Академические способности это – Тесты Академических Способностей — это, определение слова, понятие. Что такое Тесты Академических Способностей, значение, словарь, энциклопедия
31 Педагогические способности
Педагогические способности
Способности рассматриваются в психологии по-разному: способности и задатки не различаются; задатки суть психофизиологические предпосылки способностей; способность есть ансамбль свойств, включающих эмоционально-волевые особенности и систему отношений; способность — это определенная совокупность знаний; способность — возможность, предпосылка деятельности, успешности ее выполнения; способность есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции.
Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей».
Если, по С.Л.Рубинштейну, развитие умственных способностей есть предпосылка освоения знаний, то предпосылкой развития самих способностей, по Б.М.Теплову, выступают задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. «Широко принятое определение способностей состоит в том, что это свойства индивида, ансамбль которых обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развиваются онтогенетически в самой деятельности и, следовательно, в зависимости от внешних условий».
Исследуя эти свойства в различных видах учения, например в области музыки (Б.М.Теплов), математики (В.А.Крутецкий), рисования (В.А.Кирееенко), литературы (В.П-Ягункова, Г.В.Быстрова), химии (Д.А.Эпштейн) и т.д., авторы нередко включают в определение соответствующих способностей не только своеобразие протекания психических процессов, но и некоторые черты личности.
Общий состав педагогических способностей
Отечественные исследователи на основе рассмотренных положений С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Сопоставим основные из них.
Классификация педагогических способностей, предложенная Н.Д.Левитовым:
1. способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
2. способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
3. самостоятельный и творческий склад мышления;
4. находчивость или быстрая и точная ориентировка;
5. организаторские способности, необходимые для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Классификация педагогических способностей, предложенная Ф.Н.Гоноболиным:
1. дидактическая группа способностей
1.1. способность делать материал доступным учащимся;
1.2. способность связывать учебный материал с жизнью;
2. рефлексивно-гностические способности
2.1. понимание ученика;
2.2. интерес к детям;
2.4. наблюдательность к детям;
3. интерактивно-коммуникативные способности
3.1. волевое влияние на детей;
3.2. способность организовать детей;
3.3. педагогическая требовательность;
3.4. педагогический такт;
4. речевые способности 4.1 .содержательность и яркость речи;
4.2-образность и убедительность речи учителя.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким:
1.Дидактические способности — способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное -понятным.
2. Академические способности — способность к соответствующей области науки. Такой учитель знает предмет не тольков объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его психических состояний.
4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики. Содержательность, яркость и выразительность, образность, эмоциональность, грамотность речи. Оптимальный темп, владение искусством паузы.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, организовать индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, и .во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (уметь правильно планировать и контролировать свою деятельность и поведение, распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся. Развитость таких волевых качеств как: решительность, выдержка, настойчивость, требовательность. Наличие чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, Уверенность в себе.
7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти индивидуальный подход к учащемуся, педагогический такт, уравновешенность в общении, доброжелательность, справедливость.
8. Педагогическое воображение — предвидение последствий педагогической деятельности, воспитательное проектирование личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.
9. Способность к распределению внимания — быстрое и деловое реагирование на все, происходящее в классе, умение распределять внимание между несколькими видами деятельности.
Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия и умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящие в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся, есть, по сути, умение организовывать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских умений могут лежать несколько способностей.
В настоящее время концепция педагогических способностей, предложенная Н.В.Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. Во-первых, в этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными сторонами педагогической системы (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и ее функциональными элементами (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский). Во-вторых, они определены, как проявления «особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности», в-третьих, они представлены некоторой структурной организацией, а не только их набором. В-четвертых, выделена уровневость педагогических способностей. В-пятых, определена связь общих и специальных способностей, с одной стороны, и специальных педагогических и других специальных способностей — с другой.
В этом подходе, так же как и в других, подчеркивается, что педагогические способности формируются и развиваются в педагогической деятельности и определяют ее успешность.
Рассматривая педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога, во-первых, к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности… и, во-вторых, к учащемуся как субъекту общения, познания, труда, Н.В.Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей:
1. рефлексивно-перцептивные способности включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры или такта и чувство причастности, которые лежат в основе педагогической интуиции. Эти способности определяют возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими; включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика;
2.проектировочно-гностические способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает проектировочные, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные способности. При этом отмечается, что отсутствие каждой из этих способностей есть конкретная форма неспособности.
Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе.
Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.
Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, а наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося.
Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности, по Н.В.Кузьминой, обеспечиваются четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, обращенность, воздейственность).
Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении ими учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.
Существен вывод исследователей школы Н.В.Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности, например поэтические, писательские, артистические, включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: специальные способности: а) помогают, б) нейтральны и в) мешают педагогической деятельности.
7
studfiles.net
Педагогические способности
Педагогические способности
Успех в деле обучения и воспитания школьников, безусловно, требует от обучающего и воспитывающего человека высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры. Однако одного этого мало. Требуется и наличие некоторых специфических психологических особенностей личности. Эти особенности относятся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности. Они тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. Поскольку эти особенности отвечают требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и определяют ее успешность, они являются педагогическими способностями. Педагогические способности — очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выделить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследования психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических способностей. Каждый компонент мы проиллюстрируем соответствующими типичными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как учащиеся оценивают качества учителей, что, с точки зрения школьников, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому. Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением). Личностные способности Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с детьми. А. М. Горький подчеркнул в свое время, говоря о выдающемся советском педагоге А. С. Макаренко, что он сгорал в огне действенной любви к детям. Сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами Героя Социалистического Труда, известного педагога В. А. Сухомлинского, написавшего книгу, название которой говорит само за себя— «Сердце отдаю детям». Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Обычно дети отвечают взаимностью, если чувствуют глубокое расположение к ним. («Мы любим ее за то, что чувствуем, что мы ей небезразличны»; «Нас с ней водой не разольешь, так мы ее любим».) Выдержка и самообладание. Важное для учителя личностное качество — выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что учитель должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадоваться вместе с учащимися. Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи находчивость учителя, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации. («Наш учитель восхищает нас. Он спокоен и выдержан. Всегда держит себя в руках, никогда не выходит из себя»; «Не нравится наш завуч. Вспыльчив и раздражителей. Того и гляди — осадит или обругает ни за что».) Способность владеть своим настроением. Важная способность учителя — это способность всегда пребывать па уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бод¬ростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Что бы ни случилось, учитель всегда должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой. А. С. Макаренко говорил, что он никогда не позволял себе в общении с воспитанниками «иметь печальную физиономию или грустное лицо», даже тогда, когда он был болен или у него случались неприятности. Все это важно потому, что психическое самочувствие учеников очень зависит от настроения учителя. Если учитель пришел в класс уже недовольным, мрачным, хмурым, как говорят, «не в духе», то это угнетающе действует на психику школьников. («Боюсь отвечать, хотя хорошо знаю урок»; «Все валится из рук»; «Убежал бы с урока, куда глаза глядят»; «Замораживает мозг».) И наоборот, хорошее настроение учителя создает бодрый, жизнерадостный тон и в классе. («Время на уроке летит незаметно»; «Трудное становится легким»; «Приятно работать».) Дидактические способности Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное — простым, непонятное — понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения учеников. Малоопытным учителям материал часто кажется простым, понятным и не требующим каких-то особых разъяснений. В этом случае они ориентируются на себя, а не на учащихся, рассматривают материал применительно к себе. Опытный учитель способен представить себя на месте учащихся, стать на позицию ученика. Учитель исходит из того, что ясное и понятное взрослому человеку может быть совсем неясным и непонятным школьникам. Поэтому учитель специально продумывает и планирует характер и форму изложения. («Самое важное в учителе — делать все ясным и понятным. Даже радостно учиться у такого»; «Плохо, когда учитель объясняет скучно и непонятно, словно перед ним не живые люди, а механизмы. Не любим мы таких учителей».) Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выра¬зительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный ха¬рактер. Здесь имеют в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность в том, что говорит учитель. Он набегает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и попятно для учащихся. Очень оживляют речь и юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразличие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвоению и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и гром¬кость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, сует-ливые жесты и движения раздражают. («Для нас нет большего удовольствия, чем слушать нашего литератора. Как хорошо он умеет говорить! Звонок воспринимается как досадная помеха».) Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки. Крайне желательно, чтобы учитель литературы обладал хотя бы небольшими литературными способностями, учитель матеатики — математическими способностями, учитель труда или физики — конструктивно-техническими способностями и т. д. Способный в своей области учитель, с большой творческой инициативой, не только знающий, но и умеющий многое делать своими руками, всегда вызывает любовь учащихся и служит примером для подражания. Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, капитальность его знаний, широту его умственного кругозора. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей пауке. Он изучает опыт других учителей, заимствует у них все цепное, по никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек. Надо помнить, что учитель, который перестает учиться, перестает быть учителем. («И. И. прямо-таки профессор! Мы часто думаем: а есть ли что-нибудь в его области, чего он не знает?») Организационно-коммуникативные способности Организаторские способности. Они проявляются в двух ви¬дах: во-первых, в способности организовать ученический коллек¬тив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности; во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу. Организация своей работы предполагает аккуратность и четкость, умение правильно планировать ее и осуществлять само¬контроль. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чув¬ство времени — умение правильно распределять работу во време¬ни, укладываться в намеченные сроки. («Мы очень любим Н. С. Как он быстро организует деловое, рабочее настроение класса, заражает нас точностью, аккуратностью и деловитостью»; «С. А. нас разочаровал — ни одного дела до конца не доведет, а берет¬ся-то за многое».) Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их возрастные и индивидуаль¬ные особенности. Здесь необходимо воздерживаться от двух край-ностей. Не следует снисходительно-отчужденно относиться к школьникам, постоянно подчеркивать разницу положений, дер¬жать учеников «на дистанции». Но не надо делать и обратной ошибки — позволять фамильярные отношения, стирать всякую грань между собой и учениками. Педагогическая наблюдательность. Это способность прони¬кать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницатель¬ность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний. Способный учитель, воспи¬татель по незначительным признакам, небольшим внешним прояв¬лениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика и правильно понимает, что значат эти изменения. Такой учитель легко отличает симуляцию внимания от подлинной вни¬мательности. В процессе изложения материала учитель по целому ряду признаков (поведение на уроке, выражение лица, мимика и т. д.) составляет верное впечатление о том, как различные ученики усваивают новое содержание, понимают объяснение, и перестраивается в случае необходимости. («Будто и не смотрит, а все видит!»: «Е. П. по глазам видит, когда кто-нибудь рас¬строен или не выучил урока».) Суггестивная способность (в переводе с латинского — «осно¬ванная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответст¬венности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте. Причем речь идет о способности требо¬вать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты учителя, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринципная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педагоги¬ческой деятельности. Когда учитель обращается к ученикам просительно-неуверенным тоном, не чувствует себя хозяином положения, ученики обычно бравируют своей безнаказанностью. («У него замечательная черта — умение требовать без нажима и крика»; «Мы его очень любим за строгость и требовательность, но и за справедливость. Требует он всегда спокойно и вежливо, но так внушительно, что не послушаться его нельзя»; «Н. С. умело влияет на нас. Она не так часто требует, а уж если потребует то не увильнешь».) Педагогический такт. Он проявляется в способности нахо¬дить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в умелом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использо¬вании одобрения и осуждения. Тактичный учитель доброжелате¬лен, чуток, отзывчив. Он прост и естествен в обращении с детьми. («Она была удивительно справедливая, ни разу не сфальшивила и не оскорбила ученика»; «Сильная сторона нашего классного руководителя — умение подойти к каждому».) Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при ка¬ких условиях из ученика получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способ¬ность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека. («Е. Е., видимо, не терял веры даже в самых дрянных из нас, и это заставляло верить в него».) Распределение внимания. Способный учитель обладает высокоразвитым умением распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как излагает Материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т. д.). Неопытный учитель, нередко погружаясь целиком в процесс изложения материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается наблюдать за учащимися, то теряет нить изложения. Формирование и развитие педагогических способностей. Вы уже знаете, что способности не являются врожденным образо¬ванием, что они формируются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не представляют исключения. Они формируются и развиваются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном и в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые способствуют успеху его работы.
Эмпатия как основа педагогической деятельности
Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Одной из основных педагогических способностей, способствующих быстрому и правильному пониманию внутреннего душевного состояния другого человека, по мнению Е.А. Климова, выступает эмпатия. Она заключается в умении педагога правильно моделировать мотивационную структуру личности и вообще личностные особенности ученика, его эмоциональное состояние, уровень внимания, степень физического и умственного утомления и учитывать их в общении. Но какова роль эмпатии в эффективном педагогическом общении, в становлении коммуникативной компетентности педагога, пока до конца не изучено. Я хочу рассмотреть данный вопрос, и понять, какую роль в педагогической деятельности занимает эмпатия? Для начала все же разберемся что же такое эмпатия и ее роль в педагогической деятельности? Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпатия способствует преодолению психологических барьеров.
studfiles.net
Педагогические способности — это дар или навыки
Здравствуйте, уважаемые читатели! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одного учителя дети обожают, а на уроки другого идут как на каторгу. Почему один педагог с легкостью объясняет самые сложные и непонятные вещи, а другой не может вложить в детские умы даже элементарные понятия. Почему на уроках одного учителя царит абсолютный порядок, а у другого дети буквально ходят на головах и все попытки утихомирить разбушевавшийся класс с треском проваливаются.
На самом деле ученики не случайно тянутся к одним преподавателям, игнорируют вторых и недолюбливают третьих. Все дело в педагогических способностях, которыми каждый из них обладает в той или иной степени. Тот, у кого эти качества хорошо развиты, становится не просто преподавателем, обучающим своему предмету, а Учителем — именно так, с большой буквы, а не просто работником сферы образования.
Педагогические способности — это совокупность умений, навыков, талантов и опыта, необходимых учителю для эффективного воспитания учеников. Такие способности нужны не только школьным преподавателям, но и всем, кому в силу профессии приходится обучать чему-либо других.
Воспитатели в детском саду, руководители кружков и секций, работающие с детьми, тоже должны иметь хорошие педагогические навыки. Кроме того, в обучении взрослых особенности подхода тренера или наставника к обучающему процессу также имеют большое значение.
А раз так, давайте разберемся, что же объединяет в себе определение “педагогические способности”.
9 неотъемлемых качеств хорошего педагога
В психологии принято любые понятия тщательно разбирать на составляющие и структурировать. Также поступили и с педагогическими способностями. Доктором психологических наук В.А. Крутецким было проведено масштабное исследование, в результате которого он выделил 9 критериев педагогических способностей.
Дидактические
От этих способностей зависит, сможет ли преподаватель доходчиво объяснить изучаемый материал аудитории. Учитель, обладающий хорошими дидактическими способностями, всегда найдет творческий подход и заинтересует даже самого пассивного ученика. На уроках такого педагога дети получают не только знания в рамках учебной программы, но и стремление самостоятельно работать и глубже изучать предмет.
Академические
Это способности педагога к профильному предмету. Талантливый преподаватель никогда не ограничивает свои знания рамками учебной программы. Он всегда в курсе последних исследований, открытий и достижений в соответствующей области наук. Только постоянно совершенствуя свои знания, учитель может дать глубокий исчерпывающий ответ на любой вопрос ученика.
Перцептивные
От перцептивных способностей зависит успех взаимодействия педагога и учеников. Психологическая наблюдательность позволяет преподавателю безошибочно определить настроение всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Анализируя темпераменты и характеры учащихся, хороший учитель получает возможность выстроить учебный процесс оптимальным образом.
Речевые
Не обладая этими умениями, трудно стать выдающимся педагогом. Преподавателю необходим хороший словарный запас, который позволит четко и ясно формулировать мысли во время изложения учебного материала. Также для педагога важны ораторские навыки, которые пригодятся во время обсуждений и дискуссий.
Организаторские
Способности организатора помогают учителю правильно спланировать работу коллектива во время учебного процесса. Благодаря четкому распределению времени, педагог успевает за одно занятие опросить учеников, объяснить новую тему и при необходимости ответить на вопросы.
Авторитарные
Преподаватель должен уметь завоевывать авторитет — это аксиома. Без этой способности ему будет крайне сложно влиять на поступки учащихся и поддерживать дисциплину, а это может вылиться в большую проблему. Авторитарные способности зависят от личных характеристик педагога. Наиболее значимыми качествами являются чувство ответственности за результаты обучения и требовательность по отношению как к ученикам, так и себе. Также пригодятся настойчивость, решительность и умение контролировать эмоции.
А если вы желаете научиться без стрессов и конфликтов взаимодействовать с коллективом и без труда поддерживать дисциплину, обязательно прочтите замечательную книгу Марвина Маршалла «Дисциплина без стресса». Она будет интересна как начинающим, так и опытным педагогам.
Коммуникативные
Учителю нужно уметь находить общий язык с каждым учеником, независимо от его характера и интересов. Найти точки соприкосновения помогают коммуникативные способности. У педагога должна быть ярко выраженная потребность в общении, искренний интерес к успеваемости, а также жизни учащихся.
Не менее важен педагогический такт. Это мастерство позволяет преподавателю доносить свою точку зрения в корректной форме и формулировать замечания так, чтобы они не задевали чувство собственного достоинства учеников.
Прогностические
Эти способности позволяют учителю наперед просчитывать последствия своих действий, прогнозировать реакцию учащихся и исходя из этого выбирать верную стратегию общения с коллективом. Также благодаря прогностическим способностям педагог способен определить потенциал каждого ученика и направить его в правильное русло.
Способности к распределению внимания
Одно из важнейших умений педагога — это способность фокусировать внимание одновременно на трех различных направлениях.
- Во-первых, нужно постоянно контролировать развитие мысли и не отклоняться от содержания занятия.
- Во-вторых, следует непрерывно мониторить настрой аудитории и при необходимости моментально реагировать на признаки утомления или другие обстоятельства, отвлекающие от учебного процесса.
- В-третьих, важно следить за собственным поведением, жестикуляцией, мимикой и голосом и при необходимости регулировать их.
Как развить педагогические способности
Безусловно, учитель — это призвание. Кроме того, есть множество условий развития личности, которые накладывают свой отпечаток на сущность человека и формирование педагогических способностей. А как быть, если врожденных качеств недостаточно, чтобы стать выдающимся педагогом, но очень хочется развиваться именно в этом направлении?
Для тех, кто не обладает выдающимися профессиональными талантами, но желает их развить, есть хорошая новость. При необходимости некоторые из этих способностей можно развить до нужного уровня.
Существуют различные техники, методики и даже целые тренинги, посвященные повышению уровня педагогических талантов. Мы же рассмотрим самые простые упражнения, которые каждый из вас сможет освоить и выполнять самостоятельно.
Коммуникативность и речевые способности — развиваем, общаясь
Наилучший способ развить коммуникативные способности — как можно больше общаться. Если у вас возникают сложности при коммуникации с новыми людьми, постарайтесь постоянно расширять круг общения и заводить новые знакомства. Если вы не знаете, как и о чем говорить с новым знакомым, берите на вооружение такой план:
- Сразу после знакомства придерживайтесь ни к чему не обязывающих тем
- В процессе общения учитесь определять общие интересы и находить точки соприкосновения
- Постарайтесь углубиться в эту тему, наладить контакт, определить эмоции собеседника и управлять ими.
Когда вы достигнете того уровня, что сможете свободно общаться с любым человеком, усложняйте задачу. Попробуйте во время общения с группой людей завладеть инициативой в разговоре: предложите тему, ставьте вопросы так, чтобы вовлечь в беседу каждого и старайтесь задать общее настроение.
Такие регулярные тренировки помогут вам преодолеть страх перед публичными выступлениями и развить красноречие.
Наблюдательность — учимся замечать любую мелочь
Для тренировки наблюдательности идеально подойдут упражнения, в которых необходимо за короткий временной отрезок запомнить ряд объектов, а затем перечислить их по памяти. Выполнять это упражнение можно везде: дома, по дороге на работу и даже в очереди.
Например, вы можете запоминать количество и пол пассажиров, сидящих перед вами в общественном транспорте или стоящих в очереди. Со временем можно усложнить задачу и стараться замечать не только пол, но и возраст, одежду и предметы в руках окружающих. Также можно попытаться запомнить товары, которые выкладывает на ленту покупатель в супермаркете, а затем назвать по памяти все его покупки.
В качестве объектов для тренировки наблюдательности подойдет все, что угодно:
- Автомобили на стоянке — их марки и расцветки
- Книги на полке — названия, авторы, цвета обложек
- Цветы на клумбе — если не сильны в видах растений, запоминайте только окраску и размеры
Еще один хороший метод развить наблюдательность и память — ведение дневника. Выделите полчаса вечером и запишите события прошедшего дня, уделяйте внимание подробностям. Вскоре вы заметите, что легко можете вспомнить любое событие в мельчайших деталях.
Распределение внимания — по стопам Юлия Цезаря
Научиться одновременно фокусировать внимание на нескольких задачах сложно, но реально. Историки утверждают, что римский император Цезарь мог одновременно делать три разных дела. После тренировок вы вполне можете достичь его уровня.
Начинайте с двух задач в единицу времени. Включите аудиокнигу с небольшим рассказом и параллельно с прослушиванием решайте математическую задачу или пишите сочинение. В итоге вы должны правильно выполнить письменное задание и пересказать содержание услышанного произведения. Возможно, в начале тренировок будет сложно удерживать внимание на двух разных задачах, но со временем вы научитесь этому.
***
Как видите, при необходимости педагогические способности можно развить до высокого уровня. Какие-то из них вы можете тренировать самостоятельно, а другие — на специальных курсах и тренингах. А если у вас есть свои рабочие методики для развития педагогических способностей, обязательно напишите об этом в комментариях.
ezy-life.ru
Педагогические способности
Успех в деле обучения и воспитания школьников, безусловно, требует от обучающего и воспитывающего человека высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры. Однако одного этого мало. Требуется и наличие некоторых специфических психологических особенностей личности. Эти особенности относятся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности. Они тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. Поскольку эти особенности отвечают требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и определяют ее успешность, они являются педагогическими способностями.
Педагогические способности — очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выделить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследования психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических способностей. Каждый компонент мы проиллюстрируем соответствующими типичными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как учащиеся оценивают качества учителей, что, с точки зрения школьников, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому.
Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с детьми. А. М. Горький подчеркнул в свое время, говоря о выдающемся советском педагоге А. С. Макаренко, что он сгорал в огне действенной любви к детям. Сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами Героя Социалистического Труда, известного педагога В. А. Сухомлинского, написавшего книгу, название которой говорит само за себя— «Сердце отдаю детям».
Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Обычно дети отвечают взаимностью, если чувствуют глубокое расположение к ним. («Мы любим ее за то, что чувствуем, что мы ей небезразличны»; «Нас с ней водой не разольешь, так мы ее любим».)
Выдержка и самообладание. Важное для учителя личностное качество — выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что учитель должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадоваться вместе с учащимися.
Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи находчивость учителя, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации. («Наш учитель восхищает нас. Он спокоен и выдержан. Всегда держит себя в руках, никогда не выходит из себя»; «Не нравится наш завуч. Вспыльчив и раздражителей. Того и гляди — осадит или обругает ни за что».)
Способность владеть своим настроением. Важная способность учителя — это способность всегда пребывать па уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Что бы ни случилось, учитель всегда должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
А. С. Макаренко говорил, что он никогда не позволял себе в общении с воспитанниками «иметь печальную физиономию или грустное лицо», даже тогда, когда он был болен или у него случались неприятности. Все это важно потому, что психическое самочувствие учеников очень зависит от настроения учителя. Если учитель пришел в класс уже недовольным, мрачным, хмурым, как говорят, «не в духе», то это угнетающе действует на психику школьников. («Боюсь отвечать, хотя хорошо знаю урок»; «Все валится из рук»; «Убежал бы с урока, куда глаза глядят»; «Замораживает мозг».) И наоборот, хорошее настроение учителя создает бодрый, жизнерадостный тон и в классе. («Время на уроке летит незаметно»; «Трудное становится легким»; «Приятно работать».)
Дидактические способности
Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное — простым, непонятное — понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения учеников.
Малоопытным учителям материал часто кажется простым, понятным и не требующим каких-то особых разъяснений. В этом случае они ориентируются на себя, а не на учащихся, рассматривают материал применительно к себе. Опытный учитель способен представить себя на месте учащихся, стать на позицию ученика. Учительисходит из того, что ясное и понятное взрослому человеку может быть совсем неясным и непонятным школьникам. Поэтому учитель специально продумывает и планирует характер и форму изложения. («Самое важное в учителе — делать все ясным и понятным. Даже радостно учиться у такого»; «Плохо, когда учитель объясняет скучно и непонятно, словно перед ним не живые люди, а механизмы. Не любим мы таких учителей».)
Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесь имеют в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность в том, что говорит учитель. Он набегает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и попятно для учащихся. Очень оживляют речь и юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.
Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразличие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвоению и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые жесты и движения раздражают. («Для нас нет большего удовольствия, чем слушать нашего литератора. Как хорошо он умеет говорить! Звонок воспринимается как досадная помеха».)
Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки. Крайне желательно, чтобы учитель литературы обладал хотя бы небольшими литературными способностями, учитель матеатики — математическими способностями, учитель труда или физики — конструктивно-техническими способностями и т. д. Способный в своей области учитель, с большой творческой инициативой, не только знающий, но и умеющий многое делать своими руками, всегда вызывает любовь учащихся и служит примером для подражания.
Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, капитальность его знаний, широту его умственного кругозора. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей пауке. Он изучает опыт других учителей, заимствует у них все цепное, по никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек. Надо помнить, что учитель, который перестает учиться, перестает быть учителем. («И. И. прямо-таки профессор! Мы часто думаем: а есть ли что-нибудь в его области, чего он не знает?»)
Похожие статьи:
poznayka.org
академические способности — это… Что такое академические способности?
- академические способности
Psychology: academic intelligence
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- академические свободы
- академический
Смотреть что такое «академические способности» в других словарях:
Академические экспедиции — серия экспедиций, организов. АН в 1768 74, объединенных общей целью и единой инструкцией. Масштаб изучаемых территорий был так велик, что иссл. требовало новых методов и подходов для целостного изучения природы, населения и перспектив хоз.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests) — Б. т. и., в отличие от их индивидуально проводимых аналогов, экономичны с т. зр. временных и денежных затрат, поскольку они могут проводиться в группах. Кроме того, групповые тесты интеллекта могут быть быстро и объективно обработаны, позволяя т … Психологическая энциклопедия
Стипендия Родса — Дом Родса в Оксфорде, где базируется фонд имени Сесиля Родса … Википедия
Телекинез — Французский мастер так называемой «спиритической фотографии» Э. И. Буге (1840 1901) демонстрирует возможности «психокинеза» в своей фотоподделке 1875 года под названием «Эффект флюидов» … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Критик ислама — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Оскорбление ислама — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Россия. Искусство: Архитектура, живопись и гравирование — История искусства в России точно так же, как и история русской культуры вообще, распадается на два неравных, резко разграниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рубинштейн, Артур — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубинштейн. Артур Рубинштейн Artur (Arthur) Rubinstein … Википедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
universal_ru_en.academic.ru
Практикум по педагогической психологии Цель: сформировать у педагогов понятие о педагогических способностях, их содержании и структуре. Осмыслить сущность педагогического такта. Познакомиться с упражнениями на развитие различных педагогических умений и способностей. Определить с помощью тестовых методик склонности и способности педагогов к педагогической деятельности. Оборудование:«банк» педагогических ситуаций, тестовые методики по исследованию склонностей к педагогической деятельности (опросник Павлютенкова), методика КОС. План II. Практическая часть. Теоретический материал. Практическая часть Упражнения для развития коммуникативных, способностей. Упражнения для развития внимания и наблюдательности. 7. «Тренировка умения концентрировать внимание» Представьте, что педагогическая аудитория — это школьный класс. Попробуйте охватить его взглядом, установив тем самым большой круг внимания. Удалось ли это вам? Если нет — попробуйте сузить круг внимания до среднего и, наконец, до малого, добиваясь четкого и ясного осознания объектов, попавших в круг вашего внимания |
www.vashpsixolog.ru
Интеллект и академические способности. Какого пола ваш мозг?
Интеллект и академические способности
В среднем мальчики и девочки показывают одинаковые результаты в тестах на общий интеллект. Частично это происходит потому, что люди, которые составляют тесты, устраняют пункты, которые дают преимущество одной группе над другой. Однако исследователи иногда все же находят различия в более определенных когнитивных способностях. Наиболее последовательно наблюдаемое различие полов лежит в визуально-пространственной способности — способности воображать двухмерные и трехмерные фигуры и мысленно управлять ими.
Одно исследование за другим подтверждало, что в среднем большего успеха в таких визуально-пространственных задачах добиваются мужчины. Напротив, женщины, по-видимому, имеют преимущество в некоторых, но не всех, устных навыках. Например, у девочек значительно богаче словарный запас, и они быстрее подбирают слова для выражения своих мыслей. Однако большинство различий в познавательных способностях довольно незначительно. Кроме того, мальчики часто демонстрируют бо?льшую изменчивость в этой области, чем девочки, — именно поэтому мальчики относятся либо к наиболее умственно развитой части, либо к наиболее отстающей. Уровень интеллекта среди женщин приблизительно одинаков, в то время как среди мужчин чаще встречаются представители или с очень высоким, или с очень низким IQ. Это означает, что и среди выдающихся людей, и среди людей посредственных мужчин больше, чем женщин.
Даже при одинаковом уровне способностей девушки последовательно получают более высокие оценки в школе, имеют преимущество в чтении и письме, а юноши после достижения половой зрелости становятся более успешны в математическом решении задач.
Обобщая сказанное выше, можно смело утверждать, что половые различия в визуально-пространственной, устной и математической работе довольно условны.
Кроме того, недавние исследования свидетельствуют, что эти различия все больше стираются в последние годы — юноши и девушки показывают все более близкие результаты в академической работе. Таким образом, в целом мужчины и женщины имеют подобные академические способности в различных предметных областях.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru