В российской федерации количество субъектов – Субъекты Российской Федерации — Википедия
Сколько субъектов в Российской Федерации
Каждый субъект федерации кроме федеральных органов управления имеет свою исполнительную власть в лице главы (президента) или губернатора, а также законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный суд субъекта). Субъекты РФ руководствуются не только Конституцией РФ, но и собственной конституцией или уставом, а также имеют законодательство, которое принимается региональным парламентом.
Деятельность федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации основываются на разделении полномочий между ними. Субъекты РФ обладают полнотой государственной власти по всем вопросам, не касающихся совместного ведения федерации и федеральных субъектов. Общими полномочиями Российской Федерации и ее субъектов являются: соблюдение федерального законодательства и законов субъектов РФ, а также соответствия их Конституции РФ и собственной конституции (устава) субъектов; обеспечение защиты прав и свободы человека и гражданина, а также национальных меньшинств; соблюдение законности правопорядка и общественной безопасности и тому подобное.
В состав России входят 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В зависимости от правового статуса они объединены на 3 группы.
Республики имеют статус государства, который определен Конституцией РФ и собственной конституцией. В республиках есть высшие органы власти, которые имеют определенные полномочия, например, устанавливать государственные языки. Между республиками и Федерацией, как правило, заключены двусторонние договоры, что дает существенное отличие от других федеральных субъектов.
Автономные образования, к которым относятся автономные округа и автономная область, являются национально-территориальными образованиями. Автономные округа имеют особенность – они входят не только в состав Российской Федерации, но и в состав края или области. При этом они имеют право на разработку проекта федерального закона о своем правовом статусе. Автономные образования именуются по названию национальностей или этнических групп, для которых данная территория является исторической родиной.
Края, области и города федерального значения представляют собой административно-территориальные образования, формирующиеся не по национальному принципу. Статус этих субъектов определяется Конституцией РФ и собственным уставом.
www.kakprosto.ru
Субъекты Российской Федерации
Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.
Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.
Замечание 1
В Российскую Федерацию включены:
- Государства, входящие в Российскую Федерацию;
- Государственные образования — автономная область и автономные округа;
- Территориальные образования – края, области, города федерального значения.
На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.
На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
Замечание 2
Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.
Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.
Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.
Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны.
Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.
Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.
Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.
Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.
Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:
- республика;
- край, область, город федерального значения;
- автономная область, автономный округ.
Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):
Рисунок 1. Виды субъектов РФ
Состав субъектов Российской Федерации
По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.
Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.
Замечание 3
Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.
Российская Федерация включает в себя следующие
- республики;
- автономную область;
- автономные округа, края и области;
- города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.
- Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
- Автономные образования – автономная область и автономные округа — являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
- Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.
Основные принципы формирования Федерации:
- национально-территориальный принцип устройства Федерации;
- свободное региональное развитие субъектов РФ;
- все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
- все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
- жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.
Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.
Определение 1
Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.
Сколько субъектов Российской Федераций насчитывается в настоящее время?
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава.С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83 (ранее до 30 ноября 2005 года таких было 89).
Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся субъектами федерации.
Республики (21):
1. Адыгея (Майкоп)
2. Алтай (Горно-Алтайск)
3. Башкортостан (Уфа)
4. Бурятия (Улан-Удэ)
5. Дагестан (Махачкала)
6. Ингушетия (Магас)
7. Кабардино-Балкария (Нальчик)
8. Калмыкия (Элиста)
10. Карелия (Петрозаводск)
11. Коми (Сыктывкар)
12. Марий Эл (Йошкар-Ола)
13. Мордовия (Саранск)
14. Саха (Якутия) (Якутск)
15. Северная Осетия — Алания (Владикавказ)
16. Татарстан (Казань)
17. Тыва (Тува) (Кызыл)
18. Удмуртия (Ижевск)
19. Хакасия (Абакан)
20. Чечня (Грозный)
21. Чувашия (Чебоксары)
Края (9):
22. Алтайский край (Барнаул)
23. Забайкальский край (Чита)
24. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)
25. Краснодарский край (Краснодар)
26. Красноярский край (Красноярск)
27. Пермский край (Пермь)
28. Приморский край (Владивосток)
29. Ставропольский край (Ставрополь)
Области (46):
31. Амурская (Благовещенск)
32. Архангельская (Архангельск)
33. Астраханская (Астрахань)
34. Белгородская (Белгород)
35. Брянская (Брянск)
36. Владимирская (Владимир)
37. Волгоградская (Волгоград)
38. Вологодская (Вологда)
39. Воронежская (Воронеж)
40. Ивановская (Иваново)
41. Иркутская (Иркутск)
42. Калининградская (Калининград)
43. Калужская (Калуга)
44. Кемеровская (Кемерово)
45. Кировская (Киров)
46. Костромская (Кострома)
47. Курганская (Курган)
48. Курская (Курск)
49. Ленинградская (Санкт-Петербург)
50. Липецкая (Липецк)
51. Магаданская (Магадан)
52. Московская (Москва)
53. Мурманская (Мурманск)
54. Нижегородская (Нижний Новгород)
55. Новгородская (Великий Новгород)
56. Новосибирская (Новосибирск)
57. Омская (Омск)
58. Оренбургская (Оренбург)
59. Орловская (Орёл)
60. Пензенская (Пенза)
61. Псковская (Псков)
62. Ростовская (Ростов-на-Дону)
63. Рязанская (Рязань)
64. Самарская (Самара)
65. Саратовская (Саратов)
66. Сахалинская (Южно-Сахалинск)
67. Свердловская (Екатеринбург)
68. Смоленская (Смоленск)
69. Тамбовская (Тамбов)
70. Тверская (Тверь)
71. Томская (Томск)
72. Тульская (Тула)
73. Тюменская (Тюмень)
74. Ульяновская (Ульяновск)
75. Челябинская (Челябинск)
76. Ярославская (Ярославль)
Города федерального значения (2):
77. Москва
78. Санкт-Петербург
Автономная область (1):
79. Еврейская АО (Биробиджан)
Автономные округа (4):
80. Ненецкий АО (Нарьян-Мар)
81. Ханты-Мансийский АО (Ханты-Мансийск)
82. Чукотский АО (Анадырь)
83. Ямало-Ненецкий АО (Салехард)
otvet.mail.ru