Таблица теория возникновения права – Теории происхождения права

Содержание

Теории происхождения права кратко, характеристика

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотрим кратко основные теории, из плюсы и минусы.

Одни из самых первых авторов основных исторических теорий происхождения права: причины, сущности, пути теории

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения. К ним можно отнести патриархальную, теологическую и регулятивные теории происхождения.

Патриархальная

Старейшая модель появления права – патриархальная теория. Ее основанием считается Аристотель, а среди последователей М.Н. Покровский и Н. К. Михайловский. Сущность в следующем: в ее рамках государство и прав тесно связаны. Государство происходит из первичной ячейки – патриархальной семьи и становится единственной формой организации общества.

Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан. Эта теория не оставляет свободы для человеческой воли и социальной активности, она далека от демократичности.

На видео-теории происхождения права кратко:

Теологическая

Одна из наиболее старых теорий появления права – теологическая. Самые известные ее представители Ж. Маритен, Форма Аквинский и И. Волоцкий. Концепция базируется на убеждении в том, что право – вечное явление, в основе которого лежит проявление высшего разума или воли Бога. Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями. По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.

Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени. Эта теория тесно переплетает правовые и государственные аспекты. В итоге и власть, и право настолько плотно переплелись с религией, что Демосфен назвал его изобретением и даром богов.

Регулятивная

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

Многообразие теорий в период буржуазных революций

Этот исторический период характеризовался волнениями в обществе, поиском новых идеалов. Это отразилось и в правовой мысли того времени и противопоставлении естественной и договорной теорий.

Естественная

Естественная теория формирования права получила свою законченную форму в XVII-XVIII вв. ее яркими сторонниками стали А.Н. Радищев, Дж. Локк и Т. Гоббс. В соответствии с ней оно возникло в результате естественных процессов и дано человеку от рождения. По мнению сторонников этой концепции, оно делится на естественное и позитивное.

Естественная часть – это данные от природы права и свободы и никто не может дать или отнять их. Они существуют самостоятельно и не зависят от воли государства. Интересно в свете данной теории ознакомиться с экономической теорией прав собственности Капелюшникова. Так же стоит отдельно остановиться на развитии естественно правовой теории.

Позитивная

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства. В рамках этой концепции формирование  – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

В новейшей истории

ХlХ – ХХ века были богаты на открытия во всех сферах жизни, буквально за 100 лет общество изменилось до неузнаваемости. Проследить это можно и на примере теорий происхождения права, так марксизм и расизм не вычеркнуть из истории ХХ века.

Историческая

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа.

Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

На видео-теории происхождения государства и права:

Позитивистская теория

Позитивистская теория происхождения сформировалась ХlХ веке. Его сторонниками стали Д. Остин, Ш. Амос и Г. Ф. Шершеневич. По их мнению, источниками, как правил должного поведения, могут стать только нормативно-правовые акты государства. Закон принимается как догма независимо от морали, душевных переживаний человека.

Даже судьи подчинены закону, при этом они не могут отказать в разбирательстве, ссылаясь на пробелы или неясности в праве. Однако, эта теория не оставляет места морально – нравственному аспекту права и оставляет место для государственного произвола, а определение права через совокупность государственных нормативно-правовых актов – это логическая ошибка. Свою окончательную форму она приобрела в виде нормативизма.

Нормативистская

Нормативистская теория выросла из позитивистской теории в начале ХХ века и стала ее логичным завершением. Ее поддержали в своих трудах Кельзен, Новгородцев и Штаммер. В рамках этой модели нормативно – правовые акты получили четко систематизированную иерархию во главе с Конституцией.

В зависимость от качества построения этой системы поставлена сила права в государстве.

Как всем известно, данная область оторвана от религии, философии, морали или нравственности. «Закон суров, но он закон!» – вот основная характеристика этой концепции нормативного права. Эта теория полностью противоречит идеям естественного права и оставляет простор для тирании государственного произвола.

Марксистская материалистическая или классовая теория происхождения государства и права

ХХ век ознаменовался распространением материализма и марксистской теории возникновения права.

Конец XlX и ХХ вв. можно назвать эпохой марксистской или классовой теории. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин самые известные его сторонники. В рамках марксистской теории право определяет меру свободы членов общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Государство пытается выдать интересы господствующего класса за благо общества, используя право.

Что такое система отрасли административного права, подробно указано в данной статье.

Что собой представляют понятие и виды объектов гражданских прав, подробно указано в данной статье.

Всё про понятие и виды форм источников права, подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/tgp/ponyatiya/ponyatie-vidy-form-istochnikov-prava.html

Оно понимается, как закон и тесно связано с государством. Закон подкрепляется аппаратом принуждения, как инструментом насилия. Четкость разделения противоправно и законопослушного – явное преимущество этой модели.

С точки зрения современной науки, экономический уклон этой концепции оправдан, но слишком силен, а идея поддержки права только угрозой наказания нельзя согласиться.

Как продолжение марксисткой материалистической теории в большой степени уделяет внимание возникновению государства под воздействием экономических и социальных обстоятельств. Из последних исходит и социальные правоотношения. Социальное право это совокупность правовых норм, регулирующих специфический метод распределения части ВВП в пользу малообеспеченной части населения.  Совершенствование орудий труда, его разделение привело к появлению избыточного продукта и классового неравенства. Эта теория не уделяет внимания религиозным, национальным, психологическим и иным аспектам жизни человека.

Страшные события войн, развернувшихся в ХХ веке, тоже могут быть с позиции происхождения.

Правовая теория насилия

Теория насилия возникла на рубеже XlX и ХХ веков. Л.Гумплович и К.Каутский были ее сторонниками. Главная ее идея – возникновение права в результате насилия, завоевания и порабощения одного народа другим и его использование для управления сильного слабым. Для примера приводились государства Европы и Америки, возникшие таким путем и их правовые системы. Другие варианты развития правовых систем игнорируются или минимизируются как исключения.

Одной из главных задач права становиться защита частной собственности. Ее преимущество стало отражение исторических процессов, происходивших на раннем этапе развития государственности. Эта узконаправленная теория не учитывает религиозные, психологические и иные аспекты развития.

Расовая теория и ее приверженцы

Расовая теория прошла долгое развитие и нашла практическое применение в XlX и ХХ вв. Откровенным ее приверженцами стали А. Гитлер и Б. Муссолини. В соответствии с ней право стало результатом деления общества по расовому признаку и преимущества одной расы над другими. Человечество разделяется на «высшие» и «низшие расы. Вторые созданы для служения первым, а право служит поддержанию господства «высших» рас.

Страшными последствиями ее применения стала политика колониализма и мировая война. Но даже этих уроков оказалось не достаточно, и в период холодной войны можно было встретить высказывания сторонников этой теории в прессе.

К сожалению, и сегодня эта, изжившая себя теория, имеет популярность, однако, в большинстве цивилизованных стран стоит вне закона.

Несмотря на события войн и конфликтов, человечество стремится к миру и гуманизму, что отражается в юридической науке.

Кратко о примирительной

Общая характеристика: примирительная теория популярна в Европе ХХ века. Г. Берман, Э. Аннерс и другие ее сторонники утверждают, что право возникло для упорядочения отношения между родами, а не внутри них. В обоснование своей позиции они утверждали, что на начальном этапе развития общества функции судьи выполнял старейшина, а безопасность и защита обеспечивалась силами всего рода.

В такой ситуации отдельный человек был только частью рода и не нуждался в отдельном праве. В тот период конфликты не были редкостью и без примирения могли привести к полному истреблению общины. Заключались перемирия советом старейшин.

Затем, в силу повторения ситуаций они вошли в правило, а обстоятельства усложнялись. Так дифференцировалось и формировалось примирительное право. Затем, оно перешло из устной формы в письменную – законодательство. Эта модель не отмечает роль права в предотвращении конфликтов, в организации и регулировании общественной жизни.

Социологическая теория и ее представители

Социологическая теория возникновения права окончательно сформировалась в ХХ веке. Она нашла свое отражение в работах Иеринга, Р. Паунда и Е. Эрлиха. Она четко разделяет право и закон. Закон трансформируется в право только тогда, когда начинает применяться, отсюда вышло альтернативное название «теория живого права». Большое значение придается судебной практике и свободе судебного решения, так как они в своей работе создают «живое право».

В рамках этой модели приоритет отдается содержанию в ущерб форме, но она оставляет свободу для судебного произвола и оставляет свободу для трактовки закона.

Общая характеристика психологической теории

Психологическая теория, основанная в ХХ веке А.И. Петрашицким (автор) и поддержанная Г. Тардом, А. Россом, И. Рейснером (представители), представляет право, как результат психической деятельности человека. В соответствие с ней, поведение человека обусловлено осознанием ожиданий окружающих. Ощущая себя обязанным, он ведет себя определенным образом, что и служит формированию «интуитивного права». Например, должник, ощущает себя обязанным отдать долг, а государство лишь закрепило такое обязательство.

Правосознание делится на личные и установленные государством переживания, которые могут быть не связаны между собой. Эта теория слишком углублена в сторону психологии, упуская государственные, социальные и экономические аспекты, а « интуитивное право» отдалено от формализма.

Возможно так же будет интересно узнать, каковы причины возникновения государства и права.

Что из себя представляет предмет науки конституционного права. Подробно описано в данной статье.

Так же здесь можно изучить, что такое право и каковы его признаки.

Интересно будет ознакомится с методом философии права.

Анализ основных теорий возникновения права показывает, что интерес к этим проблемам проявляли ученые правоведы, историки, философы и экономисты на всем протяжении существования государственности. Часто они служили конъюнктурным интересам или служили основой для принятия политических решений. Именно это является причиной многообразия теорий. Ни одна из них не учитывает всех факторов, оказавших влияние на этот процесс. Разработка всеобъемлющей, объективной теории – это одна из задач, которые стоят перед правоведами будущего.

ruleconsult.ru

Теории происхождения права

Среди основных теорий происхождения права выделяют следующие:

  • теологическую;
  • естественную;
  • историческую;
  • классовую.

Рассмотрим их особенности.

Теологическая теория

Главным разработчиком теории являлся Фома Аквинский. Согласно учению средневекового богослова, мир управляется божественным разумом. Право было создано Богом для того, чтобы регулировать жизнь людей. Право сообщается человеку через пророка или же иногда правителя государства.

Право представляет из себя развитие божественной справедливости человеческом общежитии, а суть справедливости заключается в воздаянии каждому того, что ему принадлежит.

В учении Аквинского различалось право и закон. Закон оценивался только с точки зрения его соотношения с правом как высшей справедливости, которая имеет божественное происхождение.

Именно авторами теологической теории впервые были связаны вместе понятия права и справедливости.

Теория естественного права

Согласно естественному подходу право по своей сути — это естественное явление и оно принадлежит каждому человеку с момента рождения.

К представителям данной теории относились Кант и Гегель, которые утверждали, что априори существуют не зависящие от государства принципы, в которых олицетворяется объективный разум и справедливость.

Естественное право должно являться первичным по отношению к нормам позитивного права

В содержательную сторону естественного права включались и разнообразные моральные характеристики. В итоге естественное право представляет из себя симбиоз разнообразных социальных и правовых норм, представляющих из себя единый нравственно-правовой комплекс.

Замечание 1

Можно утверждать ,что в современном мире нормы естественного права наиболее полно отражаются в международном праве. Позитивное право демократичного государства должно по сути своей приближаться к естественному праву. Так, основные права и свободы человека закреплены в отдельной главе Конституции РФ.

Историческая теория

В данной теории происхождение права обосновывается некими объективными условиями людской жизнедеятельности, которые существуют в рамках национальных государств.

Эта теория получила свое развитие в трудах Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухты. Основная идея данной теории заключается в том, что право присуще народу, а не государству. Оно вырастает из так называемого национального духа. Законодатель только улавливает «общее убеждение нации» и точно выражает это убеждение в своем позитивном праве.

Главный принцип по которому существует право это его саморазвитие. Создателем права является народ в своем единстве. Право представляет из себя проявление духа народа, а законодатель это выразитель такого духа.

Классовая теория

Данная теория в своей основе опирается на материалистическое учение о развитии общества, а также на классовый подход к государству и праву (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин).

Право также как и возникающие на основе права общественные отношения являются отражением характера экономических связей между людьми и народами.

Марксистская теория определяет классово-волевой характер права.

Замечание 2

В обобщенном виде под правом понимается возведенная в абсолют (закон) воля господствующего в государстве класса. Содержание такого права может быть определено только материальными условиями, в которых живет господствующий класс. Такой класс, исходя из своих экономических потребностей, создает право под себя, видоизменяет имеющиеся в обществе традиции и обычаи, приспосабливает под себя государственные органы, в том числе органы исполнительной и законодательной власти.

spravochnick.ru

§ 4. Основные теории возникновения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминиру.ет антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

studfiles.net

§ 4. Основные теории возникновения права. Теория государства и права: конспект лекций

§ 4. Основные теории возникновения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Таблица происхождения права — Название теории


Теории происхождения права.

Название теории

Представители

Основные положения

“+” и “-“

Рисунок

Патриархальная теория

Аристотель

Филмер

Михайловский

Правовая власть есть ничто иное, как продолжение отцовской власти.


“+” Право является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Договорная теория

Гоббс

Руссо

Локк

Право — результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.


“+” в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше».

“-” нет убедительных научных данных, подтверждающих эту теорию, в реальной действительности.

Теория насилия

Дюринг

Гумплович

Каутский

Государство возникает в результате акт насилия. Одно племя завоевывает другое, и для того чтобы держать в повиновении последнее, образуется право.


“+” Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Расовая теория

Ж. Гобино

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

“-” ни с позиции науки, ни с позиции нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на “низшие” и “высшие”. Данная теория носит не научный характер, а политический.

Историческая теория права

К.Ф. Савиньи

ГФ. Пухта

Позитивное право не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

“+” С точки зрения этой теории право творится государством — это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

К. Маркс

Ф. Энгельс

Право как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса.

“+” право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.


Психологическая школа права

Петражицкий

Право, есть продукт, обусловленный человеческой психики.

наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, — переживание своего долга перед другими («императивность») и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других («атрибутивность»).

Теологическая теория

А.Августин

Ф.Аквинский


Право происходит от Бога, создано Богом для регулирования

поведения людей.


«+»Положение о божественности власти поднимало и поднимает её престиж, способствовало и способствует утверждению в обществе порядка.

«-»На мой взгляд теологическая теория не может объяснять происхождения

права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим

перстом». Мы можем судить об это только из народных историй передающихся из

поколения в поколение.


Теория «Естественного права»

Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев

Согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойственное

человеку от природы


«+»Провозглашались право частной собственности, право на

жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на

революционные выступления против правительства, попирающего эти права.

«-»Полное

игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом

творчестве и начала закономерности в развитии права.

Я считаю, что эта теория не описывает происхождения права, потому что она была выдвинута только для того чтобы свергнуть старые представления о

праве и под ее прикрытием проводить буржуазные революции.


Юридический позитивизм

Джереми Бентам и Джон Остин

По теории юридического

позитивизма право — факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное

право происходит от власти. Право — приказ власти, поддержанный санкцией

принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.


«+»Отражал уверенность буржуазии в незыблемости

созданного ею строя, в могуществе ее государства и права. Буржуазия видит в своем праве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения.


Нормативизм

Г. Кельзен

Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается, следовательно на другие, высшие нормы, но не на реальные

факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая

презюмирует существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы

(решения судов или администраций, договоры и т.п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган.

Оценка права с позиции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существует.


«+»Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает

определяющее свойство права – его нормативность. Иметь в виде руководство общее правило — это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое. Нормативность в данном подходе органически связанна с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность

руководствоваться правовыми требованиями. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права. Противостояние режиму произвола и беззаконию. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики. Признание широких возможностей государства влиять на общественное

развитие.

«-»Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании

содержательной стороны права: положение в степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития.


Теория солидаризма в праве

Л. Дюги

Человек — существо общественное, он не может жить обособленно;

общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов.


«+»Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают

лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность — не право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество. Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу». По моему мнению, эта идея была бы полезна России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов, в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях. Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России.

Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии,

заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).


Социологическая юриспруденция

Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.

Каждая

организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей,

утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания — это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».


Философия прагматизма

(действия, практики), гласит — истинно то, что полезно, а применительно к праву — правомерно то, что полезно.

Как мне кажется «социологическая юриспруденция» переносит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах,

уравнивается с иными социальными нормами, с правоприменительными актами и т.п. «Социологическая юриспруденция» разнообразна по своим оттенкам. Одно из ее направлений — институционализм. Его представители исходят из той

реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие

институты, каждый из которых якобы создает свое право. Крайнее проявление правого нигилизма — школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-

то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.

topuch.ru

Теории происхождения государства и права

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

§ Основные теории возникновения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Варіант №10 Завдання№3

studfiles.net