Тип культуры это – Типы культуры.

28 ПОНЯТИЯ «ТИП», «ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР». Культурология. Шпаргалка [litres]

28 ПОНЯТИЯ «ТИП», «ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР»

Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих ныне в составе мировой культуры, необходимо их некоторое упорядоченное описание (классификация).

Классификация объектов культуры по существенным признакам называется типологией. Она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, идеальной модели исторически развивающихся культурных объектов.

Тип культуры – это научная абстракция, которая получается в результате акцентирования, усиления, логического связывания культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи в различных культурах. Эта теоретическая абстракция делает возможным изучать множество явлений культуры на количественной и качественной основе.

Однако каждая реальная культура уникальна, отнести ее к тому или иному типу удается только с определенными упрощениями и оговорками. Конкретные культуры лишь приблизительно могут соответствовать тому или иному типу. Они могут в чем—то отходить от его типических черт и включать в себя черты других типов.

Характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа, можно выделять по—разному. Взяв те или иные из них в качестве критерия, ученые строят различные типологии.

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.

Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонацио—нальная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д.

Существуют типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно—детерминированное поведение индивида.

Каждая типология обладает своими сильными и слабыми сторонами, имеет определенную методологическую значимость.

Все типологии достаточно условны, так как не исчерпывают всего многообразия культурных феноменов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Критерии типологизации культур. Социальные типы культур.

Понятие «типология» или «классификация» каких-либо явлений отражает стремление исследователей упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. Поскольку культура как сложное явление включает множество элементов, сторон, уровней, выполняет множество функций, то и оснований для классификации может быть множество. Критериями же могут быть: религия, виды деятельности, региональная принадлежность, хозяйственный уклад, сферы общества, этнический состав населения, исторические эпохи и т. п. Единой универсальной типологизации не может быть в силу различных целей исследования и многогранности самого явления. Однако в культурологии встает проблема поиска критериев, которые бы позволили представить основные типы культур. Поскольку культура непосредственно связана с деятельностью людей, то
в качестве основного критерия часто называют различные виды деятельности.

1. Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, все формы общественного сознания, духовные ценности, общение

2.

Можно выделить четыре вида культур.

Культура социальной организации и регуляции: хозяйственная, правовая, политическая культуры.

Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная и художественная культуры).

Культура социальной коммуникации: информационно – кумулятивная культура, культура межпоколенной трансляции социального опыта.

Культура физической и психической репродукции и реабилитации (культура физического развития, культура отдыха, питания).

3. Общество неоднородно

по своему составу, оно состоит из различных групп, классов, наций, народностей, т.е. субъектов культуры. На основе этого признака можно выделить:

этнические и полиэтнические культурные образования, формирующиеся по этнотерриториальному принципу: культуры наций, этносов, субкультуры этносов. и т.д.

экстратерриториальные культурные образования, выделяемые по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры социальных классов, сословий, социальных групп, каст; культуры профессиональных и других социальных групп

4.Когда культуру рассматривают в историческом плане, то выделяют культурно-исторические стадии, эпохи, периоды по основаниям:

социально-экономическим; технологическим; археологическим; культурно-стилевым; общеисторическим

5. Вебер выделил 3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры. Соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону.

6. Иоган Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации мужского или женского начала.

Культурологичесая наука за время своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а) Единство культурного пространства географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.

Социальные типы культуры

1. Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.

2. Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех», свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, то выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. «Что ждет массового человека — он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения.

К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести:

индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).

рекламу и моду;

систему средств массовой информации и пропаганды.

3. Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям.

4. Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.

5. Контркультура — это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности.

studfiles.net

3.3. Типы культур: Этническая и национальная культура

Этническая и национальная культуры имеют много об­щего, но отличаются друг от друга по ряду важных призна­ков. В отличие от первобытных общин, где социаль­ная организация строилась на кровнородственных связях, этнос — это, прежде всего, культурно-языковое сообщество.

Этническая культура — это разновидность локальной культуры, формирующаяся на ранних стадиях развития человечества.

Специфика этнической культуры обуслов­лена природной средой, зависимость от которой на на­чальных этапах существования человечества была очень высокой. В ней выражается народный опыт жизни и ра­циональное ведение хозяйства в данных природных усло­виях.

Стержнем этнической культуры являются этнические ценности, т. е. совокупность культурных традиций этноса, ко­торые выделяются самим этносом в качестве специфиче­ских маркирующих его историческое и культурное своеоб­разие черт.

Важнейшая роль в этнической культуре при­надлежит традиции, благодаря которой структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочивается взаимодействие с представителями других общностей, в стандартных ситуациях происходит селекция инноваций (из них отбираются только те, которые не оказывают раз­рушительного воздействия на этноспецифические черты).

Однако существуют различные исторические формы этносов — союзы племен, народности, нации, диаспоры (общины мигрантов).

Возникнове­ние наций исторически связано со становлением и разви­тием капитализма, ликвидацией феодальной раздроблен­ности, образованием национальных государств.

В культурном плане огромное значение для образования и функциони­рования наций имеет создание единого семиотического поля унификации языка, в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литера­туру и СМИ.

Для формирования и функционирования на­ции важно формирование определенных ценностных уста­новок взаимодействия с другими народами для их взаимообогащения.

Национальная принадлежность опре­деляется самосознанием и этнокультурной наследственностью индивида. Если семейно-родовая этническая при­надлежность зависела от происхождения человека, его ис­торических корней, то соседско-территориальная национальная принадлежность в значительной мере связана с включением индивида в се­миотическое и ценностное поле данной национальной культуры, от ощущения значимости причастности к ней и чувства (желания) быть к ней причастным(ой).

В каждой национальной культуре существует два слоя культуры — этнический и собственно национальный.

Основу любой национальной культуры в широком смысле этого слова составляет этническая культура тех этносов, из которых данная нация образовалась.

Этническая куль­тура в развитых национальных государствах — это народ­ная культура, средоточием которой является деревня. Она охватывает сферу быта и имеет в себе обычаи и традиции предков, которые проявляются в особенностях пищи и одежды стереотипах социального поведения и действия ориентации на специфические формы досуга и т. д.

Но национальная культура не сводится к этнической.

Национальная культура в узком смысле — это городская культура. Ее богатство развертывается на основе пись­менности и образования. Лучшие достижения националь­ной культуры — это продукт творчества талантливых пред­ставителей науки просвещенных эрудированных людей.

Национальная культура в узком смысле — это культура интеллигенции. Овладение культурой широкими массами достигается на основе институтов образования.

Таким образом, проблема взаимоотношения этнической и нацио­нальной культуры — это проблема взаимоотношения «кор­ней» и современной культуры народов.

Этническая куль­тура — это не только историческое основание националь­ной культуры, но и источник творчества, создания нацио­нальной культуры в узком значении. Однако, взаимоотношения между национальной культурой в узком смысле и этнической культурой, как ее более древ­ней компонентой, сложны и противоречивы.

Этническая культура есть классический (устоявшийся) механизм народной памяти, знаний, опыта, традиций и как познанных, так и ещё не познанных знаний. Отшлифованная опытом поколений, она консервирует лучшие нормы жизни, которые молодёжь по незнанию или в силу привитой извне мысли, считает якобы не отвечаю­щей современным условиям нормы жизни, «не модной», «несовременной».

Этническая культура пропускает перемены и новшества через «сито» опыта побед и поражений, трагедий старших поколений.

Этниче­ская культура стремится сохранить различия между ло­кальными, местными особенностям быта, поведения, про­изношения, приобретёнными их предками с учётом территориальных, природно-географических, климатических и иных объективных и субъективных факторов, а во вненациональной культуре эти различия нивелируются и с развитием постепенно исчезают, что обрекает «иванов, родства своего не помнящих», или «ренегатов» (термин Л.Гумелёва в его книге «Ноосфера») новых поколений, предавших забвению культуру, опыт, знания предков, на повторение ошибок и трагедий своих старших поколений.

Интеллигенция, как носитель «вненациональной» культуры, отрываясь от своих этниче­ских корней, становится подвержена различным модным поветриям, экспериментальным поискам и метаниям (наркотики, секты, садо-мазохистские кружки).

Таким образом, этническая культура является первоосновой, стержнем и формой социальных культур. При стремлении к прогрессу и обогащению культуры нации, к достижениям всего человечества, нам сле­дует проявлять повышенную заботу о сохранении и развитии этнической культуры в первую очередь своего народа, а также родственных и соседних народов.

studfiles.net

1.6. Отрасли, типы, формы, виды культуры

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура — это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта — местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — рус­скую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. — избранный, лучший, отборный, отборный) — культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура — вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения — первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

• доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

• сельскую и городскую культуры;

• обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура — культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура — индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура — это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура — сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация — процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация — процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной — физическая культура.

studfiles.net

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

но в гораздо большей мере — с философией и особенно натурфилософией середины I тыс. до н. э.— начала I тыс. н. э. Во всяком случае, мифологический тип сознания с его синтезом реального и ирреального очень далек от религиозной культуры, где ни о каком единстве сакрального и профанного не может быть и речи. Другое дело, что нам приходится все время различать специализированную религиозную культуру клира и обыденную «народную религиозность», в которой действительно сохранились многие традиции первобытной мифологии.

Таким образом, в случае с религиозной культурой, как и на примере этнонациональной культуры, мы видим, что без учета фактора исторической динамики и социальной стратифицированности их фактически невозможно анализировать; для разных социальных слоев в разные эпохи их культурное значение не было стабильным.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ.

В рамках процессов разделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей, длящихся со времен неолита (10 тыс.лет тому назад), происходила и все более углубляющаяся их специализация в самых различных областях материального, интеллектуального, художественного и иного производства, коммуникации и пр. Эта тенденция углубления специализированности различных областей деятельности есть объективная составляющая общего социокультурного прогресса (см.).

Подобное разделение культуры на профессиональные сегменты началось со времен неолита с разделения функций (и культуры) бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем с выделения функций (и культур) скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремес-

162

ленников и т. п. Вопрос не в том, какая профессиональная культура и в каком порядке выделялась, а в том, что такое профессиональная культура вообще, как тип культурной системы.

Понятно, что в основе профессиональной культуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а некоторые принципы социального сознания

иповедения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии, зафиксированные в учебниках и навыках профессиональной подготовки. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык и т. п.

Уже в античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торговцев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения

иэтикета, внешние атрибуты принадлежности с такому объединению и пр. Еще большее развитие все это получило в эпоху средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена, существенно углубившие символико-ритуальные особенности своего быта, начавшие постепенно влиять и на обыденную сторону культуры подобных объединений, на их язык (профессиональный жаргон), стиль поведения и пр. В эпоху нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов (за исключением церковных) преимущественно распалась, но понятие «профессиональной культуры» (военного или священника, финансиста или инженера) еще больше углубилось. Перечень подобных профессиональных культур вырос до многих десятков, особенно, если учесть и то, что на статус подобных субкультур с полным правом могли претендовать и десятки криминальных «профессий» (воры, грабители, террористы, проститутки и т. п.). В каждой из этих культур (субкультур) складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики и пр.

Но самое главное,— это то, что практически каждая из этих профессиональных культур со временем

163

обрела свою систему профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных и культурных навыков и образцов (начиная от системы профилированных вузов: военных, духовных, дипломатических, технических, медицинских, гуманитарных, художественных и т. п., а также профессиональных школ среднего звена и кончая «народными университетами» воровских притонов, тюрем и лагерей, ночлежек, лагерей наркоманов и пр.), где человек получал более или менее профессиональную подготовку по соответствующей специализации. Появилась такая категория изданий, как учебник по профессии, на страницах которого собственно и зафиксирован в достаточно систематизированном виде (наряду с фундаментальными и технологическими знаниями) комплекс знаний, образцов и эталонов

studfiles.net

Основные типы культур

Культура и человек


Прежде чем перейти к классификации культуры, к ее типологии следует разобраться в самом понятии культура. Так что же это такое?
Под понятием культура принято понимать какие-либо достижения человечества в целом или конкретного индивида. Достижения могут быть
в различных сферах общественной жизни, в разные временные рамки,
а также согласно территориальному делению.
Существует несколько типов деления культуры. Начать следует с более явной исторической классификации.

Исторический тип культуры


Исторические типы культур ограниченны определенными временными рамками, например, каждой эпохе соответствует свой исторически тип. Всего таких типов шесть.
1. Первобытная культура. Основным критерием первобытной культуры является обязательное наличие обрядов, ритуалов, мифология выступает как нечто очень важное. Характерна культурная неразвитость. Люди первобытной культуры не умеют писать, отсюда идет отсутствие возможности передавать знания из поколения в поколение по средствам рукописей. Первобытной культуре характерен синкретизм, то есть некая неразделенность, а как следствие и дальнейшая неразвитость отдельных культурных сфер. Надо сказать, что, несмотря на общее развитие населения, в некоторых отдаленных уголках нашей планеты до сих пор есть люди, живущие в этом типе культуры.
2. Второй тип исторической культуры – это культура античная. Начало свое античная культура берет в первом тысячелетии до нашей эры
с появлением городов-государств (полисов), характерных для Древней Греции. Античная культура схожа с первобытной наличием мифологии, причем ей также уделяется большое значение. Однако в античный период уже появляется письменность, поэтому развитие культуры все же идет вперед. На основе мифов развивается философия и литература. Это основные направления развития культуры на данном этапе. Далее свое место занимает культура Древнего Рима – это как бы продолжение Греческой культуры. Характерно начальное развитие политики и права.
3. Средневековый тип культуры датируется с пятого по пятнадцатый век. В это время церковь оказывает сильное влияние на людей. В каждом предмете ищется какой-то символ – развивается символизм.
4. Исторический тип культуры возрождение. Пятнадцатый век – век расцвета. Основная мысль эпохи – возрождение античной культуры. Главные культурные достижения относятся к искусству. В это время творили такие известные художники как Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли и другие. Основной задачей перед собой они ставили возрождение гармонии между душой и телом. Важное место занимает гуманизм и равенство всех людей. Христианство сталкивается с появлением протестантства.
5. С семнадцатого до начала двадцатого века период нового времени. Развивается торговля и промышленность. Основа всего – капитализм. Культуры взаимодействуют между собой. Для искусства характерны стили барокко, импрессионизм, модерн, рококо и романтизм.
6. Двадцатый и двадцать первый века встречают нас научно-технической революцией. Бизнес развивается очень быстро, в каждом живет предприниматель. Население переходит к информационному типу общества. Характерна массовая культура.
Каждый период времени имеет свои достижения, свои открытия. Человечество развивается и, безусловно, идет вперед. Но есть еще одна классификация культуры. Далее немного подробнее.

Материальная и духовная культуры


Каждая из двух культур направлена на удовлетворение каких-то желаний и потребностей человека. Например, духовная культура – это творческая деятельность, а также духовное восприятие, духовные ценности. А вот материальная культура – это материальный мир, различные предметы и их восприятие.

Элитарная, народная и массовая культуры


Каждый тип культуры рассчитан на определенный круг людей. Так элитарная культура предназначена для определенных слоев населения, она не для всех, например, для литературоведов, киноведов, писателей и так далее. Аудитория должна быть подготовлена. Народная культура основывается на жизни людей, на их быту. Создается она анонимно. Обычно люди думают, что это сделал народ. Примером народной культуры являются русские народные сказки. Очень распространена в наше время массовая культура.
В народ она выходит с помощью средств массовой информации. Примером является реклама.
Это основные принципы деления культуры, но есть также разделение на типы по каким-то конкретным, но менее характерным на первый взгляд критериям. Такими примерами будут: национальная и мировая культуры, восточная и западная, сельская и городская.
Культура очень важна в жизни общества. Она несет в себе информативную, воспитательную, познавательную и даже коммуникативную функции. Она служит на благо общества, она помогает людям быть более развитыми в духовном и творческом направлениях. А также она развивает чувство прекрасного в человеке.

www.istmira.com

Типы культуры

Культура – это понятие многогранное, ведь каждый предмет или явление имеет много сторон. Поэтому типы культуры не всегда просто выделить. Впервые эту попытку предприняли еще древние философы. Например, в те времена было принято выделять так называемые «века культуры» – каменный, железный, бронзовый, золотой.

Современная наука рассматривает типологию как нечто более сложное. Типы культуры напрямую зависят от времени, религии, традиций, способа жизни определенной группы людей. Например, можно выделить древние «дописьменные» виды культуры, а также те, которые сформировались вместе с появлением письма, образования и знаний.

Социальные типы культуры

Как известно, общество неоднородно и состоит из нескольких категорий населения. Это дает возможность определить основные социальные типы культуры.

Массовая культура – это та разновидность, которая используется большей частью общества. Это – так называемая культура повседневности. Кстати, впервые такое понятие появилось в истории примерно в конце ХІХ века, когда начал формироваться так называемый средний класс населения. На сегодняшний день считается, что именно благодаря массовой культуре формируется не только определенный общественный слой, но также способ жизни и идеология людей. В свое время такие знаменитые философы, как Ницше и Шопенгауэр утверждали, что средним массам недоступно понимание так называемой высшей культуры.

Элитарная культура – это своеобразная альтернатива предыдущему типу. Она создана лишь для ограниченного количества членов общества, так называемой элиты. Только высшие умы способны понять и прочувствовать эту культуру.

Региональные типы культуры

Культура напрямую зависит от региональных факторов. Ведь каждая страна, каждый народ имеет собственную историю и традиции, которые имели огромное влияние на формирование современной культуры. В зависимости от территорий принято выделять:

  • Восточную культуру – сюда относится культура населения Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Северной Африки и Ближнего Востока. Ни для кого не секрет, что власть в восточных странах исторически носила деспотический и в некой мере сакральный характер. Властителю подчинялись беспрекословно, считая его живым божеством. Это и отобразилось на развитии культуры.
  • Западную культуру – самыми яркими представителями считаются страны Европы и Америки. На этих территориях к формированию республики и самоуправления начали стремиться еще несколько столетий назад. Такая культура – более свободная. 

Типы организационной культуры

На сегодняшний день есть масса культурных классификаций, которые базируются на региональных и исторических особенностях развития религии. Но определенные типы культуры можно выделить и в более ограниченных группах населения –  например, в организациях.

  • Клановая организационная культура – в этом случае организация похожа на большую семью, в которой начальники воспринимаются как учителя, воспитатели и даже родственники. Персонал обеспечен долгосрочным сотрудничеством, а отношения между людьми держатся на доверии, преданности и ответственности.
  • Иерархическая культура – в такой организации между рабочим персоналом соблюдаются весьма четкие иерархические отношения, которые определятся официальными правилами, политикой и процедурами. Это весьма консервативное место, где соблюдается четкий, установленный порядок работы.
  • Адхократическая культура – эта форма определяется склонностью людей к риску и новаторству. В такой организации постоянно ведутся эксперименты, которые могут привести как к успеху, так и к провалу.

Типы корпоративной культуры

Такая классификация получила распространение на Западе, где компании разделяют в зависимости от характера работы.

  • «Бейсбольная команда» – такие компании работают на рынках, которые растут быстро. Поэтому каждый сотрудник должен обладать такими качествами, как активность, креативность и инициативность. Здесь важно быстро принимать правильные решения и открывать новые пути к развитию.
  • «Клуб» – такая культура более характерна для стабильных компаний, где приветствуется командная работа. Такая организация дает возможность медленного, но постоянного карьерного роста.

 

fb.ru