В чем состоит сущность права: Сущность права | это… Что такое Сущность права?

Содержание

10.2 Сущность права. Теория государства и права

10.2

Сущность права

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления.

Следовательно, сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.

А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. — Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы — над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения

компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой — оно инструмент не только политического господства, но одновременно и

общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в
мере
и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

С учетом сказанного проф. Р. З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Аналогичное определение сущности права формулирует проф. О. Э. Лейст.

Он пишет, что право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из различных классов, групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права

отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением.

По мнению О. Э. Лейста, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое перемирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются

нормативность, стабильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный правопорядок, который обеспечивается судебными и другими правоохранительными органами.

В юридической литературе предлагается сущность права трактовать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. Так, проф. В. Л. Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность — в узаконенный произвол. Этот ученый определяет сущность права как выраженную и обеспеченную государством сбалансированную волю общества, установленную в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях.

Против такого определения трудно возражать. Однако данная сущность присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не может не выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе не было бы борьбы за власть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

120. В чем сущность банковского права ЕС?

120. В чем сущность банковского права ЕС? Банковское право ЕС представляет собой отрасль права Европейского Союза, нормы которой регулируют отношения в сфере банковских услуг, связанные с созданием, деятельностью и ликвидацией кредитных организаций и определяющие

Глава 3. Сущность государства и права

Глава 3. Сущность государства и права Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной

§ 3.5. Сущность права и его социальное назначение

§ 3.5. Сущность права и его социальное назначение Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной частиобщества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная

Тема III Понятие, сущность и система права

Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право — мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

3. Классовая сущность буржуазного доказательственного права и буржуазной теории доказательств

3. Классовая сущность буржуазного доказательственного права и буржуазной теории доказательств Несмотря на значительные различия правового регулирования процесса доказывания в английском и американском праве и в правовых системах буржуазных европейских государств,

1.

1 Понятие и сущность права

1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и

§ 4. Сущность права

§ 4. Сущность права Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов.

Во-вторых,

15. Понятие и сущность избирательного права, принципы

15. Понятие и сущность избирательного права, принципы Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в

1. Понятие, сущность и значение наследственного права

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —

Сущность права

Возможно ли сознательное регулирование общественных отношений? Существуют ли сегодня различия в понимании права? Может ли быть несправедливое право?

Известно, что в понимании права нет и никогда не было единства, учёные по-разному подходят к определению понятия права, его сущности, социального назначения, функций. Правовые понятия юристов-практиков зачастую формируются практическим ответом, несут на себе отпечаток актуальных задач законодательной, административной, судебной и иной юридической деятельности. Что касается граждан и общественности, то их представления о праве отличаются широким разнообразием, известной неопределённостью, постоянно изменяются. Это приводит к столкновению в обществе разных правовых позиций, к бесконечным спорам вокруг проблем права, большей части которых можно было бы избежать при наличии более твёрдых и систематических правовых знаний.

Право как средство регулирования общественных отношений

В этом состоит его основная сущность.

Попытаемся рассмотреть вопрос о социальном назначении права, указать на общественные потребности и функции, которые делают его необходимым для людей. Право принадлежит к организующим факторам, упорядочивающим и регулирующим нашу жизнь. По природе своей оно есть нормативный регулятор, его социальное действие выражается в регулировании жизненных процессов общества, которые люди пытаются сознательно организовать, привести в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять ради определённых, признанных культурным сообществом целей.

Порядок и право связаны единством: там, где начинается устройство порядка, из хаотического, неустойчивого состояния возникают законосообразные структуры, там ощущается воздействие права, развёртываются его общественные функции. Право — это способ социальной регуляции, оно представляет собой нормативно-регулятивную систему, которая действует в тесном блоке с моралью, религией, политикой, этикетом и другими нормативными регуляторами. Всю систему социальных норм, представленных в праве, морали, религии и т. д., можно рассматривать как проявление соционормативной культуры общества. Правовое регулирование составляет лишь часть соционормативного регулирования общества. Одна из причин слабости современного права в том, что как регулятор право действует зачастую в известном отрыве от таких регулятивных систем, как мораль и религия.

Под социальным регулированием понимается процесс упорядочивания общественных отношений путём подчинения их определённым правилам (нормам). Регулировать отношения между людьми — значит подчинять человеческие действия правилу, делать эти отношения правильными с точки зрения общества и государства. Регулирование есть внесение правила или меры в управляемый процесс, чтобы организовать его как более или менее чётко определённый, отвечающий закономерностям общественного развития. Управление без регулирования невозможно, управлять можно только по заранее установленным правилам, нормам. Социальное регулирование во всех своих видах даёт возможность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу. В процессе регулирования достигается множество позитивных эффектов, которые делают возможной совместную жизнь людей. Они создают основу для сотрудничества, обмена продуктами и услугами, усиливают безопасность людей, надёжность планов, ожиданий, предсказуемость человеческих поступков и т. д.

Понятие права

Теперь обратимся к вопросу, как понимать право. Все нормативно-регулятивные системы выстроены из структурных элементов, расположенных на трёх уровнях, — нормы, отношения и идеи. Если речь идёт о морали, то это моральные нормы, моральные отношения, моральные (нравственные) идеи; в религиозной системе выделяются религиозные нормы, религиозные отношения, религиозные идеи; применительно к политике можно говорить о политических нормах, политических отношениях и политических идеях. Право в качестве нормативно-регулятивной системы включает многообразные и разнородные элементы, распределённые по уровням, — правовые нормы, правовые отношения и правовые идеи.

Первый уровень — нормативный. Это уровень, представленный общеобязательными правилами поведения, т. е. юридическими нормами, рассчитанными на многократное применение и адресованными неопределённому кругу лиц. Эти нормы даны обществу в правовой форме закона, писаного нормативного правового акта, но они могут содержаться также в юридических обычаях и прецедентах, в особых нормативных договорах. Самым примечательным явлением на этом уровне выступает законодательство, система законов и подзаконных актов, включающая в себя основную массу юридических норм, разделённую на отдельные правовые отрасли, подотрасли и институты. Нормы воздействуют на отношения, посредством этого достигается регулятивный эффект упорядочивания социальной связи, которая в ином случае могла бы складываться стихийно либо в соответствии с другими, неюридическими нормами, например моральными.

Второй уровень — практический. Урегулированные юридическими нормами отношения, таким образом, становятся правовыми, их участники выступают как носители взаимных прав и обязанностей, воспринимают друг друга в качестве субъектов права. Важнейшей специфической особенностью отношений, складывающихся в области права, является именно этот момент — отдельные индивиды и их объединения становятся субъектами права, физическими и юридическими лицами, обладающими в рамках реальных правоотношений взаимными правами и обязанностями. Если мы говорим, что у этого человека есть право на конкретно определённую вещь или действие, то это значит, что он состоит в отношениях с неким обязанным лицом, которое должно обеспечить это право. Огромная масса правовых отношений находится в постоянном движении, юридические связи между людьми возникают, изменяются, прекращаются, вновь возникают и т. д. Уровень правоотношений отражает динамичную, непрерывно развивающуюся юридическую практику общества. Она всегда многообразна, сложна и противоречива.

Два предшествующих уровня права находятся в двусторонней связи- с третьим уровнем правовых идей. Они его порождают в том смысле, что все идеи, идейные и идеальные конструкции возникают в результате осознания мира объектов, предметов, проверяются практикой. Вместе с тем реальная юридическая жизнь, отражённая в правовых идеях, сама становится от них зависимой, постоянно нуждаясь в притоке информации для дальнейшего развития. На этом уровне развёртываются различные виды правосознания, которое представляет собой совокупность взглядов, понятий, чувств и переживаний, выражающих отношение людей к праву, как оно есть и каким должно быть (о правосознании ещё предстоит подробный разговор).

В ходе познания юридической действительности и на базе соответствующих идей люди вырабатывают различного рода концепции, теории, учения, формируют идеологические, целевые, ценностные и социально-психологические установки правового поведения. В тех случаях, когда люди не удовлетворены состоянием нормативной сферы или обнаруживают недостатки в законодательстве, юридической практике, появляются идеи, которые через соответствующие правотворческие процессы, законодательные процедуры могут трансформироваться в новые правовые нормы.

Уровни права связаны между собой, на основе этих многосторонних и разнонаправленных связей действуют механизмы модернизации, обновления права, становится возможной динамика юридических институтов. Происходит, таким образом, круговращение элементов права: нормы права (правовые нормы) приводят к возникновению, изменению и прекращению правоотношений; последние через правосознание порождают идеи, идеологии, правовые ценности; а они через процесс законодательства становятся нормами права либо в иной форме оказывают непосредственное воздействие на юридическую практику. Условно это можно представить в виде следующей схемы:

Эти нерасторжимые связи, как и движение элементов по кругу, поддерживают правовую систему в действующем состоянии. Достаточно на любом уровне правовой системы блокировать переходы одних элементов в другие, и она перестанет быть единой, в конце концов разрушится.

Различие подходов к пониманию права

В зависимости от того, какой из выделенных уровней права принимается в качестве исходного, определяются различия в понимании сущности права. В отечественной юриспруденции, так же как и в юридической науке стран, право которых отвечает требованиям европейской модели правовой системы, приоритет отдаётся нормативному уровню. Он как бы выделяется из общего контекста и называется правом. Наши учёные-юристы определяют право как систему, совокупность норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством. Это и есть так называемый нормативный подход к пониманию сущности права, в центре которого оказываются прежде всего сама юридическая норма, закон как наиболее подходящая ей форма права, законодательство, система нормативных правовых актов, конституции, кодексы, своды законов, систематизационные и кодификационные работы, учёт и поддержание всего нормативного материала в пригодном для применения состоянии. Право — это норма, система норм. Отсюда право характеризуется как совокупность нормативно-правовых актов, часто, особенно на бытовом уровне, отождествляется с законодательством. Мы определили первый подход к пониманию права.

Второй подход к пониманию сущности права, который встречается в юридической литературе, можно назвать социологическим. Он берёт за исходное уровень правовых отношений, определяет право в терминах, относящихся к юридической практике. Социологически право можно определить через юридический опыт и правовую реальность — через социальные интересы, потребности, цели, через акты, решения, действия, предпринимаемые субъектами права. Говорят, что право — это прежде всего система общественных отношений, которым государство предоставляет защиту, либо система защищенных государством интересов. Известны многие другие социологические определения права, имеющие в основе какой-либо фактор правовой действительности, которому придаётся решающее значение. Сторонники социологического подхода к праву часто называют себя юридическими реалистами, поскольку в основу права закладывают не нормативные абстракции, а вполне реальные вещи, такие, как потребности, интересы. Юридическая норма сама по себе лишь симптом, показатель того, что выражаемый в ней интерес охраняется принудительной силой. Для изменения права важно, чтобы произошли реальные изменения в сфере общественных интересов, потребностей.

Наконец, третий подход акцентирует (подчёркивает, выделяет) в понятии права элементы правовой идеи, выделяет юридические представления, категории, идеалы и ценности. На этом уровне развёртывается правовое сознание (правосознание), совокупность взглядов, идей, представлений, соответствующих чувств, эмоций, переживаний, отражающих реальное состояние права в определённом обществе и в данное время. Люди пытаются познать и осознать правовые явления не только в той форме, в какой они существуют, но и в форме, какую они могут принять в будущем. Благодаря этому люди приобретают способность связывать право, как оно есть, с правом, каким оно должно быть, т. е. направлять на базе разумных предположений и прогнозов курс его развития, избавляться от старых непродуктивных норм и институтов, заменять их новыми и совершенными, обеспечивать преемственность в правовой сфере. Значительную роль при этом играет юридическая наука, различного рода правовые идеологии, теории, доктрины, учения. Многие из них склонны придавать сущности права идеальную трактовку, усматривать её в идее Бога, естественном праве, в изначально существующей правовой идее и т. п. Например, отличительной чертой естественно-правового направления, представленного бесчисленным количеством доктрин и версий, является утверждение идеального права, идущего либо от Бога, либо от разума, либо от «порядка вещей», «природы человека». Здесь на первом плане именно идеалы, которые должны быть взяты в качестве образца правителями, законодателями и другими людьми, создающими позитивные правовые системы, т. е. реальные конституции, законы, кодексы, нормативные правовые акты. Без идеала сторонники естественного права не мыслят себе правовой действительности. Несправедливое право, говорят они, не есть право, его не следует признавать, ему можно не подчиняться. Соответствие идеалу — вот что делает закон и законодательство правом. В русле подобного подхода находятся религиозные системы права.

Преимущества нормативного подхода, на позициях которого стоит отечественная юриспруденция, заключаются в том, что, определяя право нормативно, как систему норм, мы достигаем определённой чёткости и точности действий в правовых ситуациях. Прежде чем пойти в суд, орган исполнительной власти, каждый человек может сначала ознакомиться с нужными законами, заглянуть в кодекс, подготовиться юридически, посоветоваться с юристом, получить необходимую консультацию и компетентные советы. Изучив нормативный материал, имеющий отношение к его делу, человек чувствует себя уверенно, он в общем представляет себе, что его ждёт в суде, на какой исход дела он может рассчитывать. Очень важно, чтобы люди, обращающиеся в суд либо административный орган, заранее знали, по каким нормам будет рассматриваться их дело.

Нормативный подход — это то, что вполне соответствует характеру российской правовой культуры, типу присущего ей юридического мышления. На протяжении всей своей правовой истории Россия всегда находилась в зоне распространения европейской континентальной модели права, для которой формально высшим источником права является закон, а высшим принципом организации юридических отношений выступает законность, требования неукоснительно и строжайше соблюдать законы. Понятно, что всё это предполагает отношение к юридической норме как ведущему элементу правовой системы. В соответствии с этим право можно определить как совокупность (систему) общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством, направленных на обеспечение порядка организации, контроля и защиты человеческого поведения всеми государственно-властными средствами, включая принудительные.

Такое определение, нормативное по своему характеру, не исчерпывает, конечно, сущность права. Для того чтобы ответить на вопрос, какой именно порядок поддерживается государством и обеспечивается юридическими нормами, необходимо выйти на социологический уровень, проанализировать потребности, интересы, цели, волевые установки и социальные стремления, породившие норму и закон. Тогда можно сказать, чью волю выражает правовой порядок, отвечает ли он интересам всего общества или отдельных социальных групп, классов, сословий, слоев населения. Вот почему, определяя право через норму, не следует упускать из виду и другие подходы.

Особенность современного права как нормативного регулятора заключается в том, что за ним стоит государство, сильнейшая политическая организация общества, активно применяющая правовые средства в области управления общественными процессами. Это не означает, однако, что право есть всего лишь средство государственного управления. Для развития демократического общества важно, что государство находит в праве не только средства, но и цели своего существования. Идея правового государства, которая является сегодня основой программы развития российской политической системы, указывает как раз на то, что государство, государственный аппарат и государственные служащие во всей своей деятельности должны руководствоваться правом, проводить в жизнь принцип верховенства права и закона. Для политики государства определяющими факторами являются многие правовые ценности и институты, прежде всего права и свободы человека и гражданина, демократическое законодательство, справедливое судопроизводство.

Многие теоретики права, пытаясь отличить право от других нормативно-регулятивных систем, главным образом от морали, выделяют признак принудительности, нередко преувеличивают его значение. Это верно, что обязательность юридических норм для исполнения всеми, кто принимает участие в правовой жизни, гарантируется в конечном счёте возможностью применить меры государственного принуждения к правонарушителям. К сожалению, такая возможность часто становится действительностью, как правило, по вине тех, кто совершает противоправные действия, преступления, не исполняет либо игнорирует требования юридических норм. Без принудительной функции право в принципе существовать не может, но она не является для него главной. Основные задачи правовой системы лежат в плоскости организационной, предполагают конструктивные формы социальной деятельности. Принудительная функция права не может быть первичной, потому что необходимо организовать, укрепить некоторый порядок общественных отношений, прежде чем наказывать и принуждать людей к его соблюдению.

Реализация, т. е. исполнение, соблюдение, применение, юридических норм осуществляется организованными структурами, специальными учреждениями — органами и должностными лицами, имеющими официальный статус, располагающими особыми полномочиями в сфере применения права.

Наряду с системой правовых норм и для её обеспечения выстраивается в обществе система институтов — учреждений, совокупность государственных управленческих структур, которые призваны руководить социальными процессами. Система правовых учреждений включает в себя органы, создающие законы, обеспечивающие их публикацию и вступление в силу (парламенты, парламентские службы, депутаты), исполнительные органы и учреждения (президенты, правительства, министерства и ведомства, контрольные и надзорные органы, милиция, пенитенциарные учреждения — места лишения свободы и др.), судебные органы, адвокатуру, нотариат, общественные правозащитные структуры. В особую категорию выделяются государственные (правоохранительные) органы, которые от имени государства осуществляют его монопольную функцию применять узаконенное физическое насилие к лицам, совершившим правонарушение. В целом персонал этой системы держит в своих руках юридические рычаги и контролирует весь цикл правовых действий.

Сегодня на право смотрят как на главный инструмент упорядочения общественных отношений. Право и мораль отдаляются друг от друга. Правовой регулятор, по сути дела, утрачивает моральную поддержку. Так что механизм социальной регуляции сегодня представлен в России главным образом правом, но оно чрезвычайно перенапряжено. От него ожидают даже того, чего оно делать не в состоянии, возможности права не беспредельны. Невозможно все проблемы решать посредством закона или нормативно-правовых актов, хотя пытаются это делать. Болезнь современного общества состоит в том, что происходит разлад между нормативно-регулятивными системами, между правом, моралью и политикой. Нынешние усилия общества должны быть направлены на то, чтобы восстановить органические связи нормативно-регулятивных систем, прежде всего ценности, которые связывают мораль с правом.

Сложнейшая гуманитарная проблема современности связана с необходимостью установления нравственных взаимоотношений между человеком и законом. За этой проблемой стоят задачи демократизации закона, придания ему подлинно человеческих измерений. Закон живёт и действует только тогда, когда он живёт в сознании человека и действует через человека. Закон — величайшее изобретение цивилизации, но при всех своих достоинствах он сам по себе никогда не сделает общество более совершенным, а людей более счастливыми, помимо их сознания и воли. Отдавая должное закону, нельзя забывать, что есть вещи, которые никакому закону не подчинишь, что есть пределы, за которыми он может превратиться из блага во зло, что, как таковой, он не является абсолютной гарантией против произвола, может юридически оформлять произвол. Стало быть, в сфере права главным является сам человек, поэтому граждане должны быть убеждены, что законы подчинены общественным интересам, связаны условиями человеческого, общественного бытия, правильно выражают социальные цели и надежды, служат их достижению.

Вопросы для самопроверки

  • 1) Каково социальное назначение права?
  • 2) В чём заключается единство порядка и права?
  • 3) В чём состоят важнейшие специфические особенности отношений, складывающихся в сфере права?
  • 4) От чего зависят различия в понимании права?
  • 5) Какой подход к пониманию права типичен для отечественной юриспруденции? В чём его особенность?
  • 6) Почему нельзя определять право только через норму?
  • 7) Почему право не может существовать без такой важной черты (функции, признака), как государственное принуждение? Почему эта черта не является главной?

Что такое закон — Природа и сфера действия закона

В этой статье Симран Сабхарвал обсуждает, что такое закон .

Недаром великий греческий мыслитель Аристотель сказал: «В лучшем случае человек — благороднейшее из всех животных; отделенный от закона и справедливости, он наихудший», и точно так же Томас Гоббс заявил: «Не мудрость, а Власть создает закон». Различные философы дали свое уникальное определение права. Даже у каждого дилетанта есть свое определение. У каждого свое понимание того, что такое закон и каким должен быть закон. Основная цель этой статьи — интерпретировать значение права и то, как право развивалось в наши дни.

Что такое право?

Закон играет разные роли в жизни каждого. Одно слово не может определить закон. Не может быть слова, которое можно было бы приравнять к закону. Можно провести аналогию, чтобы понять закон. Закон подобен храму , который устроен так, что мужчины и женщины могут жить в его или ее дворце мира. Закон — это любовь , нечленораздельная по своей природе. Оба обладают способностью регулировать человеческие эмоции. Закон так же сложен, как и любовь. Можно провести аналогию между правом и море . И закон, и море обширны, и как капля прибавляет к количеству воды в океане, так и каждое суждение прибавляется ко многим прецедентам. Также нет жизни без воды, нет жизни без закона.

Закон не любовница, закон супруга . Он остается с вами, куда бы вы ни пошли. Закон – это невидимая сила, которая управляет каждым человеком. Закон связывает нас, как Жизнь и Вода (ЗАКОН). Все эти утверждения дают представление об универсальности права.

  • Салмонд определил право как «закон может быть определен как совокупность принципов, признанных и применяемых государством при отправлении правосудия». Хотя Салмонд не дал определения справедливости, его определение можно считать наиболее работоспособным.
  • Согласно Джону Чипману Грею, «Закон государства или любой организованной группы людей состоит из правил, которые суды, т. е. судебные органы, устанавливают для определения законных прав и обязанностей». Его определение также подверглось критике за то, что его определение не сосредоточено ни на природе права, ни на статутных законах.

Природа и сфера действия законов

Какова природа права или какова сущность права – давно спорный вопрос. Различные греческие мыслители уже подняли несколько вопросов по этой теме, и ответ до сих пор не ясен. Это не означает, что нет ясного ответа, но нет полного ответа, который можно было бы назвать абсолютным. Также этот вопрос занимал юриспруденцию и философию права.

Есть два вида права. Один основан на правосудия , другой основан на управлении . Последняя часть используется сегодня. Соблюдается принцип «Сила — это право». Это возмездие, а не восстановление, за которым следует следовать.

  • Справедливость — это набор универсальных принципов, которые помогают людям анализировать, что правильно, а что нет. Он игнорирует культуру и общество, в котором живет человек. Fiat justitia ruat caelum — это латинская фраза, которая означает «Пусть свершится правосудие, даже если небо рухнет».
  • Социальный контроль относится к механизмам, которые регулируют индивидуальное и групповое поведение. Э.А. Росс, известный социолог, считал, что не законы управляют человеческим поведением, а системы убеждений управляют тем, что делают люди. Механизмы социального контроля могут быть приняты в виде законов и норм, которые контролируют и определяют поведение людей.

Право служит многим целям и функциям. Это помогает сохранять мир. Насилие не должно быть допущено в обществе, и поэтому мир поддерживается приказами или, можно сказать, законами правительства. Закон также помогает устанавливать стандарты. Он также защищает права людей. Без законов люди не получат даже основных прав, которых они заслуживают.

Также юриспруденцию можно назвать хорошим вариантом карьеры. От Махатмы Ганди до Барака Обамы все они связаны с карьерой юриста. Это послужило ступенькой к их успеху. Существуют различные варианты карьеры в юриспруденции, такие как судебные процессы, государственные службы, профессора или можно пойти в корпоративный сектор.

Юриспруденция Юридические школы

Юриспруденция относится к изучению права. Его также можно назвать наукой, которая занимается созданием, исследованием и соблюдением законов. Слово образовано от juris prudential , что означает знание закона. Если кто-то понимает теории и философии, тогда он может лучше понять закон. Юридические мысли можно рассматривать с точки зрения различных школ юриспруденции, которые приведены ниже.

Позитивистская школа

  • Согласно позитивистской школе закон есть повеление суверена. В нем говорится, что решения можно принимать логически, исходя из заранее определенных случаев и игнорируя моральные аспекты. Ее также называют Аналитической школой.
  • В этой школе говорят, что между законом и моралью нет связи. Например, судьи могут не захотеть, чтобы арендодатель выселил пожилую старушку с земли, за которую просрочена арендная плата. Хотя в законах может быть сказано, что если арендная плата не выплачивается, неплательщик должен освободить землю. Позитивистская юридическая школа говорит, что судьи должны решать дела в соответствии с законом и оставляя в стороне свою мораль.
  • Он считает, что целостность закона поддерживается нейтральной судебной системой. Закон – это то, что установлено. То, что должно быть фактором закона, следует игнорировать.
  • Также основой закона должно быть максимальное счастье максимального количества людей.

Историческая школа

  • «Право есть продукт общественного сознания». Это общественное сознание началось еще до суверенитета. Это началось с самого начала общества. Сэр Генри Мейн, Эдмунд Берк — известные юристы.
  • Историческая школа основана на теории Volksgeist. Он говорит, что закон основан на всеобщей волеизъявлении людей. Она растет вместе с ростом нации. Кроме того, закон, который подходит для одной группы людей, может быть бесполезен для другой группы людей, что указывает на то, что универсального применения закона не существует. Законы основаны на местных обычаях, местном поведении и текущих мыслительных процессах общества. Все это влияет на закон и делает его мирным обществом.
  • Теория много внимания уделяет прошлому. Однако в нем упоминается, что законы должны меняться со временем. Законы должны соответствовать требованиям общества.

Естественная школа

  • Естественное право — это философия, которая фокусируется на законах природы. В нем говорится, что есть некоторые законы, которых заслуживают все люди, поскольку они присущи обществу. Противостоит позитивистской теории. Большое внимание уделяется морали и этике общества.
  • Он основан на причинах, по которым они выбирают между добром и злом.
  • Иммануил Кант, Гегель и Гроций — выдающиеся юристы. Они считали закон не приказом суверена и не продуктом сознания, а основанным на рациональности и разумности.
  • Основная цель Философской школы или школы естествознания — возвысить людей от зла ​​и воспитать их к добру.
  • Даже в Декларации независимости и Билле о правах Конституции США Томас Джефферсон процитировал теорию естественного права, назвав ее «законами природы и Бога природы».

Социологическая школа

  • Эта школа возникла как синтез мыслей многих юристов. Эта школа мысли делала акцент на функциональной части права, а не на абстрактной части права.
  • Право они рассматривали как социальный институт. Они считали, что законы не создаются государством. Законы исходят от общества. Законы санкционированы не государством, а сознанием людей.
  • Эти законы устанавливают взаимосвязь между обществом и законами. И Историческая, и Философская школы мешали социальным и правовым реформам, в результате чего сформировалась Социологическая школа.
  • Это единственная школа юриспруденции, имеющая определенную программу, которой нет в других школах. Они уделяли большое внимание понятию справедливости.

Школа реализма

  • Эта юридическая школа уделяет большое внимание тому, что могут делать суды, а не абстрактным идеям. Закон существует как реальность.
  • Аллен заметил, что «в юридической химии необходимо брожение, ибо без него спирт» закона становится кислым и несвежим. При этом учитываются обычаи и обстоятельства для принятия нового закона. Теория может быть понята описательным способом, предписывающим способом или обоими способами.
  • При этом считается, что закон является органом государственной власти для отправления правосудия. Подобно позитивистской теории, здесь закон также рассматривается как воля государства, но осуществляется посредством отправления правосудия.

Сравнительная школа

  • Профессор Кектон считает, что «развитие сравнительного правоведения — это развитие двух или более систем права». Однако этот термин имеет одно значение.
  • Как историческая школа занимается временем, так эта школа занимается пространством. Он собирает и исследует распространенные правила и людей, которые согласны и не согласны с системой, и пытается найти систему, которая является естественной. Естественная система будет системой, которую все люди хотели бы иметь, но не могли по разным законам.
  • Сравнительное правоведение проводит сравнительный анализ и помогает как исторической, так и аналитической школе права.

Эволюция Закона

Христианство и Закон

  • Много веков назад считалось, что согласно христианству, Бог и Ветхий Завет создали закон. Закон был сводом правил, написанных Богом. Люди верили в Божественную силу. Также считалось, что только если законы считаются священными, то им будут следовать.
  • Христиане придавали большое значение морали. Они считали, что если основы права слабы, то общество легко пересматривает их под свои нужды. Законы будут искажаться в соответствии с эгоистичными потребностями человека.
  • Христиане верили, что всеведущий, всемогущий, вездесущий любящий Бог является Законодателем мира (Псалом 126:1). Он обеспечивает Себя абсолютным основанием для закона. Христианская правовая система не менялась по прихоти и оставалась статичной.
  • Христианство не пренебрегало правами человека. Это обеспечило определенные права человека, которые записаны в Библии. В Библии указаны определенные инструкции, и Он повелевает нам следовать им. Библия говорит нам, что Бог считает добром и чего Он хочет от нас: «поступать справедливо, и любить дела милосердия, и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8).
  • Считалось, что можно обмануть человеческие законы, но никто не может избежать Божьей кары.
  • Эта теория привела к различным взглядам. Люди, которые верили в Бога, были допрошены другими. Люди подвергали их сомнению, потому что не было доказательств того, что Бог пришел на землю и сформулировал законы.
  • В результате определение со временем менялось. Позже люди стали больше верить в себя, чем в верховного главнокомандующего. Смысл права стал ближе к человеку. В определении акцент сместился с Бога на законодателей.

Суверенитет и Закон

  • Было время, когда люди верили в власть суверена. У различных политических философов есть свои противоречивые утверждения, связанные с суверенитетом. Он считался абсолютным. Нет силы выше высшего.
  • Еще одна особенность в том, что он считался постоянным. Это не закончилось со смертью короля, скорее старший сын короля стал следующим правителем, принцип первородства.
  • Возникает вопрос: что, если новый король окажется неэффективным? Никто не имел права смещать короля.
  • Начиная с теории Остина, согласно которой суверенитет — это приказ, отдаваемый вышестоящим подчиненным. Таким образом, все, что провозглашает король, может рассматриваться как закон и не должно вызывать никакого восстания. Разделение власти не допускалось. Высшая власть принадлежала королю, и именно он наложил все законы на общество.
  • Если бы был только один человек, который издавал все законы, достаточно ли он компетентен, чтобы издавать законы для всех слоев общества? Законы, изданные королем, не могли подвергаться сомнению. Что бы ни сказал король, оно восторжествовало.
  • Так что, если определенный слой общества недоволен существующим законом? Они не имели права допрашивать короля. Таким образом, теория Остина сосредоточилась на превосходстве. Несколько строк из стихотворения, которое может развить его теорию-

«Законы

Обрамлено нами.

Нас подставил кто-то другой,

Кто выше любого закона.

  • Однако Ганс Кельзен верил в идею положить конец суверенитету. Он дал свое новое определение.
  • Он считал, что нет необходимости в слове суверенитет для понимания смысла права и локализации применения правовых норм. Он считал, что правовые нормы недействительны, потому что они даны государем или совместимы с нравственными законами. Он отверг теорию о том, что суверенитет является высшим источником права.
  • Считается, что там, где есть суверенитет, нет закона, а где есть закон, нет и суверенитета.

Поэтому времена изменились, и люди поняли, что то, что приказал Король, не должно быть провозглашено законом. Скорее, они должны иметь свободу выбирать своего правителя или решать, кем они хотят управлять. Таким образом, часть суверенитета была проигнорирована временем.

Современное время и право

  • Современное право динамично. Закон — это то, что говорят судьи. Закон эволюционировал от религиозных книг до воззвания королей и до того, чем он является сегодня.
  • Право в наше время находится под влиянием времени и места. Преступление в одном месте может быть обычным деянием в другом. Таким образом, нет ничего неправильного или правильного, теперь закон государства управляет действием. Именно обычаи, обычаи и привычки становятся законом.
  • Разные культуры наказывают по-разному, а это значит, что разные правила определяют разные законы страны. Наказание за преступление варьируется от одной страны к другой.
  • Например, наказание за небрежное вождение, колдовское клеймо, прелюбодеяние в разных местах разное. Хотя главная цель нынешних законов — обеспечить справедливость нуждающимся. Кроме того, никто не осуждается неуслышанным, что приводит к мысли, что правосудие вершится после того, как выслушают обе стороны.
  • В настоящее время так говорят судьи. В одном из прекрасных стихотворений закон описывается как
  • .

«Закон не может связать меня,

Закон не может судить меня,

Я могу изменить закон

Как мне удобно.

  • Право определяется как «набор специальных правовых норм, подлежащих исполнению судами, регулирующих управление государством, отношения между органами государства и отношения или поведение субъектов по отношению друг к другу». Это свод правил, принятых законодательным органом.
  • По сути, законы — это правила, связывающие людей воедино. Без законов человек может стать хуже животного. Закон необходим для процветания нации. Правила придуманы человеком, навязаны мужчиной человеку.
  • Закон может применяться только большинством. Когда есть общая поддержка, закон вступает в силу. Избирается орган, который создает закон для всех. Люди должны руководствоваться законом, чтобы избежать незаконных и аморальных действий.
  • Еще в древности существовали определенные обычаи, которые действовали как законы. Иными словами, можно сказать, что право можно назвать высшей силой, которая действует как катализатор между обществом и незаконными практиками.
  • Кроме того, у каждого человека есть свое определение трехбуквенного слова. Даже судьи, творящие законы, выносят приговоры согласно времени.
  • Например, статья 377, которая ранее считалась преступлением, была исключена в сентябре 2018 года и легализована в стране. Хотя есть еще много стран, где однополые браки криминализированы. Другими словами, мы можем сказать, что то, что сегодня является законом, завтра может быть криминализировано. Именно это делает природу права динамичной.

Нужны ли законы?

Теперь поразмышляем над вопросом: зачем нам закон? Это даже требуется?
  • «Мы разговариваем в движении, некоторые из нас пьют как рыба из винного озера и дымят как лесной костер и буквально погребены под масляной горой, пока наши соотечественники голодны, мы всегда спешим и нам не до других ». Эти строки резюмируют идеи о необходимости закона.
  • Закон действует как лекарство для лечения больного. Мы все должны осознавать, что состояние беззакония нежелательно ни для нации, ни для отдельного человека.
  • Цивилизация развила людей не только в эмоциях, но и в технологиях. Итак, на каждом новом повороте нам требуется закон, который поможет нам двигаться вперед в обществе. Когда политики оказываются темной лошадкой, нужен закон.
  • Лорд Дилан сказал: «Чтобы жить вне закона, вы должны быть честными». Слова в кавычках абсолютно правильные, потому что если все будут честными, то и закон не понадобится. Вокруг был бы мир, но мы все знаем, что это не так. Нам требуется все больше и больше законов, потому что мы развиваемся очень быстро, хотя внутри мы регрессируем.
  • Нынешнему поколению больше всего нужны законы. Хотя законы полны недостатков, т.е. в каждом законе есть недостатки, но именно закон ограничивает и принуждает большинство. Если это необходимо, это требуется для выживания и пропитания.

Итак, представьте себе день без закона. Чертовски много проблем возникнет, если не будет никакого закона. Мы, люди, полны личных интересов, и наш эгоизм преобладает над всем на этой планете. Вокруг будет горе. Будет война всех против всех. Таким образом, закон выступает в роли стража всех негативных человеческих эмоций жизни. Закон – это правила, которым необходимо следовать.

  • Кроме того, закон и этика идут рука об руку. В некотором смысле этика управляет законом. Большинство суждений даются с учетом этических ценностей общества. Закон и этика помогают найти решения, например, что они должны делать и чего не должны делать в определенной ситуации.
  • Даже мыслители осознавали важность закона. Греческие мыслители считали, что целью государства является хорошая жизнь, как для отдельных людей, так и для общества, поэтому для этого нужен закон, за которым стоят общие интересы всех людей.

Какова основная цель Закона?

Теперь мы знаем, что законы необходимы, но какова цель закона. Какую пользу они принесут обществу?

  • Закон действует как инструмент обеспечения справедливости. Различные теоретики акцентировали внимание на главном аспекте справедливости. Они приравнивали закон к справедливости.
  • Но почему для обеспечения справедливости необходим закон? Чтобы ответить на вопрос, Томас Гоббс в своей книге « Левиафан » говорит: «К этой войне каждого человека, против каждого человека, это также имеет отношение; что ничто не может быть несправедливым. Там нет места понятиям правильного и неправильного, справедливости и несправедливости. Когда нет общей власти, нет и закона: где нет закона, нет несправедливости». Таким образом, можно сделать вывод, что для справедливости необходим закон.
  • Теперь возникает еще один вопрос: что, если закон окажется неэффективным и правосудие не будет обеспечено? Что будет, если закон окажется необъективным?
    • Ответ на поставленный выше вопрос: Каждое решение, вынесенное судом, содержит поправки, которые обеспечивают изменение закона во времени. Она меняется вместе с меняющимися запросами общества. Кроме того, возьмем печально известное дело Нирбхая, которое потрясло нацию. Таких прецедентов в отношении несовершеннолетних правонарушителей не существовало. После инцидента была сформирована комиссия, которая рекомендовала ужесточить наказание за сексуальное насилие. Иными словами, если закон оказывается не очень полезным, в него вносятся поправки. То же самое и со статьей 377, когда было доказано, что закон нужно менять, Верховный суд дал зеленый свет и декриминализовал 150-летнюю практику.
  • Теперь, почему власть принятия решений принадлежит Верховному суду, а не народу? Что, если люди соберутся в роды для взаимного протеста?
    • Это запрещено, так как человек считается эгоистом. Он будет думать о своих личных интересах, а не об обществе. Он будет думать только о себе, что усугубит ситуацию. Позже это приведет к агитации и насилию, что в конечном итоге приведет к линчеванию толпы, поскольку не все потребности сектора будут удовлетворены.
  • Таким образом, существует потребность в органе, который издавал бы законы для всех, не допуская предубеждений. Кроме того, в июле 2018 года Верховный суд Индии вынес решение, гарантирующее, что правосудие является делом закона, а не мафии. Кроме того, конституция Индии гарантирует справедливость для всех.

Заключение

  • Закон является инструментом позитивных социальных изменений, а также средством изменения существующих социальных механизмов. Он действует как катализатор изменений.
  • Закон повлиял на литературу. Шекспир упоминал в своих пьесах право больше, чем любую другую профессию. Другими словами, Закон настолько важен, что оказывает влияние даже на литературу.
  • Юристы могут обращаться к литературе как к богатому источнику определенных форм знаний. Закон – это то, чего каждый из нас ждет с нетерпением.
  • Закон иногда может оказаться сдерживающим фактором, но его главная цель — обеспечить справедливость. Закон означает прочный порядок в обществе. Все это может обеспечить государство. Принимая во внимание все обстоятельства, закон является наиболее важной частью государства. Это высшая власть государства, определяющая, что правильно, а что неправильно.
  • Хотя в законе один слог и всего три буквы, это слово можно понимать по-разному.

Студенты курсов Lawsikho регулярно выполняют письменные задания и работают над практическими упражнениями в рамках своей курсовой работы и развивают свои практические навыки в реальной жизни.

LawSikho создал группу в Telegram для обмена юридическими знаниями, рекомендациями и различными возможностями. Вы можете нажать на эту ссылку и присоединиться:

https://t.me/lawyerscommunity

Следите за нами в Instagram и подпишитесь на наш канал YouTube, чтобы получать больше интересного юридического контента.

О происхождении, сущности и цели Закона — Интегрированная Католическая Жизнь™

Святой Фома Аквинский, Ангельский Доктор

Грамматика существования связана с Законом, и мы всегда должны были читать реальность правильно, правильно слышать, правильно говорить и с человеческим разумом открывать закон, по которому мы должны жить, если мы хотим достичь намеченной цели.

В наше время нет более необходимого разговора, чем диалог о значении закона. Человеку свойственно связывать себя принципами в форме правил, которыми руководствуются человеческие действия. Эти правила являются законами, по которым люди выбирают жизнь путем избрания и политического навязывания.

Вопреки природе человека, современная эпоха является свидетелем поколений людей, яростно борющихся за своего рода свободу, ищущих освобождения от закона, закона беззакония. Люди привязывают себя к идее, что ни к чему не привязанность есть истинная свобода, тогда как на самом деле это рабство ложного представления о свободе. Пытаясь освободиться от закона, человек стал законом для самого себя, и истинная цель этого выбора — падение в сумерки цивилизации. Прежде чем падение станет необратимым, мы должны попытаться восстановить чувство природы и порядка закона.

Язык и Закон — дары Создателя, и оба они берут свое начало в том, что лежит за пределами времени и пространства. Слова предназначены для обозначения вещей, реальных вещей, которые предназначены указать нам на сотворенный порядок реальных вещей и, следовательно, на Творца, сотворившего их. Закон – жизненно важное понятие, корни которого связаны с вечным милосердием и справедливостью Самого Творца. В своих самых глубоких корнях Закон непостижим. Тем не менее, мы все же должны спросить, что такое закон? Мы можем найти некоторые из его этимологических корней в староанглийском «лагу», что означает постановление, правило или регулирование. В древнескандинавском языке «лаг» обозначал закон, слой, меру, штрих, буквально что-то уложенное или зафиксированное. Эти определения имеют прекрасный временной смысл, поскольку мы рассматриваем необходимые правила и положения для общества, но, возможно, более глубокий взгляд на латинское и греческое происхождение слова «закон» приблизит нас к его корням в трансцендентном.

Существует этимологическое родство между латинским «lex» и греческим «lex», которое сочетает в себе понятия закона с необходимостью грамотности. Наше слово «юридический» происходит от латыни через французский и связано со словами, имеющими отношение к сбору, а в латыни связано с «legere», читать и греческим «legein», что означает говорить с кем-то еще. Слово «закон» в итальянском языке — «legge», а «leggere» — читать, а «leggenda» — это, среди прочего, легенда на карте, обозначающая ту необходимую связь между правилами, которая обязывает нас к правильному чтению карты. В глубочайших значениях слова «закон» скрыт отчетливый элемент грамотности, той грамотности, которая обозначается греческим словом «grammiticos» как истинная грамотность, связанная с правилами правильного чтения. Грамматика существования заключена в Законе, и мы должны и всегда должны были правильно читать реальность, правильно слышать, правильно говорить и с человеческим разумом открывать закон, по которому мы должны жить, если мы хотим воплотить в жизнь намеченную цель.

Стоит учитывать, что понятие закона глубоко сложно даже за пределами его этимологических корней и имеет для нас серьезные последствия, касающиеся наших божественных целей. В дискуссии, основанной на разуме и призванной реанимировать понятие закона, будет полезно обратиться к Ангельскому Доктору. Обладая непревзойденным здравым смыслом, св. Фома Аквинский помогает нам определить различные типы законов, управляющих небом и землей, и тем самым мы вооружимся пониманием, которое может помочь нам сделать мудрый выбор, чтобы связать себя со светом истины и вечность вместо лжи века сего.

Бог, а не человек, является Законодателем

В вопросе 90 Summa Theologiae Фома Аквинский объясняет, что «закон есть правило и мера действий, посредством которых человек побуждается к действию или удерживается от действия». То, что мы живем по правилам и концепции закона, кажется простым для понимания основным фактом. Фома Аквинский продолжает объяснять, что, согласно Аристотелю, понятие закона «принадлежит разуму, направленному к цели, который является первым принципом во всех вопросах действия». Он заключает, что «закон есть нечто, относящееся к разуму». А так как мы существа разумные, то, обнаружив определенные руководящие принципы, мы обязываем себя к определенным действиям в соответствии с разумными целями, предсказываемыми этими принципами. Тогда возникает вопрос: каков источник правил, которые мы открываем и с которыми решаем себя связать? К сожалению, слишком часто человек видит себя арбитром истины и, следовательно, законодателем. Святой Фома Аквинский советовал бы нам считать Бога истинным источником всех законов, поскольку он объясняет природу четырех законов.

Четыре Закона

В Вопросе 91 Суммы св. Фома разъясняет Вечный Закон, Божественный Закон, Естественный Закон и человеческий закон. Всеобъемлющий и всеохватывающий закон — это Вечный Закон . Чтобы открыть Вечный Закон, требуется исследование самой природы Самого Бога. Само собой разумеется, что создатель вещи имеет право обнародовать правила, которыми она управляется. Бог есть Творец, и разумно понимать, что из самой Его сущности и существования вытекают руководящие принципы всего сущего и всего, что мы можем знать. Фома Аквинский объясняет, что очевидно, что миром правит Божественное Провидение и что все сообщество вселенной управляется Божественным Разумом. Следовательно, Божье правление Вселенной имеет природу закона, и по Его Божественному Разуму Его представления о вещах находятся вне времени и пространства и, следовательно, вечны. Находясь вне времени и пространства, Вечный Закон является Божественным Источником всех законов.

Божественный Закон — это явленный нам Вечный Закон, наиболее полное откровение которого — воплощение Вечного Закона в нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе. Вечный Закон раскрывается также Ветхим и Новым Заветами, Магистериумом и Церковным Преданием. Божественный Закон — это дарованное Богом изложение совершенного Вечного Закона, и, как напоминает нам 118-й Псалом, «лучше уповать на Господа, чем полагаться на человека». Божественный закон далее восхваляется в Псалме 19.когда псалмопевец провозглашает, что «закон Господень есть совершенный, обращающий душу: свидетельство Господне верно, дающее мудрость малым». , но и внутренние акты». Божественный Закон направляет человека «к цели сверхъестественной и Божественной» как внутренними, так и внешними принципами.

Аквинский объясняет, что Божественный Закон необходим для управления человеческим поведением по четырем причинам.

  • По закону человек направляется в своих действиях должным образом в свете своей конечной цели в вечном блаженстве.
  • Из-за неопределенности человеческого суждения, о чем свидетельствуют отклонения человеческого закона, Божественный Закон необходим, чтобы человек мог без сомнения знать, что делать, в то время как человеческий закон ошибается, а Божественный Закон нет.
  • Человек может судить об определенных вещах, но он не в состоянии судить о сердцах других людей и поэтому не может видеть всех целей отдельных человеческих действий. Человеческий закон не может в достаточной мере направлять внутренние действия.
  • Человеческий закон не может запретить или наказать все злые деяния, и, пытаясь это сделать, он должен был бы уничтожить многие блага, пытаясь избавиться от зла, тем самым препятствуя общему благу.

Естественный Закон — участие человека в Вечном Законе, и Фома Аквинский объясняет, что человек может участвовать в этом Законе двумя способами. Человек может соблюдать закон извне и следовать правилу и мере посредством внешней практики, и человек может следовать Закону изнутри посредством моральной дисциплины. «Все вещи подчинены Божественному провидению», и как таковые все они измеряются и подчиняются правилу Вечного Закона. Все вещи в той или иной форме причастны Вечному Закону в силу того, что Творец запечатлел в них Свой закон. Все вещи «получают соответствующую склонность к своим действиям и целям» благодаря Его отпечатку. Псалмопевец говорит: «Свет лица Твоего, Господи, запечатлен на нас», а св. Фома указывает, что это означает, что «свет естественного разума, посредством которого мы различаем, что есть добро и что есть зло, который есть функция естественного закона, есть не что иное, как отпечаток на нас Божественного света». Обычный доктор заключает, что «естественный закон есть не что иное, как участие разумного существа в вечном законе».

Наконец, Аквинский описывает Человеческий Закон как «диктат практического разума». Человеческие законы исходят из принципов к выводам, которые мы делаем из «естественно известных недоказуемых принципов». Мы делаем частные выводы, которые не даны нам природой, а приобретаются благодаря действию разума. То, что люди выводят из общих и недоказуемых принципов естественным и божественным законом, затем становится более конкретными определениями по некоторым частным вопросам. Там, где естественный и божественный закон воплощаются в общих принципиальных истинах, человеческий закон состоит из эксплицитных определений, выработанных человеческим разумом». Цицерон сказал в своей «Риторике», что «справедливость имеет своим источником природу; отсюда некоторые вещи вошли в обычай по причине их полезности; впоследствии эти вещи, исходившие от природы и одобренные обычаем, были санкционированы страхом и благоговением перед законом».

Вечный закон есть неизменная Истина, Божественный закон есть его изложение посредством откровения, Естественный Закон есть участие человека в Вечном Законе, записанное в наших сердцах, а человеческий закон есть именно то, что мы извлекаем из законов как «указ разума, провозглашенный надлежащая власть для общего блага», созданная и обеспечиваемая правителем или правительством. Аквинский оставляет нас с предупреждением, что мы не обязаны подчиняться законам, созданным людьми, которые противоречат законам природы.

Мы забыли, что правильно понятая грамотность заключается в том, чтобы слышать человеческим сердцем то, что на ней написано. Вечный Закон, начертанный Богом в наших сердцах, — это естественный отпечаток, который мы призваны прочесть и узнать, должны ли мы жить так, как было задумано Богом.

При надлежащем изучении закона мы должны вернуться к древнему пониманию того, что язык имеет свои корни в Вечном Законе, и поэтому мы никогда не должны воображать себя способными проникнуть в его глубины до самого конца. Последние глубины самого слова «закон» исходят из невыразимого и непостижимого Вечного Бога, а его ветви и побеги простираются от неуловимых корней вечной истины до руководств, правил, мер и весов, предназначенных для добросовестной передачи поколениями. Это чтение закона предназначено для чтения вслух, как эхо голоса власти, переносимого дыханием Святого Духа через пропасть, отделяющую все человеческие души друг от друга. Закон выражен для того, чтобы его могли услышать те, у кого есть «уши, чтобы слышать». Мы забыли, что правильно понятая грамотность на самом деле заключается в том, чтобы слышать человеческим сердцем то, что на ней написано.