Типы и виды власти – Формы и типы власти
7.2.Типы и виды политической власти
Политическая жизнь представляет особую форму реализации интересов государства, политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций и также отдельного человека по сознательному использованию власти, которая направлена на удовлетворение их политических интересов. Политическая жизнь находит выражение во властных отношениях, которые всегда направлены на защиту, закрепление и развитие достигнутых позиций, создание новых предпосылок для дальнейшего упрочения существующей власти.
Главным носителем властных отношений является государство. В лице конкретных органов в центре и на местах оно выступает (или должно выступать) основным субъектом властвования, который определяет главные направления развития политических и правовых отношений. От его способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными и культурными институтами, согласовывать интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов.
Особую проблему представляет взаимодействие государства с человеком, а точнее говоря, человека с государством. В принципе это проблема обратной связи, ибо только ее наличие и постоянное совершенствование обеспечивают жизнеспособность политических структур. Знание настроений, тенденций их изменения, форм взаимодействия и способов привлечения людей к решению общественных проблем и составляет суть социологической интерпретации взаимодействия человека с государством.
Для социологии большое значение имеет структурирование властных отношений, олицетворяемых государством.
Наиболее часто употребляемой классификацией, применяемой в социальных науках, является разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Социологические исследования трех ветвей власти показывают существенные различия между ними, так же как и различна оценка их деятельности населением. Однако в реально функционирующем сознании (и в советское время, и в настоящий период) самыми заметными для большинства людей остаются органы исполнительной власти, а затем уже законодательной при почти полной неинформированности о власти судебной. Но при всем кажущемся парадоксе (ведь уже давно приняты соответствующие акты) оценка населением ветвей власти отражает реальное их положение, которое нельзя изменить никакими указами, постановлениями и другими официальными предписаниями.
Принцип разделения властей, отражая единство власти, тесно увязан с адресной ответственностью за исполнение конкретных функций независимо от того, отвечает ли за это одно или несколько лиц, один или несколько институтов (в ряде стран и в разные эпохи исполнение, например, законодательных, исполнительных и судебных функций совмещалось). Принципиально важно, чтобы всегда было юридически ясно, за какую функцию, в какой момент и кто может быть спрошен по всей строгости закона.
В связи с этим обратимся к знаменитой римской юридической максиме «властвуй разделяя», которая обычно трактуется в том смысле, что успешное управление предполагает насилие (т.е. «правитель — разъединяй, стравливай подвластных»). На самом деле имеется в виду совершенно противоположное: успешное управление основано на различении («divide» — суд, различение) и только в этом смысле разделении тех, кем управляешь (т.е. «правитель — познай, согласовывай интересы подданных; познай, различи собственные властные способности и функции»).
Другим основанием для типологизации политической власти является известное положение М. Вебера о
Еще один подход к типологизации политической власти проявляется в рассмотрении уровней властных полномочий на взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном и местном. Эти органы власти в зависимости от ситуации по-разному оцениваются населением. Интересно отметить, что, когда начиналась перестройка, люди с большой симпатией относились к деятельности центральных органов власти и фактически отказывали в доверии представителям местных государственных учреждений. В середине 90-х годов исследования показали прямо противоположную картину: сравнительно высокая оценка деятельности местных органов власти при очень критической настроенности к президенту, правительству, Государственной Думе, уровень полного доверия к которым в 1994—1999 гг. не превышал 4—10,9%.
Анализ социологической информации показывает, что между этими уровнями — макро-, мезо- и микроуровнем — сложилось определенное противостояние, связанное с перераспределением властных полномочий, ответственностью за рациональную организацию производственной, общественной и личной жизни граждан, с возможностью финансового обеспечения осуществляемых социальных программ и мероприятий.
Кроме того, в научной литературе предпринимались попытки так классифицировать формы и типы власти: институциональные и неинституциональные; по функциям; по объему прерогатив; по методам и т.д.
Анализируя структуру и деятельность правящего субъекта, можно осуществить еще одно деление, основанное на оценке характера и качества власти, на степени соучастия населения в ее осуществлении, на полноте представительства интересов различных социальных групп. При этом можно назвать следующие типы власти.
1. Демократия — функционирует в рамках гражданского общества и правового государства и олицетворяет универсальные процедуры, связанные с избранием законодательных органов народом; всеобщим избирательным правом; правом большинства ограничивать (но не отменять) права меньшинства; доверием народа органам власти; нахождением государства под общественным контролем и т.д. (В данной интерпретации мы применяли современное объяснение демократии, в отличие от Аристотеля, который характеризовал демократию как стихийную форму реализации власти.)
Искажение этих и других современных принципов осуществления демократии может привести к ее отторжению большинством населения, как произошло в России после взлета надежд в 1991—1992 гг. на демократические преобразования. По данным ВЦИОМ, к концу 1999 г. за демократию ратовало всего 6,2% опрошенных, в то время как за наведение порядка — свыше 80%, что можно расценивать как формирование благоприятной (или щадящей) ситуации к возможному установлению жесткой политической власти.
В условиях демократии существенным образом меняется доступ ко всем видам информации, в результате чего многие группы населения ведут себя иначе, открыто высказывают свое отношение к конкретным политическим процессам и представителям власти.
2. Плутократия и тесно связанная с ней олигархия — олицетворяют власть немногих лиц или групп в государстве, резко ограничивая права и полномочия других субъектов, желающих участвовать в политической жизни и добивающихся прихода к власти. Они обычно не допускают, чтобы их сменили даже на основе одобренных законодательством процедур, и отвергают всякие попытки ограничить свою власть. Поэтому перераспределение власти может произойти только внутри этой группы, для чего используются «дворцовые» перевороты, разного типа тайные соглашения. Они готовы скорее перейти к таким формам, как тоталитаризм, чем демократия, чтобы сохранить возможность продолжения политического господства.
Данный тип власти характерен для многих государств, в том числе для России, как в царские времена, так и в советское время. Речь может идти лишь о разных аспектах олигархической власти, а не о ее наличии или отсутствии. Это еще более применимо к политической жизни современной России, где борьба олигархических групп составляет сущность происходящих политических изменений.
3. Этнократия — тип власти, которая сравнительно редко проявляет себя в явном виде. Хотя она обычно выступает в закамуфлированной форме, но ее проявления — этноограниченность, этноэгоизм и этнофобия — реально существуют в ряде государств мира, в том числе в странах СНГ. Опасность такой формы власти проявляется не столько в том, что все ключевые позиции в политике и экономике сосредоточиваются в руках лиц одной национальности, сколько в том, что возрастает напряженность между народами, а это ведет к скрытой или открытой конфронтации, повышению миграции, росту недоверия на этнической почве и к серьезному, а иногда и резкому ухудшению ситуации в регионе.
4. Теократия — при которой власть сосредоточена в руках религиозной верхушки или у политических лидеров, руководствующихся религиозными постулатами. Теократические государства существовали в древнее время (например, Иудея в V—I вв. до н. э.), в средневековье (Священная Римская империя, халифаты Омейядов и Аббасидов), в новое время (Парагвай — XVII в.). В современный период существует Иран во главе с шиитским духовенством, делались попытки создать теократические государства в Пакистане и Афганистане.
Установление теократических режимов сопровождается усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни, что выражается в придании религиозным праздникам статуса государственных, осуществлении судопроизводства на основе требований религии, участии служителей религиозных культов в политической борьбе.
5. Технократия — при этом типе власти функции государства осуществляются с позиций требований производства, экономики, без должного учета политических и социальных факторов. Один из просчетов идеологов перестройки и сменивших их неолибералов состоял в том, что во все звенья государственной и общественно-политической власти пришли специалисты народного хозяйства, которые, зная многое об организации производства, как правило, не умели руководствоваться потребностями общественного развития, плохо знали человеческую психологию, выполняли свои функции в силу корпоративного понимания ответственности, а иногда и карьеризма, в силу данного поручения, а не научного понимания значения политической работы.
Технократы достаточно последовательно проводят в жизнь свою убежденность в том, что институты и органы управления, занимающиеся хозяйственными делами, не должны участвовать в политической работе и оказывать на нее давление. Они игнорируют тот факт, что любая форма власти так или иначе связана с воздействием на сознание человека, подчинением его определенному порядку и стремлением добиться конкретного результата. Они не придают значения тому, что эти функции не будут полностью или частично реализованы, если не будут учтены отношение людей, их понимание, мнение о различных акциях в сфере политики.
6. Охлократия — данный тип власти апеллирует к популистским настроениям в наиболее примитивных и вместе с тем массовидных вариантах стихийных акций населения. Он отличается изменчивостью политического курса, упрощенчеством при решении сложных общественных проблем, постоянным обращениям к люмпенизированным слоям населения, прибегает к провокациям для возбуждения массовых страстей. История свидетельствует, что чем больше и дольше власти злоупотребляют этими методами, тем печальнее и трагичнее завершают свой путь политические лидеры, обращавшиеся за содействием и поддержкой к этим слоям общества. В условиях охлократических режимов высок уровень иждивенческих настроений, когда усилия нередко сводятся к критике всех без исключения политических институтов, но далеко не всегда это сопровождается созидательной работой самого человека.
В заключение стоит напомнить об одном принципиальном положении, которое многократно проверено логикой общественного развития, а именно: отсутствие оппозиции пагубно влияет на всю политическую систему. Когда нет оппонентов, когда все политические решения принимаются из одного центра, приходят успокоение и своеобразное «ожирение» властных структур. Вера в непогрешимость «единого центра», практика его безапелляционного диктата разрушают все поиски на политическом поприще, загоняют вглубь болезни и пороки и постепенно создают предпосылки для конфликта большой разрушительной силы. Именно так случилось с КПСС, когда, сосредоточив власть в своих руках, ответственность за развитие всего и вся, она сама обрекла себя на поражение, как и систему, которую она олицетворяла.
Говоря о содержании и сущности властных отношений, следует напомнить, что это в значительной степени проблема управления, качественного улучшения взаимосвязи теории и практики, органического соединения слова и дела. Решение задач научного управления всегда было связано с поиском новых, более эффективных форм и методов планомерного воздействия на общественную жизнь. Это в полной мере относится к любой сфере общественной жизни, что особенно наглядно проявляется в стиле деятельности как государства, так и общественных организаций.
studfiles.net
Власть: разновидности, формы и типы
Власть есть необходимый атрибут всякого общества. Ее можно определить как способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя, при необходимости, принуждение.
Будучи атрибутом общества, власть изменяется вместе с изменением его природы. С этой точки зрения, можно выделить несколько разновидностей власти.
Власть родового общества. Будучи по природе общественной, она совпадает с населением, т.е. с родовой или племенной общностью. Родовое общество не делилось на группы с различными, тем более — противоположными интересами. Поэтому власть родовых старейшин и племенных вождей выражала общую волю, отражая интересы всех и каждого.
Другая особенность этой власти состояла в магической силе обычая, который явлшялся ее основой и формой выражения. В представлениях первобытной эпохи обычай был также несотворим, как и окружающий мир. Он воплощал «мировой порядок», отражавший волю предков и племенных богов. Поэтому его нарушение рассматривалось как неуважение к предкам и могло вызвать гнев богов, выражавшийся в болезнях, несчастьях, стихийных бедствиях и т.д. В этих условиях субъекты власти не обладали реальным механизмом принуждения. Санкции к нарушителям применяла сама традиционная общность, которая при необходимости «выдавливала» их из своей среды.
Власть раннеклассовых обществ. Вторая разновидность власти характерна для раннеклассовых обществ, примером которых могут быть общества Древней Индии, Древней Иудеи, раннего ислама и т.д. В наши дни их можно встретить в ряде районов Тропической Африки, Ближнего Востока и т.д. Общество и власть сочетают здесь черты классовой и доклассовой эпохи. Так, власть по-прежнему считается «несотворимой», но приобретает и новые качества, отражающие изменения в обществе и сознании человека. Вытеснение племенных властей властью государства (либо его переходных форм) сопровождается здесь заменой политеизма монотеизмом и «встраиванием» государства в «мировой порядок», предусмотренный соответствующей религиозной доктриной — иудаизмом, индуизмом, исламом и т.д. Основу власти (как и «мирового порядка» в целом) здесь составляют божественное откровение (иудаизм, ислам), мудрость древних (индуизм) и т.д. Видимо, тогда и появилось выражение, что всякая власть от бога. С другой стороны, в структуре власти государства все большую роль играют нормы, считающиеся «рукотворными» и защищаемые уже аппаратом государства.
Власть развитой государственности. Третья разновидность власти отражает эпоху относительно развитой государственности, когда государство сбрасывает религиозную форму и выступает уже в «чистом» виде. Это, как правило, буржуазные государства и социалистические (в их марксистско-ленинском истолковании).
В общественной структуре появляются группы людей, интересы которых не совпадают и даже вступают в конфликт. Если в родовую эпоху власть выражала единый интерес, то теперь она призвана приводить к «общему знаменателю» противоречивые интересы различных социальных групп. В этих условиях общественная власть родового строя превращается в политическую, т.е. государственную власть.
Следуя принятому плану изложения, мы должны рассмотреть вопрос о форме власти или о государственном устройстве, к которому пришли различные государства в различных регионах планеты. Но поскольку в одной работе нельзя объять обширную сферу мы вынуждены пойти по пути выбора типичных организационных форм государств и дать их классификацию по типичным признакам государственной власти, а также выяснить причины формирования той или иной классификационной группы.
Самая древняя классификация государств приписывается обыкновенно Аристотелю. Нужно предполагать, что великому греку принадлежит только научная конструкция этой классификации, которая слагалась постепенно и к его времени сделалась всеобщим достоянием. Он уже нашел готовые понятия о различных формах государственного устройства, ими уже пользовались предшественники в своих литературных трудах (Геродот, Ксенофонт, Платон). Но без сомнения Аристотелю принадлежит честь логического построения классификации государств, которая, поэтому справедливо носит его имя.
Вопрос о классификации государств Аристотель рассматривает в книге «Политика». В ней, настаивая на различии государства, как целого от составных его частей, он видит сущность его в политическом устройстве, здесь он выдвигает постулат о том, что государство остается одним и тем же, пока сохраняет свое устройство и наоборот оно становится тотчас другим, как скоро изменяет устройство, хотя бы части его оставались прежними.
Устройство же государства определяется составом верховной власти, к которой тяготеет вся политическая жизнь общества. Эта власть может принадлежать или одному человеку или немногим или большинству граждан. Отсюда три основные формы власти и государственного устройства: единовластие, правление меньшинства, правление большинства.
Каждое из основных форм делится, в свою очередь на две разновидности, смотря потому, преследует ли она благородные цели, т.е. общее благо или личные цели, означающие собственную выгоду. Таким образом, получается три правильных формы и три неправильных или искаженных.
Правильными формами будут:
Монархия, где верховная власть принадлежит одному лицу.
Аристократия. Где эта власть принадлежит меньшинству родовитых или богатых.
Полития (демократия), где власть находится непосредственно в руках большинства граждан.
Соответственно неправильными искаженными формами являются:
Тирания, где правитель имеет только свои выгоды.
Олигархия, где немногие правят в личных целях.
Демократия. Где господствует бедное большинство, преследуя свои интересы и не заботясь об общем благе.
Последователи Аристотеля (Полибий) изменили в последствии его терминологию: полития была названа демократией, а эта последняя охлократией, точно также тирания стала называться деспотией. Эта терминология стала общеупотребительной.
Термин «политический» происходит от греческого «полис», т.е. город-государство. Если власть родового общества совпадает с населением (точнее с родовой или племенной общностью), то политическая, или государственная власть осуществляется специальным аппаратом, выступающим от имени общества, но с обществом не совпадающим. Появление государства означает качественное изменение принципов организации общества и власти. Если в родовую эпоху то и другое строилось по кровнородственному принципу, то в условиях государства население и государственный аппарат строятся по территориальному принципу. При этом с появлением государства появляются налоги и займы, с помощью которых создается его финансовая основа.
Иногда термин «политическая власть» приобретает более широкое содержание вследствие рассмотрения его сквозь призму понятия «политическая система общества». Это понятие более подробно будет рассмотрено ниже, здесь же отметим, что под ней понимают совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества. Помимо собственно государства в нее входят политические партии и движения, женские, молодежные, религиозные и прочие общественные организации. В этих условиях субъект государственной власти может завоевать и удержать ее, лишь опираясь на те или иные политические партии и иные институты политической системы общества. Государство превращается при этом в один из элементов (хотя и важнейший) механизма политической власти. из этого делается вывод, что в современных условиях политическая власть не ограничивается рамками государства, а включает также институты политической системы, составляющие ее социальную опору.
Государственную власть отличает такой важный признак, как суверенитет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее во вне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права5.
studfiles.net
Основные функции и виды власти — КиберПедия
Виды власти. Существует несколько подходов, которые определяют виды власти. В зависимости от основного признака, по которому происходит разграничение, выделяют несколько классификаций. По способу взаимодействия власть может быть: тоталитарной; демократической; авторитарной; либеральной. По функциям соответствующих органов выделяется: законодательная; исполнительная; судебная власть. В зависимости от субъектов, ее осуществляющих: семейная; армейская; профсоюзная; партийная; государственная.
Функции политической власти – это те особенности и свойства, присущие ей, благодаря которым она действует в обществе и меняет его. Наиболее полно они реализуются в процессе господства. Как правило, выделяют четыре основополагающие функции политической власти:
1. Управления. С его помощью субъект власти реализует свою стратегию на практике. Предполагается, что руководство должно принимать конкретные и соответствующие времени решения. Здесь отражаются интересы сил, стоящих у власти.
2. Функция контроля. Для ее реализации создаются такие органы, как прокуратура, контрольная палата, структуры, проводящие ревизии.
3. Организаторская функция. Она формирует политические отношения между отдельными гражданами, партиями и классами с одной стороны и государством с другой.
4. Воспитательная функция. Она обеспечивает руководству авторитет, а граждан призывает быть законопослушными.
5. Сохранение целостности социума.
6. Формирование в обществе политической системы.
7. Контроль над разными структурами социума в собственных интересах, воздействие на них.
8. Руководство делами страны и общества с использованием разных методов.
9. Управление деятельностью государственного аппарата, органами власти с помощью их же средств.
10. Реализация интересов и запросов социальных групп, осуществляющих функции власти.
11. Стабилизация отношений в социуме. 8. Поддержка и укрепление той системы власти, которая уже существует. Делается это не только для защиты своих интересов, а и для развития общества в целом.
12. Сохранение пропорций между потреблением и производством таким образом, чтобы они помогали друг другу прогрессировать, а не стоять на месте.
Ресурсы и факторы власти
Ресурсы власти
Власть, т.е. способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю, в том числе и преодолевая сопротивление других сил, базируется на использовании разнообразных средств и методов, в том числе — влиянии, авторитете, законе, прямом насилии и т.д. Совокупность этих средств и методов, которые позволяют субъекту власти влиять на ее объект, есть ресурсы власти.
По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В древности власть опиралась главным образом на авторитет правителя, с ростом расслоения в обществе главными ресурсами власти стали богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествлялась с господством. В индустриальном обществе главным ресурсом власти становится организация, а на современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим средством властвования.
Существует несколько критериев для классификации ресурсов власти. По одной из наиболее распространенных систем типологий — антропологической, типы властвования различаются устойчивыми мотивами, лежащими в основе поведения субъекта и объекта власти. Конфуций считал ресурсами власти правителя — его личный пример и следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости и т.д. Н. Макиавелли выделил два главных мотива поведения человека — любовь и страх. Человек, которого боятся, способен управлять так же эффективно, как и тот, которого любят. Помимо страха и любви Макиавелли считал ресурсами власти также человеческие страсти и пороки.
Более поздние классификации, также основанные на антропологическом принципе, добавили к страху как ресурсу властвования убеждение и интерес. Убеждение может использоваться в качестве источника власти как в демократическом (в виде свободного выбора индивидом предпочтений и ценностей в политике), так и в тоталитарном обществе (с помощью всеобъемлющего контроля над информацией). Ресурс интереса является основой властных отношений преимущественно в условиях развитого демократического, гражданского общества, где политика выступает предметом своеобразной купли-продажи — обещания в обмен на избирательные голоса. Ресурсы власти отличаются циклом действия и эффективностью. Использование определенных ресурсов связано с существующим политическим режимом и некоторыми другими факторами, в том числе и традициями.
Типы власти:
По типу субъекта: государственную, семейную, армейскую, административную.
По широте распространения: мега-, макро-, мезо-, микроуровни.
По функциям: законодательную, исполнительную, судебную.
По типу взаимодействия «субъект-объект»: тоталитарную, авторитарную, либеральную, демократическую.
По виду социальной базы: поли- или олигархию, плуто-, тео-, партократию или власть толпы – охлократию.
По типу ресурсов, на которых основывается подчинение: нормативную, принуждающую, вознаграждающую, экспертную и т.п.
cyberpedia.su
Типы власти
Власть может принимать разнообразные формы. Все формы власти побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя.
Существуют три базовых типа власти:- Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.
- Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности.
- Духовная власть: источник – культурное неравенство.
Базовые типы при своем взаимодействии порождают на практике различные виды власти.
По характеру осуществления власти:- Формальная власть – это власть должности, обеспечивающая единство действий всех исполнителей. Она обусловлена официальной должностью обладателя в структуре управления организации, а также совокупностью принадлежащих этой должности прав, вне связи с личными качествами, и измеряется либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям руководителя.
- Реальная власть это власть авторитета, обусловленного местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений, и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих. Реальная власть не всегда связана с иерархией. Готовность подчиняться (восприятие власти) определяется пониманием смысла распоряжений, интеллектуальными и физическими возможностями сотрудников, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.
Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Обычно их обладателями являются различные лица, часто противостоящие друг другу, что ослабляет взаимное стремление ее монополизации. Это является положительным моментом, поскольку, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.
infomanagement.ru
Характеристика форм и типов власти
Власть может принимать различные формы, в том числе утилитарную, авторитарно-нормативную и объединенную
. Утилитарная власть — это воздействие на человека посредством сильных мотивов. Исполнитель задачи знает, что при его выполнении он получит определенное вознаграждение
. Авторитарно-нормативная власть — это законная власть и исполнитель понимает его обязанностью является признание указаний руководителя
. Объединенная власть — это власть, которая устанавливается группой, может быть большой и неосознанной, но поведение работающих должна вписываться в нормы и культуру организации
Специалисты разработали несколько подходов к классификации типов власти. Последние научные источники выделяют десять типов власти, которые разделены на две группы и имеют личную и организационную основу (рис 161) [11 с374374].
Рис 161. Источники власти в организации
Личностное основу власти составляют следующие источники:
1. Экспертная власть основана на способности руководителя в силу своей подготовки и уровня образования оценить знания, мастерство, талант, навыки подчиненных, помогает достичь успеха, поскольку подчиненные верят ь в высокий профессионализм руководителя. Экспертная власть жестоко не связывается с отдельной должности ее недостатком страдают молодые руководители, которым необходимо время для получения и использования цие й властейди.
2. Эталонная власть — заключается в использовании влияния лидера благодаря наличию у него привлекательности и захватывающих характеристик (сила личных качеств, стиль руководства), которые охотно наслидуються подчиненными
При наличии чувства уважения к руководителю подчиненные с энтузиазмом выполняют распоряжения и более лояльно относятся к нему. Эталонную власть иногда называют харизматическим влиянием, характеристики которого го являются: обмен энергией; впечатляющая внешность; независимость характера и высокая самостоятельность; хорошие ораторские способности; увлеченность своим лицом; уверенная манера держаться и высокая собранностьь.
3. Правовой власть — заключается в том, что каждый руководитель использует предоставленное ему право в пределах своих способностей. Во многих случаях это источник власти может быть предоставлено один раз, особенно когда организация только формируется. П. Подчиненные играют важную роль в использовании этого типа власти. Важно от них получить признание право на власть, которое имеет четкие границы примененияння.
4. Информационная власть — это власть, основанная на возможностях доступа к необходимой и важной информации, умении ее использования на подчиненных. Информация позволяет руководителю принимать оптимальные решения и тем самым осуществлять ты властные полномочия. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Власть информации необходимо отличать от экспертной власти, которая связана с здатнис ю использовать конкретные данані.
5. Потребность у власти — заключается в желании влиять на подчиненных. Это источник власти проявляется в следующем: упорной советы и желание оказать помощь, вызов эмоций у подчиненных, а также укрепления своей репутации
Организационную основу власти составляют следующие источники [11, с375-377]
1. Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель власти может влиять на конкретное решение. Это источник власти связано не только с лицом, принимающим решение. Современная практика управления фактически в исключает возможность принятия решения одним человеком. Почти все решения имеют коллективный характер, так как в их подготовке, принятии и реализации принимают участие несколько мужскавік.
2. Влада вознаграждений предполагает воздействие положительных эмоций, что позволяет достижения и развития желаемых или устранение нежелательных черт в поведении подчиненных. Вознаграждение является одним из самых древних и широко используемых источников властей ди. В значительной степени власть вознаграждения определяется уровнем формального права на власть. Для активного воздействия на поведение и деятельность подчиненных надо знать их потребности, ценностные ориентации, а также стал ления к отдельным видам вознаграждений и взысканий. На практике используются различные формы доплат к основной ставке, моральное стимулирование, повышение квалификации, продвижение по службе, представление в д ержавних наград, вынесение благодарности, вручение грамоты и др.інше.
3 ветви власти принуждения — это применение руководителем различных форм взысканий к лицам, допускающих нарушения установленных правил, норм и нормативов. Для осуществления этой власти используются следующие формы: критика наедине, заметим ения, обсуждение на собрании коллектива, предупреждение, выговор, штраф, понижение в должности, увольнение и др.. В основе данного источника власти лежит страх. Но как показывает практика, на нем далеко не уедешь. С трах ограничивает инициативу, творчество и может привести к свертыванию работы. Особенно это относится к предпринимательских организаций. Руководители, как в случае с наградами, могут ослабить власть принуждения своих ими неверными действиями, несправедливо наказывая подчиненных. Главным в менеджменте должно быть предупреждение и устранение причин, ведущих к различным нарушениеморушень.
4. Власть над ресурсами заключается в регулировании доступности ресурсов в связи с их объективной ограниченностью. Организация нуждается в определенных объемах различных ресурсов: сырья и материалов, рабочей силе, финансовых средств ах, оборудовании, технике и др.. Поток распределения ресурсов направлен сверху вниз. Этим достигается ответственность между поставленными задачами и необходимыми для их организации ресурсами. Руководители контрол юють распределение ограниченных ресурсов и тем самым еще более укрепляют свое право на власть, а некоторые из них способны эффективно применять другие источники власти, умышленно создают дефицит ресурсерсів.
5. Власть связей строится на способности человека влиять на других людей через его связи с влиятельными лицами. При этом речь идет не о реальных связи, а только о вере в реальность их существования в тех, на кого осуществляется юеться влияние. Нередко отдельные лица, которые хотят власти такого рода, обращаются к созданию легенд и слухов о себбе.
Прочность власти зависит от многих обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению, что обусловливаются следующими факторами:
значительным сокращением разрыва в уровнях образования и квалификации между руководителями и подчиненными, что заставляет первыми применить такие формы воздействия, как убеждение и участие;
основу организации, вместо бывших универсальных работников, сейчас стали составлять специалисты узкого профиля, обладающие уникальной квалификацией, а их освобождение может обернуться катастрофой. ЗРО озумило, безоговорочно управлять такими людьми, особенно административными методами, невозможно;
мобильность работников, широкие внешние связи, доступность к информации значительно облегчает квалифицированным специалистам поиск нового места работы и ставит их менее зависимыми от администрации
В итоге власть меняет форму, становится более гибкой, а в ряде случаев руководители разделяют ее с подчиненными
Отсутствие четкого механизма реализации власти может привести к захвату неограниченной власти или в безвластие. Неограниченная власть порождает следующие проблемы:
а) внутренняя неуверенность руководителей, особенно молодых, которая заставляет их иметь сомнение в возможности успешного выполнения порученного дела при условии, что они делегируют часть прав и обязанностей своим подлых легли. Такие руководители хотят сохранить за собой большинство полномочий, а на исполнителя переложить ответственность;
б) трудности глубокого понимания некоторых современных видов деятельности. Отдельные руководители только поверхностно знают состав выполняемой работы подчиненными. В результате подчиненные могут имитировать выполнение обязател ков и занимают позицию безсуперечливого подчинения руководителюі;
в) использование жестких методов психологического воздействия на работников, что может превратить подчиненных в послушных марионеток в руках руководителя и беззаботных исполнителей
Развитие ситуации в условиях безвластия зависит от компетентности, грамотности, профессионализма, целей, ценностей коллектива, желанием неформального лидера направить действия людей в позитивное русло. Если да кий лидер является, ситуация может быть взята под контроль руководством более высокого ранга и приведена в норму. Если среди подчиненных лидера нет, безвластие приобретает черты анархии, что является опасным и ситуация становится важкоуправляемоою.
Для эффективного функционирования организации необходимо соблюдать оптимальное соотношение зависимостей двух видов: подчиненных от руководителя и руководителя от подчиненных. Это называется балансом власти
uchebnikirus.com