Выдержка человека это: Выдержка и самообладание — Психология человека

Самообладание и характеристики волевого поведения

Автор: Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ.

 

Самообладание включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность — те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем, с самоограничением эмоционального реагирования; его величина зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.

 

В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Это понимание более конкретно и содержательно, чем научные определения этого качества, даваемые в различных публикациях.

Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.

Выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути в этом качестве проявляется тормозная функция воли.

Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.

На первый взгляд может показаться, что к выдержке следует отнести и терпеливость. Однако это разные волевые проявления. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Терпеливость же, наоборот, связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия. Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Проявляется в агрессивном поведении.

 

Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными навыками поведения: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.

К. К. Плaтoнoв родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Плaтoнoва, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.

Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания.

Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.

Противоположна смелости трусость. Она рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.

Рассматривать любое проявление трусости как отрицательное в социальном аспекте, так же как любое проявление смелости — как подвиг, неправомерно. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком наличной или предстоящей ситуации как опасной для здоровья или престижа и является эмоциональным отражением необходимости избежать опасности (К. К. Плaтoнoв).

Страх должен возникать у всякого нормального, разумного человека при объективно или субъективно опасной для него ситуации; поэтому бесстрашных, в истинном значении этого слова, людей нет. Совершенно прав был персонаж одной из отечественных кинокомедий, когда отказываясь, как разумный человек, лезть к тиграм в клетку, говорил: «Я не трус, но я боюсь».

Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее.

Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.

 

Говоря о решительности, надо сразу подчеркнуть, что она не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях. Безусловно, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. И все же решительность и смелость — это два самостоятельных волевых качества.

Решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

Решительность проявляется в двух ситуациях принятия решения: делать — не делать и готов — не готов (когда заведомо известно, что делать надо).

Для того чтобы доказать, что время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, И.

П. Петяйкин прокоррелировал этот показатель решительности при выполнении трех различных тестов и получил достоверные связи (на уровне значимости р = 0,05–0,01). Это значит, что если в одной ситуации какие-либо субъекты проявляют большую решительность, чем другие, то и в других ситуациях они будут действовать так же, т. е. тратить меньше времени на принятие решения.

Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени принятия решения, является постоянной характеристикой личности, служит обнаруженная И. П. Петяйкиным связь этого волевого качества с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками.

Изучение соотношений между смелостью и решительностью (И. П. Петяйкин) не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда решителен. Это особенно отчетливо проявляется в спортивной деятельности, и не случайно в исследовании В. А. Иванникова и Е. В. Эйдемана именно спортсмены в своих представлениях провели различие между этими волевыми качествами.

В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными — смелые.

 

Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности.

В нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько волевых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и сочетанием волевых качеств.

Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.

Частный случай проявления самостоятельности — инициативность поведения (от лат. initiare — начинать). Она выражается в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость.

В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативности, говорят: «взял на себя смелость»). Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.

Дисциплинированность и организованность поведения. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения.

В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.

Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой. Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.

Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество. Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела.

Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он охарактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.

Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.

Принципиальность. Принципиальным (от лат. principium — основание, первоначало) считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов.

Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.

***

Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества поведения служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.

Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.

Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.

Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки.

В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.

 

Развить свое самообладание вы можете изучив курсы «Развитие уверенности в себе» и «Психология мотивации и влияния»:

Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс

Изучите сегодня

Также смотрите

Выдержка и самообладание ~ Проза (Психология) ~ Алексей Гадаев

­­­­­­Выдержка — способность выносить нагрузку и лишения, держа себя в формате и не привлекая к себе ненужного внимания, после чего быть способным эффективно действовать.
­Выдержка — время в течении которого необходимо укрепить самообладание и при котором одни представления. мысли и поступки надо подавить, а другие укрепить.
Выдержка — это волевое качеств характера, связанное с целеустремленностью. Физиологическим механизмом выдержки является возникновение в мотивационной сфере стойкой инертной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом субъекта, тормозя другие влечения и интересы. Субъект не тратит своё время и силы на второстепенные для него объекты. Выдержке своейственно проявление планомерности, терпеливости, упорства и настойчивости.
Существует специальная выдержка (К.Л.Бабаян, 1977). Выдержка проявляется в ситуации ожидания желаемого при «отсрочки удовлетворения» и последующей награды. Выдержка — это особый вид самопринуждения. Но выдержка может служить и к осуществлению неблаговидных поступков, целей. Выдержка может проявляться с того момента, когда субъект встречается с внутренним препятствием при достижении своей цели или проживанием этого затруднения. При выдержке может игнорироваться чувство усталости, боли или лишения.
Выдержка — это своебразное самовнушение с представлениями, мыслями и поступками для преодоления вспыльчивости, грубости, формирования вежливости, тактичности и укрепления самообладания.
Выдержка и самообладание — это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
А.С. Макаренко считал, что выдержка — это большая воля.
А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».
Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.
В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

Выдержка – это способность индивида не спешить с реакцией. Выдержка — это умение и привычка контролировать своё поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
Выдержанный человек умеет сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствие духа, сохраняет хладнокровие, умеет взять себя в руки. Выдержанный человек вынослив и терпелив как по отношению к кратковременным раждражителям (например резкая боль), так и к продолжительно действующим 9ною.щая боль, скучная работа, томительное ожидание) Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод, жажду, потребность в отдыхе и т.д.).
Е.П.Ильин относит выдержку и самообладание к собирательной волевой характеристике.
Самообладание относят к искусству владением такта, толерантности, а так же терпения. Искусство самообладания отмечается возможностью поступать рационально, а не эмоционально. Самообладание позволяет властвовать не только над собой, но и над другими индивидами.
Чтобы развить самообладание необходимо знать о посильных средствах для его развития:

  • Игнорировать внешние раздражители;
  • Оттягивать время и реагирование на взрывную реакцию оппонента;
  • Уметь переключать своё внимание и расслабляться.
  • Всегда находить внутрии себя точку покоя (воображаемое место, релаксация, медитация).
  • Сдерживать свои порывы и страхи, когда это необходимо.
  • Принимать твёрдые и взвешенные решения.
  • Отказываться от пагубных привычках и культивировать в себе полезные поведенческие нормативы.
  • Проговарить свои трудные эмоции.
  • Заниматься активным отдыхом, спортом, самогипнозом.
  • Уметь предугадывать события (антиципация), а также прогнозировать результаты своей деятельности.

Необходимо помнить, что Эмоциональная сдержанность человека зависит от его эмоциональной устойчивости и уровня развития его волевых качеств и умения влиять на других людей в процессе межличностных контактов и взаимодействия.

Прочитать бесплатно отрывок из книги «Возьми этого человека» Брандо Скайхорса

Возьми этого человека
Введение

Мне было три года, когда мой отец бросил меня и мою мать в доме моей бабушки на вершине изогнутого холма на улице Портия в районе Лос-Анджелеса под названием Эхо Парк. Моя мать, Мария Тереза, мексиканка, которая хотела стать американским индейцем, превратила меня в Брандо Скайхорса, чистокровного храброго американского индейца. Я стал сыном Пола Скайхорса Джонсона, индейского активиста, осужденного за вооруженное ограбление, с которым моя мать познакомилась по почте. Она стала Бегущим Оленем Скайхорсом, чистокровной «скво», сменившей свои самые распространенные мексиканские имена на самые стереотипные индейские.

Моя мать была завораживающей и могла заставить сумасшедшие планы и ложь звучать электрически и честно. Ее обман был настолько хорош или настолько очевиден, что она одурачила каждого из своих пяти мужей, наших соседей, своих друзей, моего заместителя директора начальной школы и даже меня. Я прожил большую часть своего детства, не зная, кто я на самом деле. Все, что я знал, это сила моего собственного имени: «Брандо Скайхорс? Это красиво».

Моего биологического отца, Кандидо Уллоа (у-у-у-у-у-у), сменила целая цепочка бойфрендов и пять отцов — один новый папа примерно каждые три года. Наряду с Полом, которого я впервые встретил, когда он был в тюрьме, был Роберт, неугомонный, закоренелый индеец-алеутский вор; Пэт, шеф-повар ресторана со склонностью исчезать; Руди, мужчина, ответивший на объявление одиночек из приюта для бездомных; и Фрэнк, мексиканско-американский конторский «натурал» (так Мария называла мужчин, работающих на реальной работе), который хотел сына, но не мог жениться на моей матери. Единственный способ сохранить их прямолинейность состоял в том, чтобы представить, какие актеры будут играть их в фильме, снятом из моей жизни:

Пол Скайхорс Джонсон: Уилл Сэмпсон, «вождь» американских индейцев из «Пролетая над гнездом кукушки».

Роберт: Эсай Моралес. «Горячий» Эсаи Моралес. Ла Бамба Эсаи Моралес.

Пэт: Джон Гудман эпохи Розанны.

Руди: Современный Робин Уильямс. Плюс тридцать фунтов.

Фрэнк: Я знаю его дольше всех, поэтому не могу представить его в карикатуре. Если бы его спросили, он бы назвал Криса Нота из «Закона и порядка» или Майкла Нури из фильма «Танец-вспышка». В этой последовательности.

Эти мужчины никогда не были просто «парнями» или «партнерами» моей матери. Они не были «суррогатными отцами» или «отчимами». Я не мог называть их по именам, и мне не разрешалось говорить о каком-либо прошлом отце в присутствии нового. Моя мать ясно дала понять, что эти мужчины, пытающиеся быть мужчинами, были моими отцами, мгновенно поглощенными нашим крошечным кланом, состоящим из матери, бабушки и меня, так что мы могли быть или изображать из себя семью. Жизнь с каждым из этих отцов шла по похожему пути. Сначала я был вынужден принять их, затем постепенно я стал им доверять, а потом полюбил их.

Потом они ушли.

«У некоторых мальчиков в жизни нет отца», — говорила мама, подбадривая меня. «У тебя было пять. Много для одного мальчика».

Я был богатым отцом, но бедной семьей. Наш дом трясся, как будто он был наполнен людьми — братьями, сестрами, хором кричащих детей, — но на самом деле он принадлежал всего лишь двум разгневанным женщинам ростом пять футов с лишком. На складе Smart & Final мы покупали Shake ‘N Bake размером с магазин и коробки с замороженными гамбургерами ресторанного типа, покупая упаковки семейного размера оптом для семьи, которая могла бы поместиться в хэтчбеке.

Мы были треугольником, пытающимся заполнить круг.

Когда я вырос из этого круга, я попытался найти истинные концы рассказов моей матери; заканчивается, как я думал, объяснил, кем был мой отец. Кем я был. Уходя, каждый отец забирал часть меня, оставляя дыру, которая становилась все больше по мере того, как я становился старше. Я хотел вернуть эти кусочки. Я хотел, чтобы эта дыра была заполнена.

Моя мать говорила: «Я не могу рассказать вам, что произошло на самом деле», как будто она защищала чужую правду, а не свою преувеличенную версию. В ее рассказах были зловещие повороты и повороты, противоречащие предшествующим слоям ее собственных фактов. Когда моя мать была загнана в угол, моя мать шипела, шипела и взрывалась, как фейерверк, а затем предлагала в качестве объяснения или извинения пять слов, которые я выучил наизусть.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Выдержка из Возьми этого человека Брандо Скайхорс. Copyright © 2014 Брандо Скайхорс. Выдержка с разрешения Simon & Schuster. Все права сдержанный. Никакая часть этого отрывка не может быть воспроизведена или перепечатана без письменного разрешения издателя.

Читать бесплатно отрывок из книги Сидни Пуатье «Мера человека»

Идиллия

Поздний вечер, я лежу в постели в голубом свете телевизора. У меня в руке кликер, пульт, и я прокручиваю от 1 до 97, пролистывая каналы. Я не нахожу ничего, что заслуживало бы моего внимания, ничего, что меня забавляло бы, так что я снова пролистываю вверх, канал за каналом, снизу вверх. Но я уже удостоил его пройти от 1 до 97, и уже ничего не нашел. Эта обширная, сложная технология и . . . ничего такого. Это не доставило мне ни капли удовольствия. Это не сообщило мне ничего, кроме моего собственного невежества и моих собственных слабостей.

Но тогда я имею наглость снова подняться! И что я нахожу? Ничего, конечно. Итак, наконец, переполненный отвращением и отвращением к себе, я вырубаю чертов телевизор и швыряю кликер через всю комнату, бормоча себе под нос: «Что я делаю со своим временем?»

Не то чтобы у меня не было других ресурсов или материальных благ, понимаете? Мне очень повезло в жизни, и когда я лежу в своей постели, меня окружают прекрасные вещи. Заветные книги и предметы искусства, фотографии и сувениры, прекрасные сады на балконе. После многих лет работы в этом конкретном бизнесе в этом конкретном городе у меня есть богатая сеть друзей, некоторые из которых находятся всего в нескольких шагах от меня, десятки других, с которыми я могу связаться по телефону за считанные секунды.

Так что я делаю со своим временем?

Погрязнув в этом отвратительном самокритическом настроении, я ложусь на спину и закрываю глаза, пытаясь выбросить из головы все мысли. Уже поздно, пора спать, поэтому я решаю сосредоточиться на этом пустом месте в своем сознании и пытаюсь задремать. Но образы начинают приходить ко мне, проникая в эту тьму. Мягкие, чувственные образы времени в самом начале моей жизни, когда все было намного проще, когда мои варианты развлечений нельзя было сосчитать по шкале от 1 до 9.7.

Я на крыльце нашего домика на острове Кэт на Багамах. День подходит к концу, и наступает вечер, окрашивая небо и море к западу от нас в ярко-оранжевый цвет, а небо и море к востоку от нас в холодную синеву, переходящую в фиолетовую, а затем в черную. . В сгущающейся темноте, в прохладе нашего крыльца, сидят мама и папа и раздувают дым от зеленых пальмовых листьев, которые они сжигают, чтобы отпугнуть комаров и москитов. И, как она часто делала, когда я был маленьким, моя сестра Тедди берет меня на руки, чтобы укачать, чтобы я заснул. Пока она качает меня на руках, она тоже раздувает дым, исходящий от большого горшка с горящими зелеными листьями, и раздувает дым вокруг меня, пока я пытаюсь заснуть у нее на руках.

Вот такими всегда были вечера на Кошачьем острове. В простоте этой обстановки я всегда знал, как я проведу этот день, как мама и папа проведут этот день, и как, в конце концов, мы все будем сидеть на этом крыльце, обмахиваясь веером. дым горящих зеленых листьев.

На этой крошечной косе земли, которую называют Кошачьим островом, жизнь действительно была очень простой и явно доиндустриальной. Наша культурная «аутентичность» сводилась к тому, что у нас не было ни водопровода, ни электричества, и у нас не было особых возможностей для учебы или работы.