Адаптивные признаки культуры – Вопрос 2. Становление понятия «культуры». Научные определения культуры. Адаптивный и деструктивный подходы.

Адаптивные культуры — Энциклопедия по экономике

В адаптивных культурах члены организации разделяют общую уверенность в том, что организация способна справиться с любыми угрозами и воспользоваться любыми возникающими возможностями. Поэтому члены организации заранее выявляют новые, задачи, оценивают варианты и последствия и предполагают действенные решения. В этих организациях господствует желание сделать все необходимое для обеспе-  [c.388]
Адаптивные культуры — это I чения долговременного успеха организации при лучшие союзники проводки- условии соблюдения основных ценностей и деловых ков стратегии. 1 принципов в процессе решения задач. Менеджеры  [c.388]

В значительном большинстве компаний, похоже, отсутствуют прочно укоренившиеся адаптивные культуры, способные приносить долговременные отличные результаты в условиях быстро меняющихся рынков и конкурентной среды. В таких компаниях менеджерам недостаточно показывать ничтожные успехи. Подобные успехи редко ведут к крупным культурным сдвигам чаще эти успехи бывают сведены на нет в связи с сопротивлением укоренившихся культур и способностью тех, кто заинтересован в их сохранении, минимизировать последствия осторожных перемен. Компания способна решить такую крупную и трудную задачу, как смена культуры, лишь путем смелого лидерства и согласованных действий на всех фронтах.  [c.401]

Культуры компаний весьма различны по степени укоренения в организации и составляющим элементам. Некоторые культуры прочно укоренились, тогда как другие прижились слабо и фрагментированы в том смысле, что существует множество субкультур, немногие ценности и нормы поведения разделяются всеми в организации и существуют немного прочных традиций. Некоторым культурам присущ нездоровый характер, в них преобладает эгоистичное политиканство, сопротивление переменам и ставка исключительно на интересы компании такие черты культуры часто предвещают ухудшение результатов работы компании. В быстро меняющейся хозяйственной обстановке предпочтительнее адаптивные культуры, потому что компания становится восприимчивой к переменам, экспериментированию, новаторству, новым стратегиям и новым методам работы, необходимым для реагирования на меняющиеся запросы тех, кто причастен к организации. Одной из важных особенностей адаптивных культур является то, что высшее руководство организации искренне заботится о благополучии всех ключевых участников — покупателей, работников, акционеров, основных поставщиков, а также округи, где она работает — и стремится одновременно удовлетворить все их законные интересы.  [c.409]

В главе 11 речь идет о создании поддерживающей стратегию корпоративной культуры, а также об осуществлении внутрифирменного лидерства, что необходимо для успешного проведения стратегии в жизнь. Приводится совершенно новый сравнительный материал о сильных и слабых культурах, данные о малоэффективных и нездоровых культурах, адаптивных культурах, а также о необходимости постоянного достижения лидерства в части улучшения фирмы с проблемами в корпоративной культуре, кроме того, даются сведения по этическим нормам и советы менеджерам по улучшению реализации стратегии.  [c.430]

Развитие систем обучения и адаптивной культуры, когда продукты подвержены непрерывному усовершенствованию и исходя из этого экспериментальный подход к проектированию, который выполняется на всех стадиях производства.  [c.392]

ТИПЫ УЧАСТНИКОВ НОВОВВЕДЕНИЙ -виды организационных структур участников нововведений, исходя из следующих классификационных признаков а) функции организации на стадиях развития процесса нововведения организации — пользователи нововведений организации — создатели нововведений организации — создатели и пользователи нововведений организации — носители нововведений организации — результат нововведений б) используемая стратегия атакующие и обороняющиеся в) положение на рынке лидеры и «неудачники» г) гибкость организационной структуры организации с постоянно меняющейся структурой (адаптивная структура), изменяющейся редко не изменяющейся в течение длительного периода времени д) размер организации в зависимости от количества занятых работников в течение года (наличие резервов, масштабы оборота, объем финансовых ресурсов), влияющий на такие переменные, как степень централизации, взаимозависимость подразделений, жесткость связей, инерционность е) внутри-организационная культура совокупность убеждений и ценностей, существующих в организации ж) технология производства (чем чаще сменяется технология, тем выше способность работников воспринимать нововведения).  [c.385]

Адаптивность. Это важнейшее свойство организации. Механизм адаптации организации к изменениям внешней среды и объективных требований к фирме должен характеризоваться гибкостью. Преобразованиям подвергаются не только какие-либо второстепенные элементы организации, но даже ее сущностное ядро — структуры, процессы, методы. Они меняются тем быстрее, чем выше темпы изменения техники, технологии, условий развития бизнеса. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов будут оставаться ключевыми факторами адаптации. Все большее число фирм будет разрабатывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиента. Наиболее полное отражение требований клиента к новому продукту (услуге) станет самой насущной потребностью. Компания не сможет функционировать как закрытая организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей. Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание своим акционерам, но интересы других держателей капитала также получат значительный вес в корпоративном управлении. Фирмы будут играть более активную роль в поддержке учреждений культуры и других традиционных бесприбыльных организаций. Возрастет значимость вопросов этики ведения бизнеса в других странах.  [c.23]

Обеспечение адаптивности инвестиционной стратегии к изменениям факторов внешней инвестиционной среды. Эта адаптивность реализуется в системе общего ситуационного подхода к предстоящей деятельности предприятия, определяемого парадигмой стратегического управления. Суть этого основополагающего подхода состоит в том, что все предстоящие стратегические изменения в инвестиционной деятельности предприятия — ее направлениях, формах, методах планирования и контроля, организационной структуре управления и инвестиционной культуре и т.п. — является прогнозируемой или опе-  [c.181]

Культура предприятия трудно поддается изменению, вместе с тем она является ключом к реализации стратегии. Отсутствие или низкий уровень организационной культуры могут стать главной причиной провала стратегии предприятия. В последнее время возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на эффективность предприятия в долговременной перспективе. В связи с этим менеджмент занимает активную позицию в формировании, изменении и использовании корпоративной культуры как фактора повышения конкурентоспособности и адаптивности предприятия, поддержания лояльности его работников. Причем культурные традиции могут складываться как в результате естественного развития, так и продуманных усилий, направленных на развитие духа корпорации. В условиях интернационализации бизнеса большое значение приобретают национальные аспекты корпоративной культуры.  [c.163]

Каков взгляд с позиции сложившейся культуры на проблемы, стоящие перед предприятием (производительность, результативность, адаптивность и др.)  [c.216]

Новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее лучшей компанией за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.  [c.43]

Другие возможности обеспечения адаптивности схем — смягчение или замена некоторых способов сбора проектной и бизнес-информации, мало приемлемых для корпоративной, профессиональной или национальной культуры.  [c.177]

Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, организационная структура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.  [c.7]

В ответ на ощущаемый или предвидимый кризис такое переходное состояние может привести организацию к развитию корпоративной культуры от обратного , когда производится временный отказ от существующих ценностей. В ответ на растущую сложность и непредсказуемость внешнего окружения менеджмент должен концентрироваться на творческом подходе к решению возникающих проблем. Тип оргструктуры должен существенно измениться — необходим отказ от жестких, вертикальных структур, переход на преимущественно горизонтальные, гибкие и адаптивные структуры.  [c.65]

Чтобы использовать открывающиеся возможности в мире по совершенствованию техники, технологии, организации производства необходимо иметь адекватную систему управления и культуру, которые способны обеспечить производительность, эффективность, адаптивность предприятия к запросам внешней среды. Только рынок как инструмент управления экономикой обладает такими возможностями. А он в свою очередь требует культуры соответствующего уровня и нового типа организационных образований.  [c.25]

Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т. д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде и основываются на прогнозных или модельных многовариантных расчетах параметров новой организационной структуры управления фирмой с учетом ее жизненного цикла.  [c.96]

Сценарии и моделирование показывают трудности, присущие любым попыткам прогнозирования и проектирования появляющихся и будущих изменений во внешней среде, в которой действует любая организация. Некоторые авторы выступают сторонниками теории сущности организаций и их взаимодействия с конкурентной средой в условиях, согласующихся с принципами и допущениями комплексных адаптивных систем. Основные принципы действия организаций 1) невозможность точно предсказать запланированное или ожидаемое будущее, поскольку причинно-следственные связи здесь отслеживать очень трудно 2) стабильность в отношениях компании с ее потребителями, конкурентами, продавцами, скорее всего, предвестник неудач (другие увидят изменения быстрее и отреагируют на них оперативнее) 3) сложность взаимодействия структур, поскольку это взаимодействие может осуществляться самыми разными, в том числе и непредсказуемыми способами, порождает неожиданные события и типы поведения. Признание, что каждая организация сама по себе комплексная адаптивная система, которая должна жить близко к краю хаоса , побуждает менеджеров не только соглашаться с неизбежностью изменений, но и усердно работать над самыми разными гранями внутренней культуры, умело разрешать конфликты, связанные с возникающими ситуациями, недостатком единства и отсутствием консенсуса.  [c.413]

Поскольку все части и аспекты деятельности организации должны подвергаться изменениям, организационная культура (см. гл. 13 ) приобретает важную роль в способности организации адаптироваться. Из табл. 14.1 видно, что сокращение жизненного цикла продукта ведет в организации к уменьшению производственного цикла. Менеджеры могут увеличить адаптируемость организации через использование временных или гибких структур на сборочных машинах, чтобы происходил обмен идеями, вырабатывалась стратегия и анализировались решения. Адаптивные, временные структуры дают возможность организации быстро реагировать на новую информацию, ускоряют переход к новым операциям, способствуют широкому участию работников в принятии решений и создают условия для появления будущих лидеров.  [c.576]

В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, использовании устаревших знаний, документов, навыков, организационных структур и т.д. Инерция очень свойственна человеку независимо от его возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, культуре, стереотипах мышления, нормах поведения и т.д. Инерционность поведения человека определяется его темпераментом, характером, способностями, мотивацией и другими чертами психологического портрета личности. Инерционность технических систем определяется их прогрессивностью, ремонтопригодностью, конкурентоспособностью. Инерционность организационно-экономических систем определяется их сложностью, адаптивностью и другими свойствами. Этот принцип развития систем изучен недостаточно, практические рекомендации по его анализу отсутствуют.  [c.87]

Корпоративное управление — форма, в которой а) усилены интеграция компонентов по стадиям жизненного цикла объектов управления и адаптивность системы б) обеспечены более высокая культура и гармония персонала в) достигается получение эффекта синергии  [c.155]

Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда преемственность профессионального опыта и культуры корпорации обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.  [c.51]

Двойственность обратных связей в адаптивном управлении находит свое отражение и в двойственности выходного результата инвестиционного процесса с одной стороны, это качество производимой продукции, освоение новых рынков, уровень сервисного обслуживания и т.п., — словом, все то, что определяет потребительскую удовлетворенность, а с другой, уровень технико-технологического потенциала инвестиционно-строительного комплекса и организационной культуры персонала, уровень управленческого потенциала и т.п.  [c.18]

В адаптивных культурах высшее руководство искренне заботится о благосостоянии тех, кто причастен к организации — покупателей, работников, акционеров, основных поставщиков и округи, где она функционирует, — и стремится одновременно удовлетворить все их законные интересы. Интересы ни одной из групп не игнорируются, а справедливое отношение ко всем группам — это принцип, которым руководствуются при принятии решений, обязательство, которое часто называют делать все правильно 13. В менее адаптивных культурах, где сопротивление переменам — это норма, менеджеры часто действуют из консервативных и политических соображений во имя интересов собственной карьеры, узкой группы и любимых проектов. Они избегают риска и предпочитают не лидировать, а следовать за технологическими изменениями и продуктовыми нововведениями14.  [c.388]

В условиях современных быстроменяющихся международных рынков корпоративная культура должна быть особенно четкой и адаптивной, поощряющей индивидуальную инициативу, отвечающей местным требованиям и ведущей к новаторству как на местном, так и на мировом уровне. Но в то же время частная предпринимательская инициатива должна учитывать те ограничения, взаимосвязи и глобальные перспективы внешней среды, в которых приходится работать международной компании. Подход, позволяющий реализовать эту стратегию, поощряет людей делать все необходимое для выполнения работы, не выходя за хорошо очерченные рамки закона, морали, этики и политики , а это и есть тот ведущий принцип, которым руководствовался Коулман Моклер, будучи на протяжении 17 лет главным управляющим компанией Gillette.  [c.114]

Адаптация к национальным условиям. Одна из важнейших сторон обеспечения адаптивности проектирования — учет конкретных социопсихологических условий, в том числе факторов национальной культуры.  [c.177]

Смещение центра общественных интересов к глобализации экономики и культуры, гуманизации и духовности внесло коррективы и в организационные приоритеты менеджмента, которые в настоящее время определяются следующими ориентирами интеграция компаний, сетевые организации, адаптивность функционирования, деформализация, органистические структуры управления, антикризисный менеджмент.  [c.91]

Фаза 5. Коллаборационизм (сотрудничество) — фаза развитой корпоративной культуры. На этой фазе для преодоления кризиса контроля предлагается очень сильное межперсональное взаимодействие. Если на предыдущей фазе управляющие следовали жестким схемам, то теперь от них требуется больше ситуативное , работы в команде, столкновения квалифицированных мнений. Социальный контроль и самодисциплина преобладают над формальным контролем. Эта трансформация особенно трудна для тех специалистов, которые создавали прежние системы управления, и тех линейных менеджеров, которые уповают на формальные методы поиска ответов. Таким образом, пятая фаза вносит в управление организацией более адаптивный и поведенческий акцент. Это как бы первая фаза, но гораздо  [c.49]

В силу своих возрастных особенностей выпускники обладают более высоким уровнем адаптивности. Подростки интегрируются в ту социальную реальность, которая есть, в которой они живут. Опыт прошлых социально-экономических отношений не тормозит их социальное и профессиональное развитие. Однако более правильным подходом мы считаем преимущественное рассмотрение учащихся не как адаптирующихся в новых экономических условиях, но как социализирующихся в принципиально иной социальной реальности. Сегодня молодые люди, нередко вопреки влиянию семьи и других социализирующих институтов ( жизнь сильнее школы ), в значительной степени сами формируют свое я , вырабатывают собственный тип экономического поведения. Приобретать экономическую культуру, преодолевать негативное отношение общества к идеологически заклейменным понятиям достаток и богатство им также приходится самостоятельно.  [c.28]

Но чтобы использовать открывшиеся возможности, нужно, как показывает опыт многих стран на разных континентах — и традиционных, и новых лидеров мирового развития, — иметь адекватную этому систему управления и культуру, которые способны обеспечить производительность, эффективность, динамичность, адаптивность производства к разнообразным требованиям потребителей, поставщиков, изобретателей и т. п. Только рынок как средство управления экономикой по своей природе обладает таким потенциалом. Иерархия, организация — это рациональные средства внесения стабильности, регламентированности в хозяйственную и иную деятельность. К тому же рынку и иерархии соответствуют разные культуры, почти полярно противоположные по своей сути.  [c.24]

economy-ru.info

Адаптивные признаки — Антропогенез.РУ

Адаптивные признаки могут сохраняться в «протоморфном» виде только в условиях неизменности условий среды. Для «периферии» этот вариант как раз нетипичен. Человечество гораздо чаще расселялось из благоприятных условий в неблагоприятные, нежели наоборот. Когда в «центре» численность населения зашкаливала и ресурсов на всех не хватало, часть людей переселялась в поисках лучшей доли в неизведанные доселе края. Понятно, что обычно эти края оказывались не столь замечательными, как первоначальная родина. Случаев обретения земного рая в истории человечества не так уж много.

К поздним случаям надо отнести открытие и заселение обеих Америк, Австралии и Полинезии. Гораздо раньше, ещё на стадиях архантропов и палеоантропов, подобными событиями были миграции в южные области Европы и Азии. А вот освоение северных областей и самого юга Южной Америки происходило небольшими группами, слишком далеко ушедшими от «центра», частично в результате слишком большой конкуренции в «центре», частично – по инерции, вслед за стадами животных, гораздо лучше приспособленных к холодному климату, чем люди. Даже при переселении в тёплые и жаркие регионы у мигрантов всегда возникает стресс, сказывающийся в виде учащения заболеваний и повышенной детской смертности. Что уж говорить о холодных северах.

В новообретённых областях люди обычно начинали вести себя столь активно, что спустя несколько тысяч лет вся местная мегафауна исчезала, и рай становился менее райским.

А климат оставался. К нему приходилось приспосабливаться, так что вероятность сохранения изначальных «протоморфных» адаптивных признаков при миграциях очень мала. Другое дело, что вторично могут возникать признаки, внешне похожие на черты прапредковой популяции, жившей в сходных условиях. Наглядными примерами могут служить цвет кожи и форма волос. Кожа несколько раз светлела и темнела по мере переселения из солнечных регионов в более сумрачные и снова в солнечные. Тёмный цвет кожи негров и австралийских аборигенов определяется разными генами, а в других группах – иными. Курчавоволосость негров и меланезийцев тоже имеет разную генетическую основу. Надо думать, что и масса других признаков, связанных с адаптацией, обладают в разных популяциях лишь конвергентным сходством; наверняка сюда относятся размеры челюстей и степень выраженности прогнатизма, ширина носа, толщина губ, пропорции тела, уровень обмена веществ и разнообразные биохимические показатели, вероятно – форма черепной коробки.

Чем экстремальнее условия новой родины, тем сильнее будут видоизменяться адаптивные признаки переселенцев по сравнению с исходными, тем менее «протоморфно» будут выглядеть люди. В этом смысле самые «периферийные» территории, заселённые в последнюю очередь из-за их малой пригодности для жизни – куда люди до последнего не хотели соваться, но где оказались вынуждены жить вследствие своей нелёгкой судьбы – всё вкусное в «центре» досталось другим и деваться было уж совсем некуда – такие замечательные места должны быть населены популяциями, наименее «протоморфными» в своих адаптивных признаках. Можно также предположить, что экстремальность условий приведёт к ускорению изменения признаков, то есть новый комплекс сформируется очень быстро. Кто не приспособился, тот не выжил.

Итог: адаптивные признаки в экстремальных условиях возникают быстро, выглядят экзотично и сформировались поздно.

Слева – пигмей-семанг (Юго-Восточная Азия). Справа – африканский пигмей.
Лекционные плакаты кафедры антропологии биофака МГУ.

За примерами приходится ходить далеко, на самую что ни на есть «периферию». Такой «периферией», как ни парадоксально, является центр Африки. Пигмеи – люди, приобрётшие свои экзотические черты довольно поздно, насколько это возможно установить по археологическим данным. Несмотря на странные попытки зачислить пигмеев в предки всех других людей, делавшиеся в оные времена, в этих невысоких обитателях джунглей при всём желании трудно усмотреть что-либо «протоморфное». Даже сильно развитые в сравнении с неграми надбровье и третичный волосяной покров, вероятнее всего, вторичны, поскольку предками пигмеев были, насколько можно судить, всё те же негры. Усиление этих черт вполне объяснимо половым отбором: пусть ростом не вышел, зато лицом настоящий мужчина! Да и относительно сильное по африканским меркам развитие надбровья и волос оказывается умеренным по мировому масштабу.

Курьёзно, что популяции, возникшие от смешения пигмеев и негров, были названы «палеонегроидами», хотя они возникли позже всех прочих в Африке.

Примерно то же, что сказано о пигмеях, можно повторить про андаманцев, семангов, аэта, тапиро, рампасаса и прочих негрито тропической Азии, Филиппин и Меланезии. Много рассуждений было потрачено для обоснования древности и «протоморфности» негрито на территории Азии, их былого великого единого ареала и последующего вытеснения более успешными группами. Однако, палеоантропология и генетика таких построений не подтверждают. Хотя в Азии и Индонезии не так уж мало находок древних людей маленького роста, нет никаких доказательств их родства с современными негрито. Например, в Ниа на Калимантане найдены кости очень низкорослых людей, однако сейчас или в историческом прошлом на Калимантане негрито нет и не было. В генетическом отношении разные группы негрито весьма расходятся между собой – в неменьшей степени, чем с другими соседствующими народами. С другой стороны, нет ни малейших свидетельств чрезвычайной древности андаманцев, аэта, тапиро, семангов и иных ныне здравствующих негрито. Вернее, доказательства приводятся, но всегда косвенные: культура охотников-собирателей, изолированность языков, резко отличное окружающее население. Но какими должны быть эти показатели у групп, живущих в самых трудных и экологически изолированных условиях? В лесу трудно заниматься земледелием, бродячая охота требует упрощения культуры – зверюшки на месте не сидят, а на себе по джунглям много скарба не унесёшь, изоляция закономерно и логично приводит к появлению изолированных языков и специфических признаков внешности. Кстати, имеется замечательный пример исторически засвидетельствованного очень быстрого формирования схожего культурного комплекса – у микеа Мадагаскара. Кланы негроидных по облику масикоро и везу, которые в силу исторических причин в XVII-XIX веках запустили земледелие и скотоводство и пустились собирать корешки и охотиться на что поймается в лесах западного Мадагаскара, хотя внешне не особо поменялись, заметно упростили свою культуру.

Точно неизвестно, какие адаптивные преимущества даёт пигмеям и негрито их малый рост, но его адаптивность несомненна, учитывая, что все подобные группы – обитатели тропических дождевых лесов (а ведь есть ещё австралийские барринес, племена араваков и карибов Венесуэлы и Колумбии, таино Кубы, малаяли и курумба Индии…). Для нас сейчас конкретный адаптивный смысл не важен, но существенен принцип. Группы эти, большей частью очень мало родственные между собой, живут в сходных условиях и имеют внешне весьма схожие черты. Генетика же их может крайне различаться.

Это говорит о лёгкости, неоднократности, независимости и, вероятно, быстроте возникновения подобного комплекса у человека.

Надо думать, так же обстоит дело со многими чертами внешности южноафриканской или бушменской расы. Несть числа статьям и книгам, в которых бушмены упоминаются как древнейшее и во многом примитивнейшее население не только Африки, но и всей планеты. Что при этом значит «древнейшее» и «примитивнейшее»? У любого ныне живущего человека примерно одинаковое число предков. «Древность» бушменов определяется, по сути, единственно охотничье-собирательским укладом жизни. В морфологии их много специфики, но нет каких-либо особо архаичных черт. Прогнатизм умеренный даже по негроидным меркам, лицо в целом и челюсти в частности очень малы. Надбровье развито в среднем сильнее, чем у негроидов, однако нельзя сказать, чтобы оно было мощным. Наконец, такой интегративный показатель как объём мозга у мужчин бушменов равен 1360 см3 при мировой средней для мужчин около 1425 см3. У многих других групп планеты, в том числе африканских, он меньше. Учитывая малый размер тела бушменов, такая величина мозга не удивительна. Кстати, если вспомнить очень большие размеры черепной коробки верхнепалеолитических людей, в том числе южноафриканских, сравнительно небольшой объём мозга бушменов, равно как веддов, андаманцев, пигмеев и многих других «периферийных» групп, никак не может считаться архаичным признаком. Он явно вторичен и возник сравнительно недавно, когда охотники-собиратели оказались вытеснены земледельцами из богатых угодий на бедную ресурсами «периферию», где питание недостаточно и отбор ускоренными темпами шёл на уменьшение энергетических затрат.

Генетические данные свидетельствуют, что бушмены изолировались от остального человечества очень давно. Этот факт тоже используется для обоснования «древности» южноафриканской расы. Но давность разделения ветвей ничего не говорит о древности итоговой группы. Кроме того, в исследованиях по генетике используются в основном признаки, очевидным образом не подверженные отбору.

Мы, таким образом, переходим ко второму механизму изменения генотипа – генетико-автоматическим процессам.

antropogenez.ru

АДАПТИВНАЯ КУЛЬТУРА — это… Что такое АДАПТИВНАЯ КУЛЬТУРА?


АДАПТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
  • АДАПТИВНОСТЬ

Смотреть что такое «АДАПТИВНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

  • АДАПТИВНАЯ КУЛЬТУРА — первоначальная (исходная, оригинальная) культура, характеризующаяся свойствами, отличными от таковых более поздних субкультур, в связи с тем что организм находится в процессе самоприспособления к искусственным условиям …   Словарь ботанических терминов

  • Адаптивная физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях — Основная статья: Адаптивная физическая культура Адаптивная физическая культура при сердечно сосудистых заболеваниях предусматривает применение физических упражнений, что является основным специфическим средством, с помощью которого достигается… …   Википедия

  • Адаптивная селекция — выведение сортов культурных растений и пород сельскохозяйственных животных, обладающих высоким адаптивным потенциалом. Дж. Ацци назвал такие сорта сортами тружениками и противопоставил их сортам рекордсменам. Повышение адаптивного потенциала было …   Экологический словарь

  • КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ — англ. culture, adaptive; нем. Kultur, adaptive. 1. Совокупность элементов культуры., способствующих приспособлению общества к природной среде (хозяйственные методы и навыки, техн. знания, нормы, регулирующие экон. отношения и т. д.). 2. Нормы… …   Энциклопедия социологии

  • Адаптивная физическая культура — вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями функций опорно двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций, содержащий в себе комплекс эффективных средств их физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции …   Официальная терминология

  • Адаптивная физическая культура — Основная статья: Физическая культура Адаптивная физическая культура (сокр. АФК)   это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными… …   Википедия

  • КУЛЬТУРА АДАПТИВНАЯ — англ. culture, adaptive; нем. Kultur, adaptive. 1. Совокупность элементов культуры, способствующих приспособлению общества к природной среде (хозяйственные методы и навыки, техн. знания, нормы, регулирующие экон. отношения и т. д.). 2. Нормы… …   Толковый словарь по социологии

  • Физическая культура — …   Википедия

  • Физическая культура и спорт — Физическая культура  сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура  часть культуры,… …   Википедия

  • Лечебная физическая культура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

Книги

  • Адаптивная и лечебная физическая культура. Плавание. Учебное пособие для академического бакалавриата, Булгакова Н.Ж.. В учебном пособии рассматривается ценность плавания в системе оздоровления и реабилитации человека, раскрываются особенности проведения занятий адаптивным, лечебным и оздоровительным… Подробнее  Купить за 1697 грн (только Украина)
  • Адаптивная и лечебная физическая культура. Плавание. Учебное пособие для академического бакалавриата, Булгакова Н.Ж.. В учебном пособии рассматривается ценность плавания в системе оздоровления и реабилитации человека, раскрываются особенности проведения занятий адаптивным, лечебным и оздоровительным… Подробнее  Купить за 1353 руб
  • Адаптивная и лечебная физическая культура. Плавание 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата, Татьяна Сергеевна Морозова. В учебном пособии рассматривается ценность плавания в системе оздоровления и реабилитации человека, раскрываются особенности проведения занятий адаптивным, лечебным и оздоровительным… Подробнее  Купить за 849 руб электронная книга
Другие книги по запросу «АДАПТИВНАЯ КУЛЬТУРА» >>

dic.academic.ru

АДАПТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

Проведенное учеными Гарвардской школы бизнеса исследование деятельности 207 американских компаний показало наличие критической взаимосвязи между кор­поративной культурой и внешней средой. Мощная культура сама по себе не обес­печивает успех всего бизнеса, если в ней не заложена способность адаптации к изменяющимся внешним условиям. Как показано на рис. 3.6, в адаптивных и не­адаптивных корпоративных культурах приняты разные ценности и нормы поведе­ния. Менеджеры фирмы с адаптивной культурой ориентированы на потребности покупателей и тех работников и внутренние процессы, которые обеспечивают бла­готворные перемены. В неадаптивных же культурах менеджмент руководствуется прежде всего собственными интересами, корпоративные ценности, как правило, отрицают принятие риска и желательность перемен. Таким образом, сильная куль­тура не должна рассматриваться как достаточное условие успеха или в определен­ных случаях она ведет организацию в неверном, ошибочном направлении. Здоровая культура, напротив, помогает компании адаптироваться к внешней среде.

 

. Таблица 3.1. Сравнение адаптивных и неадаптивных к внешней среде корпоративных культур Адаптивные корпоратив- Неадаптивные корпоративные иые культуры культуры Видимое Менеджеры ориентированы на Менеджеры проявляют неуверенность в [сведение потребителей и в случае принимаемых решениях, ориентированы необходимости выступают на политические методы и бюрократию, инициаторами перемен, даже Изменения стратегии компании происхо-если они связаны некоторым дят медленно и не позволяют ей своевре-риском менно приспособиться к изменениям во внешней среде или воспользоваться новыми возможностями Выраженные Менеджеры ориентированы на Менеджеры руководствуются прежде .енности потребителей, акционеров и всего собственными интересами и работников компании, высоко потребностями приближенных к ним лиц, ценят людей и процессы, рабочих групп, ориентированы на связан -способствующие благотвор- ные с ними отдельные продукты (или ным переменам (например, технологии). Упорядоченный менеджмент лидерство на разных уровнях и отсутствие риска оцениваются гораздо служебной иерархии) выше, чем лидерство и инициативность Источник: John P. Kottler and James L. Heskett, Corporate Culture and Performance, New Югк: The Free Press, 1992, 51.

Часть 2. Внешняя среда менеджмента

Глава 3. Внешняя среда и корпоративная культура

 

mykonspekts.ru

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА

Кириленко С.А.

К431. Культурология: Практикум / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2005. 111 с.

ISBN 5-94211-234-7

 

УДК 71 (075.80)

ББК 71

 

 

ISBN 5-94211-234-7 Ó Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова, 2005 г.

 

 

Введение

 

Культурология – обширная область гуманитарного знания, включающая изучение структуры, функций и конкретно-исторических форм культуры. Преподавание культурологии основано на сочетании теоретического и фактического материала. Студенты, освоившие курс, должны иметь представление о ключевых категориях культурологии, разбираться в современных теориях развития культуры, помнить последовательность культурно-исторических типов и уметь анализировать выдающиеся достижения человечества.

Практикум содержит задания разной степени сложности: для проверки знаний по истории мировой культуры и для выработки умения интерпретировать культурные феномены с позиций современной культурологии. Каждый из разделов пособия содержит вопросы к дискуссии на семинарском занятии и темы для самостоятельной подготовки сообщений, т.е. дает возможность повторить лекционный курс и применить полученные теоретические знания к осмыслению исторических форм культуры.

Вспомнить лекционный материал поможет ключ к заданию, где дается толкование обязательных для запоминания понятий и терминов. При выполнении заданий можно воспользоваться методическим пособием «Культурология» для студентов Горного института. Темы для самостоятельной подготовки сообщений и рекомендательный список дополнительной литературы приведены в конце каждого раздела практикума.

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Задание 1

 

В современной гуманитарной науке понятие «культура» трактуется иначе, чем в повседневной жизни.

Выберите адекватное определение культуры и объясните, почему, с точки зрения культурологии, другие высказывания должны быть признаны некорректными:

1) культура – это этикет, нормы поведения;

2) культура – вторая природа всех живых существ;

3) культура – это комплекс врожденных способностей человека;

4) культура – это совокупность представлений и нравственных ценностей, характеризующих личность человека;

5) культура – это сфера человеческой духовности, представленная религией, наукой, искусством и т.п.;

6) культура – это все, что создано человеком для защиты от природного окружения, удовлетворения своих потребностей, осмысления мира, себе подобных и самого себя.

 

 

Задание 2

 

Культура позволяет человеку приспособиться к окружающим обстоятельствам, она удовлетворяет его физические потребности и духовные запросы, в этом заключается адаптивная сторона культуры.

Вместе с тем культура подчиняет человека своим требованиям, мешает ему жить в гармонии с природой, взращивает искусственные пристрастия, и в этом проявляется деструктивная сторона культуры.

В табл.1 приведены примеры суждений о культуре с точки зрения деструктивных и адаптивных признаков. Какие утверждения могут стоять в пустых клетках?

Поскольку культура обладает и деструктивными, и адаптивными качествами, приведите примеры, демонстрирующие справедливость тезиса и антитезиса.

Какие из адаптивных черт культуры компенсируют ее деструктивное воздействие на человека?

 

Таблица 1

Культура облегчает жизнь человека  
  Культура налагает запрет на многие присущие человеку склонности
Культура позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде  
Культура создает систему норм и ценностей, регулирующих жизнь общества  
  Культура препятствует гармоничным отношениям между человеком и природой
Культура доставляет человеку множество удовольствий  
  Культура порабощает человека, поскольку он уже не способен выжить без нее
Культура придает смысл жизни общества и каждого человека  

 

 

Задание 3

 

О какой функции культуры идет речь в каждом из приведенных отрывков?

Учитывая, что культура является многофункциональной системой, предположите, какие функции, помимо основной, получили отражение в описанных явлениях.

Приведите свои примеры проявления функций культуры в жизни современного человека.

 

1. Пленный йоруба послал своей жене камень, кусочек древесного угля, перец и несколько сухих зерен кукурузы, завернутых в тряпицу. Тем самым он хотел сказать: «Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец), тело иссохло, как зерно кукурузы, мое платье превратилось в лохмотья».

2. В Шумере использовали для построек кирпич-сырец, поэтому во время сильных ливней, частых в Месопотамии, стены домов быстро размокали. Чтобы избежать этого, шумерские строители стали возводить фундамент, а кирпич, который шел на нижнюю часть и наружный слой стен, обжигали в печах и цементировали разогретым асфальтом.

3. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал ногу, то он должен заплатить пострадавшему 10 шекелей серебром. Если человек человеку каким-либо оружием перебивал кости, то он должен заплатить пострадавшему 1 мину серебром. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал нос, то он должен заплатить пострадавшему 2-3 мины серебром.

4. «Кипу» состояли из одного прочного шнура или толстой веревки и нескольких нитей, укрепленных на ней. Для войны, уплаты дани, церемоний имелись различные кипу, и в каждой из них множество узлов и привязанных нитей – красных, зеленых, голубых, белых и т.д.; индейцы получали большое число значений при помощи различного расположения узлов и нитей.

5. В традиционном индийском обществе считалось, что замужней женщине следует избегать общества побирушек, странствующих буддийских монахинь, предсказательниц судеб и ведьм. Вообще ей не следует без согласия мужа приглашать гостей или принимать приглашения, посещать свадебные церемонии, храмы богов, а также беседовать с подругами.

6. В древности жители Мальдивских островов, еще не обращенные в мусульманство, верили, что в море обитает злой дух (джинн). Они рассказывали, что этот дух каждый месяц появляется со стороны моря в виде судна со множеством горящих фонарей. В такой день жители селения оставляли в хижине на берегу молодую девушку, чтобы этой жертвой умилостивить духа.

7. Иные люди считают нужным нищенствовать и настырно попрошайничать. Претендующий на это проклят, ибо разрешено зарабатывать ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, но запрещено попрошайничество и нищенство.

8. В средние века ведьмам приписывали способность летать. Для этого они якобы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются в воздух. Однако дьявол может действовать и без мази, когда он переносит ведьм на животных, которые на самом деле не животные, а тоже демоны.

9. В XIV в. доспех для поединка на копьях претерпел значительные изменения. Шлем старой конструкции закреплялся недостаточно прочно, и если копье натыкалось на смотровую щель, он мог раздробить всаднику нос и челюсть. Поэтому теперь все внимание мастеров было сосредоточено на улучшении верха защитного доспеха.

10. В эпоху Возрождения Витторино да Фельтре впервые начал преподавать гимнастику как особый предмет, независимый от воинских упражнений. Благородное сословие увлекается борьбой, плаванием, верховой ездой, охотой и различными спортивными упражнениями, при которых обучающиеся подражают изображениям Марса.

11. Б.Паскаль писал: «Мне неизвестно ни кто ввел меня в мир, ни что такое мир, ни что такое я сам. Я вижу жуткие просторы Вселенной, окружающие меня, и чувствую себя привязанным к крошечному клочку этого безмерного пространства. Со всех сторон я вижу лишь бесконечности, среди которых я – не более как атом и тень, существующая лишь мимолетное, неповторимое мгновенье».

12. Гости графа Строганова, подобно изнеженным грекам и римлянам, возлежали за столом, облокотясь на подушки. Прислуживали им миловидные мальчики-одногодки. Блюд подавали немного, но все необычайно изысканные: икра, щеки селедок, разварные лапы медведя, жареная рысь, устрицы, соленые персики и, очень редкие тогда, ананасы в уксусе.

13. Свет в хлоропластах поглощают молекулы хлорофилла. При поглощении молекулой одного фотона один из электронов молекулы переходит на более высокий энергетический уровень. В конечном итоге энергия этих электронов идет в работу по переносу заряда по электронной цепи, составленной из белковых молекул.

 

 

Ключ к заданию

 

Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание человека, создает для него комфортные условия существования, представлена, в основном, объектами материальной культуры.

Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества.

Функция сигнификации заключается в наделении смыслом (значением) явлений окружающего мира и феноменов человеческой культуры.

Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого сообщества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие.

Функция разрядки и отдыха охватывает все разновидности небиологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой.

 

 

Задание 4

 

Исторический процесс развития культуры может интерпретироваться двояко. Первый подход к трактовке истории называется телеологическим, второй – органическим.

1. Раскройте значение этих терминов.

2. Сформулируйте отличия между подходами.

3. Назовите сторонников телеологического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции исторического прогресса? В чем каждый из них видел цель развития человечества и что считал важнейшими шагами к достижению этой цели?

4. В какую эпоху преобладали телеологические теории культуры? Когда и почему выдвинулись на первый план органические теории?

5. Назовите сторонников органического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции культурного многообразия? В чем каждый из них видел причину отличий между культурами?

6. Приведите исторические примеры в пользу телеологического или органического подхода к изучению культуры. Какой подход, по вашему мнению, более актуален в наши дни?

7. Как трактуется своеобразие российской цивилизации в различных культурологических системах? Какое место отводится ей в мировом цивилизационном процессе? Какая культурологическая позиция кажется вам наиболее приемлемой?

 

 

Задание 5

 

Выполните тест.

 

1. Телеологическая концепция развития культуры связана с… а. признанием божественной природы мира и человека b. постановкой перед человечеством некой единой цели c. определяющей ролью быстрой передачи информации в современную эпоху d. влиянием средств массовой информации, в частности, телевидения e. циклизмом в осознании категории времени
2. Органическая концепция развития культуры связана с … a. биологической природой человека b. признанием гармоничности сосуществования человека и природы c. утверждением органичной, неразрывной связи человека и общества d. концепцией развития культур как живых организмов e. гармонией и красотой конкретных проявлений культуры
3. Кто из философов культуры назвал человека «вольноотпущенником природы», которого создают три силы, или «грации»: разум, гуманность и религия? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
4. Кто из философов культуры считал, что главное в культуре – некое реальное достижение, техническое изобретение, которое оказывает влияние на все области культуры и является источником прогресса? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. Н.Я. Данилевский e. О. Шпенглер
5. Кто из философов культуры считал, что в основе развития культуры лежат материально-экономические отношения? a. О. Шпенглер b. Н.Я. Данилевский c. И.-Г. Гердер d. Ж.-А.-Н. Кондорсе e. К. Маркс и Ф. Энгельс
6. Кто из культурологов считал, что различные феномены культуры являются проявлением ее души? a. Ж.-А.-Н. Кондорсе b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
7. Кто из культурологов считал, что слишком благоприятные природные условия препятствуют возникновению и развитию цивилизации? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
8. Кто из философов культуры видел цель существования человечества на земле в приближении человека к божественному идеалу за счет воспитания и образования? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
9. Кто из философов истории считал движущей силой общественного развития борьбу классов? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби
10. Кто из культурологов первым заявил о равноценности и рядоположенности культур? a. Ж.-А.-Н. Кондорсе b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А Дж. Тойнби
11. Кому из культурологов принадлежит точка зрения, что «у каждой культуры есть своя собственная цивилизация», которая к тому же является признаком ее духовного упадка? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф.Энгельс c. О. Шпенглер d. А.Дж. Тойнби e. С. Хантингтон
12. Кто из культурологов разработал концепцию Вызова и Ответа? a. К. Маркс и Ф. Энгельс b. Н.Я. Данилевский c. В.И. Вернадский d. Л.Н. Гумилев e. А.Дж. Тойнби
13. Кто из культурологов своеобразие культуры соотносил с неким «первосимволом»? a. Ж.-А.-Н. Кондорсе b. К. Маркс и Ф. Энгельс с. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А. Дж. Тойнби
14. Кто из теоретиков культуры полагал, что в основе многообразия культур лежат комбинации четырех основных видов деятельности? a. И.-Г. Гердер b. Ж.-А.-Н. Кондорсе c. К. Маркс и Ф. Энгельс d. Н.Я. Данилевский e. О. Шпенглер
15. Кому из культурологов принадлежат понятия «аполлоническая» и «фаустовская» культура? a. И.-Г. Гердер b. К. Маркс и Ф. Энгельс c. Н.Я. Данилевский d. О. Шпенглер e. А.Дж. Тойнби

 

 

Задание 6

 

Установите, кому из теоретиков культуры принадлежат данные высказывания.

 

1. Человек создан, чтобы усвоить дух гуманности и религии. Мне хотелось бы вместить в одно слово – «человечность» – все сказанное о благородном складе человеческого существа, ведь, чтобы говорить о своем предназначении нет слова более благородного, чем «человек», в коем запечатлен образ Творца. Великий закон справедливости стал путеводною нитью для человека: и как не хотите того, чтобы сделали вам люди, так не делайте того и им; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Закон справедливости и правды превращает людей в верных помощников и братьев друг другу, а когда он утвердится совершенно, то и врагов обратит в друзей. Религия – вот высшая гуманность человека. Это упражнение сердца, поклонение Богу, подражание самому высшему и прекрасному, запечатление его в образе человеческом, а вместе с тем наидеятельнейшая доброта и человеколюбие.

2. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и экономическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

3. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

4. Культура как совокупность выражения души в жертвах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее; культура как историческое зрелище, как образ в общей картине мировой истории; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет.

5. Общие разряды культурной деятельности таковы: 1) деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу; 2) деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое – научное, во-вторых, эстетическое – художественное; 3) деятельность политическая, объемлющая отношения людей между собою; 4) деятельность общественно-экономическая, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, добывания и обработки их.

6. Рассмотрим истоки двадцати одной цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала среда, и на ответы на них. Не будем постулировать никакого единства и не будем пытаться обнаружить какой бы то ни было всеобщий закон, наша задача – исследовать феномены Вызова и Ответа применительно к частным случаям.

7. Мы достаточно определенно установили истину, согласно которой благоприятные условия враждебны цивилизации, и показали, что чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизации. Допустимо, что стимул, побуждающий к строительству цивилизации, возрастает по мере того, как условия проживания становятся все более трудными. Для удобства разделим интересующие нас исторические примеры на две группы. К первой группе отнесем те случаи, когда цивилизация зарождалась под воздействием природной среды, ко второй – те цивилизации, где бόльшее влияние оказывало человеческое окружение.

 

Ключ к заданию

 

И.-Г. Гердер (1744-1803) – немецкий философ эпохи Просвещения, интересовался вопросами философии истории и эстетики. Состоял пастором в Риге и Веймаре. Был другом Гете и одним из теоретиков художественного движения «Буря и натиск», ратовал за национальную самобытность искусства. Автор сочинения «Идеи к философии истории человечества», в котором история трактуется как осуществление идеалов гуманности.

Ж.-А.-Н. (де) Кондорсе (1743-1794) – французский философ эпохи Просвещения, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д’Аламбера. В годы Великой французской революции был избран в Законодательное собрание, затем стал членом Конвента. Как философ Кондорсе является создателем концепции исторического прогресса, в основе которого, по его мнению, лежат достижения человеческого разума в области науки, техники и социальной жизни. Свои идеи Кондорсе изложил в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794).

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкие мыслители и общественные деятели. Организаторы и идейные вдохновители первого «Союза коммунистов», авторы «Манифеста Коммунистической партии». Общественно-политическая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса в своей основе имела социально-экономическую доктрину, наиболее полно изложенную ими в «Капитале» (1867-1894). Теоретики марксизма разработали принципы материалистического понимания истории: по их мнению, побудительные мотивы исторического развития определяются материальными условиями общественного производства. Производственные отношения представляют собой тот «базис», по отношению к которому все прочие аспекты культуры выступают в качестве идеологизированной «надстройки». Соответственно, исторический процесс рассматривается как закономерная смена общественно-исторических формаций, в результате которой должен утвердиться коммунизм.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) – российский публицист и социолог, разделял взгляды славянофилов. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул идею обособленных «культурно-исторических типов» (локальных цивилизаций), каждый из которых должен, подобно живому организму, пройти через периоды становления, расцвета и угасания. Своеобразие культурно-исторических типов Данилевский видел в характерном для каждого из них сочетании доминирующих видов деятельности. Особые надежды возлагал на «славянский» культурно-исторический тип, поскольку считал его «четырехосновным».

О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий математик, историк и философ. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», проходящих определенный жизненный цикл и выражающих «душу» разных народов. Ключ к пониманию своеобразия культуры – «первосимвол», хранящийся в ее «душе» и воплощаемый во всех значимых культурных формах. Когда творческий потенциал культуры иссякает, она в преддверии своей гибели перерождается в «цивилизацию», в которой господствует голый техницизм, лишенный духовного содержания. Главное произведение О. Шпенглера – «Закат Европы» (1918-1922).

А.Дж. Тойнби (1889-1975) – английский историк и социолог, дипломат и общественный деятель. В культурологическом исследовании «Постижение истории» (1934-1961) обобщил факты из прошлого более чем двадцати разнообразных культур и выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии роста, развития, надлома и разложения. Развитию цивилизаций, по мнению Тойнби, способствуют неблагоприятные обстоятельства, природные или исторические. Именно они становятся стимулом для активизации потенциала «творческой элиты», которая затем увлекает за собой «инертное большинство» – так в ответ на внешний вызов рождается новый тип культуры.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Чем трактовка понятия «культура» в современной культурологии отличается от трактовки этого понятия в обыденной жизни?

2. Правомерно ли расширенное толкование понятия «культура», при котором в него включается абсолютно все, созданное человеком?

3. В какой мере культура использует природные способности и склонности человека, в какой мере она подавляет их?

4. В каких ситуациях человек выступает как субъект культуры, в каких – как объект?

5. В чем необходимость культуры для человека? В чем ее опасность?

6. Какие факты из истории культуры подтверждают и какие опровергают теорию исторического прогресса?

7. Какая тенденция преобладает в наши дни: единообразное развитие мировой цивилизации или сохранение своеобразия отдельных культур в многоликом мире?

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. 1,2.

3. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб, 1997.

5. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. М.,1994.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

8. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З.Фрейд Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

 

 

СТРАТЕГИИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ

 

Задание 1

 

Ниже приведены отрывки из научных трудов и произведений художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. Определите, какой мировоззренческий принцип отражен в каждом из примеров. На основании каких признаков вы сделали свое заключение?

 

1. Для того, чтобы увидеть духов, – рассказывают виннебаго[1], – дедушка Джобенангивинксга постился почти до смерти. Первый раз он постился четыре ночи и тогда ему с ревом и грохотом явились Ночные Духи. Они предстали перед ним и сказали: «Человек, ты измучил себя жаждой, поэтому мы готовы благословить тебя. Это говорим мы, Ночные духи». Они пообещали даровать ему долгую жизнь и удачу на войне. Но вот он взглянул на них и увидел, что это всего лишь маленькие птички, подшутившие над ним.

2. Малгаши[2]связывают все недуги с действием злых духов, поэтому в случае болезни они обращаются к колдуну, и тот лечит их посредством так называемой фадидры. Фадидрой может быть любой предмет: травинка, кусок дерева, овца, тыква, вода, которой больной полощет себе рот и т.д. Когда жрец перечислит над этим талисманом всех злых духов, которые могли вызвать данную болезнь, он поручает фадидре взять их прочь навсегда, и она выбрасывается долой, а вместе с нею и болезнь.

3. В местности Ивопатака, – рассказывают аранда[3], – некогда жило множество человековоронов, которых они называют нгапа. Нгапа питались съедобными корнями растения манна латьиа. Однажды вождь племени человековоронов полетел на запад и достиг местности Мулати, где жили люди-латьиа. Латьиа дали ворону большое корыто корней, но на следующий день, когда они закопали оставшиеся коренья в землю и ушли за новым запасом, человек-ворон выкопал коренья и улетел вместе со всеми припасами. Люди из Мулати, решив отомстить за кражу, объявили войну людям из Ивопатаки. Человек-ворон бросился бежать, но люди-латьиа забросали его палицами, и он упал. И вот все люди-вороны и люди-латиа вошли в пещеру и превратились в чуринги[4].

4. Чингачгук заговорил на делаварском[5] языке. Жесты его были выразительны и энергичны. Один раз он высоко поднял руку и затем, опуская ее, откинул этим движением складки своего легкого плаща; он приложил палец к груди, как будто желая подтвердить этим жестом значение своих слов. Глаза Дункана следили за жестом индейца, и он увидел на смуглой груди вождя прекрасно, хотя и бледно, нарисованное синей краской изображение змееподобной черепахи. Следопыт отвернулся от своего краснокожего друга и сказал Дункану: «Теперь нам известно то, что по воле небес может принести нам добро или зло. Наш друг Чингачгук – сагамор делаваров и великий вождь черепах!»

5. Мужчины клана эму[6] полагают, что способствуют размножению этой птицы тем, что рисуют на земле ее священное изображение, в особенности тех частей ее тела, которые считаются наиболее лакомыми кусками. Мужчины рассаживаются вокруг рисунка и поют. Кроме того, танцоры в головных уборах, по виду напоминающих маленькую голову и длинную шею эму, показывают, подражая повадкам птицы, как она стоит и вертит головой, оглядываясь по сторонам.

6. Мужчины племени юинов[7] собирают юношей этого народа и торжественной процессией в сопровождении шума трещоток отправляются к горе. По дороге на каждой остановке исполняются магические танцы. Все время пути юноши должны смотреть только себе под ноги, когда же им приказывают поднять глаза, они видят перед собой мужчин в масках и вырезанное из дерева изображение божества Дарамулуна высотой в три человеческих роста. Некоторое время спустя юношам велят закрыть глаза, главный колдун, исполняя ритуальный танец, приближается к каждому новичку, хватает его за голову и с помощью долота и молотка выбивает ему передний резец. Обычно молодые люди выдерживают это испытание с полным безразличием. Затем юношам открывают великую тайну: Дарамулун видит с неба все, что делают люди. Это он заботится о человеке после смерти. Это он основал весь обряд и обучил ему людей. Это он дал людям законы, по которым они живут. Потом следуют танцы и пантомимы, представляющие события, произошедшие в начале времен на заре мира.

7. Мадагаскарским воинам запрещается есть некоторые виды пищи из опасения, что это может вызвать опасные последствия. Они, например, не могут пробовать мясо дикобраза, так как существует риск, что это животное с его склонностью при виде опасности сворачиваться в клубок, передаст свой робкий нрав тем, кто вкусит его мясо. Ни один воин не должен также есть колено быка, чтобы не стать, подобно быку, слабым в коленях и неспособным участвовать в походах. Воину также нельзя есть мясо погибшего в схватке петуха или любого животного, убитого копьем, иначе сам воин рискует пасть на поле битвы.

8. Батаки[8] разделены на кланы. Одному клану запрещено есть мясо тигра, другому – мясо обезьяны, третьему – мясо крокодила, четвертому – мясо собаки, пятому – мясо голубя, шестому – мясо белого буйвола, седьмому – саранчу. В качестве причины воздержания от мяса того или иного животного члены клана приводят то обстоятельство, что они ведут свой род от животных этого вида и что после смерти их души могут переселиться в этих животных; либо утверждают, что они или их предки в долгу перед этими животными. В некоторых случаях клан носит имя животного.

9. На островах Тонга[9] бытует верование, что если кто-то после прикосновения к священной особе вождя или к принадлежащей вождю вещи дотронется руками до своей пищи, то распухнет и умрет: святость вождя, подобно сильному яду, заражает руки подданного и, перейдя на него через пищу, оказывается смертоносной. Простолюдин, подвергшийся такой опасности, может очиститься, прикоснувшись к подошве вождя ладонью и тыльной стороной обеих рук, затем руки споласкиваются водой. После этого человек может брать пищу руками, не боясь заболеть. Если же ему захочется поесть до совершения обряда очищения, неосторожный подданный должен найти того, кто накормит его, либо опуститься на колени и, как животное, брать пищу ртом.

10. Когда манделинг[10] прорубает в лесу просеку и оказывается перед необходимостью повалить преграждающее ему путь высокое дерево, он не пускает в ход топор, пока не произнесет следующую фразу: «Дух дерева, не обижайся, что я подрубаю твое жилище. Делаю я это не по собственному желанию, а по приказу инспектора». Манделинг выходит на середину делянки, наклоняется и делает вид, будто поднял листок бумаги. Развернув воображаемый листок, он громким голосом якобы читает письмо голландского правительства, в котором ему строго-настрого предписывается приступить к расчистке делянки. После этого манделинг говорит: «Вы слышите меня, духи. Я должен начать расчистку сейчас же, а не то меня повесят».

11. Когда жители архипелага Фиджи[11] – а происходило это довольно часто – живьем закапывали человека в землю, то с наступлением сумерек они обычно с помощью бамбуковых палок, раковин и других предметов устраивали сильнейший шум, чтобы отпугнуть душу погребенного и воспрепятствовать ей вернуться в свой дом. А чтобы сделать этот дом непривлекательным для души, фиджийцы разбирали его крышу и покрывали дом всяким хламом – различными вещами, которые считали отталкивающими для души. Точно так же американские индейцы вечером того дня, когда они насмерть замучили пленника, бегали по деревне с ужасными воплями и колотили палками по утвари, стенам и крышам домов, чтобы не дать душе жертвы поселиться среди них и отомстить за мучения.

12. У айнов[12] есть миф о женщине, которая родила сына от медведя, и многие айны, живущие в горах, гордятся тем, что ведут свой род от медведя. Таких людей считают «потомками медведя», и они с гордостью говорят о себе: «Что до меня, то я дитя бога гор. Мой род восходит к богу, который правит в горах». Айны, хотя и убивают медведя при первой возможности, совершают разделку туши с соблюдением особых церемоний, стараясь умиротворить божество: тем самым свидетельствуют медведю свое почтение, отвешивая поклоны и одаривая его ритуальными фигурками-инау. Черепа убитых медведей висят на почетных местах, их именуют «божественными хранителями», «дорогими божествами» и совершают в их честь возлияния пивом из проса.

 

 

Ключ к заданию

 

Фетишизм– поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность влиять на судьбу человека: лечить болезни, оберегать от житейских невзгод, помогать в делах.

Анимизмвера в души, духов, вера в одушевленность всех явлений окружающего мира.

Тотемизмвера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) с одной стороны и природным миром с другой. Тотем – животное, растение или иной природный объект – воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом, а также каждого индивида в отдельности.

Табу – ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие.

Магиядействия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них – «закон подобия» – гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину; следовательно, можно обеспечить себе желаемый результат путем его имитации. Магические действия, основанные на законе подобия, называют имитативной или гомеопатической магией. Второй принцип – «закон контакта» – гласит: вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на расстоянии; следовательно, воздействуя на один из этих предметов, можно повлиять и на другой. Магические действия, основанные на законе контакта, называются контагиозной магией.

Манасверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам.

Инициацияобряд посвящения. Чаще всего инициация проводится в связи с переводом юношей и девушек в класс взрослых людей.

Мифизложение сакральной истории. Миф повествует о событии, которое произошло во времена «начала всех начал» и стало моделью для подражания при любом сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности.

 

 

Задание 2

 

В архаических культурах важные для людей знания передавались из поколения в поколение посредством устной традиции. Конечно, жизненный опыт народа, его представления о мире и человеке сохранялись не только в виде сакральных мифов, повествующих о возникновении мироздания, но и в виде заповедей земной житейской мудрости. В тех обществах, где нет писаных законов, нормы поведения формулируются устно и, как правило, имеют форму притч, пословиц и поговорок – ведь правила, изложенные живым и образным языком, легче запоминаются и дольше живут в устной традиции. Вот почему эти формы устного творчества занимают в культуре архаических народов гораздо более важное место, чем в нашей: они составляют костяк этической системы, регулирующей жизнь общества.

Ниже приведены пословицы различных народов, сохранивших архаическую культуру. Какой смысл, по вашему мнению, имеют эти пословицы? К каким пословицам можно подобрать соответствующие эквиваленты в русской культуре? Какие пословицы несут идеи и представления, отличные от ваших собственных?

Пословицы ба-ила[13]

 

1. О, человек, не пытайся учить свою мать, учи других.

2. Ты можешь вымыться, но это не значит, что ты перестанешь быт


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Общие признаки (характеристики) культуры

Первый признак культуры – надбиологичность заложенное в культуре осознанное человеческое начало. Субъектом и объектом культуры является человек как ее автор, потребитель и носитель, все люди, и потребители, и носители культуры! Культура – феномен, которого нет в природе! Все, что создано людьми, входит в арсенал культуры, это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Предметом культуры является любой продукт человеческой деятельности. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами (искусственно созданные).

В этом смысле культура – это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа, а окружающие нас вещи предстают как мир «оживших предметов». Таким образом, культура – это вторичная искусственная среда, которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, верования, идеи, знания, предметы. Человек не может жить вне культуры, ее усвоение происходит в процессе обучения, и она не приобретается биологическим путем. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Этот процесс является основой социализации, отсюда второй признак культуры – социальность.

Второй признак культуры — социальность. Культура всегда социальна – культура не существует вне общества; это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Ее социальный смысл — в передаче от поколения к поколению совокупного духовного опыта человечества. В результате усвоения ценностей, верований, норм и т.д. человек, охваченный социализацией, усваивает упорядоченный образ жизни, овладевает языком и учится добывать средства к существованию. Дети джунглей, лишенные общения с людьми, не охваченные социализацией, инфантильны и не способны к самостоятельному культурному существованию.

Во всех явлениях культуры содержится одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее. Культура несет в себе огромные познавательные возможности, в ней закодирована летопись мира. Овладение культурным кодом, умение «читать» язык культуры – это возможность познавать историю человечества, возможность осознавать свое место в мире.

Третий признак культуры — ценностность и осмысленность. Культура – это мир ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, которые значимы для человека и конкретного общественного организма.

Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения. Главная задача культуры – обеспечить человека системой смыслов для ориентации в окружающем мире и оправданию собственного существования. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли. Смысл любого предмета выражается в его предназначении, роли и функциях. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру осваивал.

Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе не обязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов — жажда любви — вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю.

Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми и ценностными, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и не интересен.

Естественно, культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. Культура – мера человечности в человеке и обществе. Стержнем культуры личности всегда является нравственность.

Т.о., сущность культуры состоит в ее двойственности: мир культуры направлен как во вне, так и внутрь человека. Человек не мыслим без культуры, культура не может быть создана без человека.

studfiles.net

Задание 2. Адаптивные и деструктивные модели культуры

В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Адаптивными называются такие модели, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспособиться к жизни. Деструктивными называются модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества и, в конечном счете, угрожающая его существованию или же разрушающая природу.

Прочитайте предлагаемые определения и суждения о культуре. Определите, к какой модели их можно отнести: к адаптивной или деструктивной.

1. Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству [Sumner W., Keller A. The science of society. – New Hafen, 1927].

2. Восторгаясь успехами науки и практики, мы пришли к ошибочной концепции культуры. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе [Швейцер А. Культура и этика // Антология  культурологической мысли. – М., 1996. – С. 221].

3. Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь… личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены [Руссо Ж.-Ж. О недостатках цивилизации // Таранов П.С. Энциклопедия высокого ума. – М., 1997. – С. 467].

4. С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo Sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защиты и воспроизведения [White L. The concept of culture. – Minneapolis, 1973. – P. 73].

5. Марксизм завоевал свое всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что он не от­бросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив,  усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе, одухотворяемая практическим опытом диктатуры пролетариата, может быть признана развитием действительно пролетарской культуры [Ленин В.И.

Полн. собр. соч. – Т. 41. – С. 337].

6. Кто уяснил себе проблему культуры, тот страдает от чувства, сходного с тем, которое испытывает человек, унаследовавший богатство, добытое неправомерными средствами, или правитель, властвующий благодаря насильственным действиям своих предков. Он с печалью думает о своем происхождении и часто испытывает стыд и раздражение. Скорбно смотрит он на будущее: он знает наперед, что его потомки, подобно ему, будут страдать от прошлого [Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. в 2 т. – М., 1990. – Т.1. – С. 372].

7. Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, – людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить [Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990. – С. 13].

ayp.ru