Труд возникает первоначально как преодоление трудностей как – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (10, 11 класс) на тему: Задания для тестирования по теме «Человек и общество»

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (10, 11 класс) на тему: Задания для тестирования по теме «Человек и общество»

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

………

Происходит в условной ситуации

Общение

Происходит в процессе обмена идеями и эмоциями

2. Андрей Рублев, создавая иконы, использовал специальный грунт – левкас. При нанесении грунта Рублев запрещал разговаривать, сам он голодал, готовя себя к написанию. Какие характеристики данного вида деятельности иллюстрирует данный пример?

1) нацеленность на достижение результата

2) получение материальной выгоды

3) приобретение новых знаний, умений и навыков

4) удовлетворение интереса участников

5) передача своих переживаний, идей, эмоций другим людям

6) наличие мастерства, умений, знаний  ( 1 5 6 )

3. Запишите слово, пропущенное в схеме

4. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в школьные и городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка.

Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели.

1) поступление в университет

2) занятия в школе юного журналиста

3) получение профессии журналиста

4) написание статей

5) выбор профессии

6) изучение литературы, истории, русского языка ( 2 4 6 )

5. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в ВУЗ. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности.

ПРИМЕРЫ                                                       ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) решение задач                                                   1) субъект

Б) консультация учителя                                       2) цель

В) одиннадцатиклассник                                       3) средство достижения цели

Г) получение высокого балла на экзамене

Д) учебники   ( 3 3 1 2 3)

6. Ученик 11-го класса Максим готовится к экзаменам. Найдите в приведенном ниже списке возможные цели деятельности Максима.

1) поступление в ВУЗ     4) решение задач

2) проведение экзамена  5) получение высокого балла

3) консультации педагогов  6) чтение учебников, справочной литературы ( 1 5 )

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) познание;  2) игра;  3) труд;  4) общение;  5) деятельность.

8. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах,  общается с ценителями греческой кухни. Он спланировал маршрут своего путешествия и приобрел путевку. Найдите в приведенном ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели.

1) изучение греческого языка       4) путешествие по Греции

2) чтение книг о Греции                5) покупка туристической путевки

3) ценители греческой культуры  6) общение в интернете  ( 1 2 5 6 )

9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам деятельности. Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда» и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) игра;  2) труд;  3) мобильность;  4) познание;  5) общение;  6) сознание

10. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведенном ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря.

1) получение высокого балла                                           4) проведение экзамена

2) чтение учебников, справочной литературы                5) консультации педагогов

3) получение аттестата о среднем общем образовании 6) поступление в ВУЗ  (1 3 6 )

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «деятельность». Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда» и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творчество;  2) приспособление;  3) мотив;  4) дыхание;  5) процесс;  6) побочный продукт ( 2 4 )

12. Установите соответствие между видами деятельности и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                               ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) обмен информацией, мыслями, чувствами                   1) игра

Б) создание необходимых людям благ                               2) общение

В) наличие воображаемой обстановки                               3) труд

Г) наличие практически полезного результата

Д) необходимость специальной подготовки  ( 2 3 1 3 3 )

13. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                   ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) модернизация транспортной инфраструктуры     1) практическая

Б) осуществление научного открытия                         2) духовная

В) инвестирование малого предпринимательства

Г) осуществление глобального моделирования

Д) проведение экономических реформ в обществе  ( 1 2 1 2 1 )

14. Записать слово, пропущенное в схеме.

15. Установите соответствие между видами деятельности и основаниями их классификации.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

А) социальная                                            1) субъект деятельности

Б) коллективная                                         2) сферы общественной жизни

В) реакционная                                          3) соотношение с общественным прогрессом

Г) индивидуальная

Д) духовная   ( 2 1 3 1 2 )

16. Найдите в приведенном списке черты, присущие деятельности человека

1) инстинктивный характер   4) продуктивный характер

2) преобразующий характер   5) общественный характер

3) потребительский характер  6) запрограммированный характер

17. Художник создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет и т.д. Выберите из приведенного ниже списка характеристики данной деятельности.

1) социальная     4) творческая

2) духовная         5) индивидуальная

3) незаконная      6) политическая ( 2 4 5 )

18. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) субъект;  2) цель;  3) средства;  4) индивид;  5) объект;  6) результат;  7) знание (47)

19. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) объекты деятельности;  2) результаты деятельности;  3) мотивы деятельности;  4) цели деятельности;  5 структура деятельности

20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

(А)Осознанная целенаправленная деятельность служит проявлением активности человека.  (Б)Умение ставить цель и находить средства для ее воплощения – одно из наиболее ценных обретений в процессе становления человека.  (В)Проведенный психологический эксперимент показал, что часть испытуемых затруднилась в формулировании целей, отвечающих реальным возможностям.  (Г)Некоторые из участников не смогли назвать ни одного способа достижения поставленных ими целей.  (Д)Ученые предложили новый метод преодоления интеллектуальных затруднений.  ( 3 2 1 1 1 )

21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Только в деятельности ____________ (А) совершенствуется, становится развитой ___________ (Б). Ему свойственно оценивать ____________ (В) своей деятельности и вносить коррективы в постановку ___________ (Г), выдвижение мотивов и выбор _____________ (Д) деятельности. Нередко в разговоре используют как равнозначные понятия «деятельность» и «______________ (Е)», тогда как между ними есть существенная разница: последнее понятие приобретает нравственное содержание».

1) личность                   4) поступок       7) результат

2) поведение                 5) человек         8) средство

3) индивидуальность   6) общение        9) цель  ( 5 1 7 9 8 2 )

22. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Труд возникает первоначально как преодоление трудностей, как _______________ (А). Но по мере развития социокультурного процесса труд все больше превращается в ______________ (Б) человека. Такое восприятие людьми труда свидетельствует о том, что социальное все больше осознает себя, собственную _____________ (В). Труд обеспечивает воспроизводство материальной и духовной _______________ (Г) как основного _________________ (Д) социальной жизни. Труд в реальности выступает как сотрудничество, как _______________ (Е) общественная, направленная на преобразование мира и подчинение его целям человека».

1) потребность        4) культура               7) необходимость

2) деятельность       5) ценность               8) цивилизация

3) собственность     6) ответственность   9) результат  ( 7 1 5 4 9 2 )

23. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная ___________(Б) человека. Это определенная форма связи с внешним миром ___________(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются _________(Г). Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и производства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как ___________(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к ______________ (Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

1) потребность        4) социальный      7) социализация

2) деятельность             5) естественный       8) личность

3) причина                6) подлинный            9) идеальный  ( 2 1 8 5 4 9 )

24. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, _____________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства _____________ (Б) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни.

Врожденные _____________(В) организма являются лишь ____________(Г) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не предопределяют психические свойства человека. Н основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — _____________(Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ____________(Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

1) особенность       4) игра             7) общение

2) способности       5) общество    8) деятельность

3) личность             6) задатки       9) группа  ( 4 3 1 6 2 8 )

nsportal.ru

Как преодолевать трудности — Психология человека

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.
Вольтер [Мари Франсуа Аруэ]

Необходимость в преодолении различных жизненных трудностей возникает в нашей жизни постоянно. Это такая работа, которую мы регулярно вынуждены выполнять. Ведь представить себе жизнь без трудностей, просто-напросто невозможно. Трудности возникают у всех и всегда. Неважно, где и как живет человек, с определенными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, потому что они неизбежны. А раз они неизбежны – нам всем необходимо уметь их преодолевать. А чтобы преодолевать трудности, нужно уметь правильно их воспринимать и грамотно оценивать, чтобы затем вырабатывать необходимую стратегию по их преодолению. Всему этому можно научиться – этому любой из вас, уважаемые читатели, может научиться. И в этой статье я как раз собираюсь научить вас тому, как, во-первых, правильно воспринимать трудности, во-вторых, грамотно их анализировать, и в-третьих, находить правильные решения для их преодоления и затем сразу же незамедлительно приступать к необходимым действиям. Дочитайте статью до конца – и никакие жизненные трудности впредь не будут вам страшны.

Но перед тем, как мы с вами перейдем к нашей основной задаче, давайте быстренько выясним, что такое трудности. Должны же мы с вами знать, с чем имеем дело. Трудности – это такие препятствия на пути человека, которые возникают в незнакомых, непривычных для него обстоятельствах, когда ему приходится решать нестандартные и потому трудные задачи, которые мы часто называем проблемами. Ему их трудно решить потому, что он просто не знает, как именно это следует делать, а не потому, что они очень сложные сами по себе. То есть те препятствия, барьеры, преграды, помехи, которые мы воспринимаем, как трудности – возникают прежде всего в нашей голове и имеют отношение именно к нам. В действительности трудности могут являться такими же обычными делами, которые человек делает в своей жизни постоянно, даже не задумываясь о том, насколько они для него сложные. Но, если они окажутся для него непривычными, необычными, нестандартными делами, которые он не знает, как нужно делать, у него возникнут трудности. Иначе говоря, речь идет о новых жизненных задачах, для решения которых необходимо в них разбираться. И, пока человек в них не разберется, они будут оставаться для него трудностями. Трудная ситуация – это просто непривычная ситуация, когда перед человеком встают задачи, опыта решения которых он не имеет. Вот, собственно, и все. И ничего страшного в трудностях нет. Это очень важно понимать, друзья. Ведь не так страшен черт, как его малюют. Трудности становятся трудностями только потому, что мы относимся к ним как к трудностям, наделяя это понятие негативным смыслом. Давайте теперь посмотрим, в чем смысл трудностей, чтобы научиться нормально и спокойно воспринимать их.

В чем смысл трудностей

Итак, давайте подумаем, почему жизнь не может быть такой, чтобы в ней не было вообще никаких трудностей и проблем, чтобы можно было жить и ни о чем не заботиться, ни о чем не переживать, не ломать голову над всякими трудностями, которые вечно усложняют и ухудшают нашу жизнь. А потому наша жизнь не может быть такой, что отсутствие в ней каких-либо проблем, трудностей, преград, сделало бы ее очень скучной, не интересной и бессмысленной. Отсутствие трудностей в жизни не позволило бы ей развиваться, мы бы с вами перестали развиваться, и все оставалось бы на одном уровне, ничего бы в нашей жизни не менялось. А если человек не развивается, тогда он начинает деградировать. Ведь сама жизнь, если мы к ней присмотримся – это постоянный процесс, это движение от чего-то к чему-то – от рождения к смерти, от неразвитого состояния к развитому, от простого к сложному, от одной формы к другой. И именно благодаря этому движению, этому непрерывному процессу перехода от одного состояния к другому, мы живем, мы ценим и любим свою жизнь, дорожим ею, поддерживаем ее, видим в ней смысл. Поэтому и не может наша жизнь не иметь трудностей, ибо трудности – это и есть жизнь. Именно они заставляют нас меняться, именно они поддерживают в нас жизненные силы и направляют нас по жизни. А тот, кто отрицает необходимость трудностей, по сути, отрицает саму жизнь. И это говорит о начальной стадии деградации. Потребность в отсутствии трудностей – это не нормальная потребность. Нормальной потребностью является потребность в решении проблем. Только в таком случае человек живет, а не проживает свою жизнь. Поэтому смысл трудностей заключается в том, чтобы поддерживать жизнь, делать ее интересной, наделять ее смыслом, а также в том, чтобы развивать людей, то есть, нас с вами. Так что жизнь без трудностей – это не жизнь, это что-то другое.

Таким образом, чтобы не идти против фундаментальных законов жизни, нам с вами нужно признать полезность и интересность всех тех трудностей, которые жизнь нам регулярно подбрасывает. Это позволит нам, вам, друзья, изменить свое отношение к ним. И вы благодаря этому сделаете первый шаг на пути к их преодолению. Мы с вами будем учиться плавно преодолевать трудности, чтобы вы даже не заметили, как они из трудностей превратятся в часть повседневных задач, которые вы с легкостью решите. Но имейте в виду, что легкость их решения будет зависеть от вашего к ним отношения, а не от самого процесса.

Как воспринимать трудности

Теперь давайте более подробно поговорим о том, как следует воспринимать трудности, чтобы научиться их преодолевать. Выше я уже сказал, что важно, очень важно понимать полезность и необходимость разного рода трудностей в нашей жизни. А также их неизбежность. Важно понимать, что различные трудности и проблемы – это наша жизнь. А точнее, ее неотъемлемая часть. Без них вам было бы неинтересно жить, без них вы бы не увидели жизни вообще, не говоря уже о том, что без трудностей вы не смогли бы и не захотели развиваться. А без развития жизнь не улучшить. Поэтому жизнь всегда держит нас в тонусе, когда подбрасывает нам те или иные трудности. И я считаю, что эти трудности следует рассматривать, как испытание, которое каждый из нас должен проходить регулярно, чтобы не терять интереса к жизни, и чтобы постоянно развиваться. Поэтому давайте именно так и будем их воспринимать – как испытания. А еще лучше, как игру, в которой нам эти испытания необходимо проходить, чтобы становиться сильнее. Вам нравится такой подход к трудностям? Мне очень нравится. Надеюсь, что и вам тоже.

Следовательно, не надо смотреть на трудности, как на что-то нехорошее, неправильное, вредное, нежелательное – радуйтесь им, принимайте их, смотрите на работу с ними, как на игру, в которую вам нужно выиграть. Причем это такая игра, которая раскручивается по спирали, это когда преодолевая всевозможные трудности – вы становитесь все сильнее и сильнее, переходя от одних трудностей к другим. А становясь сильнее, вы улучшаете свою жизнь, потому что многое начинает у вас получаться, многое становится вам по силам. Подумайте о том, какие свои способности вы можете в себе развить – взявшись за решение той или иной проблемы. И как эти способности отразятся на вашей дальнейшей жизни. Понятно, что положительно, ведь чем больше мы всего умеем, тем проще нам жить. Так что трудности – это своего рода тренажер для личностного роста, с помощью которого вы сделаете себя сильнее и подымитесь на новые для вас высоты. Это же так здорово, согласитесь. Я говорю вам это, как человек, который постоянно решает какие-нибудь проблемы, не только свои, но и чужие. Причем решая чужие проблемы – я делаю их своими проблемами, я вживаюсь в них, я встаю на место другого человека, насколько это возможно и начинаю жить его проблемой, чтобы затем ее решить. И знаете, что? Мне это нравится. Я давно перестал бояться всяких проблем и жизненных трудностей, потому что знаю – что все проблемы можно решить. Но главное не это. Главное то, что решая эти проблемы – я перестаю видеть в проблемах проблемы, я становлюсь сильнее и преодолеваю трудности не замечая их. Вот как трудности влияют на нашу жизнь, если к ним правильно относиться.

Вот так и вам, друзья, нужно воспринимать трудности в своей жизни, чтобы правильно к ним относиться. С нашего правильного к ним отношения начинается наше их понимание и принятие. Зачем нам легкая и беззаботная жизнь, ну сами подумайте, зачем? Чтобы просто прожечь ее побыстрее? Какой смысл в том, чтобы просто существовать, какая в этом радость? Гораздо интереснее жить, преодолевая трудности и постоянно развивая себя с их помощью, чтобы благодаря этому расширять горизонты своей жизни и увидеть что-то новое, испытать новые ощущения, добиться большего. Это же такая интересная игра. Нам надо сказать жизни спасибо за нее.

Преодоление трудностей

Разобравшись с правильным восприятием жизненных трудностей и основанном на этом восприятии нашем отношении к ним, мы перейдем с вами к способам их преодоления. А для преодоления трудностей, уже не в своей голове, о чем я писал выше, а в реальной жизни, крайне важно выявить причины их возникновения и разобраться с основами этих причин. То есть, необходимо провести тщательный анализ наших трудностей, чтобы понять, почему они возникли и как лучше всего их преодолеть, с помощью каких конкретно действий.

Некоторые трудности возникают по объективным причинам, когда жизненные обстоятельства складываются не лучшим для человека образом, и с ними ничего невозможно поделать – нужно или принимать реальность такой, какая она есть, или искать возможности уйти от нее в другую реальность. Ну, знаете, как иногда бывает, когда человека окружают неправильные люди, которых он при всем желании не сможет изменить – ему ничего другого не остается, кроме как просто уйти от них, избавиться от их окружения. Или, скажем, человек может жить в такой стране, в которой у него по ряду причин нет никаких перспектив, и тогда ему проще сменить эту страну, чем изменить ее. Трудности, возникающие по объективным причинам – требуют от нас принятия правильных решений. Они нас просто направляют по жизни. Но бывает еще и такое, что люди сами загоняют себя в сложные жизненные ситуации и затем вместо того, чтобы признать собственные ошибки и начать их решать – обвиняют других людей в своих проблемах, тем самым перекладывая ответственность за свою жизнь на всех, кроме себя. А это тупик, друзья, это тупик. И из него не выбраться – если не начать разбираться, что и по какой причине произошло, и что именно ты сделал не так, из-за чего в твоей жизни возникли определенные трудности. Никого при этом обвинять не надо – не обстоятельства, не других людей – это бессмысленно. Если ты сам попал в тупик в лабиринте, то тебе же из него и выходить. Обвинять лабиринт в том, что он существует, так же бессмысленно, как обвинять жизнь в том, что она такая, какая она есть. От нашего недовольства и обвинений всех и вся фундаментальные законы природы не меняются. Кстати, себя вам тоже обвинять ни в чем не нужно. Если вы сами создали себе проблемы, то посмотрите на это философски – лучше вы это будете делать, чем другие люди. Это позволит вам самим управлять своей жизнью.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению пошаговых действий, с помощью которых вы сможете преодолеть свои трудности.

1. Концентрация. Чтобы справиться с какой-то проблемой, чтобы решить какую-то задачу, чтобы преодолеть какие-то трудности – нужно уметь на них концентрироваться. Это непростая задача – по себе знаю. Но выполнимая, это я тоже знаю. Чтобы на чем-то сконцентрироваться, нужно навести порядок в своей голове – выкинуть из нее все бесполезные мысли, создающие шум, упорядочить свое мышление, разложить все по полочкам, а затем внимательно и последовательно начать изучать свою проблему, или лучше сказать, задачу. Многие трудности исчезают уже на этом этапе работы с ними, когда и решения никакие искать не нужно, и к действиям никаким приступать не надо. Достаточно просто сконцентрироваться на своих трудностях и понять, в чем именно они заключаются, чем они были вызваны и что им от вас нужно. Так что концентрация очень важна, она поможет вам не смешивать свои мысли друг с другом и не сваливать их в одну кучу. От этого проблемы только усугубляются, а задачи усложняются. Если вы не умеете концентрироваться, не умеете управлять своим вниманием – научитесь! Это по силам каждому человеку. Своим вниманием обязательно нужно уметь управлять, иначе им будут управлять другие люди, они просто начнут у вас его воровать и использовать в своих интересах. Вам ведь это не нужно, верно? В будущем я напишу для вас, дорогие читатели, статьи на тему концентрации внимания, чтобы научить вас концентрироваться. Мы с вами эту тему изучим самым тщательным образом. Так что не забывайте, пожалуйста, следить за обновлением сайта.

2. Анализ. Теперь перейдем к анализу. Поговорим о том, как его проводить. Вам необходимо произвести анализ той ситуации, в которой вы оказались, а также анализ тех действий, совершив которые, вы пришли к этой ситуации и затем анализ тех трудностей, с которыми вы столкнулись. Проанализировав ситуацию, вы сразу же поймете ее закономерность, а значит сможете и первопричину своих проблем устранить. Сами трудности всегда подсказывают нам способ их преодоления, если их внимательно изучать. О том, как проводить анализ той или иной ситуации я напишу отдельную статью, а пока укажу вам на самую важную сторону этой работы. Вам совершенно необязательно учитывать все причины, из-за которых в вашей жизни возникли определенные трудности – достаточно найти основную причину, или несколько основных причин. А для этого необходимо мыслить не вширь, а вглубь.

Как это сделать? С помощью изучения следственно-причинных связей. Можно и наоборот, причинно-следственные связи изучать, это не так принципиально, что первично, а что вторично. Но я считаю, что намного проще при анализе ситуации двигаться от следствия к причине, а не от причины к следствию. Мне кажется, так удобнее. Так вот, допустим, вы оказались в ситуации, из-за которой у вас возникли определенные трудности, и эта ситуация – это следствие, следствие каких-то ваших действий и обстоятельств. Вопрос в том – каких именно? Чтобы это понять, вам необходимо вспомнить все, что делали именно вы, до того, как у вас появились трудности. Не надо брать в расчет только то, что с вашей точки зрения могло привести вас к той ситуации, в которой вы оказались. Вы можете ошибаться. Поэтому принимайте во внимание все принятые вами решения и совершенные вами действия. Затем определите их последовательность, чтобы понять, какое ваше действие было совершено раньше, а какое позже, то есть, какое за каким следует. Это поможет вам найти одну или несколько основных причин. Потом необходимо обратить свое внимание на объективные факторы, которые, возможно, оказались определяющими в процессе формирования вашей ситуации, а возможно и нет. Их вам также необходимо разложить по времени, чтобы понять, с чего все началось. Допустим, у вас возникли в жизни материальные трудности, и вы должны понять, по какой именно причине это произошло. Возможно, все дело в кризисе, который подкосил многих людей, а не только вас. Это, так сказать, объективный фактор. А возможно, все дело в снижении именно ваших доходов, которые снизились по определенным, зависящим именно от вас причинам. Вам необходимо выяснить, по каким именно причинам это произошло. Другими словами, все трудности имеют базовые причины, которые в свою очередь могут быть в виде объективных и субъективных факторов. Как правило и те, и другие факторы в определенной степени влияют на формирование различных жизненных ситуаций. Только какие-то из них играют более важную роль, а какие-то менее важную. И вам тем проще будет понять причину возникновения у вас тех или иных трудностей, чем более фундаментальными окажутся найденные вами факторы, которые к ним привели.

Проще говоря – вам необходимо найти корень своих трудностей, чтобы устранить его, как первопричину. Таким образом анализ позволит вам раздробить свою ситуацию на те временные отрезки, из которых она сложилась, и когда вы найдете основную причину, которая привела вас к этой ситуации вы сможете ее устранить. Ну или специалист, к которому вы обратитесь за помощью, изучив вашу ситуацию сделает это за вас.

3. Ответственность. Следующее, на что вы должны обратить свое внимание для преодоления трудностей и решения разного рода проблем – это то, что не нужно ни на кого их сваливать. В основном я говорю о жалобах людей на свою жизнь, о том, что они плачутся, рассказывая другим людям о своих трудностях и часто хотят, чтобы им посочувствовали, чтобы их пожалели. Не чтобы помогли, подсказали, что и как нужно делать, чтобы решить свои проблемы, а просто посочувствовали. Друзья – это очень вредная привычка. Может для психологической разрядки и полезно кому-нибудь поплакаться, пожаловаться, рассказывая о своих проблемах, но это приучает человека мириться с ними, мириться со своими трудностями, вместо того, чтобы преодолевать их. А если человек не преодолевает свои трудности, а смиряется с ними, то он лишает их смысла. Трудности возникают в жизни человека не для того, чтобы он жаловался на них, а для того, чтобы он их преодолевал. Жизнь хочет от человека, чтобы он становился сильнее, чтобы он развивался, чтобы он занял достойное место в обществе, поэтому она его тренирует с помощью своих испытаний. А если человек от них отказывается, от этих испытаний – он идет против законов мироздания, против законов Вселенной, против законов Бога. Вот что важно понимать. Поэтому не надо жаловаться, не надо плакаться – ищите решение стоящих перед вами задач, делайте это сами или с помощью специалистов, знания и опыт которых поможет вам решить все свои проблемы. Вот что от вас требуется – умение решать задачи, в том числе и нестандартные. Вот это и делайте, с помощью своих и посторонних ресурсов. А ныть и жаловаться на свою жизнь не нужно – это ничего вам не даст. Но уж если вы в этом нуждаетесь, то, пожалуйста – нойте, жалуйтесь, жалейте себя. Но потом, когда вам станет легче – приступайте к решению своих проблем, преодолевайте возникшие в вашей жизни трудности. Проблема ведь не в слезах и соплях, проблема в бездействии. Главное, чтобы вы не были пассивны, чтобы не смирялись со своими проблемами и трудностями, и не перекладывали ответственность за них на других людей, лишь бы ничего не делать. Сами понимаете, это ни к чему хорошему вас не приведет, ваши проблемы только усугубятся.

4. Эмоции. Контроль эмоций – тоже достаточно важный момент в деле преодоления трудностей. Эмоции, сами знаете – толкают нас к самым примитивным поступкам, к самым очевидным решениям, к абсолютно непродуманным действиям. Из-за этого мы совершаем ошибки, тем самым не решая, а усугубляя свои проблемы. Эмоции неизбежны и мало того, необходимы, но их нужно уметь контролировать. Есть хорошие способы, позволяющие это сделать, и я о них неоднократно писал на этом сайте. Главное – это включить свое мышление, когда эмоции начнут вас одолевать, а для этого необходимо загрузить себя вопросами, и разумеется, начать искать на них ответы, и тогда процесс мышления запустится. Усмирив свои эмоции – вы существенно упростите себе решение стоящих перед вами проблем и задач. Мы ведь в основном из-за них, из-за эмоций – делаем из мухи слона, видя порой трудности и проблемы в том, в чем их на самом деле нет. Так что кто знает, возможно, успокоив себя – вы сразу же избавитесь от всех своих проблем. Но, в некоторых случаях, для того, чтобы появился толчок к действиям – необходимо испытать сильные эмоции. Неважно, положительные или отрицательные это будут эмоции, у разных людей разная мотивация, важно, чтобы, испытав эти эмоции человек сдвинулся с мертвой точки и приступил к действиям. Так что, если, допустим, вы испытываете жизненные трудности, которые в основном связаны с вашей пассивностью и ленью, то порция сильных негативных эмоций вам явно не помешает, если заставит вас шевелиться. Эмоции дают человеку энергию для выполнения действий, поэтому я не призываю вас от них отказываться, вам нужно просто научиться их контролировать и управлять ими. Если вы этому научитесь, а я уверен, что научитесь – я научу вас этому, тогда количество совершаемых вами ошибок в своей жизни снизится в разы. И мотивировать себя с помощью своих эмоций вы сможете, для преодоления тех же трудностей, если, а вернее, когда, возьмете их под свой контроль.

5. Уверенность. Вне всяких сомнений, уверенность в себе способствует решению всех проблем, которые только могут возникнуть в нашей жизни, ну и соответственно преодолению жизненных трудностей она также способствует. Но сейчас я хотел бы указать вам на другую уверенность, на ту, что связана с теми трудностями, которые жизнь нам подбрасывает в качестве, как мы с вами договорись, испытаний. Друзья, я абсолютно убежден в том, что жизнь всегда подбрасывает нам только такие трудности, которые нам по силам преодолеть. У нее нет цели – сломать нас, ей это не нужно. Но закон естественного отбора никто не отменял – если ты хочешь выжить, ты должен быть сильным. А чтобы быть сильным, ты должен подвергать себя нагрузке – физической, психической и интеллектуальной. И трудности, которые возникают в нашей жизни, именно это и делают – они нас умеренно нагружают. Поэтому, даже если вы неуверенный в себе человек, то будьте хотя бы уверены в том, что те трудности, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни – вам вполне по силам преодолеть. Это я вам гарантирую. Это действительно так. Уверенность в том, что все те испытания, которым жизнь вас подвергает, вам по силам пройти – вот что вам нужно для преодоления трудностей. При этом, повторюсь, вы даже можете быть неуверенным в себе человеком, это не имеет значения, вы все равно сможете преодолеть все те трудности, которые есть в вашей жизни. Они, эти трудности – выписываются вам жизнью по индивидуальному рецепту. Так что они вам по зубам, не сомневайтесь в этом. Но если вы еще и уверенность в себе разовьете – это будет совсем прекрасно.

Вот, собственно, и все те основные шаги, которые вам необходимо сделать для преодоления различных жизненных трудностей. Слишком детализировать эту тему я не стал, иначе статья получится слишком большая, не всякий решится прочесть. Лучше в будущем я еще раз вернусь к этой теме и рассмотрю ее с других точек зрения, для лучшего ее понимания. Пока же, согласитесь, ничего сложного в описанных мною действиях нет. Надо первым делом изменить свое отношение к трудностям, чтобы они не пугали и не подавляли вас, затем проанализировать их предложенным мною способом, потом разработать простенький план действий и перейти к его выполнению. Все остальное – это сопутствующие данному процессу процедуры.

Так что, как видите, друзья, преодолевать трудности, какими бы они ни были, по силам каждому человеку. Нужно только приучить себя к этому, и тогда многие трудности и проблемы вы даже замечать не будете, потому что они не будут доставлять вам никакого дискомфорта, и вы их все на автомате начнете решать. Это называется – бессознательная компетентность, когда все получается, как надо, без всякого напряжения.

psichel.ru

16. Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания.

Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Сравнение поведения животных и трудовой деятельности человека:

Животные:Их поведение – рез-тат биологического эволюционного развития,необходимый для приспособления к окружающей среде. Они используют естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки). У них есть механизмы инстинктивного поведения, научения, навыки (различные способы выполнения одной деятельности), интеллектуальное поведение (Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления).

Труд.деятельность человека:его поведение — продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами. Он использует орудия труда. Поведение строится как действия (мотив и цель не совпадают – загонщик, чтобы насытиться, гонит животных не к себе, а от себя). Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды.

Биологические предпосылки трудовой деятельности:

  1. прямохождение

  2. уровень развития ЦНС

  3. язык

  4. использование некоторых аналогов орудийной деятельности

  5. общественно-групповое поведение

Признаки, предпосылки и природные ограничения трудовой деятельности:

1. Совместная орудийность

Для труда характерны 2 взаимозависимые черты:

  1. употребление и изготовление орудий:

  • специально изготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы)

  • орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно)

  • орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение

  1. труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности.

Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но не сохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийная деятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения.

В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовых функций, опосредствующей их общение.

2. Возникновение действий, необходимость сознания

Поведение животных биологически целесообразно и в нем мотивы и цели поведения совпадают.

В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают. Пример с загонщиком. Деятельность человека в условиях коллективного труда: деятельность загонщика (охота) побуждается потребностью в пище, одежде, но непосредственно действие направлено на спугивание стада животных. Это и есть результат деятельности загонщика. Этот результат сам по себе не может привести к удовлетворению потребности в пище. Мотив, конечный результат загонщика – кусок мяса, зверь. Цель – отгонять этот кусок. Действие — процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия — отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании — сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие.

Человек должен сознавать смысл своих действий:

  1. в контексте общего труда, трудовых отношений с другими людьми

  2. связь собственных действий с удовлетворением в дальнейшем своих нужд и потребностей (необходимость совместного знания, понимания смысла — сознания).

Пример: Когда паук устремляется к вибрирующей паутине, то его деятельность подчиняется естественному соотнесению вибрации с пищей Þ вибрация ® биологический смысл пищи. Но отношение между вибрацией и пищей скрыта для паука, поэтому он устремляется к камертону.

Загонщик тоже подчиняет свое действие определенной связи, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение — трудовая связь загонщика с другими участниками колективной охоты. Для этого нужно, чтобы смысл его действия открылся ему, был осознан Þ сознательная цель. Психическое отражение в трудовой деятельности – сознательное и разумное.

У волков – групповой инстинкт совместной охоты, они руководствуются биологическими законами. Когда животное удаляясь сначала от добычи, потом схватывает ее, эта деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношением ситуации (2-фазная задача). Животное заранее учитывает условия своего двигательного акта. Это – предпосылка действия. Спланировал, потом организовал и учел ПВУ. Внешне – объективно загоняют жертву в тупик (разумно). Всё проявляется на последней стадии. Нечто вроде соревнования – кто первый схватит жертву, т.е. мотив (зверь) совпадает с целью. У того, кто победит, мотив совпадет с целью. А это значит – что это уже не человеческое действие. Человек загнал – может отдохнуть, ему уже гарантированно должен достаться кусочек мяса. Вспугивание дичи загонщиком лишает его возможности овладеть ею. Непосредственный результат этой деятельности и ее конечный результат соединяют человека с другими членами коллектива. Эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей (т.о. деятельность человека подчиняется связям общественным). Спугивание дичи само по себе бессмысленно биологически, она приобретает смысл лишь в условиях коллективной охоты. Это условие и сообщает действию человеческий разумный смысл. Отдельный человек представляет себя частью социального целого. Коллективный субъект – общество. Сознание обеспечивает совместную жизнь индивидуальных участников труда. Такое разделение предмета деятельности и ее мотива возможно в условиях совместного, коллективного процесса. Продукт этого процесса приводит к удовлетворению потребности отдельного индивида. Первая форма сознания — общественно сознание.“Я”, входящее в коллективное “Мы”: общественное сознание, общественное чувство.

studfiles.net

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ — ПУТЬ К УСПЕХУ!

«Лучшим показателем уровня сознания является умение спокойно относиться к жизненным трудностям. Неосознанного человека они тянут вниз, в то время как осознанный человек всё более поднимается вверх»
— Экхарт Толле, немецкий писатель и духовный оратор

Нередко перед нами встаёт вопрос, как пережить те или иные трудности. На самом деле, любая сложная ситуация есть сигнал того, что человек сделал неудачную попытку выйти из зоны своего комфорта, чтобы перейти на иной уровень. Но поскольку он по каким-то причинам не готов к такому прорыву, то, чтобы выйти на новый уровень, ему нужно преодолеть возникшие трудности.

Время от времени трудности возникают у каждого из нас. Неважно, где и как живёт человек, с определёнными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, потому что они неизбежны. А раз они неизбежны – нам всем необходимо уметь их преодолевать. А чтобы преодолевать трудности, нужно уметь правильно их воспринимать и грамотно оценивать, чтобы затем вырабатывать необходимую стратегию по их преодолению.

Трудности – это такие препятствия на пути человека, которые возникают в незнакомых, непривычных для него обстоятельствах, когда ему приходится решать нестандартные и потому трудные задачи, которые мы часто называем проблемами. Трудная ситуация – это просто непривычная ситуация, когда перед человеком встают задачи, в которых он не имеет опыта их решения.

Отсутствие трудностей в жизни не позволило бы нам развиваться, мы бы с вами оставались на одном уровне, ничего бы в нашей жизни не менялось. А если человек не развивается, тогда он начинает деградировать. Ведь сама жизнь, если мы к ней присмотримся – это постоянный процесс, это движение от чего-то к чему-то. И именно благодаря этому движению, этому непрерывному процессу перехода от одного состояния к другому, мы живём, мы ценим и любим свою жизнь, дорожим ею, поддерживаем её, видим в ней смысл. Поэтому и не может наша жизнь не иметь трудностей, ибо трудности – это и есть жизнь!

Я считаю, что трудности следует рассматривать, как испытание, которое каждый из нас должен проходить регулярно, чтобы не терять интереса к жизни, и чтобы постоянно развиваться. Поэтому давайте именно так и будем их воспринимать – как испытания. Следовательно, не надо смотреть на трудности, как на что-то нехорошее, неправильное, вредное, нежелательное. Радуйтесь им, принимайте их! Преодолевая всевозможные трудности, вы становитесь всё сильнее и сильнее. Становясь сильнее, вы улучшаете свою жизнь, потому что многое начинает у вас получаться, многое становится вам по силам. Подумайте о том, какие свои способности вы можете в себе развить, взявшись за решение той или иной проблемы, и как эти способности отразятся на вашей дальнейшей жизни. Понятно, что положительно, ведь чем больше мы всего умеем, тем проще нам жить. Так что трудности – это своего рода тренажёр для личностного роста, с помощью которого вы сделаете себя сильнее и поднимитесь на новые для вас высоты. Это же так здорово!

Трудности вносят позитив в нашу жизнь, особенно от осознания их преодоления. Мы становимся увереннее в себе, и со спокойной решимостью идём дальше.

Предлагаю 10 способов, как преодолеть трудности:

1. Не нужно избегать проблем и трудностей. Они всё равно будут. Просто нужно относиться к ним, как к естественному проявлению жизни и возможности проявить свои лучшие качества.

2. Развивайте силу воли и духа. Слабые люди сдаются легко. Даже при минимальных проблемах им кажется, что жизнь кончена и не стоит продолжать действовать дальше. Сильные люди идут до конца и не сдаются ни при каких условиях.

3. Из любой ситуации есть выход. Если, выбирая какой-то путь, у вас что-то не получается – не отчаивайтесь. Поищите другой способ, не отказываясь от своей мечты.

4. Любые трудности позволяют проявить вам гибкость, которой в жизни часто не хватает. Может, вы не умеете просить, и жизнь вас ставит в такие условия, чтобы преодолеть вашу гордыню, которая на человеческом языке означает «Стесняюсь попросить» или «мне неудобно».
Может, вы не умеете получать, и когда вам дарят подарки, которые вам не нужны, вы не принимаете их с благодарностью, а расстраиваетесь из-за того, что вам подарили не то, чего бы вам хотелось. А потом вы опять переживаете из-за того, что вам совсем ничего не дарят.

5.Трудности развивают вашу находчивость. И вроде, не было выхода, а появился. А если ещё проявить смекалку, то всё получится в лучшем виде.

6. Помните, что не только у вас возникают трудности. С этим сталкиваются все. И если это могут преодолеть другие, почему бы не попробовать и вам?

7. Мыслите позитивно. Как мне говорят мои друзья: «Татьяна, у тебя в любой ситуации всё хорошо: «ножи не наточены – твои дети и внуки не порежутся, из окна дует – свежий воздух в доме». Конечно, розовые очки надевать не нужно, но постоянно переживать из-за мелких проблем не стоит. В жизни бывают ситуации и похуже.

8. Не зацикливайтесь на проблеме, не перемалывайте её в голове, а постарайтесь решить. И чем раньше вы начнёте это делать, тем лучше для вас же.

9. Не настраивайтесь на провал никогда! Иначе, зачем начинать то, что заведомо закончится скоро? Как настроитесь, так и будет. Мысли материальны, как ни крути.

10. И ещё, если у вас трудности, и вы с ними справляетесь, значит впереди вас ждут новые возможности, новые шансы. Постарайтесь их не упустить!

Желаю вам удачного преодоления трудностей! Пусть успех всегда сопровождает вас!

С уважением
Татьяна Минина

www.put-kuspehu.ru

Жизненные трудности и затруднения — Психологос

Жизненные трудности — препятствия на пути к достижению цели, требующие напряжения и усилия для их преодоления. Трудности трудностям — рознь. Одна трудность — найти туалет при нужде, другая трудность — остаться в живых, когда шансов для этого практически нет…

Обычно люди не любят трудности, но — некоторые люди некоторые трудности и даже сопуствующие им неудачи встречают с радостью. Трудное — не всегда нежелаемое. Человек может радоваться жизненным трудностям, когда эти трудности и неудачи открывают ему новые возможности, дают ему возможность проверить собственные силы, возможность учиться, приобретая новый опыт.


Из книги Кэрол Дуэк «Гибкое сознание»:

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это, наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся — что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» — не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают? Вскоре я поняла: эти дети знают, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались — становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала — им даже в голову не приходило, что они терпят поражение. Они думали, что просто учатся.


Такое позитивное, а точнее конструктивное отношение к трудностям в жизни характерно в первую очередь для людей в позиции Автора и с установкой на рост.

Как преодолевать жизненные трудности

Фильм «Оторва»

Психологически трудную ситуацию не обязательно проживать с несчастным лицом и трудными переживаниями. Сильные люди умеют держать себя всегда.
скачать видео

Жизненные трудности бывают у всех, но совершенно не обязательно при этом делать несчастные или отчаяные глаза, винить себя или других, охать и изображать усталость. Это не естественные переживания, а выученное поведение и дурная привычка человека, живущего в позиции Жертвы.

Худшее, что можно сделать — это погрузиться в отчаяние, апатию, уныние или безысходность. Уныние в христианстве — смертный грех, а безысходность — это мрачное переживание, с помощью которого слабые люди вредят себе, чтобы отомстить жизни и окружающим.

Чтобы преодолевать жизненные трудности, нужны душевная сила, ум и душевная гибкость. Мужчин более характеризует душевная сила, женщин — душевная гибкость, а умные люди проявляют и то, и другое. Будьте и сильными, и гибкими!

​Если в трудностях, с которыми вы столкнулись, вы будете видеть проблемы — вы, скорее всего, будете ощущать тяжесть и переживать. Если в той же ситуации вы происшедшее увидите как задачу — вы будете ее просто решать, как вы решаете любую задачу: анализируя данные и думаю, как быстрее придти к желаемому результату. Обычно все, что нужно — это собраться (собрать себя), проанализировать ресурсы (поразмыслить, что или кто может помочь), продумать возможности (пути решения) и начать действовать. Проще говоря, включить голову и шевелиться в правильном направлении, см. Решение жизненных задач.

Типичные трудности в развитии себя

Те, кто занимался саморазвитием, развитием себя — знают и типовые трудности: новое страшно, много сомнений, многое сразу не получается, а хочется всего и сразу — разбрасываемся, когда-то успокаиваемся на иллюзиии результата, когда-то сбиваемся и возвращаемся в старое русло. Что с этим делать? См.→

www.psychologos.ru

Ответы Mail.ru: как преодолеть трудности

Преодоление трудностей в волевом действии

Основное условие успешного преодоления трудностей, связанных с волевым действием — наличие у человека твердых и определенных убеждений, сложившегося мировоззрения. Обладая ясными принципами поведения, в правильности которых он убежден, человек скорее может решить, как надо действовать. Он не станет колебаться там, где для него ясен путь, необходимо вытекающий из принципов, которые он разделяет, из его убеждений. Он с большой энергией побудит себя довести начатое до конца, если это отвечает его взглядам, его мировоззрению. Наоборот, если у человека нет стойких убеждений, диктующих определенную линию поведения, ему труднее разобраться в том, как надо поступить, у него скорее возникнут колебания и сомнения, он с большим трудом сможет принять решение и легче сойдет с намеченного пути, так как не убежден в его правильности.

Естественно, что от того, каковы убеждения и взгляды человека, каков его моральный облик, каково его мировоззрение, зависит, что он выберет в качестве цели действия, способов ее осуществления, чего будет добиваться своими поступками. В одних и тех же условиях разные люди поступают неодинаково, ставят разные цели, выбирают разные способы действия, во имя различных целей преодолевают трудности, которые встречаются на пути к намеченному. Волевые действия в одних и тех же условиях могут иметь разное содержание. Поведение человека всегда характеризуется определенной направленностью. Оно может быть подчинено высоким моральным принципам, общественному долгу и может служить узко личным, эгоистическим интересам, идущим вразрез с общественной необходимостью, с требованиями общественной морали. Совершенно ясно, что только в первом случае воля человека действительно ценна, только при этом условии ее высокое развитие заслуживает положительной оценки.

Преодоление трудностей в волевой деятельности зависит от того, какие цели ставятся человеком, за что он борется, каково значение его целей. Чем значительнее цель, тем большие трудности могут быть преодолены для того, чтобы достичь ее. Наоборот, мелкие, малозначительные цели не побуждают к преодолению трудностей. Человек легче отказывается от намерения достичь их, как только встречается с затруднениями. Именно высокие цели побуждали великих революционеров в науке, в политической жизни к преодолению труднейших препятствий на пути к осуществлению цели, к упорной борьбе за нее.

Важным условием действенности цели является отчетливое сознание того, что надо делать. Ясность цели дает возможность легче наметить путь действий, правильнее оценить достигнутое, лучше видеть, что уже сделано и что еще надо выполнить. Наоборот, если цель сознается только в общем, смутном, неопределенном виде, труднее определить, что следует делать, как планировать свои действия, легче сойти с избранного пути, удовольствоваться любым достигнутым результатом.

Существенную роль наряду с ясностью цели играет ее доступносгь, возможность для данного человека, обладающего определенными знаниями, умениями, способностями, достичь данной цели. Там, где цель очевидно превышает возможности человека, он сможет бороться лишь за частичное ее осуществление. Как правило, люди ставят только те цели, которые могут осуществить. Систематическая постановка целей, которых данный человек не в силах достичь, ведет лишь к ослаблению его воли, создает привычку не доводить начатое до конца, не достигать намеченного. Это не значит, что должны ставиться только легкие цели, не требующие преодоления значительных трудностей. Легкие цели также могут только ослабить волю; они не вырабатывают умения бороться с трудностями, преодолевать их. Цели действий, способствующие развитию воли, должны быть доступны человеку, но требовать немалых усилий. Только тогда цели действий закаляют волю, формируют подлинно волевое поведение людей.

otvet.mail.ru

Труд — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19)

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.[1]

Как экономическая категория труд представляет собой один из факторов производства.

В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные отношения.

Труд бывает добровольным, вынужденным и принудительным (например,

ru.wikipedia.org