Типы универсальной культуры: Уроки 1, 2. Технологии как часть общечеловеческой культуры — Информио

Содержание

(PDF) Сложность культуры и сложность в культуре

объективного усложнения природы. В работах И. Г. Гердера человек и культура пред%

ставляют собой естественное продолжение органической природы (Гердер, 2013: 23).

Выстраивание культурного многообразия в одну эволюционную линию с природой

соответствует и подходу Г. В. Ф. Гегеля. Органицизм в толковании социокультурной

действительности подчеркивает такие черты, присущие любому организму, как сла%

женность его частей, целостность, упорядоченность, иначе говоря, сложность. Как

отмечает А. А. Малиновский, «общество по своей сложности и типу организации при%

ближается к наиболее высокоразвитым организмам, без их, однако, заранее заданной

ограниченности развития» (Малиновский, 2000: 79). Усложнение рассматривается как

естественный процесс, аналог биологического развития, в котором рождение, дости%

жение зрелости неизбежно заканчиваются смертью.

Представления о логике усложнения общечеловеческой культуры вырастают из

эволюционных представлений, сформировавшихся в естествознании. Сложность

культуры в рамках последовательного социального эволюционизма (Г. Спенсер,

Л. Уайт и др.) предполагает конечную форму культурной сложности, которая нераз%

рывно связана с западноевропейской цивилизацией. В общем%то, при такой постанов%

ке вопрос о концептуальном оформлении культурной сложности смещается в не%

сколько иную плоскость. Сложность отдельно взятой культуры является отражением

сложности одной%единственной культуры (зачастую европейской) на определенном

этапе ее развития. Сложность западноевропейской цивилизации выступает в качест%

ве эталона для всей палитры культурного многообразия.

Типологический подход к культуре позволяет сложность культуры рассмотреть

через идею множественности. Сложность культуры в таком случае может быть опи%

сана как проявление ее уникальности. Типологические концепции культур исходят из

идеи многообразия культур, каждая из которых обладает целостной организацией

(как внутренней, так и внешней), имеющей инвариантные проявления, которые тем не

менее могут раскрываться уникальным образом.

В работах О. Шпенглера усложнение культур видится как процесс синхронный,

объективный и закономерный, подчиненный логике развития живого, исторического

организма (проходящего этапы детства, юности, зрелости, увядания) или безличным

природным циклам (весна, лето, осень, зима). Данные этапы можно интерпретировать

и как усложнение субъекта, становление сознания (мифологического, религиозного,

метафизического, научного), в котором последовательно находит свое выражение

культурная форма. На этапе умирания культура превращается в цивилизацию — за%

вершающую форму бытия культуры. В этом случае можно сказать, что естественную

сложность организма, обладающего душой, О. Шпенглер противопоставляет искус%

ственной сложности механизма, мертвой рациональности. Культура является выра%

жением природной, естественной сложности, в то время как цивилизация — выраже%

нием сложности искусственной.

Органистические метафоры культуры находят свое развитие в концепции «естест%

венной системы истории», в натуралистическом подходе Н. Я. Данилевского (Дани%

левский, 2008: 88–113). Изучение типологии живых организмов позволило ему прий%

ти к мысли о том, что известное разнообразие органических форм не имеет универ%

сального основания и предполагает своеобразие, уникальность, самобытность путей

их становления и развития. Совершенство не зависит от типа организации и степени

развития живого. Культуры, как и организмы, несоизмеримы, что позволило Н. Я. Да%

нилевскому создать концепцию культурно%исторических типов развития при разно%

144 ЗНАНИЕ

. ПОНИМАНИЕ.

УМЕНИЕ 2019 — №4

Происхождение культуры и многообразие культур — Что нас разделяет?

· Происхождение культуры и многообразие культур. Формы культуры.

· Государство, нация, национализм.

· Религиозные сообщества.

· Языковые сообщества.

· Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада.

Глобализация соединяет всех людей в единое «человечество», но не устраняет различий как между людьми, так и между разными типами человеческих сообществ. Было бы наивно считать, что с развитием технологий и распространением новых средств коммуникации различия между людьми будут исчезать. Исчезновение различий привело бы к исчезновению самого общества как сложной системы организации и взаимодействия человеческих целей, ценностей и интересов. Древнегреческий философ Аристотель мудро замечал, что «между одинаковыми людьми государство не возникает». Это значит, что если все люди одинаковы, то исчезает особенная, специфически государственная задача, которая состоит в том, чтобы взаимно приспосабливать, иногда ограничивать, иногда регулировать расходящиеся цели и стремления человеческих индивидов, чтобы вся система в целом действовала ко всеобщему благу.

То же относится к мировому сообществу. Каждое государство и каждая культурная общность вносят свой особенный вклад в мировое развитие. В результате мировое сообщество развивается, реализуя все богатство культурного и человеческого потенциала. Это — позитивная функция разделения культур и обществ на разные типы. Унификация и ликвидация этих различий означала бы обеднение человеческого существования, сведение многокрасочной картины мира к одному серому цвету, сужение возможностей самореализации для человеческих индивидов и в конечном счете торможение и остановку общественного развития.

1. Происхождение культуры и многообразие культур

Источником многообразия является разделение культур. Разделение культур — факт древний, как само человечество, и происходящий из особенностей человеческой природы. В отличие от животных, человек — существо, наименее приспособленное к окружающей среде. Детеныши животных обладают безошибочными инстинктами, которые позволяют им существовать в гармонии со средой. Птицы вьют гнезда, не будучи этому специально обучаемы, утки спускаются к воде и плывут, собаки, если заболеют, безошибочно находят полезную для них траву. Человеческий детеныш беспомощен и нежизнеспособен сам по себе и, для того чтобы выжить, должен усвоить множество навыков и овладеть множеством умений, которыми не обладает изначально.

Эти навыки и умения внедряются в него родителями и окружающими людьми. Этот процесс, как мы уже знаем, называется социализацией.

В каждом обществе социализация происходит по-разному, т. е. ребенку прививаются различные навыки и умения. Первоначально, на ранних этапах развития человечества, вырабатывались навыки, умения, формы приспособления к окружающей среде, отвечающие специфике этой среды. Для того чтобы выжить в условиях, скажем, Крайнего Севера, тропиков, степей или гор, требовались совершенно разные формы приспособления к среде. Успешные формы приспособления закреплялись и передавались от поколения к поколению путем социализации. Постепенно первоначальный смысл каких-то специфических длятой или иной человеческой группы форм приспособления к окружающей среде утрачивался, и эти формы приобретали статус, как бы независимый от потребности выживания, и продолжали существовать в форме традиций. Традиции — это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.

Совокупность традиций, свойственных тому или иному человеческому сообществу, и представляет собой культуру.

Можно сказать, что культура — это продукт приспособления человека к природной среде. Приспосабливаясь к природным обстоятельствам разных регионов, человеческие сообщества вырабатывали разные, отвечающие условиям этих регионов формы культуры. Так возникало многообразие культур, так начинали формироваться культурные различия в рамках единого человечества.

Наличие культуры — важнейшая черта, отличающая человеческие сообщества от сообществ животных. Недаром говорят, что культура — это вторая природа человека. Если животное связано с природой «напрямую», непосредственно, то человек связан с природой через посредство культуры. Это делает человека свободным и открывает для него безграничные возможности овладения миром. Вспомним, что, когда мы приходим в зоопарк и читаем таблички на клетках, там всегда указывается ареал обитания того или иного вида животных: лесостепная зона, африканские джунгли, южноамериканская саванна и т.

д. Нет таких животных, которые обитали бы повсюду на земном шаре. Это объясняется специфичностью инстинктивных «программ», обеспечивающих изначальное единство определенного вида животных и среды его обитания. Человек же способен приспосабливаться к любой среде и обитает повсюду на Земле. Этим он обязан культуре, которая и является его подлинной средой обитания.

Существует универсальная культура человечества и специфические культуры разных регионов мира и разных человеческих сообществ.

Под универсальной культурой человечества можно понимать либо всю совокупность разнообразных и иногда мало совместимых друг с другом особенных культур (скажем, культура австралийских аборигенов и современная европейская культура или культура североамериканских индейцев и традиционная индийская культура), либо то общее, что имеется во всех без исключения культурах человечества.

Общность человеческой культуры в ходе исторического развития постоянно возрастает. Первоначально эта общность была, если можно так выразиться, малосодержательной.

Скажем, все люди строили жилища и пользовались одеждой. Это действительно малосодержательная констатация, потому что за словом «жилища» скрываются и землянки, и эскимосские чумы, и индейские вигвамы, и хижины из тростника, и русские избы, а за словом «одежда» — все от набедренной повязки австралийских или африканских племен до одежд из меха или тюленьих шкур. Постепенно под влиянием прежде всего развития техники производства и коммуникационной техники происходила все большая унификация во всех областях культуры — складывался единообразный тип жилища (деревянные или каменные дома) и более или менее единообразный тип одежды. Такая же унификация происходила и в других областях культуры. Естественным развитием этого процесса стала глобализация. Глобализация в этом смысле представляет собой становление единой культуры человечества.

Модели корпоративной культуры: критерии и параметры

Автор: Людмила Влaдимиpoвна Mинaeва, доктор филологических наук, профeccор, заведующая кафедрой инocтранных языкoв факультета государственного управления MГУ им. М.В. Лoмoносова.

 

В каждой организации существует доминирующая корпоративная культура и набор субкультур, в соответствии с которым отдельные группы определяют свое поведение. В настоящее время нет универсальной классификации корпоративных культур, типичных для государственных, коммерческих и общественных организаций. В каждой конкретной классификации принят определенный набор критериев или параметров, в соответствии с которым описывается тип корпоративной культуры.

 

Так, например, ссылаясь на исследования французских ученых Р. Харриса и Ф. Моргана, Ф. И. Шарков и Я. М. Прохоров выделяют восемь типов структур организаций в зависимости от особенностей формирования корпоративной культуры и степени мотивации персонала.

Культуру «оранжереи»,

которая характерна для государственных организаций (корпораций) и направлена на сохранение достигнутого. В такой структуре действия персонала слабо мотивированы.

Культуру «собирателей колосков», которая, в основном, формируется на мелких и средних предприятиях, где стратегия во многом формируется оперативно. Здесь не очень высокая мотивация действий персонала и высокая степень уважения руководителя.

Культуру «огорода», строящуюся пирамидально в соответствии с принципами тейлоризма. Такие организации стремятся сохранить доминирующие позиции в соответствии со своими принципами на традиционном рынке, используя апробированные модели с минимальными изменениями. Мотивация работников низка.

Культуру «французского сада», формируемую по американскому образцу. Это в основном бюрократизированная структура, для которой характерно отношение к людям как к «винтикам», необходимым для работы системы.

Культуру «крупных плантаций», характерную для крупных предприятий (корпораций), отличительной особенностью которых является постоянное приспособление персонала к изменениям окружающей действительности, поощрение «гибкости» персонала. Здесь, как правило, высокая мотивированность персонала.

Культуру «лианы», в которой используется минимальное количество персонала, но активно внедряются современные достижения науки и техники.

Сотрудники, у которых сформировано высокое чувство ответственности, ориентированы на требования рынка. Очень высокая мотивированность поступков персонала.

Модель «косяк рыбок», в которой предприятия с высокой маневренностью и гибкостью постоянно меняют свою структуру и поведение в зависимости от изменений рынка. Здесь собирается физически выносливый и интеллектуальный персонал.

Культуру «кочующей орхидеи», характерную для рекламных агентств, консультационных фирм и т.п. Исчерпав возможности одного рынка, они переходят к другому, предлагая единственный в своем роде товар. Неформальная, постоянно меняющаяся структура, в ней мало работников, низкая мотивация деятельности работников.

 

В теории американского социолога Чарльза Хэнди на основе применения принципов процесса распределения власти в организации, ценностных ориентаций личности, отношений между личностью и организацией, а также с учетом структуры организации на различных этапах эволюции выделяются четыре типа корпоративной культуры, характерных для коммерческих структур.

Культура власти, основные ценности которой — власть, контроль и признание. Все сферы деятельности компании находятся в зоне влияния сильного руководителя, который может ясно выразить свои ожидания. Он заботится о своих людях, награждая и защищая лояльных подчиненных, ставит цели и вдохновляет сотрудников на достижения. Подвижность, быстрая реакция на перемены позволяют быстро реагировать на рыночные изменения и опережать конкурентов. У властного руководителя достаточно авторитета, чтобы в тяжелой ситуации успокоить людей, создать у них ощущение уверенности. Основными целями является увеличение общего объема капитала и продаж.

Властная корпоративная культура ограничена рамками личностных особенностей руководителя, его ценностями, образованием, гибкостью. Как правило, в культуре такого типа сотрудники боятся принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность, поскольку власть сосредоточена в руках одного человека и нет необходимости вмешиваться в процесс принятия решения. Сотрудники боятся сообщать руководителю о плохих результатах, не спорят и не задают лишних вопросов. При таком управлении недостаточное внимание уделяется достижениям или взаимной поддержке. Информация, необходимая рядовым сотрудникам для успешного ведения дел, передается только друзьям и союзникам, что серьезно препятствует возможности компании развиваться быстро и эффективно.

Разновидностью властной культуры является семейная культура. В компаниях такого типа четко прослеживается ориентация на утверждение власти одного человека — руководителя. Как правило, такой тип корпоративной культуры наблюдается в коммерции, финансовой сфере, малом бизнесе. Отличается жесткой иерархией.

Культура роли (бюрократическая), ценностями которой являются безопасность, практичность, полезность, рациональность. Основные цели — долгосрочные разработки, стабильная прибыль. Эта культура рациональна, основана на четких правилах и распределении ролей. Такой тип организаций действует на основе системы правил, процедур и стандартов, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Рабочий процесс в ней хорошо спланирован, что обеспечивает равномерность деятельности. Основным источником власти является положение сотрудника, занимаемое им в иерархической структуре.

Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде. Но если бизнес организации находится в нестабильной среде, то она плохо справляется со своими задачами, так как очень инертна, консервативна и не может быстро реагировать на изменения рыночной ситуации.

Культура задачи (результативная), основные ценности которой практичность, полезность, накопление богатства. Главные цели — рост, прибыльность. Главная задача — реализация проектов. Эффективность деятельности организации с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и командным духом. Большими властными полномочиями в подобных организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и владеет максимальным количеством информации.

В результативной корпоративной культуре главная задача заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между жесткой субординацией и предоставлением самостоятельности нижестоящим менеджерам. Это позволяет исключить возможные негативные тенденции: борьбу за сферы влияния, конфликты полномочий.

Культура личности (инновационная), основными ценностями которой являются инновационность, стремление к позитивным изменениям. Цели — разработки, внедрение, сверхприбыли. Такая культура приемлема для решения задач, результаты которых трудно прогнозировать. Персонал представляет собой группу, состоящую из специалистов разного профиля и квалификации, могущих работать совершенно самостоятельно, нацеленных на креативное решение инновационной задачи. Отношения между сотрудниками при этом неформальны.

Такая культура эффективна на динамично развивающихся рынках, требующих высококвалифицированных специалистов, например в IT-секторе и сфере услуг. В таком типе культуры контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия.

 

Ориентируясь на критерии «степень риска, свойственная организации» и «скорость обратной связи или оценки принятых решений», Т. Дил и А. Кеннеди выделяют четыре типа корпоративных культур.

Культуру «жестких парней» (tough guy culture), которая характерна для компаний, действующих на быстро изменяющихся рынках, что требует от работников оперативных и нередко довольно рискованных решений.

Культуру «ставь на свою компанию» (bet-your-company culture), для которой типична высокая степень риска при принятии решений, но результаты отложены во времени. В данной культуре ценятся техническая компетентность, поэтому эксперты-профессионалы занимают в ней заметное место.

Культуру «действия и удовольствия» (work hard, play hard culture), строящуюся на активном участии сотрудников в производственном процессе, который не требует большого риска. Ее можно наблюдать в торговых компаниях, занимающихся реализацией крупных партий товаров массового потребления. Она основывается на слаженной работе сотрудников, которые, работая самостоятельно или в команде, добиваются высоких результатов.

«Процессную» культуру (process culture), которая типична для государственных организаций и больших производств с разветвленной структурой. На первый план в данной культуре выдвигается сам производственный процесс, который требует от сотрудников скрупулезной каждодневной работы. К корпоративным ценностям здесь относятся разного рода публичные поощрения.

***

Обычно в подобных классификациях игнорируется корпоративная культура общественных организаций. Однако и эти организации имеют свою специфику, которая находит отражение в корпоративной культуре социального типа. Главными ценностями в социальной культуре являются добрые человеческие отношения, отсутствие конфликтов, гармония и согласие. Сотрудники этих организаций — люди с высокой степенью социальной ответственности и стремлением к положительному решению этических и моральных проблем. Их главная цель состоит в том, чтобы помогать обществу и государству решать острые социальные проблемы.

 

Большую роль в понимания специфики корпоративной культуры играет знание типов культурной компетентности, т. е. способности адекватно воспринимать чужую культуру с ее незнакомыми традициями. Исследование Кристофера Эрли и Элейн Мосаковски позволило выявить шесть основных типов культурной компетентности. При этом следует помнить, что в одном человеке могут сочетаться несколько типов культурной компетентности.

Провинциал успешно работает в привычной среде, но как только он оказывается за ее пределами, у него начинаются трудности.

Аналитик пытается проанализировать правила и обычаи незнакомой культуры, используя разнообразные сложные стратегии обучения. Большинство аналитиков осознают, что находятся на чужой территории и следует выяснить, какие принципы лежат в основе управления происходящими событиями и что здесь можно сделать.

Интуитивный опирается на первое впечатление, которое его редко обманывает. Однако в сложной ситуации интуитивный может растеряться, ведь ему самому никогда не приходилось создавать обучающие стратегии и искать выход из тупикового положения.

Посол может многого не знать о культурной среде, в которой оказывается, но убедительно демонстрирует, что тут он свой. Это самый распространенный тип среди менеджеров многонациональных компаний. Уверенность — очень мощный элемент культурной компетентности, ее можно укрепить, следуя примеру тех, кто успешно действует в таких же условиях. Для посла очень важно осознавать границы своих возможностей и уметь избегать ситуаций, в которых он рискует недооценить культурные различия.

Подражатель хорошо контролирует свое поведение, но не всегда замечает тонкие детали, существенные для понимания ситуации. В его обществе все чувствуют себя комфортно, его умение подстроиться к окружающим облегчает общение и создает атмосферу доверия. Однако его имитация — это не передразнивание.

Хамелеоны — очень редкий тип менеджеров, у которых все показатели культурной компетентности находятся на очень высоком уровне, так что иногда их даже принимают за местных жителей. Благодаря умению вжиться в ситуацию и возможности видеть ее со стороны, хамелеоны могут добиться результатов, недосягаемых для носителей данной культуры.

 

Независимо от типа организационной культуры любая культура имеет свою структуру. Так, Эдгар Шейн разделяет корпоративную культуру на три уровня: артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления.

Артефакты — первый уровень и характерен тем, что его достаточно просто наблюдать, но дешифровка крайне затруднительна. К артефактам он относит зримые продукты организации: архитектура ее зданий, офисов, продукты деятельности, язык организации, одежда сотрудников, манера общения, мифы, истории, внешние ритуалы.

Следующий уровень — ценности и убеждения. Под этим подразумеваются провозглашаемые стратегии, цели, философия компании. Все это служит моделью поведения в сложных ситуациях, возникающих в компании.

Наконец, третий уровень — базовые представления, которые, согласно концепции Шейна, настолько очевидны для сотрудников компании, что другие варианты поведения кажутся невероятными.

 

Только практические современные знания и навыки.

Учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой.

На базе Рязанской областной универсальной научной библиотеки специалисты обсудили роль центральных региональных библиотек в реализации национального проекта «Культура»

12 марта на базе Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького состоялся в очно-дистанционном формате Межрегиональный круглый стол «Роль центральных библиотек регионов России в реализации национального проекта «Культура»», организованный центральной библиотекой региона и Центральной городской библиотекой имени С. А. Есенина в Рязани при поддержке Правительства Рязанской области, Министерства культуры и туризма Рязанской области, Российской библиотечной ассоциации, Российской государственной библиотеки, Рязанского библиотечного общества.

От имени регионального Правительства участников Круглого стола приветствовал Виталий Юрьевич Попов, министр культуры и туризма Рязанской области. Он представил работу Рязанского региона по реализации национального проекта «Культура». Виталий Юрьевич отметил: «Открытие модельных библиотек — праздник для жителей региона! В Рязани, Рыбном, Касимове, селе Ижевском Спасского района, везде это становилось большим событием. Преобразование библиотек — ответ тем, кто не верил, что этот процесс возможен сегодня. Наша важнейшая задача сегодня — привлечение молодой аудитории. Мы создали Интерактивную карту учреждений культуры Рязанской области и с огромной радостью следим за тем, как на ней появляются новые современные объекты».

Участников Круглого стола приветствовала Наталья Николаевна Гришина, директор директор Рязанской областной библиотеки. В своей речи она подчеркнула, что рада видеть собравшихся в зале и всех, кто принимает участие в работе дистанционно, представителей федеральных, региональных и муниципальных библиотек,  профильных учебных заведений из 53 субъектов Российской Федерации, из Казахстана, Луганской и Донецкой Народных Республик. «Год с момента последней встречи был непростым, но все мы сохранились для работы, для жизни, для дела. Нам предстоит осмыслить уровень, которого мы достигли в национальном проекте «Культура», а также цели, которых мы должны достигнуть на новом этапе нашей работы», — сказала Наталья Николаевна.

Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, сообщил присутствующим, что 11 марта на заседании Правительства РФ под председательством премьер-министра России Михаила Владимировича Мишустина был поддержан проект «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года». Документ, подготовленный Минкультуры России совместно с профессиональным сообществом, представила министр культуры России Ольга Борисовна Любимова. Стратегия призвана решить проблемы библиотечной сферы и провести полномасштабную модернизацию отрасли.

Вадим Валерьевич Дуда, генеральный директор Российской государственной библиотеки, представил собравшимся итоги Всероссийского мониторинга сохранности библиотечных фондов страны, в котором приняли участие 252 центральные библиотеки из 85 субъектов Российской Федерации. Особую озабоченность вызывает то, что полным комплектом исследовательского оборудования, который бы позволял на высоком уровне проводить все предреставрационные исследования, прикладные научные исследования по проблемам консервации документов, тестированию необходимых материалов не обладает ни одна из участвующих в мониторинге библиотек. Большое число книгохранилищ в России требует капитального ремонта. В России идёт подготовка III этапа Программы сохранения библиотечных фондов РФ на 2021–2030 годы.

Анастасия Юрьевна Дятловская, директор Департамента модельных библиотек Ленинки, представила итоги деятельности модельных библиотек, созданных в рамках национального проекта «Культура» в 2019–2020 годах, основные проблемы на пути модернизации и пути их решения. Особое внимание в докладе было уделено профессиональным компетенциям современного библиотекаря, партнёрству и коллаборации модельных библиотек. Отмечено, что действующий Центр непрерывного образования Российской государственной библиотёки ведёт активное обучение специалистов России по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим необходимые компетенции для работы в современных библиотеках.

Сергей Александрович Басов, заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки, подчеркнул необходимость сохранения библиотечной сети страны, акцентировал внимание участников мероприятия на проблемах модернизированных библиотек и важности разработки единого стандарта деятельности для обновленных библиотек.

Опытом модернизации библиотек в рамках нацпроекта «Культура» делились руководители и представители региональных и муниципальных библиотек Белгородской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областей. В их докладах были подчеркнуты проблемы, сопутствующие процессу создания модельных библиотек, рассказано о деятельности региональных проектных офисов во взаимодействии с органами власти.

Современные типы оборудования для библиотек представил Игорь Александрович Коженкин, председатель правления Межрегионального центра модернизации библиотек, руководитель Проектно-производственной компании «ВИТАРУС».

Работа круглого стола продолжилась на площадке открывшейся в рамках нацпроекта «Культура» в конце 2020 года библиотеке нового поколения — Центральной городской библиотеке им. С. А. Есенина. Лариса Анатольевна Крохалева, директор Централизованной библиотечной системы города Рязани, провела экскурсию по библиотеке, рассказала о перестройке подходов к работе в обновленной библиотеке, изменениях в структуре, ориентированных на решение главных задач, на которые нацеливает национальный проект.

В рамках «Лаборатории библиотечных практик» состоялся обмен опытом работы обновленных библиотек России. Новые подходы к организации библиотечных процессов представили сотрудники Самарской, Тамбовской областей, Пермского и Красноярского краев, Удмуртской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа. Рекомендации по комплектованию библиотечных фондов дал Алексей Владимирович Еремеев, представитель петербургского издательства «Речь».

Среди участников мероприятия будет проведен опрос, целью которого станет определение ключевых вопросов для дальнейшего обсуждения в рамках следующих форумов, посвященных реализации национального проекта в регионах России.

На Youtube-канале Рязанской областной библиотеки можно посмотреть видеозапись онлайн-трансляции Круглого стола. На сайте библиотеки доступна Программа.
 

Надежда Сергеевна Выропаева,

заведующая отделом организационно-методической и образовательной деятельности;

Светлана Алексеевна Антоненко,

главный научный сотрудник

Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького

Культурные универсалии в социологии: определение и примеры — видео и расшифровка урока

Семейные ценности

«Не убий». Хотя этот основной принцип, возможно, наиболее известен в Ветхом Завете Библии, он был очевиден во всех обществах на протяжении всей истории человечества. Культурные универсалии, подобные этой, развиваются спонтанно, чтобы наилучшим образом поддерживать размножение человечества. Таким образом, руководящие принципы направлены на организацию человеческого населения и обеспечение стабильной и безопасной среды, в которой сообщество может процветать. Если особи в группе убивают друг друга, то цель размножения вида не достигается. Таким образом, детоубийство, отцеубийство и вообще бессмысленное убийство обычно осуждаются во всем мире.

Точно так же фраза «Чтобы воспитать ребенка, нужна деревня» звучит так же верно сейчас, как и две тысячи лет назад. Все сообщество должно быть заинтересовано в установлении и поддержании ряда границ и ритуалов, чтобы направлять молодежь в процессе взросления. В то время как проявления этого принципа, безусловно, разнообразны, от ритуального женского обрезания в Кении до воинов Дживаро, вывозящих своих сыновей в тропические леса Амазонки для их первого галлюциногенного охотничьего опыта, основополагающая культурная универсалия для сохранения и передачи традиций и ценностей группы остается сильной. в каждом обществе.

Культурные представления о Боге

«Аллах», «Бог», «Иегова», «Брахма» — эти и многие другие слова отражают желание человека назвать всемогущее существо, которое, по мнению многих, сотворило Землю. и первые люди. Во многих культурах основное внимание уделяется одной высшей силе; однако во многих древних (и некоторых современных) обществах люди почитают и заботятся в первую очередь о том, чтобы угодить своим предкам. Как культурная универсалия, человеческие группы полагаются на сверхъестественный элемент для установления и контроля этических стандартов поведения сообщества.

Религиозные ритуалы принимают разные формы, и центральным элементом человеческой идентичности является набор обычаев, связанных со смертью и погребением. Когда человеческое население теряет члена группы, выжившие делают то, что, по их мнению, требуется для подготовки тела и духа к тому, что будет дальше. Каждая человеческая цивилизация в письменной истории оставила свидетельства тех или иных религиозных верований; большинство этих артефактов происходят из погребального ритуала.

Когда археологи раскапывают 3000-летнюю гробницу в Египте, современные культурные антропологи могут сделать вывод, что сосуды, наполненные маслами и медом, предназначались для того, чтобы помочь умершему отправиться в загробный мир с достаточным здоровьем и богатством. Независимо от того, является ли обычай хоронить тело под землей, сжигать его на погребальном костре или отправлять еще живого пожилого человека в стихию, чтобы поддаться стихии, культурная универсалия присутствует под поверхностью — когда дело доходит до смерти, следуйте ей. ритуалы, которые передавались из поколения в поколение! Это не только обеспечивает комфорт и безопасность для живых членов сообщества, но и делает богов и предков счастливыми.

Итоги урока

Почему мы делаем то, что делаем? В то время как философы могли бы размышлять над этим вопросом всю жизнь, культурные антропологи , люди, изучающие давление, формирующее человеческое поведение, объяснят, что люди являются существами привычки.Хотя мы, безусловно, иногда можем быть новаторами (кто не оценит колесо и нарезанный хлеб?), мы, люди, склонны передавать те же самые ритуалы и другие обычаи, которые наши предки установили и нашли полезными поколениями ранее.

В результате человеческое население на протяжении всей истории и по всему миру сумело выработать очень похожие принципы, чтобы направлять членов своего сообщества в сложном жизненном процессе, от воспитания детей до захоронения наших умерших. На первый взгляд эти культурные универсалии могут казаться поразительно разными, но лежащие в их основе ценности часто одни и те же, независимо от того, наблюдаем ли мы древнего охотника-собирателя или современного покупателя продуктов.Помните, все должны есть!

Результаты обучения

После окончания урока вы должны попытаться:

  • Дать определение культурным универсалиям
  • Объясните универсальные семейные ценности
  • Рассмотрим различные культурные взгляды на Бога

Универсальная культура — обзор

Понимание культурно-универсальных и культурно-специфических явлений

Прежде чем углубляться в основные области и пути модели CIMH, важно понять концепции этики и эмики.В области психического здоровья термины «этический» и «эмический» использовались для различения культурно-универсальных и культурно-специфических явлений. В частности, какие проблемы касаются всех групп, а какие характерны для определенных групп населения. Ранее я определял и уточнял происхождение этих слов в энциклопедии межкультурной психологии (Hwang & Ting, 2013a, 2013b). Происхождение слов «этический» и «эмический» было исторически придумано лингвистическим антропологом Кеннетом Пайком в 1954 году и имело совершенно другое значение, чем то, как оно используется в области психического здоровья сегодня.

Термин «этический» происходит от слова «фонетический» и первоначально относился к звуковым единицам, не характерным для определенного языка. Таким образом, этика относится к универсальным для культуры звукам, которые могут появляться в нескольких языках. В контексте изучения культуры этика сначала относилась к оценке или точке зрения постороннего (Pike, 1954). Классическим примером этого является белый исследователь, наблюдающий и изучающий культуры коренных народов по всему миру. Однако существовало проблематичное предположение о нейтральности и о том, что точка зрения постороннего была более объективной и, как следствие, давала большие преимущества. Это предположение было этноцентричным и привело ко многим ошибочным предположениям о белой культуре как о воплощении универсальных истин и стандарте, по которому сравнивают другие группы. В частности, это привило практику сравнения всех различных групп населения с белой или европейской культурой, что привело к этноцентрической, монокулярной и межкультурной предвзятости.

Термин «эмический» первоначально произошел от слова «фонематический» и относится к звуковым единицам, характерным для определенного языка, или звукам, характерным для конкретной культуры или языка.С момента этой первоначальной концептуализации эти термины определялись, модифицировались и использовались по-разному в разных дисциплинах и областях исследования. Эмик относится к оценке или точке зрения инсайдера (Pike, 1954), которая традиционно считалась более субъективной и культурно-специфичной. Целью эмической перспективы было полное понимание культуры посредством глубокого антропологического понимания и полного погружения. При этом структура стала менее кросс-культурной или сравнительной и больше сосредоточилась на этнических исследованиях и понимании культуры с ее собственных точек зрения.Эмический исследователь был активным участником и взаимодействовал и сотрудничал с представителями интересующей культуры. Однако, поскольку белые исследователи-антропологи часто выделялись среди коренных народов, предвзятость участия могла повлиять на сделанные выводы. Эмический подход был предназначен для лучшего понимания верований, обычаев и ценностей изучаемых групп. Этический и эмический подходы можно в чем-то уподобить современным межкультурным сравнениям с этническими исследованиями.

В области психологии термины «этический» и «эмический» имеют разные значения. Френч (1963) был первым исследователем, обратившимся к различию этического и эмического подходов, а Берри (1969) был одним из первых, кто использовал эти термины при проведении кросс-культурных психологических исследований (Берри, 1989). Затем эти термины использовались для разграничения культурно-универсальных явлений (этических) и культурно-специфических явлений (эмических) (Hwang & Ting, 2013a, 2013b; Sue & Sue, 2003). Есть достоинства как у эмического, так и у этического подходов. Совместное использование обеих точек зрения дает преимущество понимания и учета культурных сходств (культурно-универсальная этика) и различий (культурно-специфическая эмика). Это выгодно, потому что помогает специалистам в области психического здоровья понять, какие проблемы и явления затрагивают разные культуры, и как конкретные этнокультурные группы выражают и проявляют определенные проблемы культурно-специфическим образом. В частности, это помогает нам понять, какие вопросы относятся ко всем людям, и что культурно-универсальные явления могут проявляться культурно-специфическим образом.

Позвольте мне воспользоваться моментом, чтобы разобрать эти термины и привести практические примеры того, как их использовать для понимания CIMH. Это важно, потому что эти термины и их определения имеют тенденцию быть несколько эзотерическими и непрозрачными, что приводит к двусмысленности для тех, кто пытается использовать их на практике. Один из способов думать об этике — представить, что существуют универсальные для культуры феномены, в которые вовлечены все люди и культурные группы (Hwang & Ting, 2013a, 2013b). Например, во всех обществах существуют традиции и праздники (например, праздники, празднование рождения, оплакивание смерти), методы и стили общения (например, вербальные и невербальные, прямые и косвенные) и нормы надлежащего человеческого поведения (например, совершение преступлений). плохо, а быть полезным членом общества хорошо).Способ, которым различные общества и культуры осуществляют и выражают эти различные культурно-универсальные феномены, варьируется от культуры к культуре, что относится к эмикам.

Например, во всех человеческих обществах есть способ праздновать рождение ребенка и оплакивать потерю любимого человека. Конкретные методы празднования рождения и смерти могут сильно различаться в разных культурах. Например, в западных культурах похороны, как правило, проходят в один день, и одеваться в черное — обычное дело. В некоторых культурах азиатского наследия похоронные ритуалы могут длиться много дней в зависимости от того, когда кто-то родился, его астрологического знака, а траур может включать сжигание бумажных денег и бумажных предметов, чтобы умерший мог взять с собой в загробную жизнь. Еще одно общекультурное (этическое) явление состоит в том, что во всех культурах существуют обычаи свиданий и браков. Культурно-специфический (эмический) способ, которым это осуществляется, может сильно различаться. Например, во многих азиатских культурах браки по расчету могут быть довольно обычным явлением.Во многих западных культурах браки по договоренности вышли из моды, и методы знакомства с другими людьми также изменились: многие люди находят отношения через онлайн-знакомства. Важно помнить, что культура отличается от расы и этнической принадлежности. Культуры постоянно меняются и развиваются. Культурная адаптация не является этнической или расовой адаптацией и направлена ​​на индивидуализацию и адаптацию услуг к культуре, а не к расе.

Что касается клинических проблем, все культуры (этические) испытывают ту или иную форму грусти или депрессии.Тем не менее, emic или то, как такое психиатрическое заболевание, как депрессия, маркируется и переживается или выражается феноменологически, может различаться (Hwang & Ting, 2013a, 2013b). Например, большинство населения Китая использует термин и диагноз неврастении вместо термина «большая депрессия». Неврастения является более соматическим выражением депрессии и включена в DSM как культурная идиома дистресса или синдрома, связанного с культурой (American Psychiatric Association, 1994, 2000). Кроме того, могут быть культурные различия в использовании вербального и невербального выражения дистресса, а также в прямоте или косвенности того, как люди общаются.Неврастения и соматические проблемы более подробно обсуждаются далее в этой главе.

Что касается перспектив исследования, то эмический подход больше похож на подход этнических исследований и меньше озабочен сравнением одной группы с другой. В частности, он изучает культуру такой, какая она есть, и пытается сделать это, рассматривая культурные линзы тех, кто изучается. Как упоминалось ранее, сравнительный или кросс-культурный подход исторически был этноцентрически предвзятым и использовал линзу или предположение, что белые культуры являются основной группой сравнения, считая их нормативной системой отсчета.

С точки зрения оценки или разработки вопросников, эмический подход должен попытаться разработать вопросники, которые охватывают конструкты печали и депрессии снизу вверх; в то время как этический подход должен попытаться применить инструменты, разработанные в одной культуре, к другим культурам (например, использование опросника депрессии Бека для оценки депрессии в нескольких группах). Поскольку большинство мер психиатрической и психологической оценки были разработаны для белых американцев или европейцев, предположить, что они надежны и действительны в других культурах, проблематично, если только они не будут тщательно протестированы и нормированы для других групп. Точно так же методы лечения, разработанные и испытанные на одной популяции, не обязательно распространяются на другие популяции. Важно эмпирически проверить основанные на фактических данных методы, чтобы убедиться, что они имеют кросс-культурную валидность и обобщаемость с точки зрения вовлечения клиентов и результатов.

В идеале интегративный и потенциально интерактивный эмико-этический подход был бы лучшей методологией для полного понимания культурных сходств, а также для сравнения культурных различий.Знания, полученные при использовании комбинированного подхода, будут способствовать общекультурной и конкретной психологической науке и помогут уменьшить этноцентрические предубеждения, которые имеют тенденцию влиять на кросс-культурные исследования, а также на клиническую практику. В оставшейся части этой главы я сосредоточусь на обсуждении того, как культура влияет на различные процессы психического здоровья. Я рассмотрю модель CIMH, а также продолжу выделять этические и эмические явления. В этой книге используются интегративные этнические исследования, сравнительный и интегративный подходы к освещению интересных культурных влияний на психическое здоровье.

Человеческое поведение и культурные различия в JSTOR

Абстрактный

В этой статье рассматривается один из способов преодоления существующего скептицизма в отношении межкультурных сравнений. Типичный вызов компаративизму состоит в том, что он либо навязывает, либо подавляет культурные значения; религия, как форма культуры, контекстуальна и, следовательно, внутренне несопоставима. Напротив, я выдвигаю модель, которая определяет общечеловеческие формы поведения, присущие любой культуре. Различия в исторической религиозной жизни, в свою очередь, могут быть описаны как культурные версии и трансформации этого поведения по умолчанию.Затем компаративизм находит более широкую основу на уровне видов как для общности, так и для значительных вариаций. В статье исследуются различные теоретические основы и последствия этого подхода.

Информация о журнале

Numen — официальный журнал Международной ассоциации истории религий (IAHR) — один из ведущих мировых журналов, посвященных академическим исследованиям религий. Он охватывает весь спектр современных международных исследований в этой области, включая статьи о современных религиозных явлениях, а также на исторические темы, теоретические вклады помимо более эмпирически ориентированных исследований.Во всех областях религиоведения Numen публикует статьи, рецензии на книги, обзорные статьи и обзорные статьи.

Информация об издателе

BRILL, основанное в 1683 г., является издательством с сильной международной направленностью. BRILL известен своими публикациями в следующих предметных областях; Азиатские исследования, Древний Ближний Восток и Египет, библейские исследования и религиоведение, классические исследования, исследования средневековья и раннего Нового времени, исследования Ближнего Востока и ислама. Публикации BRILL в основном на английском языке включают серии книг, отдельные монографии и энциклопедии, а также журналы. Публикации все чаще становятся доступными в электронном формате (CD-ROM и/или онлайн-издания). BRILL гордится тем, что работает с широким кругом ученых и авторов и обслуживает своих многочисленных клиентов по всему миру. За время своего существования компания была удостоена множества наград, признающих вклад BRILL в науку, издательское дело и международную торговлю.

3.1 Что такое культура? — Введение в социологию 3e

Цели обучения

К концу этого раздела вы должны уметь:

  • Различать культуру и общество
  • Объясните материальную и нематериальную культуру
  • Обсудите концепцию культурных универсалий применительно к обществу
  • Сравните и сопоставьте этноцентризм и ксеноцентризм

Люди — социальные существа.Согласно исследованию Смитсоновского института, люди формировали группы почти 3 миллиона лет, чтобы выжить. Живя вместе, люди формировали общие привычки и модели поведения, от специфических методов воспитания детей до предпочитаемых способов добывания пищи.

Почти каждому человеческому поведению, от покупок до брака, можно научиться. В США брак обычно рассматривается как индивидуальный выбор, сделанный двумя взрослыми людьми на основе взаимных чувств любви. В других странах и в другие времена браки заключались в ходе сложного процесса собеседований и переговоров между целыми семьями.В Папуа-Новой Гвинее почти 30 процентов женщин вступают в брак в возрасте до 18 лет, а 8 процентов мужчин имеют более одной жены (National Statistical Office, 2019). Людям, не принадлежащим к такой культуре, браки по расчету могут показаться сопряженными с риском несовместимости или отсутствия романтической любви. Но многие люди из культур, в которых заключаются браки, включая ряд густонаселенных и современных стран, часто предпочитают этот подход, потому что он снижает стресс и повышает стабильность (Jankowiak 2021).

Знакомство с неписаными правилами помогает людям чувствовать себя в безопасности и непринужденно. Умение смотреть на встречный транспорт при переходе улицы налево, а не направо, может помочь избежать серьезных травм и даже смерти. Знание неписаных правил также имеет основополагающее значение для понимания юмора в разных культурах. Юмор присущ всем обществам, но то, что делает что-то смешным, таковым не является. Американцы могут посмеяться над сценой падения актера; в других культурах падение никогда не бывает забавным. Большинство людей хотят жить своей повседневной жизнью, будучи уверенными в том, что их поведение не будет оспорено или нарушено.Но даже такое, казалось бы, простое действие, как поездка на работу, свидетельствует о значительной культурной уместности, то есть об ожидаемом поведении. И множество их интерпретаций.

Фигура 3.2 Как поведет себя и почувствует себя гость из сельской местности в переполненном гонконгском поезде? (Источник: Эрик Чан/flickr)

Возьмите случай, когда вы едете на работу в общественном транспорте. Независимо от того, ездят ли люди в Египет, Ирландию, Индию, Японию или США, многие модели поведения будут одинаковыми и могут выявить закономерности.Другие будут другими. Во многих обществах, пользующихся общественным транспортом, пассажир находит отмеченную автобусную остановку или станцию, ждет автобус или поезд, платит агенту до или после посадки и спокойно занимает свободное место. Но при посадке в автобус в Каире (Египет) пассажиры могут садиться во время движения автобуса, потому что автобусы часто не останавливаются полностью, чтобы принять посетителей. В Дублине, Ирландия, пассажиры автобуса должны были бы протянуть руку, чтобы показать, что они хотят, чтобы автобус остановился для них.А при посадке в пригородный поезд в Мумбаи, Индия, пассажирам приходится втискиваться в переполненные вагоны среди множества толчков и толчков на переполненных платформах. Такое поведение может считаться грубым в других обществах, но в Мумбаи оно отражает повседневные проблемы, связанные с передвижением по системе поездов, которые перегружены до предела.

Культура может быть материальной или нематериальной. Проездные на метро и автобусные жетоны являются частью материальной культуры, как и автобусы, вагоны метро и физические конструкции автобусных остановок.Думайте о материальной культуре как о предметах, которые можно потрогать — они осязаемы . Нематериальная культура, напротив, состоит из идей, взглядов и убеждений общества. Это вещи, к которым нельзя прикасаться. Они нематериальные . Вы можете верить , что нужно выстраиваться в очередь, чтобы войти в вагон метро, ​​или что другие пассажиры не должны стоять так близко к вам. Эти убеждений неосязаемы, потому что они не имеют физических свойств и к ним можно прикоснуться.

Материальные и нематериальные аспекты культуры связаны, и физические объекты часто символизируют культурные идеи.Проездной на метро — это материальный объект, но он представляет собой форму нематериальной культуры, а именно капитализма и принятия платы за проезд. Одежда, прически и украшения являются частью материальной культуры, но уместность ношения определенной одежды для определенных событий отражает нематериальную культуру. Школьное здание относится к материальной культуре, символизирующей образование, а методы обучения и образовательные стандарты относятся к нематериальной культуре образования.

Когда люди путешествуют из разных регионов в совершенно разные части мира, некоторые материальные и нематериальные аспекты культуры становятся совершенно незнакомыми.Что происходит, когда мы сталкиваемся с разными культурами? Когда мы взаимодействуем с культурами, отличными от нашей собственной, мы лучше осознаем различия и сходства между другими и нашей собственной культурой. Если мы не будем будить наше социологическое воображение, мы сможем начать понимать и принимать различия. Язык тела и жесты рук различаются по всему миру, но некоторые языки тела, кажется, являются общими для разных культур: когда кто-то приходит домой позже, чем разрешено, родитель или опекун, встречающий его у двери со скрещенными руками и хмурым лицом, означает то же самое. в России, как и в США.С., как это делается в Гане.

Культурные универсалии

Хотя культуры различаются, они также имеют общие элементы. Культурные универсалии — это модели или черты, общие для всех обществ в глобальном масштабе. Одним из примеров культурной универсалии является семья: каждое человеческое общество признает семейную структуру, которая регулирует половое размножение и заботу о детях. Тем не менее, то, как эта семейная единица определяется и как она функционирует, различается. Например, во многих азиатских культурах члены семьи всех поколений обычно живут вместе в одном домашнем хозяйстве.В этих культурах молодые люди продолжают жить в структуре семьи расширенного домохозяйства до тех пор, пока не вступят в брак и не присоединятся к домохозяйству своего супруга, или они могут остаться и вырастить свою нуклеарную семью в поместье расширенной семьи. В США, напротив, ожидается, что люди покинут дом и будут жить независимо какое-то время, прежде чем сформировать семейную ячейку, состоящую из родителей и их потомков. Другие культурные универсалии включают такие обычаи, как похоронные обряды, свадьбы и празднование рождения.Однако каждая культура может рассматривать и проводить церемонии совершенно по-разному.

Антрополог Джордж Мердок впервые исследовал существование культурных универсалий, изучая системы родства по всему миру. Мердок обнаружил, что культурные универсалии часто вращаются вокруг элементарного человеческого выживания, такого как поиск еды, одежды и крова, или вокруг общего человеческого опыта, такого как рождение и смерть, болезнь и исцеление. В ходе своего исследования Мердок выявил и другие универсалии, включая язык, концепцию личных имен и, что интересно, шутки.Юмор кажется универсальным способом снять напряжение и создать у людей ощущение единства (Мердок, 1949). Социологи считают юмор необходимым для человеческого взаимодействия, потому что он помогает людям ориентироваться в напряженных ситуациях.

Социологическое исследование

Является ли музыка культурной универсальностью?

Представьте, что вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм. Фильм начинается с того, что главный герой сидит на скамейке в парке с мрачным выражением лица. Музыка начинает звучать.Первые медленные и заунывные ноты звучат в миноре. По мере продолжения мелодии героиня поворачивает голову и видит идущего к ней мужчину. Музыка становится громче, и кажется, что звуки не сочетаются друг с другом — как будто оркестр намеренно играет не те ноты. Ты напрягаешься, наблюдая, почти надеясь остановиться. Персонаж явно в опасности.

А теперь представьте, что вы смотрите тот же фильм — точно такие же кадры — но с другим звуковым сопровождением. В начале сцены звучит мягкая и успокаивающая музыка с оттенком грусти.Вы видите главного героя, сидящего на скамейке в парке с мрачным выражением лица. Внезапно музыка замолкает. Женщина поднимает голову и видит мужчину, идущего к ней. Ноты высокие и яркие, а темп бодрый. Вы чувствуете, как ваше сердце поднимается в груди. Это счастливый момент.

Музыка способна вызывать эмоциональные реакции. В телевизионных шоу, фильмах, рекламных роликах и даже фоновой музыке в магазине музыка несет в себе послание и, кажется, легко вызывает отклик у тех, кто ее слышит — радость, печаль, страх, победу. Являются ли эти типы музыкальных реплик культурными универсалиями?

В 2009 году группа психологов под руководством Томаса Фрица из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка в Лейпциге, Германия, изучала реакцию людей на музыку, которую они никогда не слышали (Fritz et al., 2009). Исследовательская группа отправилась в Камерун, Африка, и попросила членов племени мафа послушать западную музыку. Племя, изолированное от западной культуры, никогда не знакомилось с западной культурой и не имело контекста или опыта, в которых можно было бы интерпретировать свою музыку.Тем не менее, когда члены племени слушали западную фортепианную пьесу, они смогли распознать три основные эмоции: счастье, печаль и страх. Музыка, как показало исследование, является своего рода универсальным языком.

Исследователи также обнаружили, что музыка может укреплять чувство целостности в группе. На самом деле ученые, изучающие эволюцию языка, пришли к выводу, что изначально язык (устоявшийся компонент групповой идентичности) и музыка составляли одно целое (Дарвин, 1871). Кроме того, поскольку музыка в значительной степени невербальна, звуки музыки могут легче пересекать социальные границы, чем слова.Музыка позволяет людям устанавливать связи там, где язык может оказаться более трудной преградой. Как обнаружили Фриц и его команда, музыка и эмоции, которые она передает, являются культурными универсалиями.

Этноцентризм и культурный релятивизм

Хотя человеческие общества имеют много общего, культурные различия превалируют гораздо больше, чем культурные универсалии. Например, хотя язык есть во всех культурах, анализ разговорного этикета выявляет огромные различия. В некоторых ближневосточных культурах принято стоять близко друг к другу во время разговора.Американцы держат большую дистанцию ​​и сохраняют большое «личное пространство». Кроме того, такое простое поведение, как еда и питье, сильно различается от культуры к культуре. Некоторые культуры используют инструменты, чтобы положить еду в рот, в то время как другие используют пальцы. Если ваш профессор приходит на утренний урок с кружкой жидкости, как вы думаете, что он пьет? В США его, скорее всего, наполняют кофе, а не чаем Эрл Грей, любимым в Англии, или чаем с маслом яка, основным продуктом питания в Тибете.

Некоторые путешественники гордятся своей готовностью пробовать незнакомые блюда, как, например, покойный знаменитый кулинар Энтони Бурден (1956–2017).Однако часто люди выражают отвращение к кухне другой культуры. Они могут подумать, что есть сырое мясо осла или части грызунов отвратительно, в то время как они не сомневаются в своей привычке есть коров или свиней.

Такие установки являются примерами этноцентризма, что означает оценку и суждение о другой культуре на основе собственных культурных норм. Этноцентризм — это вера в то, что ваша группа является правильным мерилом, и если другие культуры не соответствуют ему, они ошибаются. Как описал этот термин социолог Уильям Грэм Самнер (1906), это убеждение или отношение к тому, что собственная культура лучше всех остальных. Почти все немного этноцентричны.

Высокое понимание собственной культуры может быть полезным. Например, общее чувство гордости за сообщество объединяет людей в обществе. Но этноцентризм может привести к пренебрежению или неприязни к другим культурам и вызвать непонимание, стереотипы и конфликты. Отдельные лица, правительство, неправительственные, частные и религиозные учреждения с самыми лучшими намерениями иногда отправляются в общество, чтобы «помочь» его людям, потому что они считают их необразованными, отсталыми или даже низшими.Культурный империализм — это преднамеренное навязывание собственных культурных ценностей другой культуре.

Колониальная экспансия Португалии, Испании, Нидерландов и Англии быстро росла в XV веке и сопровождалась жестоким культурным империализмом. Европейские колонизаторы часто рассматривали людей на этих новых землях как некультурных дикарей, которым нужно было принять католическое правление, христианство, европейскую одежду и другие культурные обычаи.

Современный пример культурного империализма может включать работу международных агентств по оказанию помощи, которые внедряют сельскохозяйственные методы и виды растений из развитых стран в районы, которые лучше обслуживаются местными сортами и сельскохозяйственными подходами к конкретному региону.Другим примером может быть вырубка лесов в бассейне Амазонки, когда местные культуры уступают землю лесопромышленным корпорациям.

Фигура 3.3 Знакомство с совершенно новой практикой может вызвать высокий интерес или уровень критики. Коренные жители Сагады на Филиппинах на протяжении тысячелетий помещали тела умерших людей в гробы, подвешенные на скалах недалеко от их деревень. Некоторым посетителям такая практика может понравиться, а другим она может показаться неприемлемой.(Фото: Ариан Цвегерс/flickr)

Когда люди попадают в новую культуру, они могут испытывать дезориентацию и разочарование. В социологии мы называем это культурным шоком. В дополнение к тому, что биологические часы путешественника «выключены», путешественник из Чикаго может найти ночную тишину сельской Монтаны тревожной, а не мирной. А теперь представьте, что «разница» носит культурный характер. Студента по обмену из Китая в США могут раздражать постоянные перерывы в занятиях, когда другие студенты задают вопросы — практика, которая считается грубой в Китае.Возможно, путешественник из Чикаго изначально был очарован тихой красотой Монтаны, а китайский студент изначально был взволнован, увидев воочию классную комнату в американском стиле. Но по мере того, как они испытывают непредвиденные отличия от своей собственной культуры, они могут испытывать этноцентризм, поскольку их волнение сменяется дискомфортом и сомнениями в том, как вести себя надлежащим образом в новой ситуации. По мнению многих авторов, иностранные студенты, обучающиеся в США, сообщают, что от них ожидают определенных черт характера и поведения.Чернокожие африканские учащиеся сообщают, что им приходится учиться «быть черными в США», а китайские учащиеся сообщают, что от них, естественно, ожидают хороших результатов в математике. В африканских странах людей идентифицируют по стране или роду, а не по цвету. В конце концов, когда люди узнают больше о культуре, они адаптируются к новой культуре по разным причинам.

Культурный шок может возникнуть из-за того, что люди не всегда ожидают культурных различий. Антрополог Кен Баргер (1971) обнаружил это, когда провел совместное наблюдение за инуитской общиной в канадской Арктике.Родом из Индианы, Баргер колебался, когда его пригласили присоединиться к местной гонке на снегоступах. Он знал, что никогда не устоит перед этими экспертами. Конечно же, он закончил последним, к своему огорчению. Но члены племени поздравили его, сказав: «Ты действительно старался!» В собственной культуре Баргера он научился ценить победу. Для инуитов победа доставляла удовольствие, но их культура ценила навыки выживания, необходимые для их среды: то, насколько сильно кто-то старался, могло означать разницу между жизнью и смертью.Во время своего пребывания Баргер участвовал в охоте на карибу, научился укрываться от зимних бурь и иногда проводил дни без еды, чтобы делиться ею с членами племени. Стараться и работать вместе, две нематериальные ценности, действительно были гораздо важнее, чем победа.

Во время своего пребывания в племени инуитов Баргер научился заниматься культурным релятивизмом. Культурный релятивизм — это практика оценки культуры по ее собственным стандартам, а не рассмотрение ее через призму собственной культуры.Практика культурного релятивизма требует непредвзятости и готовности учитывать и даже адаптироваться к новым ценностям, нормам и практикам.

Однако охватить все без разбора в новой культуре не всегда возможно. Даже самые культурно релятивистские люди из эгалитарных обществ, в которых женщины имеют политические права и контроль над собственным телом, задаются вопросом, следует ли считать широко распространенную практику калечащих операций на женских половых органах в таких странах, как Эфиопия и Судан, частью культурной традиции.Таким образом, социологи, пытающиеся заниматься культурным релятивизмом, могут столкнуться с трудностями при согласовании аспектов своей собственной культуры с аспектами культуры, которую они изучают. Социологи могут не согласиться с практикой калечащих операций на женских половых органах во многих странах, чтобы гарантировать девственность при вступлении в брак, точно так же, как некоторые социологи-мужчины могут не согласиться с нанесением шрамов на плоть, чтобы показать членство. Социологи усердно работают над тем, чтобы исключить личные предубеждения из исследовательского анализа.

Иногда, когда люди пытаются обратиться к чувству этноцентризма и развить культурный релятивизм, они слишком далеко заходят на другой конец спектра.Ксеноцентризм противоположен этноцентризму и относится к вере в превосходство другой культуры над собственной. (Греческое корневое слово xeno-, произносимое как «ZEE-no», означает «незнакомец» или «иностранный гость».) с ценностями своей собственной культуры после того, как испытали то, что они считают более правильным или благородным образом жизни. Противоположной реакцией является ксенофобия, иррациональный страх или ненависть к другим культурам.

Возможно, самой большой проблемой для социологов, изучающих разные культуры, является сохранение точки зрения. Никто не может преодолеть все культурные предубеждения. Лучшее, что мы можем сделать, — это попытаться осознать их. Гордость за собственную культуру не обязательно должна приводить к навязыванию ее ценностей или идей другим. И признательность за другую культуру не должна мешать людям критически ее изучать. Эта практика, пожалуй, самая трудная для всех социологов.

Социология в реальном мире

Преодоление культурного шока

Во время летних каникул Кейтлин вылетела из Чикаго, штат Иллинойс, в Мадрид, Испания, чтобы навестить Марию, студентку по обмену, с которой она подружилась в предыдущем семестре. В аэропорту она услышала, как вокруг нее быстро и музыкально говорят по-испански.

Каким бы захватывающим это ни было, она чувствовала себя изолированной и оторванной от мира. Мать Марии поцеловала Кейтлин в обе щеки, когда та поздоровалась с ней. Ее внушительный отец держался на расстоянии.Кейтлин была в полусне к тому времени, когда подали ужин — в 10 часов вечера. Семья Марии часами сидела за столом, громко разговаривая, жестикулируя и споря о политике — табуированной теме ужина в доме Кейтлин. Они подали вино и произнесли тост за почетного гостя. У Кейтлин были проблемы с интерпретацией выражений лиц ее хозяев, и она не понимала, что должна произнести следующий тост. Той ночью Кейтлин заползла в чужую кровать, жалея, что она не пришла. Она скучала по дому и чувствовала себя ошеломленной новыми обычаями, языком и окружением.Она много лет изучала испанский в школе — почему это не подготовило ее к этому?

Чего Кейтлин не понимала, так это того, что при общении люди зависят не только от произносимых слов, но и от языка тела, например жестов и выражений лица. Культурные нормы и практики сопровождают даже мельчайшие невербальные сигналы (DuBois, 1951). Они помогают людям понять, когда пожимать руку, где сидеть, как разговаривать и даже когда смеяться. Мы относимся к другим через общий набор культурных норм, и обычно мы принимаем их как должное.

По этой причине культурный шок часто ассоциируется с выездом за границу, хотя он может случиться и в собственной стране, штате или даже в родном городе. Антропологу Калерво Обергу (1960) приписывают первое введение термина «культурный шок». В своих исследованиях Оберг обнаружил, что большинство людей поначалу рады знакомству с новой культурой. Но постепенно они испытывают стресс, общаясь с людьми из другой культуры, которые говорят на другом языке и используют другие региональные выражения.Есть новая пища, которую нужно переваривать, новый распорядок дня, которому нужно следовать, и новые правила этикета, которые нужно выучить. Жизнь с этим постоянным стрессом может заставить людей чувствовать себя некомпетентными и неуверенными. Оберг обнаружил, что люди реагируют на разочарование в новой культуре, изначально отвергая ее и прославляя свою собственную культуру. Американец, посещающий Италию, может мечтать о «настоящей» пицце или жаловаться на небезопасное вождение итальянцев.

Полезно помнить, что культуре можно научиться. Каждый в какой-то степени этноцентричен, и отождествление со своей страной естественно.Шок Кейтлин был незначительным по сравнению с шоком ее друзей Даяра и Махлики, турецкой пары, проживающей в семейном студенческом общежитии на территории кампуса. И это было совсем не похоже на то, что было у ее одноклассницы Санаи. Санаи была вынуждена бежать из раздираемой войной Боснии со своей семьей, когда ей было пятнадцать. После двух недель в Испании у Кейтлин появилось больше сочувствия и понимания того, через что прошли эти люди. Она понимала, что адаптация к новой культуре требует времени. На восстановление после культурного шока могут уйти недели или месяцы, а на то, чтобы полностью приспособиться к жизни в новой культуре, могут уйти годы.

К концу путешествия у Кейтлин появились новые друзья на всю жизнь. Кейтлин вышла из своей зоны комфорта. Она многое узнала об Испании, но многое узнала о себе и своей культуре.

Фигура 3. 4 Знакомство с новыми культурами дает возможность практиковать культурный релятивизм. (Фото: Олед Сидоренко/flickr)

Культурные универсалии | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур


культурная универсалия (также называемая антропологической универсалией или человеческая универсалия ), как это обсуждалось Эмилем Дюркгеймом, Джорджем Мердоком, Клодом Леви-Строссом, Дональдом Брауном и другими, является элементом, паттерном, чертой или институт, который является общим для всех человеческих культур во всем мире. В совокупности все культурные универсалии известны как состояние человека. Эволюционные психологи считают, что поведение или черты, характерные для всех культур, являются хорошими кандидатами на эволюционную адаптацию. [1] Некоторые антропологи и социологи-теоретики, придерживающиеся точки зрения культурного релятивизма, могут отрицать существование культурных универсалий: степень, в которой эти универсалии являются «культурными» в узком смысле или фактически биологически унаследованным поведением, является вопросом « природа против воспитания».

В своей книге Human Universals (1991) Дональд Браун определяет человеческие универсалии как включающие «те черты культуры, общества, языка, поведения и психики, для которых нет известных исключений», предоставляя список из 63 пунктов.

Общий

Возникновение этих универсалий относится к верхнему палеолиту, когда появились первые свидетельства полной современности поведения.

Список культурных универсалий

Среди культурных универсалий, перечисленных Брауном (1991):

Язык и познание

Основная статья: Лингвистический универсальный
  • Язык
  • Абстракция в речи и мышлении
  • Антонимы, синонимы
  • Логические понятия «и», «не», «противоположное», «эквивалентное», «часть/целое», «общее/частное»
  • Бинарные когнитивные различия
  • Цветовые обозначения: черный, белый
  • Классификация: возраст, поведенческие склонности, части тела, цвета, фауна, флора, внутренние состояния, родство, пол, пространство, инструменты, погодные условия
  • Continua (упорядочение как когнитивный паттерн)
  • Расхождения между речью, мыслью и действием
  • Образная речь, метафоры
  • Символизм, символическая речь
  • Синестетические метафоры
  • Табуированные высказывания
  • Специальная речь для особых случаев
  • Престиж от умелого использования языка (напр. грамм. поэзия)
  • Планирование
  • Единицы времени

Общество

Миф, ритуал и эстетика

Дополнительная информация: Мифы и ритуалы
  • Магическое мышление
  • Использование магии для увеличения жизни и завоевания любви
  • Представления о смерти
  • Представления о болезни
  • Представления о счастье и несчастье
  • Гадание
  • Попытки управлять погодой
  • Сонник
  • Убеждения и нарративы
  • Пословицы, поговорки
  • Поэзия/риторика
  • Лечебные практики, медицина
  • Таможня при родах
  • Обряды посвящения
  • Музыка, ритм, танец
  • Играть
  • Игрушки, игрушки
  • Ритуалы смерти, траур
  • Пир
  • Украшение для тела
  • Прически

Технологии

  • Приют
  • Управление огнем
  • Инструменты, изготовление инструментов
  • Оружие, копье
  • Контейнеры
  • Кулинария
  • Рычаг
  • Связывающий материал (т. т.е. что-то вроде шнура), скручивание (т.е. плетение или подобное)

Ссылки

  1. ↑ Шактер, Дэниел Л., Дэниел Вегнер и Дэниел Гилберт. 2007. Психология. Стоит Издатели. стр. 26 — 27

Библиография

Шаблон: ISBN

  • Эрика Бургинон (1973) Разнообразие и однородность мировых обществ . Нью-Хейвен, Коннектикут: HRAF Press.
  • Дональд Браун (1991) Человеческие универсалии . Филадельфия, издательство Temple University Press (онлайн-резюме).
  • Джозеф Х. Гринберг, и др. (1978) Универсалии человеческого языка , 4 тома. Издательство Стэнфордского университета.
  • Чарльз Д. Лафлин и Юджин Г. д’Акуили (1974) Биогенетический структурализм . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Клод Леви-Стросс (1966) Дикий разум . Чикаго: University of Chicago Press [впервые опубликовано на французском языке в 1962 году].
  • Джордж П. Мердок (1945), «Общий знаменатель культуры», в Наука о человеке в мировом кризисе , Ральф Линтон (изд. ). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Чарльз Э. Осгуд, Уильям С. Мэй и Мюррей С. Мирон (1975) Межкультурные универсалии аффективного значения Шампейн, Иллинойс: University of Illinois Press.
  • Стивен Пинкер (2002), Чистый лист: Современное отрицание человеческой природы , Нью-Йорк: Пингвин Патнэм.
  • Рик Пинкстен (1976) «Эпистемические универсалии: вклад в когнитивную антропологию», в Универсализм против релятивизма в языке и мышлении , Р.Пинкстен (ред.). Гаага: Мутон.

Шаблон:Культура

Универсальность, культурное разнообразие и культурные права

Семьдесят лет назад Всеобщая декларация прав человека подтвердила: «Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах», сделав универсальность краеугольным камнем правовой системы прав человека. Он установил, что все люди, где бы они ни находились, наделены равными правами человека независимо от их возраста, пола, религии, национального или социального происхождения или каких-либо других особенностей.

Сама Всеобщая декларация стала одним из важнейших элементов нематериального культурного наследия, созданного в ХХ веке, и, таким образом, частью культурного наследия всего человечества. Специальный докладчик ООН по культурным правам Карима Беннун подчеркивает, что этот основополагающий документ по поощрению и защите прав человека требует бдительной защиты.

«Культурное разнообразие по-прежнему ошибочно понимается как противоречащее универсальности, в том числе некоторыми правительствами и другими субъектами, которые злоупотребляют им в качестве предлога для нарушений тех самых универсальных прав человека, в рамках которых оно явно заложено, и другими, которые выступают против концепция в целом», — говорит она.

Для Беннуна, несмотря на то, что универсальность была важнейшим инструментом для бесчисленных правозащитников и защитников прав человека, а также обычных людей из самых разных слоев общества по всему миру, она также все чаще подвергалась нападкам со стороны более могущественных, которые стремятся уничтожить инструмент, используемый для исправить разность мощностей. Не случайно, добавляет она, риторика универсальности наиболее сильно резонирует с наиболее маргинализованными и дискриминируемыми.

В ее последней доклад Генеральной Ассамблее ООН, эксперт указывает, что некоторые правительства ведут кампанию на международном уровне против универсальности.Она описывает, как, например, понятие «свобода вероисповедания» использовалось не по назначению, что противоречит стандартам, регулирующим свободу религии или убеждений.

Различные формы релятивизма также подорвали универсальность прав человека. Некоторые государства отказывались признавать целые категории прав, такие как экономические, социальные и культурные права, или пытались лишить прав целые категории людей.
 
Беннун глубоко сожалеет о том, что некоторые государства и организации распространяют опасные мифы о Всеобщей декларации, отвергая ее как западную концепцию.Семьдесят лет назад защитники прав женщин, а также антиколониальные и антирасистские активисты со всего мира внесли свой вклад в дебаты вокруг концептуализации Всеобщей декларации и превращения ее в действительно универсальный документ.

Она приводит в пример Высший совет по правам человека Исламской Республики Иран, который, как указано на его веб-сайте, ведет «агрессивную» кампанию против универсальных норм на международном уровне. На сайте официального органа говорится: «Необходимо отметить, что тексты прав человека, разработанные на Западе, различными способами навязываются другим народам.Эта всеобщая атака… доходит до того, что лишает другие народы мира их личных и социальных свобод, тогда как гордые народы мира, опираясь на свои родные и региональные ценности и опираясь на культурное разнообразие, борются с этим западным механизмом.

Беннун также описывает тот факт, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) является конвенцией о правах человека, к которой предъявляется наибольшее количество оговорок, многие из которых, по ее словам, основаны на неприемлемых культурно-релятивистских оправданиях для невыполнения равноправие женщин, как тревожный пример релятивизма.

«Сохранение за собой права на дискриминацию на основе заявленных религиозных и культурных аргументов при ратификации договора, основной целью которого является запрещение дискриминации, является явным нарушением универсальности и не должно иметь юридической силы», — говорит она.

Эксперт далее отмечает, что в последние годы уважение к культурному разнообразию во всех частях мира также подвергается угрозе со стороны тех, кто стремится навязать монолитную идентичность и образ жизни, тех, кто выступает за различные формы превосходства и дискриминации. , а также различными популистами, фундаменталистами и экстремистами.

Эксперт напоминает о насильственной ассимиляции, которая исторически была навязана коренным народам, меньшинствам и людям, живущим в условиях колониализма, и о пренебрежении, с которым часто обращались с их культурными ценностями.

«Универсальность — это человеческое достоинство, а не однородность», — говорит она. «Но мы также должны признать разнообразие различий не только между, но и внутри всех групп людей, а также тот факт, что, среди прочего, женщины, меньшинства, вольнодумцы и лица, преследуемые из-за их сексуальной ориентации или гендерной идентичности, также неправомерно подвергаются к гегемонии и злоупотреблениям внутри групп.

Для Беннуна все эти нападки показывают, что крайне важно защищать и укреплять универсальность, чтобы сделать права человека, включая культурные права, реальностью для всех и везде. Местные инициативы в этом направлении обнадеживают: в Мавритании студенты попытались собирать и анализировать примеры выражения универсальных прав человека на их местных языках и в традициях, чтобы связать универсальные ценности со своим собственным жизненным опытом. — говорит она, призывая к механизмам защиты от нападок и разжигания ненависти тех, кто решит выйти за рамки заданных культурных или религиозных норм.

Беннун также подчеркивает, что культурное разнообразие является необходимым условием и результатом осуществления всеми культурных прав. Он включает в себя все формы человеческого разнообразия, а также разнообразие форм культурного самовыражения и ресурсов.

«Универсальность значительно улучшает жизнь всех людей во всем мире и способствует равенству, достоинству и правам, включая культурные права, и будет продолжать делать это в двадцать первом веке и далее, если она будет полностью реализована, подпитана и возрождена», — говорится в документе. .

24 октября 2018 г.

Универсальные особенности музыки во всем мире — ScienceDaily

Действительно ли музыка является «универсальным языком»? Две статьи в последнем выпуске Science подтверждают идею о том, что музыка во всем мире имеет важные общие черты, несмотря на множество различий. Исследователи под руководством Сэмюэля Мера из Гарвардского университета провели крупномасштабный анализ музыки разных культур по всему миру. Когнитивные биологи Текумсе Фитч и Тюдор Попеску из Венского университета предполагают, что человеческая музыкальность объединяет все культуры на планете.

Многие музыкальные стили мира настолько различны, по крайней мере внешне, что музыковеды часто скептически относятся к тому, что у них есть какие-то важные общие черты. «Универсальность — это громкое слово и опасное», — сказал однажды великий Леонард Бернстайн. Действительно, в этномузыкологии универсальность стала чем-то вроде ругательства. Но новое исследование обещает вновь возродить поиск глубоких универсальных аспектов человеческой музыкальности.

Сэмюэл Мер из Гарвардского университета обнаружил, что все изучаемые культуры создают музыку и используют схожие виды музыки в сходных контекстах, с одинаковыми характеристиками в каждом случае.Например, танцевальная музыка бывает быстрой и ритмичной, а колыбельные — мягкими и медленными — по всему миру. Кроме того, все культуры демонстрировали тональность: построение небольшого подмножества нот из некоторой базовой ноты, как в западной диатонической гамме. Исцеляющие песни, как правило, используют меньше нот и располагаются более близко друг к другу, чем песни о любви. Эти и другие результаты показывают, что действительно существуют универсальные свойства музыки, которые, вероятно, отражают более глубокие черты человеческого познания — фундаментальную «человеческую музыкальность».»

В обзорной статье Science в том же номере исследователи Венского университета Текумсе Фитч и Тюдор Попеску комментируют последствия. «Человеческая музыкальность в основе своей опирается на небольшое количество фиксированных столпов: жестко запрограммированные предрасположенности, предоставленные нам древней физиологической инфраструктурой нашей общей биологии. Эти «музыкальные столпы» затем «приправляются» особенностями каждой отдельной культуры, давая подняться до прекрасного калейдоскопического ассортимента, который мы находим в мировой музыке», — объясняет Тудор Попеску.

«Это новое исследование возрождает увлекательную область исследований, начатую Карлом Штумпфом в Берлине в начале 20-го века, но трагически прерванную нацистами в 1930-х годах», — добавляет Fitch.

По мере того, как человечество сближается, растет и наше желание понять, что общего у всех нас — во всех аспектах поведения и культуры. Новое исследование предполагает, что человеческая музыкальность является одним из этих общих аспектов человеческого познания. «Точно так же, как о европейских странах говорят, что они «едины в разнообразии», так и смесь человеческой музыкальности объединяет все культуры на планете», — заключает Тудор Попеску.

Источник истории:

Материалы предоставлены Венским университетом .