Закон о денежной системе рф: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

 835-XII-сон 06.05.1993. О денежной системе Республики Узбекистан

Ҳаммаси Кейинги таҳрирга ҳавола Олдинги таҳрирга ҳавола АПК бўйича индекслаш ҚСУК бўйича индекслаш ТТР бўйича индекслаш ҚМҚ бўйича индекслаш Ўзгартиришлар манбаси Расмий нашр манбаси

Понятие денежной системы.

Особенности денежной системы РФ. Эмиссия денег

                                                Содержание

1. Понятие денежной системы. Особенности денежной системы РФ    3

2. Эмиссия денег                                                                                          6 

3. Роль Центрального Банка РФ в регулировании выпуска и эмиссии денег                                                                                                                   

     9

 Список используемой литературы                                                           11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  1. Понятие денежной системы. Особенности денежной системы РФ.

Денежная система —  форма организации денежного  обращения в данной стране, сложившаяся  исторически и закрепленная законом. Денежные системы сформировались в XVI—XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились  в более ранний период. Под влиянием исторических особенностей развития товарно-денежных отношений в стране, а также  национальных традиций денежная система  принимала разные виды. 

Развитие денежной системы проходит два периода: 1) когда денежный товар — всеобщий эквивалент непосредственно обращался и выполнял функции денег; 2) когда падает роль золота как денежного товара и в обращении функционируют кредитные деньги.

Условиям капитализма  свободной конкуренции соответствовали  металлические деньги. К концу XIX в. в ведущих капиталистических  странах утвердилось 

золотомонетное обращение. Золото непосредственно  выполняло функции денег. С превращением капитализма свободной конкуренции  в монополистический и особенно в государственно-монополистический  капитализм произошли существенные изменения в денежной системе. Во-первых, постепенно было ликвидировано металлическое  обращение, связь денежной системы  с золотом ослабла. Во-вторых, главным  средством обращения стали знаки  стоимости, в основном кредитные  деньги, неразменные на золото. В-третьих, денежная система стала объектом государственно-монополистического регулирования. Эти изменения, с одной стороны, отражали развитие общего кризиса капитализма  в денежной сфере, с другой стороны, отвечали требованиям государственно-
монополистического капитализма, который стремился  освободиться от золотых денег, не поддающихся  регулированию. Однако диалектика этого  процесса такова, что обращение неразменных  банкнот, будучи более эластичным, чем  золотое обращение, в то же время  создало условия для новых  кризисных потрясений и прежде всего  для хронической инфляции — этого неотъемлемого элемента современного капиталистического воспроизводства.

 Закон “О денежной системе РФ” от 25 сентября 1992 года устанавливает правовые основы функционирования денежной системы России.

Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом  о денежной системе запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарубающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая  монета, образцы которых утверждаются  ЦБ РФ. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на все территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных и безналичных  расчетов. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми ЦБ в соответствии с законодательными актами РФ.

Центральный банк утверждает образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов: платежных  поручений, векселей, чеков и др.

Закон разделил полномочия правительства и ЦБ в области  изготовления денежных знаков. ЦБ несет  ответственность лишь за планирование объемов их производства. На него возлагаются  также: 
создание резервных фондов банкнот и монет; 
определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; 
установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков; 
утверждение правил кассовых операций в хозяйстве.

Правительство РФ совместно  с ЦБ разрабатывает основные направления  экономической политики, в том  числе денежной и кредитной. Осуществление  денежно-кредитного регулирования  экономики ЦБ проводится путем использования  общепринятых в рыночной экономике  инструментов: определение размеров и процентной ставки рефинансирования (учетной ставки), резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях ЦБ, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 году были созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монеты в отдельных главных территориальных управлениях ЦБ. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах ЦБ. Эти фонды создаются по распоряжению ЦБ, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.

 

     2. Эмиссия денег.

Эмиссия – issue – emission – выпуск в обращении денежных средств и ценных бумаг. Эмиссия денежных средств регулируется законодательством и осуществляется государством, которое распределяет эту функцию между центральным банком и казначейством. Центральный банк выпускает кредитные деньги – банковские билеты (банкноты). Казначейство выпускает казначейские билеты и разменные монеты.

Выпуск в обращение денежных знаков во всех формах ведет к увеличению денежной массы в обороте. Основные формы эмиссии:

1)эмиссия кредитных денег –  банкнот;

2)депозитно – чековая эмиссия;

3)эмиссия ценных бумаг.

Банк России осуществляет в установленном  законодательством РФ порядке выпуск в обращение и изъятие из обращения  денежных знаков на территории РФ. Безналичная  эмиссия   денег    осуществляется    в процессе депозитно-ссудных операций. Банк России регулирует  наличную   и безналичную  эмиссию  средствами  денежно-кредитной  политики. Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования   дефицита государственного бюджета РФ запрещается.

С целью ограничения возможностей коммерческих банков на осуществление  депозитной эмиссии в Конституции  РФ исключительное право на осуществление  денежной эмиссии во всех ее формах предоставлено Банку России. Однако, в Федеральном законе монопольная функция Банка России по осуществлению денежной эмиссии ограничена только эмиссией наличных денег. Аналогичным образом ограничена и не предусмотрена действующим законодательством функция Банка России по организации их безналичного обращения (ст. 29 Федерального закона) Безналичное, как и наличное, денежное обращение подлежит регулированию в федеральном законодательстве. Но эта сфера денежного обращения не регулируется банковским или иным законодательством. Порядок осуществления эмиссии безналичных денег и организации их обращения каким-либо органом государственной власти Российской Федерации или Банком России законодательно не определен.

За рубежом эмиссию денег  ведут центральные (эмиссионные) банки  и казначейства (первые выпускают  кредитные деньги – банкноты, вторые –казначейские билеты и разменные монеты). Депозитно-чековая эмиссия, служащая основой безналичных расчетов, производится коммерческими и центральным банком. Эмиссию ценных бумаг (акций и облигаций) осуществляют акционерные компании, а также государство.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве  стран принадлежит государству. Но даже если государство формально  не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия – 50%, Япония – 55%), центральный  банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные  золотовалютные резервы, проводит государственную  политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный  банк участвует в управлении государственным  долгом и _ осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

Основной пассивной операцией  центрального банка и одной из форм эмиссии является эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию  собственного капитала.

1. Фидуциарная эмиссия – эмиссия  банкнот, денежных знаков, необеспеченная  запасом драгоценных металлов (в  первую очередь, золота) эмиссионного  банка. Исторически эмиссия банкнот  допускалась только при наличии  золотого запаса, однако, постепенно  от этого правила отказались. Ныне фидуциарная эмиссия является  господствующей.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран  является эмиссия банкнот. На современном  этапе выпуск банкнот не обеспечен  золотом. Золотое обеспечение банкнот  отменено, хотя в некоторых странах  формально продолжает действовать.

Кредиты центрального банка могут  зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в  центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка.

Источником ресурсов центральных  банков служат вклады казначейства и  коммерческих банков. Коммерческие банки  могут помещать на беспроцентные  счета   в   центральных    банках   часть   своих  кассовых  резервов, в том числе, обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные. Такой порядок действует, в частности, в России. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. Обычно на долю собственного капитала банка приходится не более 4% пассива.

2. Другая форма эмиссии –  это депозитно-чековая эмиссия.  Производится коммерческими банками  и служит основой безналичных  расчетов. По объему депозитно-чековая  эмиссия значительно превосходит  эмиссию денежных средств.

3. Также одной из форм эмиссии  является эмиссия ценных бумаг.

Процедура эмиссии эмиссионных  ценных бумаг, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

— принятие эмитентом решения  о выпуске эмиссионных ценных  бумаг;

— регистрации выпуска эмиссионных  ценных бумаг;

— для документарной формы выпуска  – изготовление сертификатов  ценных бумаг;

— размещение эмиссионных ценных  бумаг;

— регистрацию отчета об итогах  выпуска эмиссионных бумаг.

Эмиссия денег может привести к  инфляции.

 

3. Роль Центрального Банка РФ в регулировании выпуска и эмиссии денег.

В соответствии с Федеральным законом  РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать  и проводить единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществлять эмиссию  наличных денег и организовывать их обращение;

быть кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

устанавливать правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

проводить государственную регистрацию  кредитных организаций, выдавать и  отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

осуществлять надзор за деятельностью  кредитных организаций и т. д.

Центральный банк является проводником  кредитной политики государства. Правительство  заинтересовано в надежности Центрального банка, который играет особую, очень  важную роль в кредитной системе  страны.

Центральный банк выполняет следующие  основные функции: осуществляет монопольную  эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное  регулирование и банковский надзор.

Денежно-кредитное регулирование  экономики, проводимое Центральный  банком, является составной частью экономической политики правительства. Основные методы воздействия государства  через Центральный банк на масштабы и характер операций коммерческих банков: учетная политика Центрального банка, изменение нормы обязательных резервов банков, операции на открытом рынке, регламентация  экономических нормативов для банков и т.д.

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список используемой литературы

1. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Ежемесячная денежная выплата

ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.

Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким законам или иному нормативному правовому акту, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом по выбору гражданина.

Исключение составляют граждане, которые имеют право на получение ЕДВ в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им может устанавливаться ЕДВ одновременно и по другому основанию.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 15. 01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» ежемесячная денежная выплата для этих категорий граждан устанавливается и осуществляется независимо от предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Размер ежемесячной денежной выплаты в 2022 году проиндексирован с 1 февраля на 8,4% исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год выплат, пособий и компенсаций.

Для различных категорий граждан размер ЕДВ разный.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

 

Денежная система, основные денежные системы и их суть, суть современной денежной системы, формы и функции

Исторически сложившаяся денежная система отдельного государственного строя отражает набор общих правил выражения стоимости одного товара (блага) по отношению к другому. Какие существуют формы денежной системы?

Содержание

Скрыть
  1. Кто создает основные денежные системы?
    1. Современные денежные системы и их принципы
      1. Какова суть денежной системы?
        1. Как проявляют себя различные формы денежных систем?
          1. В чем заключаются функции денежной системы?

              Кто создает основные денежные системы?

              Основные денежные системы, созданные государством:

              1. Наличная.
              2. Безналичная.

              Первая представлена металлическими и бумажными деньгами, со второй мы ежедневно сталкиваемся, оплачивая кредит, совершая переводы, производя безналичные расчеты в супермаркете.

              Строя бизнес с наличным обращением денег, вы обязаны хранить выручку на спецсчете в банке, а также помнить о лимитированности остаточных средств.

              Кредитная система, в свою очередь, повышает эластичность, устойчивость, практичность экономики.

              Современные денежные системы и их принципы

              Современные денежные системы развитых стран отличает централизованное управление и законодательно оформленное поле обращения каждого вида денег, выступающих в роли товара или в качестве платежного средства.

              Формы реализации:

              1. Биржевые операции.
              2. Кредитные займы.
              3. Операции купли-продажи.
              4. Виртуальные каналы перераспределения.
              5. Депозиты.

              Приобретая валюту, учтите, интересы государства и предпринимателя качественно различаются на сегодняшний день. Правительство РФ стремится увеличить обеспеченность национальной валюты, тяготея к монетарной (бартерной) денежной системе. Современное предпринимательство же стремится уйти в электронную сферу обращения, где курс рубля может быть варьирован в целях определенной группы лиц.

              Какова суть денежной системы?

              Суть денежной системы – отражение прироста дохода, выраженного через общепринятую денежную единицу.

              Учтите, на размер стоимостного выражения влияют и другие элементы денежной системы:

              • виды денег;
              • масштаб цен;
              • эмиссия;
              • органы контроля и управления денежными потоками.

              Каждый трейдер обязан осознать, не каждая валютная комбинация является денежной, финансовую составляющую можно увидеть лишь в разнице стоимости активов.

              Деньги – средство соотношения стоимости производства, воспроизводства, кампании (стратегического хода с целью заработка).

              Как проявляют себя различные формы денежных систем?

              Обе формы денежных систем нам столь привычны, что мы никогда не задумываемся о том, выгодна ли отечественной экономике та или иная форма.

              Учтите, денежное обращение может быть:

              1. Закрытое – предполагает обращение национальной валюты лишь на определенной территории.
              2. Открытое – предполагает расчеты между экспортерами, импортерами.

              Безналичная (кредитная по своей сути) система лишает страну суверенитета и иммунной защиты при глобальной экспансии со стороны иностранных ЦБ.

              В чем заключаются функции денежной системы?

              Главные функции денежной системы:

              1. Распределительная.
              2. Контрольная.
              3. Аккумулирующая.
              4. Регулирующая.

              Определение имеет больше философского смысла, чем практического. Вы же рассматривайте деньги, как способ обогащения путем инвестирования, открытия депозита, участия в паевом предпринимательстве, средство регулирования внутрихозяйственных процессов или метод платежа.

              Банковское законодательство | Банк России

              Банковское законодательство — отрасль права, представляющая собой систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». )» (далее — Закон о Банке России), Федеральный закон отот 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности», иные федеральные законы и нормативные акты Банка России.

              Пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что к ведению Российской Федерации относятся финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежная эмиссия и основы ценовой политики. Данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

              Часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип независимости Банка России от других государственных органов при выполнении им своей основной функции по защите рубля и обеспечению его устойчивости.

              Закон о Банке России закрепляет принцип независимости Банка России, предусматривающий, что Банк России осуществляет функции и полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации и Законом о Банке России, независимо от других федеральных органов государственная власть, региональные органы власти и органы местного самоуправления.

              Закон о Банке России устанавливает правовой статус Банка России, размер его уставного капитала, порядок формирования Национального банковского совета и органов управления и их основные функции; урегулирует отношения между Банком России и органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также отношения между Банком России и кредитными организациями; разъясняет принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; изложены принципы проведения денежно-кредитной политики и обозначены ее инструменты; перечисляет операции и сделки Банка России; устанавливает полномочия в области банковского регулирования и надзора, а также формулирует принципы организации Банка России, его подотчетности и аудита.

              В статье 4 Закона о Банке России перечислены функции, выполняемые Банком России.

              Статьей 7 Закона о Банке России предусмотрено, что по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, Банк России издает в виде приказов, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления и всех юридических и физических лиц. За некоторыми исключениями нормативные правовые акты Банка России подлежат регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.Помимо издания собственных нормативных актов, Банк России принимает активное участие в других формах законотворческого процесса, поскольку в соответствии с законом проекты федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся деятельности Банка России о его функциях должна быть представлена ​​в Банк России для рассмотрения и утверждения.

              Еще одним базовым федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», в котором определены основные термины, используемые в правовом регулировании банковской деятельности, такие как «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация». , «банковская группа» и др.

              Настоящий Федеральный закон определяет составные части банковской системы Российской Федерации, перечисляет банковские операции и иные сделки, описывает особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, устанавливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, порядок открытия кредитных организаций. филиалы и представительства. Он формулирует принципы взаимоотношений кредитных организаций и их клиентов, кредитных организаций и государства, перечисляет основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, устанавливает принципы обеспечения надежности кредитных организаций, устанавливает режим банковской тайны и антимонопольных ограничений для кредитных организаций и устанавливает принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.

              Принятие Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о несостоятельности) явилось крупным шагом в построении в России цивилизованной кредитной организации система несостоятельности (банкротства), соответствующая общепринятым международным стандартам.

              Закон о несостоятельности устанавливает порядок проведения мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и последующей их ликвидации. Отношения, связанные с предупреждением несостоятельности (банкротства) кредитной организации, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитной организации, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и нормативными актами Банка России в случаях предусмотренных Законом о несостоятельности.

              В соответствии с Законом о несостоятельности кредитная организация признается неспособной удовлетворить денежные требования кредиторов и (или) произвести обязательные платежи в случае неисполнения ею указанных обязанностей в течение 14 дней после наступления срока их имущества (активов) недостаточно для исполнения им своих обязательств перед кредиторами и (или) осуществления обязательных платежей.

              Закон о несостоятельности уделяет особое внимание мерам по предупреждению банкротства, проводимым до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Эти меры следующие:

              • финансовое оздоровление кредитной организации;
              • о назначении временной администрации кредитной организации;
              • о реорганизации кредитной организации.

              Правовое регулирование системы мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Доходы и финансирование терроризма» (далее именуемый «Закон о борьбе с отмыванием денег»).

              Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, содержит критерии объема операций, подлежащих обязательному контролю, перечисляет эти операции и определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые должны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в том числе кредитные организации .

              Принимая во внимание, что отмывание капитала может осуществляться различными способами, эти организации обязаны проводить внутренний контроль на предмет выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у этих организаций возникают подозрения, что данные операции проводятся с целью отмывания денег или финансирования терроризма.

              Законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, также установлено, что предоставление в уполномоченный орган сведений и документов организациями, осуществляющими операции с деньгами или иным имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не является нарушением должностных, банковских, налоговых или коммерческая тайна.

              Закон о борьбе с отмыванием денег принят в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, подписанной в Страсбурге, Франция, и ратифицированной Федеральным законом №от 28. 05.2001 № 62-ФЗ.

              В целях повышения доверия населения к банковской системе, стимулирования роста организованных сбережений и снижения рисков, принимаемых банками при формировании долгосрочной ресурсной базы, в России принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании». вкладов населения в российских банках».

              Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц (далее — система страхования вкладов), устанавливает компетенцию и порядок создания организации, осуществляющей функции обязательного страхования вкладов ( именуемое в дальнейшем Агентство по страхованию вкладов), устанавливает порядок выплаты возмещения по вкладам и регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и федеральными органами исполнительной власти в системе страхования вкладов.

              Настоящий Федеральный закон устанавливает следующие основные принципы построения и функционирования системы страхования вкладов:

              • участие в системе страхования вкладов обязательно для банков;
              • система страхования вкладов служит для снижения риска наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
              • система страхования вкладов прозрачна;
              • фонд страхования вкладов аккумулирует регулярные страховые взносы банков-участников системы страхования вкладов.

              Есть два страховых случая, когда физическое лицо имеет право на возмещение вклада от Агентства по страхованию вкладов:

              • отзыв (аннулирование) лицензии Банка России на осуществление банковских операций у банка в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
              • о введении Банком России в соответствии с действующим федеральным законодательством запрета на удовлетворение требований кредиторов банка.

              Федеральный закон №Законом Российской Федерации от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ «О выплатах Банком России по вкладам физических лиц в банках-банкротах, не охваченных системой обязательного страхования вкладов», явился логическим дополнением к выстроенной в России системе страхования вкладов.

              В связи с тем, что создание системы страхования вкладов создало риск финансовой нестабильности для банков, не присоединившихся к этой системе, в результате утраты доверия клиентов и инвесторов и возможного оттока депозитов в банки-участники, действие настоящего Федерального закона было продлено вкладчикам банков, не являющихся членами, гарантии, аналогичные тем, которыми пользуются вкладчики банков-членов. Компенсация вкладчикам банков, не являющихся участниками, по закону выплачивается из средств Банка России.

              Таким образом, принятие данного Федерального закона стало важным шагом в повышении доверия к банковской системе в целом.

              В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики и стабильности валютного рынка России и внутреннего валютного рынка, являющихся факторами экономического прогресса страны и успешного международного экономического сотрудничества, в России принят Федеральный закон №

              .от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее – Закон о валютном регулировании).

              Закон О валютном регулировании определяет валютные операции. Кроме того, он разделяет полномочия федерального правительства и Банка России по регулированию валютно-обменных операций.

              С 1 января 2007 года введены ограничения на проведение валютных операций между резидентами и нерезидентами (требования о проведении таких операций через специальные счета и о внесении определенной суммы денег при проведении валютных операций, запрет на покупку внутренних ценных бумаг за иностранную валюту, отменены предварительная регистрация счета (депозита) резидента, открытого в банке за пределами России, и обязательная продажа части валютной выручки).

              Резиденты и нерезиденты теперь могут осуществлять расчеты по операциям с отечественными и иностранными ценными бумагами в рублях и иностранной валюте.

              В то же время Закон о валютном регулировании (статья 11) сохраняет требование о том, чтобы иностранная валюта и чеки, в том числе дорожные чеки, номинированные в иностранной валюте, приобретались только через уполномоченные банки.

              В целях стимулирования внутреннего валютного рынка и предотвращения оттока капитала из России в Законе о валютном регулировании сохранено требование о репатриации резидентами иностранной и национальной валюты (статья 19).

              Важную роль в организации кредитных отношений и построении современной экономики играет Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» №

              .

              Целью настоящего Федерального закона является создание и узаконивание условий для составления, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй сведений об исполнении заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), обеспечение большей защиты кредиторов и заемщиков за счет снижения общей кредитной риск и повысить эффективность кредитных организаций.

              Федеральный закон «О кредитных историях» разработан, чтобы позволить банкам сократить расходы при оценке кредитоспособности своих заемщиков и, следовательно, снизить стоимость выдаваемых ими кредитов.

              Большую роль в реализации настоящего Федерального закона играет Банк России, подразделение которого — Центральный каталог кредитных историй — выполняет функцию единого информационного центра, бесплатно информирующего пользователей, в каких бюро кредитных историй они могут найти информацию о индивидуальный составитель кредитной истории.

              Помимо заемщиков, кредиторов и Центрального каталога кредитных историй, в обмене информацией о выполнении заемщиками своих обязательств перед кредиторами участвуют бюро кредитных историй.

              Основной задачей бюро кредитных историй является накопление информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика в части исполнения договоров займа (кредита), и в конечном итоге эта информация формирует кредитные истории юридических и физических лиц, которые впоследствии могут быть переданы лица, получившие разрешение на получение кредитной истории для заключения договора займа (кредита).

              Либерализация валютного законодательства — КПМГ в России

              Закон вступает в силу с 1 января 2020 года , за исключением отдельных положений, подлежащих отдельному рассмотрению.

              Расширение возможностей резидентов РФ по использованию зарубежных счетов и совершению валютных операций с резидентами

              Внешний счет переопределен

              С 1 января 2020 года к «зарубежным счетам» относятся счета резидентов Российской Федерации в иностранных банках, а также счета резидентов Российской Федерации в иностранных субъектах финансового рынка, которые могут привлекать денежные средства и финансовые активы для резидентов Российской Федерации, но в соответствии с законодательством субъектов юрисдикция.Эти счета подпадают под действие статьи 12 Закона о валютном регулировании; в частности, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии таких счетов, а также об операциях, совершенных с использованием их зарубежных счетов, и движении денежных средств по ним, в том числе по счетам у участников рынка ценных бумаг (таких как брокеры, депозитарии , и т. д.).

              Разрешенные валютные операции между резидентами

              Закон следует тенденции смягчения валютных ограничений для той особой категории резидентов, продолжительность пребывания которых за пределами Российской Федерации в течение календарного года превышает 183 дня («специальные резиденты»).Например, Закон разрешает обычным резидентам осуществлять безналичные переводы иностранной валюты со своих счетов в российских банках на иностранные счета этих специальных резидентов, осуществляющих деятельность в качестве некорпоративных лиц (по законодательству страны их пребывания) за товары или интеллектуальную собственность. переданное имущество, выполненные работы или оказанные услуги.

              Дополнительные основания для зачисления денег на зарубежные счета для физических лиц-резидентов

              С 01.01.2020 физические лица-резиденты могут зачислять на свои зарубежные счета, открытые в банках , расположенных на территории государств-членов ФАТФ или ОЭСР, любые суммы, полученные от нерезидентов:

              • в качестве дохода от реализации внешних ценных бумаг, обращающихся на российской фондовой бирже или иностранной фондовой бирже, отвечающих критериям, утвержденным Банком России 1 ;
              • в качестве дохода от передачи денежных средств и ценных бумаг в доверительное управление нерезиденту или в денежный фонд, возмещаемый доверительным управляющим-нерезидентом; и
              • независимо от оснований и форм расчетов – при условии, что иностранное государство, в котором находится банк, участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с Российской Федерацией в рамках Многостороннего соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией от 29. 10.2014 или любой другой подходящий международный договор 2 .

              Физическим лицам-резидентам разрешается зачислять на счета, открытые в банках любого иностранного государства, любые денежные средства, полученные от нерезидентов, в качестве дохода от продажи драгоценных металлов, оплаченных в соответствии с законодательством иностранного государства, избегая, таким образом, счетов в компетентных банках.

              Не обязан сообщать о движении денежных средств по зарубежным счетам

              Физические лица-резиденты освобождаются от обязанности представлять в налоговые органы регулярные отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам при соблюдении в полном объеме следующих параметров:

              • зарубежный счет открыт в иностранной финансовой организации, расположенной в государстве-члене ФАТФ или ОЭСР, участвующем в автоматическом обмене финансовой информацией с Российской Федерацией; и
              • общая сумма денежных средств, зачисленных на зарубежный счет, не превышает 600 000 рублей или эквивалента этой суммы в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на зарубежном счете, на который в отчетном году были зачислены суммы, не превышает 600 000 рублей или ее эквивалента в иностранной валюте 3 .

              Ослабленные требования к репатриации

              Закон существенно облегчает регуляторную нагрузку на резидентов, настаивая на том, что расчеты по внешнеторговым контрактам с нерезидентами должны производиться в российских рублях. Измененный Закон отменяет требование о репатриации наличных денежных средств по внешнеторговым контрактам, по которым сумма обязательств выражена, а расчеты с нерезидентами осуществляются в рублях.

              С 01.01.С 2020 года экспортеры несырьевых товаров 4 , а также резиденты, выполняющие работы, оказывающие услуги или передающие интеллектуальную собственность нерезидентам по внешнеторговым договорам, перестанут быть обязаны репатриировать всю сумму наличных денежных средств в рублях по внешнеторговые контракты.

              Для резидентов РФ, вывозящих ресурсы (руды, полезные ископаемые, нефть, газ, драгоценные металлы и др.) 5 , репатриационная пошлина отменяется поэтапно:

              Хронометраж Максимальный % стоимости контракта, освобожденный от репатриации
              01. 01.2020 10%
              01.01.2021 30%
              01.01.2022 50%
              01.01.2023 70%
              01.01.2024 100%

              В дополнение к вышеуказанным изменениям Закон дополняет статью 24 Закона о валютном регулировании, обязывая резидентов обеспечивать надлежащее исполнение или прекращение своих обязательств по внешнеторговым договорам любым разрешенным законодательством Российской Федерации способом (за исключением получения денежных средств от нерезидентов на счета в соответствующих банках).

              В частности, резиденты могут в пределах разрешенной квоты получать денежные средства на свои зарубежные счета или погашать задолженность по внешнеторговому контракту с использованием зачетной, новационной или разрывной платы.

              Выводы и практические выводы

              За последние годы валютное законодательство менялось медленно, но достаточно, чтобы не отставать от интенсивности современных торговых операций и расчетов наличными.

              С одной стороны, некоторые рассматриваемые поправки смягчают режим использования иностранных счетов и снимают прямые административные барьеры для операций по ним.В определенной степени этому способствует автоматический обмен финансовой информацией, позволяющий налоговым органам косвенно контролировать зарубежные счета резидентов.

              С другой стороны, Закон является столь необходимой революцией, поскольку он отменяет устаревшие положения о репатриации. Поддерживая национальную валюту, законодатели, по сути, дают экспортерам разумный деловой выбор между перекладыванием валютных рисков на нерезидентов (обязывая их осуществлять договорные расчеты в рублях) или сохранением репатриационной пошлины при оплате экспорта в иностранной валюте.

              Важно отметить, что, кроме внешнеторговых договоров, либерализация не затрагивает кредитные договоры по финансированию нерезидентов. По этим договорам резиденты обеспечивают возврат денежных средств на свои счета в соответствующих банках, независимо от договорной валюты или валюты договорных расчетов.

              Закон не содержит положений обратной силы и распространяется на все внешнеторговые договоры, предусматривающие валютой долга и платежа российский рубль.Однако последствия изменения суммы долга и валюты платежа по текущим договорам с нерезидентами, номинированными в иностранной валюте, Законом не урегулированы.

              Особое внимание необходимо уделить роли банков как агентов валютного контроля, а также совершенствованию правил валютного контроля в свете изменений, предусмотренных Законом. Высока вероятность того, что за Законом последует внесение соответствующих корректировок в Указание Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

              Юристы КПМГ будут рады дать подробные ответы на любые интересующие вас вопросы в связи с этими поправками и их правоприменительной силой. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.

              1  Далее «Закон о валютном регулировании»

              2 Далее «Иностранные банки».

              3  Перечень иностранных фондовых бирж утвержден Указанием Банка России от 28. 01.2016 № 3949-У

              4  Перечень таких иностранных государств будет опубликован на официальном сайте ФНС России. Действующий перечень утвержден приказом ФНС России от 12.04.2018 № ММВ-7-17/784@.

              5  Сумма в иностранной валюте пересчитывается в российские рубли по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года.

              6  Кроме товаров с кодами 4401 — 4403 99 000 9 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Евразийского экономического союза.

              7 Полный перечень кодов Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Евразийского экономического союза для ресурсных товаров, подлежащих поэтапной отмене репатриации, размещен по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document /Вид/0001201908020034

              руб | валюта | Британика

              рубль , также пишется рубль , денежная единица России (и бывшего Советского Союза) и Беларуси (пишется рубль).

              Истоки российского рубля как обозначения веса серебра восходят к 13 веку. В 1704 году царь Петр I (Великий) ввел первую регулярную чеканку рубля в серебре. В 18 в. они обесценились, а после середины 19 в. в обращении России преобладали быстро обесценивающиеся бумажные деньги. В 1897 г. золотой рубль был заменен серебряным, что ознаменовало переход к золотому стандарту. В начале Первой мировой войны золотые монеты исчезли из обращения, а банкноты стали неконвертируемыми.В период русской революции и гражданской войны инфляция астрономических размеров практически обесценила рубль. Реформа, проведенная в 1922–1923 годах, восстановила упорядоченную денежную систему. Червонец был введен как условная единица и основа эмиссии банкнот государственного банка; расчётной единицей был сделан червонец рубль, соответствующий одной десятой части червонца. Рубль оставался номиналом для казначейских билетов и серебряных монет. В ходе послевоенной реформы 1947 года червонец был отменен в качестве денежного стандарта и восстановлен рубль.

              Российский рубль состоит из 100 копеек. Центральный банк Российской Федерации имеет исключительное право выпускать банкноты и монеты в России. Банкноты выпускаются номиналом от 5 до 5000 рублей. Аверс банкнот украшен изображениями сооружений и памятников, в том числе моста через реку Енисей в Красноярске, здания Большого театра в Москве, памятника Петру I в Архангельске на фоне парусника, монумента Ярославу I в Ярославль.Монеты номиналом от 1 до 50 копеек, а также есть монеты номиналом от 1 до 25 рублей. После распада Советского Союза российский рубль заменил советский рубль по паритету. Инфляция ударила по рублю в 1990-х годах, а в конце 1990-х старый рубль был заменен по курсу 1000 к 1.

              Рубль также является денежной единицей Беларуси. Национальный банк Республики Беларусь обладает исключительными полномочиями по выпуску банкнот и монет в стране.Белорусский рубль заменил российский рубль в качестве официальной валюты страны в 1992 году. Однако российский рубль был вновь введен в качестве белорусской валюты, когда Россия и Беларусь подписали соглашение о создании «рублевой зоны»; тем не менее, в 1994 году белорусский рубль снова стал единственной валютой страны.

              Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

              законов | Бесплатный полнотекстовый | Экономико-правовой анализ криптовалюты: научный взгляд из России и мусульманского мира

              2.1. Теория

              История возникновения и развития денег претерпела ряд серьезных изменений, некогда носивших революционный характер. Сегодня уже неудивительно, что очень значительная часть всех платежей в мире (особенно в развитых странах) осуществляется в безналичном порядке. Поэтому в последнее десятилетие бурное обсуждение нового явления, а именно криптовалюты, вполне вписывается в исторические события. Тот факт, что количество различных криптовалют уже давно перевалило за тысячу, следует воспринимать как сигнал, способный в корне изменить понимание и отношение к деньгам в будущем.

              Современное понимание денежного феномена начинает свою историю с конца XVII века, когда был создан Банк Англии, который был, по сути, первым центральным эмиссионным банком. Одной из его задач было финансирование долга страны; в рамках решения этого вопроса в него были помещены взносы правительства. Наряду с этим решались и другие важные задачи, в том числе введение банкнот. Точно так же вплоть до 19 века в разных странах происходил стремительный переход от частных денег к созданию единого учреждения, обеспечивавшего валюту на основе серебряных или золотых стандартов вплоть до подведения итогов Бреттон-Вудской конференции 1944 года.

              В XX веке начали активно распространяться безналичные расчеты, затем появились электронные деньги, и только тогда о биткойне узнал весь мир. Всего несколько лет назад, когда ее стоимость была в разы меньше, эксперты оценивали капитализацию этой криптовалюты в 44 млрд долларов США (Сажина и Костин, 2018). Биткойн появился на рубеже 2008–2009 годов, и один BTC стоил 0,001 доллара США, затем в 2011 году этот курс достиг паритета 1 BTC = 1 доллар США, а позже этот курс достиг более 40 000 долларов США за 1 BTC2.Действительно, текущий курс биткойна3 в разы превышает данные 2018 года, и особого внимания заслуживает факт стремительного роста, учитывая увеличение типов от одной криптовалюты до колоссального потока новых, а также тот факт, что вместе с их внедрением появился ряд инноваций в финансовой сфере (Шевченко 2018) как определенное явление в экономике (Щербик 2017). С другой стороны, ряд ученых негативно воспринимают эти тенденции, называя криптовалюту авантюрой (Куриленок 2019) или пузырем, имеющим ценность только в ходе обмена (Ушакова 2019), а Европейский центральный банк вообще объявил угрозу ценовой стабильности4.Невозможность массового использования и принятия криптовалют может привести к превращению «частных денег» в денежный суррогат или в лопнувший мыльный пузырь. В этой связи в какой-то степени справедливым представляется заявление генерального директора Банка международных расчетов (BIS) А. Карстенса: «Биткойн стал комбинацией мыльного пузыря, финансовой пирамиды и экологической катастрофы5. «Сегодня сложно регулировать криптовалюту, то есть контролировать ее. Исключением из правил являются случаи, когда некоторые государства рассматривают криптовалюту как полноценное платежное средство.В Японии с 2017 года криптовалюта получила статус платежного средства6. Примером обратной реакции может служить опыт Боливии, Эквадора, Бангладеш, Киргизии и Непала, где обращение криптовалют полностью запрещено7. В то же время снова возвращается идея частных денег, о которой говорили в своих работах известные экономисты прошлого. стали сохраняться на экономической арене научной мысли. В интервью, данном еще в 1999 году, М. Фридман сказал: «Единственное, чего не хватает, но скоро появится, — это надежных электронных денег.Можно будет переводить средства в Интернете от «А» к «Б», несмотря на то, что «А» не будет знать «Б» и «Б» не будет знать «А». Я могу взять 20-долларовую купюру, отдать ее вам, и нет никаких сведений о том, откуда она взялась. Вы можете получить деньги, даже не зная, кто я. Такие вещи появятся в Интернете. И они облегчат жизнь тем, кто их использует8». Современные сторонники распространения криптовалют используют идеи этих ученых. По мнению Ф. А. Хайека, в идеальных условиях необходима конкуренция с точки зрения денежной эмиссии, и в ней нуждаются различные институты, а не только центральные государственные банки (Hayek 1996).Тем временем современные ученые утверждают, что денационализация денег — это денежное наследие Хайека, и он отверг бы идею о том, что биткойн — это валюта, которая может быть массово принята рынком (David Sanz Bas 2020). Однако даже эти представления спустя полвека изменились, ведь криптовалюта — это набор цифровых «монет», хранящихся в кошельках, которые в совокупности образуют работу круглосуточного банка.

              Как известно, первой коммерчески успешной криптовалютой стал биткойн. Поскольку его код открытый, многие, взяв его за основу, ввели другие валюты, а позже появились и совершенно новые: «каприкоин», «праймкоин», «лайткоин», «пиркоин» и т. д.

              Суть добычи биткойнов заключается в решении задачи методом перебора, когда рассматривается конечное число состояний системы для установления истинности высказывания. В ходе хеширования вводится информация любого размера, а на выходе получается код. Количество денежных единиц, или так называемых «криптомонет», в системе ограничено 21 миллионом виртуальных единиц. Процесс использования вычислительной мощности для создания набора операций называется майнингом. На сегодняшний день майнеры «намайнили» около 60% от общего количества биткойнов, возможного для майнинга.

              Добывать криптовалюту можно несколькими способами:

              Установка специальной программы на компьютер с достаточной мощностью видеокарты;

              Установка специального оборудования и создание так называемой фермы;

              Мощные компьютерные станции для обеспечения бесперебойной работы системы;

              Вхождение в пул — сервер, объединяющий определенное количество устройств в единое целое с последующим делением криптовалюты пропорционально производительности в зависимости от мощности оборудования.

              Упрощенно движение криптовалюты можно описать следующим алгоритмом:

              • Одна сторона отправляет со своего кошелька зашифрованную хэшем криптовалюту в виде блока транзакции.

              • Этот блок отправляется остальным субъектам с целью установления его валидности, то есть проверки.

              • Отправленный блок суммируется с остальными в случае валидации.

              • Криптовалюта переводится на сторонний кошелек.

              2.2. Обсуждение

              Следует рассмотреть ключевые недостатки дистрибуции криптовалют, отмеченные различными авторами и специалистами в области экономики, а также привести ряд контраргументов для взвешенной оценки.

              1.

              Развитие теневой экономики, ведущее к уклонению от уплаты налогов, что в корне разрушает идею целостного государства.

              Это достаточно спорный аргумент, ведь ряд стран уже приняли соответствующие поправки в законодательство, предусматривающие решение предполагаемой проблемы.По сути, откладывание обсуждения этого вопроса на законодательном уровне приводит к негативным результатам. Это означает, что речь идет об эффективной экономической политике, ибо теневая экономика включает в себя множество явлений, и отказ от некоторых инструментов не влечет за собой улучшения ситуации; напротив, это попытка уйти от решения вопроса. Если какое-либо государство заявляет, что борьба с оборотом криптовалюты экономически более выгодна, чем его регулирование, то необходимо выдвигать соответствующие аргументы, мотивации и расчеты, чтобы общественность приняла это решение за основу. Однако практика не на стороне запретов. Можно вспомнить выступление мэра Майами, объявившего об упущенной выгоде, связанной с несвоевременным решением вложить средства города в криптовалюту9. В целом, по мнению некоторых ученых, криптовалюта могла бы ускорить, удешевить и упростить расчеты, исключив из них традиционные финансовые институты (Недорезков 2017).
              2.

              Необеспеченная криптовалюта.

              Этот аргумент не выдерживает никакой критики, поскольку все ведущие мировые валюты не были обеспечены золотом, товарами, услугами и т. д.на многие десятилетия. Однако даже если его перевести в стадию экономического обсуждения, то достаточно вспомнить, что сегодня все криптовалюты можно разделить на необеспеченные и обеспеченные, которые еще называют «криптоактивами». Например, создатели такой криптовалюты, как ZrCoin, привязали цену 1 токена к 1 кг диоксида циркония (Сажина и Костин 2018). В отношении такого рода криптовалюты экономисты утверждают, что они являются реальными активами, поскольку не являются финансовыми обязательствами какого-либо экономического агента (Хуан Рамон Ралло, 2019).
              3.

              Невозможность отследить участников финансовых операций (анонимность, отмывание преступных доходов, финансирование преступлений, мошеннические действия и т.д.).

              Анонимность участников опосредует распространение преступных транзакций и, следовательно, отсутствуют инструменты борьбы с этим, такие как возможность заморозки счетов и другие ограничения участников финансовых операций. Анонимность обеспечивается за счет отсутствия каких-либо логинов и персональных данных контактирующих сторон в кошельках.Транзакция возможна только при наличии идентификатора. Кошелек является следствием криптографической функции. Все «актеры» сходятся во мнении, что анонимность — скорее положительная характеристика криптовалюты. Здесь снова встает вопрос о нормативно-правовом регулировании, и этот отказ лишь усугубит ситуацию с преступными действиями отдельных лиц.

              4.

              Высокая волатильность курса.

              Криптовалюта привлекательна как инструмент для финансовых спекуляций и характеризуется достаточно резкими, непредсказуемыми «скачками» курса, обычно вызванными спекулятивным спросом.

              Даже один пост в социальной сети кого-то влиятельного значительно увеличивает стоимость криптовалюты. На момент написания статьи стоимость биткойна превысила 50 000 долларов США, и эксперты связывают это с сообщением генерального директора MicroStrategy о покупке еще 328 биткойнов на сумму 15 миллионов долларов США (общий инвестиционный портфель компании в криптовалюте составляет оценивается в $2,1 млрд), а также то, что клиенты японской фирмы «Rakuten» имеют возможность расплачиваться криптовалютой в тысячах торговых точек, а «PayPal» планирует сделку по приобретению кастодиального сервиса «Curv». предназначен для хранения криптовалют10.Попытка представить криптовалюту как зависимую от какого-либо переменного значения натыкается на важное обстоятельство по отношению к государственным валютам. Центральные банки и их деятельность также коррелируют со многими факторами, такими как финансовая политика, платежный баланс, инфляция, уровень международных расчетов и спекулятивных операций. Важнее то, что решения могут приниматься в противовес общественному благополучию, реализуя определенные задачи власти. Кроме того, неэффективная политика часто может быть компенсирована выбросами, которые государства могут проводить, когда и как они хотят (Swan 2017).В этом контексте существует мнение, что одна из причин роста цен на некоторые криптовалюты кроется в недавнем недоверии к фиатным валютам, вызванном экспансионистской монетарной политикой центральных банков, ведущих стран мировой экономики (Echarte Fernández и др., 2021 г.). Однако центральные банки многих стран проявляют все больший интерес к криптовалюте в плане создания собственной криптовалюты, поддерживаемой централизованной государственной банковской системой. Однако, как отмечают ряд исследователей, по мере изменения технологий и потребительских вкусов необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, какие преимущества такие централизованные криптовалюты могут принести пользователям в каждой стране и окупятся ли эти усилия (Náñez Alonso et al. 2021). Ф. А. Хайек писал, что только серьезная конкуренция и отсутствие государственного контроля является шагом к общественному доверию и укреплению финансового состояния страны (Hayek 1996). Несмотря на противоречивость его мысли, нельзя утверждать, что такая идея необоснованна, особенно учитывая большее равноправие участников системы блокчейн. Критика ситуации выглядит объективной, когда спрос и предложение криптовалют сильно различаются, что делает неясным период адаптации.Однако важно отметить, что даже существующие традиционные механизмы иногда дают сбои, особенно если речь идет о валюте какой-либо страны. С другой стороны, некоторые финансисты отмечают, что такой подход носит исключительно экономический характер, поскольку криптовалюта обладает иммунитетом от скачков цен на энергоносители (нефть, газ и т. д.), начала войн, геополитики и других классических факторов (Световцева и др.). др. 2018). Более того, уже давно принимаются меры по сглаживанию этого недостатка путем создания специальных криптовалют (Chohan 2019).
              5.

              Отсутствие механизма перераспределения благ для решения социальных задач.

              Современное предназначение криптовалюты, по мнению критиков, — сплошная спекуляция, обогащение, а не решение значимых социальных проблем.

              Этот тезис полностью оправдывает себя в текущих условиях, но не стоит забывать, что многие криптовалюты ограничены в добыче, а значит, вероятность избыточной эмиссии сведена к нулю.Например, количество биткойнов не может превышать 21 миллион единиц, а 1 биткойн равен 100 миллионам «сатоши»11. Соответственно, речь идет о перспективах криптовалюты; кроме того, спекулятивная природа лежит в основе большинства финансовых инструментов. По этой логике необходимо запретить обращение фьючерсов, опционов и многих других финансовых инструментов. То же самое можно сказать и о существующей асимметрии информации как для инвесторов, так и для эмитентов (Сажина, Костин, 2018).
              6.

              Потеря данных в криптовалютном кошельке делает невозможным вывод из него финансовых средств любым другим способом.

              Любая криптовалютная транзакция подразумевает «хеширование», после чего набор транзакций выделяется в виде блока, который необходимо подтвердить. Криптовалюта защищена от многих проблем, присущих современной банковской системе, а сама сеть систематически тестируется на собственных силах. Мошенничество возможно только во время «ICO» (первичное размещение монет), а также опасные хакерские атаки на платежный портал, ошибки в адресе, логине, пароле и другие негативные действия.Однако список угроз для криптовалют гораздо меньше по сравнению с обычными деньгами, ведь криптовалюта своим уникальным кодом защищена от подделки, чего нельзя сказать об обычных банкнотах. При этом следует подчеркнуть, что даже если часть производителей криптовалюты выйдет из онлайн-режима, активность не прекратится. С другой стороны, центральный государственный банк может при определенных обстоятельствах изымать средства у любого хозяйствующего субъекта.

              7.

              Регулятивная неопределенность, в том числе незаконная в некоторых странах.

              Некоторые страны против таких «денег». Это временная проблема, которая постепенно решается в разных странах. Тот факт, что многие правительства запретили криптовалюту на государственном уровне, не является основанием для отказа от нее в других странах, но необходим экономический анализ возникающих процессов. Однако игнорировать принцип законности и игнорировать интересы государства в данном случае нельзя.Однако вынужденная ограничительная политика законодательного регулирования криптовалюты «отбивает» спрос на нее у участников системы.

              Интересно, что факт поступления данных в систему блокчейн говорит об их достоверности; другой вопрос — природа этого капитала. Поэтому государство, выбирая путь запрета, серьезно тормозит распространение криптовалюты, так как с увеличением количества транзакций на основе системы блокчейн будет расти и ее популярность, а курс теоретически должен стабилизироваться.Более того, если взять за основу эволюционную теорию денег, то «развязать руки» криптовалюте просто необходимо. Кроме того, формирующиеся криптобиржи, такие как Binance, Tokok, Bkex, Fatbtc, MXC и другие, являются формой регулирования, хотя и не государственной. Еще одним важным аргументом является обсуждение возможности создания собственной цифровой валюты, поддерживаемой центральным банком (CBDC). По мнению экспертов в этой области, на этот счет существуют противоположные аргументы, делающие прогноз о том, что Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки, Банк Японии и Банк Англии на данный момент отложат создание собственных CBDC, но более вероятно, что Китай, Уругвай, Литва и Багамы запустят (Náñez Alonso et al.2020).
              8.

              Постоянно растущая сложность процесса производства криптовалюты.

              Следует учитывать, что в Китае, США, Чехии, Исландии, Швеции и других странах развиваются крупные «криптофермы», а майнинг становится все менее доступным для индивидуальных (частных) субъектов, не имеют сложное высокотехнологичное оборудование из-за его высокой стоимости. Предполагается, что по мере роста сложности вычислительных операций и необходимости использования более мощных вычислительных систем в будущем майнинг станет доступен только для крупных игроков рынка криптовалют (отдельных корпораций и государственных структур).

              В ответ на эту критику стоит отметить, что присущая криптовалютам децентрализация, когда вся информация хранится на устройствах владельцев кошельков, минимизирует транзакционные издержки финансового сектора, так как банки являются менее эффективными игроками из-за постоянного затраты на их посреднические услуги, которые несоизмеримы с затратами на залоговую криптовалютную работу. В результате существует низкая стоимость перевода одной криптовалюты с одного кошелька на другой.Конечно, современная банковская система предлагает больше возможностей и преимуществ с их вездесущими банкоматами, обслуживанием счетов, брокерскими счетами и другими услугами, но размытие границ и высокая мобильность в ряде случаев дают системе блокчейн явные преимущества перед классической банковской сферой.

              Насколько катастрофическим будет для России отключение от SWIFT? — Московский Центр Карнеги

              Спустя семь лет после первых угроз отключить Россию от SWIFT, насколько хорошо Россия готова справиться с отключением от западных платежных систем?

              Принятая 29 апреля Европарламентом резолюция об исключении России из международной платежной системы SWIFT в случае вторжения ее войск в Украину может быть юридически необязывающей, но не осталась незамеченной Кремлем.Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что потенциальное отключение представляет собой серьезную угрозу, и его реализацию нельзя исключать.

              Призывы исключить Россию из SWIFT не новы. В августе 2014 года Великобритания обратилась к европейским лидерам с просьбой рассмотреть такой вариант. Алексей Кудрин, бывший министр финансов России, тогда прогнозировал, что такой шаг может привести к сокращению ВВП России на 5 процентов. В конечном итоге кампания давления была прекращена. Отключение России от SWIFT считалось серьезной эскалацией или, как выразился тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев, равносильным «объявлению войны».

              С тех пор вероятность реализации этого ядерного варианта остается низкой. Высокий уровень взаимосвязанности России с Западом работал как щит. Соединенные Штаты и Германия потеряют больше всего, если Россия будет отключена, потому что американские и немецкие банки являются наиболее частыми пользователями SWIFT для связи с российскими банками.

              Тем не менее, Москва предприняла шаги для защиты своей внутренней финансовой системы, и случай с Ираном послужил предостережением: после того, как иранские банки были отключены от SWIFT, страна потеряла почти половину своих доходов от экспорта нефти и 30 процентов внешней торговли.Воздействие на российскую экономику будет столь же разрушительным, особенно в краткосрочной перспективе. Россия сильно зависит от SWIFT из-за многомиллиардного экспорта углеводородов, выраженного в долларах США. Отключение приведет к прекращению всех международных транзакций, вызовет волатильность валюты и вызовет массовый отток капитала. Поэтому с 2014 года было введено несколько контрмер для минимизации рисков и потенциального экономического ущерба для России.

              В случае отключения российских банков от платежных систем Visa и MasterCard все внутрироссийские операции можно будет осуществлять через Национальную систему платежных карт.Однако выполнение международных переводов было бы трудной задачей.

              В апреле 2014 года ряд российских банков попали в черный список США. И Visa, и MasterCard приостановили услуги целевых банков и заблокировали им использование своих платежных систем. В следующем месяце российское правительство приняло новый закон о создании Национальной системы платежных карт, позже известной как «Мир» («Мир»). Карточная система, полностью принадлежащая центральному банку России, работает как клиринговый центр для обработки карточных транзакций в России.

              С 2014 года доля операций «Мира» выросла до 24 процентов от всех транзакций по картам внутри страны, с использованием системы «Мир» выпущено более 73 миллионов карт. Его быстрый рост во многом связан с тем, что в России банковские карты, как правило, выдает работодатель (или государство в случае пособий), а карты «Мир» теперь являются стандартной выдачей для пенсионеров, бюджетников и других лиц, получающих пособия. государственные средства.

              Однако совершать платежи за пределами России по карте «Мир» по-прежнему непросто.Полный спектр услуг доступен только в Армении и поддерживаемых Россией самопровозглашенных грузинских регионах Южной Осетии и Абхазии. Некоторые операции возможны в Турции, Кыргызстане, Узбекистане и Казахстане. Используя карты, выпущенные совместно с международной системой Maestro, китайской UnionPay и японской JCB, некоторые транзакции можно проводить за границей. Но вряд ли это глобальная карта, как следует из ее названия.

              В среднесрочной перспективе SWIFT может быть заменен для внутренних целей на российскую эквивалентную Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), которая была создана центральным банком в 2014 году и призвана воспроизвести функции межбанковской системы в Брюсселе. система передачи.

              В 2020 году трафик SPFS удвоился и составил почти 13 миллионов сообщений, но система по-прежнему меркнет по сравнению со SWIFT. К российской альтернативе присоединились более 400 финансовых организаций, большинство из которых являются российскими банками, но ключевые банки, работающие в России, такие как иностранные UniCredit, Deutsche Bank и Raiffeisen Bank, а также отечественные банки Тинькофф и Восточный, еще не присоединились. Для привлечения новых членов центральный банк прибегнул как к прянику — снизив тарифы системы примерно до половины сборов SWIFT, так и к кнуту: в 2019 году Счетная палата предложила обязать все банки, работающие в России, включая дочерние банки иностранных банков, подключиться к российскому аналогу.

              В настоящее время 20 процентов всех внутренних переводов осуществляется через СПФС. Центральный банк стремится увеличить эту долю до 30 процентов к 2023 году. Однако, чтобы стать привлекательной альтернативой для коммерческих субъектов, системе по-прежнему необходимо устранить свои технические ограничения. Операции ограничены будним рабочим временем, в отличие от SWIFT, который работает 24/7, и система ограничивает размер сообщений до 20 килобайт.

              На международном уровне российскому аналогу было трудно привлечь иностранных участников, чтобы конкурировать с сетью SWIFT, насчитывающей более 11 000 участников, несмотря на усилия российских властей.

              Из-за ограничений российской СПФС Китайская система трансграничных межбанковских платежей (CIPS) часто предлагалась как более реалистичная альтернатива для российских банков в случае отключения. Предполагается, что из-за экономического влияния Китая у юаня больше шансов, чем у рубля, стать валютой, конкурирующей с долларом на международном уровне.

              Однако предстоит пройти долгий путь, прежде чем CIPS сможет заменить SWIFT. Доля юаня на международных финансовых рынках незначительна: менее 2% глобальных платежей по сравнению с колоссальными 40% доли США.С. доллар держится, и далеко позади евро, британский фунт и японская иена. В результате платежная система CIPS остается очень маленькой: около 0,3% размера SWIFT. Интернационализации юаня препятствует строгий контроль за капиталом, введенный Пекином из-за беспокойства по поводу финансовой нестабильности.

              Тем не менее, CIPS может стать региональной альтернативой SWIFT: например, в Евразии. Принципиальный вопрос заключается в том, будут ли китайская CIPS и российская SPFS сотрудничать в совместном решении, или китайская система обмена сообщениями сделает российский аналог полностью избыточным.К CIPS присоединились 23 российских банка, а к СПФС в настоящее время подключен только один китайский банк — Bank of China.

              Еще один вариант, за который выступает Олег Дерипаска — один из российских бизнесменов, пострадавших от санкций США, — это ускорение правительством России введения цифрового рубля для обеспечения трансграничных транзакций. Введение цифрового рубля было одобрено центральным банком в октябре 2020 года. В отличие от децентрализованных криптовалют цифровые валюты центрального банка возвращают контроль именно там, где этого хотят российские власти: у государства.Первый прототип цифрового рубля должен быть готов в конце 2021 года и должен быть протестирован в Крыму, изолированном международными санкциями. Другие центральные банки по всему миру имеют аналогичные планы в отношении цифровой валюты, управляемой государством, но у России более серьезная мотивация: она стремится снизить зависимость от доллара США, укрепить курс рубля в глобальном масштабе и свести к минимуму риск санкций.

              Тем не менее, степень, в которой цифровые валюты, контролируемые центральным банком, могут помочь уменьшить гегемонию доллара и снизить риск санкций, вызывает сомнения. Цифровой рубль будет таким же токсичным, как и аналоговый, и не будет легко приниматься в качестве платежного средства за пределами страны. Цифровые платежи между конкурентами и противниками США, такими как Россия, Иран и Турция, возможны, но они останутся в региональном масштабе.

              Возможность полного обхода санкций США с использованием цифровых валют также ограничена. С марта 2018 года Управление по контролю за иностранными активами США не проводит различий между обычными денежными транзакциями и транзакциями в цифровой валюте, когда речь идет о соблюдении санкций.Это означает, что иметь дело с юридическим или физическим лицом, находящимся под санкциями, по-прежнему будет запрещено. OFAC также изучает новые инструменты, связанные с технологиями, для анализа и отслеживания транзакций на основе блокчейна для сбора информации об атрибуции.

              Наконец, стремление России уменьшить зависимость от платежных систем, ориентированных на США, может выиграть от последних усилий Европы по противодействию доминированию США на финансовых рынках. Недовольный повторным введением Вашингтоном санкций против Ирана, ЕС запустил Инструмент поддержки торговых обменов (INSTEX) в качестве альтернативы SWIFT.INSTEX в настоящее время ограничивается гуманитарной торговлей, которая разрешена в соответствии с санкциями США. Но желание противостоять давлению односторонних санкций США означает, что другие пристально следят за дальнейшими шагами ЕС. В будущем ЕС планирует повысить эффективность INSTEX, и такие страны, как Россия и Китай, уже предложили сотрудничество. ЕС также стремится уменьшить зависимость от клиринговых палат, где доминирует доллар, и платежных карт, таких как Visa и MasterCard. Потребуется проделать большую работу, прежде чем эти инициативы станут жизнеспособными альтернативами.С помощью вторичных санкций Соединенные Штаты могут легко использовать свою финансовую мощь в качестве оружия против европейских компаний, но сама мысль о том, что ЕС осмеливается создать канал, параллельный традиционным маршрутам, связанным с США, является желанным сигналом для Москвы и Пекина.

              Эта статья была опубликована в рамках проекта «Возрождение американо-российского диалога по глобальным вызовам: роль следующего поколения», реализуемого в сотрудничестве с Посольством США в России. Мнения, выводы и выводы, изложенные в настоящем документе, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения У.С. Посольство в России.

              Автор:

              Либерализация правил валютного контроля

              С 1 января 2020 года требования и ограничения будут распространяться не только на счета в иностранных банках, но и на счета в других финансовых учреждениях (организациях финансового рынка).

              Они определяются как организации, имеющие право привлекать денежные средства или иные финансовые активы от резидентов для размещения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных операций (i) в интересах резидентов или (ii) прямо или косвенно за счет резиденты.

              Российские физические лица, являющиеся резидентами в целях валютного контроля, будут обязаны:

              • подавать как уведомления об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета, так и отчеты о движении денежных средств по счетам в финансовых учреждениях (например, брокерские счета у иностранных брокеров), как и по счетам в иностранных банках; и
              • следуют ограничения по кредитным (расходным) операциям, устанавливаемые отдельно ЦБ РФ

              Репатриация доходов

              Будет осуществлена ​​постепенная отмена требований о репатриации доходов по внешнеторговым договорам между резидентами и нерезидентами. Это будет происходить в период с 1 января 2020 года по 1 января 2024 года.

              Либерализация (i) распространяется только на те договоры, в условиях которых указана сумма ответственности и платежи осуществляются в российских рублях, и (ii) не распространяется на кредитные договоры.

              Третий раунд российской программы добровольного раскрытия информации

              Либерализация правил валютного контроля вступает в силу с 2020 года и не защитит резидентов от рисков, связанных с предыдущими периодами.Физические лица могут урегулировать такие риски, участвуя в программе добровольного раскрытия информации (т. е. «амнистии капитала»), которая действует с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года 1 . Подробную информацию об условиях третьего раунда программы добровольного раскрытия информации можно найти в информационном письме ниже 2 .

              Действия для рассмотрения

              С учетом новых и существующих требований законодательства Российской Федерации, совместно с обменом информацией о финансовых счетах, резидентам валютного контроля Российской Федерации с иностранными счетами рекомендуется:

              1. провести анализ использования счетов в иностранных банках и финансовых организациях с точки зрения как действующего законодательства о налогах и валютном контроле, так и изменений, действующих с 1 января 2020 года;
              2. урегулировать выявленные нарушения, в том числе путем раскрытия ранее нераскрытых счетов и представления отчетов о движении денежных средств по таким счетам;
              3. рассмотрят возможность участия в третьем раунде программы добровольного раскрытия информации в 2019 году;
              4. проанализировать возможные варианты реструктуризации прав собственности на иностранные активы и счета в иностранной валюте для соблюдения требований российского налогового и валютного контроля.

              Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

              Вопросы, входящие в компетенцию Комитета, включают:

              • бюджетную политику и бюджет Правила процедуры;
              • формирование и исполнение федерального бюджета, формирование бюджета и организация исполнения бюджета, и бюджетная классификация;
              • федеральный бюджет корреляция с бюджетами субъектов Российской Федерации федеральный и местные бюджеты, финансовое обеспечение расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставление межбюджетных трансфертов;
              • Сводка предложений комитетов Совета Федерации по проектам нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансферты из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации не утвержден федеральный закон о федеральном бюджете, и направление соответствующего решения в Правительство Российской Федерации;
              • финансирование государственных и муниципальных задач;
              • закупка товаров, выполнение работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
              • финансирование и реализация государственных программ Российской Федерации, а также федеральных, региональных и муниципальных целевых и инвестиционных программ;
              • государственный и муниципальный долг, дефицит федерального бюджета и других бюджетов и создание источников их финансирования;
              • государственный финансовый контроль и финансовый мониторинг;
              • составление и исполнение бюджетов государственных внебюджетных и бюджетных фондов;
              • налоговая политика, правила налогообложения и налогового администрирования;
              • система налогов и сборов в Российской Федерации;
              • ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения;
              • производство и использование нефти доходы от газа, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния;
              • таможенные правила процедуры;
              • денежно-кредитная политика;
              • бухгалтерский учет, аудит и финансовая отчетность;
              • производство, хранение и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней;
              • Деятельность Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, банковских групп и некредитных организации;
              • система платежей и расчетов;
              • рынок ценных бумаг;
              • инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
              • валюта Правила процедуры и валютный контроль;
              • страхование, ипотечное кредитование, и лизинг;
              • организация и деятельность контрольно-счетных органов;
              • взаимодействие с аккаунтами Палата Российской Федерации;
              • обеспечение рассмотрения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации на заседании Совета Федерации;
              • сводка предложений комитетов Совета Федерации по контрольному, экспертному и аналитическому мероприятия по включению в годовой план работы Счетной палаты Российской Федерации;
              • подготовка проекта постановления Совета Федерации об инструкции для Счетной палаты Российской Федерации;
              • участие Российской Федерации в деятельности международных финансовых организаций;
              • предварительное обсуждение и внесение в Совет Федерации для рассмотрения кандидатур назначены членами Национального финансового совета, представляющими Совет Федерации;
              • предварительное обсуждение и внесение в Совет Федерации для рассмотрения кандидатур назначен Председателем Счетной палаты Российской Федерации и Ревизором Счетной палаты Российской Федерации
              • регулирование производства оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.