Административное право признаки – Понятие Административного права, виды, нормы и т.д.

Предмет, признаки и методы административного права

Понятие и признаки административного права

Развитие и усложнение отношений, возникающих между членами общества, с неизбежностью накладывается отпечаток на правовую систему любого современного государства – возникают новые правовые институты и подотрасли, формируются самостоятельные и комплексные отрасли законодательства и т.д. При этом большую часть общественных явлений и процессов по-прежнему регулируется посредством юридических предписаний, сосредоточенных в рамках немногочисленных классических отраслей права, одной из которых выступает административное право. Доктринальное определение рассматриваемой отрасли, в трудах современных ученых-исследователей юридической науки, в наиболее общем виде, формулируется следующим образом:

Определение 1

Административное право – самостоятельная отрасль российского права, содержание которого представлено системой общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношений, складывающие в процессе реализации задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В свою очередь, в качестве признаком рассматриваемой отрасли права могут быть названы:

  • Административное право выступает одной из ключевых отраслей публичного права, регламентирующей общественные отношений в сфере государственного устройства и управления;
  • Содержание административного права представлено совокупностью юридических норм, отличающихся свойством внутренней согласованности и структурной организации;
  • Административное право выражено вовне – в форме писаных юридических источников;
  • Административное право, будучи самостоятельной отраслью, характеризуется наличием собственного предмета и метода правового регулирования.

Замечание 1

Последний из приведенных выше признаков рассматриваемой отрасли, имеет исключительно важное значение, поскольку именно существование предмета и метода правового регулирования традиционно признается в юридической науке в качестве критерия самостоятельности правовой отрасли.

Предмет административного права

Как было отмечено выше, предмет отрасли права выступает одним из двух ключевых признаков, существование которых позволяет говорить о самостоятельности юридической отрасли. В свою очередь, предмет административного права может быть определен следующим образом:

Определение 2

Предмет административного права – совокупность общественных отношений, складывающихся в области государственного управления, в рамках которых уполномоченные субъекты в пределах собственной компетенции управляют организационно-распорядительными, социально-культурными и административно-политическими процессами государства и общества.

Таким образом, как видно из приведенного определения, специфика административных правоотношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли, состоит в том, что в них всегда участвует особый субъект – орган исполнительной власти или иной компетентный исполнительный орган.

Кроме того, общественные отношений, составляющие предмет административного права, могут быть проклассифицированы в зависимости от различных оснований.

В частности, в зависимости от юридического характера административных правоотношений принято выделять их материальную и процессуальную разновидность.

Определение 3

Материальные административно-правовые отношения – общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые посредством материальных норм административного права;

Определение 4

Процессуальные административно-процессуальные отношения – отношения, складывающиеся по поводу рассмотрения конкретных индивидуальных дел в области государственного управления, порядок разрешения которых регламентируется административно-процессуальными нормами.

Исходя из характера соотношения прав и обязанностей участников административных правоотношений, могут быть выделены вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Как видно из названия, вертикальные отношения характеризуются неравенством сторон в юридическом смысле – они возникают на основании одностороннего волеизъявления уполномоченного органа государственной власти или должностного лица, в том числе вопреки воле другого участника правоотношения.

В свою очередь, горизонтальные отношения, возникают в связи с реализацией гражданами РФ собственных прав в области государственного управления. При этом необходимо обратить внимание на то, что исходя из специфики рассматриваемой отрасли, в том числе публичного характера ее содержания, для административного права в большей степени характерны вертикальные правоотношения.

Метод административного права

Второй качественной характеристикой самостоятельной отрасли права традиционно признается метод правового регулирования. В рамках рассматриваемой отрасли в качестве метода выступает применение юридически властных предписаний, исходящих от властеуполномоченного субъекта, представляющих собой совокупность трех способов правового регулирования:

  1. Предписание, то есть властное установление определенного порядка действий. В виду определенной гибкости предписания, как способа правового регулирования, несоблюдение предписываемых условий поведения, как правило, выражено в отсутствии тех положительных последствий, на достижение которых первоначально ориентирована норма административного права;
  2. Запрет, выраженный в запрещении совершения определенных действий под страхом применения соответствующих мер юридического воздействия. В отличие от предписания, запрет представляет собой строгое установление определенных правил реализации общественных отношений и юридически значимого поведения их субъектов. Несоблюдение запрета влечет за собой конкретную обязанность по претерпеванию определенных негативных последствий личного, имущественного или организационного характера;
  3. Дозволение – предоставление возможности выбора определенного варианта должного поведения, осуществляемого по собственному усмотрению субъекта. Дозволение может быть выражено в жесткой форме, когда обязателен выбор одного из возможных вариантов поведения (характерно для регламентации поведения должностных лиц) и в мягкой форме, когда субъект правоотношения вправе с выбором определенной модели поведения в сфере действия административно-правовых норм, отказаться от совершения какого-либо выбора вовсе (характерно для установления прав и обязанностей граждан в области административных отношений).

spravochnick.ru

Предмет и признаки административного права

Определение 1

Административное право – это отрасль российской правовой системы, которая представляет собой определенную совокупность правовых норм, которые предназначены для непосредственного регулирования общественных отношений. Стоит отметить, что именно эти отношения сложились при помощи государственной и управленческой деятельности.

В виду того, что данная отрасль является самостоятельной, она имеет свой предмет и свойственные только ей признаки. Предмет административного права сам по себе имеет возможность регулировать все общественные отношения, которые возникли, прекратились или в некоторой степени изменились в процессе реализации исполнительной власти.

Предмет административного права

Предмет, который отражает отрасль административного права, заключает в себе процесс, связанны с изучением сущности исполнительной власти, которая осуществляется системой государственного управления. Предмет современного административного права имеет возможность также определить сферу правового регулирования именно этой отраслевой группы.

Как правило, принято говорить и о методах системы административного права. Здесь имеют место определенные способы и приемы процесса воздействия правовых и административных норм, которые взаимодействуют с общественными отношениями.

Совершено любая отрасль современного права может использовать три основных метода. Исключением не становится и система административного права:

  • Предписание – это процесс возложения юридической ответственности за совершение тех или иных действий в предусмотренных государственными структурами рамках.
  • Запрет – это процесс, характеризующий возложение юридических обязанностей за совершение тех или иных действий.
  • Дозволение – это юридическое разрешение, которое предусмотрено исключительно правовой нормой. От этого процесса можно как воздержаться, так и применить по своему собственному усмотрению.

Замечание 1

Все особенности системы регулирования административного права вытекают из особенностей сущности государственного управления и особенностей предмета самого административного права.

Признаки административного права

Все признаки, которые могут подробно характеризовать систему административного права напрямую зависят от источников того самого административного права. Формы, они же источники, административного права – это выраженные и законодательно закрепленные содержание норм всей системы административного права. Сегодня можно выделить следующие источники системы административного права:

  • Нормативный правовой акт. Акт рассматривается здесь как юридический акт, принятый субъектами норм административного права, на своей компетентной основе.
  • Административно – правовой договор. Это определенный договор, который содержит в себе многостороннее или двустороннее соглашение, которое заключается между сторонами правотворчества.
  • Административный прецедент. Это конкретное решение, которое принято по определенному делу. В этом случае прецедент становится обязательным и не может быть проигнорирован ни одной из имеющихся сторон.
  • Правовой обычай. Это правило, которое принято на государственном уровне и имеет свое собственное санкционированное обоснование.
  • Административно – правовая доктрина или наука. Здесь речь идет об определенных научных трудах, например, о монографиях или статьях. Данные научные труды могут быть написаны по любым вопросам, которые касаются системы административного права на территории Российской Федерации.

spravochnick.ru

Субъекты административного права: Понятие, признаки и виды.

 

1. Понятие субъектов административного права, признаки.

2. Виды субъектов административного права.

 

1. Субъекты административного права — это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охра-няемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов свои-ми действиями приобретать права и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно рассматри-вать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организа-ции. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых норма-ми административного права, наделены определенными правами и обязан-ностями в сфере государственного управления и способны их осуществ-лять.

 

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

 

2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

 

Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные субъекты

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

 

Коллективные субъекты

1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

Признаки органа исполнительной власти:

· исполнительно – распорядительный характер деятельности

· подзаконный характер деятельности

· повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 — х сферах.

Органы исполнительной власти:

1. Федеральные органы исполнительной власти

Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)

Законодательные полномочия:

— право законодательной инициативы

— издание подзаконных н.п.а.

— одобрение проекта закона

2. Органы исполнительной власти субъектов

— Правительства

— Администрации

3. Территориальные органы исполнительной власти

 

admin-laws.ru

Административно-правовые нормы. Понятие и признаки административно-правовые нормы.

Под административно-правовой нормой понимается общеобязательное формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством в сфере реализации механизма исполнительной власти.

Признаки административно-правовой нормы:

1. административно-правовая норма – это правило поведения, те правовые возможности и обязанности, которые установлены в отношении субъектов права;

2.  признак общеобязательности – это обозначает, что данное правило поведения обязательно для неопределённого круга лиц;

3.  нормы права всегда исходят от государства, по этой причине правило поведения может устанавливать только государство, либо по санкции государства иные лица в строго определённых случаях;

4.  признак формальной определённости – под этим понимается то, что норма права должна быть закреплена в писаном акте.

5.  административно-правовые нормы создают правило поведения в сфере реализации механизма исполнительной власти, речь идёт о том, что административно-правовые нормы создают только такие правила поведения, которые непосредственно направлены на реализацию исполнительной власти; как правило, нормы регламентируют организационные отношения.

Вообще, учитывая характер административно-правовой нормы, одной из особенностей их является наличие одновременно двух составных частей: правотворчество и правоисполнение (правоприменение).

Речь идёт о том, что в отличие от норм конституционного права и гражданского права, которые закрепляют правовые отношения, нормы АП в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить реализацию закреплённых отношений. Норма АП носит правоисполнительный характер.

Значительная часть административно-правовых норм с точки зрения иерархии являются подзаконными актами, они по своему характеру являются правотворческими, но принимаются в целях исключительно исполнения законов.

АП прошло 2 этапа развития:

1.  до принятия Конституции 1993 г.

1.  после принятия Конституции 1993 г. В настоящий момент, всё, что касается АП, регламентируется посредством законодательства. Существенный сдвиг произошёл в сфере финансового управления. С принятием налогового кодекса все налоги стали закрепляться налоговым актом. С 2004г. все ведомства, за исключением министерств, были лишены права нормотворчества. По этой причине действующее нормотворчество сведено к внутрисистемному образу.

admin-laws.ru