Административная ответственность и административное наказание – Тема 24. Административная ответственность, административное наказание и его назначение

19. Административная_ответственность_и_административное_наказание

Административная ответственность и административное наказание

Административная ответственность — юридическая ответственность граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. Административная ответственность менее строгая, чем уголовная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административной ответственности подлежат:

  • лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

  • должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

  • военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

  • собственников (владельцев) транспортных средств

  • иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Не является административным правонарушением действие совершенное по крайней необходимости или в состоянии невменяемости

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Основные и дополнительные административные наказания

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

studfiles.net

Административная ответственность и административное наказание — Мегаобучалка

Административная ответственность – вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

ü предупреждение;

ü административный штраф;

ü конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

ü лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

ü административный арест;

ü административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

ü дисквалификация;

ü административное приостановление деятельности;

ü обязательные работы.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и дифференцирована для физических, должностных и юридических лиц.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей).

Лишение специального права – мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП .

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток.



Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

По своим юридическим свойствам наказания делятся на основные: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний.

Вопросы для самоконтроля

ü Назовите субъекты административных правоотношений.

ü Какие особенности присущи административно-правовым отношениям?

ü Перечислите признаки административного правонарушения.

ü Какие существуют виды административных наказаний?

 

Нормативно-правовые акты:

ü Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013)

 

Основная литература:

ü Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н.Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

ü

Дополнительная литература:

ü Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2010. – 256с.

ü Лапина М.А. Административное право /М.А. Лапина. — МИЭМП. – 2010. – 314 с.

 

megaobuchalka.ru

49. Административная ответственность и административное наказание.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, применяемый специально уполномоченными органами к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность организаций – административная ответственность, применяемая к юридическим лицам в виде штрафа за совершение административных правонарушений в сфере земельного, налогового законодательства.

Административное правонарушение (проступок) – посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления виновное, противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административные взыскания – налагаемая компетентными органами и должностными лицами в установленном законом порядке мера ответственности за административное правонарушение, связанная с лишением или ограничением правонарушителя определенных благ.

Административный арест – исключительная мера административного взыскания за определенные правонарушения, связанная с ограничением личной свободы сроком до 15 суток.

Возмездное изъятие предмета – принудительное изъятие предмета, послужившего орудием или непосредственным объектом правонарушения, с последующей его реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы.

Дисциплинарная ответственность – наложение дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где работает правонарушитель, или вышестоящим в порядке подчиненности органом.

Исправительные работы – административное взыскание, применяемое на срок от 15 суток до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы и с удержанием до 20% заработка в доход государства.

Конфискация – принудительное безвозмездное обращение предмета в собственность государства.

Лишение специальных прав – принудительное лишение гражданина специального права в связи с грубым или систематическим нарушением им порядка пользования этим правом.

 Ограничение ответственности – определение в законе круга лиц, по отношению к которым административная ответственность не применяется либо не могут быть применены отдельные виды административных взысканий.

Освобождение от административной ответственности – предусмотренные законом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее административное правонарушение, не подлежит привлечению к ответственности.

Предупреждение – вид административного взыскания морального характера, применяемый за совершение незначительного правонарушения,

Система административных взысканий (наказаний) – основанная на законе классификация (перечень) различных по степени тяжести и иным показателям видов административных наказаний или взысканий (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация, лишение специального права, исправительные работы, административный арест, административное выдворение – в отношении иностранных граждан).

Состав административного правонарушения – юридически закрепленная система признаков, с помощью которых деяние определяется как административный проступок.

Штраф – мера административного наказания, представляющая денежное взыскание, налагаемое в случаях, определенных законом, на правонарушителя в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения).

 

studfiles.net

Административная ответственность и административное наказание

Административная ответственность является видом юридической ответственности и состоит в применении уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушении.

Выделяются следующие признаки административной ответственности:

— внесудебный характер административной ответственности. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке. Судьи также рассматривают отдельные составы правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

— отсутствие между субъектами властно-подчиненных взаимоотношений. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами не подчиненным им правонарушителям. В этом качестве административная ответственность отличается от дисциплинарной, в которой санкции применяются в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

— отсутствие судимости правонарушителя в результате применения административной ответственности;

— субъектами административной ответственности выступают физические и юридические лица;

— регулирование наступления и привлечения к административной ответственности КоАП РФ;

— основанием административной ответственности является административной правонарушение.

Административное правонарушение как одно из оснований наступления административной ответственности представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний перечислены в ст. 3. 2 КоАП РФ и включают в себя следующие меры:

— предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ), заключающееся в официальном письменном порицании физического или юридического лица;

— административный штраф (ст. 3. 5. КоАП РФ), т. е. денежное взыскание, выраженное в рублях или величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов и сборов или сумме незаконной валютной операции либо сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6. КоАП РФ), состоящее в их принудительном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), состоящая в принудительном безвозмездном обращении в государственную собственность не изъятых из гражданского оборота вещей;

— лишение специального права (ст. 3.8. КоПА РФ), заключающееся в лишении физического лица ранее предоставленного ему специального права в связи с тем, что это лицо грубо или систематически нарушает порядок пользования этим правом. Срок лишения специального права может составлять от одного месяца до трех лет;

— административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), заключающийся в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. При этом срок административного ареста засчитывается срок административного задержания. Административный арест не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов, контролирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, и таможенных органов;

— административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3. 10 КоПА РФ), состоящее в принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу РФ за пределы России указанных граждан и лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ;

— дисквалификация (ст. 3. 11 КоАП РФ), заключающаяся в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Дисквалификация назначается на срок от шести месяцев до трех лет. Она может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах управления юридического лица, к членам совета директоров, а также к иным лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим;

— административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ), заключающееся во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Административное приостановление деятельности может устанавливаться на срок до 90 суток.

Перечень административных наказаний является исчерпывающим. Назначение административного наказания осуществляется в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, а также с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ).

studlib.info

Административная ответственность и административное наказание

 

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае совершения виновного противоправного деяния.

Физические лица, действия либо бездействие которых могут квалифицироваться как административное правонарушение, — это граждане, достигшие возраста 16 лет, но в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ говорится, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие деяния, под которым принято понимать такое поведение субъекта правоотношения, которое может выражаться в виде действия или бездействия. Под действием необходимо понимать активное невыполнение определенной обязанности, неподчинение требованию правовой нормы (например, стрельба из оружия в населенных пунктах). Бездействие предполагает пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение предписаний ГИБДД; невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

Противоправность деяния основывается на запрещении законом или иным нормативным правовым актом совершения конкретного действия (бездействия). Лицо, совершающее противоправное деяние, тем самым нарушает норму действующего законодательства.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по халатной неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения (проступка).

Наказуемость деяния предусматривает применение административного взыскания в виде санкции к виновному лицу специально уполномоченным на то государством органом либо должностным лицом и составляет ответственность за совершение административного правонарушения.

Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение преступлением или административным правонарушением, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательств.

Надо учитывать и указанные законодательством конкретные критерии.

Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Скажем, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление.

Иногда для квалификации нарушения правил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание — это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. В данной статье подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом — актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти. Во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.

По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены ст. 3.2-3.11 КоАП РФ.

Содержанием целей административных наказаний являются соблюдение установленного порядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

В соответствии с пп. 21-25 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1-4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

По делам, перечисленным в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, переданным уполномоченным органом (должностным лицом) на рассмотрение судьи, последний не связан мнением указанного органа (должностного лица) и вправе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, руководствуясь общими правилами назначения наказания, назначить любую меру наказания, предусмотренную санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, в том числе и такую, применение которой не относится к исключительной компетенции судей.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, поэтому при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Поскольку административный арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним и инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.

Если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с ч. 3, 4 ст. 4.4 КоАП РФ.

Также при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ.

 




infopedia.su