В административном праве социальное управление – 2.Понятие управления. Социальное управление и его виды.
Административное право
http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=97336
Понятие управления. Объекты и субъекты управленческой деятельности.
Понятие «администрация» произошло от латинского слова «управление».
Управление – действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.
Выделяют объект, субъект и содержание управления.
Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).
Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:
единоличные;
коллегиальные (группы людей).
Содержание управления.
По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.
Управленческий цикл – повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).
О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.
Цикл управления: 1) выявление и осмысление актуальной проблемы управления; 2) формулирование целей и постановка задач; 3) подготовка и принятие управленческих решений и их правовое закрепление;
4) организация исполнения управленческих решений;
5) коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления.
Цель административно-правового регулирования – создание стабильности управленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав, свобод и законных интересов всех субъектов административного права.
Виды управления.
Механическое (техническое), биологическое (управление процессами жизнедеятельности), социальное (управление общественными процессами, людьми и организациями. Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями совершаемых функций и операций.
Социальное управление: понятие и особенности.
Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Разновидности социального управления.
Государственное, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Государственное управление: понятие и особенности.
Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.
Компетенция любого органа исполнительной власти включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.
Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).
Функции — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.
Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия, принимать соответствующие акты управления, использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия.
Орган государственной исполнительной власти как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.
Предмет и методика административного права.
Предмет отрасли административного права – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, напр. земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.
Объектом административного права являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.
Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.
Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (напр., ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).
Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, напр. заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти. В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений.
Структура административного права.
Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.
Гипотеза административно-правовой нормы – управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях воздействовать.
Диспозиция – правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права.
Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.
Поощрение – публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.
Источники административного права.
Источники административного права – различные формы их законодательного выражения. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права.
К источникам административного права относятся:
1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ;
2) постановления палат Федерального Собрания, органов представительной власти субъектов РФ;
3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;
4) правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ;
5) решения администраций органов местного самоуправления.
Административно-правовой статус: понятие, структура, особенности.
Физические лица – граждане РФ, граждане СНГ лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права.
Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение. Скорее наоборот, они детализируют и реализуют права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на субъектов отношений обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм.
Граждане РФ, выступая в роли субъектов административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих их социально-правовую роль в государстве и обществе.
Административно-правовой статус гражданина – комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты.
Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами, ФЗ «О гражданстве РФ», Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.
В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.
1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.
4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.
6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
Виды административно-правовых статусов.
Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.
Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.
Административно-правовой статус граждан. Его отличие от административно-правового статуса личности.
Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.
Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия «гражданство». В настоящее время основополагающие вопросы гражданства установлены ст. 6 Конституции РФ:
гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения;
каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ;
гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Принципы гражданства РФ:
гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ;
гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;
гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству;
Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое может быть приобретено:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве или междунар. договором РФ.
Административно-правовой статус гражданина складывает из четырех взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как право на жизнь, на равенство перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая характеристику административно-правовому статусу личности, нельзя забывать и комплекса обязанностей, в числе которых можно выделить заботу о сохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры; уплату законно установленных налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Особенностью административно-правового статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.
Вместе с тем наличие гражданства обусловливает и специфические обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Третий уровень административно-правового статуса — социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. Так, в соответствии:
все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
К числу особенностей административно-правового статуса граждан необходимо отнести ряд административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ исключительно в отношении граждан. Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов административных наказаний, которые могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам в широком значении. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Вторым примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до 30 суток.
Административный арест назначается судьей, причем лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ в соответствии со ст. 18.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.
Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ.
Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами.
Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.
Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипломатическим путем.
Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, — постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях, — временно пребывающие.
Особенности правосубъектности лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами:
-иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в органах внутренних дел;
-иностранные граждане и лица без гражданства не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
-на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется воинская обязанность;
— только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяется такое административное наказание, как выдворение.
Административно-правовой статус общественных объединений.
Правовая база: КРФ, ГК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ и ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 г. № 10-ФЗ.
Ст. 30 КРФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Конституционные
положения конкретизируется в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус ОО, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО — вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.
Государство: обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов договоров).
studfiles.net
Управление в административном праве
Управление в административном праве – это действия, которые носят распорядительный характер. Они направлены на работу сложных в своей организации систем, ориентированных на обеспечение их сохранности и режима деятельности. В общей теории выделяют такие понятия, как субъект, объект и содержание управления.
Объектом управления выступают различенные системы и то, что их составляет. К таким составляющим относят явления и события, людей. Субъектами управления выступают всегда физические лица. Выделяют два субъекта управления. Это единоличные и коллегиальные субъекты. Содержанием управления выступают право отношения, возникающие в ходе деятельности по управлению. Они включают в себя оказание влияния на объекты посредством координирования направления разнообразных действий, процессов путем использования методов и механизмов.
Управление в административном праве состоит из трех видов.
Это техническое, биологическое и социальное управление.
- Техническое управление в административном праве представляет собой управление объектами на основе правил технического назначения (математических или физических), например, это управление сложными механизмами, машинами.
- Биологическое управление включает в себя управление одноименными процессами с учетом биологических законов природы, а также закономерностей роста тех или иных организмов (например, овцеводство или селекция).
- Социальное управление – это управление социумом. В данном случае в качестве управляемых, могут вступать группы людей, например, трудовой коллектив или класс обычной средней школы. Также, в качестве управляемых могут быть некоторые люди.
- Самым трудным по своей структуре и степени воздействия показывается государственное управление. Что такое государство? А это общественная организация общества, которая включает в себя государственные органы власти и управления и обладающая суверенитетом.
К особенностям социального управления можно отнести: объект (исключительно индивид или группа), организм управления, властный характер управления, специальный субъект управления. Необходимо остановиться на этих особенностях более подробно. Итак, социальное управление имеет волевой характер вследствие того, что осуществляется на основе приоритета волеизъявления субъектов управления, закрепления за ним властных правомочий. К специальному объекту рассматриваемого термина можно отнести органы власти и лицо, которое уполномочено управлять. Управление, как самостоятельные действия имеют три уровня. Они осуществляются на уровне государства, в коллективе и в семье.
ponyatie-prava.ru
Социальное управление. Бахрах Д.Н. Административное право
- Понятие, содержание и виды управления
- Социальное управление
- Отметим, что теория управления и теория административного права
- Понятие государственного управления
- Признаки государственного управления
- Виды государственного управления
- Функции государственного управления
- Исполнительная власть и государственное управление
Социальное управление
Социальное управление — один из типов общего управления, исследованием кᴏᴛᴏᴩого занимается кибернетика. Управление — ϶ᴛᴏ, во-первых, целенаправленное воздействие на сложную систему, во-вторых, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними целей, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Сложной считается система, кᴏᴛᴏᴩая состоит из рядатрадиционно разных элементов. Процесс управления имеет место только в сложных динамических системах. Стоит заметить, что он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, приведения системы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с объективными закономерностями данной среды.
Управление неразрывно связано с информацией. Стоит сказать, для устойчивого существования системы необходимо, ɥᴛᴏбы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию. Связь и упорядоченность компонентов целого достигается путем их информационного взаимодействия, а также взаимодействия системы с внешней средой путем передачи сведений об окружающей среде и о самой системе. Информация передается в виде сигналов. Сигналы несут в себе управляющее воздействие, кᴏᴛᴏᴩое заставляет систему перестраиваться для совершения определенных действий. Благодаря информационному воздействию даже малая доля энергии, содержащаяся в сигнале, часто влечет за собой возникновение значительно большей. К информации система относится избирательно, она реагирует исключительно на определенные сигналы.
Существенным признаком управления будет обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо, ɥᴛᴏбы субъект управления получал информацию о состоянии объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря обратной связи в системе создается замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять изменениям окружающей среды. Информация, поступающая по каналам обратной связи, дает возможность управляющему перенастраивать систему, вырабатывать новые и корректировать старые команды и т. д.
В наибольшей степени общей целью управления будет гомеостазис — обеспечение динамического равновесия между системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки разрушающим воздействиям, преодоление противоречий между элементами системы, системой и внешней средой. Усиливая или ослабляя внутренние процессы, комбинируя их и т. д., субъект добивается сохранения системы и повышения уровня ее организованности.
В тех случаях, когда управление осуществляется изнутри органами, механизмами и с помощью факторов, присущих самой системе, налицо самоуправление. Важно знать, что большинство социальных и биологических систем самоуправляемы. В каждой из них можно выделить две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления). Но многие из созданных людьми социальных и технических систем не будут самоуправляемыми (право, автомобиль и др.).
Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Необходимо назвать ряд его главных особенностей.
1. Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом), что будет особым типом взаимоотношений людей.
Человек — общественное существо, он не может существовать вне общества. Не стоит забывать, что важнейшей особенностью человеческого бытия будет совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение — важное средство в борьбе за существование. Человеческий коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, ɥᴛᴏбы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинять их единой общей цели.
Социальное управление может ϲʙᴏдиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении другой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля — регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели.
Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего крайне важно согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли — необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления будет то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.
Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть — ϶ᴛᴏ вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.
Кстати, понятия «власть» и «собственность» очень близки. Собственность — ϶ᴛᴏ пользование, владение, распоряжение продукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом. А власть — ϶ᴛᴏ пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом.
3. Высокая степень автономии, самостоятельности, ϲʙᴏбоды воли управляемых, кᴏᴛᴏᴩые способны к самоорганизации. Объекты социального управления: люди, коллективы, народы — обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей огромно, у каждого человека ϲʙᴏй склад ума, жизненный опыт, ϲʙᴏи особенности мышления, переживания. Поведение человекатрадиционно не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.
В социальных системах возможно не только определенное соединение субъектов и объектов управления, но и перемена их местами и социальными ролями.
Человек чрезвычайно многообразен, индивидуален, он будет участником разнообразных общественных отношений, реализует различные социальные роли, управляет техническими средствами, а в ряде случаев и людьми. Сознательное целенаправленное руководство не в состоянии охватывать все проявления жизнедеятельности человека, а главное — такая максимализация управления принесла бы большой вред, сковала бы общество, помешала бы развитию личности. В обществе управление сочетается с большей или меньшей самостоятельностью, автономией объектов. Конечно, степень самостоятельности различных людей (военных и гражданских, детей и взрослых) не одинакова, к тому же на нее оказывает влияние классовая структура общества. Но ни одному субъекту власти не удавалось и не удастся подчинить ϲʙᴏему воздействию всю деятельность человека.
Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. п.).
4. Управление людьми осуществляется сознательно. В ϶ᴛᴏм процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. п.).
Цель биологической системы — гомеостазис достигается главным образом через приспособление к окружающей среде. Социальное управление во многих случаях имеет целью совершенствование системы, изменение ее качественных особенностей, приспособление среды обитания к ϲʙᴏим потребностям.
5. Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью кᴏᴛᴏᴩых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими изготовлены технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки, принуждения и т. д. Специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. По данной причине социальное управление характеризуется наличием индивидуальных устройств, т. е. специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).
Существуют разнообразные виды управления людьми. Стоит заметить, что оно всегда осуществляется в конкретных условиях. Управленческие отношения — один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств.
Учитывая зависимость от пределов властного воздействия можно различать управление государством, городом, сферой социальной жизни (обороной, здравоохранением, финансами и др.), предприятием и т. д. По признаку собственности можно различать государственное, муниципальное, частное некоммерческое и частное коммерческое управление.
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Бахрах Д.Н. Административное право принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Социальное управление») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Бахрах Д.Н. Административное право в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Бахрах Д.Н. Административное право, 2015. Социальное управление.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Раздел 1. Введение в административное право. Вопрос 1. Управление: понятие, признаки и виды.
Административное право, как базовая отрасль публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления (Н.М. Конин).
Управление присутствует во всех более менее сложных системах, поскольку без него эти системы не могут сохранять свою структуру, обеспечивать согласованную работу частей, направленную на достижение каких-либо целей.
Управление – это руководство кого-либо/чего-либо (субъекта управления) кем-либо/чем-либо (объектом управления).По своему содержанию управление является целенаправленной организующей деятельностью.
Организация – это сознательное объединение людей, преследующих определенные цели и решающее соответствующие задачи(И.В. Панова).
Управленческому процессу присущи следующие черты:
Необходимость создания и функционирования законченной системы
Целенаправленный характер воздействия
Наличие субъекта и объекта управления
Главное связующее звено между участниками управленческого процесса – информация
Иерархичность структуры управления
Сочетание различных форм, способов и методов управления
Существуют 3 вида управления:
Техническое (Инна Викторовна едет на машине, т.е. объект управления – какое-либо техническое средство)
Биологическое (говорим собаке «Фас!», т.е. объект управления – биологический организм)
Социальное (рисуем закон, т.е. объект управления – общество)
В рамках курса административного права нас интересует социальное управление. Оно имеет следующие отличительные признаки:
Социальное управление существует там, где есть совместная деятельность людей
Социальное управление воздействует на общественные отношения. Оно имеет цель и всегда определенным образом упорядоченно
Объект социального управления – поведение
Между субъектом и объектом устанавливаются управленческие отношения
Социальное управление носит властный характер
Социальное управление всегда осуществляется в конкретных условиях
Социальному управлению присуща высокая степень автономии объектов управления
Социальное управление не всегда реально. По-настоящему управленческие отношения могут установиться, только если система субъект-объект основана на:
Организованности
Ответственности
Подчиненности
Силе
Воле
Социальное управление подразделяется на несколько видов:
Государственное управление
Муниципальное управление
Общественное управление
Коммерческое управление
Семейное управление
Самоуправление
Поскольку предпосылкой и движущей силой социального управления выступает власть, то согласно Конституции РФ можно выделить 3 вида социального управления, которые связаны с административным правом. Это государственное, муниципальное и общественное.
Рассмотрим подробнее государственное управление.
Государственное управление является основной сферой действия административного права.
В широком смысле – это вся деятельность всех государственных органов, поскольку цель функционирования всего государственного механизма – упорядочивание общественных отношений.
В узком смысле – это деятельность только органов исполнительной власти, связанная с реализацией их полномочий.
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица, участвующие в управлении в качестве субъектов управленческих отношений (Н.М. Конин).
Объектами государственного управления являются физические и юридические лица, объединения граждан, предприятия и их объединения, отраслевые комплексы.
Отрасль государственного управления – это совокупность предприятий, организаций и учреждений одного профиля, находящиеся в ведении федерального или регионального органа исполнительной власти.
Сфера государственного управления — это деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих межотраслевое регулирование.
Процесс государственного управления–это совокупность функций управления, форм и методов их осуществления, а также стиля управления(Н.М. Конин).
Функции государственного управления–направления деятельности государственных органов.
Формы государственного управления–документально закрепленные действия органов власти и должностных лиц.
Методы государственного управления–средства воздействия на объекты управления (методы убеждения, принуждения, стимулирования).
Стиль государственного управления–личностные черты управленческого процесса.
В РФ существуют 6 видов государственных органов, осуществляющих государственное управление:
Президент РФ. Если верить М.А. Краснову, он осуществляет президентскую власть.
Федеральное Собрание РФ. Осуществляет законодательную власть.
Правительство РФ. Осуществляет исполнительную власть.
Судебная система. Осуществляет судебную власть.
Прокуратура. Осуществляет особую форму государственной деятельности – надзор (не путать с контролем, контроль – более широкое понятие).
Контрольные органы. Осуществляют контроль над деятельностью государственных органов.
В чем разница между надзором и контролем? При надзоре проверяется законность каких-либо действий и только. При контроле проверяется не только законность, но еще и целесообразность действий государственных органов и/или должностных лиц.
Например, руководитель департамента охраны окружающей среды Еврейской автономной области принял решение создать Фонд помощи бездомным ежикам Гондураса. Надзорный орган сможет только проверить, вправе ли это должностное лицо создавать фонды. А контрольный орган еще непременно поинтересуется: с какой стати этот руководитель собрался помогать несуществующим ежикам Гондураса, когда свои ежи до сих пор не обеспечены жильем по федеральной программе «Доступное дупло». И вообще, куда пропали выделенные субвенции?
ПАНОВА РЕКОМЕНДУЕТ:
Конституция РФ 1993 года,
Закон РФ от 27 апреля 1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
studfiles.net
1.Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления.
Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Социальное управление — вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; направлено на достижение определенной управленческой цели; характеризуется наличием субъекта и объекта управления; субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; реализуется в рамках определенного механизма. Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи — целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи — канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач. Только у нас Управленческий цикл — совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. Стадии процесса управления: анализ управленческой ситуации; выработка и принятие решения; организация и исполнение решения; контроль выполнения решения; подведение итогов, внесение корректив.
2.Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной власти. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов в общественном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.
Исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть является по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление — организационно-правовой. Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настояшее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.
studfiles.net
Понятие управления и виды управления в административном праве
Большинство учёных XXI века проводят исследования человека с точки зрения его социального взаимодействия с окружающим миром. Подобные действия помогают выделить наиболее эффективные способы общественного регулирования. Следует отметить, что процесс поиска начался задолго до появления существующей цивилизации. Интересен тот факт, что уже во времена Древнего Рима люди знали: наиболее удачным «изобретением» регулирования общественных отношений является право. С того времени эта концепция не утратила своей силы.
На сегодняшний день в Российской Федерации практически вся жизнедеятельность граждан регулируется при помощи правовых норм различных отраслей юридической науки. Это позволяет, прежде всего, государству осуществлять повсеместный контроль и диктовать свою волю. Однако большое количество вопросов вызывает сам процесс управления, который осуществляет уже упомянутая в статье государственная власть. Сам термин «управление» имеет несколько достаточно интересных значений. Что касается государства, то тут существует своя специфика — как юридическая, так и практическая. В статье рассмотрим понятие управления и виды управления через призму соответствующей юридической отрасли – административного права.
Многогранность термина
Прежде чем рассматривать понятие управления и виды управления в административном праве, нужно обратить внимание на многогранность этого термина вообще. Следует отметить, что он используется сразу в нескольких отраслях человеческой жизнедеятельности. Исходя из этого, характеристику термина можно давать совершенно по-разному.
В философии управление понимается как определённая деятельность каких-либо субъектов, направленная на достижение цели или ряда целей. Во время подобной деятельности происходит изменение какого-либо объекта. Философское понятие дало отправной толчок для создания «классического» универсального термина. Таким образом, управление, сущность, понятия, виды которого будут представлены в статье, – это специфический процесс контроля, организации, планирования и мотивации, который необходим для достижения поставленных целей. Что касается специфики данной категории, то она отлично прослеживается в военной и административной среде.
Специфика военного управления
Ранее мы уже отметили тот факт, что понятие управления и виды управления в военной среде имеют собственную специфику. То же самое можно сказать и про административное право. Особенности этой отрасли будут представлены далее в статье. Что касается военного дела, управление, понятие, признаки, виды которого представлены ниже, – это комплекс мероприятий, целью которых является координация действий отдельных военных формаций. При этом субъекты управления должны поддерживать в этих формациях надлежащего уровня организацию, что будет отвечать основным требованиям обороноспособности государства.
Таким образом, существует несколько видов управления в военном деле, а именно:
- Управление всеми войсками – это процесс координации и поддержания общей боеготовности на всех эшелонах вооруженных сил государства.
- Управление воздушным движением позволяет координировать деятельность авиации военной направленности.
- Управление формированиями возникает по большей части во время непосредственного военного конфликта, когда из разных отраслей вооружённых сил формируются единые структурированные боевые единицы.
Таким образом, учитывая приведённую спецификацию, можно сделать вывод, что военное управление имеет ряд характерных признаков.
Что такое административное право?
Теперь попробуем разобраться в специфике административного права. Ведь именно через призму данной отрасли мы будем рассматривать понятие управления и виды управления. Следует заметить, что данная отрасль на просторах Российской Федерации является относительно молодой. Она была сформирована в СССР и частично Российской Империи – прародительнице современной России. Изначально это была сугубо полицейская отрасль правовой системы государства. Однако ближе к XXI веку учёные выяснили, что процесс управления, как и иные механизмы в стране, подчиняется определённым правовым закономерностям. При анализе специфики процесса управления стало понятно, что он является предметом административного права, так как вобрал в себя публичные черты. Таким образом, правовая отрасль существенно преобразилась.
На сегодняшний день административное право исходит именно от управления, так как оно считается основным предметом регулирования отрасли. Отсюда следует, что содержание, признаки и виды управления можно выделять, изучать и рассматривать в пределах административной науки.Управление в административном праве
Общее понятие и виды управления в административном праве исследуются учёными повсеместно, потому что это является наиболее приоритетным вопросом в современной России. Именно в пределах этой правовой отрасли и по совместительству науке изучаются наиболее спорные моменты координирования общественной жизни посредством государственной власти. Иными словами, рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов всех эшелонов и граждан как в совокупности, так и по отдельности.
Учитывая все вышепредставленные особенности, можно сделать вывод, что управление (понятие, признаки, виды которого будут представлены далее) в административном праве – это действия, имеющие распорядительный характер. Они направлены на организацию функционирования достаточно сложных систем с целью обеспечения сохранности и качества деятельности последних. В зависимости от особенностей систем выделяют разные типы и виды управления в административном праве.
Следует отметить тот факт, что управление административной отрасли имеет собственную структуру. Это позволяет более эффективно и качественно реализовать данную категорию при реальном регулировании общественных отношений.
Структура административного управления
Понятие управления и его виды напрямую связаны со структурой этой специфической категории. Ранее мы уже указали, что именно благодаря структурированности управления оно имеет высокий уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Как правило, выделяют три основных структурных элемента: объект, субъект и содержание. Субъектом управления всегда являются люди. Некоторые ученые вносят в число субъектов органы государственной власти, что является в корне неверным. Ведь даже органы госвласти фактически состоят из людей. Следует отметить, что субъекты делятся на две большие группы: единоличные (отдельные граждане РФ) и коллегиальные (социальные группы). Помимо общественных отношений, объектом управления являются системы, например формации людей, всевозможные явления (экономические, правовые и т. п.).
Наиболее интересный и важный элемент – содержание управления. Он характеризует тот пакет отношений, который фактически регулируется при реализации управленческой деятельности. Помимо того, к содержанию относятся конкретные способы воздействия на эти правоотношения, так как они осуществляются с использованием определённых методов и способов. По сути, содержательный элемент представленной административно-правовой категории – это сам «корень» государственного процесса управления. На основе его выделяются различные типы рассматриваемого в статье института.
Основные типы управления в административном праве
Нужно заметить, что виды и признаки управления выделяются лишь посредством анализа отдельных типов этой категории административного права. Теоретиками отрасли выдвигалось множество гипотез по данному вопросу на протяжении многих лет. Основная проблема заключалась в том, что учёные не могли прийти к общему согласию по поводу типологии управления в административном праве. Сказывался тот факт, что управление, сущность, понятие и виды которого представлены в статье, является действительно сложной структурой. Тем не менее была создана типология, состоящая из четырёх элементов, которая существует по сей день. Она предлагает следующие типы управления в административном праве:
- Технический тип управления, то есть координация деятельности объектов на основе общепринятых правил физики, математики и т. д.
- Биологическое управление вобрало в себя способы влияния на те или иные объекты с учётом природных законов.
- Социальный тип является одним из наиболее сложных. Его особенности проявляются в структуре и способах регулирования, о чём будет рассказано далее.
- Ключевым типом в административном праве является государственное управление. В процессе анализа затрагиваются такие проблематики, как суть государства, взаимодействие страны и социума, власти и отдельных граждан.
Таким образом, представленная типология является «стандартом» отечественного административного права. Исследование её элементов позволяет увидеть понятие и виды форм управления, ключевые особенности не только института управленческой деятельности, но и всей отрасли правового регулирования.
Виды управления в административном праве
Понятие и методы управления – это неразрывно связанные между собой термины, которые фактически дополняют друг друга. Но их суть наиболее ярко прослеживается через определённые виды представленной в статье категории. Следует отметить тот факт, что многие люди достаточно часто путают понятия «типы» и «виды». В данном случае нужно помнить, что видом называется определённая совокупность методов и способов воздействия на конкретные социальные отношения. А тип, в свою очередь, является лишь отдельной целевой сферой направленности. Понятие управления и его виды, как уже было указано ранее, являются взаимодополняющими. Таким образом, различные совокупности методов в административном праве можно выделить, исходя из дефиниции термина.
На сегодняшний день теоретиками административного права выделено три основных вида, а именно:
- государственное управление;
- коллективное;
- семейное.
Как мы понимаем, общее понятие и виды управления, представленные выше, позволяют раскрыть суть этого специфического правового института. Поэтому их необходимо рассматривать в отдельности друг от друга. Следует заметить, что мы отмечаем управление как институт административного права, так как представленная в статье категория объединяет в себе не только определенный набор методов и способов, но также однородные правовые нормы регулирования.
Государственное управление: понятие и методы
Понятие управления, его признаки и виды в призме административного права прямо зависят от государства. Фактически в данной отрасли институт администрирования является исходным от высших органов власти в стране. Государственное управление, в свою очередь, вобрало в себя наиболее важные методы и принципы деятельности государственных органов. Что оно собой представляет? Таким образом, государственное управление – это вид деятельности государственных органов, а также их должностных лиц, направленный на реализацию заданного политического курса. Исполнителям этого вида не интересны источники существующего курса, так как они лишь приводят его положения в форму реального исполнения.
Основным методом при осуществлении государственного управления, как правило, является императивный. Это совершенно не удивительно, если учесть факт наличия права властного веления, которым наделено государство в лице своих основных органов. Некоторые учёные достаточно часто приписывают осуществление государственного управления лишь органам исполнительной власти РФ. Эта теория является по большей части ошибочной. Потому что судебная и законодательная власть также вносят свои нотки в процесс регулирования общества. В некоторых случаях законодательная власть более важна, чем иные ветви, потому что именно законодательные органы в Российской Федерации имеют наивысший приоритет.
Принципы государственного управления
Понятие, содержание и виды управления государственной направленности дополняются также наличием некоторых принципов, на основе которых эта деятельность фактически осуществляется. На сегодняшний день в теории административного права сформировалось четыре основные группы принципов, а именно:
- Правовые. Этот аспект объединил в себе концепции правопорядка и законности, а также приоритетность прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, правовой подход закрепляет в себе принцип главенствующего места Конституции в иерархии нормативно-правовых актов и всей правовой системы.
- Политические принципы – это по большей части идеи воплощения политической доктрины. На сегодняшний день в России все больше развивается тенденция к тому, что государственная власть существует для максимального воплощения идеи народовластия. Политический подход фактически является протестом любого рода дискриминации, нарушения свободы слова и т. п.
- Управленческий подход закрепляет принципы эффективности, экономичности и результативности государственного управления.
- Последней совокупностью является «группа принципов Песика», которая была разработана в XX веке польским учёным Пшечем Песиком. Особенность группы в том, что она объединила в себе несколько относительно однородных принципов осуществления государственного управления. Таким образом, создаётся единое положение о том, что государственная власть должна быть «удобной» для народа. Она не может нарушать права граждан того или иного государства, а наоборот, должна поддерживать и обеспечивать их. Эффективность власти должна проявляться, прежде всего, в здоровье нации и внешнеполитическом благополучии.
Ранее мы уже указали, что содержание, признаки и виды управления государственной направленности во многом зависят от представленных выше принципов. По сути, именно благодаря данным принципам в Российской Федерации деятельность органов власти имеет максимальный уровень эффективности в процессе регулирования общественных отношений. Необходимо также учитывать тот факт, что понятие, виды, функции управления в административном праве во многом «строятся» на исходных положениях отрасли и института.
Социальное управление в административном праве
Специфическим видом в административной отрасли является социальное управление. Оно имеет следующие особенности:
- Объектом воздействия всегда выступают люди, то есть социум.
- Все возникающие отношения в процессе социального управления носят диспозитивный, правовой характер.
- Этот вид управления строится на основе приоритета воли человека, а не властного веления государства.
- Субъектами, как правило, выступают в большей части люди и их сформированные группы. Что касается органов власти, то в структуре социального управления это специальный субъект.
Таким образом, на основе представленных особенностей можно сделать вывод, что, в отличие от государственного, социальное управление возникает в среде взаимодействия граждан. При этом органы власти лишь в некоторых случаях играют «вспомогательную» роль.
Заключение
Итак, понятие управления и его виды кратко были представлены в этой статье. Следует отметить, что вопрос о роли граждан и органов власти в процессе организации управления любого рода является приоритетным направлением изучения как в рамках представленного института, так и административного права в целом. Помимо этого, изучение управленческих правоотношений необходимо для организации эффективной работы органов власти, однако это уже не предмет данной статьи.
fb.ru