Все о конституции рф – Конституция Российской Федерации

Содержание

Конституция рф что это такое: основной закон российской федерации

Конституция Российской Федерации — основной закон государства

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Конституция является основным закономгосударства, главным источником права и конституционного права. В Конституции определяются виды других источников права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.

Конституция является единственным действующим актом, принятым посредством референдума. Она воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных источников права, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.

Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции). В соответствии с п. 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции любые правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, могут применяться лишь в части, которая ей не противоречит.

Верховенство Конституции объясняет ее роль как юридической базы текущей нормотворческой и правоприменительной деятельности, основы законности и правопорядка. Обычные законы, иные нормативные и правоприменительные акты должны соответствовать Конституции, любые коллизии решаются в ее пользу. Неуклонное соблюдение Конституции должно быть эталоном для всех граждан и других лиц.

Конституция является актом не только высшего государственно-правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы в той или степени касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Конституция выступает и как способ социальной ориентации. Она закрепляет стратегические цели и задачи развития общества и государства. Сформулированные в Конституции цели общественного развития определяют генеральное направление развития системы общественных отношений, служат критерием оценки социальных процессов. Исключительно важно, чтобы Конституция и общественная практика не расходились друг с другом.

Существенная особенность Конституции состоит в сложной процедуре внесения поправок. Поправки к Конституции должны приниматься Федеральным Собранием — Парламентом России в соответствии с Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Исключение составляют такие главы Конституции, как «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Для внесения поправок в эти главы необходимо созывать Конституционное Собрание. Однако созыв Конституционного Собрания, порядок его формирования и т. д. должны устанавливаться федеральным конституционным законом, который пока не принят. Когда же Конституционное Собрание будет созвано, то оно либо подтвердит неизменность Конституции, либо разработает проект новой Конституции, который примет двумя третями голосов или вынесет на референдум.

Особенности норм Конституции Российской Федерации

Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.

Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Они создают нормативную основу, предопределяют содержание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат политико-юридические решения наиболее важных проблем общества и государства, объективно требующих признания за ними высшего авторитета.

Действующая Конституция установила иерархию собственных норм. Однако установление о том, что никакие другие ее положения не могут противоречить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельствует лишь о приоритете положений гл. 1 в системе конституционных норм. Все нормы Конституции обладают высшей юридической силой — это свойство принадлежит Конституции в целом.

Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.

Особенностью конституционных норм является их стабильность. Она обусловлена устойчивостью тех основных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.

Нормы Конституции направлены на регулирование отношений между всеми субъектами права, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом, части государства. Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.

Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).

Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моделью. Структура одних норм Конституции соответствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.

Так, некоторые нормы Конституции содержат только диспозицию.

Условия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специальном закреплении в Конституции. Например, норма Конституции, предусматривающая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства» (ст. 2), имеет абсолютный характер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.

Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Это свидетельствует лишь о специфике конституционной ответственности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавливаются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конституции.

Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации

Нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя, воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства, не порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции и иных правовых актов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, принципов, основополагающих для общества и государства, и для практической реализации содержащихся в них целей предполагают использование всех отраслей права. Основы конституционного строя — это своеобразная общая часть, несущая конструкция всего права.

РФ представляет собой определенную организацию государства. При этом государство функционирует в рамках формируемого им права. Это «самоограничение» имеет целью создание оптимальных условий для развития гражданского общества, которое представляет собой систему самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов, обеспечивающих реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов. Гражданское общество охватывает совокупность отношений в области частной собственности, предпринимательства, организации и деятельности общественных объединений в семье, а также совокупность элементов воспитания, образования, науки и культуры. Таким образом, конституционный строй РФ — это способ организации гражданского общества и государства в их основных, наиболее важных институциональных образованиях.

Глава 1 Конституции посвящена основам конституционного строя и охватывает довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. В соответствии с ней к основам конституционного строя РФ относятся признание государства демократическим, федеративным, правовым, социальным и светским; закреплены республиканская форма правления, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, суверенитет России, единое гражданство РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, единое экономическое пространство и многообразие форм собственности, местное самоуправление, идеологическое и политическое многообразие.

Все основы конституционного строя конституируют государство и общество в совокупности и должны рассматриваться только во взаимосвязи.

Основы конституционного строя РФ могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ст. 16).

В ст. 13 Конституции указывается, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политическое многообразие (плюрализм)— это свобода политических мнений и действий. Оно означает создание возможностей оказывать влияние на политику государства всем организациям, деятельность которых имеет политический характер и не противоречит Конституции. Плюрализм способствует повышению эффективностинародовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от государственной власти. Надежная конституционно-правовая защита политического многообразия — предпосылка не только реализации народовластия, но и функционирования правового государства.

Экономическую основу конституционного строя РФ составляют определенные принципы организации экономической жизни общества. К ним относятся многообразие форм собственности, существующих в едином экономическом пространстве, в котором осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Исходя из этого РФ должна стремиться к тому, чтобы обеспечивать общественную пользу, регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, а экономические отношения строить на социальном партнерстве между гражданином и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляется как частными, так и государственными и муниципальными предприятиями.

Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам,— основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституция (ч. 2 ст. 8) признает частную, государственную и муниципальную формы собственности, допуская существование иных форм собственности. В ст. 9 также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция Российской Федерации

Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно Конституции (ст. 7) РФ является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать малоимущим, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа социальной справедливости, чтобы обеспечить каждому достойную жизнь.

Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному предоставлению благ всем гражданам и равномерному распределению жизненных тягот. Социальное государство должно стремиться к уничтожению социального неравенства, не допуская при этом так называемой уравниловки.

Характерные черты социального государства воплощаются в его социальной политике, которая направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Социальная политика — это часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в структуре общества, ростом благосостояния граждан, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В основах конституционного строя РФ могут быть выделены и духовные основы. К ним относятся идеологическое многообразие и светское государство.

Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя. Этот принцип исключает возможность существования в России чьей-либо монополии на идеологию. «Никакая идеология, — указывается в ст. 13,— не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в РФ должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных мнений, взглядов, школ, идей. Оно непосредственно связано с такими конституционными свободами, как свобода мысли и совести. Наиболее важные гарантии рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией и законами средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т. п.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что должностные лица органов власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов. Наоборот, именно возможность проводить в жизнь не одни, а разные идеологические воззрения обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы власти, прежде всего путем активного участия в выборах.

В ст. 14 Конституции указывается, что РФ является светским государством. В светском государстве не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не должны определять конституционный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детейродителями или заменяющими их лицами в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица, военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 25.07.02)1 государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно предоставляет религиозным организациям налоговые и иные льготы, оказывает им материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и институциональной структурой. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности общественных объединений.


laservirta.ru

Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы

Конституция РФ 1993 г. – основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г. – современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается общая характеристика Конституции РФ. Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на публично-властные отношения в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, городов федерального значения и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности.

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. Права человека в Конституции РФ представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 (основ конституционного строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры.

В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

fb.ru

Конституция Российской Федерации — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Конституция России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года — документ, определяющий правовые основы, на которых строится законодательство РФ, деятельность граждан, организаций и государства.

Была принята взамен Конституции РСФСР (1978 г) после совершённого президентом РФ Б. Ельциным государственного переворота, расстрела парламента и фактического прекращения действия Конституционного суда в сентябре-октябре 1993 — см. Конституционный Кризис 1992‒1993 гг.

Авторство документа достоверно не известно, на этот счёт существуют различные версии.

Будучи верховным законом, Конституция обладает прямым действием.

Важнейшими с практической точки зрения положениями Конституции является утверждение России как федерации и как президентской республики.

Достаточно показательным является положении о приоритете международных договоров, подписанных РФ над законодательством России.

Автор[1] нынешней Конституции

Конституция имеет следующую структуру:

  • Преамбула
  • Раздел первый
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1‒16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17‒64)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65‒79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80‒93)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94‒109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110‒117)
  • Глава 7. Судебная власть (статьи 118‒129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130‒133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134‒137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Внесение поправок[править]

Конституция РФ содержит в себе механизм принятия поправок, различающийся в зависимости от изменяемой главы.

Для глав с 3 по 8, поправка принимается 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации и вступает в силу в случае её утверждения органами законодательной власти не менее чем 2/3 всех субъектов РФ.

Для глав 1,2 и 9, поправка требует одобрения не менее, чем 3/5 депутатов каждой из палат Федерального Собрания и, затем, созыва Конституционного Собрания, которое должно либо утвердить поправки самостоятельно, либо созвать для этого референдум.

Критика Конституции[править]

В адрес этой версии российской Конституции высказываются многочисленные критические замечания

По порядку принятия[править]

  • Утверждается, что сам порядок принятия этой Конституции был незаконен, а события Конституционного Кризиса 1992‒1993 гг — государственным переворотом.
  • Утверждается, что на референдуме о принятии Конституции голосовавшие граждане не составили объявленного властями кворума, а результаты голосования были подделаны.

По содержанию[править]

  • Конституция не содержит упоминания о русском народе.
  • В Конституции есть тавтологическое выражение «Правовое государство».

Масштабная критика содержания Конституции 1993 года ещё ждёт своего более полного отражения в этой статье.

Беседы о Конституции с А. Н. Савельевым[править]

В 2004 году Андрей Савельев вместе с журналистом Андреем Третьяковым записали на радио «Радонеж» несколько бесед с анализом действующей Конституции РФ.[2] Фрагменты этих передач Савельев превратил в небольшие информативные видеоролики.

ОписаниеВидео
1Первый видеоролик. Как всё начиналось.

2Начинаем читать Конституцию и спотыкаемся на первой же фразе. Она нелепа, а также вступает в противоречие со второй фразой. Из первой фразы неясно, как несколько наций (политический термин) могут существовать в рамках одного народа (этнографический термин). Из второй неясно, что значит «на своей земле». У каждой нации своя земля? При этом судьба общая? Или земля всё-таки общая? Тогда никак не может быть множества наций. В одном государстве может быть лишь одна нация — сообщество граждан. Авторы Конституции либо дураки, либо сознательно вносили абсурд в текст Основного закона.

3Третья беседа — о преамбуле. В процессе беседы мысль слегка вильнула к вопросу о мусульманах. Тем не менее, это уклонение вполне логично, поскольку отзвук первой строки Конституции распространяется и на всю преамбулу, и на многие статьи. Если у нас есть «мусульманские народы» (то есть традиционной исповедавшие ислам в прошлом), то проблема «многонациональности» распространяется и на них. Если декларируется единое Отечество, то как же его обеспечить, если многие мусульмане предпочитают быть патриотами «своих республик»?

4Продолжаем беседовать о Конституции. Преамбулу прошли. Теперь по поводу первых статей и царящего в них абсурда. Поскольку запись шла «с колёс», а не читалась с бумаги, вкралась ошибка. На самом деле Лужков противозаконно находился у власти с 1992 года (когда Попов покинул свой пост) по 1996 (когда Лужков проскользнул в мэры во время фальсифицированных президентских выборов Ельцина).

5Идём дальше. На территории РФ по Конституции возможно существование других государств. Зачем? На всякий случай. Одни побегут сюда, другие — поближе к зарубежным источникам. Что такое социальное государство этой власти и знать не надо. Написали в Конституции и забыли. Всё, что получено от продажи энергоресурсов — в зарубежную кубышку, но только не на социальные нужды. Кризиса ждали — кризис пришёл. Куда девали деньги? Раздали банкам? Кризис преодолён? Нет. Зато миллиардеры плодятся как тараканы. Кому нужна такая власть и такая Конституция?

6Запись 2004 года. С тех пор немногое изменилось. Продолжаем разбираться в Конституции. Например, кому по Конституции принадлежит земля. Точно не народу. Как всегда, пообещали, но не дали. А пресловутое «разделение властей» хоть в чём-то работает? Разбираемся: нет, нигде не работает. Так зачем же головы нам морочат?

7Продолжаем тему от 2004 года. Говорим о том, что ещё тогда власти собирались править Конституцию. Обошлись беззаконием. Потом о терминологическом абсурде.

8Многопартийность и многоконфессионалность — фальшивки. Записи в Конституции ничего не стоят. Однопартийность восстановлена и укреплена. Теперь мы имеем невероятно многочисленную партию чиновников, которая захватила власть. К ней в последние годы примкнула церковная бюрократия, также узурпирующая нашу древнюю Церковь, не имея к ней никакого отношения (отрекшись от неё неоднократно и чураясь даже мысли о покаянии).

9По тексту Конституции рассыпаны ссылки на приоритет международного права над российским. Как в конкретных примерах это наносит ущерб России (военный транзит, борьба с наркотиками, Союз России и Белоруссии, Киотский протокол) говорится в этом ролике.

10Ельцинская Конституция — это идеологический догмат. Она открывает дорогу измене, коррупции, произволу бюрократии. С такой Конституцией нам долго не протянуть.

11Абсурд Конституции в положениях о правах и свободах.

12Абсурд крепчает по мере вчитывания в текст Конституции.

13Конституция содержит внутренние противоречия, терминологическую путаницу, а также кардинально расходится с условиями нашей жизни.

traditio.wiki

Проблемы Конституции РФ — Русский эксперт

Мифичность
В этой статье или разделе исторические или другие мифы преподносятся как реальные факты. Текст необходимо удалить и переписать заново в соответствии с реальностью.
Церемониальный экземпляр Конституции Российской Федерации

Принятая в 1993 году Конституция РФ имеет множество серьёзных недостатков. В разных местах Конституции есть вставки, которые пропагандируют сепаратизм, ограничивают суверенитет России, продавливают болезненный псевдолиберализм в качестве государственной идеологии и другими способами ущемляют интересы российского народа.

Надо отметить, что формулировки Конституции являются весьма общими, поэтому опасность некоторых заложенных в Конституцию мин не так очевидна. Однако именно на эти заложенные в Конституцию мины любят ссылаться проамериканские силы. Так, например, все попытки защитить учебные заведения от псевдолиберальной пропаганды встречают жёсткое сопротивление политиков и журналистов, которые напоминают, что любая идеология (кроме либеральной) в России запрещена Конституцией.

[править] История принятия Конституции 1993 года

История создания текста Конституции достаточно мутна. Главными авторами нашей Конституции считаются Сергей Алексеев и Сергей Шахрай. При этом оба государственных деятеля отмечали, что утверждённый вариант Конституции сильно расходится с тем текстом, который был ими предложен.

Известно, что в создании Конституции РФ принимали активное участие американцы. На сайте агентства USAID прямо указано, что американское агентство выделяло деньги разработчикам проекта нашей Конституции. [2]

USAID-funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code.

Перевод:

Агентство США по международному развитию профинансировало помощь по разработке проектов российской Конституции, части I Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ.

Конституция была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. При этом есть сомнения в том, что при проведении референдума был соблюдён закон и что за Конституцию действительно проголосовало больше половины избирателей. [3]

[править] Проблемные места в Конституции РФ

[править] Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В первых строчках указывается на многонациональность нашего народа, хотя в конституциях других стран говорится о едином народе страны. Так, в конституции США фигурирует «народ Соединённых Штатов», а в конституции Франции — «французский народ».

Упоминание многонациональности можно трактовать как указание на тот факт, что русский народ не является единым, а делится на разнородные национальности. Есть два различных подхода к определению места русских в России. Первый вариант: каждый гражданин России является русским и, следовательно, в России живут русские славяне, русские татары, русские евреи и так далее. Второй вариант: в России живут русские, татары, евреи.

Нынешняя Конституция очевидно считает правильным вторую трактовку, более удобную для разжигания межнациональной розни.

Дальше в тексте статьи говорится про «равноправие и самоопределение народов» — и это уже прямая пропаганда сепаратизма. Слова про равноправие и самоопределение можно понять как: Россию населяет некоторое количество равноправных народов, и каждый из них имеет право в любой момент «самоопределиться», например, выйти из состава РФ.

Тезис о том, что мы «сознаём себя частью мирового сообщества» ограничивает наш суверенитет. Эти слова указывают на то, что мы являемся частью некого более крупного образования, «мирового сообщества», и следовательно, не являемся полностью самостоятельным государством. Такую трактовку подтверждает, в частности, статья 15 пункт 4 Конституции РФ.

[править] Статья 1. Пункт 1

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Данный пункт вводит в России ультрадемократическую идеологию, что нарушает статью 13.2, которая гласит, что в РФ запрещена какая-либо государственная идеология. Тем самым, человек и его воля становятся важнее, чем существование и интересы государства. Что делает государство слабым, не способным защитить себя, а, значит, и волю человека.

[править] Статья 2

Эта статья утверждает государственной идеологией России ультралиберальную — идеологию, в которой права и свободы человека важнее, чем любые интересы государства, включая само его существование.

Государство таким образом низводится до роли обслуживающего персонала в отеле, который должен обеспечивать комфорт постояльцев. Это в корне ошибочная стратегия, так как государство, которое не заботится в первую очередь о своих интересах, является слабым государством.

В слабом же государстве никакие права и свободы человека не соблюдаются вовсе: так как некому контролировать их соблюдение.

Следует также отметить, что эта статья противоречит статье 13.2, согласно которой «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

[править] Статья 5. Пункт 2

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Разрешение республикам иметь собственную конституцию ставит их в привилегированное положение по отношению к обычным регионам РФ, которые иметь свою конституцию не могут.

С одной стороны, это отличие формально: уставы обычных регионов имеют ту же юридическую силу, что и конституции республик. Кроме того, конституции республик и уставы регионов не должны противоречить федеральному законодательству.

С другой стороны, такое отличие подогревает сепаратистские настроения в республиках: что мы могли наблюдать в девяностые годы, например, в Татарстане, в Чечне статья привела даже к двум войнам (1994—1996) и (1999—2009).

По логике, если республики имеют свою конституцию, то можно было бы тогда вообще все края и области тоже заменить республиками.

Небезупречна и, более того, потенциально опасна и формулировка «республика (государство)». Ее буквальное толкование означает, что республики в составе РФ являются государствами, а коль скоро это так, то, следовательно, они обладают всеми его признаками, в том числе государственным суверенитетом, то есть внутриполитической самостоятельностью и независимостью на международной арене. С логической точки зрения это нонсенс, поскольку республика, будучи частью целого — Российской Федерации, не может иметь тот же статус, что и само целое. Она подчиняется целому, зависит от него, а потому не имеет суверенитета и, таким образом, не является государством. В политическом же плане норма о признании республик в составе РФ государствами может быть оценена как юридическая бомба замедленного действия, которую сепаратистские силы вполне могут использовать как весомый конституционный аргумент в пользу права на выход из состава РФ. По степени своей политической вредоносности данная норма ничем не уступает положениям советских конституций, закреплявших право выхода союзных республик из состава СССР.

[править] Статья 6. Пункт 3

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

По сравнению с СССР Россия лишена такой меры наказания как лишение гражданства, то есть каким бы ни был гипотетический гражданин России злодеем, его нельзя лишить гражданства, а значит и права на въезд в страну. Только по своей доброй воле он может сменить гражданство и страну проживания, что не вяжется с гипотезой о том, что он злодей.

[править] Статья 9. Пункт 1

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Жёсткая пропаганда сепаратизма. Подразумевается, что природные ресурсы России принадлежат вовсе не российскому народу целиком, а конкретно той народности, которая проживает над месторождением. Таким образом, Конституция прямо подталкивает богатые природными ресурсами регионы к борьбе за отделение от России.

[править] Статья 9. Пункт 2

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция РФ 1993 года является единственной конституцией мира, в которой прямо прописана возможность частной собственности на природные ресурсы.

Показательно также, что слово «частный» стоит перед словом «государственный»: как будто природные ресурсы в первую очередь должны быть именно частными.

Конституционный суд РФ трактует эту норму, как то, что вопросы регулирования использования природных ресурсов находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. То есть так, что нельзя по решению Президента добывать нефть под ногами у людей, если региональная власть с этим не согласна.

[править] Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Благодаря этой статье президент и губернаторы не имеют юридической власти над мэрами и выборными депутатами. Так как норма закона об отзыве населением избранных мэров и депутатов фактически не работает, мы получаем значительную прослойку никому не подчинённых феодалов, которые полностью игнорируют интересы народа и государства.

Формально контроль над мэрами и депутатами осуществляется через суды, прокуратуру и институты непосредственной демократии, вроде митингов. На практике эти инструменты работают в России плохо, из-за чего контроль получается скорее номинальным и работает только в случаях совсем уж вопиющих злоупотреблений народных избранников.

[править] Статья 13. Пункт 2

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Идеология такая же важная часть суверенитета страны как собственная валюта или собственная армия. Запрет на государственную идеологию для России можно сравнить с запретом на собственные вооружённые силы, который действовал в разные периоды истории в адрес многих побеждённых в войне государств, а это с принципами демократии не вяжется. Государство без идеологии подобно кораблю без руля и парусов в бурном океане.

Запрет на государственную идеологию серьёзнейшим образом ущемляет наш суверенитет.

Предлогом для включения данной статьи в Конституцию 1993 года стала видимая опасность ренессанса коммунистического режима, у которого на момент принятия Конституции и проведения либеральных реформ становилось всё больше и больше сторонников.

Также защитники поправки утверждают, что запрет на идеологию решает две задачи:

  1. Многообразие идей и взглядов.
  2. Защиту от дискриминации по идеологическому признаку, как это было в СССР.

Эти аргументы сложно признать состоятельными, так как многообразие идей и защита от дискриминации обеспечиваются отдельной статьёй, статьёй 28:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следует также отметить, что либеральная идеология не слишком популярна в России: более 80 % населения считает себя православными, либералов же поддерживает сугубое меньшинство. Таким образом Конституция создаёт неустойчивую и несправедливую конструкцию, при которой ультралиберальное меньшинство получает право диктовать свою волю православному большинству.

Наконец, в данной статье можно усмотреть следующее противоречие: сама Конституция РФ, как и любая другая конституция, по сути выражает некоторую идеологию, и предполагается, что исполнение Конституции является обязательным. Поэтому в текущем виде текст данной статьи ставит под сомнение всю Конституцию и, что важнее всего, обязательность её исполнения.

Важный момент: обязательный статус идеологии не означает того, что ее нельзя ставить под сомнение или менять. В Конституции есть статья 135, которая предусматривает определённую процедуру внесения изменений в Конституцию.

[править] Статья 15. Пункт 4

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Этот пункт неприемлем для суверенного государства: он обесценивает всё российское законодательство, так как позволяет обойти любую норму наших законов путём заключения соответствующего международного договора с любым государством.

В настоящее время данная брешь частично прикрыта с помощью правового «пластыря». В статье 22 закона № 101-ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах» сказано:

Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Стоит отметить, что в данном случае мы наблюдаем так называемую коллизию правовых норм. С одной стороны, при принятии международного договора, следует его приоритет перед российскими законами. С другой, и это нашло свое отражение в ч.6 ст.125 Конституции, при противоречии международного договора Конституции, нормы международного договора не применяются.

Конституционный суд высказывал свою позицию по этому вопросу в том ключе, что при противоречии российских законов и международных соглашений, международные соглашения применяются только в плане тех правоотношений, которые регулируют. В общих случаях подлежат применению российские законы.

Кроме того, как указано выше, существует определенная процедура ратификации международных соглашений — для их ратификации требуется принятие Государственной Думой закона о ратификации подписанного международного договора, последующее утверждение Советом Федерации и подписание Президентом страны этого закона.

Вместе с тем западные суды — такие как ЕСПЧ или Гаагский арбитраж — позволяют себе принимать политически мотивированные решения, согласно которым Россия признаётся виноватой, и которые накладывают на Россию обязанность выплачивать крупные суммы, например, бывшим акционерам «ЮКОСа».

Эти решения западных судов несправедливы и некорректны, их можно оспорить (и даже подвергать уголовному преследованию любую попытку исполнять такие решения западных судов). Однако если бы в статье 15 нашей Конституции международные договоры были поставлены на более подходящее им место, подобные коллизии, вероятно, вовсе бы не возникли.

Кроме проблемы приоритета международных договоров, в связи с данным пунктом можно говорить о проблеме «общепризнанных принципов и норм международного права» (ОПНМП), которые названы «составной частью правовой системы» России:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Хотя ОПНМП не обозначены как более приоритетные по сравнению с национальным законодательством, тем не менее они могут приниматься международными структурами вопреки воле России, при этом в Конституции не обозначено, что требуется заключение договора и его ратификация, чтобы ОПНМП стали составной частью правовой системы РФ. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5.:

1. …права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. …

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Получается, трактовки прав и свобод человека, принятые специализированными учреждениями ООН, являются составной частью правовой системы России и «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.» Но нет гарантии, что специализированные учреждения ООН не примут какие-то правовые нормы, противоречащие интересам России.

[править] Статья 49. Пункт 2

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Этот пункт является одной из причин, почему статья 20 Конвенции ООН «О незаконном обогащении» противоречит нашему законодательству. Вместе с этим данной статье противоречит другая статья нашей же Конституции — статья 55, пункт 3:

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Налицо противоречие разных статей Конституции друг другу, что недопустимо для основного закона государства, — хотя бы потому, что Конституции не может противоречить ни один закон РФ и/или её субъекта. Плюс факт незаконного обогащения нужно ещё доказать, а как известно, «белоленточные» борцы с коррупцией довольно часто совершают ошибки или откровенно лгут в своих «расследованиях». А как известно по той же 49 статье:

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

[править] Статья 75. Пункт 1

Основная статья: Центральный банк РФ

Сергей Глазьев о политике ЦБ РФ в 2014 году.

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Данный пункт Конституции Российской Федерации подвергается критике со стороны ряда экономистов, общественных деятелей[1] и патриотических организаций, которые видят в данной статье нарушение экономического суверенитета России.

По их мнению, право эмиссии отдано не государственной структуре, а «частной конторе»: Центральному банку Российской Федерации[2]. Эти специалисты указывают, что ЦБ РФ неподконтролен государству, и что в названии банка отсутствует слово «государственный», которое было в полностью подконтрольном государству Государственном банке СССР.

При этом, например, ЦБ КНР — Народный банк Китая — подчинён государству полностью.

На сегодняшний день в Российской Федерации полностью государственным банком является только Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ) [4]

По отношению к этой критической позиции высказывается ряд контраргументов. Сводятся они к трём основным тезисам:

  1. Подобный статус центробанков является достаточно распространённым явлением в мире, так как он даёт центробанкам ряд преимуществ: например, возможность не отвечать по обязательствам государства.
  2. Деятельность ЦБ РФ регулируется различными законами и подзаконными актами, а его правление теоретически формируется правительством страны.
  3. C начала 2000-х годов ЦБ РФ проводит разумную финансовую политику, благодаря чему экономика России показывает хорошие темпы роста, долги незначительны, а инфляция находится на относительно низком уровне.

И в самом деле: валютный кризис 2014—2015 годов показал, что ЦБ РФ в целом вполне удовлетворительно справился с отражением американской атаки на рубль. Таким образом, хоть в будущем и представляется правильным напрямую подчинить ЦБ государству, однако проблема эта некритична, и спешка тут может скорее навредить.

Тезис о независимости ЦБ РФ следует из неправильного прочтения (неумения читать?) пункта 2 статьи 75 Конституции, который гласит:

Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

По неизвестной причине критики данной статьи Конституции и деятельности нашего Центрального банка пропускают слово «других» в пункте 2 статьи 75 Конституции, которое как раз свидетельствует о том, что Центральный Банк является федеральным органом государственной власти Российской Федерации.

С другой стороны, в пункте 2 статьи 75 нет чёткого определения, что Центральный банк Российской Федерации является федеральным органом государственной власти. Данный пункт устанавливает приоритет и независимость своей деятельности перед «другими» органами власти. Таким образом упоминание в пункте 2 статьи 75 «других» органов власти не делает тем самым ЦБ РФ этим органом.

[править] Статья 81. Пункт 3

Основная статья: Сменяемость власти

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Этот пункт не позволяет одному и тому же человеку быть Президентом более двух сроков подряд, независимо от того, насколько хорошую политику проводит Президент, хочет ли он дальше оставаться в своей должности и поддерживают ли соотечественники дальнейшее его пребывание на посту Президента.

На это положение Конституции часто ссылаются представители несистемной оппозиции, стремясь с опорой на основной закон страны отстранить Владимира Путина от должности Президента и самим взять власть в свои руки.

Однако данный пункт Путин смог успешно обойти, в 2008 году заняв должность Председателя Правительства. В 2012 году, после окончания президентских полномочий Медведева, Владимир Путин снова вернулся на должность Президента РФ.

[править] Внесение поправок в Конституцию РФ

Основная часть Конституции защищена от поправок статьёй 135:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Эта статья ставит серьёзнейшее препятствие для попыток внести изменения в главы 1, 2 и 9 (статьи 1-64 и 134—137). Таким образом, для исправления заложенных в Конституции мин потребуется пробить крепчайшую законодательную броню.

«Оборона» построена в несколько эшелонов:

  1. в соответствии с пунктом 1 такие изменения не может внести Федеральное Собрание самостоятельно;
  2. Федеральное Собрание (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы) может лишь созвать Конституционное Собрание;
    • причём для этого требуется три пятых голосов и в Совете Федерации и в Государственной Думе;
    • но для того, чтобы хотя бы созвать Конституционное Собрание, необходимо наличие соответствующего федерального конституционного закона, которого пока не существует;
  3. в соответствии с пунктом 3 такие изменения приравнены к принятию новой Конституции;
  4. проект новой Конституции (подготовленный Конституционным Собранием) может быть принят:
    • либо двумя третями голосов Конституционного Собрания;
    • либо всенародным голосованием — более половины проголосововавших при явке более половины избирателей;
  5. сама 135-я статья себя же и «защищает»: она рекурсивно входит в блок тех статей, от внесения изменений в которых она же и предназначена.

По поводу федерального конституционного закона о Конституционном Собрании:

  • на данный момент (2018 год) было осуществлено шесть неудачных попыток создания этого закона.
  • 5 марта 2012 года (в день оглашения результатов выборов нового президента) тогдашний президент Д. А. Медведев дал поручение администрации «представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного Собрания» (пункт 2.б).

[править] Удачные и неудачные попытки изменения Конституции РФ

22 ноября 2013 года депутат Госдумы Елена Мизулина вместе с рядом других депутатов из разных фракций предложила написать в Конституции РФ, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России». [5]

29 ноября 2013 года Евгений Фёдоров предложил исключить из Конституции пункт про запрет идеологии и ещё несколько невыгодных для России мест. [6] Интересно, что это предложение вызвало резко отрицательную реакцию КПРФ, представитель которой заявил, что если Конституцию и надо менять, то только в сторону ещё большего ослабления аппарата власти. [7]

27 апреля 2015 года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил исключить из Конституции положения, отдающие приоритет международному праву перед национальным. [8]

9 июля 2016 года депутат Госдумы и глава фракции СР Сергей Миронов предложил убрать из 13-ой статьи Конституции формулировку о том, что в России не допускается никакой обязательной идеологии.[9]

18 мая 2018 года парламент Чечни внёс в Государственную Думу законопроект, увеличивающий количество сроков президентства до трёх.[10][11]

  1. ↑ Одним из главных критиков этого пункта Конституции является Николай Стариков.
  2. ↑ (см. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]
  3. ↑ Баглай Марат Викторович — председатель Конституционного суда с 1997 года по 2003 год.

ruxpert.ru