Возникновение экономической теории и этапы развития: Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Содержание

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Зарождение экономической теории

2. Основные этапы развития экономической теории

Зарождение экономической теории

Экономическая теория зародилась в Древней Греции, когда появилось понятие «экономик», связанное с искусством ведения разумного домашнего хозяйства. Этот термин впервые был употреблен древнегреческим философом Ксенофонтом в трактате «Домострой» (430-354 гг. до н.э.) На этапе зарождения экономическая теория охватывала законы развития рабовладельческого, и феодального строя, отражая взгляд дорыночного периода, где преобладало натуральное хозяйство.

Великие географические открытия в XVI веке стимулировали быстрое развитие товарно-денежных отношений. С началом систематизация экономических познаний возникло направление меркантилизма — первой системы экономических знаний.

Основные этапы развития экономической теории

Становление экономической теории в качестве самостоятельного научного направления связано с появлением в XVIII веке школы физиократов. В отличие от меркантилизма, физиократы основой экономической теории считали не торговые, а производственные процессы.

Замечание 1

В дальнейшем классическая школа политической экономии активно развивалась благодаря идеям А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.

Основные этапы развития экономической теории удобно представить в форме анализаее основных школ:

  1. Школа меркантилизма (16-17вв), сущность которой сводилась к установлению источников происхождения богатства. По мнению меркантилистов, богатство отождествлялось с деньгами, а чем выше денежные запасы государства, тем лучше развивается экономика. Наиболее известными представителями меркантилизма являются Т. Мен и А. де Монкретьен, которые ввели в науку понятие политической экономии. Это предопределило на несколько столетий вперед развитие экономической теории как политическая экономия. Прежде всего, это объяснялось все растущей ролью государства в системе первоначального накопления капитала и международной торговли.
  2. Школа физиократов (18век) изучала взаимосвязь природных явлений и экономикой общества. По их мнению, основной источник богатства – это труд в сфере земледелия. Среди основных представителей школы можно назвать Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.
  3. Школа политической экономии (вторая половина 18 века – начало 19 века), основоположником которой считается Адам Смит. Основные идеи учений Адама Смита связаны с идеей либерализма, снижения государственного вмешательства в экономику, рыночным саморегулированием на основе свободного рынка. А. Смиту удалось заложить основу теории трудовой стоимости, показать значимость разделения труда для роста его производительности.
    Учения Давида Рикардо стали продолжением теории А.Смита: было выдвинуто утверждение о зависимости стоимости и цены товара от того количества труда, которое было затрачено на его производство. Согласно Рикардо, прибыль является результатом неоплаченного труда рабочих. Классическая школа является первой научной школой, предложившей для экономического исследования систему связанных между собой категорий и законов. Источником богатства является не внешняя торговля (как считали меркантилисты), не природные условия (как считали физиократы), а производственная деятельность и многообразные формы труда. В основе выдвинутой трудовой теории ценности лежат затраты овеществленного и живого труда, человек, действуя для собственного интереса, способствует преумножению общественного богатства. Задачей государства стало создание правовых основ для эффективной экономической деятельности.
  4. Марксизм. Достижения классической школы политической экономии были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в рамках теоретической концепции марксизма. Марксизм или научный социализм (коммунизм) сформировал следующие принципы построения экономики: наличие общественной собственности на средства производства, запрет на эксплуатацию человеческого труда, установление равной платы за равный труд, а также обеспечение всеобщей и полной занятости. В конце XIX века появился марженализм, который стал реакцией на экономические учения К.Маркса, его критическим осмыслением. Марженализм стал основой современной неоклассической экономической теории. Представители марженализма (школа предельного анализа) К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, Э. Б. Баверк, У. Джевонс считали, что на стоимость любого товара влияет его предельная полезность для потребителя.
  5. Школа неоклассической экономики стала синтезом идей Д. Рикардо и основных положений марженализма. Представителями неоклассизма являются А. Маршал и А. Пигун. Неоклассики рассматривали экономическое хозяйство в качестве совокупности агентов микроэкономики, которые стремятся извлекать максимальную полезность при существующих минимальных издержках.
    Государство должно использовать как налоговые, так и денежно-кредитные методы экономического регулирования.
  6. Школа кейнсианства (20-начало 21века) основана на учениях Джона Кейнса, который теоретически обосновал важнейшие принципы государственного регулирования рынка и экономики посредством управления спросом, изменения структуре денежной массы в обращение. Такое регулирование позволяет управлять инфляцией, занятостью, неравномерным спросом и предложением товаров, подавляя финансовые кризисы.
  7. Институциональное направление (20-начало 21века) предполагает отход от преобладания технических факторов, обращая все большее внимание на человека и социальные проблемы. Главной идеей современного институционализма становится утверждении о роли человека как ключевого ресурса экономики постиндустриального общества. Постиндустриальная система экономики должна быть переориентирована на всесторонне личностное развитие. Среди основных представителей школы можно назвать Т.
    Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла, Дж.Гэлбрейта.
  8. Неоконсервативное направление экономической теории (монетаризм) развивается в конце ХХ века, его главным принципом становится утверждение о способности экономики к саморегулированию, а основной задачей государства в современных условиях становится регулирование денежного потока. Основателем неоконсервативной школы принято считать Милтона Фридмана.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.07.2022

Выполнение любых типов работ по экономической теории

Отчет по практике по экономической теории Дипломная работа на тему обеспечение экономической безопасности Курсовая работа на тему виды рынков Курсовая работа на тему конкурентные преимущества Курсовая работа на тему конкуренция и ее виды Курсовая работа на тему экономический рост Курсовая работа на тему антиинфляционная политика Реферат по экономической теории Эссе по экономической теории Доклад на тему экономическая теория

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

6.

Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития

Возникновение экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап — экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах ⌠справедливая цена ⌠ на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое ⌠губит человеческую душу¦.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.


Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа — МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ — торговец, купец). Она считала, что богатство людей — это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ — искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.
Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио — природа, и крат- власть), Основатель этого направления — Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр. , обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. ⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т. д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им — (ЗП), остальную часть — прибавочную стоимость — присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) — основной труд — ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.
Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) . В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление.
В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос — новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской — А. Маршалл и лозаннской — Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики — то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории — отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов — не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. ⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского . ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

      1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь — т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.

 

      2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается , видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.

 

    3. Рынок — это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий — техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.


Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.

стадий экономического развития | Американский университет онлайн

  • Домашняя страница
  • Дипломы онлайн
  • Магистр экономики, специализация прикладной экономики
  • Ресурсы программы
  • Каковы этапы экономического развития?

You are here

Home » Онлайн-степени » Магистр экономики, специализация «Прикладная экономика» » Программные ресурсы

роста и экономического развития.

Разница между экономическим ростом и экономическим развитием

Очевидно, что устойчивый экономический рост обычно подразумевает экономическое развитие, однако большинство экономистов, занимающихся вопросами развития, тем не менее используют эти два термина по-разному. Экономический рост обычно относится к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП), а экономическое развитие обычно относится к структурным преобразованиям, в основном в экономике.

Этапы экономического роста и экономического развития

В отличие от этапов экономического роста (которые были предложены в 1960 экономистом Уолтом Ростоу как пять основных стадий: традиционное общество, предпосылки для взлета, взлет, стремление к зрелости и эпоха высокого массового потребления), не существует четкого определения стадий экономического развития. Тем не менее, большинство экономистов, занимающихся экономикой развития, согласны с тем, что ключевые этапы развития связаны с тремя различными переходами: а) структурная трансформация экономики, б) демографический переход и в) процесс урбанизации.

Анализ основных этапов экономического развития

  1. Под структурной трансформацией понимается изменение состава ВВП. Первоначально экономическая деятельность и рабочие места базировались в сельскохозяйственном секторе. По мере развития доля сельского хозяйства в ВВП снижается, поскольку экономическая деятельность и рабочие места смещаются в сторону промышленного сектора, особенно обрабатывающей промышленности. После нескольких десятилетий индустриализации сфера услуг постепенно обгонит долю промышленности, в то время как доля сельского хозяйства будет продолжать снижаться. Другими словами, на заключительном этапе развития мы обычно имеем экономику, в которой люди зарабатывают средства к существованию преимущественно в сфере услуг и все еще важном, но уменьшенном промышленном секторе.
  2. Демографический переход определяется главным образом изменениями коэффициентов рождаемости (т. е. числа детей на одну женщину) и изменениями ожидаемой продолжительности жизни. Первоначально показатели рождаемости высоки, но из-за относительно высокой смертности (особенно высокой детской смертности) рост населения ограничен. На следующем этапе увеличиваются как коэффициенты рождаемости, так и ожидаемая продолжительность жизни, что приводит к резкому увеличению численности населения. При непрерывном развитии ожидаемая продолжительность жизни продолжает увеличиваться, но резко снижающиеся коэффициенты рождаемости ограничат рост населения.
  3. Основными факторами, приводящими к процессу урбанизации, являются миграция людей из сельской местности в поисках работы в формирующиеся городские центры, превращение первоначально полугородских пригородов в полноценные городские центры, а также различия в динамике населения между сельскими и городскими районами. .

Альтернативное, как правило, более узкое определение стадий развития относится к моделям развития с упором на структурные изменения в экономике. Два видных экономиста Всемирного банка, Холлис Ченери и Мойзес Сирквин, определили модель развития как систематическое изменение любого существенного аспекта экономической или социальной структуры, связанное с повышением уровня дохода или другого показателя развития.

Магистр прикладной экономики

Многие преподаватели Американского университета, в том числе и я, имеют опыт экономического развития и привносят этот опыт в аудиторию. Студенты, обучающиеся по программе магистра прикладной экономики , могут изучать теории экономического развития и эмпирические проверки этих теорий в Обзоре экономического развития (ECON 661). Выпускники программы «Магистр экономики» продолжили работу в таких организациях развития, как Всемирный банк, Вашингтонский фонд Малави и World Learning.

Рекомендуемая дополнительная литература: Branson, William H., Isabel M. Guerrero, and Bernhard G. Gunter (1998). Модели развития, 1970–1994 годы. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, рабочий документ по ЭОД; доступно по адресу: http://siteresources.worldbank.org/WBI/Resources/wbi37132.pdf

Об авторе

Д-р Гюнтер — международный ученый в области экономики развития. Его области знаний включают макроэкономику развития, анализ устойчивости долга и социальные последствия глобализации. Он также интересуется анализом политики сокращения бедности, стратегий макроэкономического развития и экономических проблем, связанных с изменением климата. Его текущие исследования сосредоточены на вопросах развития Бангладеш. Узнайте больше о докторе Гюнтере.

Чтобы узнать больше об онлайн-курсе магистра искусств и экономики Американского университета по специальности «Прикладная экономика», запросите дополнительную информацию или позвоните нам по бесплатному телефону 855-725-7614.

Международные модели развития, стратегии, теории и объяснения

Печать

Теория модернизации (Ростоу)

Следующая информация цитируется Джейкобсом, Дж. (без даты). Пять стадий экономического роста и развития Ростоу подвергаются широкой критике. Проверено 26 марта 2015 г.

Пять стадий экономического роста и развития Ростоу широко критикуются

Джульет Джейкобс

Теории развития в географии

Географы часто стремятся классифицировать места, используя шкалу развития, часто разделяя нации на «развитые» и «развитые» развивающихся», «первый мир» и «третий мир», или «ядро» и «периферия». Все эти ярлыки основаны на оценке развития страны, но возникает вопрос: что именно означает быть «развитым» и почему одни страны развились, а другие нет? С начала двадцатого века географы и те, кто занимается обширной областью исследований развития, пытались ответить на этот вопрос и в процессе придумали множество различных моделей для объяснения этого явления.

В.В. Ростоу и этапы экономического роста

Одним из ключевых мыслителей в исследованиях развития двадцатого века был У.В. Ростоу, американский экономист и государственный служащий. До Ростоу подходы к развитию основывались на предположении, что «модернизация» характерна для западного мира (в то время более богатых и могущественных стран), которые смогли выйти из начальных стадий отсталости. Соответственно, другие страны должны подражать Западу, стремясь к «современному» состоянию капитализма и либеральной демократии. Используя эти идеи, Ростоу написал свои классические «Этапы экономического роста» в 1919 г.60, в котором представлены пять шагов, через которые должны пройти все страны, чтобы стать развитыми: 1) традиционное общество, 2) предпосылки для взлета, 3) взлет, 4) стремление к зрелости и 5) эпоха высокого массового потребления. Модель утверждала, что все страны существуют где-то в этом линейном спектре и поднимаются вверх по каждой стадии процесса развития:

  • Традиционное общество: Эта стадия характеризуется устойчивой, основанной на сельском хозяйстве экономикой с интенсивным трудом и низким уровнем торговли и населения, у которого нет научного взгляда на мир и технологии.
  • Предпосылки для взлета: Здесь общество начинает развивать производство и более национальное/международное, а не региональное мировоззрение.
  • Взлет: Ростоу описывает эту стадию как короткий период интенсивного роста, когда начинается индустриализация, а рабочие и институты концентрируются вокруг новой отрасли.
  • Стремление к зрелости: Этот этап занимает длительный период времени, поскольку уровень жизни растет, использование технологий расширяется, а национальная экономика растет и диверсифицируется.
  • Эпоха Высокого Массового Потребления: На момент написания этой статьи Ростоу считал, что страны Запада, в первую очередь Соединенные Штаты, занимают последнюю «развитую» стадию. Здесь экономика страны процветает в капиталистической системе, характеризующейся массовым производством и потребительством.

Модель Ростоу в контексте

Модель стадий роста Ростоу — одна из самых влиятельных теорий развития двадцатого века. Однако это также было основано на историческом и политическом контексте, в котором он писал. «Этапы экономического роста» были опубликованы в 1960, в разгар холодной войны, и с подзаголовком «Некоммунистический манифест», он был откровенно политическим. Ростоу был яростным антикоммунистом и правым; он смоделировал свою теорию по образцу западных капиталистических стран, которые индустриализировались и урбанизировались. В качестве сотрудника администрации президента Джона Ф. Кеннеди Ростоу продвигал свою модель развития как часть внешней политики США. Модель Ростоу иллюстрирует желание не только помочь странам с низким доходом в процессе развития, но и утвердить влияние Соединенных Штатов на влияние коммунистической России.

Рисунок 8.4. Этапы экономического роста Ростоу
Нажмите, чтобы развернуть, чтобы получить дополнительную информацию

Блок-схема этапов экономического роста Ростоу

Блок-схема начинается слева внизу с традиционного общества и перемещается вверх и вправо по следующим шагам.

1. Традиционное общество

а. Ограниченная технология; статическое общество

б. Переход, вызванный внешним влиянием, интересами или рынками

2. Условия для взлета

а. Коммерческая эксплуатация сельского хозяйства и добывающей промышленности

b. Создание физической инфраструктуры (дороги, железные дороги и т. д.) и появление социальной/политической элиты

3. Взлет

а. Развитие производственного сектора

b. Инвестиции в производство превышают 10% национального дохода; развитие современных социальных, экономических и политических институтов

4. Стремление к зрелости

а. Развитие более широкой промышленной и коммерческой базы

b. Использование сравнительных преимуществ в международной торговле

5. Высокое массовое потребление

Кредит: Нокс и Марстон

Основной аргумент Ростоу заключается в том, что некоторые места продвинулись дальше других в плане экономического развития (как показано на карте ВНП). Ростоу считает, что более бедные места находятся на начальном или начальном этапе развития, в то время как страны с более высоким уровнем ВНП находятся на более позднем этапе более высокого развития. Таким образом, все места находятся на определенной стадии последовательности развития.

Последовательность развития, очерченная Ростоу, включает следующие пять стадий:

  1. традиционное общество
  2. предпосылки для изменения
  3. взлет
  4. стремление к зрелости
  5. массовое потребление

Эти этапы предполагают, что общество переходит от традиционной фазы, которая характеризуется отсутствием контакта с западным обществом, отсутствием науки и техники, зависимостью от сельского хозяйства и высоким уровнем бедности, к модернизированной, индустриализированной и развитая экономика. Ростоу утверждает, что благодаря увеличению инвестиций, расширению контактов с модернизированным западным обществом и изменениям в традиционной культуре и ценностях общества станут более развитыми.

Что такое предполагаемая цель и модель ?

Целью является промышленно развитая капиталистическая либеральная демократия; США является образцом. Теория модернизации — это, по сути, теория диффузионизма: предпосылка состоит в том, что развитие в США и Европе может быть скопировано где-либо еще. Он утверждает, что развивающимся странам нужен хотя бы первоначальный стимул из внешнего источника, возможно, из развитой страны, чтобы дать толчок процессу. Следовательно, он утверждает, что внутреннее развитие маловероятно. [Обратите внимание на акцент на внешнем раздражителе: как же это происходило в первых случаях?]

Следующая информация взята из Jacobs, J. (nd). Пять стадий экономического роста и развития Ростоу подвергаются широкой критике. Проверено 26 марта 2015 г.

Продолжение: Пять стадий экономического роста и развития Ростоу широко критикуются

Джульет Джейкобс

Многие до сих пор рассматривают модель Ростоу как дорожную карту развития страны. Сингапур — один из лучших примеров страны, которая росла таким образом и сейчас является заметным игроком в мировой экономике. Сингапур — это страна Юго-Восточной Азии с населением более пяти миллионов человек, и когда она стала независимой в 19 году65, у него не было особых перспектив роста. Тем не менее, он рано индустриализировался, развивая прибыльное производство и высокотехнологичные отрасли. Сингапур в настоящее время сильно урбанизирован, и 100% населения считается «городским». Это один из самых востребованных торговых партнеров на международном рынке с более высоким доходом на душу населения, чем во многих европейских странах.

Критика модели Ростоу

Как показывает пример Сингапура, модель Ростоу по-прежнему проливает свет на успешный путь экономического развития некоторых стран. Тем не менее, есть много критических замечаний по поводу его модели. В то время как Ростоу демонстрирует веру в капиталистическую систему, ученые критикуют его склонность к западной модели как к единственному пути к развитию. Ростоу излагает пять кратких шагов на пути к развитию, и критики отмечают, что не все страны развиваются таким линейным образом; некоторые пропускают шаги или идут разными путями. Теорию Ростоу можно охарактеризовать как теорию «сверху вниз», или теорию, в которой делается акцент на просачивающемся эффекте модернизации городской промышленности и западного влияния на развитие страны в целом. Более поздние теоретики бросили вызов этому подходу, подчеркнув парадигму развития «снизу вверх», в которой страны становятся самодостаточными за счет местных усилий, а городская промышленность не нужна. Ростоу также предполагает, что все страны стремятся развиваться одинаково, с конечной целью высокого массового потребления, не принимая во внимание разнообразие приоритетов, которые придерживается каждое общество, и разные меры развития. Например, хотя Сингапур является одной из самых экономически процветающих стран, он также имеет один из самых высоких разрывов в доходах в мире. Наконец, Ростоу игнорирует один из самых фундаментальных географических принципов: местоположение и положение. Ростоу исходит из того, что все страны имеют равные шансы на развитие, независимо от численности населения, природных ресурсов или местоположения. Сингапур, например, имеет один из самых оживленных торговых портов в мире, но это было бы невозможно без его выгодного географического положения как островного государства между Индонезией и Малайзией.

Несмотря на многочисленную критику модели Ростоу, она до сих пор является одной из наиболее широко цитируемых теорий развития и главным примером пересечения географии, экономики и политики.

Источники:
Binns, Tony, et al. Географии развития: Введение в исследования развития, 3-е изд. Харлоу: Pearson Education, 2008.

«Сингапур». CIA World Factbook, 2012. Центральное разведывательное управление. 21 августа 2012 г.

Критика теории модернизации Ростоу:
  • Целью является промышленно развитая капиталистическая либеральная демократия; США является образцом.
  • Модель предполагает, что разработка в США и Европе может быть скопирована в другом месте. Один размер подходит всем.
  • Он игнорирует многое из географии и истории, например влияние колонизации на экономическое развитие.
  • Он не устраняет препятствия на пути развития, с которыми сталкиваются ранее колонизированные регионы: эксплуатация ресурсов, геноцид, политическое господство в течение длительных периодов времени, гражданские беспорядки, крайняя бедность, искусственные границы (Африка).
  • Страны, которые не развиваются так, как США или Европа, рассматриваются как «проблемные».
  • Существуют экологические ограничения для массового потребления (конечная цель).

Теория зависимости: развитие слаборазвитости (Фрэнк)

  • Масштаб анализа: региональный/глобальный
  • Благодаря историческому (колониальному) и современному (неоколониальному) взаимодействию развивающиеся страны претерпели изменения, но к худшему.
  • Источник дешевой рабочей силы и сырья для развитых стран, из-за которого эти бедные страны еще больше истощились и обнищали.
  • Неравный обмен и ухудшение условий торговли.
  • Отсутствие институтов и инфраструктуры не обязательно является проблемой.
    • т. е. инфраструктура в Африке, ТНК, МВФ и ВБ
    • Неотъемлемым является вопрос о том, кому они служат.
Критика теории зависимости:
  • Поскольку проблема заключается в международной капиталистической системе, решение заключается в революции капиталистической системы.
  • Рассматривает основные страны как препятствие на пути к благосостоянию периферийных стран.
  • Тяжелый вес на роли правительства — служить народу.

Импортозамещение

Индустриализация замещения импорта (ИСИ) — это торгово-экономическая политика, направленная на замену иностранного импорта отечественной продукцией. ISI основан на предпосылке, что страна должна попытаться уменьшить свою иностранную зависимость за счет местного производства промышленной продукции. Ранние европейские торговцы и производители еще в 1400-х годах научились импортозамещению (копированию и производству товаров, ранее доступных только путем торговли). Этот процесс способствовал превращению Западной Европы в центральный регион мира (Knox & Marston, 2013).

В качестве современной стратегии экономического развития импортозамещающая индустриализация представляет собой гораздо более сложную задачу. Цель здесь состоит в том, чтобы развивать диверсифицированную экономику, а не специализироваться на сырьевом сырье.

Экспортно-ориентированная торговля на основе сравнительных преимуществ

Парадигма роста, ориентированная на экспорт, приобрела известность в конце 1970-х годов, когда она заменила парадигму импортозамещения, которая доминировала в политике развития (особенно в Латинской Америке) в течение тридцати лет после Вторая Мировая Война. Рост, ориентированный на экспорт, — это стратегия развития, направленная на увеличение производственных мощностей за счет сосредоточения внимания на внешних рынках.

Основные примеры, вероятно, включают кофе в Перу и некоторых частях Африки к югу от Сарахана; низкооплачиваемая рабочая сила для производства во Вьетнаме, Таиланде, Мексике; программное обеспечение из Кремниевой долины и Сиэтла; и т. д.

Сравнительное преимущество: Преимущество в производстве продукта, которым пользуется одна страна по сравнению с другой.

Эту модель предпочитают большинство основных экономистов и крупные международные организации, такие как Всемирный банк и МВФ.

Модель поздних разработчиков: учитесь у предшественников

Это концепция Гершенкрона о поздних разработчиках. Его идея заключалась в том, что в Европе есть страны, которые хотят пойти по промышленным стопам Британии. Проблема заключалась в том, как они могли компенсировать огромное преимущество, которое Британия уже набрала? Если вы хотели попасть в игру, вы должны были входить невероятно по-крупному. Вы должны были иметь передовые технологии, и вы должны были привлечь или сохранить огромные суммы капитала, чтобы компенсировать лидерство, которое было у Британии, и прийти на борт, производя самые последние технологии и агрессивно конкурируя за долю рынка. Однако у поздней разработки есть свои преимущества: вы можете учиться на ошибках своих предшественников, заимствовать их лучшие и новейшие подходы и план время выхода на рынок.

Примером этого на уровне фирмы может быть производитель автомобилей Kia. Эта южнокорейская компания продемонстрировала огромный рост продаж в США на за последние шесть лет, в основном за счет повторения прежней стратегии Honda по производству простых, надежных автомобилей для очень дешевого сегмента рынка. Kia делала то же самое, что и Honda, начиная с 1970-х годов, но с еще более дешевыми автомобилями, более эффективными методами производства и значительной помощью правительства Южной Кореи.

Государственное вмешательство

Совместимо с любым из вышеперечисленных, координируется государством для снижения неэффективности.

  • Общие проблемы включают повышение нормы национальных сбережений; сбалансированный рост в разных секторах экономики; управление демографическими и экономическими сдвигами, сопровождающими переход от сельского, аграрного общества к городскому, индустриальному; управление денежно-кредитной политикой, чтобы иностранные инвесторы вкладывали средства в страну и доверяли национальной валюте, и так далее.
  • Очень часто государству приходится привлекать огромные суммы капитала путем заимствования на международных кредитных рынках. Само правительство может вмешиваться в процесс индустриализации.
  • Например, правительство Южной Кореи выступило в роли предпринимателя, банкира и создателя промышленной структуры. Корейское государство намеренно скорректировало экономику с помощью субсидий, защиты, контроля над ценами (продукты питания и т. д.) и ограничений на прямые иностранные инвестиции.

Не существует единой формулы, одинаково подходящей для всех стран. Каждая из вышеперечисленных моделей или стратегий будет или не будет работать (в упомянутой форме или в некоторой гибридной или модифицированной форме) в зависимости от исторических непредвиденных обстоятельств, структуры правительства, геополитического положения, обеспеченности природными ресурсами и так далее. И, конечно же, международная организация глобальной экономики — то, как создаются, регулируются и развиваются правила с течением времени, будет определять, как та или иная стратегия будет работать на глобальном рынке.