В каком году появилось ссср: Подписаны декларация и договор об образовании СССР

Подписаны декларация и договор об образовании СССР

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на моментпроведения Генуэзской конференции в 1922 г. — и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, — построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о способе вхождения республик в единое союзное государство. Сторонники плана автономизации, разработанного И. В. Сталиным, выступали за высокую степень централизации власти при условии сохранения национально-культурной автономии республик. План В. И. Ленина, поддержанный большинством участников объединительного процесса, напротив, предполагал создание федеративного государства с сохранением суверенных прав республик. Именно он и был принят за основу.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.

Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами — Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Первым председателем ЦИК был избран М. И. Калинин, сопредседателями — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Также было сформировано союзное правительство — Совет Народных Комиссаров — во главе с В. И. Лениным.

В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливалось единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе Конституции 1922 г. были приняты конституции союзных республик.

Состав Советского Союза постоянно менялся в результате вступления в его состав других советских республик и изменения административно-территориального деления страны.

Несмотря на провозглашённый при образовании СССР федеративный принцип устройства государства, уже в 30-е годы наблюдалось усиление централизации власти. Со временем всё больше функций передавалось из ведения республик в ведение центра, интересы местного населения зачастую игнорировались. Ситуация осложнялась увеличением числа межнациональных браков и усилением миграционных процессов.  Всё это привело к осознанию необходимости заключения нового союзного договора, учитывавшего изменившиеся реалии. Однако подписать его так и не успели из-за «парада суверенитетов» и развала государства.

СССР официально прекратил своё существование 8 декабря 1991 г. после подписания «Беловежских соглашений».

Лит.: Гросул В.  Я. Образование СССР (1917—1924). М., 2007; Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. М., 1999; Каpа-Муpза С. Г. Истоpия советского госудаpства и пpава. М., 1999. Гл. 4. Советская власть и национально-государственное строительство; Кульчитский С. СССР. историческая неотвратимость распада // День. 2001. 22 дек.; Образование СССР // История Отечества: курс лекций. М., 2003.

95 лет назад был подписан договор об образовании СССР

95 лет назад был подписан договор об образовании СССР. Зачем это было нужно и какие цели ставили перед собой союзные республики, рассказывает «Газета.Ru».

К 1922 году на территории бывшей Российской империи сложилось шесть республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. В марте 1922 года возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. Их взаимодействие друг с другом определялось специальными договорами, предусматривавшими совместные меры по созданию единых вооруженных сил, денежной системы, внешней и внутренней политики, включая образование, делопроизводство, суд.

«Декларация прав народов России», принятая в 1917 году, гарантировала «равенство и суверенность народов», их право на «свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Тогда, в условиях распада Российской империи и стремления наций к самоопределению, большевики не рискнули реализовать план «единой интернациональной республики».

«Для нас важно не то, где проходит государственная граница, — говорил Ленин, — а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций».

Предпосылками создания единого государства послужило нахождение у власти большевиков и схожесть государственного устройства, а также общие экономические связи и перспективы появления единой системы внешней безопасности.

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для рассмотрения вопроса о взаимодействиях РСФСР и других советских республик. Решающую роль в ней играл Сталин, который был тогда наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 года — генсеком ЦК РКП(б). Он разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», первым пунктом которого значилось: «Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее».

В партийных кругах проект Сталина был воспринят неоднозначно.

Осенью 1922 года с ним ознакомился Ленин и предложил взамен другую форму государственного объединения — образование нового союзного государства как федерации равноправных республик.

В соответствии с его указаниями пленум ЦК в октябре 1922 года постановил: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза». Высшим органом нового Союза было предложено считать союзный ВЦИК, а исполнительным — союзный Совнарком.

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырех республик, РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, был подписан договор об образовании СССР.

30 декабря 1922 года состоялся I Всесоюзный съезд Советов, где договор был утвержден.

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма, — говорилось в Декларации об образовании СССР. — Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов».

Согласно декларации, «в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов», «отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних» и «успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству».

В качестве причин, по которым было необходимо образовать единое государство, указывались неустойчивость международного положения, опасность новых нападений и «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе».

Также делегаты выразили надежду на то, что новое союзное государство «послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Сам договор включал 26 пунктов, которые определяли структуру высших органов власти, регулировали судебную деятельность и вопросы бюджетов республик, устанавливали единое гражданство, символику и столицу СССР. Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.

В 1924 году с небольшими изменениями договор вошел в первую, а затем и в последующие редакции Конституции СССР.

В 1924 году в СССР вошла Туркменская ССР, в 1925 Узбекская ССР, в 1929 Таджикская ССР. В 1936 году вошла Казахская и Киргизская ССР. В 1940 году к СССР были присоединены Молдавская, Латвийская, Литовская и Эстонская ССР. 31 марта 1940 года была образована Карело-Финская ССР, которая просуществовала до 1956 года, после чего была преобразована в Карельскую АССР.

СССР просуществовал до 26 декабря 1991 года, когда Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

Вехи: 1989–1992 гг. — Офис историка

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Вехи истории международных отношений США» был выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

После инаугурации в январе 1989 г. Джордж Х.В. Буш сделал не следует автоматически политике своего предшественника Рональда Рейган в отношениях с Михаилом Горбачевым и Советский Союз. Вместо этого он приказал провести переоценку стратегической политики в чтобы установить свой собственный план и методы борьбы с Советским Союзом и контроль над вооружениями.

Борис Ельцин произносит речь с танка перед русским Здание парламента в Москве, СССР, понедельник, 19 августа 1991 г. (AP Photo)

Однако условия в Восточной Европе и Советском Союзе быстро менялись. Горбачева ослабить советское иго в странах Восточной Европа создала независимый демократический импульс, который привел к краху Берлинская стена 19 ноября.89, а затем свержение коммунистического правления по всей Восточной Европе. Хотя Буш поддерживал эти движения за независимость, Политика США была реактивной. Буш решил позволить событиям развиваться органично, осторожно не делать ничего, что могло бы ухудшить положение Горбачева.

После завершения обзора политики и с учетом разворачивающихся событий в Европе Буш встретился с Горбачевым на Мальте в начале декабря 1989 года. задел по завершению переговоров по СНВ, достройке обычных вооружений в Европе договор, и они обсуждали быстрые изменения в Восточной Европе.

Куст поощрял реформаторские усилия Горбачева, надеясь, что советский лидер добиться перехода СССР к демократическому строю и рыночной экономика.

Решение Горбачева разрешить выборы с многопартийной системой и создать президентства Советского Союза начался медленный процесс демократизации, который в конечном итоге дестабилизировал коммунистический контроль и способствовал краху Советский Союз. После выборов в мае 1990 года Горбачев столкнулся с противоречивыми внутреннее политическое давление: Борис Ельцин и плюралистическое движение выступали за демократизация и быстрые экономические реформы, в то время как бескомпромиссная коммунистическая элита хотел сорвать программу реформ Горбачева.

Столкнувшись с растущим расколом между Ельциным и Горбачевым, администрация Буша предпочли работать в первую очередь с Горбачевым, потому что считали его более надежным партнером и потому, что он пошел на многочисленные уступки, которые способствовали США.

интересы. Планировалось подписать договор СНВ. С выводом Войска Красной Армии из Восточной Германии, Горбачев согласился на воссоединение Германии и согласилась, когда недавно воссоединившаяся Германия присоединилась к НАТО. Когда Саддам Хусейн вторглись в Кувейт, США и советское руководство работали вместе дипломатично отразить это нападение.

Несмотря на все эти позитивные шаги на международной арене, Горбачев внутренние проблемы продолжали нарастать. Дополнительные вызовы контролю Москвы оказывали давление на Горбачева и Коммунистическую партию, чтобы они сохранили власть, чтобы сохранить Советский Союз нетронутым. После падения коммунистических режимов в Восточной Европа, Прибалтика и Кавказ требовали независимости от Москвы. В 19 января91, насилие вспыхнуло в Литве и Латвии. Вмешались советские танки остановить демократические восстания, шаг, который Буш решительно осудил.

К 1991 году администрация Буша пересмотрела варианты политики в свете нарастание беспорядков в Советском Союзе. Представлены три основных варианта сами себя. Администрация могла продолжать поддерживать Горбачева в надежде на предотвращения распада СССР. С другой стороны, Соединенные Штаты могут перейти поддержку Ельцину и руководителям республик и оказать поддержку контролируемая реструктуризация или возможный распад Советского Союза. Финал Вариант состоял в оказании условной поддержки Горбачеву, использовании помощи и помощь в обмен на более быстрые и радикальные политические и экономические реформы.

Буш, не зная, сколько политического капитала сохранил Горбачев, элементы второго и третьего вариантов. Советский ядерный арсенал был огромен, как и советские обычные вооруженные силы, и дальнейшее ослабление Горбачева могло сорвать дальнейшие переговоры по контролю над вооружениями. Чтобы сбалансировать интересы США в отношении к событиям в Советском Союзе, а также для того, чтобы продемонстрировать поддержку Горбачев и Буш подписали договор СНВ на встрече в верхах в Москве 19 июля.91. Буш Однако представители администрации также активизировали контакты с Ельциным.

Неудачный августовский переворот 1991 года против Горбачева решил судьбу советского Союз. Спланированный бескомпромиссными коммунистами переворот ослабил власть Горбачева. выдвинуло Ельцина и демократические силы на передний план советской и Российская политика. Буш публично осудил переворот как «неконституционный». но ослабление позиции Горбачева стало очевидным для всех. он подал в отставку вскоре после этого возглавил Коммунистическую партию, разделив власть партии от власти президента Советского Союза. Центральный Комитет был распущен, а Ельцин запретил партийную деятельность.

Через несколько дней после переворот, Украина и Беларусь объявили о своей независимости от СССР. Прибалтийские государства, ранее объявившие о своей независимости, стремились международное признание.

Среди быстрых, драматических изменений ландшафта Советского Союза Буш должностные лица администрации уделяли первоочередное внимание предотвращению ядерной катастрофы, сдерживание этнического насилия и стабильный переход к новым политическим порядкам. 4 сентября 1991 года госсекретарь Джеймс Бейкер сформулировал пять основных принципы, которыми будет руководствоваться политика США в отношении развивающихся республик: самоопределение в соответствии с демократическими принципами, признание существующих границ, поддержка демократии и верховенства права, сохранение человеческого права и права национальных меньшинств, а также уважение международного права и обязательства.

Основной посыл был ясен: если новые республики смогут следовать этим принципы, они могли рассчитывать на сотрудничество и помощь со стороны Соединенных Штатов. Бейкер встречался с Горбачевым и Ельциным в попытке укрепить экономическое положение. ситуации и разработать некую формулу экономического сотрудничества между республик и России, а также определить пути, позволяющие политическим реформам происходят упорядоченно и мирно. В начале декабря Ельцин и лидеры Украины и Беларуси встретились в Бресте, чтобы сформировать Содружество Независимые государства (СНГ), фактически объявившие о распаде Советского Союз.

25 декабря 1991 года в последний раз спущен советский флаг с серпом и молотом. над Кремлем, впоследствии замененным российским триколором. Ранее в день Михаил Горбачев подал в отставку с поста президента СССР, оставив Бориса Ельцина президентом нового независимого Российского государства. Люди во всем мире с изумлением наблюдали за этим относительно мирным переход от бывшего коммунистического монолита к множеству отдельных наций.

С распадом Советского Союза главная цель администрации Буша была экономическая и политическая стабильность и безопасность для России, стран Балтии и государства бывшего Советского Союза. Буш признал все 12 независимых республик и установил дипломатические отношения с Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстан, Армения и Кыргызстан. В феврале 1992 года Бейкер посетил остальные республики и дипломатические отношения были установлены с Узбекистаном, Молдова, Азербайджан, Туркменистан и Таджикистан. Гражданская война в Грузии препятствовали его признанию и установлению дипломатических отношений с США до 19 мая92. Ельцин встретился с Бушем в Кэмп-Дэвиде в феврале. 1992 г., после чего в июне последовал официальный государственный визит в Вашингтон. Лидеры из Казахстан и Украина посетили Вашингтон в мае 1992 года.

Во время визитов в Вашингтон, политика, экономические реформы и вопросы безопасности доминировал в разговорах между Ельциным и Бушем. Первостепенное беспокойство вызывал обеспечение безопасности ядерного арсенала бывшего Советского Союза и обеспечение ядерное оружие не попало не в те руки. Бейкер дал понять, что финансирование было доступно из Соединенных Штатов для обеспечения ядерной, химической и биологического оружия в бывшем Советском Союзе. был принят закон Нанна-Лугара. Совместная программа снижения угрозы 19 ноября91 для финансирования демонтаж оружия на постсоветском пространстве в соответствии с договором СНВ и Договоры о РСМД и другие соглашения. Буш и Бейкер тоже работали с Ельциным и международные организации, такие как Всемирный банк и МВФ, для предоставления финансовых помощи и, надеюсь, предотвратить гуманитарный кризис в России.

Распад СССР и образование независимых республик, 1991 г.

Череда событий с 1989 по 1991 год привела к окончательному распаду Союза Советских Социалистических Республик (СССР), проложив путь к созданию новых независимых республик в Прибалтике и Средней Азии и созданию Российской Федерация.

Официально образованный в 1922 году, на пике своего развития СССР состоял из пятнадцати республик, крупнейшей из которых была Россия. В 1987 году, через семьдесят лет после революции 1917 года, в результате которой в России было создано коммунистическое государство, Советский Союз находился в упадке. Серьезные экономические проблемы в сочетании с международной гонкой вооружений и свидетельством имперского перенапряжения сделали необходимыми реформы, если единая нация должна была выжить. Вступив в должность главы Коммунистической партии Советского Союза и руководителя СССР в 19В 85 году Михаил Горбачев попытался провести необходимые реформы посредством своей двойной политики «перестройки», или экономической реструктуризации, и «гласности», или политической открытости. В то же время он применил свое «новое мышление» к советской внешней политике, надеясь положить конец холодной войне с Соединенными Штатами и той нагрузке, которую конфликт оказал на экономику.

Хотя Горбачев провел обширные экономические реформы и ввел ограниченные демократические выборы, ни одна из его мер не смогла остановить экономический спад, и он был слишком привержен идее социализма, чтобы ввести настоящую рыночную систему. Пока Горбачев пытался найти решения для борьбы с застоем, весной 19В 1990 году Борис Ельцин был избран президентом РСФСР на всенародных выборах. Ельцин представлял угрозу централизованной власти Горбачева по нескольким причинам. Как глава самой большой республики в СССР, его мнение имело бы большое влияние. Поскольку он, в отличие от Горбачева, стремился сделать свой пост демократически избранным, а затем выиграл открытые выборы, его руководство имело большую легитимность в сознании людей. Ельцин также начал вносить предложения об отделении своей республики от более широкой советской системы, например, предлагая предоставить России экономическую автономию, и принял личное решение выйти из Коммунистической партии. В течение лета 1990 г. все пятнадцать республик бывшего Советского Союза последовали примеру России и одна за другой провозгласили себя суверенными государствами. Хотя правительство США надеялось на сохранение политической стабильности при Горбачеве, оно также стремилось к возникновению в Восточной Европе свободной рыночной экономики. Последнее было неприемлемо для Горбачева, и он столкнулся с растущими проблемами со стороны ориентированного на свободный рынок Бориса Ельцина.

Стремясь удержать СССР вместе, Горбачев сначала предпринял попытку военного подавления республик, провозгласивших независимость, но он быстро изменил стратегию и объявил о стимулах, таких как дополнительная автономия и новый Всесоюзный договор, в попытке удержать отколовшиеся республики в Союз. Наконец, летом 1991 г. Горабчев достиг соглашения с рядом республик, в котором они стали бы суверенными, но оставались бы слабо федеративными. Однако до того, как окончательное соглашение было подписано, группа советских лоялистов предприняла попытку переворота, чтобы сохранить расколовшийся Советский Союз. Однако после того, как военные не выдержали линию, переворот провалился. После попытки государственного переворота Горбачева обвинили в том, что он позволил стоящим за ним сторонникам жесткой линии достичь своих относительно высоких постов во власти. Он отошел в сторону, и Ельцин повел Россию в новую, постсоветскую эпоху.

После распада Советского Союза ныне независимые государства Российская Федерация, Украина и Беларусь объединились, чтобы создать Содружество Независимых Государств (СНГ). К концу года к СНГ присоединились бывшие советские республики, за исключением Грузии и стран Балтии. Грузия, Эстония, Латвия и Литва также обрели независимость в 1991 году.

Полный распад Советского Союза в 1991 году застал многих на Западе врасплох. Фундаментальные факторы, способствовавшие краху, в том числе экономический застой и чрезмерное расширение вооруженных сил, коренились в советской политике, но свою роль также сыграли холодная война и политика сдерживания США. Соперничество с Соединенными Штатами в период холодной войны, которое подпитывало советский экспансионизм и гонку вооружений, помогло создать экономические условия, предшествовавшие краху. В то же время и Рейган, и его преемник, президент Джордж Буш-старший, поддерживали хорошие отношения с Горбачевым и оказывали помощь в поддержке его политики и реформ. В качестве президента Буш пытался поддержать Горбачева в его усилиях по поддержанию стабильности и единства в Российской империи и настаивал на заключении радикальных соглашений о ядерном разоружении. Когда Ельцин пришел к власти после неудавшейся попытки государственного переворота, администрация Буша была вынуждена пересмотреть свою политику и перейти к сотрудничеству с новым российским лидером. Два лидера подписали договор СНВ-2, ограничивающий ядерные вооружения, вскоре после прихода Ельцина к власти, и Буш принимал Ельцина во время его первого государственного визита в США летом 1919 года. 92. Возможно, самым важным политическим решением, которое Буш принял после распада Советского Союза, было решение не объявлять победу США в холодной войне, а вместо этого позволить ситуации в Восточной Европе разыграться самой собой и работать с результатами.

Хотя политика Буша выглядела осторожной и отстраненной во время постепенного расчленения бывшей сверхдержавы, были моменты, представляющие особый интерес. Большую озабоченность вызывала возможность распространения советского ядерного оружия, которое было разделено между базами в нескольких республиках и больше не находилось под централизованным контролем после распада СССР. Другие вопросы касались советского международного долга, а также советского представительства в международных организациях. В конце концов, Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза, а это означало, что она взяла на себя ответственность за контроль над вооружениями и их утилизацию, за непогашенный долг, а также за советское место в Совете Безопасности ООН.

Распад Советского Союза имел жизненно важные последствия для внешней политики США. Холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами создала своего рода биполярную стабильность, поскольку две гегемонистские державы уравновешивали друг друга. Ожидалось, что прекращение конфликта между Востоком и Западом будет означать международную стабильность, но эта надежда не оправдалась, поскольку гражданские войны и другие конфликты в развивающемся мире поставили новые задачи. Весной 1991 года, когда СССР раскалывался, Соединенные Штаты столкнулись с первым вызовом после холодной войны в виде войны в Персидском заливе; впервые со времен Второй мировой войны США вступили в войну при полной поддержке советского руководства — признак потенциального будущего партнерства в создании более безопасного мирового порядка. Более того, распад Югославии произошел, когда соперничество времен холодной войны сменилось этническими спорами, а в последовавшем конфликте в конечном итоге участвовали американские войска в миротворческой миссии в Боснии.