3 налог на имущество организаций – О налоге на имущество организаций (с изменениями на 3 апреля 2018 года), Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З
9.3 Налог на имущество организаций
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определен гл. 30 НК РФ. В РО установлен областным законом от 27.11.03 № 43-ЗС «О налоге на имущество организаций».
Налогоплательщики — российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения признается:
для российских организаций — движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства, — объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам;
для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства, — находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.
Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, водные объекты, другие природные ресурсы, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и используемое ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговая база устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ, в качестве налоговой базы признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода, 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу:
Существуют особенности определения налоговой базы в случае передачи имущества в совместную деятельность или в доверительное управление.
Льготы. Освобождаются от уплаты налога имущество мобилизационного назначения, имущество религиозных организаций, общероссийских общественных организаций инвалидов, организаций уголовно-исполнительной системы, организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, космические объекты, памятники истории и культуры, ТСЖ и т.д.
Налоговый период — календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Ставка налога. Предельный размер налоговой ставки составляет 2,2% налогооблагаемой базы.
В РО установлены пониженные ставки для организаций:
реализующие на территории области инвестиционные проекты – 1,1%;
расположенные на шахтерских территориях области, признанных территориями приоритетного развития – 0,6 и 1,6%;
оказывающие услуги газо-, тепло-, водо- и электроснабжения населения и организаций. Для организаций газоснабжения ставка составляет 1,3%, для энерго — и водоснабжения ставка 0,8%, для теплоснабжения ставка 0,6%. Общее для всех условие: выручка от данного вида деятельности составляет не менее 70% всей выручки.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам календарного года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Для уплаты налога в бюджет эта величина уменьшается на сумму фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется и уплачивается по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и среднегодовой стоимости, определенной за отчетный период. При этом законодательный орган субъекта РФ может разрешить отдельным категориям налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.
Отдельный порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения. Налог исчисляется отдельно и в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Порядок и сроки уплаты.
По истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщик обязан представить в налоговые органы расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию. Он представляет эти документы по месту своего нахождения, по месту нахождения каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
Срок представления налоговых расчетов по авансовым платежам — не позднее 30 дней с момента окончания соответствующего отчетного периода. Налоговая декларация по итогам налогового периода, форма которой утверждается налоговыми органами, должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета по авансовым платежам за соответствующий отчетный период.
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 10 настоящего Областного закона. Уплата суммы налога производится налогоплательщиками по итогам налогового периода в десятидневный срок со дня, установленного для представления налоговой декларации по налогу.
studfiles.net
4.3. Налог на имущество организаций
(Глава 30 НК, Закон РТ от 28.11.2003 г. № 49-ЗРТ)
Налогоплательщики и объект налогообложения:
1. Российские организации – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;
2. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
3. Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, – недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 на учет в качестве основных средств.
Не признается объектом налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу (см. п.3.4).
Налоговая база:
1. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. (
Например, средняя стоимость имущества за 1 квартал (ССИ1кв) определяется:
.
,
где ОС – остаточная стоимость на первое число соответствующего месяца.
2. Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода. Данная налоговая база в соответствии со ст. 378.2 НК может устанавливаться законами субъектов РФ в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В Республике Татарстан кадастровая стоимость введена в отношенииторговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 тысяч квадратных метров и помещений в них, расположенных в городах с численностью населения более 145 тысяч человек (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск).
Налоговый период – календарный год; отчетные периоды – 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2,2%.
В Республике Татарстан, в частности, если налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, установлена ставка в размере 2,2%. Для отдельных категорий льготников установлены пониженные ставки (0,01%, 0,1%, 0,5%, 1,1%)
Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, установлена:
в 2015 году – 1,2%,
в 2016 году – 1,5 %,
в 2017 году – 1,8 %,
в 2018 году и позже – 2 %.
По итогам каждого отчетного периода авансовый платеж (Ав.пл.) исчисляется по формуле:
.
По итогам налогового периода сумма налога к доплате (Ндопл.) исчисляется по формуле:
.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки уплаты в Республике Татарстан: по окончании каждого отчетного периода – 5 число второго месяца, следующего за отчетным периодом; по окончании налогового периода (года) – 5 апреля следующего года.
studfiles.net
Налог на имущество организаций 5
Следовательно, по месте нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в налоговою базу теперь включаются только стоимость основных средств, относящиеся к недвижимости. Другие основные средства, находящиеся в таком обособленном подразделении, включаются в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения имеющего обособленный баланс (ели это имущество учитывается на балансе данного подразделения)[25] .
Также следует обратить внимание, что в главе 30 НК появилась новая норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Ранее налог по этому имуществу, нужно было уплачивать по месту нахождению самой организации. На данный момент, главой 30 предусмотрено, что налог со стоимости такого имущества, должен уплачиваться по месту нахождения данного имущества.
Таким образом, организациям, имеющим вне места своего нахождения какое-либо налогооблагаемое имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), больше не нужно будет исчислять налоговою базу и сумму налога в целом по организации. Однако это не означает, что налоговые органы не будут контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджет налога в целом по организации. Вопрос расчёта налога на имущество организации имеющее обособленные подразделения ниже будет рассмотрен более подробно.
Для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территории разных субъектов РФ (например, железная дорога), установлен особый порядок определения налоговой базы. По ним налоговая база определяется отдельно, и принимается при исчисления налога в субъекте РФ в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории данного субъекта РФ.
Кроме того, налоговую базу нужно определять отдельно по имуществу, по которому региональные власти установили дифференцированные налоговые ставки.
При определении налоговой базы в рамках договора простого товарищества, т.е. у участников договора, в основном остался прежним. В соответствии с п. 1 ст. 377 НК РФ[26] , каждый участник договора, должен уплачивать налог за те основные средства, которые он внёс в совместную деятельность.
Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, делится между участниками простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Налоговым кодексом обеспечивается выполнение данного порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учёт общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведенья об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчётного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
С введением 30 Главы НК РФ, затраты учтённые на счёте 08 «Вложения во внебюджетные активы», больше не участвуют в расчёте налоговой базы[27] .
Вопрос определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества будет рассмотрен ниже более подробно.
1.3.1. Среднегодовая стоимость и порядок её расчёта.
В то время как порядок определения налоговой базы практически не менялся, расчёт среднегодовой стоимости претерпел значительные изменения. Ранее, в расчёте среднегодовой стоимости учитывалась стоимость имущества на первые числа кварталов[28] .
На данный момент, формула определения среднегодовой стоимости имущества, имеет весьма отличное строение, и с 2004 сумма определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового (отчётного) периода и первое число следующего за налоговым (отчётным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Таким образом, на 2005 год, в расчёте будут участвовать показатели стоимости имущества на первое число каждого месяца.
Новый порядок значительно уточнил расчёт среднегодовой стоимости имущества. Если ранее какое-либо имущество может быть вообще не учтено при расчёте налога (если оно приобреталось или отчуждалось (списывалось) в течении одного квартала, например, товары или материалы), то в настоящее время, вероятность включения в налоговою базу такова имущества значительно увеличивается.
Но возникает вопрос, кто является налогоплательщиком налога на имущество организации в период с момента оформления акта приёмки-передачи объекта недвижимости ( например, при договоре купли-продажи ) и до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в едином государственном реестре: продавец или покупатель? Одни утверждают что данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, другие что – покупатель, а третьи утверждают что, окончательный ответ на данный вопрос может дать только арбитражная практика[29] . Так же, необходимо отметить, что остаточная стоимость, учитываемая при расчёте среднегодовой стоимости имущества в соответствии с п.1 ст. 375 НК РФ[30] , формируется из установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, утверждённого в учётной политике. Следовательно, для целей налогообложения налогом на имущество будет признаваться любой применяемый согласно учётной политике организации способ начисления амортизации.
По объектам жилого фонда, объектам внешнего благоустройства и другим основным средствам, по которым в соответствии с п. 17 ПБУ[31] амортизация не начисляется, их стоимость для целей налогообложения будет определяться как разница между их первоначальной стоимостью и величенной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учёта в конце каждого налогового (отчётного) периода.
Следует заметить, что в бухгалтерском учёте начисление износа на забалансовом счёте осуществляется лишь в конце отчётного года, тогда как для целей налогообложения износ будет начисляться каждый отчётный (налоговый) период. Следовательно, при расчёте среднегодовой стоимости по итогам отчётных периодов, а не только по итогам налогового периода организация сможет уменьшить стоимость не амортизируемых основных средств на сумму начисленного износа.
Определение налоговой базы в рамках договора простого товарищества
Порядок определения налоговой базы у участников договора простого товарищества, как уже было сказано выше, в основном остался прежним[32] . Согласно п.1 ст. 377 НК РФ[33] , каждый участник должен будет уплачивать налог за те основные средства, которые он внес в совместную деятельность.
В качестве вклада в совместную деятельность нередко передаются основные средства, которые также облагаются налогом на имущество[34] .
Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, будет делиться между участниками простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Ранее, налог на имущество по таким основным средствам уплачивается пропорционально доле собственности каждого участника простого товарищества по договору. Поэтому в тех простых товариществах, где доля собственности участников в общем имуществе не равна доле их вклада в совместную деятельность, сумма налога, подлежащая уплате, перераспределится между участниками.
При заключении индивидуальными предпринимателями договора о совместной деятельности должны быть урегулированы и внесены в договор такие важные положения, как денежная оценка вкладов товарищей; порядок пользования общим имуществом; обязанности товарищей по содержанию общего имущества; порядок ведения общих дел; порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей; ответственность товарищей по общим обязательствам; порядок распределения доходов и покрытия расходов, а также другие вопросы, связанные с выполнением условий договора[35] .
Согласно п. 2 ст. 377 НК РФ[36] , обеспечено выполнение описанного выше порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учет общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
Что касается налоговой декларации участников простого товарищества, то здесь тоже есть свои нюансы[37] :
Нюанс первый. Порядок применения товарищами льгот по налогу в главе 30 кодекса не оговорен. Так вот, если один из участников договора о совместной деятельности имеет право на льготу, применить ее он может только в отношении своей доли совместного имущества. На других товарищей его поблажка не распространяется.
Нюанс второй. В прежней форме отчета была предусмотрена отдельная строка «Имущество в простом товариществе». Из ныне действующего бланка она исключена. Поэтому в декларации по строке 140 раздела 2 бухгалтер должен отразить единый показатель налоговой базы, состоящий из остаточной стоимости активов:
· внесенных в совместную деятельность;
· приобретенных в рамках простого товарищества;
· используемых в самостоятельной деятельности участника.
Последние два показателя на 1-е число каждого месяца участникам должен сообщать товарищ, ведущий учет общих дел.
mirznanii.com
Налог на имущество организаций 3
Налог на имущество организаций
1. Налогоплательщики — 2
2. Объект налогообложения — 7
3. Налоговая база и порядок ее определения — 11
4. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога — 15
5. Налоговые льготы — 16
6. Порядок и сроки уплаты налога — 19
Литература — 21
Налог на имущество организаций
1. Налогоплательщики
Плательщиками налога на имущество являются иностранные и российские организации.
Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Центральный банк РФ и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.
В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. Также данный налог не нужно платить и со стоимости имущества, используемого исключительно в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции. В гл. 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл. 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим, то она признается плательщиком налога на имущество согласно гл. 30 Налогового кодекса РФ. При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:
— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ;
— она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества; при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации, или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;
— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.
Согласно п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежание двойного налогообложения, для целей гл. 30 Налогового кодекса РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она поставляет с территории Российской Федерации, принадлежащие ей товары, полученные в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п. 9 ст. 306 Налогового кодекса РФ, не рассматривается как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.
В отношении понятий территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Частью 2 этой же статьи установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 1 названного Закона внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 этой же статьи к внутренним морским водам относятся воды:
портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 этого же Закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями ст. 3 Закона о делимитации территориального моря.
Определение территориального моря согласно п. 2 ст. 2 применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Согласно п. 3 этой же статьи внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Статьей 3 названного Закона установлено, что делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующее:
континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка;
подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема;
определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации;
внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря;
mirznanii.com
Тема 3.3. Налог на имущество организаций.
Налог на имущество организаций — важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ.
Налог на имущество организаций взимается в соответствии с гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщики налога.
К плательщикам налога на имущество организаций относятся:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Не являются плательщиками налога на имущество организаций:
юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Объекты налогообложения.
Объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается:
для российских организаций – это движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), отнесенное к основным средствам и учитываемое на балансе налогоплательщика с учетом местонахождения организации, каждого ее обособленного подразделения, каждого обособленного объекта недвижимого имущества;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство — это движимое и недвижимое имущество, отнесенное к основным средствам;
для других иностранных организаций — это находящееся на территории РФ недвижимое имущество по его инвентаризационной стоимости, исходя из оценок уполномоченных органов технической инвентаризации.
Не являются объектом налогообложенияземельные участки и имущество федеральных органов исполнительной власти для целей обеспечения безопасности, правопорядка и гражданской обороны в РФ.
Налоговая база.
Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величины остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величины остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Ставки налога.
Предельная ставка налога на имущество составляет 2,2%. Субъекты РФ при установлении на своей территории налога имеют право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.
От уплаты налога освобождаютсяследующие категории налогоплательщиков:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;
организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
и прочие категории.
Полный перечень категорий налогоплательщиков освобожденных от уплаты налога на имущество приведен в ст.381 НК РФ.
Налоговый и отчетный периоды.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, за отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок уплаты налога и авансовых платежей.
Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.
Сумма авансового платежапо налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право, освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.
studfiles.net
Налог на имущество организации 3
2.2. Плательщики налога на имущество физических лиц
Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — физические лица), имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения. По виду владения имуществом налогоплательщика можно подразделить на следующие категории:
— физическое лицо является единственным владельцем имущества — налогоплательщик один;
— несколько физических лиц владеют имуществом в долевой собственности — каждый является налогоплательщиком и уплачивает налог соразмерно своей доли;
— физические лица и организации владеют имуществом в долевой собственности — каждое физическое лицо является налогоплательщиком и уплачивает налог соразмерно своей доли, а организация со своей доли владения имущества будет уплачивать налог на имущество организаций;
— несколько физических лиц владеют общим совместным имуществом (без выделения долей) — по согласованию налогоплательщиком может быть одно физическое лицо, если нет согласия, то каждый уплачивает налог в равных долях.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы (уплата ЕСХН, упрощенная система налогообложения, уплата ЕНВД или совмещение указанных специальных режимов) освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц, но только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности в рамках специальных налоговых режимов. Индивидуальные предприниматели могут совмещать эти режимы, доли имущества, используемые в предпринимательской деятельности, суммируются.
Индивидуальные предприниматели обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению спец. режимом налогообложения и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, в случае невозможности обеспечения раздельного учета имущества стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на строения, помещения и сооружения, может быть определена пропорционально доле суммы дохода от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе применения спец. режимов, в общей сумме дохода от реализации продукции (работ, услуг).
В Законе не предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на имущество физических лиц в случаях, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в собственности несовершеннолетних, недееспособных граждан или граждан, ограниченных в дееспособности.
В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении такого имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика — физического лица, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации[3] .
2.3. Порядок учета и уплаты налога на имущество физических лиц
Объектами налогообложения являются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие физическому лицу на праве собственности.
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Оценке для целей налогообложения не подлежат строения, сооружения и помещения:
— строящиеся;
— самовольно возведенные;
— признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации;
— бесхозные;
— назначение которых не определено.
Налог на имущество физических лиц уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются Законом в следующих пределах:
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п[4] .
НК РФ и Закон не содержат требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.
В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, то возможно официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации. Также возможно размещение на информационном стенде муниципального образования.
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены[5] .
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.
2.4. Лица, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:
— Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
— инвалиды I и II групп, инвалиды детства;
— участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
— лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
mirznanii.com
Налог на имущество организаций в 2017/2018 году
Актуально на: 26 января 2018 г.
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ).
Налог на имущество организаций: кто должен платить налог
Этот налог уплачивают (ст. 373, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ):
1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.
2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие определенным имуществом.
3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.
Налог на имущество организаций: недвижимое имущество
Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:
- недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
- жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.
Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:
- определенными объектами недвижимости, например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ;
- жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.
Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).
Налог на имущество организаций: движимое имущество
Налог с движимого имущества, числящегося на балансе в качестве основных средств, уплачивают организации на ОСН, а также организации на ЕСХН в отношении вышеназванного имущества.
Еще в 2017 году налог с движимого имущества общережимникам приходилось платить в следующих ситуациях (п. 1 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ НК РФ):
- движимое имущество принято на учет как ОС до 01.01.2013 г.;
- движимое имущество принято на учет как ОС с 01.01.2013 г. в результате реорганизации/ликвидации организаций;
- движимое имущество принято на учет как ОС с 01.01.2013 г. в результате его передачи (включая приобретение) между взаимозависимыми лицами.
Правда, если организация на ОСН владела только основными средствами, включенными в первую или во вторую амортизационную группу, то платить налог ей было не нужно — данное имущество не является объектом обложения налогом на имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Но все кардинально изменилось с 2018 года. Об изменениях по налогу на имущество-2018 можно прочитать в отдельном материале.
Налог на имущество предприятий: налоговая база
По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК РФ).
Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды
Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):
Налоговая база | Отчетные периоды |
---|---|
Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества | I квартал, полугодие, 9 месяцев |
Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества | I квартал, II квартал, III квартал |
Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).
Налоговый период по налогу на имущество
Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).
Ставка налога на имущество юрлиц
Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1, 1.1 ст. 380 НК РФ):
Налоговая база | Максимальная ставка налога | ||
---|---|---|---|
2014 год | 2015 год | 2016 и последующие годы | |
Среднегодовая стоимость* | 2,2% | ||
Кадастровая стоимость | Для Москвы | ||
1,5% | 1,7% | 2% | |
Для иных субъектов РФ | |||
1% | 1,5% | 2% |
* В отношении имущества, указанного в п.25 ст.381 НК РФ и не освобожденного региональными властями от обложения, ставка налога не может превышать в 2018 году 1,1% (п.3.3 ст.380 НК РФ).
Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).
Расчет налога на имущество организаций
Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.
И здесь важно отметить, при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества
Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):
Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):
Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:
Расчет налога выглядит так:
Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:
Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества
Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):
Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:
А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:
Срок уплаты налога на имущество организаций
Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).
Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущества в Рязанской области – 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 4 Закона Рязанской области от 26.11.2003 N 85-ОЗ).
Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество
Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.
Представление отчетности по налогу на имущество организаций
Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:
Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.
Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.
Нюансы уплаты и сдачи отчетности
Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:
Местонахождение имущества | Куда уплачивается налог |
---|---|
Имущество находится по местонахождению организации | В ИФНС, где организация состоит на учете |
Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) | В ИФНС, где ОП состоит на учете |
Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) | В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество |
Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).
Если имуществом организация владела не целый год
Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.
Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:
При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:
- если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
- если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.
glavkniga.ru