и иносказаний.
8. Выделение в слове иррационального; звучание, ритм должны заменить значение; вера в иррационально-магическую силу слова.
Особенности русского символизма:
1. Повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности.
2. Героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков.
3. Сочетание противоречивых тенденций.
4. Многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, смысловая полифония и др.) .
5. Идея самоценности искусства (независимости от всего) , уход от социальных задач; искусство — чисто художественное явление.

otvet.mail.ru

31. Символизм и акмеизм как литературные направления.

СИМВОЛИЗМ (греч. Symbolon – условный знак) литературное направление, возникшее в конце века во Франции как протест против философии и культуры натурализма и реализма. Символисты утверждают, что эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира» можно только при помощи символа. Символизм связан с идеалистическим миропониманием, с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше «пошлой» реальности. Символизм имел своих теоретиков, в России – это Мережковский, Брюсов и Белый.

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Самыми крупными символистами были поэты. Во Франции это Верлен, Рембо, Малларме, в Бельгии – Верхарн и Метерлинк, в Германии – Гауптман, в Австрии – Рильке, в Англии – Уайльд, в Росии: Анненский Иннокентий, Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов Валерий, Добролюбов Александр, Мережковский Дм., Сологуб Федор, Стражев Виктор, Чулков Георгий.

АКМЕИЗМ (греч. akme – расцвет) – литературное направление, возникшее в русской поэзии в первом десятилетии ХХ века. Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». Они были группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Поэты-акмеисты: Ахматова Анна, Гумилев Николай, Городецкий Сергей, Зенкевич Михаил, Иванов Георгий, Кривич Валентин, Лозинский Михаил, Мандельштам Осип, Нарбут Владимир, Шилейко Владимир.

studfiles.net