Условный и безусловный рефлексы: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс).

Содержание

Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс).

Высшая нервная деятельность (ВНД)

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших центров центральной нервной системы, обеспечивающая максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.

 

Основу ВНД составляют сложные электрохимические процессы, которые происходят в нейронах коры больших полушарий. Мозг осуществляет связь нашего организма с внешней средой и обеспечивает постоянство внутренней среды в самом организме.

 

Основы научных представлений о высшей нервной деятельности изложены в работах И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Особенности высшей нервной деятельности человека:

  • развитая психическая деятельность;
  • речь;
  • способность к абстрактно-логическому мышлению.

Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 

 

Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» обосновал  универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он пришёл к выводу, что любое действие человека начинается с возникновение возбуждения в органах чувств, затем находит продолжение в нервных явлениях, происходящих в мозге, и в результате приводит к определённым поведенческим реакциям.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

  • первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
  • Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
  • Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Сеченов пришёл также к выводу, что в мозге постоянно сменяются процессы возбуждения и торможения. Эти процессы взаимосвязаны и приводят к усилению или к ослаблению рефлексов. Сеченов также обратил внимание на факт, что существуют рефлексы, которые передаются от предков, и такие, которые появляются в процессе обучения. Его учение стало революционным событием и стало основой для дальнейшего изучения психических процессов.

 

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми

.

У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

  • Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
  • Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
  • Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
  • Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример:

мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.

Пример:

чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.

Эти рефлексы могут исчезать.

Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.

 

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ • Большая российская энциклопедия

УСЛО́ВНЫЕ РЕФЛЕ́КСЫ, ин­ди­ви­ду­аль­ные при­спо­со­би­тель­ные ре­ак­ции жи­вот­ных, об­ла­даю­щих ЦНС, и че­ло­ве­ка; фор­ми­ру­ют­ся у ка­ж­дой от­дель­ной осо­би на ос­но­ве её жиз­нен­но­го опы­та. Тер­мин пред­ло­жен в 1903 И. П. Пав­ло­вым. У. р. воз­ни­ка­ют в со­стоя­нии бодр­ст­во­ва­ния толь­ко в оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях (от­сю­да назв.) на ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния вре́менной свя­зи ме­ж­ду ус­лов­ным (сиг­наль­ным) раз­дра­жи­те­лем (лю­бые из­ме­не­ния внеш­ней и внутр. сре­ды, вос­при­ни­мае­мые ор­га­низ­мом) и без­ус­лов­ным реф­лек­сом. Сов­па­дая по вре­ме­ни с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем при­спо­со­бит. дея­тель­но­сти, раз­дра­жи­тель ста­но­вит­ся ус­лов­ным сиг­на­лом, под­го­тав­ли­ваю­щим ор­га­низм к этой дея­тель­но­сти, при этом он дол­жен пред­шест­во­вать по вре­ме­ни без­ус­лов­но­му раз­дра­жи­те­лю. При об­ра­зо­ва­нии У. р. про­ис­хо­дит схо­ж­де­ние воз­бу­ж­де­ний от ре­цеп­то­ров при воз­дей­ст­вии ус­лов­но­го и без­ус­лов­но­го раз­дра­жи­те­лей на од­них и тех же ней­ро­нах и син­хро­ни­за­ция ак­тив­но­сти про­стран­ст­вен­но уда­лён­ных уча­ст­ков го­лов­но­го моз­га. Воз­ни­ка­ет вре́менная связь ме­ж­ду дву­мя оча­га­ми воз­бу­ж­де­ния в ЦНС; боль­шее чис­ло по­вто­ре­ний воз­дей­ст­вия ус­лов­но­го раз­дра­жи­те­ля и его под­кре­п­ле­ния без­ус­лов­ным уп­роч­ня­ет эту связь.

Впо­след­ст­вии дей­ст­вие ус­лов­но­го раз­дра­жи­те­ля бу­дет при­во­дить к воз­ник­но­ве­нию вто­ро­го оча­га воз­бу­ж­де­ния и вы­зы­вать от­вет­ную ре­ак­цию ор­га­низ­ма на без­ус­лов­ный раз­дра­жи­тель. Об­ра­зо­ва­ние и за­кре­п­ле­ние У. р. со­про­во­ж­да­ет­ся воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой реф­лек­тор­ной ду­ги.

При по­ло­жи­тель­ных (под­кре­п­ляе­мых) У. р. ус­лов­ный сиг­нал вы­зы­ва­ет воз­бу­ж­де­ние и оп­ре­де­лён­ную дея­тель­ность ор­га­низ­ма (напр., пи­ще­вую), при от­ри­ца­тель­ных (не­под­кре­п­ляе­мых) уг­не­та­ет её вслед­ст­вие раз­ви­тия внутр. тор­мо­же­ния. На­ту­раль­ные У. р. вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на ес­теств. свой­ст­ва без­ус­лов­но­го под­кре­п­ле­ния (напр., вид, за­пах пи­щи), ис­кус­ст­вен­ные – на раз­дра­жи­те­ли, пер­во­на­чаль­но не свя­зан­ные с под­кре­п­ле­ни­ем (звук, свет и др.). По осо­бен­но­стям от­вет­ных ре­ак­ций У. р. де­лят на ве­ге­та­тив­ные и со­ма­то­дви­га­тель­ные, по ле­жа­ще­му в ос­но­ве без­ус­лов­но­му реф­лек­су – на пи­ще­вые, за­щит­ные (обо­ро­ни­тель­ные) и др.

В за­ви­си­мо­сти от струк­ту­ры ус­лов­ных раз­дра­жи­те­лей и от со­от­но­ше­ний во вре­ме­ни дей­ст­вия ус­лов­но­го и без­ус­лов­но­го ком­по­нен­тов, а так­же от осо­бен­но­стей под­кре­п­ле­ния, от вре­ме­ни от­вет­ной ре­ак­ции на сиг­нал раз­ли­ча­ют У. р. 1-го по­ряд­ка (об­ра­зую­щие­ся на ба­зе без­ус­лов­ных реф­лек­сов), выс­ше­го (2-го и бо­лее) по­ряд­ка, ко­то­рые воз­ни­ка­ют на ос­но­ве ра­нее вы­ра­бо­тан­ных вре­мен­ных свя­зей. У со­ба­ки мож­но вы­ра­бо­тать У. р. до 5-го, 6-го по­ряд­ка, у обезь­я­ны – до 10–12-го по­ряд­ка, у че­ло­ве­ка в ос­но­ве его аб­ст­ракт­но­го мыш­ле­ния ле­жит спо­соб­ность к об­ра­зо­ва­нию У. р. 20-го и бо­лее вы­со­ко­го по­ряд­ка (напр., ра­бо­та на разл. при­бо­рах, управ­ле­ние ма­ши­на­ми и др. тру­до­вые и дви­га­тель­ные ак­ты, час­то свя­зан­ные с ре­чью). Для под­ра­жа­тель­ных У. р. под­кре­п­ле­ни­ем слу­жат по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции дру­го­го жи­вот­но­го; для ас­со­циа­тив­ных – со­че­та­ние двух ин­диф­фе­рент­ных раз­дра­жи­те­лей, для ин­ст­ру­мен­таль­ных – ак­тив­ное со­дей­ст­вие по­лу­че­нию пи­щи или из­бе­га­ние вред­ных воз­дей­ст­вий (напр.
, бо­ле­вых). При дан­ной фор­ме У. р. от­вет на сиг­нал не вос­про­из­во­дит ре­ак­цию, на ба­зе ко­то­рой он был вы­ра­бо­тан. В про­цес­се ус­лов­но-реф­лек­тор­ной дея­тель­но­сти по­сто­ян­но со­вер­ша­ет­ся ана­лиз внеш­них и внутр. раз­дра­жи­те­лей, со­стоя­щий в раз­ли­че­нии сиг­на­лов, диф­фе­рен­ци­ро­ва­нии воз­дей­ст­вий на ор­га­низм, и син­тез раз­дра­жи­те­лей, про­яв­ляю­щий­ся в свя­зы­ва­нии, обоб­ще­нии, объ­е­ди­не­нии воз­бу­ж­де­ний, воз­ни­каю­щих в разл. уча­ст­ках ко­ры го­лов­но­го моз­га вслед­ст­вие взаи­мо­дей­ст­вия, ус­та­нав­ли­ваю­ще­го­ся ме­ж­ду ней­ро­на­ми и их груп­па­ми.

Био­ло­гич. зна­че­ние У. р. со­сто­ит в рас­ши­ре­нии адап­тив­ных воз­мож­но­стей ор­га­низ­ма и их бы­ст­рой ди­на­мич. сме­не, что при­да­ёт по­ве­де­нию вы­со­кую сте­пень пла­стич­но­сти. Ус­лов­ный сиг­нал, не­пра­виль­но ин­фор­ми­рую­щий о со­бы­ти­ях во внеш­ней сре­де, ут­ра­чи­ва­ет свой­ст­во пус­ко­во­го сиг­на­ла, ре­ак­ция на не­го уга­са­ет. У. р., не под­кре­п­ляе­мые раз­дра­жи­те­ля­ми, под­вер­га­ют­ся ак­тив­но­му тор­мо­же­нию, ино­гда ис­че­за­ют.

Страница не найдена — Саянский медицинский колледж

Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю ОГБПОУ «Саянский медицинский колледж» (далее — Оператор), расположенному по адресу Иркутская обл., г.Саянск, м/он Южный, 120, согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме веб-чата, обратной связи на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.

  1. Состав предоставляемых мной персональных данных является следующим: Имя, адрес электронной почты.
  2. Целями обработки моих персональных данных являются: обеспечение обмена короткими текстовыми сообщениями в режиме онлайн-диалога или обмена текстовыми сообщениями через электронную почту.
  3. Согласие предоставляется на совершение следующих действий (операций) с указанными в настоящем согласии персональными данными: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).
  4. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставление Оператору какой-либо информации о себе, не являющейся контактной и не относящейся к целям настоящего согласия, а равно предоставление информации, относящейся к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни запрещено.
  5. В случае принятия мной решения о предоставлении Оператору какой-либо информации (каких-либо данных), я обязуюсь предоставлять исключительно достоверную и актуальную информацию и не вправе вводить Оператора в заблуждение в отношении своей личности, сообщать ложную или недостоверную информацию о себе.
  6. Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.
  7. Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  8. Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Физиология человека и животных » 3. Условный рефлекс как приспособительный механизм в животном мире. Классические и инструментальные условные рефлексы. Классификация условных рефлексов

Функциональной единицей ВНД является условный рефлекс, основу которого составляет временная связь между различными нейрональными структурами. Впервые представление о рефлекторном принципе работы ЦНС выдвинул И.М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга», где он впервые высказал мысль о том, что в основе психической деятельности лежит рефлекторный принцип. И.П. Павлов (рисунок) представил первые экспериментальные доказательства рефлекторного принципа работы ЦНС, проводя изучения на так называемых «фистульных» животных. И.П. Павлов ввел понятие об условном рефлексе. Условный рефлекс представляет собой высшую форму рефлекторной деятельности. Условный рефлекс – это не реакция на раздражитель, а реакция на сигнал, предшествующий этому раздражителю, что позволяет избежать действия раздражителя, если он опасен, или поспешить навстречу этому раздражителю, если он необходим. Важную роль в изучении физиологических процессов, определяющих поведение животных и человека, сыграли методики классического (И.П. Павлов, 1906, 1927) и инструментального (Э. Торндайк, 1898) условных рефлексов.

Рисунок  – Павлов И.П.

Согласно классической методике выработки условных рефлексов, условный раздражитель (индифферентный для данного рефлекса, например, свет лампочки) должен предшествовать и сочетаться с действием безусловного раздражителя (например, пища). После нескольких повторений этих сочетаний вырабатывается условный рефлекс (например, выделение слюны в ответ на свет лампочки).

Методика выработки инструментального условного рефлекса предполагает активное участие животного в данном процессе, то есть только определенное поведение животного (например, движение в определенном направлении) приводит к вознаграждению. При таком подходе научение происходит быстрее.

Классический и инструментальный методы выработки условного рефлекса различаются по способу подкрепления безусловного стимула и по степени угасания условных рефлексов: инструментальный рефлекс сохраняется при частичном подкреплении, а классический – угасает. Обе методики опираются на ассоциативный тип поведения.

Кроме того, И.П. Павлов (1927) описал неассоциативные типы изменения поведения:

габитуация (привыкание), при которой происходит уменьшение силы рефлекторных реакций при многократном повторении стимулов;

сенситизация – усиление силы рефлекторных реакций на данный раздражитель при действии другого, более сильного раздражителя.

Все рефлексы делят на безусловные и условные (таблица 1). Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма, условные – это реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Безусловные рефлексы относительно постоянны, стереотипно проявляются в ответ на адекватное раздражение соответствующего рецептивного поля и служат основой для формирования условных рефлексов, связанных с индивидуальным опытом. Безусловные рефлексы обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание постоянства внутренней среды, взаимодействие организма с внешней средой, согласованную деятельность соматических и вегетативных реакций.

Таблица 1

Отличия безусловных и условных рефлексов

Безусловный рефлекс

Условный рефлекс

Врожденная форма деятельностиПриобретается после рождения
Имеет фиксированную рефлекторную дугуФормируется на основе временной связи между центрами условного и безусловного раздражителя
Может осуществляться с участием разных структур ЦНСОсуществляется с обязательным участием высшего отдела ЦНС (у человека – КБП)
Отличается наличием специфического рецептивного поля и специфического раздражителяНе имеет специфического рецептивного поля и специфического раздражителя
Отличается прочностью и постоянствомОтличается непрочностью (может тормозиться и видоизменяться)

Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида. Условные же рефлексы являются индивидуальными. Безусловные рефлексы – постоянные, условные – непостоянные, они могут вырабатываться, закрепляться и исчезать.

Безусловные рефлексы – это врожденные реакции, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они возникают, если на определенные рецепторы действуют определенные раздражители. Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и ствола мозга. Условные же рефлексы могут образовываться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение жизни условными рефлексами.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного и поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности. Деятельность КБП является сигнальной, так как она обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на раздражители.

Сложности в различении условно– и безусловнорефлекторной деятельности связаны, например, с совершенствованием безусловнорефлекторной деятельности в процессе индивидуального развития. Кроме того, при взаимодействии с условными рефлексами безусловные в процессе постнатальной жизни «дозревают» (Л.А. Орбели). Поведение принято рассматривать как врожденное, если в онтогенезе нельзя обнаружить влияний на него обучения или других факторов.

Классификации условных рефлексов могут быть различными:

1. По рецептивному полю условного раздражителя: интеро–, экстеро– и проприоцептивные.

2. По эфферентному звену, реализующему ответ: соматические и вегетативные.

3. По биологическому значению ответной реакции: пищевые, оборонительные, родительские условные.

4. По совпадению во времени сигнала и подкрепления: совпадающие, запаздывающие и следовые.

5. По сложности: рефлексы первого порядка, второго, третьего и т.д.

Общие признаки условных рефлексов:

1. Условные рефлексы носят приспособительный характер.

2. Условные рефлексы требуют для своего участия высших отделов головного мозга.

3. Они приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой особи.

4. Условный рефлекс имеет сигнальный характер, т.е. предшествует, предупреждает последующее возникновение безусловного рефлекса.

Развитие теории автоматического регулирования привело к представлению об информационно-управляющей деятельности мозга. Было выделено 6 уровней его организации, исходя из уровней рефлекторных реакций:

– элементарные рефлексы,

– координационные рефлексы,

– интегративные рефлексы,

– сложнейшие безусловные рефлексы,

– элементарные безусловные рефлексы

– сложные формы высшей нервной (психической) деятельности.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс называется так потому, что для его образования нужны определенные условия и, прежде всего, условный раздражитель или сигнал. Им может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. Например, электрический звонок, бульканье воды, звон посуды и т.д. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянного времени отхода ко сну и т.д. (но легче они вырабатываются, если совпадают с биоритмами – суточными и т. д.).

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени какого-либо изменения внешней среды или внутреннего состояния организма, воспринятого корой больших полушарий, с осуществлением какого-либо безусловного рефлекса. При этом такое изменение внешней или внутренней среды становится условным раздражителем. Для образования условного рефлекса необходимо повторное совпадение условного сигнала и безусловного раздражителя. Т.е. для образования условных рефлексов необходимо возникновение временной связи, замыкание между нейронами, входящими в дугу безусловного рефлекса. Обязательным условием для образования условного рефлекса является такое, что начало действия индифферентного (безразличного, будущего условного) раздражителя должно предшествовать началу безусловного раздражителя больше (легче выработать условный рефлекс на звонок у голодной собаки, чем у сытой).

Дополнительные обязательные условия выработки условного рефлекса – отсутствие сильных посторонних раздражителей, отсутствие болезненных явлений.

Замыкание временных связей между очагами возбуждения условного и безусловного раздражителя идет не только по горизонтали (кора-кора), но и с участием подкорковых структур: кора–таламус–гиппокамп–ретикулярная формация–кора–подкорка–кора (зона безусловных рефлексов). В механизмах образования условных рефлексов важную роль играет принцип доминанты Ухтомского. Доминантный очаг – господствующий, преобладающий – притягивает к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого он усиливается. Например, голодный щенок при раздражении лапы электрическим током лапу не отдергивает, а еще быстрее локает молоко, тогда как сытый – отдергивает.

Считают, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в зоне безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в зоне условного раздражителя. При повторных сочетаниях этих возбуждений возникает временная связь, приводящая к образованию условного рефлекса. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения.

Правила выработки условного рефлекса:

1) для опыта берут здоровых животных в состоянии бодрствования;

2) используют два раздражителя – сигнал и подкрепление;

3) сигнал должен на несколько секунд предшествовать подкреплению;

4) сигнальный раздражитель должен по силе быть меньшим, чем безусловный, т.к. временная связь между центральными концами анализаторов образуется лишь тогда, когда от слабо возбужденного центра центра сигнального раздражителя импульс направляется к сильно возбужденному центру подкрепления (по принципу доминанты).

Стадии выработки условного рефлекса:

1) генерализация условного рефлекса;

2) стадия специализации или дифференцировки;

3) стадия автоматизма.

«У человека должен быть безусловный рефлекс — уступить место»

Уступил место — получил шоколадку. Такая акция сейчас проходит в московском метро. Ее инициатором стал Всероссийский межнациональный союз молодежи. Ведущая «Коммерсантъ FM» Наталья Жданова обсудила эту тему с Андреем Бильжо — известным художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.

Также организация намерена проводить в метро еженедельные рейды, снимать их на видео и в конечном счете смонтировать фильм о вежливости в метро.

— Две фамилии крутятся в моей голове в связи с этой историей: Иван Петрович Павлов и Аркадий Гайдар.

— Абсолютно то же самое, по-моему, пошлость какая-то.

— Иван Петрович Павлов, кто забыл эту фамилию — это выработка условного рефлекса. Уступил место беременной женщине, или маме с ребенком, или пожилому человеку — получил шоколадку. Но, по Ивану Петровичу Павлову, если ты получил шоколадку, как у собаки, вырабатывается слюна на звонок или у крысы на красный свет, тогда, когда ты ешь шоколадку в другом месте, ты должен срочно уступить кому-то место, и у тебя вырабатывается условный рефлекс на шоколадку. Это, конечно, очень креативно, трудно было придумать что-то еще Союзу молодежи, но это смешно звучит. Правда же, если ты ешь шоколадную конфету или шоколадный торт в гостях у кого-то, то ты должен срочно уступить место, ты ищешь глазами беременную женщину или пожилого человека, и ешь эту шоколадку стоя. Иван Петрович Павлов, кто не знает: условные и безусловные рефлексы.

— А если шоколадки в метро в очередной раз не оказывается, что тогда?

— Тогда наступает беда, это называется «сшивка», опять же, по Ивану Петровичу Павлову. Тогда собака, у которой должен выработаться сок желудочный на звоночек, не понимает, где она находится, как и этот представитель Союза молодежи не понимает, что происходит: «Нет шоколадки — я не уступлю место». Сбой какой-то происходит.

Это, конечно, чистый бред, потому что у человека должен быть безусловный рефлекс, это должно быть в крови, генетически — уступить место пожилому человеку или беременной женщине! Невозможно сидеть в метро, если перед тобой стоит беременная женщина. И если молодежи нужно объяснить это через шоколадку, тогда что же происходит в головном мозге?

Передо мной собака Дейзи, такса, которой 14 лет, у нее безусловные рефлексы: она прекрасно понимает, что, если она лежит на диване, а я должен сесть на этот диван, она уступит мне место. Что же происходит тогда с этими ребятами, если только через шоколадку им можно объяснить элементарные вещи, которые должны быть в голове у каждого человека?

Вторая фамилия. которая мне вспомнилась — Аркадий Гайдар, который написал книжку «Тимур и его команда». Почему мне вспомнилась фамилия Аркадия Гайдара? Потому, что он написал эту книгу в 1940 году, накануне Великой Отечественной войны. 1939 год — уже началась Вторая Мировая война, потому что ушли в армию старшие, остались дети, которые должны были вести себя правильно, помогать стране победить. И Тимур с его командой боролся со страшным человеком Мишей Квакиным, хулиганом. Эти две истории: Иван Петрович Павлов и условные и безусловные рефлексы и «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, написанная накануне Великой Отечественной войны и уже при начавшейся Второй Мировой. Эти фамилии почему-то слепились в моей уже немолодой голове. Значит, какие-то идут сигналы не очень хорошие.

— Мне кажется, проблема немного надумана, Андрей Георгиевич, в общественном транспорте я чаще всего вижу, что места уступаются и беременным женщинам, и пожилым людям, абсолютно нормально себя молодежь ведет.

— Наверное, я уже давно не ездил в метро, хотя иногда спускаюсь, в троллейбусе езжу чаще, теперь, получив карточку пенсионера, но если говорить про меня, то я, как и мой покойный папа, просто в метро и в троллейбусе не сажусь, стою, чтобы не занять места людей, кому они более нужны. Я просто стою около двери, сколько бы я не ехал, и не занимаю это место, потому что пока я могу стоять, я просто стою. Если молодому человеку или молодой девушке нужно сесть, пускай она садится, нет никаких проблем, пускай она садится, и если нужно, уступит, но я его не занимаю. Вообще не надо занимать место, если ты можешь его не занимать: в профессии, в метро, в троллейбусе, в жизни — уступи это место кому-нибудь другому, кому оно нужнее, чем тебе. Будьте здоровы, держите себя в руках, хороших выходных!

Условные рефлексы. Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду. Возникают в течение жизни и не закрепляются генетически. Возн

Пользователи также искали:

безусловные рефлексы, условные и безусловные рефлексы, условные рефлексы не вырабатываются, если, условные рефлексы в отличие от безусловных, рефлексы, Условные, условные, Условные рефлексы, безусловные, безусловные рефлексы, условные и безусловные рефлексы, условные рефлексы физиология, виды условных рефлексов, примеры, каковы, такое, биологическое, значение, отличие, безусловных, вырабатываются, если, физиология, виды, условных, рефлексов, механизмы, условные рефлексы примеры, что такое безусловные условные рефлексы каковы их механизмы и биологическое значение, условные рефлексы в отличие от безусловных, условные рефлексы не вырабатываются если, условные рефлексы,

Условные и безусловные рефлексы.

Инстинкты

Условные и безусловные рефлексы и их различия

Впервые рефлекторный характер деятельности головного мозга изучалось физиологом И.М. Сеченовым. Его труды развивал И. П. Павлов в экспериментальном исследовании функций коры больших полушарий. Павлов доказал, что в нижних отделах центральной нервной системе осуществляются прирожденные рефлекторные реакции, а в коре больших полушарий создаются и вырабатываются нервные связи индивидуально для каждого человека, при действии многих раздражителей на организм.

Условные рефлексы вырабатываются на основании безусловных рефлексов. Условный рефлекс образуется при сочетании изменения внешней среды и внутреннего состояния организма, с осуществлением какого-либо безусловного рефлекса.

Условные рефлексы:

  • Реакция, которая приобретается организмом на протяжении индивидуального развития;
  • Индивидуальны;
  • Непостоянны;
  • Образуются при самых разнообразных раздражителях;
  • На уровне коры больших полушарий замыкаются;
  • Возникают при функциональных временных связей.

Безусловные рефлексы:

  • Реакция врожденная и передающаяся по наследству;
  • Видовые;
  • Постоянные, на протяжении всей жизни;
  • Образуются на адекватные раздражители;
  • На уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга замыкаются;
  • Возникают на филогенетической анатомически выраженной, закрепленной рефлекторной дуге.

Классификация условных и безусловных рефлексов

  1. Группы рефлексов по рецепторному признаку:

    • Экстерорецептивные. К ним относят вкус, обоняние, зрение и т.п.;
    • Интерорецептивные. К ним относят изменение химического состава, давления, температуры внутренних органов.
  2. Рефлексы по эффекторному признаку:

    • Вегетативные. К ним относят сердечно сосудистые, пищеварительные, дыхательные и т.п.
    • Соматодвигательные. К ним относят оборонительные рефлексы.
  3. По биологическим функциям рефлексы делятся на:

    • Пищевые: акты голодания, жевания, сосания, слюноотделения, секреции сока поджелудочной железы и желудка и др. ;
    • Оборонительные. Все реакции устранения от болевых и повреждающих раздражений;
    • Половые. Рефлексы полового акта, выкармливания, и выхаживания потомства;
    • Статокинетичесике и локомоторные. Рефлексы поддерживающие положение тела и его передвижения в пространстве;
    • Гомеостатические: рефлексы терморегуляции, сердечные, дыхательные, сосудистые;
    • Ориентировочные: ориентир в пространстве. Поворот, глаз, головы или всего тела в сторону раздражителя.

Компоненты рефлексов

Определение 1

Компонент рефлекса – реакция направлена на раздражение.

К безусловных рефлексов относят двигательный, дыхательный, секреторный, сердечно сосудистый компоненты. Для условного рефлекса относят главные специфические и второстепенные компоненты. Исследуя условные рефлексы, стоит выбирать в качестве показателя главный компонент: двигательный и секреторный или вазомоторный рефлекс.

Биологическое значение условных рефлексов

Биологическое значение для условных рефлексов заключается в приспособлении к условиям существования и выживания.

За счет условных рефлексов человек находит себе пищу, избегает опасности, устраняет вредное воздействие и т.п. Условный рефлекс предшествует условному раздражителю безусловному, таким образом, усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие.

Инстинкты

Определение 2

Инстинкты – это сложные безусловные реакции, проявляющиеся в определенных периодах жизни.

Особенности инстинкта:

  • Приспособлен к адаптации;
  • Видовые;
  • Программируются в генах и формируется в индивидуальном развитии.

Факторы проявления инстинкта:

  • Внутренние: гуморально-гормональные отклонения в организме;
  • Внешние: ключевые стимулы.

Условный ответ в классическом кондиционировании

В классическом кондиционировании условный ответ — это выученный ответ на ранее нейтральный раздражитель. Например, запах пищи — это безусловный раздражитель, чувство голода в ответ на запах — безусловная реакция, а звук свиста, когда вы чувствуете запах пищи, — это условный раздражитель. Условным ответом будет чувство голода, когда вы услышите звук свистка.

При изучении классической обусловленности вам может быть полезно помнить, что условная реакция — это выученная рефлексивная реакция .

Классический процесс кондиционирования заключается в соединении ранее нейтрального стимула с другим стимулом, который естественным образом вызывает реакцию. После того, как эти двое будут представлены в паре достаточное количество раз, образуется ассоциация. Тогда ранее нейтральный стимул сам вызовет реакцию. В этот момент реакция становится условной.

Определение условного ответа

Иногда бывает трудно отличить безусловную реакцию от условной.Вот несколько вещей, которые следует помнить, пытаясь определить условную реакцию:

  • Условный ответ должен быть изучен, в то время как безусловный ответ имеет место без обучения.
  • Условный ответ возникнет только после установления связи между безусловным раздражителем и условным раздражителем.

Вот некоторые примеры условных реакций:

  • Если вы станете свидетелем ужасной автомобильной аварии, у вас может развиться страх перед вождением.Многие фобии начинаются после того, как человек пережил негативный опыт общения с объектом страха.
  • Если ваш питомец привык к тому, что его кормят, услышав звук открываемой банки или сумки, он может очень взволноваться, услышав этот звук.
  • Если ваш ребенок получает регулярные прививки и плачет в результате этих инъекций, он может ассоциировать белый жилет врача с этим болезненным опытом. В конце концов, ребенок может начать плакать, когда увидит кого-нибудь в белом халате.
  • Если вас укусила лающая собака, вы можете испытывать чувство страха и беспокойства всякий раз, когда слышите лай.

В классическом кондиционировании

Давайте подробнее рассмотрим, как условный ответ работает в классическом обусловливании. Русский физиолог Иван Павлов впервые открыл классический процесс кондиционирования во время исследования слюнной системы собак. Павлов отметил, что у собак выделялась слюна на вкус мяса, но через некоторое время у них также начиналось выделение слюны всякий раз, когда они видели белый халат лаборанта, который доставлял мясо.

Чтобы рассмотреть это явление поближе, Павлов ввел звуковой сигнал всякий раз, когда животных кормили. В конце концов, образовалась ассоциация, и у животных выделялась слюна всякий раз, когда они слышали звук, даже если не было еды.

В классическом эксперименте Павлова еда представляет собой так называемый безусловный раздражитель (UCS). Этот стимул естественно и автоматически вызывает безусловный ответ (UCR), которым в данном случае было слюноотделение. После объединения безусловного стимула с ранее нейтральным стимулом, звуком тона, между ПСК и нейтральным стимулом образуется ассоциация.

В конце концов, ранее нейтральный раздражитель начинает вызывать такую ​​же реакцию, и в этот момент тон становится известным как условный раздражитель. Слюноотделение в ответ на этот условный раздражитель является примером условной реакции.

Вымирание

Итак, что происходит в случаях, когда безусловный раздражитель больше не сочетается с условным раздражителем? В эксперименте Павлова, например, что произошло бы, если бы еды больше не было после звукового сигнала? В конце концов, условная реакция будет постепенно уменьшаться и даже исчезать — процесс, известный как угасание.

В одном из наших предыдущих примеров представьте, что у человека развивается условная реакция на чувство страха всякий раз, когда он или она слышит лай собаки. А теперь представьте, что у человека гораздо больше опыта с лаем собак, и все они положительны.

Хотя условная реакция первоначально развивалась после одного неудачного опыта с лающей собакой, эта реакция может начать уменьшаться по интенсивности или даже в конечном итоге исчезнуть, если у человека достаточно хороших переживаний, когда ничего плохого не происходит, когда он или она слышит лай собаки.

Слово Verywell

Обусловленная реакция — важная часть классического процесса обусловливания. Формируя ассоциацию между ранее нейтральным стимулом и безусловным стимулом, может происходить обучение, что в конечном итоге приводит к условной реакции.

Условные ответы могут быть полезны, но они также могут быть проблематичными. Ассоциации могут привести к желаемому поведению, но они также могут привести к нежелательному или дезадаптивному поведению (например, фобиям).К счастью, те же процессы поведенческого обучения, которые привели к формированию условной реакции, также можно использовать для обучения новому поведению или изменения старого.

Reflex | Лаборатория сравнительного познания

Ответ может быть произведен с очень высокой вероятностью после определенного стимула . Этот тип отношения «стимул-ответ» — или рефлекса — не требует предварительного обучения.

Рефлекс — это строительный блок Павловского кондиционирования .Безусловный стимул и безусловный ответ вместе составляют рефлекс.

Моргание глазом на дуновение воздуха на роговицу — это пример рефлекса.


Павловское кондиционирование

Павловское кондиционирование — важная форма обучения, которая включает в себя сочетание стимулов, независимых от поведения организма. Ключевые элементы стимула и реакции Павловского кондиционирования:

Безусловный стимул

Этот тип стимула безусловно вызывает реакцию, также называемую респондентом.Например, дуновение воздуха на роговицу глаза — это безусловный раздражитель , который вызывает реакцию моргания.

Безусловный ответ

Этот тип реакции возникает на безусловный стимул без предварительной обработки. Мигающая реакция после подачи воздуха на роговицу глаза — это пример безусловной реакции .

Условный стимул

Условный стимул в Павловской системе кондиционирования — это изначально нейтральный стимул, который сочетается с безусловным стимулом . Например, звуковой сигнал звучал непосредственно перед тем, как дуновение воздуха доставлялось к роговице глаза. Без предварительного обучения тон не вызывает моргания глаз: однако, после ряда сочетаний звуков и затяжек, один только тон вызывает реакцию моргания.

Обусловленный ответ

Условный ответ в Павловской системе кондиционирования — это ответ, который вызывает условный раздражитель после того, как он неоднократно сочетался с безусловным стимулом .Обусловленный ответ может быть аналогичен по форме безусловному ответу . Например, моргание глазом на тон , , условный раздражитель , может задействовать ту же мускулатуру тела, что и глазное моргание при вдыхании воздуха к роговице.

Глоссарий Указатель | Котировки

Условный рефлекс — обзор

Классическое обусловливание реакции моргания

В то время как Иван Павлов открыл феномен классического обусловливания с помощью условного рефлекса в вегетативной нервной системе, условные рефлексы используются в современных исследованиях классической обусловленности, например, условных рефлексов. реакция моргания, контролируется центральной нервной системой.Скелетные мышцы, иннервируемые черепными нервами, контролируют моргание глаз. Классическое кондиционирование Eyeblink — распространенная парадигма для исследований классического кондиционирования в целом и классического кондиционирования при нормальном старении в частности. Условие страха, при котором нейтральная CS сочетается с умеренно болезненным УЗИ, является еще одной многообещающей модельной системой, которая широко разрабатывалась на поведенческом и нейробиологическом уровне. Сообщалось об исследованиях влияния старения на обусловливание страха, но результаты не согласуются.Величина реакции страха, связанной с возрастом, кажется небольшой, особенно по сравнению с возрастными изменениями классической обусловленности морганием глаз.

Нейронная схема, поддерживающая классическое кондиционирование реакции моргания, почти полностью нанесена на карту, и поведенческие и нейробиологические параллели в этой форме ассоциативного обучения распространяются на всех изученных млекопитающих, включая человека. Процессы нормального старения влияют на классическое кондиционирование моргания одинаково у всех видов, на которых были протестированы более старые организмы — мышей, крыс, кроликов, кошек и людей.

В течение нескольких десятилетий перспективность классического кондиционирования моргания в качестве модельной системы для изучения обучения и памяти при старении была очевидна. Среди значительных преимуществ этой модельной системы для исследования процессов нормального старения можно выделить то, что (1) возрастные различия в классически обусловленных реакциях моргания велики и (2) существуют поразительные параллели между возрастными различиями в кондиционировании морганий у нечеловеческих млекопитающих и людей. Первоначальные параллели в нормальном старении и формировании моргания были продемонстрированы между кроликами и людьми.Ни у одного другого вида нет такого большого массива параметрических данных по классической обусловленности, как по классической реакции моргания глаз у кролика. Действительно, большая часть общей литературы по классическому кондиционированию основана на данных, собранных у кролика с реакцией мигательной перепонки (третье веко кролика) и у человека с морганием глаза. В настоящее время разработаны методы поведенческого и электрофизиологического тестирования на крысах, включая новорожденных крыс, а также методы проверки кондиционирования моргания у нормальных, мутантных и трансгенных мышей и препаратов срезов грызунов.

Эрнест Хилгард был первым, кто изучал классическое кондиционирование моргания глаз у животных, а также провел классические исследования кондиционирования моргания человека у человека. Его работа установила тесное соответствие свойств условного моргания у людей и других животных, предполагая, что лежащие в основе нейронные механизмы хранения и извлечения памяти одинаковы у всех млекопитающих, включая человека. Здесь, возможно, в большей степени, чем в любой другой форме обучения, нейронные механизмы памяти, обнаруженные у инфрачеловеческих млекопитающих, имеют прямое отношение к условиям жизни человека.Исадор Гормезано был первым, кто опубликовал исследования кондиционирования моргания на кроликах и ввел измерение реакции на расширение мигательной мембраны.

Первоначальные исследования старения и классического кондиционирования изучали кроликов и людей. Однако у других видов животных, таких как мыши и крысы, есть преимущества для исследований старения. В частности, мыши и крысы с их коротким периодом беременности, большим размером помета, относительно небольшими требованиями к пространству и короткой продолжительностью жизни весьма желательны для исследований в области развития и старения.Ни генетический контроль, ни условия размножения, доступные в настоящее время для кроликов, не могут сравниться с существующими для мышей и крыс. Следовательно, многие из недавно опубликованных исследований классического кондиционирования моргания, в том числе исследований старения, проводились на грызунах.

Безусловный стимул в классическом кондиционировании

В классическом кондиционировании безусловный стимул (US или UCS) — это любой стимул, который может естественным образом и автоматически вызывать реакцию без предварительного обучения или практики.Его еще называют первичным подкреплением. Непроизвольная реакция — это рефлекс, срабатывающий всякий раз, когда присутствует ПСК.

Примеры безусловного стимула, запускающего безусловный ответ

Русский физиолог Иван Павлов впервые открыл для себя классическую обусловленность, когда кормил своих собак. Собаки учуяли запах еды и автоматически выделяли слюну. Этот естественный ответ не требовал предварительного обучения. Итак, запах еды был UCS 1 .

Итак, как найти безусловный раздражитель?

ПСК может инициировать ответ естественным образом.Этот ответ — биологическая реакция. Человек или животное обычно не контролируют такое поведение 2 .

Вот несколько примеров безусловного раздражителя.

  1. Прикосновение к раскаленному утюгу
    Прикосновение к раскаленному утюгу сразу же убирает руку.
    Горячий утюг — это ПСК.
  2. Прием пищи
    Когда вы кладете пищу в рот, изо рта текут слюнки.
    Еда — ПСК.
  3. Травма ступни
    При падении на ступню камня вы кричите от боли.
    Скала — это ПСК.
  4. Вдыхание пыли
    Пыль, попадающая в нос, вызывает чихание.
    Пыль — это ПСК.

Разница между безусловным стимулом и нейтральным стимулом

Безусловный стимул вызывает естественный рефлексивный ответ, называемый безусловным ответом (UCR).

Стимул, который не вызывает естественной реакции, — это нейтральный ответ. Например, пища является UCS для собак и может вызывать слюноотделение.Но звонок в колокольчик сам по себе не вызывает такой же реакции. Звук колокола, следовательно, является нейтральным стимулом .

Разница между безусловным стимулом и условным стимулом

Нейтральный стимул изначально не вызывает какой-либо конкретной реакции. Однако, когда нейтральный стимул представлен вместе с ПСК, ассоциация может образоваться.

Классическое кондиционирование происходит, когда нейтральный стимул многократно сочетается с UCS для создания связанного обучения.Ранее нейтральный стимул становится условным стимулом (CS) и может вызывать ту же реакцию, что и UCS.

Итак, изначально нейтральный стимул не влияет на конкретное поведение. Но после неоднократных представлений вместе с UCS он становится CS, и человек или животное подсознательно учится реагировать таким же ответом, когда он присутствует. Этот ответ затем называется условным ответом (CR).

Например, в экспериментах Павлова он звонил в колокольчик всякий раз, когда приносил еду своим собакам.После многократных повторений собаки научились ожидать еды и естественным образом выделяли слюну, когда слышали звук колокольчика, даже когда они не видели еды. Когда UCS (еда) сочеталась с ранее нейтральным стимулом (звуком колокольчика), нейтральный стимул превращался в CS.


Список литературы

  1. 1.

    Kimmel HD. Подавление безусловной реакции при классическом обусловливании. Психологическое обозрение . Опубликовано онлайн 1966: 232-240.DOI: 10,1037 / h0023270
  2. 2.

    Кларк RE. Классические системы кондиционирования и мозга: роль осведомленности. Наука . Опубликовано в Интернете 3 апреля 1998 г.: 77-81. DOI: 10.1126 / science.280.5360.77

Что такое безусловный ответ?

Безусловная реакция — это автоматический рефлекс, возникающий в ответ на безусловный раздражитель. Безусловные реакции естественны и врождены, поэтому их не нужно усваивать. Концепция безусловных реакций была впервые определена Иваном Павловым как часть его открытия классической обусловленности.

Ключевые выводы: безусловный ответ

  • Безусловная реакция — это естественная и автоматическая реакция на безусловный раздражитель; он присутствует с момента нашего рождения.
  • Иван Павлов определил безусловную реакцию как часть процесса классического обусловливания, согласно которому, когда естественный стимул и стимул окружающей среды многократно сочетаются в паре, стимул окружающей среды в конечном итоге вызовет аналогичную реакцию на естественный стимул.

Истоки

Безусловные ответы являются автоматическими и необучаемыми. Их видно с момента нашего рождения. Однако до экспериментов Ивана Павлова, которые привели к открытию классической обусловленности, эти врожденные реакции еще не были определены.

Павлов, российский физиолог, отправился изучать пищеварительную систему собак. Однако в процессе он заметил кое-что еще. В то время как для собаки было естественным выделять слюну, когда пища была помещена ей в рот, если пища сочеталась с чем-то еще, например, с включением света или звоном колокольчика, животное вскоре также ассоциировало колокольчик с едой.Как только была установлена ​​связь между едой и светом или колокольчиком, даже если еды не было, собака сама выделяла слюну на свет или колокольчик.

Этот процесс называется классическим кондиционированием. Это зависит от сочетания безусловного стимула с нейтральным стимулом. Нейтральный стимул может быть любым, но безусловный стимул должен вызывать естественную рефлексивную реакцию. Соединение безусловного стимула и нейтрального стимула превращает нейтральный стимул в условный.Если эти раздражители всегда возникают вместе, безусловный раздражитель будет ассоциироваться с условным раздражителем. В результате безусловный ответ, который первоначально имел место только в ответ на безусловный раздражитель, будет также возникать в ответ на условный раздражитель. Реакция на условный раздражитель называется условной реакцией.

Итак, в сценарии с собаками Павлова пища является безусловным раздражителем, слюноотделение — безусловной реакцией, свет или звонок — условным раздражителем, а слюноотделение в ответ на свет или звонок — условной реакцией.

Примеры

Каждый раз, когда у вас возникает непроизвольная, необучаемая реакция на стимул, это безусловная реакция. Вот некоторые примеры:

  • Подскакивает при громком шуме.
  • Сморщивание во рту, когда вы едите что-то кислое.
  • Быстро убирает руку от раскаленной плиты.
  • Задыхается, когда вас порезают.
  • По коже мурашки бегают, когда вам холодно.
  • Подергивание ногой, когда врач постукивает вам по колену для проверки рефлекса.
  • Чувство голода при запахе еды.
  • Мигает, когда вам в глаза попадает струя воздуха.
  • Чихание, когда перышко щекочет нос.
  • Дрожит и потеет при поражении электрическим током.
  • У вас замедляются пульс и дыхание, когда вас обнимает любимый родственник.

Все эти реакции происходят автоматически с рождения. Любая естественная реакция — это безусловная реакция, и во многих случаях люди ее не осознают.Часто безусловные реакции являются физиологическими, включая слюноотделение, тошноту, расширение зрачка и учащение или уменьшение частоты сердечных сокращений. Они также включают непроизвольные двигательные реакции, такие как подергивание или вздрагивание.

Безусловные и условные реакции

Есть ключевые различия между условными и безусловными реакциями.

  • Безусловная реакция врожденная и естественная, ее не нужно учить.
  • Обусловленный ответ усваивается только тогда, когда безусловный раздражитель в сознании человека становится связанным с условным раздражителем.

Важно помнить, что, поскольку классическая обусловленность зависит от набора безусловных реакций, она ограничивается этим диапазоном необученных автоматических реакций. Например, предположим, что каждый раз, когда вы идете в кинотеатр, запах попкорна, доносящийся от прилавка, вызывает у вас чувство голода. Со временем, если вы почувствуете запах попкорна, достаточно опыта похода в кинотеатр, вы начнете испытывать чувство голода, когда идете к кинотеатру или даже когда вы планируете пойти в кинотеатр. .Другими словами, ваша непроизвольная, естественная реакция голода стала ассоциироваться с процессом планирования и похода в кинотеатр, даже если опыт похода в кинотеатр изначально был нейтральным.

Таким образом, классическое обусловливание всегда начинается с безусловной реакции на безусловный раздражитель. А условная реакция ограничена диапазоном естественных, врожденных безусловных реакций, которые мы можем проявить.

Источники

Что такое условная реакция в психологии?

Условный ответ — это усвоенная реакция на раздражитель, который ранее был нейтральным.Условные реакции — важная часть классической обусловленности, теории обучения, открытой Иваном Павловым.

Ключевые выводы: условный ответ

  • Условный ответ — это усвоенная реакция на ранее нейтральный раздражитель.
  • Концепция условного ответа берет свое начало в классическом обусловливании, которое было открыто Иваном Павловым.
  • Дав собаке корм через несколько секунд после включения света, Павлов обнаружил, что у собак может развиться условный ответ (слюноотделение) на ранее нейтральный раздражитель (свет).После нескольких повторений процесса легкой пищи у собак началось выделение слюны в ответ на свет без подачи пищи.

Истоки

Концепция условной реакции уходит корнями в классическое обусловливание. Иван Павлов открыл классическую обусловленность при изучении реакции слюноотделения собак. Павлов заметил, что, хотя у собак естественным образом выделяется слюна, когда пища находится во рту, у них выделяется слюна при виде еды. У некоторых собак даже выделялась слюна, когда они слышали шаги человека, который кормил их, идущих по коридору.Это наблюдение показало Павлову, что естественная реакция слюноотделения обобщается на раздражитель, который изначально был нейтральным.

Павлов проводил эксперименты, чтобы определить, может ли он обусловить реакцию на другие нейтральные раздражители. В типичном эксперименте с собакой Павлов включал свет, а через несколько секунд давал собаке корм. После этих повторяющихся «сочетаний» света и еды у собаки в конечном итоге выделялась слюна в ответ на включение света, даже без еды.

Павлов обозначил каждый стимул и ответ, участвующие в процессе классической обусловленности. В приведенном выше сценарии еда является безусловным стимулом, потому что собаке не нужно было учиться выделять слюну в ответ на нее. Изначально свет является нейтральным стимулом, потому что поначалу собака не связывает с ним реакцию. К концу эксперимента свет становится условным раздражителем, потому что собака научилась связывать его с едой. Слюноотделение в ответ на еду является безусловной реакцией, потому что происходит автоматически.Наконец, слюноотделение в ответ на свет — это условная реакция, потому что это усвоенный рефлекс.

Примеры

Примеры условных реакций распространены в повседневной жизни. Многие страхи и фобии являются результатом условных реакций. Например, если человека толкают в бассейн до того, как он научится плавать, и он беспомощно вертится перед тем, как его вытащить из воды, он может испугаться физического входа в любой водоем.Боязнь воды — это условная реакция.

Вот еще несколько примеров условных реакций.

  • Если маленькие дети матери всегда слышат, как открывается дверь гаража, прежде чем она входит в дом после возвращения с работы, они научатся ассоциировать звук открывания гаража с ее возвращением. В результате дети будут взволнованы, услышав дверь гаража, еще до того, как увидят свою мать. Ассоциация гаражных ворот с ее тщательно отслеживаемым входом в дом обусловила восторженную реакцию детей.
  • Если каждый раз, когда вы идете к стоматологу, ваши зубы чистятся настолько тщательно, что десны остаются сытыми и неудобными до конца дня, вы можете привыкнуть к боязни посещения стоматологического кабинета.
  • Люди учатся ассоциировать сирену с ближайшей машиной скорой помощи. Когда кто-то учится водить машину, он также понимает, что ему нужно остановиться, чтобы пропустить машину скорой помощи. Таким образом, если водитель останавливается, как только он слышит звук аварийного автомобиля, его реакция является условной.

Хотя многие фобии и страхи сами по себе являются условными реакциями, условные реакции также можно использовать для преодоления страхов и фобий. Классическое обусловливание можно использовать для медленной и систематической десенсибилизации человека к тому, что вызывает его страх, до тех пор, пока этот страх не будет минимизирован или полностью погашен. Например, если человек боится высоты, он будет стоять на небольшом возвышении, практикуя техники релаксации. После того, как они будут спокойны и уверены на нижнем уровне, они встанут на более высоком уровне.Процесс повторяется до тех пор, пока человек не научится преодолевать страх высоты.

Отказ от обучения условным ответам

Иногда бывает сложно определить, является ли реакция условной или безусловной. Ключ к пониманию разницы в том, что безусловный ответ происходит автоматически. Между тем, условный ответ усваивается и приобретается только в том случае, если человек установил связь между безусловным и условным раздражителем.

Однако, поскольку условной реакции нужно научиться, ее также можно отучить.Павлов проверил это после того, как собаки выработали условные реакции на свет. Он обнаружил, что если он неоднократно светил условным раздражителем, но воздерживался от кормления собаки, слюноотделение у собаки происходило все меньше и меньше, пока слюноотделение полностью не прекратилось. Постепенное уменьшение и возможное исчезновение условной реакции называется угасанием.

Исчезновение может произойти и с условными реакциями в реальной жизни. Например, если вы обратитесь к новому стоматологу, который не делает ваши десны сытыми, когда вы записываете на прием, и хвалит вас за здоровый рот, со временем вы можете обнаружить, что больше не боитесь кабинета дантиста.

Источники

  • Черри, Кендра. «Обусловленная реакция в классическом кондиционировании». Verywell Mind , 10 марта 2019 г. https://www.verywellmind.com/what-is-a-conditioned-response-2794974
  • Крейн, Уильям. Теории развития: концепции и приложения. 5-е изд., Пирсон Прентис Холл. 2005.
  • Бомонт, Лиланд Р. «Обусловленные реакции». Emotional Competency , 2009. http: //www.emotionalcompetency.com / condition.htm

Исследование собак Павлова и объяснение по Павловскому кондиционированию

  1. Бихевиоризм
  2. Классическое кондиционирование
  3. Иван Павлов

Собаки Павлова

Доктор Саул МакЛеод, обновлено 2018


Как и многие великие научные достижения, классическая обусловленность) была обнаружена случайно.

В 1890-х годах русский физиолог Иван Павлов исследовал слюноотделение у собак в ответ на кормление.Он вставил маленькую пробирку в щеку каждой собаки, чтобы измерить слюну, когда собак кормили (с порошком из мяса).

Павлов предсказал, что у собак будет выделяться слюна в ответ на корм, помещенный перед ними, но он заметил, что его собаки начинают выделять слюну всякий раз, когда они слышат шаги его помощника, который приносил им еду.

Когда Павлов обнаружил, что любой объект или событие, которые собаки научились ассоциировать с едой (например, лаборант), вызывает такую ​​же реакцию, он понял, что сделал важное научное открытие.Соответственно, он посвятил остаток своей карьеры изучению этого типа обучения.


Павловское кондиционирование

Павловское кондиционирование

Павлов (1902) исходил из идеи, что есть некоторые вещи, которым собаке не нужно учиться. Например, собаки не учатся выделять слюну всякий раз, когда видят еду. Этот рефлекс «встроен» в собаку.

С точки зрения бихевиористов, еда — безусловный стимул. а слюноотделение — безусловная реакция. (то есть связь «стимул-ответ», не требующая обучения).

Безусловный стимул (еда)> Безусловный ответ (слюна)

В своем эксперименте Павлов использовал метроном в качестве нейтрального стимула. Сам по себе метроном не дал ответа от собак.

Нейтральный стимул (метроном)> Нет условного ответа

Затем Павлов начал процедуру кондиционирования, при которой щелкающий метроном был введен непосредственно перед тем, как он дал пищу своим собакам. После ряда повторений (проб) этой процедуры он сам представил метроном.

Как и следовало ожидать, звук щелчка метронома сам по себе теперь вызывал усиление слюноотделения.

Условный стимул (метроном)> Условный ответ (слюноотделение)

Итак, собака усвоила связь между метрономом и едой и научилась новому поведению. Поскольку эта реакция была усвоенной (или условной), она называется условной реакцией (также известна как реакция Павлова). Нейтральный раздражитель стал условным раздражителем.

Павлов обнаружил, что для создания ассоциаций два стимула должны быть представлены близко друг к другу по времени (например, звонок). Он назвал это законом временной смежности. Если время между условным раздражителем (звонком) и безусловным раздражителем (пищей) слишком велико, то обучение не произойдет.

Павлов и его исследования классической обусловленности стали известными после его ранних работ между 1890-1930 гг. Классическое кондиционирование является «классическим» в том смысле, что это первое систематическое изучение основных законов обучения / кондиционирования.


Резюме

Резюме

Подводя итог, классическое обусловливание (позднее разработанное Уотсоном, 1913) включает в себя обучение связывать безусловный стимул, который уже вызывает конкретную реакцию (т. Е. Рефлекс), с новым (условным) стимулом, так что новый стимул вызывает такую ​​же реакцию.

Павлов разработал довольно недружественные технические термины для описания этого процесса. Безусловный стимул (или ПСК) — это объект или событие, которые изначально вызывают рефлексивную / естественную реакцию.

Ответ на это называется безусловным ответом (или UCR). Нейтральный стимул (NS) — это новый стимул, не вызывающий реакции.

Как только нейтральный стимул стал ассоциироваться с безусловным стимулом, он становится условным стимулом (CS). Условный ответ (УС) — это ответ на условный раздражитель.

Как ссылаться на эту статью:
Как ссылаться на эту статью:

McLeod, S.А. (2018, 08 октября). Собаки Павлова . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/pavlov.html

Ссылки на стиль APA

Павлов И.П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез.