Транспортная отрасль это – 39.Понятие транспортной отрасли, ее стуктура и место в народном хозяйстве
39.Понятие транспортной отрасли, ее стуктура и место в народном хозяйстве
Транспорт — одна из ведущих отраслей производства. В условиях масштабных экономических и социальных потрясений, к которым вполне можно отнести современную ситуацию в России, очевидна зависимость интегральной структуры хозяйства от наиболее устойчивых элементов — воспроизводства необходимых жизненных благ: пищи, одежды, жилья, энергии. Причем критическим, пороговым уровнем является их простое воспроизводство. Транспорт и энергетика, накопившие потенциал, достаточный для расширенного воспроизводства, дают возможность экономике временно удовлетворительно функционировать и в условиях вынужденного перехода к условиям простого воспроизводства, что еще раз подчеркивает важнейшую роль транспорта в народном хозяйстве.
Одной из важнейших составляющих инфраструктуры страны является транспортная система. Транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны и нашего региона, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов.
Видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей. Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Автомобильный транспорт, кик и другие его виды, как бы вовлекает в этот процесс явную производительную силу — человека. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим средством самоорганизации населения и хозяйства. Тенденции в величине и структуре перевозок. В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народ-ным хозяйством. Динамика сводных показателей, характеризующих работу транспорта, отличается заметным спадом, нарастающим по годам. Если в 1990-1991 гг. спад перевозок, вызванный сокращением производства, примерно соответствовал •его уровню, то в 1992-1994 гг. темпы этого спада ускорилась. Сказались изменения пропорций перевозок грузов транспортом общего и необщего пользования в пользу последнего, а также кризис платежей и разрыв традиционных хозяйственных связей.
Схема. Транспорт в системе народного хозяйства
Транспорт является комплексной отраслью инфраструктуры, в нее входят такие виды транспорта как (железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный
Транспорт как отрасль материального производства имеет ряд особенностей. Он не создает продукцию, но способствует увеличению ее стоимости при перемещении на величину транспортных издержек. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называется коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил. Состояние транспорта зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве. Своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности работы транспорта зависит от согласованной работы единой транспортной системы страны, ее взаимодействия с другими отраслями, появления новых видов транспорта, широкого применения прогрессивных способов перевозок. По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам: наземный (автомобильный, железнодорожный и др.), водный (морской, речной, озерный), воздушный. Особую группу образуют непрерывные виды транспорта (трубопроводный, электропроводный).
— Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
— Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. Для перевозок на дальние расстояния автотранпорт используется в регионах, где отсутствуют другие виды транспорта (например, в северных и восточных районах) и при доставке особо ценных и скоропортящихся грузов.
— Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км. Главные недостатки речного транспорта — сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, а также меридианальное направление течения рек, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Но речной транспорт обладает самой низкой себестоимостью перевозки грузов, кроме того, на обустройство естественных транспортных путей требуется значительно меньше капитальных вложений, чем для создания путей сообщения других видов транспорта.
— Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж — перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж.
— Трубопроводный транспорт — узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы. Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с развитием нефтяной и газовой промышленности.
транспорт в народном хозяйстветранспортный перевозка груз
В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Именно он осуществляет завоз строительных материалов для создания материально — технической базы железнодорожного, водного, трубопроводного или воздушного транспорта. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога. Именно она “диктует” условия по выбору типа подвижного состава по проходимости и грузоподьемности, и во многом определяет технико — экономические параметры эксплуатации подвижного состава, а следовательно, и экономические показатели работы автопредприятий.
Автомобильные дороги — важнейшее звено транспортной инфраструктуры, без которого в условиях рынка не может эффективно функционировать ни одна отрасль экономики.
Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс. Главной целью функционирования дорожного хозяйства является удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в автомобильных перевозках на основе создания и обеспечения высокого качества эксплуатации благоустроенной сети автомобильных дорог.
Существуют две основные особенности экономических отношений в дорожной отрасли. Первая особенность заключается в особом характере продукции отрасли и в ее двойственности: с одной стороны, дорожное хозяйство — это автомобильные дороги, а с другой, — это производственная деятельность трудовых коллективов, связанная с необходимостью сохранения и развития сети автомобильных дорог. При этом автомобильные дороги формально являются собственностью соответствующих производственных дорожных организаций, т.е. находятся на балансе дорожных организаций, осуществляющих их обслуживание. Это обстоятельство позволяет считать конечным результатом деятельности дорожных организаций создание определенного потенциала дорожной обеспеченности региона, своего рода потенциала услуг, который может реализовываться посредством работы автомобильного транспорта. Этот потенциал — совокупность материально-технических условий, обеспечивающих эффективное функционирование автомобильного транспорта и всей единой транспортной системы, удовлетворение социальных потребностей общества.
Вторая особенность заключается в том, что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими организациями, а также населением бесплатно. Их износ не включается в себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установ-ленным налоговым ставкам через дорожные фонды.
Поэтому в дорожном хозяйстве отсутствует прямая зависимость между размером средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог, и мерой потребления дорог автомобильным транспортом, как это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях народного хозяйства. Хотя в целом текущие расходы дорожного хозяйства и покрывались отчислениями от доходов автохозяйств, отчисления эти не являлись формой экономической оценки дорог, так как не были связаны с реальным процессом использования автотранспорта, их роль сводится к функциям налогового обложения собственников автотранспорта как формы аккумулирования средств, необходимых дорожным организациям.
Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Возникновение транспорта как самостоятельной отрасли народного хозяйства, его отраслевая специфика – это постоянный процесс, обусловленный разделением общественного труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.
Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.
Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
Транспортная отрасль представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.
Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.
В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства.
Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:
научно-технический прогресс;
планируемые темпы развития всей всего транспорта и отдельных его отраслей;
концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;
рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;
общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;
международное разделение труда;
укрепление позиций России на мировом рынке.
Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии.
В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:
экономическое назначение предоставляемой услуги;
характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;
характер воздействия на предмет труда и др.
Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.
Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный.
Внутрипроизводственный транспорт, так же как и другие средства труда, является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе воздействия средств труда на предметы труда, изменении свойств предметов труда и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрипроизводственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия ил организации и вместе с тем они являются составной частью себестоимости их продукции. Внутрипроизводственный транспорт не характеризует самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует.
Однако, транспорт общего пользования и внутрипроизводственный в совокупности представляет, одну из главнейших баз всей нашей экономики, без успешного развития и функционирования которого не представляется возможным обеспечить интенсификацию производства и высокие темпы его роста.
Транспорт – создает условия для планомерного развития всего общественного производства, концентрации, кооперирования и комбинирования предприятий, углубления территориального разделения труда, а также связывает в единую систему отрасли народного хозяйства.
Исследование проблем формирования и совершенствования транспортно- экономических связей основных отраслей народного хозяйства выявили необходимость правильного учета транспортного фактора при территориальном размещении производительных сил. Из возможного многообразия вариантов размещения предприятий и соответствующих транспортно-экономических связей выбирается оптимальный вариант, обеспечивающий минимум затрат на производство и транспортировку продукции.
Недооценка роли транспортного фактора при размещении производства приводит к ошибкам в планировании развития мощностей транспорта на важнейших направлениях сети, вызывая непроизводительные расходы материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В суммарных расходах на производство продукции всех отраслей промышленности доля транспортных затрат достигает 10 %. При этом в добыче железной руды, нефти и газа, лесозаготовках, производстве строительных материалов этот показатель в 2-3 раза выше, чем в среднем по промышленности. Значительна доля транспортных расходов в горно-химической и угольной промышленности. В то же время в машиностроении и приборостроении, текстильной и ряде других отраслей промышленности доля транспортных затрат не превышает 1-3% суммарных расходов. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках в ряде случаев может вызвать некоторое повышение расходов на транспортировку, которое перекрывается сокращением производственных изздержек.
Совершенствование народнохозяйственных пропорций, дальнейшее развитие и углубление специализации, кооперирования и комбинирования в промышленности и сельском хозяйстве в сочетании с техническим перевооружением различных средств сообщения, улучшением взаимодействия между ними, повышением транспортабельности предъявляемых к перевозке грузов будут способствовать изменению и росту грузооборота, изменению в территориальном размещении промышленного и сельскохозяйственного производства.
studfiles.net
Транспорт. Состав транспортной отрасли. Транспортная сеть страны.
Транспорт. Состав транспортной отрасли. Транспортная сеть страны.
Транспорт это отрасль экономических инфраструктур которая объединяет в себе магистральный транспорт энергетику связь коммуникационное хозяйство и инженерные сооружения
Состав транспортной отрасли
1) инфраструктура транспорта (здания сооружения и т. д. для осуществления транспортной деятельности)
2) транспортные коммуникации
3) транспортная техника ( транспортные средства и п-р техника)
4)технические средства для обслуживания пользователей
5) Информационно вычислительные системы
6) персонал
Транспортная сеть страны – совокупность существующих путей сообщения различных видов транспорта и предназначена для удовлетворения спроса на перевозки внутри страны в целом и в отдельных регионах с учетом их структуры. Задача транспортной сети – обеспечить единообразие транспортного обслуживания клиентов различными видами транспорта при взаимодействии последних в сферах: технической технологической экономической информационной правовой.
2. Особенности транспортного рынка.
Транспортный рынок это олигополистический рынок поскольку он формируется за счет небольшого числа продавцов транспортных услуг и большого числа потребителей их услуг. Задача транспортного предприятия в рыночных условиях состоит в обеспечении конкурентоспособности своей продукции
3. Цели транспортной компании на рынке
обеспечить своевременную доставку товаров и пассажиров со всеми удобствами и точно в срок и от двери до двери, а это можно сделать только при использовании нескольких видов транспорта.
4. Особенности транспорта
1) является частью инфраструктуры рынка
2) является субъектом рынка
3) транспорт не производит новой вещественной продукции
4) продукция транспорта не содержит сырья
5) продукция транспорта неотделима от процесса транспортного производства
6) реализуется не товар в виде вещи а сам производственный процесс транспортного производства
7) специфический кругооборот средств выделенных на развитие транспорта
8)с транспортом связана рабочее использование отраслей народного хозяйства
9)транспорт колеса экономики
10) транспорт активно влияет на окружающую среду
5. Общая классификация транспорта.
1) Транспорт общего пользования – железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный, внутренний водный, морской.
2) Транспорт необщего пользования – 1) транспорт отраслей материального производства (внутрипроизводственный, технологический) 2) транспорт организации сферы обслуживания и управления 3) транспорт населенных пунктов
Транспортное пространство и его состав
Транспортное пространство – это совокупность обустроенных для перемещения транспортных средств и управления их движением зон земной поверхности, подземных пространств, морских, речных, воздушных пространств.
Состав транспортного пространства:
1) Железнодорожные и автомобильные магистрали
2) Морские и речные пути
3) Воздушные трассы
4) Система управления транспортными потоками
Основные характеристики использования транспортного пространства.
· Густота транспортной сети ( км/1000 квадратных километров)
· Общая протяженность наземных транспортных магистралей (по видам транспорта, тысяч километров)
· Пропускная способность транспортного пространства – количество транспортных единиц которые перемещаются через определенную зону транспортного пространства за единицу времени
Состав транспортного средства.
· Автономные системы управления по перемещению транспортных средств (контроль параметров транспортного средства движущегося в пространстве, диагностика состояния элементов конструкции транспортных средств, рулевое управление, тормозная система, связь с внешними органами управления транспортными потоками)
· Транспортные носители (набор силовых профильных элементов на которые устанавливают оболочку из металла)
· Системы обеспечения функционирования транспортных средств (оборудование для размещения пассажиров и грузов, бытовое оборудование, технологическое оборудование, швартовые устройства, оборудование для приема и отправления пассажиров и грузов)
· Энергетические транспортные установки (двигатели, движетели, устройства энергоснабжения)
Виды и условия перевозок. Особенности смешанных перевозок.
1) В прямом сообщении – выполняется одним видом транспорта без пересадки/перевалки
2) С пересадкой или перевалкой – выполняется одним видом транспорта с пересадкой/перевалкой в пути следования
3) В смешанном сообщении – выполняется несколькими видами транспорта
Виды смешанных перевозок: 1) Интермодальные – на каждый вид транспорта свой документ. 2) Мультимодальные – один транспортный документ на все виды транспорта. 3) Трансмодальные – на каждый вид транспорта свой документ, перевозку осуществляет сторонняя компания.
Особенности смешанных перевозок:
· Наличие нескольких видов транспорта
· Организует перевозки либо один из участников перевозки либо оператор
· Груз перевозится в основном в укрепленных грузовых местах
Перевозочный процесс и его элементы.
Перевозочный процесс – это технологическая цепочка последовательных операций цель которых доставка грузов и пассажиров из одного пункта в другой
· Начальные операции в пункте отправления
· Перемещение из пункта отправления в пункт назначения
· Конечные операции в пункте назначения
11. Принципы планирования перевозок
· Составление плана перевозок потребностям производства и населения
· Рациональное распределение грузо- и пассажиропотоков между различными видами транспорта
· Эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспорта
Классификация транспортных средств
· По форме собственности (частный, муниципальный, федеральный)
· По условиям перевозки (универсальный и специализированный)
· По назначению (магистральный и немагистральный)
· По виду подвижного состава или способу перемещения (ж/д., автомобильный, водный, воздушный)
· По времени действия (круглогодичный и сезонный)
· По району обращения (внутренний и внешний)
Показатели перевозочной и погрузо–разгрузочной работы
· Объем перевозок грузов и пассажиров
· Грузооборот и пассажирооборот
· Приведенный грузооборот
· Объем отправления
· Объем прибытия
Показатели материально-технической базы
· Протяженность путей сообщения
· Густота сети
· Суммарная грузоподъемность
· Пропускная и провозная способность элементов транспортной сети
Показатели эксплуатационной работы
· Средняя грузонапряженность
· Средняя дальность перевозки
· Скорость доставки грузов
· Использование грузоподъемности подвижного состава
· Время оборота подвижного состава
· Среднесуточный пробег подвижного состава
Показатели экономической эффективности и финансовые
· Себестоимость перевозки грузов
· Себестоимость перевозки пассажиров
Количественные показатели
· Объем перевозки грузов
· Грузооборот
· Пассажирооборот
· Количество перевезенных пассажиров
· Приведенный грузооборот
Показатели эффективности использования транспорта
Макроэкономические показатели уровня транспортного обслуживания
Dm= сумма PL приведенное делить на ВВП выражается в приведенных ткм деленное на 1 рубль ВВП
Степень сохранности перевозимых грузов
Ксоор = Робщ-Рпот деленное на Робщ, где Р общ общий объем перевозимых грузов, Рпот – потери грузов при погрузке, транспортировке, выгрузке
Индикаторы стабильной работы транспорта
1.Транспортоемкость
2.Степень износа и старения основных производственных фондов
3.Уровень инвестиций в транспорт
4.Уровень импорта технических средств транспорта
5.Уровень выделяемых средств на развитие научного потенциала транспорта
6.Уровень деятельности зарубежных экспедиторских фирм на российском рынке
7. Ущерб транспорту страны из-за переключения перевозочной работы с магистралей страны на зарубежные.
Густота транспортной сети
Густота транспортной сети – характеристика транспортной сети некоторой территории; отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории. Густота транспортной сети измеряется в км/кв.км или км/100 кв.км. Густота транспортной сети может рассчитываться для одного вида транспорта.
Качество обслуживания
Зависит от
· Организации транспортного обслуживания
· Конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава
· Развитие маршрутной сети
Качество грузовых перевозок
· полнота, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранности грузов безопасность перевозок комплексность доступность и культура обслуживания потребителей
Классификация речных судов
1) По назначению
· Транспортные (грузовые, грузопассажирские, буксиры и толкачи, пассажирские, туристские)
· Промысловые
· Технические (многочерпаковые снаряды, землесосы, плавучие доки, плавучие канны, дноуглубительные)
· Служебно-вспомогательные (буксировщики, плавучие мастерские, ледоколы, портовые и рейдовые, буксиры и толкачи)
· Специального назначения (учебные, научно-исследовательские)
2)По техническому обустройству
· По архитектурно-конструктивному типу (по числу корпусов, по числу палуб, по числу надстроек, по конструктивному типу)
· По типу энергетической установки (с ДВС, дизель-электроходы)
· По типу движения (с открытыми гребневыи винтами, с винтами в насадках, с водометными двигателями, с гребными колесами)
· По способу движения (самоходные, несамоходные)
Функции морского транспорта
· Обеспечение морских международных связей
· Удовлетворение потребностей в перевозке внутри страны
· Выполнение перевозок груза принадлежащего иностранным фрахтователям
Международная марка
Функции морских портов
· Перевалка грузов
· Обслуживание морских перевозок (поддержание необходимой глубины порта, хранение грузов, техническая эксплуатация перегрузочного оборудования)
Варианты организации перегрузочных работ в порту
Классификация самолетов
· По максимальной взлетной массе (>76 т., 30-76 т. 10-30 т. <10т)
· По дальности полета (дальнемагистральные — >6000км, среднемагистральные – 2500-6000км, ближнемагистральные – до 2500км, местные авиалинии – до 1000км)
· По типу двигателей (турбореактивные, турбовинтовые, турбовинтеляторные)
· По числу крыльев (моноплан, биплан, триплан, полиплан)
· По расположению двигателей (над крылом, в крыле, на пилонах под крылом, в хвостовой части фюзеляжа)
· По числу двигателей (1,2,4,6)
· Моноплан (низкоплан, среднеплан, верхнеплан)
· По максимальной скорости полета (дозвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые)
· По назначению (транспортные, учебно-тренировочные, спортивные, военные, специальные)
Транспорт. Состав транспортной отрасли. Транспортная сеть страны.
Транспорт это отрасль экономических инфраструктур которая объединяет в себе магистральный транспорт энергетику связь коммуникационное хозяйство и инженерные сооружения
Состав транспортной отрасли
1) инфраструктура транспорта (здания сооружения и т. д. для осуществления транспортной деятельности)
2) транспортные коммуникации
3) транспортная техника ( транспортные средства и п-р техника)
4)технические средства для обслуживания пользователей
5) Информационно вычислительные системы
6) персонал
Транспортная сеть страны – совокупность существующих путей сообщения различных видов транспорта и предназначена для удовлетворения спроса на перевозки внутри страны в целом и в отдельных регионах с учетом их структуры. Задача транспортной сети – обеспечить единообразие транспортного обслуживания клиентов различными видами транспорта при взаимодействии последних в сферах: технической технологической экономической информационной правовой.
2. Особенности транспортного рынка.
Транспортный рынок это олигополистический рынок поскольку он формируется за счет небольшого числа продавцов транспортных услуг и большого числа потребителей их услуг. Задача транспортного предприятия в рыночных условиях состоит в обеспечении конкурентоспособности своей продукции
3. Цели транспортной компании на рынке
обеспечить своевременную доставку товаров и пассажиров со всеми удобствами и точно в срок и от двери до двери, а это можно сделать только при использовании нескольких видов транспорта.
4. Особенности транспорта
1) является частью инфраструктуры рынка
2) является субъектом рынка
3) транспорт не производит новой вещественной продукции
4) продукция транспорта не содержит сырья
5) продукция транспорта неотделима от процесса транспортного производства
6) реализуется не товар в виде вещи а сам производственный процесс транспортного производства
7) специфический кругооборот средств выделенных на развитие транспорта
8)с транспортом связана рабочее использование отраслей народного хозяйства
9)транспорт колеса экономики
10) транспорт активно влияет на окружающую среду
5. Общая классификация транспорта.
1) Транспорт общего пользования – железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный, внутренний водный, морской.
2) Транспорт необщего пользования – 1) транспорт отраслей материального производства (внутрипроизводственный, технологический) 2) транспорт организации сферы обслуживания и управления 3) транспорт населенных пунктов
infopedia.su
Транспортная отрасль: грузовые перевозки
Транспортное пространство России
Густота транспортной сети общего пользования
Густота транспортной сети общего пользования. Железные дороги
2013-2030, км/тыс км2
Густота транспортной сети общего пользования. Автомобильные дороги
2013-2030, км/тыс км2
Густота транспортной сети общего пользования — рейтинг стран 2013, км/тыс км2
Железные дороги
Автомобильные дороги
Протяженность автомобильных дорог, тыс км
Автомобильные дороги общего пользования
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования I категории в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения, %
Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, по сети автомобильных дорог общего пользования, %
Перевалка грузов портами России, млн тонн в год
Морскими портами
Речными портами
Протяженность внутренних водных путей, тыс км
Реализация транзитного потенциала России
Экспорт транспортных услуг
Экспорт транспортных услуг России
2013-2030, млрд долл США
Экспорт транспортных услуг — рейтинг стран
2013, млрд долл США
Перевозки транзитных грузов через территорию России
Железнодорожный транспорт…
млн тонн
…в том числе контейнеров
тыс TEU
Морской транспорт
Перевалка транзитных грузов в российских морских портах
млн тонн
Доля в обеспечении перевозок российских экспортных и импортных грузов морского транспортного флота под российским флагом, %
Суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией…
млн тонн
…в том числе под российским флагом
млн тонн
Объем транзитных перевозок по транссибирской магистрали, млн тонн
Морской транспорт
Перевозки транзитных грузов через территорию России
млн тонн
Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов
%
Российский рынок грузовых перевозок
Грузовые перевозки в России, 2013 год
Динамика грузооборота %, относительно уровня 2012 года
Динамика перевозки грузов %, относительно уровня 2012 года
Доля Российских компаний в Российском экспортно-импортном грузопотоке, 2013 год, %, по видам транспорта
Структура грузооборота в России по видам транспорта, 2013 год, млрд тонно-километров
Структура внешнего грузопотока в России по видам транспорта, 2013 год, %
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт — ведущее звено транспортной системы России
Российские железные дороги являются третьей по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают второе место в мире.
Грузооборот железных дорог в мире
2013 г., млрд тонно-километров
Россия — 20% мирового грузооборота
Протяженность железных дорог в мире 2013 год, тыс км
Структура погрузки грузов железнодорожным транспортом, 2013 год, млн тонн
Структура погрузки по видам сообщения
2013 год, млн тонн
Структура погрузки во внутреннем сообщении
2013 год, %
Структура погрузки экспортных грузов
2013 год, %
Основные направления грузопотоков по железной дороге. Уголь и нефть
Основные направления грузопотоков по железной дороге. Черные металлы и железные руды
Ключевые компании
ОАО «РЖД» ключевая компания отрасли.
Топ-5 независимых операторов подвижного состава, не входящих в структуру ОАО «РЖД» 2013 год, парк в управлении, тыс ед
Воздушный транспорт
Российский рынок грузовых перевозок воздушным транспортом
В % грузопотока через Московский авиационный узел
В % грузопотока на аэропорты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока, Мирного и др. города.
Структура газооборота воздушного транспорта
2013, млрд тонно-километром
2013 год, %
Доля авиатранспорта в структуре российского грузооборота
2013 год, %
Рейтинг стран по грузообороту воздушного транспорта
2013 год, млрд тонно-километров
Аэропортовая инфраструктура в России и в мире, 2013 год
Плотность аэропортов со взлетными полосами, имеющими твердое покрытие, на 1000 км2
Количество аэропортов со взлетными полосами, имеющими твердое покрытие, на 1 млн чел населения, ед
Топ-10 аэропортов России, 2013 год, по грузопотоку, %
Топ-5 грузовых авиакомпаний, 2013 год, по грузообороту, млн тонно-километров
Ключевые компании
Доля в рынке мировых авиаперевозок грузов.
Доля ТОП-5 авиакомпаний в грузообороте
Доля ТОП-5 авиакомпаний в объеме перевозки грузов в 2013 году
Автомобильный транспорт
Российский рынок грузовых перевозок автомобильным транспортом
Автомобильной транспорт – главный конкурент железнодорожного транспорта. %, к 2012 году
Процентное соотношение автомобильного и железнодорожного транспорта в грузообороте 2005-2013, %, без учета трубопроводного транспорта
Темпы роста грузооборота автомобильного и железнодорожного транспорта %, к 2012 году
Структура грузов перевозимых автомобильным транспортом, 2013 год, %
Экспорт грузов — автомобильный транспорт, Товарная структура, 2013 год, %
Импорт грузов — автомобильный транспорт, Товарная структура, 2013 год, %
Ключевые компании отрасли
На российском рынке грузоперевозок автомобильным транспортом основную долю занимают предприятия малого бизнеса, осуществляющие до 90% перевозок.
Наиболее крупные компании отрасли:
Обслуживание крупнейшей в России розничной сети – Магнит, более 3000 автомашин.
Международные и внутренние перевозки, 2500 автомашин.
Международные грузоперевозки между странами СНГ, Европы и Таможенного союза.
Перевозка автомобилей и запчастей.
Международные и внутренние перевозки, в том числе для автоконцерна ДаймлерКрайслер АГ.
Магистральные перевозки автотранспортом на маршрутах, соединяющих Урал с Москвой и Санкт-Петербургом.
Структура грузового автомобильного парка России, 2013 год
Возрастная структура грузового автомобильного парка, 2013 год, %
Структура грузового автомобильного парка 2013 год, %, полная масса
Внутренний водный транспорт
Российский рынок грузовых перевозок внутренним водным транспортом
Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте 2013, %
Соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог
Корпоративная структура отрасли
- Флот из 244 грузовых судов;
- 7 речных портов и 5 судозаводов в Ленинградской, Вологодской и Новгородской областях.
- 300 судов суммарным дедвейтом 804 тыс тонн;
- акционер восьми судоремонтных заводов.
- флот из 215 судов суммарным дедвейтом 115 тыс тонн.
- Флот из 186 судов суммарным дедвейтом 394 тыс тонн.
- 510 судов суммарным дедвейтом 752 тыс тонн.
- флот из 473 судов суммарным дедвейтом 558 тыс тонн.
- флот из 200 судов.
- 137 судов суммарным дедвейтом 185,5 тыс тонн.
Ключевые показатели отрасли, 2013
Структура погрузочно-разгрузочной деятельности в речных портах России 2013, млн тонн
Возрастная структура флота 2013, млн тонн
Объем перевозок грузов % относительно уровня 2012 года
Морской транспорт
Российский рынок грузовых перевозок морским транспортом
В % внешнеторговый грузооборот с участием морских портов.
Объем перевалки грузов в морских портах России 2013, млн тонн
Динамика грузооборота морских портов России 2013, млн тонн
Структура перевалки грузов в морских портах России,
2013, млн тонн, по видам грузов
Структура грузооборотов портов России по регионам,
2013, млн тонн
Морские порты России
Динамика грузооборота морских портов России, 2012-2013, млн тонн
Порты Дальневосточного бассейна
Порты Арктического бассейна
Порты Балтийского бассейна
Порты Азово-Черноморского бассейна
Порты Каспийского бассейна
Ключевые компании
- GMT Газпром
- Мурманское морское пароходство
- НОВОШИП – Новороссийское морское пароходство
- Приморское морское пароходство
- Совкомфлот
- Судоходная компания Волжское пароходство
- Группа компаний Global Ports Investments PLC
- Национальная контейнерная компания (НКК)
- Группа НМТП (Новороссийский морской торговый порт)
- Транспортная группа FESCO
- ЗАО «Первый контейнерный терминал»
- ОАО «Петролеспорт»
- ООО «Восточная стивидорная компания»
- ОАО «Владивостокский МТП»
- ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»
- ОАО «Новорослесэкспорт»
- ОАО «Новороссийское УТЭП»
- ООО «Моби Дик»
- ООО «Балтийская стивидорная компания»
- ОАО «Калининградский МТП»
- Арктиктрейд
- Архангельская база тралового флота
- Группа компания Палмали
- Мурманское морское пароходство
- Северное морское пароходство
- Северо-Западное пароходство
- Совкомфлот
Государственные программы и стратегии развития отрасли
- План развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения на перспективу до 2030 года.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
- Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года.
- «Магистральный железнодорожный транспорт».
- «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание».
- «Дорожное хозяйство».
- «Морской и речной транспорт».
- «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства».
ru.investinrussia.com
Транспортная отрасль
Транспортная отрасль в России – это сложный и многофункциональный механизм, состоящий из самих транспортных средств, объектов инфраструктуры, обслуживающих компаний, путей сообщений, дорог, магистралей. Это железнодорожная, автомобильная водная, воздушная и трубопроводная системы. Довольно серьёзной проблемой в транспортной сфере является отсутствие или недостаток электричества для обеспечения полноценной и бесперебойной работы объекта. Часто автономное энергоснабжение необходимо при прокладке дорог или ведении дорожно–строительных работ, а также для резервного энергоснабжения аэропортов, бесперебойной работы спецтехники — кранов, экскаваторов, гусеничных вездеходов и других машин.
Компания VibroPower на протяжении многих лет производит дизель-генераторы и сопутствующее оборудование, которые находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и транспортной сфере. Электростанции VibroPower – это высокоэффективное, качественное и надёжное оборудование, которое обеспечивает резервной электрической энергией транспортные объекты в различных регионах нашей страны. Компания VibroPower совместно с российскими партнерами, предлагает полный спектр услуг, в который входит разработка технического задания, проектирование энергокомплекса, производство дизель-генератора, его пакетирование, транспортировка, монтаж и сервисное обслуживание.
При создании проекта учитываются все необходимые нормы проектирования электростанций. Проектирование электростанций осуществляется с учётом особенностей предприятия и сферы деятельности, где они будут установлены. Компания VibroPower имеет опыт поставки оборудования на стратегически важные объекты, например в аэропорты. Это возможно благодаря высокой степени надежности оборудования, которая обеспечивается за счет высокого качества сборки и использования только оригинальных комплектующих.
В настоящее время автономные системы энергоснабжения, созданные на базе оборудования VibroPower, обеспечивают электроэнергией множество объектов, связанных с транспортной инфраструктурой. Это дизельные генераторные установки, работающие в аэропорту г. Сочи, аэропорту г. Хомутово (Южно-Сахалинск) и других объектах транспортной инфраструктуры России. Качество оборудования VibroPower подтверждено бесперебойной работой оборудования, в том числе и на стратегически важных объектах.
Компании транспортной отрасли, использующие оборудование VibroPower.
vprussia.com
Раздел I. Транспорт и транспортная инфраструктура
101
CoolReferat.com
Экономика отрасли (учебное пособие)
СПб: Издательство Государственной морской академии имени
адм. С.О. Макарова., 2004.
Автор – составитель Г.В. Поплавский.
Настоящее учебное пособие по дисциплине «Экономика отрасли» подготовлено в соответствии с учебной программой по специальности 240100 «Организация перевозок на транспорте (водном)», одобренной УМС УМО по образованию на водном транспорте и предназначено для курсантов и студентов очного и заочного факультетов ВУЗов водного транспорта.
Дисциплина «Экономика отрасли» введена на факультете «Международного транспортного менеджмента» с 2004 г. вместо дисциплины «Экономика транспорта» и по сути является новым курсом, в котором дается характеристика современного состояния морского транспорта, результатов реформирования отрасли и излагаются общие принципы функционирования в условиях рыночной экономики организаций и отдельных предпринимателей, осуществляющих перевозочную, погрузо–разгрузочную, транспортно–эксплуатационную и иную деятельность, осуществляемую на морском транспорте.
Учебное пособие подготовлено на базе основополагающих разделов Гражданского кодекса РФ о видах и деятельности предприятий, монографических комментариев к ним, федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2000–2010гг.) Кодекса торгового мореплавания, ведомственных положений и инструкций Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ, конспектов лекций автора.
С помощью учебного пособия обучающиеся имеют возможность самостоятельно изучить и закрепить лекционный курс, повторить основные положения , понятия и определения материала лекций и составить примерный план ответов по экзаменационным вопросам в соответствии с учебной программой.
Введение
Как известно, экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов (работ, услуг) и распределяет их среди различных групп людей.
В условиях рыночной экономики, рыночной системы хозяйствования ее основным звеном становиться предприятие. Именно предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики, производящим промышленную и транспортную продукцию, работы и услуги, пользующиеся спросом на рынке, создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, расширенное воспроизводство и налоговые отчисления в государственный и местные бюджеты.
Взаимодействие предприятий, а также других ведущих хозяйствующих субъектов – домохозяйств и государства – и составляет предмет экономики.
В этой связи экономику отрасли можно рассматривать как совокупность взаимодействующих хозяйствующих субъектов, функционирующих в отраслевом – технически и технологически однородном пространстве – по оказанию благ и услуг.
Экономика страны, таким образом, представляет собой единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей.
Настоящее учебное пособие состоит из четырех разделов.
В первом разделе характеризуется современное состояние транспорта как одной из ведущих отраслей и роль морского транспорта в транспортной системе страны.
Дается характеристика современного состояния морских бассейнов и перспективы их развития, излагается процесс структурных преобразований отрасли, характеристика материально – производственной базы, роль морского транспорта в международном судоходстве и формируемой системе международных транспортных коридоров.
Во втором разделе излагаются организационно – правовые и экономические основы функционирования предприятия, рассматриваются такие вопросы как создание и порядок образования предприятий, их ресурсное обеспечение, формы и виды предпринимательской деятельности и классификация предприятий.
В третьем разделе дается характеристика и анализ производственного использования материальных и финансовых ресурсов предприятия, рассматриваются основополагающие экономические категории и понятия, такие как основной и оборотный капитал предприятия, физический и моральный износ основных средств, амортизация и воспроизводство основных фондов, стадии кругооборота и эффективность использования оборотных средств.
Четвертый раздел посвящен оценке и распределению результатов хозяйственной деятельности предприятий, где рассматривается сущность и механизм предпринимательской деятельности, роль государства и государственного регулирования экономики, доходы и расходы предприятия, методы расчета и калькуляция себестоимости продукции, механизм формирования и распределения прибыли, анализ показателей эффективности работы предприятия, проблемы банкротства, цен и ценообразования товарной продукции, научно–технический прогресс, управление финансами и внешнеторговой деятельностью.
Транспорт и его роль в обеспечении экономического роста стран.
1.1.1. .Транспорт – важнейшая отрасль экономики
1.1.2. Транспортная система.
1.1.3. Виды транспорта
1.1.1 Транспорт – важнейшая отрасль экономики России, обеспечивающая удовлетворение потребности населения в перевозке грузов и пассажиров а также обеспечении политико–административной целостности и безопасности государства. Велика роль транспорта в повышении эффективности использования факторов производства, в приближении сырья к пунктам его переработки и распределении товаров между регионами.
Удельный вес транспорта в основных фондах экономики страны составляет 11%, в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в численности работающих 7%.
Транспортировка грузов является неотъемлемым звеном производственного цикла предприятий всех отраслей хозяйства. Своевременный вывоз сырья, перевозка промышленной и сельскохозяйственной продукции, сохранность, сроки и стоимость доставки грузов, влияющие на конкурентную способность и рынок сбыта продукции, оказывают существенное влияние на эффективность производства.
1.1.2. Транспортная система страны включает все виды современного транспорта – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Инфраструктура транспорта – транспортная сеть – основа производственно – технической базы транспортной системы страны и включает железные дороги, эксплуатируемые Министерством путей сообщения, а также находящиеся в собственности отраслевых предприятий, учитываемые автомобильные дороги, морские и воздушные пути сообщения, внутренние судоходные пути, морские и речные порты и аэропорты, трубопроводы для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.
Транспортная сеть – наиболее капиталоемкая часть производственно – технической базы транспорта, на долю которой приходится свыше 70 % основных фондов.
Каждый вид транспорта – самостоятельная, сложная и динамичная система, которая, обеспечивая перевозки грузов в своей отрасли, одновременно взаимодействует с другими видами транспорта, решая комплексную транспортную проблему развития перевозок и экономики страны в целом. Уровень развития транспортной системы непосредственно влияет на объемы производства и размещение производительных сил, обеспечивая эффективность экономических связей между регионами страны и другими странами, интеграцию российской экономики и транспорта в европейскую и мировую экономические системы.
1.1.3. Ведущее место в транспортной системе страны принадлежит железнодорожному транспорту. Это объясняется технико–экономическими преимуществами: универсальностью, высокой провозной способностью, относительной независимостью от географических и климатических условий и широко развитой инфраструктурой. Железные дороги обеспечивают почти 40 % грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта.
Морской транспорт занимает 3–е место по объему перевозочной работы, выполняемой всеми видами транспорта (после железнодорожного и трубопроводного). Основная сфера его деятельности – обеспечение внешнеэкономических связей России со странами, не имеющими общей сухопутной границы, транспортное обслуживание районов Крайнего Севера и Дальнего Востока – тех регионов, где другие виды транспорта либо недостаточно развиты, либо отсутствуют.
Автомобильный транспорт используется для перевозки грузов, как на короткие, так и на довольно значительные расстояния. Основные направления его деятельности – перемещение грузов к магистральным путям сообщения (железным дорогам, морским и речным портам) и транспортировка от магистральных сетей, перевозка строительных грузов и сельхозпродукции.
С начала 90–х г.г. начали интенсивно развиваться международные автомобильные перевозки между Россией и странами СНГ, а также странами Центральной и Южной Европы, Скандинавии, Китаем, Турции. Весьма значительна роль автотранспорта в пассажирских перевозках.
На долю внутреннего водного транспорта приходится 4,1 % общего объема перевозок и 1,8 % грузооборота транспортной системы страны. Однако на отдельных направлениях в регионах на его долю приходится от 30 до 70 % объема выполняемых перевозок. Особенно важна роль внутреннего водного транспорта для районов Севера, Сибири и Северо–Востока. В последние годы внутренний водный транспорт активно участвует в выполнении международных перевозок судами смешанного (река–море) плавания.
3–е место по объему выполняемых перевозок, (после автомобильного и железнодорожного транспорта) и 1–е место по грузообороту принадлежит трубопроводному транспорту, в связи со значительными объемами добычи газа, нефти, продуктов их переработки и транспортировки, как внутри страны, так и в страны Восточной и Западной Европы.
Основное назначение воздушного транспорта – пассажирские перевозки, транспортировка ценных и срочных грузов, почтовых отправлений, выполнение специальных заданий в лесном и сельском хозяйстве, фотосъемка, аэроразведка и др. виды работ.
studfiles.net
1.4. Особенности транспортной сферы материального производства
Еще К. Маркс в своей работе «Капитал» отмечал, что кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это — транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары. Поэтому, рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо учитывать характерные его особенности.
К первой особенности транспортной отрасли материального производстваследует отнести то, что транспорт не создает новых вещественных продуктов. В результате производственного процесса — перевозки груза, изменяется место пребывание последнего и одновременно создается новая потребительная стоимость.
Эта особенность транспортной отрасли материального производства привела к тому, что до сих пор ведутся дискуссии по вопросу о том, что считать транспортной продукцией. Отдельные авторы высказывают мнения о том, что поскольку на транспорте нет натуральной формы продукции, не может быть и натуральных измерителей объема этой продукции. Другие говорят, что транспорт производит услуги (т. е. это не отрасль материального производства, а сфера обслуживания). Третьи считают, что перемещение грузов является одновременно и производственным процессом и продукцией транспорта, что транспортная продукция и транспортная работа — понятие идентичные, что продукция транспорта не может накапливаться, т. е. производиться в запас и др.
Произведенный продукт в добывающей, сельскохозяйственной и обрабатывающей отраслях не является «товаром» в экономическом смысле, пока он не доставлен в пункт потребления конечному потребителю. В этом случае транспорт является отраслью, сохраняющей созданную потребительную стоимость произведенных товаров, т. е. участвующий в завершающей стадии технологии производственного процесса всех других отраслей материального производства.
Если рассматривать перевозочный процесс грузов как составную часть общего процесса производства товара, то транспортная отрасль наряду с перевозкой может взять на себя функции по хранению, сортировке, упаковке, распределению продукции и другие — т. е. функции транспортно-экспедиционного обслуживания.
Передача этих функций транспорту должна преследовать цель снижения затрат, связанных с сохранением потребительной стоимости произведенных товаров.
Транспорт как самостоятельная отрасль материального производства подразделяется на виды транспорта: железнодорожный, воздушный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный, которые можно рассматривать как транспортные подотрасли. На отдельных видах транспорта различны соотношения между массой применяемого живого и овеществленного труда, различны структура основных и оборотных фондов, а также технический и организационный уровень производства. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества в определенных условиях организации перевозок, поэтому, в целях снижения издержек, между ними постоянно должная существовать определенная пропорциональность.
По своему экономическому содержаниювсе перевозки грузов автомобильным транспортом можно разделить на три группы: перевозки в сфере личного пользования, перевозки в сфере обращения и технологические перевозки грузов внутри предприятия (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Классификация перевозок грузов по их экономическому содержанию | Перевозки грузов в сфере личного пользованиясвязаны с удовлетворением потребностей населения в перевозке грузов, которые получили название — транспортно-экспедиционное обслуживание населения. Перевозки в сфере обращенияразделяются на перевозки в сфере потребления и в сфере производства. |
Объем перевозимых грузов в сфере потребления ограничен, главным образом, предметами личного потребления и связан с перемещением готовой продукции — товаров от места производства до предприятий торговой сети. Характерной особенностью для этой сферы является максимальная скорость транспортирования, позволяющая сократить время нахождения товаров в процессе перевозки, уменьшить запасы товаров в торговой сети, сократить норматив в днях оборота и норматив оборотных средств.
В сфере производства выполняется основной объем перевозок грузов. В настоящее время все большее число предприятий участвует в производстве какого-либо продукта, что приводит к расширению транспортных связей и вовлекает все большую массу материалов в сферу перемещения. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность.
Условно автомобильное производство включает автосборочные предприятия, ориентированные на minглубину сборки, и поставщиков автомобильных комплектующих нескольких уровней, от первого доi-го.
Поставщики первого уровня ориентированы на обеспечение автосборочных предприятий узлами и агрегатами с наибольшим уровнем сборки.
Поставщики второго уровня специализированы на обеспечение поставщиков первого уровня, а поставщики третьего — на поставщиков второго и т. д.
Специализация и кооперирование производства с одной стороны проявляются в снижение затрат на получение готового продукта, а с другой — в росте затрат со все большим вовлечением транспорта в производственный процесс. Готовая продукция одного предприятия является сырьем или полуфабрикатом для других предприятий.
Если для грузов сферы потребления характерной особенностью является обеспечение максимальной скорости транспортирования, то для сферы производства — перевозка груза в установленный срок, обеспечивающий нормальную производственную деятельность предприятия — получателя груза.
Чтобы понять характер взаимодействия между сферами материального производства и транспортом, перевозки в сфере производства разделены на перевозки в добывающей отрасли, строительстве, промышленности и сельском хозяйстве. Характерной особенностью перевозок в добывающей отрасли является то, что запас сырья относительно бесконечен и отсутствуют затраты, связанные с его хранением. В строительстве отсутствуют перевозки готовой продукции (зданий и сооружений) и затраты, связанные с хранением готовой продукции. Таким образом, в добывающей отрасли и строительстве грузопотоки имеют одностороннее направление. В промышленности и сельском хозяйстве одновременно осуществляются перевозки сырья и готовой продукции, причем величина грузопотоков — является переменной.
Технологические перевозки(промышленный транспорт) — предназначены для обслуживания внутри производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Они подразделяются на перевозки из склада в цех, из цеха в цех, внутри цеха и из цеха в склад.
До экономической реформы в стране, без учета работы промышленного транспорта, основной объем перевозок грузов — 96 % выполнялся в сфере производства.
Вторая особенность транспортной сферы материального производствасостоит в том, что основной экономический эффект от работы транспорта происходит не внутри отрасли, а за ее пределами (в организациях для которых выполняются перевозки).
Эффективность функционирования транспорта — это айсберг, надводная часть которого сейчас показывает насколько рационально в существующих условиях работает сама транспортная отрасль, а подводная часть — какой экономический эффект получают (имеют) отрасли материального производства, в которых транспорт работает.
Одна из задач транспорта — минимизировать затраты связанные с сохранением потребительной стоимости созданных товаров. Здесь не только снижение себестоимости перевозок, но главным образом снижение затрат связанных с несвоевременными перевозками и «замораживанием» оборотных средств, как на хранение сырья, так и готовой продукции.
Что включать в себестоимость? К. Маркс отмечал, что относительная величина стоимости, которую издержки транспорта при прочих равных условиях присоединяют к цене товара, прямо пропорциональна объему и весу товара; перевозка требует принятия мер предосторожности, а поэтому вызывает большую или меньшую затрату труда и средств труда в зависимости от относительной емкости продукта, его подверженности порче.
Таким образом, увеличение стоимости товара в процессе перевозки происходит за счет себестоимости перевозок, т. е. за счет издержек, связанных с затратой живого труда транспортных работников и эксплуатационных материалов, и стоимости средств производства, которые, в свою очередь, зависят прямо пропорционально от объема и расстояния перевозки и, в какой-то степени, от стоимости перевозимого товара.
Продукт труда на транспорте только тогда становится товаром, когда он закончил передвижение от места производства до места потребления. Если груз не доставлен на место потребления, то подвижной состав и труд, необходимые для перемещения, использованы неэффективно. В результате такого перевозочного процесса либо никакой полезной транспортной продукции не создано, либо создан «полуфабрикат», если груз доставлен в промежуточный пункт. Когда ранее прерванный перевозочный процесс возобновляется, то такое перемещение бывает связано с дополнительной транспортной работой и дополнительными затратами труда рабочих и подвижного состава как на транспортирование, так и на погрузочно-разгрузочные работы. Следовательно, равный объем транспортной продукции может создаваться при различных затратах и различных объемах выполненной транспортной работы. Транспортные издержки на перемещение грузов можно представить как совокупность чистых издержек обращения и издержек, связанных с производством. Последние прибавляют к перевозимым товарам дополнительную стоимость в том размере, в каком процесс производства продолжается в сфере перемещения грузов, т. е. пока перевозки товара являются неизбежными, транспортные издержки являются издержками, связанными с производством. При выполнении нерациональных перевозок транспортные затраты становятся чистыми издержками обращения, которые не прибавляют к перевозимым грузам добавочной стоимости, а, наоборот, снижают общественные доходы. Поэтому объем перевозок грузов, а следовательно, и транспортные затраты, выполняемые всеми видами транспорта, должны соответствовать производимой товарной продукции. Перевыполнение этого объема перевозок необходимо рассматривать не как положительное явление, а как отрицательное, ведущее к непроизводительному расходованию общественного богатства.
Другим выводом из этого следует то, что в стоимость товара должны включаться не все транспортные затраты, а только издержки, связанные с производством.
К третьей особенностиотносится то, что транспорт не является независимой отраслью. Эта отрасль зависит от функционирования других отраслей материального производства, являясь открытой системой погруженной в экономику страны и связанной с ней сетью обратных связей.
В последние годы в печати, пытаясь привлечь внимание управляющих структур к проблеме развития транспорта, появилось мнение, что в период экономических преобразований в экономике России действует закон опережения темпов развития транспорта. Так, в «Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации» одобренной правительством Российской Федерации в сентябре 1997 г. отмечается, что «для реализации эффекта от смягчения связанных с транспортом ограничений на производстве, в сфере обращения и в социальной сфере, требующих главным образом, снижения стоимости перевозок, улучшения их качества, сокращения сроков доставки пассажиров и грузов, необходимо опережающее развитие транспорта по сравнению с развитием экономикив целом». Суть этого Закона формируется следующим образом. В условиях любого производства, любой социально-экономической формации на каждой стадии развития человеческого сообщества транспортныесистемы должны развиваться более ускоренными темпами посравнениюс другими хозяйственными объектами, соразмерно как с ресурсамии возможностями государства, так и с его перспективными потребностямив целях достижения сбалансированного прогресса экономики страны.
Мотивируется это особенностями транспортной отрасли а также тем, что от состояния дел на транспорте во многом зависят успехи во всех отраслях экономики. При дефиците подвижного состава даже в условиях рынка потребитель лишен возможности выбирать наиболее дешевые и эффективные для себя виды транспорта, что приводит к росту издержек у товаропроизводителей, сбоям и аритмии в экономическом и социальном организме страны. По мнению авторов этого направления, избыток провозных возможностей транспорта ускоряет, подталкивает другие отрасли, приобретает черты хозяйственного форсажного агрегата.
На самом деле, избыток провозных возможностей увеличивает затраты на перевозки и себестоимость промышленной и сельскохозяйственной продукции (о чем свидетельствует работа автотранспорта России в перестроечный период).
Поэтому транспортная отрасль требует сознательного поддержания определенных пропорций между провозными возможностями и общественными потребностями в перевозках.
studfiles.net
Транспортная отрасль на перекрестке тенденций | Директор информационной службы
Более пяти лет назад начата реализация федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», результатом которой должно стать увеличение протяженности электрифицированных железнодорожных линий до 44,5 тыс. км; плотности сети автомобильных дорог общего пользования с 3,9 км до 4,2 км на тысячу человек населения и протяженности автомобильных дорог федерального значения на 1% — до 18,6 тыс. км.
В рамках этой ФЦП должна будет увеличиться суммарная пропускная способность отечественных морских портов на 370 млн. тонн в год, тоннаж флота, контролируемого РФ, — до 16,8 млн. тонн, доля морских портов в переработке российских внешнеторговых и транзитных грузов — до 90%. Планируется также обеспечить безопасность и надежность работы судоходных гидротехнических сооружений на реках и каналах, чтобы снизить риск техногенных катастроф в прилегающих к рекам густонаселенных районах, уменьшить масштабы и последствия затопления паводковыми водами и повысить эффективность судоходства (прежде всего при осуществлении внешнеторговых и транзитных перевозок).
В гражданской авиации планируется обеспечить среднегодовой прирост авиатранспортных работ на уровне 7—8%.
Программа реализуется по следующим направлениям: разделение государственного регулирования отрасли и выполнение хозяйственных функций частными предпринимателями; развитие рынка транспортных услуг благодаря повышению уровня конкуренции независимых негосударственных транспортных организаций; развитие транспортной инфраструктуры, формирование опорной транспортной сети на основе приоритетных инфраструктурных проектов.
Авторы ФЦП рассчитывают на усиление позиций России на мировом рынке транспортных услуг за счет использования транзитного потенциала страны, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и проведения структурных преобразований на отдельных видах транспорта.
Хотя специалисты ведомств считают, что транспортная отрасль сегодня находится в той стадии, когда она может не просто модернизироваться, но и развиваться, эксперты полагают, что при нынешнем уровне финансирования в 1,5% от ВВП достичь запланированных результатов будет достаточно сложно, так как на одно только финансирование автомобильных дорог требуется около 2,5% ВВП. Примечательно, что средства на устранение одной из основных российских бед в 2007 году были существенно сокращены, несмотря на то, что, по информации Росстата, около 32% пассажиро-километров (80% пассажиров) и 9% тонно-километров приходится именно на автомобильные трассы страны. Недофинансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» планируется покрыть за счет государственно-частных партнерств.
Такого рода партнерства возможны на морском и внутреннем водном транспорте, а также в гражданской авиации, но главной сферой станут строительство и эксплуатация платных автомобильных дорог. В мае 2007 года был принят федеральный закон «О платных автомобильных дорогах», раздел о государственно-частных партнерствах был включен в подпрограмму «Автомобильные дороги», но четкого механизма такого взаимодействия пока нет, отсутствует и нормативно-правовая база.
Информационная среда для транспорта
В программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» ИТ-инвестиции предусмотрены уже в ходе реализации первого этапа: выделена отдельная подпрограмма «Информатизация», основное финансирование которой планировалось начать в 2006 году.
Подпрограмма предусматривает сближение информационных стандартов предприятий различных видов транспорта и формирование единого интегрированного информационного пространства. Цель этих мер — улучшить информационное взаимодействие всех участников транспортного рынка и в результате повысить эффективность работы транспортного сектора. На пассажирском транспорте создание единого государственного информационного ресурса должно способствовать внедрению современных технологий дистанционного резервирования и оплаты билетов, что значительно повысит доступность и качество транспортных услуг для населения; на грузовом — повышению скорости обработки и транспортировки грузов, а также сокращению складских запасов.
Для преодоления географической разрозненности предполагается обеспечить доступность услуг спутниковой связи и навигации для всех участников транспортного процесса.
Еще одно направление — усовершенствовать информационные технологии и стандарты, применяемые на российском транспорте, с учетом международной интеграции. Цель — максимально реализовать транзитный потенциал России и повысить конкурентоспособность российских транспортников.
Планируется, что единая информационная среда будет включать объединенную сеть связи, единые протоколы и стандарты взаимодействия участников, портал услуг и консультаций, единую нормативно-справочную библиотеку документов, единую модель информационного сопровождения транспортно-логистического процесса и единую систему обеспечения информационной безопасности. К сожалению, отсутствие стандартов взаимодействия и хронический дефицит инвестиций тормозит развитие данного проекта.
Если государство не будет активно участвовать в развитии отрасли, то, по-видимому, достичь намеченных темпов не удастся. Это будет означать фактическую консервацию транспортной инфраструктуры, серьезное падение объема инвестиций в инфраструктурные проекты. В этих условиях информатизация отрасли будет определяться насущными проблемами наиболее рентабельных предприятий, стремящихся за счет внедрения ИТ повысить свои шансы на выживание.
Движущие факторы использования ИТ
Транспортную отрасль образуют в основном крупные предприятия, часто территориально распределенные. Также в
отрасли наблюдается стремление к глобализации производства и продаж. По мнению представителей транспортных компаний, отрасль интенсивно развивается, ситуация будет улучшаться, но рынок пока не насыщен и непрерывно растет, при этом его развитие стимулирует в основном конкуренция, идущая как между компаниями одного вида транспорта, так и между разными видами транспорта. Эта картина наблюдается и в пассажирских, и в грузовых перевозках во всех видах транспорта за исключением авиаперевозок, где рынок практически стабилизировался и, по мнению Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора, директора департамента ИТ компании «Аэрофлот — Российские авиалинии», близок к насыщению. Примечательно, что именно авиакомпании сегодня в наибольшей степени испытывают давление со стороны зарубежных конкурентов.
С помощью информационных технологий транспортные компании и транспортные подразделения предприятий стремятся решить в первую очередь производственные задачи, такие, как планирование загрузки, сокращение времени простоев, планирование и учет ремонтов, управление снабжением запасными частями, с учетом себестоимости и рентабельности каждой единицы подвижного состава. Поэтому в ближайшее время в отрасли ожидается рост инвестиций в ИТ.
Наиболее востребованными были и в ближайшее время останутся проекты по обновлению ИТ-инфраструктуры, созданию центров обработки данных, внедрению новых производственных, логистических систем, систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, включая оперативный и управленческий учет, управление отношениями с клиентами и поставщиками. Представители отрасли отмечают, что партнеры и клиенты транспортных организаций порой существенно удалены, в результате чего возникают длинные цепочки поставок и сбыта.
Интеграция системы управления транспортным предприятием с системой спутниковой навигации (в первую очередь GPS) позволяет отслеживать маршрут движения транспорта, фактический пробег, скоростной режим, расход топлива и прочие показатели. Например, в компании РЖД, по сообщению Сергея Фирстова, главного инженера Екатеринбургского ИВЦ СП ГВЦ филиала ОАО РЖД, информация автоматически снимается с датчиков и передается с использованием широкополосного радиодоступа. Улучшение качества каналов связи, увеличение их пропускной способности, а также доступность спецсвязи, по мнению Владимира Калмыкова, заместителя ИТ-руководителя по стратегии ИТ ОАО «Дальневосточное морское пароходство», может обеспечить конкурентные преимущества.
Наибольшие конкурентные преимущества, с точки зрения специалистов транспортных компаний, дают корпоративные информационные системы, интеграция приложений, Web-технологии, контакт-центры, а также электронная коммерция.
Еще один немаловажный аспект —обеспечение безопасности перевозок. Все транспортные средства, согласно российскому и международному праву, являются средствами повышенной опасности. Повышенную опасность представляют также и объекты транспортной инфраструктуры — например, находящиеся под высоким напряжением электросети рельсового транспорта; высокочастотные излучающие устройства на аэродромах; грузоподъемные машины и механизмы, склады горюче-смазочных материалов.
Чтобы обеспечить безопасность при назначении конкретного транспортного средства на маршрут, требуется проконтролировать его соответствие требованиям маршрута и характеру перевозимых грузов, а также его техническое состояние. Специфические медицинские требования предъявляются к персоналу, непосредственно управляющему транспортными средствами: водителям, машинистам, летчикам, экипажам морских и речных судов. Особые требования предъявляются к перевозкам грузов, классифицируемым как опасные. Для обеспечения безопасности используются не только организационные меры, но и информационные технологии.
К наиболее развитым можно отнести информационные и телекоммуникационные комплексы «Российских железных
дорог». Ведется формирование корпоративной информационной системы «Росавтодора». Все чаще свою деятельность автоматизируют предприятия не только с частной, но и с государственной формой собственности, например, государственные унитарные предприятия Московский и Петербургский метрополитены и основной оператор наземного пассажирского транспорта Москвы ГУП «Мосгортранс».
Многих опережают в развитии предприятия воздушного транспорта, например, авиакомпании «Аэрофлот», «Волга — Днепр», аэропорты «Внуково» и международный аэропорт «Шереметьево». Их интерес к ИТ объясняется гораздо более высокими, чем на любом другом виде транспорта, требованиями к безопасности и сложностью технической организации движения в авиации. Водный транспорт существенно отстает, что неудивительно, поскольку их ИТ-бюджеты в несколько раз меньше авиационных.
В российском транспортном хозяйстве сегодня применяется множество отраслевых информационных систем, работающих независимо друг от друга. Компании используют решения хорошо известных на ИТ-рынке поставщиков: Microsoft, IBM, SAP, HP, Sun Microsystems, EMC, Oracle, Cisco Systems, «1С», специализированные системы Sabre, Amadeus, SITA и другие.
Поделитесь материалом с коллегами и друзьями
www.osp.ru