Все о древней индии: История и культура Древней Индии

Содержание

ее история, культура, религия, искусство

История древней Индии
  • Упадок индийской цивилизации

  • Культура древней Индии

  • Искусство древней Индии

  • Религия древней Индии

  • Интересные факты о древней Индии

  • Древняя Индия, видео
  • Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или Вавилоне. О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

    История

    Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

    Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

    Карта древней Индии.

    Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

    Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

    Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

    О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

    Упадок индийской цивилизации

    Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

    Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

    И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

    Культура

    Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

    Руины древнего индийского города.

    В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

    Искусство

    Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

    Древнеиндийская скульптура.

    Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

    Настенная живопись Аджанты.

    Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

    Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

    В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

    Религия

    Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

    Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

    В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

    Суры и асуры.

    И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

    • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
    • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
    • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.

    Интересные факты

    • Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
    • Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
    • Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
    • Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
    • Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.

    Видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Индии от канала Discovery.

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail. com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Исторический сайт Путешествия во времени


    Древняя Индия – время астрономии и искусства (5 класс, история древнего мира)

    4.2

    Средняя оценка: 4.2

    Всего получено оценок: 1240.

    4.2

    Средняя оценка: 4.2

    Всего получено оценок: 1240.

    Древняя Индия принадлежит числу первых мировых цивилизаций, наряду с шумерской и древнеегипетской. Возникнув в долине великой реки Инд, индийская цивилизация смогла достигнуть своего наивысшего расцвета, подарив миру одну из самых популярных и древних религий, удивительную культуру, самобытное искусство.

    Природно-климатические условия Древней Индии

    Индия занимает всю площадь полуострова Индостан, расположенного на юге Азии. С севера она надежно защищена самой высокой горной цепью в мире – Гималаями, оберегающими страну от сильных холодных ветров. Побережье Индии омывается теплыми водами Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря.

    Самые крупные руки Индии – Ганг и Инд, благодаря которым почва в их долинах всегда была очень плодородной. Во время сезона дождей эти реки часто выходили из берегов, затапливая все вокруг.

    Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране издавна выращивали рис и тростник.

    Рис. 1. Земледелие в Древней Индии.

    В древности земледельцам приходилось нелегко, поскольку постоянно приходилось сражаться с буйной тропической растительностью, отвоевывая земли для посевов. Природа и люди были очень тесно связаны друг с другом, и эта связь нашла свое отражение в необычной культуре Древней Индии.

    Со времен глубокой древности жители Индии с большим уважением относились к водной стихии. Ведь благодаря воде можно было получить хороший урожай, а, значит, и возможность выжить в непростых условиях. До сих пор индийцы свято почитают самую полноводную реку страны – Ганг, и считают ее священной.

    Особенности государства

    В III тысячелетии до н. э. на полуострове Индостан было два центра индийской цивилизации – крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа. Большая часть населения была представлена дравидами, которые слыли прекрасными земледельцами.

    В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.

    Каждое арийское племя имело своего предводителя – раджу. Поначалу их выбирали, но со временем правление стало передаваться по наследству. Раджи были заинтересованы в расширении земель и укреплении своих царств, а потому находились в состоянии непрерывных войн друг с другом.

    Рис. 2. Раджа.

    В Древней Индии существовали две форма судов: высшие (царские) и низшие (внутриобщинные). Сторона, неудовлетворенная решением низшего суда, могла обратиться к царю и приближенным брахманам для повторного рассмотрения дела.

    В этот период образовалась религия под названием брахманизм, в центре которой был бог Брахма – высшее божество, творец вселенной, самый первый и могущественный среди богов в индуистских мифах.

    Под влиянием брахманизма все общество в Древней Индии было разделено на социальные группы – варны:

    • Брахманы – жрецы, жившие в храмах на доходы от жертвоприношений.
    • Кшатрии – каста воинов, которые прекрасно владели оружием, управляли колесницами, были отличными наездниками.
    • Вайшьи – земледельцы и ремесленники. Также к этой варне относились пастухи и торговцы.
    • Шудры – самая низшая и неуважаемая варна, состоящая из слуг.

    Принадлежность к варне передавалась по наследству, и ее никаким образом нельзя было поменять. Так в обществе Древней Индии еще сильнее выкристаллизовалось социальное неравенство.

    Большое значение в индуистских религиях имела дхарма – свод правил, необходимых для соблюдения космического баланса. Это праведный путь, нравственные принципы, соблюдение которых поможет человеку достичь просветления.

    Культура Древней Индии

    Важнейшим достижением культуры Древней Индии было создание алфавитного письма, состоящего из 50 знаков. Грамота была доступна только брахманам, которые очень ревностно оберегали свои познания.

    Богатый литературный язык санскрит, что в переводе значит «совершенный», был словно специально создан для написания лирических произведений. Самыми знаменитыми стали две великие поэмы древнего мира – «Рамаяна» и «Махабхарата», которые оказали огромное влияние на развитие индийской культуры.

    Большое развитие получили и научные знания в области медицины, математики, химии. Особенно хорошо была развита астрономия в Древней Индии – уже в древние времена индийцы знали, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.

    Искусство Древней Индии, прежде всего, представлено уникальной архитектурой. Величественные дворцы и храмы отличались невероятно тщательной отделкой. Колонны, ворота и стены украшались резьбой, позолоченными изображениями фруктов, цветов и птиц, многие детали были отлиты из серебра.

    Рис. 3. Храмы в Древней Индии.

    Монастыри и храмы строились даже в пещерах. Древние зодчие прорубали в горах обширные коридоры и залы, монументальные колонны, которые затем украшали филигранной резьбой.

    Большое развитие в Древней Индии получило и театральное искусство, которое представляло собой смесь актерского мастерства, поэзии и танцев.

    Работы древних скульпторов и живописцев по большей части носили религиозный характер, но встречались и изображения и скульптуры, выполненные на светскую тематику.

    Что мы узнали?

    При изучении темы «Древняя Индии» по программе 5 класса истории Древнего Мира мы узнали, где располагалось древнеиндийское государство, каковы были его природно-климатические особенности. Мы выяснили, как происходило расслоение общества, каков был основной род деятельности населения. Также мы познакомились с культурой и религией Древней Индии.

    Тест по теме

    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    • Константин Ильюк

      10/10

    • Galina Kravtsova

      10/10

    • Alex Lll

      10/10

    • Татьяна Миронова

      10/10

    • Анна Каренина

      10/10

    • Анна Мальчикова

      9/10

    • Розочка Ангелиночка

      10/10

    • Светлана Кулюк

      9/10

    • Елена Рыбкина

      10/10

    • Слава Сырицин

      10/10

    Оценка доклада

    4. 2

    Средняя оценка: 4.2

    Всего получено оценок: 1240.


    А какая ваша оценка?

    Древняя Индия — Энциклопедия всемирной истории

    Индия — страна в Южной Азии, название которой происходит от реки Инд. Название «Бхарата» используется в качестве обозначения страны в их конституции, ссылаясь на древнего мифологического императора Бхарату, чья история частично рассказана в индийском эпосе

    «Махабхарата ».

    Согласно писаниям, известным как Пураны (религиозные/исторические тексты, написанные в 5 веке н.э.), Бхарата завоевал весь субконтинент Индии и правил землей в мире и согласии. Поэтому эта земля была известна как Бхаратаварша («субконтинент Бхараты»). Деятельность гоминидов на Индийском субконтиненте насчитывает более 250 000 лет, и поэтому это один из старейших населенных регионов на планете.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Во время археологических раскопок были обнаружены артефакты, использовавшиеся древними людьми, в том числе каменные орудия, что позволяет предположить очень раннюю дату появления людей и технологий в этом районе.

    В то время как цивилизации Месопотамии и Египта давно признаны за их выдающийся вклад в цивилизацию, Индия часто упускалась из виду, особенно на Западе, хотя ее история и культура столь же богаты. Цивилизация долины Инда (ок. 7000–600 гг. до н. э.) была одной из величайших в древнем мире, охватывала большую территорию, чем Египет или Месопотамия, и породила столь же яркую и прогрессивную культуру.

    Это родина четырех великих мировых религий — индуизма, джайнизма, буддизма и сикхизма, а также философской школы Чарвака, которая повлияла на развитие научной мысли и исследований. Изобретения и инновации жителей древней Индии включают в себя многие аспекты современной жизни, которые сегодня считаются само собой разумеющимися, включая туалет со смывом, дренажные и канализационные системы, общественные бассейны, математику, ветеринарию, пластическую хирургию, настольные игры, йогу и медитацию, а также как и многие другие.

    Удалить рекламу

    Реклама
    YouTube Следите за нами на Youtube!

    Предыстория Индии

    Районы современной Индии, Пакистана и Непала предоставили археологам и ученым богатейшие памятники древнейшей родословной.

    Вид Homo heidelbergensis (проточеловек, который был предком современного Homo sapiens ) населял субконтинент Индии за столетия до того, как люди мигрировали в регион, известный как Европа. Доказательства существования Homo heidelbergensis был впервые обнаружен в Германии в 1907 г., и с тех пор дальнейшие открытия установили довольно четкие закономерности миграции этого вида из Африки.

    Признание древности их присутствия в Индии во многом связано с довольно поздним археологическим интересом к этому району, поскольку, в отличие от работ в Месопотамии и Египте, западные раскопки в Индии всерьез не начинались до 1920-х годов. Хотя известно, что древний город Хараппа существовал еще в 1829 г., его археологическое значение игнорировалось, а более поздние раскопки соответствовали интересу к обнаружению вероятных мест, упомянутых в великих индийских эпосах Махабхарата и Рамаяна (оба относятся к V или IV векам до н. более древнее прошлое региона.

    История любви?

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

    Деревня Балатал (недалеко от Удайпура в Раджастане), если привести только один пример, иллюстрирует древность истории Индии, поскольку она восходит к 4000 г. до н.э. Балатал не был обнаружен до 1962, и раскопки там не начинались до 1990-х годов нашей эры. Еще старше неолитический памятник Мехргарх, датируемый ок. 7000 г. до н.э., но имеются свидетельства еще более раннего проживания, которое не было обнаружено до 1974 г.

    Археологические раскопки за последние 50 лет резко изменили понимание прошлого Индии и, соответственно, мировой истории.

    Археологические раскопки за последние 50 лет коренным образом изменили понимание прошлого Индии и, соответственно, мировой истории. Скелет возрастом 4000 лет, обнаруженный в Балатале в 2009 году.предоставляет самые старые свидетельства проказы в Индии. До этой находки проказа считалась гораздо более молодой болезнью, которая в какой-то момент была занесена из Африки в Индию, а затем из Индии в Европу армией Александра Македонского после его смерти в 323 г. до н.э.

    Удалить рекламу

    Реклама

    В настоящее время известно, что в период голоцена (10 000 лет назад) в Индии происходила значительная человеческая деятельность и что многие исторические предположения, основанные на более ранних работах в Египте и Месопотамии, нуждаются в пересмотре и пересмотре. Истоки ведической традиции в Индии, практикуемой до сих пор, теперь можно отнести, по крайней мере частично, к коренному населению древних поселений, таких как Балатал, и их взаимодействию и смешению с культурой арийских мигрантов, прибывших в регион между в. 2000-к. 1500 г. до н.э., положивший начало так называемому ведическому периоду (ок. 1500–ок. 500 г. до н.э.), в течение которого индуистские писания, известные как Веды, были зафиксированы в письменной форме.

    Мохенджо-Даро и Хараппская цивилизация

    Цивилизация долины Инда восходит к ок. 7000 г. до н.э. и неуклонно рос по всему нижнему региону долины Ганга на юг и север до малва. Города этого периода были крупнее современных поселений в других странах, располагались по сторонам света и строились из сырцовых кирпичей, часто обожженных в печи. Дома были построены с большим внутренним двором, открывающимся от входной двери, кухней / мастерской для приготовления пищи и меньшими спальнями.

    Семейная деятельность, по-видимому, была сосредоточена в передней части дома, особенно во дворе, и в этом она похожа на то, что было установлено по памятникам в Риме, Египте, Греции и Месопотамии. Однако здания и дома народов долины Инда были гораздо более продвинутыми в технологическом отношении, многие из них имели туалеты со смывом и «уловители ветра» (возможно, впервые разработанные в древней Персии) на крышах, которые обеспечивали кондиционирование воздуха. Канализационные и дренажные системы городов, раскопанных до сих пор, более совершенны, чем в Риме на его вершине.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Раскопки в Мохенджо-Даро

    Grjatoi (CC BY-NC-SA)

    Наиболее известными достопримечательностями этого периода являются великие города Мохенджо-Даро и Хараппа, расположенные на территории современного Пакистана (Мохенджо-Даро в провинции Синд и Хараппа в Пенджабе), которые были частью Индии до раздела страны в 1947 году. которые создали отдельную нацию. Хараппа дала свое название Хараппской цивилизации (другое название цивилизации долины Инда), которую обычно делят на ранний, средний и зрелый периоды, соответствующие примерно 5000–4000 гг. до н. э. (ранний), 4000–29 гг.00 г. до н.э. (средний) и 2900-1900 гг. до н.э. (зрелый). Хараппа датируется средним периодом (около 3000 г. до н.э.), а Мохенджо-Даро был построен в зрелый период (около 2600 г. до н.э.).

    Здания Хараппы были серьезно повреждены, а сам участок подвергся опасности в 19 веке, когда британские рабочие увезли значительное количество материала для использования в качестве балласта при строительстве железной дороги. До этого многие здания уже были разобраны жителями местной деревни Хараппа (отсюда и название этого места) для использования в своих собственных проектах. Поэтому сейчас трудно определить историческое значение Хараппы, за исключением того, что ясно, что когда-то это была значительная община бронзового века с населением до 30 000 человек.

    Мохенджо-Даро, с другой стороны, гораздо лучше сохранился, так как до 1922 года он был в основном захоронен. людей и животных, а также древнюю керамику и другие артефакты, периодически всплывающие из-под земли. Первоначальное название города неизвестно, хотя находки в этом регионе предполагают различные варианты, среди которых дравидийское название «Куккутарма», город петуха, возможная аллюзия на место, ныне известное как Мохенджо-Даро, как центр ритуальных петушиных боев или, возможно, как центр разведения петухов.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Мохенджо-Даро был искусно построенным городом с улицами, расположенными ровно под прямым углом, и сложной дренажной системой. Большая баня, центральное сооружение на этом месте, отапливалась и, похоже, была центром внимания сообщества. Горожане умели обращаться с такими металлами, как медь, бронза, свинец и олово (о чем свидетельствуют такие произведения искусства, как бронзовая статуя Танцующей девушки и отдельные печати), и выращивали ячмень, пшеницу, горох, кунжут и хлопок. . Торговля была важным источником коммерции, и считается, что древние месопотамские тексты, в которых упоминаются Маган и Мелухха, относятся к Индии в целом или, возможно, к Мохенджо-Даро в частности. Артефакты из долины Инда были найдены в Месопотамии, хотя их точное место происхождения в Индии не всегда ясно.

    Руины Хараппы

    Хассан Насир (CC BY-SA)

    Упадок хараппской цивилизации

    Люди Хараппской Цивилизации поклонялись многим богам и участвовали в ритуальных поклонениях. Статуи различных божеств (например, Индры, бога бури и войны) были найдены во многих местах, и, главным образом, терракотовые изделия, изображающие Шакти (Богиню-Мать), что свидетельствует о популярном, распространенном поклонении женскому началу. В с. 2000 — около 1500 г. до н.э. считается, что другая раса, известная как арийцы, мигрировала в Индию через Хайберский перевал и ассимилировалась с существующей культурой, принеся с собой своих богов и язык санскрита, которые они затем привнесли в существующую веру региона. система. Кто такие арийцы и какое влияние они оказали на коренное население, до сих пор ведутся споры, но общепризнано, что примерно в то же время, когда они прибыли, хараппская культура начала приходить в упадок.

    Ученые называют изменение климата одной из возможных причин, отмечая свидетельства как засухи, так и наводнения в регионе. Считается, что река Инд начала затапливать регион более регулярно (о чем свидетельствует примерно 30 футов или 9 метров ила в Мохенджо-Даро), что уничтожило урожай и спровоцировало голод. Также считается, что путь муссона, на который полагались для полива сельскохозяйственных культур, мог измениться, и люди покинули города на севере в поисках земель на юге. Другая возможность — потеря торговых отношений с Месопотамией и Египтом, двумя их наиболее важными торговыми партнерами, поскольку оба этих региона в то же время переживали внутренние конфликты.

    Писатели-расисты и политические философы начала 20-го века, следуя примеру немецкого филолога Макса Мюллера (р. 1823-1900), утверждали, что цивилизация долины Инда пала из-за вторжения светлокожих арийцев, но эта теория уже давно опровергнута. дискредитирован. Столь же несостоятельна теория о том, что люди были изгнаны на юг инопланетянами. Одним из самых загадочных аспектов Мохенджо-Даро является остекление частей этого места, как если бы оно подвергалось воздействию сильного жара, который расплавил кирпич и камень. Это же явление наблюдалось на таких сайтах, как Traprain Law в Шотландии, и приписывалось результатам военных действий. Однако предположения о разрушении города каким-то древним атомным взрывом (работа пришельцев с других планет) обычно не считаются заслуживающими доверия.

    Ведический период

    Какова бы ни была причина заброшенности городов, период, последовавший за упадком цивилизации долины Инда, известен как ведический период, характеризующийся пастырским образом жизни и приверженностью религиозным текстам, известным как Веды. Общество было разделено на четыре класса ( варны ), широко известные как «кастовая система», которые состояли из брахманов наверху (священники и ученые), Кшатрии следующие (воины), Вайшьи (фермеры и торговцы) и Шудры (рабочие). Низшей кастой были далитов , неприкасаемые, которые занимались мясом и отходами, хотя есть некоторые споры о том, существовал ли этот класс в древности.

    Сначала казалось, что эта кастовая система была просто отражением рода занятий, но со временем она стала более жестко интерпретироваться как определяемая чьей-либо кастой, и не разрешалось менять касту или вступать в брак с представителями другой касты, кроме своей собственной. . Это понимание было отражением веры в вечный порядок человеческой жизни, продиктованный верховным божеством.

    Санатана Дхарма считает, что есть один бог, Брахма, которого нельзя полностью постичь, кроме как через множество аспектов, которые раскрываются как различные боги индуистского пантеона.

    Хотя религиозные верования, характерные для ведического периода, считаются гораздо более древними, именно в это время они систематизировались как религия Санатана Дхармы («Вечный порядок»), известная сегодня как индуизм (это название происходит от индского ( или Синдус) Река, где, как известно, собирались верующие, следовательно, «Синдус», а затем «Индус»). Основной принцип Санатана Дхарма заключается в том, что существует порядок и цель вселенной и человеческой жизни, и, приняв этот порядок и живя в соответствии с ним, человек будет испытывать жизнь такой, какой она предназначена для того, чтобы жить должным образом.

    В то время как Санатан Дхарма считается многими политеистической религией, состоящей из многих богов, на самом деле она является монотеистической в ​​том смысле, что она утверждает, что есть один бог, Брахман (Я, но также Вселенная и создатель наблюдаемой вселенной), который, поскольку Его величия нельзя полностью постичь, кроме как через многие аспекты, которые раскрываются как различные боги индуистского пантеона.

    Именно Брахман устанавливает вечный порядок и поддерживает через него вселенную. Эта вера в порядок вселенной отражает стабильность общества, в котором она росла и процветала, поскольку в ведический период правительства стали централизованными, а социальные обычаи полностью интегрировались в повседневную жизнь по всему региону. Помимо Вед , великих религиозных и литературных произведений Пуран , Махабхараты , Бхагавад-Гиты и Ramayana все пришли из этого периода.

    Карта Индии, 600 г. до н.э.

    Кмуссер (CC BY-SA)

    В VI веке до н. э. религиозные реформаторы Вардхамана Махавира (ок. 599–527 до н. э.) и Сиддхартха Гаутама (от ок. 563 до ок. 483 до н. э.) разработали свои собственные системы верований и откололись от господствующей Санатана Дхармы, чтобы в конечном итоге создать свои собственные религии Джайнизм и буддизм соответственно. Эти изменения в религии были частью более широкой модели социальных и культурных потрясений, которые привели к образованию городов-государств и возвышению могущественных королевств (таких как Королевство Магадха при правителе Бимбисаре) и распространению философских школ мысли. бросил вызов ортодоксальному индуизму.

    Махавира отверг Веды и возложил ответственность за спасение и просветление непосредственно на человека, и позже Будда сделал то же самое. Философская школа Чарваки отвергала все сверхъестественные элементы религиозной веры и утверждала, что только чувствам можно доверить постижение истины и, кроме того, что величайшей целью в жизни является удовольствие и собственное наслаждение. Хотя Чарвака не просуществовала как школа мысли, она повлияла на развитие нового образа мышления, который был более обоснованным, прагматичным и в конечном итоге способствовал принятию эмпирических и научных наблюдений и методов.

    Города также расширились в это время, и возросшая урбанизация и богатство привлекли внимание Кира II (Великого, 550–530 гг. до н. э.) Персидской империи Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н. э.), который вторгся в Индию в 530 г. до н. э. и положил начало завоевательный поход в регионе. Десять лет спустя, во времена правления его сына Дария I (Великого, годы правления 522–486 до н. э.), северная Индия находилась под твердым контролем персов (регионы, соответствующие сегодняшним Афганистану и Пакистану), и жители этой области подчинялись Персидские законы и обычаи. Одним из следствий этого, возможно, была ассимиляция персидских и индийских религиозных верований, на что некоторые ученые указывают как на объяснение дальнейших религиозных и культурных реформ.

    Династия Гупта Индия, 320 — ок. 550 CE

    Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

    Великие империи Древней Индии

    Персия господствовала в северной Индии до завоевания Александром Македонским в 330 г. до н.э., который двинулся на Индию после падения Персии. Опять же, иностранное влияние оказало влияние на регион, что привело к возникновению греко-буддийской культуры, которая повлияла на все области культуры в северной Индии, от искусства до религии и одежды. Статуи и рельефы этого периода изображают Будду и другие фигуры как отчетливо эллинские по одежде и позе (известные как художественная школа Гандхара). После ухода Александра из Индии Империя Маурьев (322–185 гг. до н. э.) возникла под властью Чандрагупты Маурьи (ок. 321–329 гг. до н. э.).7 г. до н.э.), пока к концу третьего века до н. э. он не правил почти всей северной Индией.

    Сын Чандрагупты, Биндусара (годы правления 298–272 до н. э.), расширил империю почти на всю Индию. Его сыном был Ашока Великий (годы правления 268–232 до н. э.), под властью которого империя процветала на пике своего развития. Через восемь лет своего правления Ашока завоевал восточный город-государство Калинга, в результате чего погибло более 100 000 человек. Потрясенный разрушением и смертью, Ашока принял учение Будды и приступил к систематической программе, отстаивающей буддийскую мысль и принципы.

    Он основал множество монастырей, щедро жертвовал буддийским общинам и, как говорят, воздвиг 84 000 ступ по всей стране в честь Будды. В 249 г. до н.э., совершая паломничество по местам, связанным с жизнью Будды, он официально основал деревню Лумбини как место рождения Будды, воздвиг там столб и поручил создать свои знаменитые Эдикты Ашоки для поощрения буддийской мысли и ценностей. До правления Ашоки буддизм был небольшой сектой, изо всех сил пытавшейся завоевать сторонников. После того, как Ашока отправил миссионеров в зарубежные страны, несущих буддийское видение, небольшая секта начала превращаться в основную религию, которой она является сегодня.

    Ашока

    Дхарма (CC BY)

    Империя Маурьев пришла в упадок и пала после смерти Ашоки, и страна раскололась на множество маленьких королевств и империй (таких как Кушанская империя) в то, что стало называться Средним периодом. В эту эпоху наблюдался рост торговли с Римом (которая началась около 130 г. до н.э.) после включения Августом Цезарем Египта в состав недавно созданной Римской империи в 30 г. до н.э. Теперь Рим стал основным торговым партнером Индии, поскольку римляне также уже аннексировали большую часть Месопотамии. Это было время индивидуального и культурного развития в различных королевствах, которое, наконец, расцвело в том, что считается Золотым веком Индии во времена правления империи Гупта (320-550 гг. н.э.).

    Считается, что империя Гупта была основана неким Шри Гуптой («Шри» означает «Господь»), который, вероятно, правил между 240-280 годами нашей эры. Поскольку считается, что Шри Гупта принадлежал к классу вайшьев (торговцев), его приход к власти вопреки кастовой системе беспрецедентен. Он заложил основу правительства, которое настолько стабилизировало Индию, что практически каждый аспект культуры достиг своего расцвета при правлении Гуптов. Философия, литература, наука, математика, архитектура, астрономия, технологии, искусство, инженерия, религия и астрономия, среди прочих областей, процветали в этот период, что привело к некоторым из величайших достижений человечества.

    Голова бодхисаттвы, Гандхара

    Мэри Харрш (снято в Художественном институте Чикаго) (CC BY-NC-SA)

    Пураны Вьясы были составлены в этот период, а также были начаты знаменитые пещеры Аджанты и Эллоры с их сложной резьбой и сводчатыми комнатами. Калидаса, поэт и драматург, написал свой шедевр « Шакунтала », а « Камасутра » также была написана или составлена ​​из более ранних произведений Ватсьяяной. Варахамихира исследовал астрономию в то же время, когда математик Арьябхатта сделал свои собственные открытия в этой области, а также осознал важность концепции нуля, изобретение которой ему приписывают. Поскольку основатель империи Гупта бросил вызов ортодоксальной индуистской мысли, неудивительно, что правители Гупта защищали и пропагандировали буддизм как национальную веру, и это является причиной обилия буддийских произведений искусства, в отличие от индуистских, в таких местах, как как Аджанта и Эллора.

    Упадок империи и приход ислама

    Империя медленно приходила в упадок под властью слабых правителей, пока не рухнула около 550 г. н.э. Затем империя Гупта была заменена правлением Харшавардхана (590–647 гг. Н. Э.), Который правил регионом 42 года. Литератор со значительными достижениями (он написал три пьесы в дополнение к другим произведениям), Харша был покровителем искусств и набожным буддистом, который запрещал убийство животных в своем королевстве, но признавал необходимость иногда убивать людей в бою.

    Он был высококвалифицированным военным тактиком, который только раз в жизни потерпел поражение в бою. При его правлении север Индии процветал, но его королевство рухнуло после его смерти. Вторжение гуннов неоднократно отражалось Гуптами, а затем Харшавардханом, но с падением его королевства Индия погрузилась в хаос и раздробилась на маленькие королевства, которым не хватало единства, необходимого для отражения сил вторжения.

    Руины Наланды, Бихар

    Тушар Даял (CC BY-NC-SA)

    В 712 г. н.э. мусульманский полководец Мухаммед бин Квазим завоевал северную Индию, обосновавшись на территории современного Пакистана. Мусульманское вторжение положило конец империям коренных народов Индии, и с тех пор независимые города-государства или общины под контролем города стали стандартной моделью правления. Исламские султанаты возникли в районе современного Пакистана и распространились на северо-запад.

    Несопоставимые мировоззрения религий, которые теперь соперничали друг с другом за признание в регионе, и разнообразие языков, на которых говорят, сделали единство и культурные достижения, которые наблюдались во времена Гуптов, трудновоспроизводимыми. Следовательно, регион был легко завоеван Исламской империей Великих Моголов. Затем Индия оставалась под влиянием различных иностранных влияний и сил (среди них португальцев, французов и британцев), пока, наконец, не завоевала свою независимость в 19 г.47.

    Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

    Древняя Индия: цивилизация и история

    Индия была одним из великих очагов древней цивилизации.

    Для целей данной статьи термин Древняя Индия относится к тому периоду индийской истории, который начался в начале 3-го тысячелетия до н. после 500 г. н.э.

    К этому времени были заложены все основные основы индийской цивилизации. Таким образом, Древняя Индия играет ключевую роль в мировой истории. Его достижения все еще ощущаются сегодня, в современной Индии и в его растущем влиянии во всем мире.

    Содержимое


    Хронология и обзор

    Общество

    Правительство

    Религия

    Литература

    Искусство и архитектура

    Наука и техника

    Наследие Древней Индии

    Дальнейшее изучение


    Историческая карта цивилизации долины Инда

    Хронология и обзор Древней Индии

    Хронология истории древней Индии:

    c. 2800 до н.э.: начало возникновения цивилизации долины Инда

    c.1700 до н.э.: исчезновение цивилизации долины Инда

    c. 1500 г. до н. э.: арийские племена начинают проникать в северную Индию из Центральной Азии

    в. 800 г. до н.э.: использование железа и алфавитного письма начинает распространяться в северной Индии с Ближнего Востока

    c. 500 г. до н.э.: основаны две новые религии, буддизм и джайнизм

    327 г. до н.э.: Александр Македонский завоевывает долину Инда; это приводит к тому, что царь Чандрагупта Маурья из Магада завоевывает долину Инда у преемника Александра Македонского (304 г. до н.э.)


    Фрагмент мозаики Александра, изображающий Александра Великого.

    290 г. до н.э.: преемник Чандрагупты, Биндусара, расширяет завоевания Маурьев в центральной Индии

    269 г. до н.э.: Ашока становится императором Маурьев

    251 г. до н.э.: миссия под руководством Махинды, сына Ашоки, знакомит с буддизмом остров Шри-Ланка

    c. 250 г. до н.э.: основано индийско-греческое царство Бактрии

    232 г. до н.э.: умирает Ашока; вскоре после этого наступает упадок империи Маурьев в

    гг. 150 г. н.э.: скифы (саки) вторгаются на северо-запад Индии

    c. 150 г. н.э.: империя Кушан начинает свой подъем на северо-западе Индии

    c. 300 г. н.э.: империя Гуптов начинает свое восхождение к господству в северной Индии

    в. 500 г. н.э.: империя Гуптов находится в упадке и вскоре исчезнет

     

    Городская цивилизация впервые появилась в древней Индии вместе с цивилизацией долины Инда в начале третьего тысячелетия до н. э., на территории современного Пакистана и северо-западной Индии. Это было одновременно с другими ранними цивилизациями древнего мира, в Месопотамии и Древнем Египте, и является одной из самых ранних цивилизаций в мировой истории. Он славится своими большими и хорошо спланированными городами.

    Цивилизация долины Инда исчезла в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В следующую тысячу лет народ, известный как арийцы, говорящий на индоевропейском языке, переселился в северную Индию из Центральной Азии. Они пришли в Индию как пастушеские полукочевые племена во главе с воинственными вождями. Со временем они стали правителями местного дравидийского населения, которое они там нашли, и сформировали племенные королевства.

    Этот период древней индийской истории известен как ведический век, поскольку он был описан в самых ранних индийских писаниях, называемых Ведами. Это также период формирования, в котором были заложены основные черты традиционной индийской цивилизации. К ним относятся появление раннего индуизма как основополагающей религии Индии и социального/религиозного феномена, известного как каста.


    Страница из рукописи Семьдесят два образца каст в Индии

    Период длился примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. до н.э.; то есть с первых дней арийских миграций до эпохи Будды.

    Племенное общество ранних арийцев уступило место более сложному обществу классической эпохи Древней Индии. В этот период на Индийском субконтиненте возродилась городская цивилизация, а вместе с ней и грамотная культура. Это был один из самых творческих периодов в истории Индии, когда появились две новые религии: джайнизм и буддизм.


    Изображение Индры на слоне Айравата.>

    Этот период древней Индии закончился с возникновением первого великого имперского государства в древней Индии, империи Маурьев, после 320 г. до н.э.

    Империя Маурьев фактически образовалась от царства Магадха. При линии королей династии Нанда (годы правления около 424–322 гг. До н. Э.) Это королевство резко расширилось и охватило большую часть северной Индии; а при следующей династии Маурьев империя распространилась на всю северную и центральную Индию.

    Самым известным из императоров Маурьев, фактически самым известным правителем в истории Древней Индии и одним из самых выдающихся во всем древнем мире, был Ашока (также пишется как Ашока — годы правления 272–232 гг. до н. э.). Он был замечательным и привлекательным правителем: сострадательным, терпимым, твердым, ищущим справедливости и благополучия для всех своих подданных.

    Примерно через пятьдесят лет после смерти Ашоки огромная империя Маурьев начала рушиться. Окраинные провинции отпали, и к середине 2 века до н. э. империя сократилась до основных территорий. На обломках империи возникли и другие могущественные государства, самым могущественным из которых было царство Сатавахана.

    На северо-западе субконтинента, на территории современного Афганистана, возникло еще одно влиятельное государство — индо-греческое царство Бактрия. Вскоре он распался на более мелкие государства, а затем этот район был завоеван скифским народом из Центральной Азии, известным в индийской истории как сака. Они, в свою очередь, были вытеснены с северо-запада кушанским народом, создавшим могущественную империю, охватывающую северную Индию и некоторые районы Центральной Азии.

    Эта череда государств на северо-западе породила самобытную культуру, которую современные ученые называют цивилизацией Гандхара. Это был сплав индийских, греческих и персидских элементов. Буддизм был преобладающей религией здесь, и положение Гандхары на Шелковом пути распространило его влияние повсюду. В частности, его миссионеры принесли буддизм в Китай.

    Гандхара также имела глубокое культурное влияние на Индийском субконтиненте. Искусство и архитектура империи Гуптов многим обязаны ей.

    Общество и экономика в Древней Индии

    Ведический век был «темным веком» в индийской истории, поскольку это было время жестоких потрясений, и не сохранилось никаких письменных записей того периода, освещающих его. Однако это была одна из самых формирующих эпох древнеиндийской цивилизации. Что касается общества, то приход арийцев в древнюю Индию и их утверждение себя в качестве доминирующей группы породили кастовую систему. Это разделило индийское общество на жесткие слои, основанные на религиозных правилах. Первоначально существовало всего четыре касты: каста жрецов, каста воинов, земледельцы и торговцы и чернорабочие. Вне кастовой системы, исключенные из общества, в котором доминировали арийцы, находились «неприкасаемые».

    По мере того, как раннее арийское общество эволюционировало в более оседлое и более городское общество древней Индии, эти кастовые разделения сохранялись. Новые религиозные движения, джайны и буддисты, восстали против него, проповедуя, что все люди равны. Однако каста так и не была свергнута. Действительно, с течением времени он стал более сложным и жестким. Оно сохранилось до наших дней.

    В древности многие группы охотников-собирателей населяли большую часть Индийского субконтинента. Однако экономическая история древней Индии связана с сельскохозяйственным прогрессом. Использование железа распространилось с Ближнего Востока примерно с 800 г. до н.э., что сделало сельское хозяйство более продуктивным, а население выросло. Сначала это происходило на равнинах северной Индии. Однако земледелие железного века постепенно распространилось по всему субконтиненту. Охотники-собиратели все больше и больше вытеснялись в леса и холмы Индии, чтобы в конце концов заняться сельским хозяйством и интегрироваться в арийское общество в качестве новых каст.

    Распространение земледелия железного века было важным событием в истории древней Индии, поскольку оно привело к возрождению городской цивилизации на субконтиненте. Города выросли; расширилась торговля; появилась металлическая валюта, вошло в обиход алфавитное письмо.

    Эти события были закреплены во времена империи Маурьев и ее преемников, и городская цивилизация распространилась по всей Индии.

    Правительство в Древней Индии

    Вожди племен раннего арийского общества были предками принцев и королей, с которыми мы сталкиваемся в более поздней индийской истории. Возрождение городов способствовало появлению должным образом организованных государств. Большинство из них были королевствами, но в древнем мире за пределами Средиземноморья некоторые из них были республиками.

    Возвышение империи Маурьев, охватившей большую часть древней Индии, сопровождалось созданием провинциальной администрации, которая охватывала большую часть субконтинента. Империя была разделена на провинции, и была создана общеимперская организация по сбору налогов. Также была создана разветвленная система шпионажа. Сеть дорог, идущих с юга и севера и с востока на запад, сохранялась. Мощь Маурьев в конечном счете опиралась на их грозную армию, которая, по-видимому, была одной из крупнейших в древнем мире.

    Создание провинций с сильными центрами государственной власти, расположенными в ключевых местах на большей части субконтинента, подготовило почву для следующей главы в истории Индии. По мере ослабления власти Маурьев эти провинции сами по себе стали могущественными региональными королевствами, охватившими территорию, намного большую, чем древняя родина арийцев в северной Индии, и простирающуюся до южной Индии.

    Форма правления, возникшая в пост-Маурьевские века, была более свободной формой управления. На самом деле крупные индийские государства были не столько централизованными королевствами, сколько собранием королевств, подчинявшихся «царю царей». Лучше всего это проиллюстрировано в структуре власти империи Гупта, которая также хорошо отражала сильные и слабые стороны этой системы.

    Религия Древней Индии

    Цивилизация Древней Индии была удивительным рассадником религиозных инноваций.

    Реконструировать религию цивилизации долины Инда невозможно, но есть веские доказательства того, что она оказала большое влияние на последующую религиозную историю Индии. В любом случае, следующий период древней индийской истории, ведический век, ознаменовался возникновением системы верований, которая легла в основу всех более поздних индийских религий.


    Раскопанные руины Мохенджо-Даро с Великой купальней впереди.
    Воспроизведено по лицензии Creative Commons 1.0

    Иногда это называют ведической религией или брахманизмом. Он вращался вокруг пантеона богов и богинь, но также стал включать концепцию «Цикла жизни» — перевоплощения души от одного существа (включая животных и людей) к другому.

    Позднее идея о том, что материальный мир является иллюзией, получила широкое распространение. Такие идеи были более сильно подчеркнуты в новых учениях джайнизма и буддизма, которые также берут свое начало в древней Индии около 500 г. до н.э.

    Джайнизм

    Джайнизм был основан Махаривой («Великий герой», жил около 540–468 гг. до н. э.). Он подчеркивал аспект, уже присутствующий в раннем индуизме, ненасилие по отношению ко всем живым существам. Он также пропагандировал отказ от мирских желаний и аскетический образ жизни.

    Буддизм

    Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартой, Буддой («Просветленным», жил с 565 по 485 г. до н.э.). Он пришел к выводу, что крайний аскетизм не является плодотворной основой для духовной жизни. Однако, как и джайны, он считал, что освобождение от мирских желаний — это путь к спасению. В повседневной жизни буддисты подчеркивали важность этического поведения.

    При империи Маурьев и позднее

    И буддизм, и джайнизм процветали при империи Маурьев и ее преемниках. Некоторые ученые считают, что именно при Ашоке буддизм стал основной религией древней Индии. в королевствах, пришедших на смену империи Маурьев, многие короли во всех частях Индии были счастливы продвигать все три религиозных направления: брахманизм, буддизм и джайнизм. Действительно, степень, в которой они рассматривались как отдельные религии (если такая концепция вообще существовала в Индии в то время), остается под вопросом.

    Возникновение индуизма

    Учения и практики джайнизма и буддизма оказали глубокое влияние на брахманизм и помогли ему развиться в религию, известную нам как индуизм.

    Это был постепенный процесс, который действительно становится очевидным только к концу периода, который мы здесь обозначили как Древнюю Индию (т.е. до 500 г. н.э.). Это определенно имело место во времена империи Гуптов, когда поклонение Шиве и Вишну (культы Шайвы и Вайшнава соответственно) и другим божествам приобретало все большее значение. Эти новые культы включались в верования и обычаи брахманов, тем самым превращая их в раннюю форму индуизма. Возможно, этот процесс больше всего характеризовался тем, что древний ведический акцент на ритуальном жертвоприношении уменьшался, и его место занимало более личное поклонение божеству.

    Древняя индийская литература

    Устная традиция

    Тесно связанная с этими религиозными событиями, древняя Индия произвела фантастически богатую литературу. В течение столетий после прихода в северную Индию, в так называемую «Веду Вед», арийцы создали огромное количество стихов, сказок, гимнов, заклинаний и т. д. в устной традиции, известной как Веды .

    Другим корпусом устной литературы, составленной ближе к концу ведической эпохи, были Упанишады , сборник произведений прозы и поэзии, в которых исследуются глубокие религиозные и философские концепции, в том числе идея о том, что материальный мир является иллюзией, и значение этой идеи для индивидуальной души.

    Наряду с этим возникла традиция сложной эпической поэзии, опять же устной в их первоначальном составе. Наиболее известными примерами являются Рамаяна и Махабхарата . В них пересказываются известные события из полумифологической истории, произошедшие еще в ведическую эпоху.

    Письменные произведения

    Самыми ранними примерами письменных текстов в древней Индии являются краткие, содержательные стихи, называемые сутрами, которые выражают религиозные и философские идеи. Таким образом были сформированы самые ранние джайнские и буддийские писания.

    Только к концу древнего периода истории Индии начали записывать огромное количество устных сочинений ведической эпохи, о которых говорилось выше. Санскрит был языком, на котором это было сделано, с использованием брахмического письма, родового алфавита для всей более поздней индийской литературы.

    Период Гупта был высшей точкой развития древнеиндийской литературы. Величайший из всех индийских поэтов и драматургов Калидаса, вероятно, жил и работал примерно в это время, как и многие другие. Выпускались также работы по математике, медицине, политике и другим предметам. Например, « Арташастра » известного государственного деятеля Каутильи опережает Макиавелли почти на 2000 лет.

    Санскрит и другие языки

    Вплоть до времен Гупты и позже санскрит был языком высокой культуры – и фактически его использование таким образом стало более распространенным с течением времени в древней Индии. Санскрит был древним языком ариев; это был индоевропейский язык, отдаленно связанный с персидским, греческим, латинским, немецким и другими языками. Санскритское письмо было основано на арамейском алфавите, пришедшем в Индию с Ближнего Востока незадолго до 500 г. до н.э.

    Один из величайших лингвистов в мировой истории процветал где-то в последующие столетия. Это был Панини. Он изложил весьма логичные правила грамматики, которые легли в основу классического санскрита. Его основная идея заключалась в том, что слова должны максимально эффективно выражать смысл — краткие сутры в древнеиндийских писаниях воплощают этот принцип. Влияние работ Панини на историю высокой индийской культуры неисчислимо. Большая часть индийского образования основывалась на его принципах, хотя и не на санскрите; они обучали индийских ученых строгой логике, которая служила основным стимулом для интеллектуальных размышлений и дискуссий.

    Несмотря на почти монополию санскрита на научную литературу, по всей Индии все больше популярных произведений писалось на региональных языках. В древности они медленно развивались, превращаясь в литературные языки, которые приносили плоды в средние века и позже.

    Древнеиндийское искусство и архитектура

    Искусство

    Помимо статуэток цивилизации долины Инда, самые ранние дошедшие до нас образцы искусства Древней Индии происходят из великолепных пещерных храмов в центральной Индии. Распространение таких храмов — либо расположенных в естественных пещерах, которые были сформированы для создания религиозного пространства, либо полностью высеченных из скалы — изначально было буддийским нововведением, которое позже переняли индусы. Здесь до нас дошли резьба по камню и расписные фрески, датируемые античными временами, самые ранние из которых датируются империей Маурьев или сразу после нее. Самые известные ранние пещерные храмы находятся в Эллоре, в центральной Индии.

    Отдельные события происходили на северо-западе Индии. Здесь греческий и персидский стили искусства смешивались с индийскими элементами, что привело к возникновению культуры Гандхара. Это богатое слияние традиций оказало бы большое влияние на искусство далеко за пределами Индии, вплоть до Китая; но это также способствовало бы продолжающейся эволюции индийских стилей в живописи и скульптуре.

    Архитектура

    Еще одним буддийским нововведением стала ступа , куполообразный монумент, в котором хранились религиозные реликвии. Самые ранние из них относятся ко временам Маурьев, а самой известной является Великая ступа в Санчи.

    Помимо пещерных храмов, древнеиндийские постройки — светские и религиозные — в основном строились из дерева и кирпича. К сожалению, ни один из них не сохранился из этого периода истории Индии. По-видимому, они включали закругленные арки на окна и двери — в этом случае они предшествовали арочной архитектуре на Западе на несколько столетий.

    Древнеиндийская математика, медицина и естественные науки

    Некоторые из наиболее важных достижений древней Индии относятся к области математики и естественных наук. На самом деле индийская математика, вероятно, была самой развитой в древнем мире.

    Математика

    Индийские математики ясно поняли теорему Пифагора, что квадрат гипотенузы (сторона, противоположная прямому углу) равен сумме квадратов двух других сторон. Религиозные тексты ведического периода содержат примеры простых пифагорейских троек, например, «веревка, натянутая по диагонали прямоугольника, образует площадь, которую вместе составляют вертикальная и горизонтальная стороны».

    Некоторое время спустя, на этапе, обычно приписываемом периоду империи Гупта или чуть раньше, индийские мыслители открыли понятие нуля. Это было чрезвычайно важным достижением в математике, тем более что оно было связано с развитием десятичной системы счисления.

    Это достижение распространилось на запад до Исламского халифата в 8-м и 9-м веках, а оттуда достигло Европы пару столетий спустя. Здесь он освободил математиков от ограничений неуклюжей римской системы счисления и стал решающим фактором в подъеме западной математики и науки.

    Астрономия

    Арьябхата, самый известный ученый времен Гуптов, показал, что Земля представляет собой шар и каждый день вращается вокруг своей оси. Он считал, что она вращается вокруг Солнца, а не наоборот, и что движения звезд вызваны собственными движениями Земли, а не неба. Он определил затмения как тень луны, падающую на Землю.

    Ученые Гупта рассчитали продолжительность солнечного года с точностью, недостижимой ни для одной другой древней цивилизации, включая греков.

    Медицина

    В медицинском трактате под названием Сушрута Самхита (или Компендиум Сушриты, 6 век до н.э.) описаны 1120 болезней, 700 лекарственных растений, подробное исследование анатомии, 64 препарата из минеральных источников и 57 препаратов из животных источников. Хирургия катаракты была известна древним индийским врачам и выполнялась с помощью специально разработанной изогнутой иглы, чтобы ослабить хрусталик и вытолкнуть катаракту из поля зрения.


    Статуя, посвященная Сушруте, в институте Патанджали Йогпит в Харидваре.
    Воспроизведено в Creative Commons 3.0

     

    Наследие Древней Индии в мировой истории

    Эволюция религиозной культуры в древней Индии, в результате которой индуизм, джайнизм и буддизм возникли как три отдельные религии, имела большое значение. в мировой истории. Вместе с тем этим религиям сегодня доверяют миллиарды людей. Буддизм распространился далеко за пределы Индийского субконтинента (где, как ни странно, он стал религией меньшинства) и оказал глубокое влияние на общества в Китае, Японии, Корее, Тибете и Юго-Восточной Азии. В настоящее время она быстро распространяется среди людей на Западе, где, по некоторым подсчетам, это самая быстрорастущая религия.

    Взаимодействие между тремя соперничающими, но тесно связанными системами верований в сочетании со строгой логикой, вытекающей из четко определенных грамматических правил санскрита, создало богатую и терпимую интеллектуальную среду. Это привело бы к достижениям мирового значения. Индийские разработки в области математики помогли заложить основы современной западной математики и, следовательно, современной западной науки.

     

    Дальнейшее изучение:

    Ресурсы карт времени:

    Статьи:

    Цивилизация долины Инд

    Ведический возраст

    Классическая Индия

    Империя Маурья

    Гандхара Цивилизация

    Империя Гупта

    Эмпайлы Deccan of Ancient и Medieval India1111111111111111111111111 гг. Индия и Южная Азия в 3500 г. до н.э.: предыстория

    Индия и Южная Азия в 2500 г. до н.э.: цивилизация долины Инда

    Индия и Южная Азия в 1500 г. до н.э.: арийские миграции

    Индия и Южная Азия в 1000 г. до н.э.: ведическая эпоха

    Индия и Южная Азия в 500 г. до н.э.: Индия Будды

    Индия и Южная Азия в 200 г. до н.э.: империя Маурьев в 30 г. до н.э.: после правления Маурьев

    Индия и Южная Азия в 200 г. н.э.: фрагментированная Индия

    Индия и Южная Азия в 500 г. н.э.: империя Гуптов

    Более широкий контекст, в котором процветала Древняя Индия, см. в разделе Карты древнего мира. .

    Источники:

    Книги

    Основными источниками, которые я использовал для изучения истории древней и средневековой Индии, являются:

    Thapar, R., The Penguin History of Early India, обзор предмета, от истоков до 1300 г. н.э., для обычного читателя.

    Кей, Дж., История Индии, Harper Collins , 2000, представляет собой доступное введение в историю Индии.

    Обойер, Дж., Повседневная жизнь в Древней Индии , Phoenix, 1965, представляет собой очень читабельный взгляд на жизнь в древней и раннесредневековой Индии с 200 г. до н.э. по 700 г. н.э.

    Schmidt, K.J., An Atlas and Survey of South Asian History, Sharpe, 1995, предлагает четкий основанный на картах подход к истории Индии, бесценный для западного читателя, плохо разбирающегося в географии Индии.

    Богато иллюстрированный труд по археологии для широкого круга читателей, в котором хорошо освещена древняя Индия и корни индийской цивилизации, Renfrew, C.