Законопроект как оформить – Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов \ Консультант Плюс

Как составляют законопроекты 🚩 закон о сотовления объявления о работе 🚩 Политика

Все проекты федеральных законов поступают в Государственную Думу для рассмотрения. Процесс принятия законов в РФ сложный и многоступенчатый. На этапе рассмотрения проекта закона Государственной Думой депутаты тщательно разбирают его статьи, нередко спорят и прийти к единому мнению бывает непросто.

Законопроекты, касающиеся системы налогообложения, связанные с финансовыми обязательствами государства, связанные с расходами бюджетных средств, рассматриваются только с разрешения Правительства Российской Федерации. Работа с федеральными законами проходит в три этапа.

В первом чтении рассматриваются основные положения документа. Инициатор проекта зачитывает доклад и раскрывает основные направления документа, затем выступают содокладчики и проводятся прения. Государственная Дума рассматривает проект, учитывает все высказанные замечания, после чего выносит решение, одобряя или отклоняя документ. Если закон в целом принимается, то его направляют в комитет, ответственный за его подготовку, для доработки с учетом всех предложений и замечаний, которые прозвучали в первом чтении.

После исправления всех замечаний по проекту документ выносится на второе чтение, которое проходит на пленарном заседании. Задача депутатов на данном этапе — разобрать законопроект постатейно и подробно, учитывая все внесенные поправки в первом чтении. После чего законопроект может быть принят окончательно для рассмотрения его в третьем чтении или же отклонен.

В третьем чтении исправления и поправки уже не допускаются. Задача депутатов заключается только в голосовании за принятие документа. Федеральный закон принимается большинством голосов по итогам голосования. Затем в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Если Совет Федерации отклонил законопроект, то палаты могут создать согласительную комиссию – специальный орган для рассмотрения возникших разногласий, после чего закон может быть повторно рассмотрен и доработан Государственной Думой. В случае разногласий по поводу закона Государственной Думы и Советом Федерации закон считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов, после чего он поступает на подпись Президенту РФ, затем официально публикуется в Российской газете и вступает в силу спустя 10 дней после опубликования. Таков порядок принятия законов в РФ.

www.kakprosto.ru

Проект

33

Вносится Правительством Российской Федерации

24 пт

42 пт

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

38пт

ОМосковском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском

государственном университете

24 пт

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным

законом

1. Настоящим Федеральным законом определяются особенности правового положения ведущих классических университетов Российской Федерации — федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (далее — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее — Санкт-Петербургский государственный университет) …

36 пт

(Далее текст не приводится)

Президент Российской Федерации

Образец оформления законопроекта

34

Приложение № 13

к п. 3.3.3.

Подготовка и оформление проектов актов (указов и распоряжений) Президента Российской Федерации

1.Подготовка и оформление проектов актов (УКАЗОВ и РАСПОРЯЖЕНИЙ) Президента Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

2.Проекты актов Президента Российской Федерации и приложения к ним печатаются на стандартных листах бумаги А4 (210 Х 297) шрифтом №

15.Верхнее поле документа устанавливается границами бланка. Левое поле — 2,75 см, правое — 2,25 см и нижнее — не менее 2 см. При оформлении проекта акта на двух и более страницах верхнее поле второй и последующих страниц составляет не менее 2,5 см.

3.Проекты актов Президента Российской Федерации имеют следующие реквизиты: наименование вида акта (Указ Президента Российской Федерации или распоряжение Президента Российской Федерации), заголовок и текст.

Заголовок печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа, пишется с прописной буквы, выделяется полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал.

Начало и конец каждой строки заголовка центрируются относительно слов «Президент Российской Федерации». В отдельных распоряжениях Президента Российской Федерации заголовок может отсутствовать.

35

Текст отделяется от заголовка дополнительным интервалом 24 пт и печатается через интервал 18 пт3.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текстовая часть может подразделяться на констатирующую часть — преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении — распорядительную часть).

Преамбула в указах Президента Российской Федерации завершается словом « п о с т а н о в л я ю », которое печатается в разрядку.

Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут разделяться на подпункты, которые могут нумероваться арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.

Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый указ (распоряжение), должны соответствовать структуре основного нормативного акта.

При наличии приложений к указу (распоряжению) Президента Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

Допускается печатать прописными буквами и выделять шрифтом другой насыщенности фамилии при подготовке проектов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоения почетных, воинских и специальных званий Российской Федерации (в других случаях не рекомендуется).

Подпись отделяется от текста дополнительным интервалом 32 пт и состоит из слов «Президент Российской Федерации», инициала имени и фамилии Президента Российской Федерации.

3 Допускается уменьшение интервалов между реквизитами «Заголовок», «Текст», «Подпись» и «Место издания» при необходимости размещения текста проекта указа, распоряжения Президента Российской Федерации на одной странице.

36

Слова «Президент» и «Российской Федерации» печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. От границы левого поля печатаются слова «Российской Федерации», а слово «Президент» центрируется относительно этих слов. Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

Место издания отделяется от подписи, как правило, дополнительным интервалом 48 пт межстрочными интервалами и печатается от границы левого поля: Москва, Кремль.

На распоряжениях место издания не печатается.

Дата проставляется после подписания документа, оформляется сло- весно-цифровым способом и отделяется от реквизита «Место издания» межстрочным интервалом 18 пт. Печатается от левой границы текстового поля.

Номер проставляется после подписания, печатается от левой границы текстового поля и отделяется от реквизита «Дата» межстрочным интервалом

18 пт.

К порядковому номеру распоряжения Президента Российской Федерации через дефис добавляются строчные буквы «рп».

Приложения к проектам указов и распоряжений Президента Российской Федерации оформляются на отдельных листах бумаги.

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов указов (распоряжений).

Приложениями являются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. Приложения визируются руководителем органа, внесшего проект.

Если в тексте дается ссылка «согласно приложению», то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово ПРИЛОЖЕНИЕ, ниже через межстрочный интервал 18 пт дается ссылка на указ или распоряжение Президента Российской Федерации. Все составные части реквизита центруются относительно самой длинной строки и печатаются через 1

37

межстрочный интервал. При наличии нескольких приложений, они нумеруются.

Например:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Указу Президента Российской Федерации от №

Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты составляет

2-3 см.

При наличии в тексте акта формулировки «Утвердить» (прилагаемое положение, состав комиссии, перечень мероприятий и др.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово УТВЕРЖДЕНО или УТВЕРЖДЕН со ссылкой на нормативный акт, его дату, номер.

Например:

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента Российской Федерации

от №

Слова УТВЕРЖДЕНО и УТВЕРЖДЕН в приложениях согласуются в роде и числе с видом утверждаемого документа: положение — УТВЕРЖДЕНО, программа — УТВЕРЖДЕНА, мероприятия — УТВЕРЖДЕНЫ.

Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа — приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано в разрядку (П О Л О Ж Е Н И Е, П Е Р Е Ч Е Н Ь, С П И С О К и др.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

38

Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта дополнительным интервалом 70 пт, интервалами от текста приложения — дополнительным интервалом 24 пт.

При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.

Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.

Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.

Листы приложения нумеруются самостоятельно начиная со второго листа.

При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой. Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.

На одной странице не должно проставляться более трех сносок.

В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются, как правило, римскими цифрами, а пункты и подпункты — так же, как и в тексте указа (распоряжения) Президента Российской Федерации. В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.2.). Номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.3.1.). Пункты при необходимости могут

39

подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1.).

Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа проекта указа (распоряжения) в нижней его части.

На приложениях к проектам указов (распоряжений) визы проставляются также на оборотной стороне последнего листа приложения.

Образцы прилагаются.

studfiles.net

Рекомендации по оформлению ссылок на КонсультантПлюс | КонсультантПлюс

1. Существуют ли единые правила оформления библиографических ссылок?

Основные требования оформления библиографических ссылок предусмотрены национальным стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Однако применение ГОСТ является добровольным. Поэтому можно указывать ссылки на систему КонсультантПлюс и сайт consultant.ru в рекомендуемом нами порядке.

Предлагаемый нами формат позволяет идентифицировать источник информации.  При этом вы вправе включать и другие сведения в соответствии с ГОСТ.

Допускается также применять сложившийся в вашем научном или профессиональном сообществе формат проставления ссылок на источник. Главное, не забывать делать ссылку на СПС КонсультантПлюс либо на сайт consultant.ru.

2. Как правильно оформлять ссылки на документы, размещенные в системе КонсультантПлюс или на сайте consultant.ru?

  • Рекомендуем в начале учебно-методической или научной работы делать ссылку общего характера:

«Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс».

  • Далее по тексту работы при цитировании или упоминании конкретного материала из Системы КонсультантПлюс или с сайта consultant.ru/ необходимо указывать сведения в следующем объеме:

Название документа и его реквизиты // СПС КонсультантПлюс (либо http://www.consultant.ru/).

  • Указанной в ссылке информации достаточно. Тем не менее автор может включить в ссылку любые необходимые, на его взгляд, данные, относящиеся к материалу (например, указать год издания статьи или конкретную страницу сайта и дату обращения к ней.

Пример:

  • Справочная информация «Пособие по беременности и родам в 2019 г.» // URL: http://www.consultant.ru/law/ref/poleznye-sovety/detskie-posobija/posobie-po-beremennosti-i-rodam/ (дата обращения: 27.03.2019).

Другие примеры ссылок, их форматы в зависимости от расположения в тексте приведены в Приложении А к ГОСТ Р 7.0.5-2008, см. «Библиографические ссылки на электронные ресурсы».

3. Существует ли разница между оформлением ссылок на правовой акт и на авторский материал?

Никакой разницы нет. В обоих случаях в ссылках следует приводить название документа с реквизитами, а в качестве источника указывать СПС КонсультантПлюс либо сайт consultant.ru.

При этом автор, ссылаясь на СПС КонсультантПлюс, может сделать в своей работе еще и ссылку на официальный источник опубликования документа (информация о нем содержится в СПС КонсультантПлюс в разделе «Справка» к документу), что не противоречит законодательству.

Примеры для правовых актов:

  • Пример 1: Федеральный закон от 01.12.2011 N 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» // СПС КонсультантПлюс
  • Пример 2: Постановление Правительства РФ от 13.12.2013 N 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме» // http://www.consultant.ru
  • Пример 3: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 08.04.2013 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Примеры для авторских материалов:

  • Пример 4: Семушкин В. «Детские» пособия: индексация-2014 // СПС КонсультантПлюс
  • Пример 5: Обзор законодательства «Правовые новости. Коротко о важном» от 22 января 2014 года // http://www.consultant.ru
  • Пример 6: Путеводитель по сделкам. Агентирование. Общая информация // СПС КонсультантПлюс

Ссылки по теме:

 

www.consultant.ru

V. Требования к оформлению поправок к проектам законов

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

48. На основании Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области субъекты права законодательной инициативы могут вносить в Собрание поправки к законопроектам, принятым в первом чтении. Поправки оформляются в письменном виде.

Например:

В соответствии со статьей 48 Устава Нижегородской области и статьей 53 Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области вношу поправку к проекту закона Нижегородской области «О наказах избирателей», принятому в первом чтении (дата).

Автор поправки (подпись) Ф.И.О.

Приложения:

1) текст поправки (поправок) к проекту закона области;

2) обоснование вносимой поправки (поправок).

49. Поправки к законопроектам могут быть в виде:

1) изменений редакции статей;

2) дополнения законопроектов конкретными статьями;

3) предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроектов.

VI. Подготовка и оформление проектов постановлений

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

50. Проекты постановлений Законодательного Собрания печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 через одинарный межстрочный интервал. Левое поле составляет 3,5 см, правое — 1,5 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см. Абзацный отступ составляет 1,3 см.

Бланки с изображением герба Нижегородской области при оформлении проектов постановлений Законодательного Собрания не применяются.

51. Проект постановления Законодательного Собрания должен содержать следующие реквизиты:

1) в пределах верхней и правой границ текстового поля указываются сведения об инициаторе внесения проекта постановления Законодательного Собрания и проставляется пометка: «Внесен… (в творительном падеже указывается инициатор внесения проекта постановления)». Пометка печатается шрифтом Times New Roman N 14, выравнивается по правой границе и располагается не более чем на двух строках;

2) в пределах верхней и правой границ текстового поля на следующей строке печатается слово «Проект» и указывается его регистрационный номер. Регистрационный номер проекта постановления Законодательного Собрания проставляется при его регистрации в автоматизированной системе «Законопроект» и указывается с наименованием проекта постановления Законодательного Собрания в течение всего периода его прохождения в Собрании.

Номер печатается арабскими цифрами и состоит из знака «N» и порядкового номера документа, например: «N 143-4». Знак «N» отделяется от порядкового номера документа пробелом. К порядковому номеру проекта постановления Законодательного Собрания через дефис добавляется арабская цифра, номер которой указывает, каким созывом Законодательного Собрания принимается данный проект постановления, например: «N 497-4».

Данный реквизит выравнивается по правой границе.

Например:

Внесен комиссией по регламенту

и депутатской этике

Проект N 497-4

Если проектом постановления Законодательного Собрания принимается законопроект, то в данном случае в пределах верхней и правой границ текстового поля на следующей строке после предыдущего реквизита в две строки печатается слово «Проект» и проставляется пометка «к проекту закона» с указанием его номера. Данный реквизит печатается шрифтом Times New Roman N 14.

Например:

Внесен комитетом по бюджету и налогам

Проект

к проекту закона N 480-4

3) наименование высшего органа законодательной власти Нижегородской области — Законодательное Собрание Нижегородской области — отделяется от предыдущего реквизита двумя межстрочными интервалами, печатается шрифтом Times New Roman N 14 прописными буквами, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру;

4) наименование вида акта — Постановление — отделяется от предыдущего реквизита одним межстрочным интервалом и печатается шрифтом Times New Roman N 20 прописными буквами, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру;

5) дата принятия постановления Законодательного Собрания и его регистрационный номер отделяются от предыдущего реквизита двумя межстрочными интервалами и печатаются в одну строку, при этом дата принятия постановления Законодательного Собрания выравнивается по левой границе, а его регистрационный номер — по правой границе текстового поля.

Конкретная дата принятия постановления Законодательного Собрания и его регистрационный номер проставляются в момент оформления принятого постановления Законодательного Собрания в Собрании;

6) наименование проекта постановления Законодательного Собрания отделяется от предыдущего реквизита тремя межстрочными интервалами, печатается шрифтом Times New Roman N 14 с прописной буквы и выравнивается по левой и правой границам. Длина строки не должна превышать 8 см.

Наименование проекта постановления Законодательного Собрания должно отражать его суть и отвечать на вопрос «О чем?». При оформлении постановлением Законодательного Собрания решения Собрания о принятии законопроекта в первом (во втором) чтении либо о принятии закона области в наименовании данного постановления Законодательного Собрания должно приводиться наименование законопроекта, который принимается данным постановлением, и указываться, в каком чтении он принимается, либо должно приводиться наименование закона, который принимается данным постановлением.

Точка в конце наименования не ставится;

7) содержательная часть проекта постановления Законодательного Собрания отделяется от предыдущего реквизита тремя межстрочными интервалами и печатается шрифтом Times New Roman N 14;

8) подпись Председателя Собрания;

9) визы.

52. Содержательная часть проекта постановления Законодательного Собрания содержит текст, который подразделяется, как правило, на две части: вводную часть и постановляющую (резолютивную) часть.

53. Вводная часть может содержать обоснование принятия постановления Законодательного Собрания, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания данного постановления, а в случае необходимости — ссылки на законы области и иные постановления Законодательного Собрания, в соответствии с которыми принимается данное постановление. В вводную часть не включаются положения нормативного характера.

Вводная часть проекта постановления Законодательного Собрания отделяется от его постановляющей части интервалом 6 пт.

В проектах постановлений Законодательного Собрания вводная часть завершается словом «постановляет:», которое выделяется полужирным шрифтом.

54. Постановляющая часть проекта постановления Законодательного Собрания может подразделяться на:

1) пункты;

2) подпункты;

3) абзацы.

55. Пункты имеют единую сквозную нумерацию и не имеют наименований. Порядковый номер пункта обозначается арабскими цифрами. После номера ставится точка.

56. Пункты подразделяются на подпункты, которые обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

После цифровых обозначений подпункты нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.

57. Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы без буквенно-цифрового обозначения. Отсчет ведется с абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей пункт или подпункт.

58. Подпись отделяется от текста тремя межстрочными интервалами и состоит из слов «Председатель Собрания». Слова «Председатель Собрания» печатаются в одну строку от левой границы текстового поля, а инициалы имени и отчества и фамилия Председателя Собрания — от правой границы текстового поля.

59. Визы с расшифровкой фамилий проставляются в нижней части лицевой стороны последнего листа проекта постановления Законодательного Собрания.

Проекты постановлений Законодательного Собрания, вносимые Губернатором области, визируются в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области.

Проекты постановлений Законодательного Собрания, вносимые депутатами, комитетами (комиссиями) Собрания, депутатскими объединениями, должны быть завизированы соответственно депутатом, председателем комитета (комиссии) или заместителем председателя комитета (комиссии), руководителем депутатского объединения.

Проект постановления Законодательного Собрания может быть завизирован лицом, разработавшим указанный проект постановления или ответственным за его подготовку.

Проект постановления Законодательного Собрания о принятии законопроекта в первом, во втором чтении либо о принятии закона области оформляется профильным комитетом (комиссией) по итогам рассмотрения законопроекта на заседании комитета (комиссии) и визируется председателем комитета (комиссии), или заместителем председателя комитета (комиссии), или заместителем Председателя Законодательного Собрания, курирующим комитет (комиссию), руководителем аппарата комитета (комиссии), работником аппарата комитета (комиссии), ответственным за подготовку указанного проекта постановления, а также начальником правового управления аппарата Собрания.

(п. 59 в ред. постановления Законодательного Собрания области от 22.05.2007 N 558-IV)

60. При оформлении проекта постановления Законодательного Собрания на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц проставляются арабскими цифрами шрифтом Times New Roman N 12 посредине верхнего поля страницы проекта постановления Законодательного Собрания без слова «страница» («стр.») и знаков препинания. Первая страница проекта постановления Законодательного Собрания не нумеруется.

Образец оформления проекта постановления Законодательного Собрания представлен в приложении 10 к настоящим Правилам.

61. При оформлении проекта постановления Законодательного Собрания, которым одновременно принимается закон области и признаются утратившими силу отдельные постановления Законодательного Собрания, положения о принятии законопроекта и об утрате силы отдельных постановлений Законодательного Собрания должны располагаться в разных пунктах постановления Законодательного Собрания. Наименование указанного постановления Законодательного Собрания должно отражать, что данным постановлением одновременно вносятся изменения в закон и признаются утратившими силу отдельные постановления Законодательного Собрания (либо их отдельные структурные единицы).

Образец оформления проекта постановления Законодательного Собрания о принятии в первом чтении проекта закона области представлен в приложении 11 к настоящим Правилам.

Образец оформления проекта постановления Законодательного Собрания о принятии закона области представлен в приложении 12 к настоящим Правилам.

Образец оформления проекта постановления Законодательного Собрания о принятии закона области в случае его принятия одновременно в первом и втором чтениях представлен в приложении 13 к настоящим Правилам.

Образец оформления проекта постановления Законодательного Собрания о принятии закона области и признании утратившей силу отдельной структурной единицы постановления Законодательного Собрания представлен в приложении 14 к настоящим Правилам.

62. Если проектом постановления Законодательного Собрания утверждаются (принимаются) какие-либо документы (программы, планы, инструкции, правила, образцы и т.д.), то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие нормы проекта постановления Законодательного Собрания должны иметь ссылки на эти приложения, выраженные словами «согласно приложению».

Приложения к проектам постановлений Законодательного Собрания оформляются в соответствии с требованиями, установленными для приложений к законопроектам в пунктах 36 — 40 настоящих Правил.

63. Установленные настоящими Правилами межстрочные интервалы между реквизитами и отдельными частями проекта постановления Законодательного Собрания, а также размеры его полей могут быть сокращены только в случае, если на отдельной странице проекта постановления Законодательного Собрания остается реквизит подписи Председателя Собрания.

Образец оформления приложения к проекту постановления Законодательного Собрания представлен в приложении 15 к настоящим Правилам.

studfiles.net

Оформление законов (пример)

Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Юридическая литература, 2001. – 62 с.

Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.] : офиц. текст : по состоянию на 2 ноября 2007 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 216 с.

Оформление книг с 1 автором (пример)

Вакуленко, Т. Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений [Текст] / Т. Г. Вакуленко. – М. : Герда, 2008. – 233 с.

Седов, В. В. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика / В. В. Седов. – 2-изд., доп. и перераб. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. – 195 с.

Оформление книг с 2 авторами (пример)

Бочаров, И.Н. Жизнь и творчество художника Ореста Кипренского [Текст] / И. Бочаров, Ю.Глушкова. – 2-е изд., доп. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 390 с.

Оформление книг с 3 авторами (пример)

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с.

Оформление книг с коллективом авторов (пример)

Эндодонтия [Текст] /Т.В. Порнух [и др.]. – СПб.: Медицина, 2000. – 79 с.

Оформление статей из различных источников (примеры)

Из сборников

Бакаева, О.Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права [Текст] / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко // Таможенное право. – М.: Юрист, 2003. – С.51 – 91.

Из газеты

Михайлов, С.А. Езда по-европейски [Текст] / С. А. Михайлов // Независимая газета. – 2002. – 17 июня.

Из журнала

Козырев, Г.И. Конфликты в организации [Текст] / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №2. – С.136 – 150.

Из материалов научных конференций

Федосюк, М.Ю. Способы выражения критических замечаний в научной речи [Текст] / М. Ю. Федосюк // Линговокультурологические проблемы толерантности: тез. докл. междунар. науч. конф. Екатеринбург, 24 — 26 октября 2001 г. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. – С.309 – 311.

Оформление электронного ресурса

Дирина А. И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций [Электронный ресурс] // Военное право: сетевой журнал. – 2007. – URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007).

О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс]: постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 авг. 1933 г. (с изм. и доп., внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 нояб. 1934 г., от 24 июня 1938 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – М. : Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

Лэтчфорд Е.У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. – [2004]. – URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статисти­ки. – URL: http://www.gks.ru/gis/tables/(дата обращения: 23.08.2010).

Титов, В. В. Трансфер технологий : учеб. пособие для заочного курса «Технологический менеджмент» [Электронный ресурс] / В. В. Титов. – М. : МФТИ, 2009. – URL: http://anataz.narod.ru/science/index.html.

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

Приложение 7

Образец оформления первой страницы приложения

30

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тройной интервал!!!

(2 полуторных интервала)

Полуторный интервал

Рис. 1 Исходные данные для анализа рентабельности и деловой активности

Тройной интервал!!!

(2 полуторных интервала)

Образец оформления ссылки в тексте на приложение

Валютные фьючерсы сходны с форвардными сделками на межбанковском рынке, но и имеют различия (Приложение 1).

ССЫЛКА НА ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 8

Образец оформления таблицы

С

Полуторный интервал

тавки вознаграждения по депозитам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ставки вознаграждения по депозитам, %

Полуторный интервал

Срок, мес.

KZT

USD

EUR

3-6

6

4

4

7-9

8,5

4,5

4,5

10-12

9

5

5

13-36

10

6,5

6,5

36-более

11

7,5

7,5

Полуторный интервал

«Цеснабанк» осуществляет операции по приему вкладов физических и юридических лиц, как в национальной валюте, так и в иностранной валюте.

Приложение 9

Образец оформления продолжения таблицы

У

Полуторный интервал

словия предоставления кредитов, выдаваемых в иностранной валюте «Цеснабанком» физическим лицам, субъектам малого и среднего бизнеса, представлены в таблице 8.

Таблица 8

Условия предоставления кредитов

Полуторный интервал

Условия кредита

Физические лица

Субъекты малого и среднего бизнеса

1

2

3

Минимальный срок выдачи кредита

до 12 мес.

2 года

Продолжение таблицы 8

1

2

3

Максимальный срок выдачи кредита

15 лет

10 лет

Ставка вознаграждения за кредит

17-20 % годовых

15-19 % годовых

Минимальный размер займа

1000 долларов/850 евро

500долларов / 500евро

Полуторный интервал

Условия предоставления кредита дифференцируются в зависимости …

Приложение 10

Образец оформления рисунка и ссылки на него в тексте

Обратите внимание!!!

Ссылка на рисунок в тексте

Основные отличия между деньгами и валютой состоят в следующем (рис. 1).

Тройной интервал

Полуторный интервал

Р

Тройной интервал

ис. 1 Основные отличия между деньгами и валютой

Необходимость определения валютного курса (цены) для обмена связана…

Приложение 11

Образец оформления формул

Зарубежные центральные банки на протяжении многих лет руководствовались тем, что обменный курс валюты напрямую связан с ее текущим (торговым) балансом примерно таким уравнением (1):

Rt+l = Rt * (Et+1 / It+1) (1),

где Rt+1 – следующая плавающая обменная ставка;

Rt– текущая обменная ставка;

Е – экспорт;

I – импорт.

Прогнозную стоимость прямых материальных затрат правомерно, определять по формуле 5 [9, с.22]:

(5),

где t – срок производства работ;

i – порядковый номер месяца производства работ;

j – порядковый номер материала;

Qj(i) – расход j-го материала в i-м месяце;

studfiles.net

3. оформление законопроектов письмо минюста РФ от 23-02-2000 1187-эр (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПИСЬМО Минюста РФ от 23-02-2000 1187-ЭР (2019) Актуально в 2018 году

3.1. Проект закона состоит, как правило, из заголовка, преамбулы, нормативных предписаний, частей, глав, разделов.

В крупных систематизированных законах (например, кодексах) могут выделяться особые структурные части, содержащие общие положения, имеющие определяющее значение для содержания всего закона.

3.2. Федеральный закон имеет следующие официальные реквизиты:

3.2.1. Наименование формы акта: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российский Федерации…», «Федеральный конституционный закон…», «Федеральный закон…», «Кодекс Российской Федерации…» и т.д.

3.2.2. Заголовок федерального закона.

3.2.3. Дату принятия федерального закона Государственной Думой.

3.2.4. Дату одобрения федерального закона Советом Федерации.

3.2.5. Подпись Президента Российской Федерации.

3.2.6. Место и дату подписания федерального закона.

3.2.7. Регистрационный номер: «N… ФЗ».

3.3. Заголовок закона должен давать общее представление о его содержании и точно отражать предмет закона.

3.4. Посредством включаемых в закон правовых норм законодатель устанавливает желаемую и требуемую модель (правило) правомерного поведения.

Содержание правовой нормы составляют:

3.4.1. Условия, при которых эта норма действует.

3.4.2. Правило поведения (требования, которые предъявляются к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения).

3.4.3. Меры государственного принуждения (санкции), которые могут применяться к нарушителям данной нормы.

3.5. Содержание правовой нормы должно определяться исходя из:

3.5.1. Целей подготавливаемого закона.

3.5.2. Положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, а также ратифицированных (одобренных) Российской Федерацией международных договоров.

3.5.3. Принципов соответствующей отрасли права.

3.5.4. Рекомендаций юридической науки о наиболее эффективном варианте правового регулирования соответствующего вида общественных отношений.

3.5.5. Способов правового регулирования, которые могут обеспечить эффективное действие проектируемой нормы.

3.6. Содержание нормы права в тексте закона излагается в виде нормативных правовых предписаний — правовых формул, выражающих законченную мысль.

Рекомендуется применять следующие виды нормативных правовых предписаний:

3.6.1. Предписание-принцип — закрепляет исходные, руководящие нормативные положения общего характера, имеющие значение для отдельной отрасли, подотрасли, института права либо права в целом.

3.6.2. Предписание-цель.

3.6.3. Предписание-дефиниция — содержит определение какого-либо юридического, политического и иного понятия.

3.6.4. Управомочивающее предписание — закрепляет субъективные права (право действовать определенным способом) граждан и иных субъектов права.

3.6.5. Императивное предписание — закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. К императивным предписаниям относятся:

3.6.5.1. Обязывающее предписание — устанавливает обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом.

3.6.5.2. Запрещающее предписание — устанавливает запрет на совершение каких-либо действий (активного действия либо бездействия).

3.6.6. Диспозитивное предписание — разрешает гражданам и иным субъектам права по своему усмотрению определять права и обязанности в конкретном правоотношении либо реализовывать права и обязанности, предусмотренные этим предписанием.

3.6.7. Предписание-стимул — содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом.

3.6.8. Бланкетное предписание — содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом.

3.6.9. Отсылочное предписание — содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему соответствующую норму права.

3.6.10. Обеспечивающее предписание — закрепляет решение правотворческого органа о признании акта утратившим силу либо о внесении в него изменений и дополнений.

3.7. При формулировании нормативного предписания рекомендуется оценить возможные последствия его применения с тем, чтобы не проектировать норм, действие которых может повлечь негативные, нежелательные для личности, общества и государства результаты.

3.8. Устанавливаемые законом права и обязанности должны быть реальными, соответствовать современному уровню развития регулируемых общественных отношений, иметь надежный правовой механизм их защиты и охраны.

Разработку механизма реализации норм права рекомендуется рассматривать как одну из основных задач по проектированию эффективно действующих норм права.

3.9. Необходимо четкое и упорядоченное изложение правовых норм, что обеспечивается логической последовательностью изложения и переходом от общих положений к более конкретным. При этом не следует допускать противоречий между общими и конкретными положениями проекта.

3.10. Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило, располагаются в следующей последовательности:

3.10.1. Сфера действия закона.

3.10.2. Цели и задачи.

3.10.3. Общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения.

3.10.4. Правовые последствия.

3.10.5. Заключительные и переходные положения.

3.11. Сначала формулируются принципы и предписания, имеющие общий характер, а затем конкретизирующие их предписания.

3.12. Общие предписания определяют цели закона, сферу регулируемых им отношений (предмет закона), а также принципы отрасли права, законодательства либо отдельного правового института.

Предписания общего характера в законе необходимы для лучшего понимания сути и целей конкретных предписаний и их содержания.

3.14. Как правило, сначала формулируются регулятивные предписания (разрешающие, управомочивающие, обязывающие или запрещающие определенное поведение, а затем — охранительные предписания, содержащие санкции, закрепляющие способы защиты нарушенных прав, и др.).

3.15. В зависимости от предмета закона, объема и характера нормативного материала нормативные предписания группируются в тексте проекта по отдельным структурным частям: статьям, главам, разделам.

При этом более высокую ступень деления возможно использовать лишь тогда, когда низшая ступень уже использована. Например, не следует употреблять рубрику «раздел», если в законе нет глав.

Части, разделы, главы и статьи должны иметь заголовки.

3.16. Структура закона должна быть рациональной. Части, разделы, главы и статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к более конкретным.

3.17. В федеральных законах нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих (помимо заголовка) порядковый номер.

Статьи нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей в законе должна быть сквозной для всего акта.

3.18. Статьи могут подразделяться на абзацы, именуемые частями и имеющие порядковые номера. Части статей могут подразделяться на пункты и подпункты.

3.19. В статьях, содержащих перечисления, каждый абзац обозначается арабской цифрой со скобкой или буквой.

3.20. Если два или несколько нормативных правовых предписания тесно связаны между собой и обусловливают друг друга, возможно для удобства пользования и применения помещать их в одной статье.

3.21. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия закона, в него включается вступительная часть — преамбула.

Преамбула — самостоятельная часть закона, помогающая полнее и глубже понять социально-политическую и экономическую обстановку, в которой принимается закон, а также необходимость его издания.

Нормативные предписания в преамбулу не помещаются.

3.22. Федеральные законы излагаются на русском языке — государственном языке Российской Федерации.

3.23. Следует стремиться к ясности и точности изложения нормативных предписаний. Их содержание должно быть доступно и понятно должностным лицам и гражданам.

3.24. Нормы закона формулируются по возможности короткими фразами, четкими, доступными для понимания словами. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

В случае необходимости используются юридические, экономические, технические и другие специальные термины. При этом целесообразно давать определения малоизвестным терминам.

3.25. Термины должны употребляться в проекте только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. При использовании понятий следует исходить из общепринятых определений, содержащихся в словарях. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те же термины.

Если термины, используемые в законопроекте, имеют несколько смыслов или смысл, отличающийся от обычного, в тексте проекта следует указать, какой смысл придается термину, с тем, чтобы обеспечить правильное толкование закона.

3.26. Определения терминов целесообразно давать лишь в законах общего характера и в той части закона, где данный термин употребляется впервые.

Определения наиболее важных терминов, употребляемых в законе и являющихся общими для всех его предписаний, целесообразно давать в одной статье, обычно помещаемой в начале текста.

Число определений, объясняющих те или иные содержащиеся в законе термины, не должно быть чрезмерным.

3.27. Необходимо правильно определять и формулировать отсылки в законодательстве. С их помощью обеспечиваются системные связи между различными нормами и правовыми актами.

Целесообразно использовать следующие виды отсылок:

3.27.1. Отсылки к нормам данного закона для обеспечения связи между его общими и конкретными специальными положениями.

3.27.2. Отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы, когда надо выявить правообразующий источник данного закона.

3.27.3. Отсылки к ратифицированным и одобренным международным актам, накладывающим на Россию обязательства и требующим для их исполнения принятия внутригосударственных актов.

3.27.4. Отсылки к актам низшей юридической силы, когда необходимо обеспечить функциональную «правовую связь» и определить основания издания нового закона или дать поручение принять подзаконный акт.

3.27.5. По своему объекту отсылки могут быть сделаны к конкретному закону в целом либо его части, к закону в широком смысле, к законодательству, касаться как действующих, так и предполагаемых правовых актов.

Не допускаются отсылки к норме, которая, в свою очередь, отсылает к другой норме, а также к еще не принятым законам или иным нормативным правовым актам.

В тексте отсылки указывается название акта, к которому делается отсылка, его номер и дата опубликования, а если делается отсылка к определенным статьям этого акта, указываются также номера статей.

3.28. Целесообразно избегать включения в проект федерального закона примечаний.

Примечания допускаются в случае необходимости дать определение какого-либо смежного понятия либо поместить короткий комментарий, который поможет точнее уяснить смысл изложенных в статье предписаний (например, в примечаниях к ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса РФ определяется, как понимать термины «крупный размер» и «особо крупный размер»).

3.29. Помещение в проекты федеральных законов приложений, как правило, не допускается.

3.30. В качестве обязательного компонента в федеральном законе должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.), а также способы защиты установленных прав граждан и иных лиц.

В проекте, который содержит предписания, устанавливающие обязанности государственных и общественных органов, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, следует закрепить санкции за их неисполнение в случае, если такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве. Если же такие санкции уже предусмотрены, то следует дать отсылку к устанавливающим их действующим нормативным правовым актам.

3.31. В соответствии с Регламентом Государственной Думы непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:

3.31.1. О сроке и порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений.

3.31.2. О признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона.

3.31.3. О приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.

3.32. Изменения, вносимые в действующие законы, следует оформлять в виде новой редакции изменяемых статей. Могут быть также изложены в новой редакции отдельные части статей.

3.33. Дополнения, включаемые в действующий закон, уместно оформлять в виде новых статей закона либо частей, абзацев действующих статей и располагать в зависимости от логики изложения материала в акте.

3.34. Законопроект вносится в Государственную Думу с приложением документов, предусмотренных Регламентом Государственной Думы (ст. ст. 105, 106).

При внесении законопроекта в Государственную Думу должны быть представлены:

3.34.1. Текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, который его вносит.

3.34.2. Пояснительная записка, в которой излагаются: обоснование необходимости принятия закона, цели и основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; прогноз социально-экономических, юридических и иных последствий реализации будущего закона.

3.34.3. Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования.

В справке указываются конкретные нормативные правовые акты, которыми регулируются общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона. В их числе могут быть законы СССР и РСФСР, действующие в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти. В справке, кроме того, может формулироваться тот или иной вывод, например о том, что принятие указанного законопроекта позволит сократить объем подзаконного правового регулирования.

3.34.4. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием данного закона.

3.34.5. Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона.

В предложениях указывается, в какие конкретно нормативные правовые акты должны быть внесены изменения и дополнения в случае принятия данного федерального закона, а также — какой пакет нормативных правовых актов должен быть разработан и введен в действие для реализации данного федерального закона.

3.34.6. Финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных или иных затрат).

3.34.7. Справка об инициаторах разработки проекта и о лицах, принимавших участие в его подготовке.

В справке, в частности, указывается, по чьей инициативе (общественного объединения, организации, группы граждан и т.п.) разработан проект, перечисляются лица и организации, участвовавшие в подготовке законопроекта, а также указывается, когда и где проект прошел правовую, экономическую, экологическую и другие экспертизы (с приложением текстов заключений).

3.34.8. Сопроводительное письмо в Государственную Думу, подписанное либо субъектом права законодательной инициативы, либо руководителем органа, наделенного правом законодательной инициативы, в котором выражено намерение внести законопроект в качестве законодательной инициативы.

www.zakonprost.ru

Тема 9. Требования к оформлению законопроектов

1. Закон и законопроект: понятие и соотношение.

2. Виды законопроектов как отражение видов законов.

3. Законодательная техника: понятие, назначение, состав средств.

4. Закрепление правил законодательной техники в правовых источниках (правовые акты, доктрина права, обычаи, деловые обыкновения, научно-методический материал).

5. Закон (законопроект) как документ. Структура закона (законопроекта).

6. Текст закона (законопроекта). Формальная и языковая структуры текста закона (законопроекта).

7. Правила изложения закона (законопроекта). Логика и стиль изложения.

8. Правила оформления закона (законопроекта) и сопроводительных документов, и материалов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение подлинника закона, заверенной копии закона, электронной копии закона.

Может ли подлинник закона быть размещен на неофициальном бланке?

2. На примере любого федерального закона продемонстрируйте его реквизиты и структурные элементы текста.

3. Можно ли при принятии закона в новой редакции изменить его вид, например, с закона РФ на федеральный закон.

4. Можно ли в закон с меньшей юридической силой вносить изменения законом с большей юридической силой? А наоборот?

5. Можно ли определять порядок принятия закона с большей юридической силой законом с меньшей юридической силой? Имеются ли подобные примеры на практике?

6. Каковы правила использования в тексте закона юридической терминологии?

7. Как правильнее говорить – принятый закон или изданный закон?

А какие термины использует законодатель?

8. Как быть, если есть расхождение в тексте закона при его официальном опубликовании в двух разных официальных изданиях?

9. Как должны оформляться положения закона, устанавливающие сроки и порядок его вступления в силу?

10. В рамках деловой игры обсудите проект подготовленного вами ранее проекта федерального закона или закона субъекта РФ в своей депутатской фракции и со специалистами. Оформите законопроект и сопроводительные документы к нему в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Контрольные задания и задачи:

1. Составьте таблицу видов законов по различным основаниям.

2. Подберите примеры официального и неофициального опубликования законов приостановления закона, признания закона утратившим силу, принятия закона в новой редакции.

3. Подберите примеры ссылок в тексте одного закона на другой акт (нормы другого акта).

4. Подберите примеры ссылок в тексте одного закона на статьи (пункты, т.п. фрагменты) этого же закона.

5. Проведите экспертизу представленного вам законопроекта на предмет его соответствия правилам законодательной техники.

6. Каковы правила использования иностранной терминологии в тексте законов, иных нормативных актов.

7. Может ли один термин в разных законах иметь несовпадающее содержание?

8. Можно ли вторично официально публиковать текст закона, включая в него все его изменения, которые были сделаны после его первого официального опубликования? Если нет, то почему? Если да, то в какой процедуре?

9. Если закон был изменен (принят в новой редакции), то при необходимости внесения в него дальнейших изменений текст какого закона должен меняться – текст первичного закона или текст закона, которым ранее в первичный закон были внесены изменения (которым первичный закон был принят в новой редакции)?

10. В федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» были внесены изменения федеральным конституционным законом «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Группа лиц решила оспорить вновь внесенные в закон нормы в Конституционном Суде РФ. Какой закон из этих двух должны в таком случае оспаривать заявители? Какой закон должен стать предметом рассмотрения со стороны Конституционного Суда РФ?

Литература:

Основная

Смотреть соответствующий раздел к теме 1.

Дополнительная

  1. Асатурян М.К. История государственного управления в России с древнейших времен до начала ХХ века. Словарь-справочник терминов и понятий: Учебное пособие. – М., 2007.

  2. Булакова О. Н. Парламентское право России: Учебник. – М.: Эксмо, 2006.

  3. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2007.

  4. Глазунова Н.И. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. – М., 2007.

  5. Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства. – М., 2007.

  6. Саидов А. Х.Национальные парламенты мира: Энциклопедический справочник / Российская академия наук. Институт государства и права. – М.: ВолтерсКлувер, 2006.

  7. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. – М., 2007.

  8. Халипов В.Ф. Власть. Политика. Государство и государственная служба. – 2006 г.

studfiles.net