Теория государства платона: «Идеальное государство» Платона | Официальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. БербековаОфициальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова

«Идеальное государство» Платона | Официальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. БербековаОфициальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова

 

Государство как идея и «реальные государства»

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства  идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т. е. государству как идее.

Справедливость как основной принцип устройства

идеального государства

    Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.

  •          Во-первых, разделением труда. Платон говорит, что всякий человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит же больше всего, когда считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей. А истинные философы как раз и отличаются тем, что больше всего ценят истину, справедливость, благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, рассматривая это и как собственное благо.
  •          Во-вторых, образом жизни, который у стражников устроен, говорит Платон, согласно поговорке: «у друзей всё общее». В частности, у стражников не должно быть частной и даже личной собственности. Столуются и живут они вместе, как во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан один раз в год за то, что охраняют их. Им не дозволяется пользоваться золотом и серебром, даже в качестве украшений. Дело в том, что обладание собственностью приводит к раздорам и разрушению единства стражей. Таким образом, специфический образ жизни способствует формированию чувства единства и сплоченности.
  •          В-третьих, целенаправленным воспитанием. Здесь важное значение придается двум моментам. Прежде всего, Платон обращает внимание на роль социального мифа в создании идеального государства. Он говорит, что следует попытаться внушить сначала самим правителям и стражам, а затем и остальным гражданам, что они порождены землей и, что все члены государства  – братья и, следовательно, все должны заботиться о своей стране, как о матери, а также друг о друге. Правителям и стражам необходимо внушить, что есть, мол, предсказание, что государство разрушится, если к власти придут люди, не обладающие необходимыми задатками, вследствие чего они должны безжалостно переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые родятся без необходимых задатков. Одновременно они должны переводить детей земледельцев и ремесленников, родившихся с необходимыми задатками, в сословие стражей. Платон подчеркивает, что успех в деле создания идеального государства во многом будет зависеть от того, насколько удастся распространить, внушить этот миф. Кроме того, важнейшее значение придается роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве разрешаются только такие произведения и даже жанры искусства, которые формируют необходимые качества. Предлагается даже пересмотреть все прежние мифы и произведения искусства и оставить из них только те, которые соответствуют указанным критериям.

Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом. Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор. «Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно  выполнять их установления и законы. Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.

 

Значение и недостатки учения Платона

Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует. Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный. И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо. Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.

 

Автор:

Кочесоков Роберт Хажисмелович

Платон. Теория идеального государства

📜 Предлагаем прочитать фрагмент из трактата Платона «Государство» (книга 4). В нем хорошо видна характерная форма платоновских диалогов — свободный и напряженный поиск истины, полный неожиданных поворотов, и главное содержание всего произведения — проблема справедливости.

— Теперь, Главкон, нам нужно, словно охотникам, выстроиться вокруг этой чащи и внимательно следить, чтобы от нас не удрала справедливость, а то она ускользнет, и опять все будет неясно. Ведь она явно прячется где-то здесь: ты гляди и старайся ее заметить, а если увидишь первым, укажи и мне.
— Если б я только мог! Скорей уж следовать за тобой, рассматривая, что мне укажут, — вот на что я тебе гораздо больше гожусь.
— Так следуй, помолившись вместе со мною.
— Я так и сделаю, а ты веди меня.
— А ведь верно, здесь непроходимая чаща, кругом темно и трудно хоть что-то разведать. Но все равно — надо идти вперед.

— Да, идем!
Вдруг, заприметив что-то, я воскликнул: «Эй, Главкон, какая радость! Пожалуй, мы напали на ее след, мне кажется, она недалеко от нас убежала!»
— Благие вести! — сказал Главкон.
— Однако и ротозеи же мы!
— Как так?
— Милый мой, она чуть ли не с самого начала вертится у нас под ногами, а мы на нее и не смотрим — просто смех! Это вроде того как иной раз ищешь то, что у тебя в руках: вот и мы смотрели не сюда, а куда-то вдаль, где она будто бы от нас укрылась.
— Как это ты говоришь?
— А вот как: по-моему, в нашей беседе мы сами себя не поняли, то есть не сообразили, что уже тогда мы каким-то образом говорили именно о справедливости.
— Слишком длинное предисловие, когда не терпится узнать!
— Так слушай и суди сам. Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен.
— Да, мы говорили так.
— Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так говорили.

— Да, говорили.
— Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом — это, пожалуй, и будет справедливостью. Знаешь, почему я так заключаю?
— Нет, объясни, пожалуйста.
— По-моему, кроме тех свойств нашего государства, которые мы рассмотрели, — его рассудительности, мужества и разумности — в нем остается еще то, что дает возможность присутствия их там и сохранения. И мы утверждали, что остаток, после того как мы нашли эти три свойства, и будет справедливостью.

❓ Как вы думаете, какое государство более справедливо: то, где каждый на своем месте и занят своим делом, или то, где любой может менять свою работу много раз в жизни и заниматься чем захочет?

Платон – до н.э.) (427?) (347) – Идеальное государство, Диалектический метод, Образовательные программы, Воспитание нравственности – Знание, душа, одержимость и развитие

Платон (427?–347 г. до н.э.) был выдающимся афинским философом, задавшим фундаментальные вопросы образования, человеческой природы и справедливости.

Ученик известного философа Сократа, Платон покинул Афины после смерти своего наставника в 399 г. до н.э. г. . Побывав в других частях Греции, Италии и Сицилии, Платон вернулся в Афины в 387 г. г. до н.э. г. . и основал школу математики и философии под названием Академия, которая стала самым выдающимся интеллектуальным учреждением во всей Древней Греции. Платон написал ряд диалогов, которые часто изображали Сократа, занимающегося образовательной диалектикой. Как и его наставник, Платон подозревал, что большинство людей не знают того, что, по их утверждениям, знали, и поэтому задавался вопросом, почему не существует строгих требований к правителям. Оспаривая утверждения софистов о том, что знание и истина соотносятся с точкой зрения каждого человека, Платон разработал эпистемологию и метафизику, которые предлагали абсолютную истину, которую можно было почерпнуть только путем тщательного самоанализа и развития разума — навыков, имеющих решающее значение для просвещенной политической мысли. лидеры.

Идеальное государство

Образовательные идеи Платона частично вытекают из его концепции справедливости как для отдельных людей, так и для идеального государства. Он рассматривал людей как взаимозависимых в своем выживании и благополучии и предположил, что справедливость в идеальном состоянии соответствует справедливости в душе человека.

Идеальным государством Платона была республика с тремя категориями граждан: ремесленники, помощники и цари-философы, каждый из которых обладал различными характерами и способностями. Эти наклонности, кроме того, отражали особое сочетание элементов внутри трехчастной души, состоящей из аппетита, духа и разума. Ремесленники, например, находились во власти своих аппетитов или желаний, и поэтому им суждено было производить материальные блага. Вспомогательные, класс стражей, управлялись духом в их душах и обладали храбростью, необходимой для защиты государства от вторжения. Короли-философы, вожди идеального государства, имели души, в которых разум господствовал над духом и аппетитом, и вследствие этого обладали предвидением и знанием, чтобы править мудро. По мнению Платона, эти правители были не просто элитарными интеллектуалами, но моральными лидерами. В справедливом государстве у каждого класса граждан была особая обязанность оставаться верным своей определенной природе и заниматься исключительно своим предназначением. Правильное управление своей душой принесет немедленное счастье и благополучие, а специальные воспитательные методы культивируют эту разновидность духовной и гражданской гармонии.

Диалектический метод

Образовательные приоритеты Платона также отражали его особую педагогику. Бросая вызов софистам, которые ценили риторику, верили в этический и эпистемологический релятивизм и утверждали, что учат «совершенству», Платон утверждал, что обучение «совершенству» бессмысленно без содержания и что знание является абсолютным, определенным и хорошим. В результате учителя взяли на себя высокую моральную ответственность. Платон сомневался, что для всех предметов существует стандартный метод обучения, и утверждал, что нравственно нейтральное образование развратит большинство граждан. Он предпочитал диалектический метод риторической педагогике софистов. Для Платона роль учителя заключалась не в том, чтобы наполнить пустой резервуар определенными навыками, а в том, чтобы побудить ученика перенаправить свою душу и изменить в ней приоритеты, чтобы позволить разуму господствовать над иррациональными элементами духа и аппетита. .

В Меноне, Платон исследовал парадокс, бросивший вызов диалектическому методу обучения: если человек ничего не знает, то как он узнает знание, встретившись с ним? В ответ платоновский Сократ предложил другую идею. На уроке геометрии с мальчиком-рабом он попытался продемонстрировать, что все они обладают некоторыми минимальными знаниями, которые служат окном в вечную и всеведущую душу. С помощью диалектики учитель мог опровергать ложные мнения ученика до тех пор, пока ученик не стремился к истинному мнению, которое выдерживало суровые испытания. Незнакомому с кладезем знаний в своей душе, человеку нужно было научиться обращаться к нему или «вспоминать» его. Платон еще больше дистанцировался от софистов, различая знание (вечное и достоверное) от мнения (ненадежного и эфемерного).

Платон более полно развил эту идею в Республике, провозгласив знание выше мнения как в эпистемологическом, так и в онтологическом смысле. Мнение отражало непонимание реальности, в то время как знание принадлежало к существенной или «умопостигаемой» области. В частности, Платон предложил линейную иерархию знаний, начинающуюся с «видимых» сфер воображения, затем веры и переходя к «умопостигаемым» сферам разума и, в конечном счете, к знанию. В своей знаменитой пещерной метафоре платоновский Сократ изобразил закованных в цепи узников, которые полагали, что тени изображений, отбрасываемые искусственным светом, реальны. Таким образом, первый шаг образования состоял в том, чтобы отвратить душу от этого искусственного мира теней и обратиться к представлениям самих объектов и идей, что привело бы человека в царство веры. Однако объекты веры все еще были эмпирическими, а потому эфемерными, относительными и ненадежными. За пещерой лежало умопостигаемое царство разума и знания. Платон утверждал, что идеи не обладают какими-либо физическими качествами, и чтобы подняться за пределы мира осязаемых предметов и идей, нужно развить силу абстрактного мышления посредством использования постулатов, позволяющих делать выводы о всеобщей сущности или «форме» того или иного объекта. объект или идея. Математика представляла собой особенно полезный инструмент для развития разума, поскольку она в значительной степени полагалась на логику и абстрактное мышление. Высшей стадией осознания для Платона было знание «формы добра» — выход за пределы всех постулатов и предположений посредством абстрактных рассуждений, которые приводили к определенному и всеобъемлющему пониманию всех вещей.

Образовательные программы

Платон также дал понять, что не все граждане идеального государства обладают одинаковой способностью реализовать «форму добра». В результате он предложил отдельные образовательные программы для будущих ремесленников, помощников и королей-философов. Платон предпочитал математику как точную и абстрактную модель развития мысли будущих правителей справедливого государства. Знание, однако, могло быть достигнуто только с помощью диалектики, чтобы отбросить все предположения и подобрать первый принцип всего, «форму добра». После многих лет математических и диалектических исследований, за которыми последовали пятнадцать лет государственной службы, лучшие из этой группы пришли бы к пониманию «формы добра» и стали бы королями-философами. Осознающая взаимосвязь всех вещей и уверенная в причинах, лежащих в их основе, интеллектуальная и моральная элита будет готова к просвещенному управлению справедливым государством.

Воспитание нравственности

Кроме того, Платон выступал за изъятие всех младенцев из их родных семей для получения надлежащего эстетического воспитания — литературного, музыкального и физического — для развития характера в душе и воспитания необходимой нравственности. для поддержания справедливого государства. Подозревая, что большинство писателей и музыкантов не знали изображаемых ими предметов, что они отбрасывают лишь тени изображений реальных предметов, идей и людей, Платон опасался, что художественные произведения могут поставить под угрозу здоровье справедливого государства. Следовательно, он хотел привлечь художников и потенциальных лидеров к ответственности за последствия их творчества и политики. Вот почему Платон выступал за цензуру всех форм искусства, которые не точно изображали добро в поведении. Искусство как мощное средство, угрожающее гармонии души, лучше всего подходило для философов, развивших в себе способность к познанию и способных сопротивляться его опасным и иррациональным соблазнам. Воздействие правильных историй и музыки, хотя и недостаточное, чтобы сделать гражданина красивым и добрым, будет способствовать правильному развитию элементов в его душе. Для Платона эстетика и мораль были неразрывны; ценность произведения искусства зависела от его способности вести к нравственному развитию и поведению.

Менее идеальное государство

В Законах Платон рассматривал возможность того, что не только большинство, но и все граждане могут оказаться неспособными достичь «формы добра». Таким образом, он представлял себе второсортное государство с правителями, не знающими «формы добра», но способными мыслить. В таком обществе были абсолютные и непреклонные правители, которые искореняли любую идею или вещь, ставившие под сомнение их авторитет. Действуя так, как если бы они обладали мудростью, такие лидеры устанавливали законы, отражающие их мнения и их несовершенное представление о добре.

Modern Scholarship

Современные защитники народной демократии критикуют республиканскую схему Платона как элитарную и тираническую в преобладании порядка над индивидуальной свободой. Действительно, Платон считал, что люди не могут стоять в одиночестве, и поскольку большинство из них никогда не достигнут внутренней гармонии или добродетели, большинству нужно было указать, как вести свою жизнь, от тех, кто обладал этим знанием. Неспособные понять причины, лежащие в основе законов, большинству граждан нужно было просто подчиняться им.

Некоторые ученые также подвергают сомнению отношение Платона к женщинам в его справедливом государстве. Например, Джейн Роланд Мартин утверждала, что, хотя Платон не различал образование или социальные роли по признаку пола, он не был приверженцем гендерного равенства. Несмотря на то, что он отменил семью, гендерные различия, вероятно, сохранялись бы, поскольку Платон не стремился обеспечить равное изображение мужчин и женщин в литературе. Согласно этой точке зрения, обучаемые Платоном женщины-опекуны требовали отличного от мужчин образования, чтобы помочь смягчить культурные, символические и эпистемологические предположения о подчинении женщин. Идентичное образование, таким образом, не обязательно представляет собой равное образование, и этот момент имеет большое значение для современных предположений о влиянии совместного обучения.

Эти критические замечания иллюстрируют долговечность образовательных, метафизических и этических идей Платона. Кроме того, другие ученые избегали тенденции оценивать современные последствия конкретных образовательных доктрин Платона и вместо этого подчеркивали его предположение о том, что образование может решать фундаментальные социальные проблемы. Они рассматривают платоновский метод исследования — критический самоанализ посредством диалектического взаимодействия учителя и ученика — как его основной вклад в образовательную мысль. В самом деле, возможно, само образование воплощало в себе высшую добродетель справедливого государства Платона.

Теория идеального государства Платона

В своей самой знаменитой книге Республика , Платон дает теорию идеального государства. Что касается государства, то Платон дает идеи о том, как построить Идеальное государство, кто должен быть правителями Идеальное государство и как добиться справедливости в Идеальном государстве. Платон находит государство как более подходящее место для обсуждения морали, чем индивидуально, потому что в большом все лучше видно, чем в малом. Государство, — говорит Платон, — это человек, «выписанный» на фоне неба. Город соответствует элементам, из которых состоит индивидуальная человеческая душа.

Правосудие города такое же, как и для личности. Для Платона не существует единой морали для индивидуумов и другой для государства. Подобно тройственной индивидуальной человеческой душе каждое государство имеет три части, которые являются его тремя классами.

Элементы, составляющие человеческую душу, таковы: следует:

1. Телесный аппетит,

2. Духовные элементы

3. Разум

Подобно тройственной индивидуальной человеческой душе, каждый состояние состоит из трех частей, таких как-

1. Класс производителей

2. Военный класс

3. Правящие классы

Платон находит происхождение государства в различных потребности людей. Никто не является самодостаточным. Итак, для удовлетворения различных потребностей мужчин создал политический институт. Для Платона в начале был только один класс, а именно производящий класс. Затем появился класс опекунов. класс опекунов стал правящим классом.

В состоянии класс производителей будет состоять из тех люди, у которых преобладают телесные аппетиты и которые живут за деньги. класс производителей состоит из фермеров, кузнецов, рыбаков, плотников и сапожников. – производители, ткачи, рабочие, торговцы, розничные торговцы и банкиры. Жизнь классу производителей намного легче, чем жизнь правителей или опекунов. жизнь производственного класса следует старым знакомым образцам дома и имущество,семья и дети,работа,отдых,реклама.По природе производители есть деньги.

Каждый член класса производителей будет обучен обучаясь ремеслу или профессии — сельскому хозяйству, банковскому делу, столярному делу — в соответствии с его или ее способности и потребности общества, которые будут определяют опекуны.


Военный класс будет взят из этого типа мужчин, у которых преобладает энергичный элемент и которые живут для успеха в агрессивные и смелые поступки. Члены правящего класса будут привлечены от того типа людей, у которых преобладает разум и кто живет только правдой. государством должна управляться только элитная группа наиболее рациональных. В идеале заявить, что каждый из этих трех классов будет выполнять жизненно важную функцию от имени органическая целостность государства.

Отбор правящего класса

Платон уделяет наибольшее внимание отбору правящий класс. Выбор правящего класса происходит из всех классов естественным путем. интеллектуальный потенциал. женщины, как и мужчины, обладают природной способностью ум, чтобы стать членами правящего класса.

Платон предполагает, что идеальное государство будет управляться человеком, который высокообразован, имеет страсть к истине и достиг величайшая мудрость познания добра. Правителем этого идеального государства является называли царем-философом.

У короля-философа есть несколько важных функции для выполнения. Правителями, говорил Платон, должны быть те, кто был полностью образованный, тот, кто пришел к пониманию разницы между мир видимый и мир невидимый, между царством мнений и царство знания, между видимостью и реальностью. Король-философ один чье образование, короче говоря, вело его шаг за шагом по восходящей степеней знания Разделенной линии, пока, наконец, он не получит знание хорошо.

Чтобы достичь этого момента, Королю-Философу потребуется прошли многие ступени образования. К тому времени ему восемнадцать лет старый, он будет иметь подготовку в области литературы, музыки и элементарной математики.

Его литература подверглась бы цензуре. Музыку тоже прописали бы так, чтобы музыка соблазнения будет заменена более полезным боевым размером. Для следующие несколько лет будет обширная физическая и военная подготовка. в возрасте двадцати лет некоторые из них будут выбраны для продолжения углубленного курса математики. В возрасте тридцати лет можно было пройти пятилетний курс диалектики и моральной философии. начинать. Следующие пятнадцать лет будут потрачены на накопление практического опыта через Государственная служба. Наконец, к пятидесяти годам самые способные мужчины достигали самых высоких высот. уровень знаний, видение хорошего и тогда был бы готов к задаче управления государством.

И правящий класс, и военный класс запрещено иметь какую-либо частную собственность или любые деньги. Они должны жить, мужчины и женщинам нравятся солдаты в казармах, с общей едой и ночлегом. Их еда, одежда и оборудование будут предоставлены производителями. Эта еда должна быть простым и ограничиваться умеренными количествами. У них тоже нет семьи жизни, чтобы избежать любого конфликта между семейной лояльностью и их лояльностью к государству.

Когда они находятся в расцвете сил, их сексуальное удовлетворение ограничивается официально назначенными и нечастыми случаи, когда они обязаны разводить детей, чтобы поддерживать количество класса хранителей. Эти случаи Платон называет священным браком. временные союзы ради рождения детей.



Правосудие в государстве

Подобно человеческой душе, справедливость будет достигается в состоянии, когда каждый класс выполняет свои функции. Справедливость является общей добродетелью. Это означает, что все части выполняют свою особую функции. Поскольку ремесленники воплощают элемент аппетита, они также будут отражать добродетель умеренности. Умеренность свойственна не только ремесленникам, но и относится ко всем классам, ибо указывает, когда оно достигается, готовность низшего подчиняться высшему. Тем не менее умеренность применяется особым образом мастерам, подчиненным двум вышестоящим уровням.