Теория происхождения государства российского – —

Основные теории происхождения древнерусского государства

Невозможно точно сказать, когда именно появилось Древнерусское государство, в наше время ученые не могут назвать точную дату. Разные группы историков называют несколько дат, но многие из них сходятся к одному — появление Древней Руси можно датировать IX веком. По этой причине известно несколько разнообразных теорий происхождения древнерусского государства, каждая теория по своему уникальная и старается привести доказательства о своей версии возникновения великого государства.

Происхождение древнерусского государства кратко

В знаменитой «Повести временных лет» написано, что Рюрика с братьями затребовали на княжение в Новгород в 862 году. Поэтому эта дата стала для многих ученых началом возникновения Древней Руси. На престолы сели варяжские князи:

  • Синеус — в Белозере;
  • Трувор — в Изборске;
  • Рюрик — в Новгороде.

Через некоторое время князю Рюрику удалось соединить все земли воедино.

Князь Олег в 882 году захватил Киев, с его помощью он смог объединить важнейшие группы земель, а в будущем присоединил и остальные главные территории. В этот период по причине объединения земель восточных славян они смогли превратиться в большое государство. Поэтому, по мнению большинства ученых, формирование древнерусского государства относится к IX веку.

Самые известные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).

Антинорманская теория

Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.

Компромиссная теория

Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.

Ирано-славянская теория

Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.

Индо-иранская теория

Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».

pristor.ru

Теории происхождения государства — реферат

                          Историко-материалистическая (классовая)  теория  

     Существуют  другие названия данной теории: марксистская, классовая, экономическая. Наиболее полно она изложена в трудах Карла Маркса (1818 – 1883), а также Ф.Энгельса и В.И. Ленина. На мой взгляд, данная теория так же актуальна, как и сто лет назад. Всей последующей, да и предыдущей историей доказан выдвинутый учеными процесс антропогенеза, развития общества и возникновения государств.

     Суть  данной теории заключается в  том, что государство появилось  в ходе длительного исторического  развития, а в основе этого  процесса находятся экономика  и социальная сфера жизни людей.

    Государственная организация приходит на смену родоплеменной  организации, право – на смену  обычаям. Происходит это в силу коренных изменений в экономической сфере  в самом первобытном обществе. Они приводят к разложению первобытно-общинного  строя. Для возникновения государства в соответствии с этой концепцией необходимы соответствующие предпосылки:

  • экономические предпосылки
          • переход от собирательной к производящей экономике;
          • разделение труда;
          • появление института частной собственности и товарно-денежных отношений;
          • усложнение отношений в сфере производства.
  • социальные предпосылки
          • смена полигамных отношений моногамными, появление семьи;
          • появление социальных слоев, классов;
          • усложнение структуры социальной организации общества.
  • Политические предпосылки
          • Выделение института публичной власти;
          • Формирование прообразов силовых структур.
 

          Постараемся более подробно изложить эти тезисы. С развитием общества развиваются производительные силы. Происходит процесс перехода от присвоения даров природы к производству продуктов потребления. С развитием общества происходит разделение труда. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к возможности производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни (прибавочный продукт). Становится экономически выгодным использовать труд военнопленных, превращая их в рабов и присваивая произведенный ими прибавочный продукт. Это привело к появлению института частной собственности и товарно-денежных отношений. Также становилось выгодно использовать труд сородичей. Это еще более усилило имущественное неравенство. Общество постепенно расслаивалось на различные социальные прослойки, классы с различными экономическими интересами. Желание мужа, главы семейства передавать свое наследство детям привело к установлению моногамного брака, при котором мужчина состоит в сожительстве с одной женщиной. Детям передавалось наследство, имущество оставалось в семье, что позволяло богатеть одним семьям, а другим – разоряться и беднеть. Моногамная семья усиливала расслоение общества на бедных и богатых. По мере расслоения первобытного общества из общей массы членов рода постепенно выделяется знать – обособленная группа вождей, военачальников, т.е. появляется институт публичной власти. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания рабов в повиновении и неимущих соплеменников. Таким образом, государство появляется как аппарат, поддерживающий господствующее положение класса собственников. В итоге, в качестве основной причины возникновения государства, можно выделить усложнение отношений в сфере производства и распределения материальных благ, что привело к появлению классовых противоречий и необходимости сдерживать эти противоречия и подавлять.  

                                   Теории образования Российского государства 

     Русский  летописец начала XVII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традиции включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

      Легендарный  летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными на работу в Россию в XVII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.  

     Сам  факт пребывания варяжских 

дружин  на службе у  славянских  князей, их участия в жизни  Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии  типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об образовании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.

     В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

      Историки обладают удивительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени.

     Таким образом, образование государства Русь – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». 

Интегративный подход к пониманию  причин образования  государства. 

     Каждая  из рассмотренных теорий представляет собой субъективный взгляд ученого, мыслителя на процессы развития общества. Следует признать, что весьма трудно выделить ведущие причины, предопределившие процесс возникновения государств. На мой взгляд, наиболее объективной концепцией является историко-материалистическая. Однако, как было отмечено ранее, практически каждая теория имеет свое рациональное зерно. Исходя из этого, при выявлении причин происхождения государств следует применить  интегративный подход, позволяющий выявить ведущие факторы в этом процессе. Учитывая это, сформулируем основные причины происхождения и образования государства. Они сводятся к необходимости:

  • совершенствования управления обществом, вызванного его усложнением: развитием производства, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. В силу этого происходило образование и совершенствование соответствующих органов и правил регулирования хозяйственной деятельности;
  • подавление сопротивления эксплуатируемых. Разложение первобытного общества привело к разделению общества, появлению классов, возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов. Это приводило к появлению прообразов карательных органов;
  • организация крупных общественных работ, объединение в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало ирригационных работ;
  • подавление захваченных племен. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодно жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что принадлежащие территории оказываются порабощенными, либо организуются как государства. А это, в свою очередь приводит к войнам как оборонительного, так и захватнического характера, что также требует появления соответствующих структур;
  • поддержания в обществе порядка. Это обеспечивается применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права. А для этого также требуется наличие соответствующих органов.

    Таким  образом, в данной работе была  сделана попытка по возможности  подробно осветить различные  теории происхождения государства. Некоторые уже изжили себя, а другие пережили время и не потеряли своей актуальности по сей день. С течением времени в исторической и общественной науках без сомнения могут появиться новые теории или трансформироваться старые , однако очевидно одно – государство, являясь особой политической организацией власти в обществе, устанавливающей и опирающейся на общеобязательные законы, обладающей аппаратом принуждения и располагающей собственной территорией, возникло в результате исторического процесса развития общества. 
 
 

      

                                  Список использованной литературы 

  1. Обществознание:  учебн. пособие / М.Н. Глазунов [ и др.]; под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2009
  2. История государства и права зарубежных стран (древность и средние века): Учеб. / сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 2000
  3. Обществознание: учеб. / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин [ и др.] – М.: Изд-во Проспект, 2008
  4. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. /Л.П. Рассказов – 2-е изд. – М.:РИОР, 2009
  5. История России /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Б. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009
  6. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. – М.: Москва, 2004
 

  
 
 
 

      
 
 
 
 
 

                                                                                                      

    

      
 

                                                       Содержание

  1. Вступление. Понятие государства.
  1. Теории  происхождения государства.
    • Теологическая (религиозная) теория.

    2)         Патриархальная теория.

    3)         Теория общественного  договора.

    4)         Теория насилия  (завоевания).

    5)         Психологическая  теория.

    6)         Органическая теория.

    7)         Ирригационная (гидравлическая) теория.

    8)         Расовая теория.

    9)         Инцестная (половая)  теория.

    10)      Диффузная теория.

    11)      Спортивная теория.

    12)      Историко-материалистическая (классовая)  теория.

  1. Теории  образования Российского  государства.
  1. Интегративный подход к пониманию причин образования государства.
  1. Список  использованной литературы.

turboreferat.ru

Теории происхождения государства

Введение

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля. Исходя из выше изложенного происхождение государства, а также дальнейшее его эвалюционирование является достаточно важным вопросом. Изучение вопроса происхождения государства, породило на свет труды деятелей и мыслителей разных эпох Аристотель, Фома Аквинский, Платон, Руссо Тард, Петражицкий, Радищев.

Развитие межгосударственных объединений зарождавшихся еще во времена Римской империи, привело к развитию и становлению международных отношений, в результате которых образовывались союзы коалиции и межгосударственные объединения. Межгосударственное объединение союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников.

Полноценное существование государства, а ровно и общества в нем не возможно без отлаженной и четко функционирующей правовой системы. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.

1. Теории происхождения государства

Общая характеристика теорий происхождения государства

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства.

Теологическая теория . Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

Патриархальная теория . Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно – общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

Органическая теория . Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих

mirznanii.com

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

— 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права — наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа — это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий — V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель — в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям — право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

dic.academic.ru