Виды политические институты: Политические институты | Понятия и категории
2.1
2.1. Классификация политических институтов
Существует множество общественных институтов, с помощью которых реализуется политика. Исследователи в качестве институтов выделяют нормы (правила, обычаи) и организации. Другими словами, есть институты-нормы (законы, правила, обычаи) и институты-практики (организации и устойчивые механизмы политического взаимодействия). Мы будем рассматривать в качестве политических институтов организации и их системы, в том числе органы власти, учреждения, участвующие в политике, наделенные соответствующими ресурсами, обеспеченные кадрами, обученными и действующими по правилам.
Важно обратить внимание на разграничение институтов собственно политических и институтов вспомогательных (косвенно политических). К первым относятся, например, политические партии и политизированные общественные движения. Вспомогательные политические институты – СМИ, религиозные объединения, группы интересов (предпринимательские объединения, профсоюзы, потребительские общества и союзы и др.
Бывает, что порой неполитические по своей природе институты могут включиться в политику. Например, союзы филателистов, музыкантов осуществляли выдвижение своих кандидатов на I Съезд народных депутатов СССР в 1989 г. А в 1995 г. в России на выборах депутатов в Государственную Думу вполне официально баллотировались кандидаты от Партии любителей пива (была тогда такая партия).
Поскольку мы в этом разделе говорим о государстве, то нас будут интересовать прежде всего классификация государственных институтов и их участие в политике. В практике государственного управления большинство органов власти и учреждений, так или иначе, связано с политикой. Государство – важнейший компонент политической системы общества; оно является политическим макроинститутом системного типа, то есть включающим политические институты разного масштаба: подсистемы политических институтов (ветви государственной власти, региональные органы власти, ведомственные системы органов власти) и единичные институты (орган государственной власти).
Функции ряда органов ориентированы на прямое участие в политике. Какие же государственные органы можно считать собственно политическими институтами? Таковыми являются глава государства, администрация президента, правительство и его председатель, парламент, Совет безопасности, министры (иностранных дел, культуры и др.), омбудсмены.
Наряду с государственными политическими институтами функ-
ционируют негосударственные политические институты – общественные объединения, институты местного самоуправления. Роль таких политических институтов также могут выполнять СМИ, бизнес-ассоциации, конфессиональные и профессиональные объединения.
Среди политических институтов выделяется такая разновидность, как общественно-государственные политические институты, которые формируются одновременно и государственными органами и общественностью. Например, общественные палаты, в том числе Общественная палата РФ, общественные советы при Президенте, Правительстве, министерствах.
Политические партии, представители которых входят по результатам выборов в парламенты, обретают также общественно-государственный характер. Ее депутаты образуют фракции. Они заседают в законодательном органе, разрабатывают законопроекты, принимают законы; депутаты от имени Государственной Думы выполняют государственные функции. В то же время политические партии формируются на общественной основе. Так партия приобретает характер общественно-государственного института.
Политические институты | Понятия и категории
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ — политические организации, играющие определенную роль в политической жизни общества.
Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или прямое воздействие на нее (государство

Ко второй группе — несобственно-политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в неполитических сферах жизни (профсоюзы, религиозные, кооперативные, корпоративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации вынуждены участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы. К третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества, самодеятельные коллективы). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства, партий, движений. Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:
— наличием самой широкой социальной основы;
— обладанием специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;
— использованием широкого набора средств воздействия на граждан.
— монополией на правотворчество, в том числе и в области функционирования всей политической системы;
— владением огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;
— выполнением интегрирующей роли, функций по объединению общества вокруг наиболее значимых, общенациональных, общегражданских проблем.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 290-291.
23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
1. Особенности проведения вступительного испытания «Специальная дисциплина» для поступающих в аспирантуру
1.1 Программа вступительного испытания сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и (или) программам магистратуры.
1.2 Вступительное испытание проводится с сочетанием письменной и устной формы.
1.3 Вступительное испытание оценивается по 15-ти балльной шкале.
2. Содержание разделов (перечень вопросов) для подготовки поступающих:
2.1 Раздел 1
1. Представления о политических институтах и политической власти в Древнем мире.
3. Современные взгляды на политические институты и власть ( вторая половина XX- века).
4. Понятие, основные функции и структура политической системы.
5. Понятие и сущность концепции политической власти.
6. Понятие и формы политического участия.
7. Государство как главный институт публичной власти.
8. Монархия как форма государственного правления.
9. Республика как форма государственного правления.
10. Формы государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная.
11. Политическая социализация: понятие, факторы, институты.
12.

13. Функции законодательной, исполнительной и судебной властей.
2.2. Раздел 2
1. Формы взаимодействия субъектов в политическом процессе: консенсус, гегемония, компромисс, конфликт, конфронтация.
2. Теории модернизации.
3. Политические позиции. Политическое участие и основные формы политического поведения.
5. Понятие политического конфликта и политического кризиса. Роль политических конфликтов в обществе.
6. Возникновение, стадии развития и методы разрешения политических конфликтов.
8. Проблемы создания нового международного политического и экономического порядка. Глобальные проблемы современности.
2.3. Раздел 3
1. Понятие политической элиты. Политическая элита как субъект политики.
2. Система рекрутирования элиты.
3. Современная российская политическая элита и ее роль в формировании общества.
4. Природа и основные теории политического лидерства.
5. Политический имидж, особенности его формирования и использования.
1. Политические партии как социальное явление: понятие, функции, генезис и этапы развития.
2. Избирательная система и ее типы.
3. Плюрализм теорий политической системы в конце XIX- середине XX – века.
4. Понятие и виды общественных организаций и движений. Их функции в гражданском обществе и в системе политико-властных отношений.
5. Общественные организации и движения в России.
3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин для подготовки поступающих:
3.1. Основная литература
1. Гаджиев, К. С. Политология [Текст] : учебник / К. С. Гаджиев. — 2-е изд., перераб., и доп. — М. : Логос, 2009. — 432 с.
2. Мельник, В. А. Введение в политическую теорию [Электронный ресурс] : пособие / В.А. Мельник. — Минск: Выш. шк., 2012. — 511 с.
3. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 189 с.: 60×88 1/16. — (Высшее образование)
4. Политическая социология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 с.
5. Государство будущего: политико-правовой аспект. Сборник статей материалов II международной научно — практической конференции «Государство будущего: политико-правовой аспект». — Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2014.
6. Мифологизация политической и правовой жизни: Монография / Е.А. Лукашева; Институт государства и права РАН. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 272 с.
7. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. — 3-e изд., доп. — М.: Норма, 2009. — 736 с.
8. Современное государство: вопросы теории / А. Д. Керимов. — М.: НОРМА, 2007. — 144 с.
9. Шкель, С. Н. Постсоветский авторитаризм в сравнительной перспективе [Текст] : монография / С. Н. Шкель. — Уфа :Гилем, 2014. — 352 с.
3.2 Дополнительная литература
1. Зерчанинова, Т.Е. Исследование социально- экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Т.Е. Зерчанинова. – М.: Логос, 2010. -304 с.
2. Гаджиев, К. С. Политология [Текст] : учебник / К. С. Гаджиев. — 2-е изд., перераб., и доп. — М. : Логос, 2009. — 432 с.
3. Мельник, В.А. Введение в политическую теорию [Электронный ресурс] : пособие / В.А. Мельник. — Минск: Выш. шк., 2012. — 511 с.
4. Карпович, О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения [Электронный ресурс] : монография / О. Г. Карпович. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. — 503 с.
5. Лютый, В.П. Политический менеджмент (политология, прикладные исследования, менеджмент) [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В.П. Лютый. — М.: Российская академия правосудия, 2012. — 292 с.
3.3. Интернет-ресурсы
1. T&F (Taylor&Francis Group Journals): Politics & International Relations [Электронныйресурс].
определение, их виды и функции
Политический институт — определение
Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.
Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:
- формирование политической власти;
- поддержание структуры управления;
- передача политической информации общественности и другие функции.
Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.
Классификация политических институтов:
- Собственно-политические системы, представляющие собой организации, которые осуществляют власть или прямо воздействуют на нее.
К ним относятся государство, партии, общественно-политические движения.
- Несобственно-политические институты, которые функционируют в неполитических сферах деятельности, такие, как профсоюзы, религиозные, кооперативные, корпоративные структуры. Цели данных механизмов не могут быть достигнуты вне политической системы, хотя не связаны с борьбой за власть и решением политических задач.
- Организации с незначительным политическим аспектом в деятельности, включая клубы по интересам, спортивные общества, самодеятельные коллективы. Цель таких структур — достижение личных интересов и потребностей определенных слоев общества. Так как на эти объекты воздействуют государство, партии или движения, они приобретают политическую характеристику.
«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.
Атрибуты институтов
Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.
- Нормы, регулирующие принцип взаимного действия.
- Санкции, направленные на формирование нормальных моделей поведения.
- Институциональный порядок.
С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.
Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами
Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.
Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе
Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.
Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей
Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.
Признаки
Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:
- члены-участники системы;
- наличие полномочий;
- для реализации миссий используются имеющиеся ресурсы;
- распределение ролей;
- формирование норм и правил.
Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.
Функции
Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.
Общие функции институтов:
- объединение общества и социальных групп для реализации их коренных интересов;
- разработка программы по формулировке и реализации запросов социальных общностей;
- упорядочение и контроль процессов в обществе;
- создание пространства общественных отношений, в которое интегрируются другие социальные слои и группы;
- защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, которые отражают интересы представляемых общностей;
- реализация приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.
Разновидности
В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:
- институт исполнительной власти представляет собой сложную систему, которая формируется между государственными органами и должностными лицами в процессе текущего управления общественными делами и действиями населения;
- институты судебной власти представляют собой систему конституционного, административного, гражданского, уголовного судопроизводства, а также судов общей юрисдикции;
- институт гражданства формирует систему взаимных обязательств между государством и гражданином;
- институт избирательного права необходим для установления порядка выборов представителей граждан, которые занимают должности в органах власти разнообразных уровней, включая президентский пост.
Институт парламентаризма
Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:
- разработка обязательных для исполнения норм правовой системы;
- отстаивание интересов каждой из социальных групп населения страны.
Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.
Институт государственной службы
Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.
Институт главы государства
Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.
Институты судопроизводства
Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.
Структура
Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:
- Институциональный включает различные социально-политические институты и учреждения.
- Функциональный представляет собой совокупность ролей и функций, осуществляющихся отдельными социально-политическими институтами или их комплексами.
- Регулятивный в виде совокупности политико-правовых норм и других инструментов для контроля взаимодействия субъектов системы.
- Коммуникативный является комплексом различных отношений, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов системы, относительно вопросов власти, выработки и осуществления политики.
- Идеологический состоит из идей, теорий концепций, включая разные формы политического сознания, политической и правовой культуры, политической социализации.
Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:
- Государство, политические организации, учреждения и объединения.
- Политические отношения.
- Политические и правовые нормы и принципы.
- Политическое сознание и культура.
Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.
Негосударственные политические еденицы: партии и группы интересов
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня в нашем блоге пойдет речь о негосударственных политических единицах, безусловно, данный термин может Вас в некоторой степени смутить, но не стоит беспокойств, под сложным термином скрываются политические партии и общественно-политические движения. Почему негосударственные? Так как эти политические единицы не обладают государственно-властными полномочиями, а выполняют функции посредников между государством и обществом в представлении интересов граждан касающихся всех сфер жизни.
Перечислим основные виды: политические партии; социально-экономические и социально-культурные общественные движения; и, массовые общественные организации.
!Политические партии представляют собой организованную группу, которая представляет интересы определенных социальных слов и ставит перед собой определенные политические цели. Как и любой институт, политические партии обладают определенным набором признаков, которые отличают их от других общественно-политических организаций, это:
- Характеризуется определенной идеологией или же каким-либо особым виденьем по отношению к процессам в обществе.
- Одной из целей является завоевание и осуществление власти.
- Наличие политической программы, в которой содержаться цели и задачи партии.
- Наличие организации: лидер (ы), руководящие органы; членство; наличие устава (нормы внутрипартийной жизни).
- Обладает разветвленной сетью местных организации.
В современном мире существует множество политических партий, и в рамках своей страны каждая стремиться к достижению власти, при которой с помощью властных полномочий будут реализоваться поставленные программой партии цели и задачи. Но стоит отметить, что за частую достигая политического превосходства, в сравнении с другими партиями, правящая партия не всегда добивается решения основных проблем общества придерживаясь своего политического курса.
Отталкивая от всего выше сказанного, необходимо сказать что существует многообразие партий с различных точек зрения, и при классификации не возможно ограничивается одним направлением. Таким образом, в политологии существуют многочисленные классификации, используя которые можно охарактеризовать любую партию. Для того чтобы наиболее полно представить виды политических партий предлагаю Вашему вниманию таблицу ниже (см. в конце).
Помимо стремлений получение власти, политические партии также выполняют ряд функций, таких как:
- согласование интересов и потребностей различных социальных групп;
- социальное представительство;
- социальная интеграция;
- политическая социализация;
- борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
- политическое воспитание;
- формирование общественного мнения;
- подготовка кадрового состава и т.
д.
Смотря на данный список, нужно говорить о многогранности политических партий. При этот у каждого государства существует своя партийная система. В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют три:
- Однопартийные (действует одна партия, которая в последующем устраняет из политической борьбы конкурентов).
- Двухпартийные (действует две сильных партии, которые по очереди приходят к власти).
- Многопартийные (идёт конкурентная борьба между партиями).
!Партийная система — это совокупность легально действующих партий в государстве и отношения между ними.!
Переходя к общественно-политическим движениям, следует сказать что в учебной литературе данный термин может звучать по иному, например, политические движения. Для того чтобы понять суть необходимо дать определение и рассмотреть основные признаки.
!Общественно-политические движения — это добровольное формирование граждан, возникающее в результате свободного и осознанного стремления, для достижения определенных целей на основе общности своих интересов. ! Как и политические партии, общественно-политические движения обладают определенным набором признаков, а точнее:
- стремятся не к достижению власти, а к воздействию на неё в соответствии с заданными целями;
- добровольное членство или отсутствие формальных процедур;
- цели и задачи приближены к обыденной жизни;
- широкая социальная база в сравнении с партиями;
- необязательность полного идеологического единения;
- отсутствие строгой организации (иерархии) и т.д.
Анализируя общественно-политические движения, мы приходим к выводу о том что это более простоя форма негосударственного политического института на фоне политических партий, так как сами цели более узкие, а по достижению движение может прекратить свою работу или трансформироваться.
Подводя итог необходимо сделать вывод: политические институты (единицы) могут быть, как государственными так и негосударственными, все зависит от властных полномочий; существуют различные виды негосударственных политических институтов, которые имеют свои формы участия граждан в политической жизни своей страны.
© Мария Растворова 2015.
Политические институты, процессы и технологии
О профессии
Программа ориентирована на подготовку аспирантов по направлению «Политические науки и регионоведение» и рассчитана на людей, стремящихся после окончания обучения успешно работать в органах государственной власти и управления различных уровней, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, в российских и международных неправительственных организациях, в аналитических и исследовательских центрах, консалтинговых структурах, средствах массовой информации, а также образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
В рамках направления подготовки аспиранты обладают правом выбора одной из специализаций:
23.00.01 «Теория политики, история и методология политической науки»;
23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»;
23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития».
Учебный процесс
Значительный акцент сделан на научные исследования, вовлечение учащихся в образовательный и научно-исследовательский процессы.
Аспирантская деятельность предполагает посещение учебных курсов (2-3 раза в неделю, преимущественно в вечернее время), присутствие на заседаниях кафедр и научных подразделений (в среднем 1 раз в 2 месяца) для утверждения темы, аттестации, а также для промежуточных выступлений с результатами работы. Аспиранту необходимо планировать время для посещения различных научных мероприятий: научных семинаров и конференций. Такая организация обучения позволяет совмещать учебу в аспирантуре и работу.
Руководство аспирантами осуществляют доктора и кандидаты наук, активно ведущие научные исследования и получившие признание в России и за рубежом.
Аспирантура РУДН привлекает ведущих российских и зарубежных исследователей для чтения лекций, проведения семинаров и мастер-классов, участия в научных проектах.
У аспирантов есть возможность посещения курсов лекций, направленных на развитие академических навыков (навыков организации и проведения научных исследований, написания академических статей).
Аспиранты принимают активное участие в международных конференциях и семинарах, а также имеют право принять участие в зарубежных стажировках, направленных на поддержание научно-исследовательской деятельности молодых ученых. Кроме того, аспиранты имеют возможность получать финансовую поддержку, принимая участие в работе научных лабораторий, получать научные гранты и стипендии, а также участвовать в научно-исследовательских проектах на базе университета.
Практика
Прохождение практики с возможностью последующего трудоустройства в федеральных и региональных органах власти и управления РФ, органах местного самоуправления, в российских и международных неправительственных организациях, общественно-политических организациях (политических партиях, общественно-политических движениях) в научно-исследовательских и аналитических центрах, а также в консалтинговых структурах, информационных агентствах и СМИ.
Карьера
Обучение в аспирантуре с возможностью получить степень кандидата политических наук – это не только подтверждение высокого уровня квалификации и репутации политолога, но и определенное преимущество на рынке труда, а также уважение и признание в профессиональном сообществе.
Карьера политолога – не просто работа, а образ жизни: он непрерывно изучает происходящие в мире события, на их основе составляя прогнозы и анализы политической ситуации, участвует в различных конференциях, даёт интервью журналистам, издает свои материалы в общественно-политических и научных СМИ.
Талантливый политолог всегда будет востребован в публичной политике, государственных структурах или СМИ.
По окончании программы выпускники найдут применение своих знаний и интересов в решении профессиональных задач в различных областях политической науки, во многих сферах общественно-политического, социокультурного и экономического пространства Российской Федерации и мира, в региональных и международных организациях, в системе высшего образования, в структурах государственной власти и управления (федерального, регионального и муниципального уровней), в политических партиях и общественно-политических движениях.
Гражданская и политическая вовлеченность молодежи и глобальная гражданственность
За последние 20 лет многие комментаторы указывали на наличие кризиса гражданского и политического участия молодежи, которая пользуется своим правом голоса в ходе национальных выборов реже, чем представители старших поколений. Кроме того, в последние десятилетия во многих странах наблюдается падение явки молодежи в ходе национальных выборов. Из этого можно сделать вывод о том, что будущее демократии находится под угрозой, поскольку участие человека в политической деятельности в более позднем возрасте обусловлено привычками, усвоенными в юности, а нынешняя молодежь — это взрослое население завтрашнего дня.
В другой своей публикации я предлагал альтернативный вариант прочтения данных тенденций1. Во-первых, совершенно очевидно, что падение процента голосующей молодежи наблюдается далеко не во всех странах — оно наиболее характерно для западных демократий. Во-вторых, гражданское и политическое участие принимает самые разнообразные формы. Так, можно участвовать в таких выборных процессах, как собственно голосование, попытки убедить других в необходимости голосовать за определенных кандидатов или деятельность в поддержку политических партий. Это всё традиционные форматы участия в политической жизни. Но существуют также и нетрадиционные форматы — например, участие в политических демонстрациях, протестах и маршах, подписание петиций, написание статей или ведение блогов на политические темы, а также популяризация и распространение подобных материалов в социальных сетях. Другие варианты подразумевают непосредственно предоставление помощи нуждающимся, решение проблем местного сообщества или сбор средств на благотворительные цели. Данные форматы участия правильнее назвать гражданскими, нежели политическими, поскольку они не имеют прямого отношения к политике.
Во многих демократических государствах интерес молодежи к участию в традиционных форматах политической деятельности действительно демонстрирует тенденцию к снижению, однако результаты исследований четко указывают на то, что большое число молодых граждан активно вовлечено в нетрадиционные и гражданские виды активности в своих странах. Если в прошлом вопросы, вызывавшие у молодежи беспокойство, побуждали молодых людей к действию в виде голосования за определенных кандидатов или написания обращений к своим выборным представителям, сегодня подобные вопросы могут решаться путем потребительских акций, протестов и демонстраций, а также посредством активности в социальных сетях, сбора средств на благотворительность или волонтерской работы на уровне местных сообществ.
Еще одна нынешняя черта молодежного политического и гражданского участия — сосредоточенность на конкретных вопросах. Чувство разочарования в традиционных политических процессах и политиках и циничное к ним отношение побуждает многих молодых граждан сосредоточить свою энергию на отдельных проблемах или целях, имеющих для них первостепенное значение. К проблемам, повсеместно привлекающим внимание молодежи, относятся — на общемировом уровне — глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, рост глобальной нищеты, использование в развивающихся странах низкооплачиваемого труда, алчность мультинациональных корпораций и права человека, а также — на местном уровне — использование граффити в качестве средства политической и гражданской борьбы, уличная преступность, проблемы с транспортом и уборкой мусора и наличие инфраструктуры, ориентированной на молодежь.
Это сочетание обеспокоенности глобальными и местными проблемами было выявлено в рамках масштабного исследовательского проекта при финансовой поддержке Европейской комиссии под названием «Процессы, оказывающие воздействие на организацию и участие в демократических движениях» (Processes Influencing Democratic Ownership and Participation, PIDOP), которым я руководил в 2009—2012 гг.2 В рамках проекта были опрошены молодые люди в возрасте от 16 до 26 лет — представители 27 национальных и этнических групп, проживающих по всей Европе. Исследователи пришли к выводу о том, что респонденты зачастую предпочитают не связываться с традиционными политическими процессами, поскольку чувствуют, что их голос игнорируется политиками и что они не располагают ресурсами или компетенциями, необходимыми для политического участия. Кроме того, по мнению участников исследования, традиционные форматы политического участия неэффективны в деле достижения настоящих перемен.
В то же время интерес респондентов к глобальным проблемам, особенно к тем, которые касались их напрямую и воспринимались как имеющие существенное для их жизни значение, зачастую был выражен весьма ярко. По этой причине представляется возможным оспорить утверждения о наличии кризиса вовлеченности молодежи в гражданскую и политическую жизнь якобы из-за апатии и отчужденности подрастающего поколения. Наоборот, сегодняшняя молодежь, скорее, склонна направлять усилия на решение конкретных важных для нее проблем, прибегая при этом к альтернативным методам участия, отличающимся от тех, что использовали предыдущие поколения.
Несмотря на вышесказанное, не следует делать слишком упрощенных обобщений на основе исследовательских материалов западных демократических государств — а именно там проводилось и проводится наибольшее количество подобных исследований. Жизнь молодежи, волнующие ее проблемы и форматы политического и гражданского участия, доступные ей, зачастую существенно различаются в зависимости от страны проживания. Более того, эти параметры значительно разнятся и в пределах отдельно взятой страны.
Различия между странами коренятся в специфических исторических, экономических и культурных особенностях жизни местной молодежи, а также в устройстве национальных политических институтов. Так, значение, придаваемое молодежью традиционным форматам участия в политической жизни, оказывается ниже в странах с устоявшимися демографическими традициями и выше — в странах, в которых традиционные демократические институты и формы участия развивались на протяжении последних 30 лет. Политические знания и вовлеченность молодежи также выше в более экономически развитых странах. Кроме того, в зависимости от своего устройства, политические институты могут как предоставлять разнообразные возможности для вовлечения молодежи, так и подавлять, ограничивать или вовсе не допускать таких возможностей. Наконец, каждая страна характеризуется собственными специфическими культурными и политическими особенностями, которые также влияют на вовлеченность молодежи.
Существенно варьируется политическое и гражданское участие молодежи и в границах отдельно взятых стран. Например, граждане с более высоким социоэкономическим статусом, как правило, демонстрируют более высокий уровень вовлеченности; мужчины с большей долей вероятности голосуют на выборах, а также принимают участие в противоправных действиях, таких как нанесение граффити политического содержания, в то время как женщины более охотно участвуют в социальной и природоохранной деятельности; в том, что касается различных видов волонтерской деятельности, этнические меньшинства более склонны принимать участие в мероприятиях, напрямую затрагивающие их общины, чем этническое большинство.
Подобные расхождения внутри стран связаны и с социальными факторами. Чрезвычайную важность представляет родительское поведение. Например, у родителей, которые сами принимают участие в протестах, с большей долей вероятности тем же будут заниматься и дети, а подростки, родители которых интересуются политикой и социальной тематикой, также демонстрируют высокую степень подобного интереса. В числе прочих значимых социальных факторов — отношения в группах сверстников, поскольку чувство солидарности со сверстниками имеет большое значение для принятия подростками гражданских и политических ценностей. Членство в молодежных организациях и участие в работе организаций, создающих необходимые условия для таких видов деятельности, как публичные выступления, дебаты и общественные работы, также предопределяют уровень политической активности молодежи на годы вперед.
Не менее важно и школьное образование. Там, где школы не препятствуют обсуждению учениками этических, социальных, гражданских и политических вопросов, разрешают дискуссии на острые темы, поощряют выражение собственного мнения и диалог с целью изучения разнообразия взглядов, ученики демонстрируют более высокий уровень политической заинтересованности, доверия и знания. Это, в свою очередь, повышает вероятность их голосования на выборах в будущем. Не менее полезным для вовлечения учеников является и функционирование самих школ на основе демократических принципов, с предоставлением школьникам возможностей участвовать в процессах принятия решений — например, через представителей класса, ученические советы и представительство учеников в рабочих группах3.
Дополнительной мерой по улучшению образовательных процессов является применение специализированных учебных планов, направленных на развитие компетенций, необходимых для гражданского и политического участия молодежи. Подобные учебные планы ориентированы на развитие не только знаний и умений учеников, но и их ценностей, позиций и навыков критического мышления, с тем чтобы дать им возможность в будущем стать эффективными самостоятельными субъектами гражданской и политической деятельности. Компетенции, на которые следует сделать упор для достижения этой цели, включают знание и понимание политических процессов, аналитическое и критическое мышление, воспитание гражданственности, ответственности, эмпатии, навыков общения и сотрудничества, а также демократических ценностей4. Для развития подобных компетенций можно использовать широкий набор педагогических методик, включая групповое, проектное обучение и обучение в рамках социальных проектов.
Те же компетенции потребуются подросткам и для эффективных действий по решению важных для них мировых вопросов, включая глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, глобальную нищету и права человека5. Однако в этом случае гражданская позиция — т. е. забота о других людях и чувство гражданского долга — должна принимать глобальную форму в виде заботы о всем человечестве в целом и о планете6. Именно эта забота о глобальном, а не только местном сообществе, является весьма положительной чертой гражданской и политической вовлеченности многих современных молодых людей.
Область изучения проблематики глобальной гражданственности по-прежнему находится на этапе становления. Однако исследования в этом направлении уже выявили, что молодые люди с четко выраженной глобальной гражданской позицией с большей вероятностью:
- вовлекаются в межкультурные контакты, сотрудничество, взаимодействие и диалог;
- проявляют толерантность к культурным различиям и ценят многообразие культур;
- осознают важность глобальных прав человека и гуманитарных потребностей, и готовы участвовать в оказании международной гуманитарной помощи;
- обеспокоены состоянием окружающей среды и принимают участие в экологических акциях.
Результаты исследований также указывают на то, что школам необходимо принять ряд мер с целью повышения глобальной ответственности учеников и их вовлеченности в глобальные гражданские инициативы.
К таким мерам относятся следующие.
- Закрепление мотивации школьников путем предоставления им возможностей для исследований, доступа к информации и развития критического мышления применительно к мировым проблемам, с которыми они уже сталкивались.
- Использование учебных планов для развития компетенций, необходимых для вовлечения учеников в эффективную и допустимую деятельность по решению глобальных вопросов; применение наиболее подходящих педагогических методик для развития подобных компетенций.
- Предоставление ученикам возможностей для применения полученных компетенций на практике (т. е. для практического применения принятых ими ценностей и позиций, а также развитых умений, знаний и навыков критического мышления) в том, что касается глобальных вопросов.
- Предоставление ученикам возможностей для межкультурных контактов в классе и вне школы, а также поощрение использования интернета для межкультурной коммуникации и развития навыков уважительного общения.
Сегодня гражданская и политическая вовлеченность молодежи несомненно претерпевает кардинальные перемены. Однако результаты исследований на эту тему дают почву для оптимизма — даже несмотря на то, что национальные образовательные системы не всегда демонстрируют эффективность в деле поддержания и развития глобальных компетенций и глобального вовлечения молодых людей.
Примечания
- Martyn Barrett and Dimitra Pachi, Youth Civic and Political Engagement (London, Routledge, forthcoming).
- Processes Influencing Democratic Ownership and Participation (PIDOP), European Commission, 7th Framework Programme. http://www.pidop.surrey.ac.uk/.
- Данные получены в ходе масштабных сравнительных исследований в рамках международных проектов CIVED и ICCS, проведенных Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA).
http://www.terpconnect.umd.edu/~jtpurta/ and http://www.iea.nl/iccs (на англ. яз.).
- Council of Europe, Competences for Democratic Culture: Living Together as Equals in Culturally Diverse Democratic Societies (Strasbourg, Council of Europe Publishing, 2016). http://www.coe.int/en/web/education/competences-for-democratic-culture.
- Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Global Competency for an Inclusive World (Paris, 2016). https://www.oecd.org/education/Global-
competency-for-an-inclusive-world.pdf. - Οрганизация Οбъединенньιх Ηаций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Воспитание глобальной гражданственности: темы и цели обучения (Париж, 2015). http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002329/232993r.pdf.
Понимание и изменение социального мира
Цели обучения
- Обсудите преимущества и недостатки представительной демократии.
- Объясните, почему авторитарные и тоталитарные режимы политически более неустойчивы, чем демократии и монархии.
Очевидно, что в мире существуют различные государства и правительства. В этом контексте государство означает политическую единицу, в которой находятся власть и власть. Этой единицей может быть целая нация или подразделение внутри нации.Таким образом, нации мира иногда называют штатами (или нациями-государствами), как и подразделения внутри нации, такие как Калифорния, Нью-Йорк и Техас в Соединенных Штатах. Правительство означает группу лиц, которые руководят политическими делами государства, но оно также может означать тип правления, которым управляет государство. Другим термином для этого второго значения правительства является политическая система, которую мы будем использовать здесь вместе с правительством . Тип правительства, при котором живут люди, имеет фундаментальное значение для их свободы, их благосостояния и даже их жизни.Соответственно, мы кратко рассмотрим основные политические системы современного мира.
Демократия
Тип правления, с которым мы наиболее знакомы, — это демократия, или политическая система, при которой граждане управляют собой прямо или косвенно. Термин демократия происходит от греческого языка и означает «власть народа». В воодушевляющих словах Линкольна из Геттисбергской речи демократия — это «правительство народа, осуществляемое людьми и для людей». В прямых (или чистых ) демократиях люди принимают свои собственные решения о политике и распределении ресурсов, которые непосредственно на них влияют.Примером такой демократии в действии является городское собрание Новой Англии, на котором жители города встречаются раз в год и голосуют по бюджетным и другим вопросам. Однако такая прямая демократия непрактична, когда количество людей превышает несколько сотен. Таким образом, представительные демократии встречаются гораздо чаще. В демократиях такого типа люди избирают должностных лиц, которые представляют их при голосовании в законодательные органы по вопросам, касающимся населения.
Представительная демократия более практична, чем прямая демократия, в обществе любого значительного размера, но политологи называют еще одно преимущество представительной демократии. По крайней мере теоретически, это гарантирует, что люди, которые управляют обществом и другими способами помогают обществу функционировать, являются людьми, которые обладают соответствующими талантами, навыками и знаниями для этого. При таком способе мышления массы людей в целом слишком неосведомлены, слишком необразованны и слишком незаинтересованы, чтобы самим управлять обществом. Таким образом, представительная демократия позволяет «сливкам подняться наверх», так что люди, которые фактически управляют обществом, наиболее квалифицированы для выполнения этой важной задачи (Seward, 2010).Хотя этот аргумент имеет большое значение, также верно и то, что многие люди, которых избирают на должности, оказываются неэффективными и/или коррумпированными. Независимо от нашей политической ориентации, американцы могут вспомнить многих политиков, на которых распространяются эти ярлыки, от президентов до местных чиновников. Как мы обсуждаем в Главе 14 «Политика и правительство», Раздел 14.4 «Политика в Соединенных Штатах» в отношении политического лоббирования, выборные должностные лица могут также находиться под ненадлежащим влиянием взносов на предвыборную кампанию со стороны корпораций и других групп с особыми интересами.
В той мере, в какой это влияние имеет место, представительная демократия не соответствует идеалам, провозглашаемым политическими теоретиками.
Определяющей чертой представительной демократии является голосование на выборах. Когда Соединенные Штаты были основаны более 230 лет назад, большинство правительств в мире были монархиями или другими авторитарными режимами (о них будет сказано ниже). Как и колонисты, люди в этих странах были раздражены деспотической властью. Пример Американской революции и волнующие слова Декларации независимости вдохновили Французскую революцию 1789 года и другие революции с тех пор, как люди во всем мире умирали, чтобы завоевать право голоса и политическую свободу.
Демократии, конечно, не идеальны. Их процесс принятия решений может быть довольно медленным и неэффективным; как только что было упомянуто, решения могут приниматься для особых интересов, а не «для народа»; и, как мы видели в предыдущих главах, может существовать широко распространенное неравенство социального класса, расы и этнической принадлежности, пола и возраста. Более того, не во всех демократиях все люди пользуются правом голоса. В Соединенных Штатах, например, афроамериканцы не могли голосовать до окончания Гражданской войны, с принятием 15-й поправки в 1870 году, а женщины не получили право голоса до 1920 года, с принятием 19-й поправки.
В дополнение к тому, что люди в целом пользуются правом голоса, люди в демократиях также имеют больше свободы, чем люди в других типах правительств. Рисунок 14.1 «Свобода во всем мире (на основе степени политических прав и гражданских свобод)» изображает нации мира в соответствии со степенью их политических прав и гражданских свобод. Самые свободные нации находятся в Северной Америке, Западной Европе и некоторых других частях света, а наименее свободные — в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.
Рисунок 14.1 Свобода во всем мире (на основе объема политических прав и гражданских свобод)
Монархия
Монархия — это политическая система, в которой власть принадлежит одной семье, правящей из поколения в поколение. Власть, которой пользуется семья, — это традиционная власть , и многие монархи пользуются уважением, потому что их подданные наделяют их такой властью. Однако другие монархи добились уважения посредством произвола и даже террора.Королевские семьи все еще правят сегодня, но их власть пошла на убыль много веков назад. Сегодня королева Англии занимает в основном церемониальное положение, но ее предшественники на троне обладали гораздо большей властью.
Королева Англии Елизавета II занимает в основном церемониальное положение, но более ранние английские монархи обладали гораздо большей властью.
Этот пример отражает историческую смену типов монархий от абсолютных монархий к конституционным монархиям (Finer, 1997).В абсолютных монархиях королевская семья претендует на божественное право на управление и обладает значительной властью над своим королевством. Абсолютные монархии были распространены как в древности (например, в Египте), так и в средневековье (например, в Англии и Китае). На самом деле власть многих абсолютных монархов не была полностью абсолютной, поскольку короли и королевы должны были учитывать потребности и желания других влиятельных сторон, включая духовенство и дворянство. Со временем абсолютные монархии уступили место конституционным монархиям .В этих монархиях королевская семья играет символическую и церемониальную роль и практически не имеет реальной власти. Вместо этого исполнительная и законодательная ветви власти — премьер-министр и парламент в некоторых странах — управляют правительством, даже если королевская семья продолжает вызывать восхищение и уважение. Конституционные монархии существуют сегодня в нескольких странах, включая Данию, Великобританию, Норвегию, Испанию и Швецию.
Власть в олигархии принадлежит небольшой элитной группе.В отличие от монархии, члены олигархии не обязательно достигают своего статуса на основе связей с дворянским происхождением. Скорее, они могут занять руководящие посты благодаря военной мощи, экономической мощи или подобным обстоятельствам.
Понятие олигархии несколько расплывчато; редко общество открыто определяет себя как олигархию. Как правило, это слово имеет негативный оттенок и вызывает представление о коррумпированной группе, члены которой принимают несправедливые политические решения, чтобы сохранить свое привилегированное положение.Многие современные нации, претендующие на звание демократии, на самом деле являются олигархами. Фактически, некоторые видные журналисты, такие как Пол Кругман, получивший Нобелевскую премию по экономике, назвали Соединенные Штаты олигархией, указывая на влияние крупных корпораций и руководителей Уолл-Стрит на политику США (Krugman 2011). Другие политологи утверждают, что все демократии на самом деле являются просто «выборными олигархиями» или системами, в которых граждане должны голосовать за человека, который является частью группы кандидатов, принадлежащих к элитному правящему классу общества (Winters 2011).
Олигархии существовали на протяжении всей истории, и сегодня многие считают Россию примером олигархического политического устройства. После падения коммунизма группы владельцев бизнеса захватили контроль над природными ресурсами этой страны и использовали эту возможность для увеличения своего богатства и политического влияния. После установления олигархической структуры власти гражданам среднего и низшего классов может быть очень трудно повысить свой социально-экономический статус.
Авторитаризм и тоталитаризм
Авторитаризм и тоталитаризм — это общие термины для недемократических политических систем, управляемых отдельным лицом или группой лиц, которые не избираются свободно своим населением и которые часто осуществляют произвольную власть.Чтобы быть более конкретным, авторитаризм относится к политическим системам, в которых человек или группа лиц обладают властью, ограничивают или запрещают участие населения в управлении и подавляют инакомыслие. Тоталитаризм относится к политическим системам, которые включают в себя все черты авторитаризма, но являются еще более репрессивными, поскольку они пытаются регулировать и контролировать все аспекты жизни и состояния граждан. Люди могут быть заключены в тюрьму за отклонение от общепринятой практики или даже могут быть убиты, если они выражают несогласие самым мягким образом.Фиолетовые нации на рис. 14.1 «Свобода во всем мире (на основе степени политических прав и гражданских свобод)» — это в основном тоталитарные режимы, а оранжевые — авторитарные режимы.
По сравнению с демократиями и монархиями авторитарные и тоталитарные правительства политически более нестабильны. Основная причина этого заключается в том, что эти правительства не обладают законной властью. Вместо этого их власть основывается на страхе и репрессиях. Население этих правительств неохотно подчиняется своим лидерам и понимает, что их лидеры обращаются с ними очень плохо; по обеим этим причинам они с большей вероятностью, чем население демократических государств, захотят восстать.Иногда бунтуют, и если бунт становится достаточно массовым и широким, происходит революция. Напротив, население демократических государств обычно считает, что с ним обращаются более или менее справедливо и, кроме того, что оно может изменить то, что ему не нравится, посредством избирательного процесса. Не видя необходимости в революции, они не бунтуют.
После Второй мировой войны, которая помогла Соединенным Штатам стать международной державой, Соединенные Штаты выступали против одних авторитарных и тоталитарных режимов, поддерживая при этом другие.Холодная война столкнула Соединенные Штаты и их союзников с коммунистическими странами, прежде всего с Советским Союзом, Китаем, Кубой и Северной Кореей. Но в то же время Соединенные Штаты выступали против этих авторитарных правительств, они поддерживали многие другие, в том числе в Чили, Гватемале и Южном Вьетнаме, которые репрессировали и даже убивали своих собственных граждан, осмелившихся участвовать в инакомыслии, конституционно защищенном в США (Салливан, 2008 г.). Ранее в истории США федеральное правительство и правительства штатов подавляли инакомыслие, принимая законы, запрещающие критику Первой мировой войны, а затем отправляя в тюрьмы граждан, критиковавших эту войну (Goldstein, 2001).В течение 1960-х и 1970-х годов ФБР, ЦРУ и другие федеральные агентства шпионили за десятками тысяч граждан, которые участвовали в инакомыслии, защищенном Первой поправкой (Cunningham, 2004). В то время как Соединенные Штаты остаются маяком свободы и надеждой для большинства народов мира, их собственная поддержка репрессий в недавнем и более отдаленном прошлом предполагает, что необходима вечная бдительность, чтобы гарантировать, что «свобода и справедливость для всех» не просто пустой лозунг.
Являются ли США олигархией?
Рисунок 17.7 The Breakers, знаменитый город Ньюпорт, штат Род-Айленд, родина Вандербильтов, является мощным символом экстравагантного богатства, характерного для Золотого века. (Фото предоставлено ckramer/flickr)
Американский позолоченный век стал свидетелем подъема и господства сверхбогатых семей, таких как Вандербильты, Рокфеллеры и Карнеги, а богатые часто предавались абсурдной роскоши. Одним из примеров является роскошный званый ужин, устроенный для избалованной домашней собаки, на которой был ошейник с бриллиантами за 15 000 долларов (PBS Online 1999).В то же время большинство американцев едва сводили концы с концами, живя за чертой бедности.
Некоторые ученые считают, что сейчас Соединенные Штаты вступили во второй золотой век, указывая на то, что «400 богатейших американских семей теперь владеют больше, чем 150 миллионов «беднейших» американцев, вместе взятых» (Schultz 2011), и «10 крупнейших % работающих получили более половины общего дохода страны в 2012 году, что является самой высокой долей, зарегистрированной за столетие государственного учета» (Lowery 2014).
Многие сверхбогатые люди используют свое экономическое влияние, чтобы покупать не только предметы роскоши; богатые люди и корпорации являются основными политическими донорами. На основании законодательства о реформе финансирования избирательных кампаний в 1971 и 2002 гг. взносы на политические кампании регулировались и ограничивались; однако решение Верховного суда 2012 года по делу Citizen’s United против Федеральной избирательной комиссии отменило многие из этих ограничений. Суд постановил, что взносы корпораций и союзов в комитеты политических действий (КДД) являются формой свободы слова, которую нельзя ограничивать, а значит, нельзя ограничивать или раскрывать. Противники считают, что это потенциально шаг в продвижении олигархии в Соединенных Штатах; сверхбогатые и те, кто контролирует кошельки крупных корпораций и союзов, по сути, смогут избирать своего кандидата по своему выбору благодаря своей неограниченной покупательной способности, а также влиять на политические решения, назначения на невыборные государственные должности и другие формы политической власти. Кругман (2011) говорит: «У нас есть общество, в котором деньги все больше концентрируются в руках нескольких человек, и в котором эта концентрация доходов и богатства угрожает сделать нас демократией только на словах.
Ключевые выводы
- Основными типами политических систем являются демократии, монархии, олигархии, авторитарные и тоталитарные режимы.
- Авторитарные и тоталитарные режимы политически более нестабильны, потому что их лидеры не пользуются легитимной властью, а управляют через страх.
Ссылки
Каннингем, Д. (2004). Здесь что-то происходит: новые левые, Клан и контрразведка ФБР .Беркли: Калифорнийский университет Press.
Finer, SE (1997). История государства с древнейших времен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Гольдштейн, Р. Дж. (2001). Политические репрессии в современной Америке с 1870 по 1976 год (Пересм. ред.). Урбана: Университет Иллинойса Press.
Сьюард, М. (2010). Претензия представителя . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Салливан, М. (2008). Американский авантюризм за границей: вторжения, интервенции и смены режима после Второй мировой войны (Rev.и расширенное изд.). Молден, Массачусетс: Блэквелл.
Роль унитаризма и парламентаризма в JSTOR
Абстрактный В последние годы появилось множество новых исследований причин и последствий политической коррупции в тандеме с отдельным растущим вниманием к влиянию политических институтов на важные результаты, такие как экономический рост, социальное равенство и политическая стабильность. Тем не менее, мы мало знаем о возможной роли различных политических институтов в политической коррупции.В этой статье исследуется влияние территориального суверенитета (унитарного или федерального) и состава исполнительной власти (парламентской или президентской) на уровни воспринимаемой политической коррупции в разных странах. Мы считаем, что унитарная и парламентская формы правления помогают снизить уровень коррупции. Чтобы объяснить этот результат, мы исследуем серию из семи потенциальных причинно-следственных механизмов, возникающих из конкурирующих парадигм теории централистов и децентралистов: (1) открытость, прозрачность и стоимость информации, (2) межправительственная конкуренция, (3) местничество, (4) партийная конкуренция, (5) правила принятия решений, (6) проблемы коллективных действий и (7) государственное управление.Наши эмпирические данные и наш анализ причинно-следственных механизмов показывают, что централизованные конституции способствуют снижению уровня политической коррупции.
Британский журнал политических наук — журнал широкого профиля. стремясь охватить события в широком диапазоне стран и специальностей. Вклады привлечены из всех областей политической науки (включая политическую теория, политическое поведение, государственная политика и международные отношения), а также статьи ученых смежных дисциплин (социология, социальная психология, экономика и философия) появляются часто.С репутацией Британский журнал политических наук, издаваемый более 50 лет, является широко признан одним из ведущих журналов в своей области. инструкции для авторов Cambridge Journals Online
Информация об издателе Cambridge University Press (www.cambridge.org) — издательское подразделение Кембриджского университета, одного из ведущих мировых исследовательских институтов, лауреата 81 Нобелевской премии.Издательство Кембриджского университета согласно своему уставу стремится как можно шире распространять знания по всему миру. Он издает более 2500 книг в год для распространения в более чем 200 странах. Cambridge Journals издает более 250 рецензируемых академических журналов по широкому спектру предметных областей, как в печатном виде, так и в Интернете. Многие из этих журналов являются ведущими академическими изданиями в своих областях, и вместе они образуют один из наиболее ценных и всесторонних исследовательских корпусов, доступных сегодня.Для получения дополнительной информации посетите http://journals.cambridge.org.
Значение, функции и типы политических систем
Политические системы: значение, функции и виды политических систем!
Значение:
Каждое общество должно иметь политическую систему, чтобы поддерживать признанные процедуры распределения ценных ресурсов. В больших сложных обществах необходимо принимать множество решений об обязанностях и ответственности граждан, а также о правах и привилегиях.
Чтобы общество было упорядоченным, люди должны подчиняться установленным правилам. Политический институт определяет и обеспечивает соблюдение законов и наказывает тех, кто им не подчиняется.
Даже в безгосударственных обществах, не имевших развитых формальных центральных институтов, наблюдались некие процессы принятия решений и нормотворчества, в которых доминировали некоторые члены. По мере того как общества становятся богаче и сложнее, политические системы развиваются и становятся более могущественными.
По мнению известных политологов Габриэля Алмонда и Джеймса Коулмана (1960), «политическая система — это та система взаимодействий, которую можно обнаружить во всех независимых обществах и которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством законного физического принуждения.
Краткий Оксфордский социологический словарь (1994) определяет ее как «политическую систему в любой устойчивой модели человеческих отношений, которая включает (в значительной степени) власть, правление и авторитет». правительство), ассоциации (например, политические партии) и организации, выполняющие роли на основе набора норм и целей (например, поддержание внутреннего порядка, регулирование международных отношений и т. д.). Социологически термин «политическая система» относится к социальному институту, который опирается на признанный набор процедур для реализации и достижения политических целей сообщества или общества.
Алмонд и Коулман (1960) описали следующие три основные функции политической системы:
1. Поддерживать интеграцию общества путем установления норм.
2. Адаптировать и изменять элементы социальных, экономических, религиозных систем, необходимые для достижения коллективных (политических) целей.
3. Защита целостности политической системы от внешних угроз.
Они сгруппировали эти функции в две категории:
(1) Входные функции — политическая социализация, артикуляция интересов, объединение интересов и политическая коммуникация; и
(2) функции вывода — создание правил, применение правил и вынесение решений по правилам.
Эйзенштадт (1966) классифицировал функции политической системы следующим образом:
(i) законодательная,
(ii) принятие решений и
(iii) административный.
Согласно Эдварду Шиллсу, существует три основных типа политических систем.
Обсуждаются ниже:
Тоталитарная система :Система, в которой государство контролирует и регулирует все этапы жизни, которые считаются необходимыми для сохранения своей власти и для произвольного выполнения программ. Это крайняя форма авторитаризма.В отличие от демократий, где различные группы борются за право голоса в правительстве, правительство диктует обществу ценности, идеологию, правила и форму правления.
Общества с тоталитарной системой не допускают инакомыслия. Централизованная власть всегда доминирует над автономией отдельных лиц или подгрупп внутри общества. Италию Муссолини, гитлеровскую нацистскую Германию и сталинский Советский Союз часто приводят в качестве примеров тоталитарных государств.
Тоталитарные государства управляются одной политической партией, которая объединяет граждан в единую группу. На практике государство представлено политически могущественным правящим классом или элитой, которая доминирует над всеми другими заинтересованными группами.
Любая форма правления, при которой существует «правление немногих», например, членов саморегулирующейся элиты, господствующей над большим обществом, известна как олигархическая политическая система. Это система, в которой небольшая группа (элита) правит и обладает верховной властью над большим обществом.
Демократическая система :В самом широком смысле демократия – это образ жизни, при котором человек чувствует себя свободным действовать в рамках принятых норм, а также равным в своих правах.В более узком смысле это форма правления, структура власти, в которой люди управляют сами собой.
Люди участвуют в правительстве через своих представителей, которых они избирают. Другими словами, люди представляют себя и принимают собственные решения. Это воображение реплики эгалитарного общества.
Политика и крупные политические структуры
Политика и основная политическая структура
Политика — это социальная структура и методы, используемые для управления правительством или государством.Точно так же, как существуют различные типы экономических теорий и систем, существует также множество различных политических теорий и систем. Используемая политическая система зависит от национального государства. Нация — это народ с общими обычаями, происхождением, историей или языком. Государство , с другой стороны, является политической единицей с законным требованием монополизировать применение силы через полицию, армию и так далее. Термин нация-государство относится к политическому образованию с законным требованием монополизировать применение силы в отношении людей с общими обычаями, происхождением, историей или языком. Социологи и политологи предпочитают термин «национальное государство» термину «страна», потому что он более точен.
Хотя на протяжении всей истории существовало множество различных политических структур, в современных национальных государствах существуют три основные формы: тоталитаризм, авторитаризм и демократия.
Тоталитаризм
Тоталитаризм — это политическая система, которая осуществляет почти полный контроль над жизнями своих граждан и не терпит никакой оппозиции. Информация ограничивается или отрицается путем полного контроля над средствами массовой информации, пристального наблюдения за гражданами и посетителями, а также запретом на сбор групп в политических целях, противостоящих государству.Постоянная политическая пропаганда, такая как вывески, плакаты и средства массовой информации, которые обращают внимание населения на достоинства правительства, характеризует эти национальные государства. Очевидно, что одни тоталитарные правительства придерживаются более экстремальных законов, чем другие.

Демократия
Демократия — это политическая система, в которой правительство управляется либо непосредственно людьми, либо через выборных должностных лиц, которые их представляют.Большинство демократий сегодня полагаются на систему представителей для принятия решений. Наиболее распространенными примерами демократий являются США, Канада, Германия и многие другие европейские страны.Политические институты и их историческая динамика
Традиционно политологи определяют политические институты дедуктивно. Такой подход может предотвратить обнаружение существующих институтов за рамками определений. Здесь анализ основных компонентов использовался для индуктивного извлечения измерений из данных Polity IV о политических институтах всех наций мира за последние два столетия. Были выявлены три измерения институтов: основные институты демократии, олигархии и деспотизма. Мы показываем, что исторически и в мировом масштабе доминирование основных институтов деспотизма сначала сменилось доминированием основных институтов олигархии, за которым, в свою очередь, теперь следует растущее доминирование основных институтов демократии. . Однако нации не делают шагов от деспотических к олигархическим, а затем и к демократическим институтам. Напротив, страны, принимающие основные демократические институты, исторически преуспели в том, чтобы избежать как основных институтов деспотизма, так и институтов олигархии.С другой стороны, на некоторые страны ни одно из этих измерений не повлияло, в то время как новые институциональные комбинации все больше влияют на другие. Мы показываем, что извлеченные институциональные параметры не соответствуют баллам Polity для автократии, «анократии» и демократии, предполагая, что изменения в типах режимов происходят на одном уровне, в то время как институциональная динамика работает на другом.
Типы политических режимов в этом смысле кажутся «канализованными», т. е. базовые институциональные архитектуры могут меняться и действительно меняются, но в значительной степени независимо от типов режимов и их переходов.Индуктивный подход дополняет дедуктивные исследования типов режимов тем, что он дает результаты, соответствующие современным исследованиям культурной эволюции и меметического институционализма, в которых институты являются единицами наблюдения, а не нации, выступающие в качестве принимающей стороны для них.
Политические институты в авторитарных режимах могут выглядеть демократическими, но они укрепляют базу власти правителей
Зейнеп Ментешоглу Тардиво анализирует роль номинально демократических политических институтов в авторитарных режимах.Она утверждает, что правители создают такие институты для укрепления своей базы власти, даже ценой экономического и политического развития
.Демократические институты: не просто показуха
Треть населения мира живет в условиях авторитарного правления. Поэтому важно, чтобы у нас было полное понимание политики авторитарных режимов.
Одним из ключевых аспектов этих режимов, необходимых для их функционирования, является роль политических институтов, посредством которых правят авторитарные правительства.Эти правительства создают prima facie демократических институтов, таких как политические партии, законодательные органы и консультативные советы. Они допускают многопартийную конкуренцию и даже поощряют выборы. Тем не менее институты при авторитарных правителях сильно отличаются от своих однофамильцев в демократиях. Это во многом потому, что, как пишет Андреас Шедлер, их мечта — — пожинать плоды легитимности выборов, не рискуя демократической неопределенностью .
Институты в авторитарных режимах, конечно, не просто показуха.Независимо от типа режима, у всех есть общая цель. Их правители стремятся оставаться на своем посту как можно дольше, иначе им грозит арест, изгнание или казнь.
Авторитарные правители, как правило, не уверены в себе и боятся, что высокопоставленные чиновники заговорят с целью их свержения. Такая незащищенность влияет на их институты, созданные с явным намерением поставить противников в невыгодное положение.
Таким образом, институты не действуют как внешние ограничения правителей, как это происходит в демократиях.Как раз наоборот: они действуют в интересах авторитарных правителей, стабилизируя авторитарные правительства и режимы и снижая риск переворотов .
Слабые институты, слабые государства
Существуют различные способы использования институтов в выборах, партиях и законодательном процессе. Несмотря на риторику, защищающую избирательную урну, авторитарные правители не хотят отказываться от власти. Таким образом, выборы в авторитарных режимах сообщают электорату, что оппозиция бессмысленна.
Исследования показывают , что авторитарные режимы, которые проводят выборы, более устойчивы и долговечны, чем режимы, которые их не проводят. Авторитарные выборы открыты для манипуляций, потому что партиям не хватает демократических свобод и ресурсов. А авторитарное законодательство редко изменяется или блокируется якобы демократическими институтами. В авторитарных режимах 95% законопроектов становятся законами, по сравнению с 76% в демократиях.
Выборы в авторитарных режимах доносят до избирателей мысль о бессмысленности оппозиции
Институты в авторитарных режимах, как правило, слабы, создавая права собственности, которые Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон называют « экстрактивным ».Режимы используют такие права, чтобы владеть властью, и бенефициаров мало. В автократиях политическая власть защищает монополии и блокирует перераспределение ресурсов.
Точно так же предоставление общественных благ и политики повышения благосостояния остаются слабыми в авторитарных режимах. Это неудивительно, поскольку, как пишут Асемоглу и Робинсон о Барбадосе и Латинской Америке, благосостояние может бросить вызов авторитарным правительствам и снизить вероятность их выживания: «Экономические институты… позволили этим элитам… создавать армии и силы безопасности для защиты своей абсолютистской монополии на политическую власть». .
В Мексике корпоративистская партия, Partido Revolucionario Institucional (PRI), сделала почти невозможным для других партий оспаривание ее монополии. Профсоюзы, выступающие за PRI, получают эксклюзивные льготы, недоступные для остального населения, включая здравоохранение, субсидируемое жилье и пенсии. Рабочие-диссиденты, напротив, исключены. Точно так же общественные блага, как правило, распределяются в процессе кооптации, что является общей чертой авторитарных правительств.
Таким образом, в авторитарных режимах экономическая политика и институты приносят пользу правительству и его сторонникам за счет экономического и социального развития нации.
Нереформируемые режимы?
Это не означает, что все авторитарные режимы заканчиваются плохими экономическими показателями. Экономика авторитарных азиатских тигров, современного Китая и Чили при Пиночете — примеры историй экономического успеха. Но подавляющее большинство авторитарных режимов остаются относительно слаборазвитыми. Катастрофически функционирующие экономики Заира, Уганды и Гаити демонстрируют, насколько сложно развивать экономику при авторитарных режимах.
Когда авторитарные правители используют политические институты в своих целях, результатом становится слабое государство, экономически неустойчивое и открытое для политических манипуляций. Правители в таких государствах проектируют свои институты так, чтобы усугублять ловушку отсталости. Для них важен денежный поток, поэтому они увеличивают доходы в краткосрочной перспективе. Но они не дают возможности развивать обширную налоговую базу или диверсифицированную экономику.
Когда авторитарные правители используют политические институты в своих целях, в результате государство становится слабым, экономически хрупким и открытым для политических манипуляций
Бенефициары авторитарной щедрости могут питать амбиции занять высокие посты в будущем. Этими бенефициарами могут быть даже нынешние противники, ожидающие своей очереди править. Поэтому авторитарные режимы избегают создания институтов, которые могут поставить под угрозу выживание нынешнего правителя или принести пользу оппозиции.
Короче говоря, пока существующие институты не угрожают выживанию авторитарных правителей, они вряд ли изменятся. Следствием этого является то, что ресурсы продолжают распределяться несправедливо, а государства остаются политически слабыми.
Глава 1: Пять принципов политики
Схема изучения главы
Введение
Американское правительство и политика чрезвычайно сложны. Создатели Конституции Соединенных Штатов разделили государственную власть и ответственность как между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, так и, опять же, на федеральном уровне между национальным правительством и штатами.Хотя эта сложность была разработана для того, чтобы рассредоточить власть в американской политике, она также ложится тяжелым бременем на граждан, стремящихся участвовать в политике и влиять на политику правительства. Понимание этих сложностей и является целью этой книги.
1. Осмысление правительства и политики
Что такое правительство? Какие типы правительств существуют? Что такое политика?
- Правительство — это термин, обычно используемый для описания формальных политических механизмов, посредством которых осуществляется управление страной и ее народом; этот термин относится как к простым институтам, таким как совет племени, так и к более сложным учреждениям, известным как «государства».
- Правительства различаются как по количеству людей, участвующих в принятии государственных решений, так и по объему полномочий правительства.
- Автократии наделяют политической властью одного человека. Олигархии — это правительства, контролируемые небольшой группой людей. Демократии позволяют гражданам играть значительную роль в принятии государственных решений.
- Конституционные правительства признают и часто кодифицируют широкие ограничения своей власти.
Авторитарные правительства проверяются (часто неохотно) другими политическими и социальными институтами. Тоталитарные правительства не признают формальных ограничений своей власти.
- Политика относится к конфликтам внутри организаций по вопросам руководства, структур и политик. Эта книга посвящена таким конфликтам и борьбе, которые связаны с правительствами.
- Участие в политической жизни может принимать различные формы, включая баллотирование на посты, голосование или вступление в политическую партию, пожертвование денег политическому кандидату или делу, лоббирование, присоединение к группе, написание письма или иное информирование других о политике и многие другие виды деятельности.
- Хотя политика включает в себя множество различных видов деятельности, в ее основе лежат закономерности или «принципы», которые помогают нам классифицировать и лучше понимать политику.
2. Пять принципов политики
Какова основная логика политического поведения, коллективных действий и институциональной политики? Какие пять принципов политики будут использоваться для анализа в этом учебнике?
- Принцип Рациональности утверждает, что всякое политическое поведение имеет цель и что люди склонны быть целенаправленными в своей политической деятельности, поскольку они делают инструментальный выбор того, как действовать.
- Принцип института признает, что политические институты создают стимулы для политического поведения, тем самым формируя и структурируя политику. Институциональные правила и процедуры — например, юрисдикция (кто имеет право применять правила или принимать решения), право на повестку дня (кто определяет, какие вопросы будут рассматриваться), право вето (способность победить что-либо, даже если это стоит на повестке дня), решительность (правила, по которым принимаются властные и окончательные решения) и делегирование (передача полномочий какому-либо другому должностному лицу или органу, которое характеризуется отношениями принципал-агент с участием транзакционные издержки ) — являются следствием политических результатов.
- Принцип коллективного действия относится к идее о том, что, хотя вся политика представляет собой коллективное действие , заставить людей действовать согласованно трудно.
Таким образом, политические действия часто включают как формальные, так и неформальные переговоры, наряду с другими усилиями по преодолению препятствий на пути к коллективным действиям. Формальные и неформальные деловые отношения устанавливаются в политике для обеспечения коллективного принятия решений, а организационные усилия по преодолению склонности отдельных лиц « бесплатно пользоваться » трудом других необходимы для преодоления проблем коллективных действий, характерных для производства . общественные блага .Одним из распространенных решений проблемы коллективных действий, вытекающей из теории побочных продуктов Манкура Олсона , является предоставление выборочных выгод , которые достаются только тем, кто вносит свой вклад в групповое предприятие.
- Принцип политики утверждает, что политические результаты являются продуктом индивидуальных предпочтений и институциональных процедур. Объединяя уроки принципов Рациональность и Учреждение , мы видим, что личные, электоральные и институциональные амбиции отдельных политических акторов фильтруются и во многом формируются институциональными механизмами в политике; и что результаты политики являются продуктом сложного смешения отдельных целей и институтов.