Таблица по обществознанию глобальные проблемы современности – Глобальные проблемы человечества, краткая таблица-список с основными примерами по обществознанию

Содержание

Глобальные проблемы современности и пути их решения, кратко (Таблица)

Глобальные проблемы современности

Проявления проблемы

Пути решения проблем

Сохранение мира на Земле

Гонка вооружения, испытания ядерного оружия, локальные военные конфликты

Мирное политич. урегулирование международных отношений, всесторонние договоренности о поддержании мира на Земле, сокращение расходов на вооружение

Экологическая

Обезлесение, опустынивание, изменение климата, деградация почв, загрязнение вод и атмосферы, исчезновение редких видов растений и животных

Применение безотходных технологий, решение энергетической проблемы в развивающихся странах, лесопосадки, создание заповедников и др. охраняемых территорий

Демографическая

Высокий естественный прирост населения в развивающихся странах, перенаселение в ряде районов земного шара, развитие процесса «трущобной» урбанизации

Целенаправленная демография, политика, улучшение образа жизни

Продовольственная проблема

Голодание 800 млн человек, неполноценность пищевого рациона

Внедрение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве, экономия, помощь голодающим

Энергетическая и сырьевая

Дефицит природных ресурсов

Использование энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии

Отсталость наименее развитых стран мира

Высокая внешняя задолженность развивающихся стран, низкие доходы населения, низкий уровень здравоохранения, образования, высокая младенческая смертность, низкая продолжительность жизни

Экономия, помощь беднейшим странам, развитие систем здравоохранения, образования в этих странах и другое

Проблемы Мирового океана

Увеличение хозяйственной и рекреационной нагрузки на Мировой океан, загрязнение его вод (катастрофы танкеров, слив нефти и т. п.), истребление редких видов животных (китов и других)

Рациональное использование ресурсов Мирового океана, правовое регулирование охранного режима его вод

infotables.ru

Классификация глобальных проблем человечества — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

Реферат Глобальные проблемы современности

АНГАРКИЙ ТЕХНИКУМ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕНОСТИ

РЕФЕРАТ

ПО «ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ТЕМА: «Глобальные проблемы современности»

студента группы АС1 13

Хакимова Витали

План

Введение 3

Глава 1. Понятие глобальных проблем 4

Глава 2. Основные глобальные проблемы 5

§2. Разрушение природной среды 5

2.1. Загрязнение атмосферы 5

2.2. Загрязнение почвы 8

2.3. Загрязнение воды. 8

2.4. Проблемы озонового слоя 9

2.5. Проблема температуры воздуха 9

§3 Проблема парникового эффекта 10

§4. Проблема перенаселения планеты 11

§5. Проблема энергетических ресурсов 12

§6. Проблема СПИДа и наркомании 13

§7. Проблема термоядерной войны 15

Глава 3. Взаимосвязь глобальных проблем 16

Заключение 17

Список литературы 18

Введение.

Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус»,то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно – технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу:

Во многих же городах и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды.

В упоении от борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две величенные системы.

1)Та, что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь.

2)В том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле.

Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все вместе плыву по океану небытия, — прощения им нет. И не поможет им ни кто. Лишь общими усилиями, возможно, прейти к благополучию.

Глава 1.Понятие глобальных проблем.

Термин «Глобальные проблемы» ныне общеприняты.

Глобальность этих проблем вытекает, следовательно, не из их «повсеместности» и тем больше не из «биологической природы человека».

Глобальные проблемы нашей эпохи — закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно- исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать банально и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации.

Глава II.Основные глобальные проблемы.

§2.Разрушение природной среды.

На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду

. Во- первых, сильное влияние на здоровье людей, тем более разрушительное, что человечество все сильнее скучивается в городах, где концентрация вредных веществ воздухе , почве, атмосфере, непосредственно в помещениях, а также и в других воздействий (электричество, радиоволны и пр.) очень высоко.

Во- вторых, исчезают многие виды животных и растений, и появляются новые опасные микроорганизмы.

В- третьих, ухудшается ландшафт, плодородные земли превращаются в сваи, реки в сточные канавы, изменяется местами водный режим и климат. Но самой большой опасностью грозит глобальное изменение (потепление) климата, возможное, например, из-за увеличения в атмосфере углекислоты. Это способно привести к таянию ледников. В результате под водой окажутся огромные и густонаселенные районы в разных регионах мира.

2.1. Загрязнение атмосферы.

Наиболее распространенные загрязнители атмосферы поступают в нее в основном в двух видах: либо в виде взвешенных частиц, либо в виде газов.

Углекислый газ. В результате сжигания топлива, а также производства цемента в атмосферу поступает огромное количество этого газа. Сам этот газ не ядовит.

Угарный газ. Сжигание топлива, которое создает большую часть газообразных, да и аэрозольных загрязнений атмосферы, служит источником другого углеродного соединения – угарного газа. Он ядовит, причем его опасность усугубляется тем, что он не имеет ни цвета, ни запаха, и отравление им может произойти совершенно незаметно.

В настоящее время в результате деятельности человека в атмосферу поступает около 300 миллионов тонн угарного газа.

Углеводороды, поступающие в атмосферу в результате деятельности человека, составляют небольшую долю от углеводородов естественного происхождения, но загрязнение ими имеет весьма важное значение. Их поступление в атмосферу может происходить на любой стадии производства, обработки, хранения, перевозки и использования веществ и материалов, содержащих углеводород. Более половины углеводородов, производимых человеком, поступает в воздух в результате неполного сгорания бензина и дизельного топлива при эксплуатации автомобилей и других средств транспорта.

Сернистый газ. Загрязнение атмосферы соединениями серы имеет важные экологические последствия. Главные источники сернистого газа – вулканическая деятельность, а также процессы окисления сероводорода и других соединений серы.

Сернистые источники сернистого газа по интенсивности давно превзошли вулканы и сейчас сравнялись с суммарной интенсивностью всех естественных источников.

Аэрозолевые частицы, поступают в атмосферу из естественных источников.

Процессы образования аэрозолей весьма разнообразны. Это, прежде всего раздробление, размельчение и распыление, твердых веществ. В природе такое происхождение имеет минеральная пыль, поднимаемая с поверхности пустынь во время пыльных бурь. Источник атмосферы аэрозолей имеет глобальное значение, так как пустыни занимают около трети поверхности суши, да еще имеется тенденция и увеличенного их доли из- за неразумной, деятельности человека. Минеральная пыль с поверхности пустынь переносится ветром на многие тысячи километров.

Аналогичное проявляется вулканический пепел, попадающий в атмосферу во время извержения происходят сравнительно редко и нерегулярно, вследствие чего этот источник аэрозоля по массе значительно уступает пыльным бурям, его значение весьма велико, так как этот аэрозоль забрасывается в верхними слои атмосферы – в стратосферу. Остается там, в течение нескольких лет, он отражает или поглощает часть солнечной энергии, которая могла бы в его отсутствии достичь поверхности Земли.

Источник аэрозолей является также технологические процессы хозяйственной деятельности людей.

Мощный источник минеральной пыли – промышленности строительных материалов. Добыча и дробление пород в карьерах, их транспортировка, производство цемента, само строительство – все это загрязняет атмосферу минеральными частицами. Мощный источник твердых аэрозолей – горнодобывающая промышленность, в особенности при добыче угля и руды в открытых карьерах.

Аэрозоли попадают в атмосферу при разбрызгивании растворов. Естественный источник таких аэрозолей – океан, поставляющий хлоридные и сульфатные аэрозоли, образуются в результате испарения морских брызг. Еще один мощный механизм образование , аэрозолей – это конденсация веществ во время горения или неполное сгорание из-за недостатка кислорода или низкой температурой горения. Аэрозоли удаляются из атмосферы тремя путями: сухим осаждением под действием тяжести (главный путь для крупных частиц), осаждением на препятствиях и выбыванием осадками. Аэрозоле вые загрязнения воздействуют на погоду и климат. Химические неактивные аэрозоли накапливаются в легких и ведут к повреждениям. Обычный кварцевый песок и другие силикаты – слюды, глины, асбест и т.д. накапливается в легких и проникает в кров, приводит к заболеванию сердечно- сосудистой системы и заболеванию печени.

2.2. Загрязнение почвы.

Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы – свинец, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ним, металлы могут переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почве, что иногда приводит к гибели растений.

2.3. Загрязнение воды.

Использованная человеком вода в конечном счете возвращается в природную среду. Но, кроме испарившейся, это уже не чистая вода, а бытовая, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, обычно не очищенные или очищенные недостаточно. Таким образом, происходит загрязнение пресноводных водоемов – рек, озер, суши и прибрежных участков морей.

Различают три вида загрязнения вод – биологическое, химическое и физическое.

Загрязнение океанов и морей происходит вследствие поступления загрязняющих веществ с речными стоками, их выпадения из атмосферы и, наконец, благодаря деятельности человека.

Особое место в загрязнении океанов занимает загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Естественное загрязнение происходит в результате просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным образом, на шельфе.

Наибольший вклад в нефтяное загрязнение океана вносят морские перевозки нефти, а также внезапные разливы больших количеств нефти при авариях танкеров.

2.4.Проблемы озонового слоя.

В среднем в атмосфере Земли ежесекундно образуется и исчезает около 100 т. озона. Даже при небольшом повышении дозы у человека появляется ожоги на кожи. Заболевания раком кожи, а также болезни глаз, приводит к слепоте, связано с ростом интенсивности УФ — радиации.

Биологическое действие УФ радиации обусловлено высокой чувствительностью нуклеиновых кислот, которые могут разрушаться, что приводит к гибели клеток или возникновению мутаций. Мир узнал о глобальной экологической проблеме «озоновых дыр». В первую очередь разрушение озонового слоя является все более развивающиеся гражданская авиация и химические производства. Применения азотных удобрений в сельском хозяйстве; хлорирование питьевой воды, широкое использование фреонов холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Распространяясь вверх, хлорфторменторметаны под действием УФ – излучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, которые активно вступают в процессы разрушения озона.

2.5.Проблема температура воздуха.

Хотя температура воздуха является важнейшей характеристикой, она, конечно, не исчерпает понятие климата, для описания которого (и соответствует его изменений) важно знать целый ряд других характеристик: важность воздуха, облачность, осадки скорости воздушное течение и т.д. К сожалению, данных, которых характеризовали бы изменения этих величин за длительный период в масштабах всего земного шара или полушария, в настоящее время нет или очень мало. Работы по сбору, обработке и анализу таких данных ведутся, и если надежда, что в скором времени можно будет более полно оценить изменения климата в ХХ веков.

Лучше других, по- видимому, обстоит дело с данными об осадках, хотя эта характеристика климата весьма трудно поддается объективному глобальному анализу. Важная характеристика климата — «облачность», которая в значительной степени определяет приток солнечной энергии. К сожалению, данных об изменении глобальной облачности за весь столетний период не имеется.

а) Проблема кислотных дождей. При изучении кислотных дождей нужно, прежде всего, ответить на два основных вопроса: что является причиной кислотных дождей и, как они воздействуют на окружающую среду. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 мил. Твердых частиц (пыль, сажа, и др.) 200 мил. т. сернистого газа (SO2), 700.мил. т. оксида углерода , 150.мил. т. оксидов азота (Noх), что в сумме составляет более 1 млрд. т. вредных веществ. Кислотные дожди (или, более правильно), кислотные осадки, так как выпадение вредных веществ может происходить как в виде дождя, так и в виде снега, града, наносят экологический, экономический и эстетический ущерб.

В результате выпадения кислотных осадков нарушается равновесие в экосистемах, ухудшается продуктивность почв, ржавеют металлические конструкции, разрушаются здания, сооружения, памятники архитектуры и т.д. диоксид серы адсорбируется на листьях, проникает внутрь и принимает участие в окислительных процессах. Это влечет за собой генетические и видовые изменения растений.

В первую очередь погибают некоторые лишайники, они считаются «индикаторами» чистого воздуха. Страны должны стремиться к ограничению и постепенному уменьшению загрязнения воздушной среды, включая загрязнения, выходящее за пределы своего государства.

§3 Проблема парникового эффекта.

Углекислый газ является одним из главных виновников «парникового эффекта», почему что другие известные «парниковые газы» (а их около40) определяют лишь примерно половину глобального потепление. Подобно тому, как в парнике стеклянная крыша и стены пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить теплу, так и углекислый газ вместе с другими «парниковыми газами». Практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают тепловое излучение Земли, не дают ему уходит в космос.

Увлечение средней глобальной темпера ты воздуха должно неминуемо привести к еще более значительному уменьшению континентальных ледников. Потепление климата ведет к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.

Глобальное потепление может вызвать смещение основных зон земледелия до температуры, большими наводнениями, устойчивыми засухами, лесными пожарами. Вслед за предстоящими изменениями климата неизбежно наступят изменения положения природных зон а)сокращение потребления угля, замена его природных газов, б)развитие атомной энергии, в)развитие альтернативных видов энергетики (ветровой, солнечной, геотермальной) г)всемирная экономия энергии.

§ 4.Проблема перенаселения планет.

Число землян растет стремительно. А ведь каждый человек потребляет большое количество различных природных ресурсов. Мало того, этот рост приходится, прежде всего, на слабо или недостаточно развитые страны. Однако они ориентируются на развитие государство, где уровень благосостояние очень высоко, а количество потребляемых каждым жителем ресурсов огромно. Если представить, что все население Земли (основная часть которого сегодня живет бедно, а то и голодает) будет иметь уровень жизни как в Западной Европе или США, наша планета просто не выдержит. Но и полагать, что всегда большинство землян будет прозябать в нищете, невежестве и убожестве несправедливо, негуманно и несправедливо. Быстрое экономическое развитие Китая, Индии, Мексики и ряда других многонаселенных стран опровергаем такое предположение.

Следовательно, выход один- ограничения рождаемости с одновременным уменьшением и смертности и повышениям качества жизни.

Однако ограничение рождаемости наталкивается на множество препятствий. В их числе реакционные общественные отношения, огромная роль религии, поощряющей многодетностью; примитивные общинные формы хозяйствования, при которых многодетные выигрывают; неграмотностью и невежество, слабое развитие медицины и т. д. Следовательно, отсталые страны имеют, перед собой тугой узел сложнейших проблем. Однако сплошь и рядом в отсталых странах правят те, кто собственные или племенные интересы ставят выше государственных, невежество масс используют для своих корыстных целей (в том числе войн, репрессии и прочего), роста вооружений и подобных вещей.

Проблема экологии, перенаселения и отсталости напрямую связаны и с угрозой возможной нехватки продовольствия в недалеком будущем. Сегодня в большом количестве стран из-за быстрого роста населения и недостаточного развития сельского хозяйства современных методов. Однако возможности повышения его продуктивности, по- видимому, не безграничны. Ведь увеличение использования минеральных удобрений, ядохимикатов, и др. ведет к ухудшению экологической обстановки и все большей концентрации вредных для человека веществ в пище. С другой стороны, развитие городов и техники выводит из оборота много плодородных земель. Особенно вреден недостаток хорошей питьевой воды.

§5 Проблемы энергетических ресурсов.

Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на подержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Но тогда более 99 процентов электрических и трудовых затрат уйдет на стабилизацию окружающей среды. Но поддержание и развитие цивилизации остается менее, одного процента. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под мощный пресс общественного мнения, гидроэнергетика дорогостоящая, нетрадиционные виды получения энергии солнечной, ветровой, приливной- в стадии разработки.

Остается… традиционная теплоэнергетика, а с ним и опасности, связанные с загрязнением атмосферы. Работа многих экономистов показали: потребления электроэнергии на душу населения является весьма представительным показателем уровня жизни в стране.

Электроэнергия- это товар, который можно потратить на свои нужды или продать за рубли.

§6. Проблема СПИДа и наркомании.

Еще пятнадцать лет назад едва ли можно было предвидеть, что средства массовой информации будут столько внимания болезни, получившей краткое название СПИД – «синдром приобретенного иммунодефицита».

Сейчас поражает география заболевания. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, с начала эпидемии во всем мире было обнаружено не менее 100 тысяч случаев СПИДа. При этом заболевание обнаружено в 124 странах. Наибольшее число их в США.

Социальные, экономические и чисто гуманитарные издержки этой болезни уже велики, а будущее не столь оптимистично, чтобы серьезно рассчитывать на скорое решение этой проблемы.

Не меньшим злом являются международной мафия и особенно наркомания, отравляющая здоровья десятков миллионов людей и создающая потальную среду для преступности, заболеваний.

Уже сегодня – даже в развитых странах – не счесть болезней, в том числе психических.

По идее, конопляные поля должны охраняться работниками совхоза – хозяина плантации ,У бригадира – красные от постоянного недосыпания. Разбираясь в этой проблеме, нужно учитывать, что в этой небольшой северокавказской республике нет посев ого мака и конопли – ни государственных, ни частных. Республика стала «перевалочной базой» для торговцев дурманом из самых различных регионов. Рост наркомании и борьбы с властями напоминает чудовище с которым сражается. Вот как возник термин «наркомафия», ставший сегодня синонимом миллионов погубленных жизней, разбитых надежд и судеб, синонимом катастрофы, обрушившейся на целое поколение молодых людей.

В последние годы часть прибылей наркомафии тратит на укрепление своей «материальной базы». Вот почему караваны с «белой смертью» в «золотом треугольнике» сопровождают отряды наемников, вооруженных. Наркомафия имеет собственные взлетно-посадочные полосы и т.д. Наркомафии объявлена война, в которой задействованы со стороны правительств десятки тысяч людей и последние достижение науки и техники. Среди наиболее часто употребляемых наркотических средств кокаин, героин. Последствия для здоровья усугубляются использованием попеременно двух и более типов разных наркотиков, а также из- за особо опасных способов приема. Тех, кто впрыскивает их в вену, подстерегает новая опасность – они подвергают огромному риску заразиться синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД),что может привести к смертельному исходу.

В числе причин растущей тяги к наркотикам молодежи, не имеющие работы, но даже имеющие работу боятся ее потерять какая бы она не была. Есть, разумеется, и причины «личного» характера – не складывается отношения с родителями, не везет в любви. А наркотики в трудную минуту, благодаря «заботам» наркомафии, всегда оказывается под рукой… «Белая смерть» не удовлетворяется завоеванными позициями, чувствуя растущий спрос на свой товар, продавцы отравы и смерти продолжают наступление.

§7. Проблема термоядерной войны.

Какими бы серьезными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете.

Еще в конце 70 –х годов ученые полагали, что мировая термоядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей и разрешением мировой цивилизации.

Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5% накопленного к настоящему времени ядерного арсенала великих держав будет достаточно, чтобы ввергнуть нашу планету в необратимую экологическую катастрофу: поднявшаяся в атмосферу сажа от испепеленных городов и лесных пожаров создаст непроницаемую для солнечных лучей экран и приведет к падению температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь.

Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но также и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает необходимость предпосылки и гарантии для научного и практического решения всех остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества.

Глава III. Взаимосвязь глобальных проблем.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающиеся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных.

В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообуслоленость глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества.

Заключение

На современном этапе развития человечества столкнулось, быть может, с наиболее горячей проблемой – как сохранить природу, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться экологической катастрофе. А человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?.

Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру.

Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно.

Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

.

Список литературы.

  1. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.

  2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.

  3. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды / Сост. Н.Н. Марфенин. М., 1998.

  4. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С. Артюхов. М.: Мол. Гвардия, 1988.

nreferat.ru

Урок по обществознанию 1 курс СПО по теме: Глобальные проблемы современности

Урок обществознания на 1 курсе в группах сервисных специальностей

Тема: «Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем»

Фирса Людмила Валентиновна,

преподаватель гуманитарных, социально-экономических дисциплин

ГАПОУ КК ЛСПК «Ленинградский социально-педагогический колледж»

Цель урока: объяснить обучающимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения глобальных проблем.

Задачи урока:

  • максимально актуализировать знания обучающихся по глобальным проблемам современности на основе изученного ранее материала в других учебных курсах;

  • акцентировать внимание обучающихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом в силу их планетарного характера;

  • расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении глобальных проблем современности;

  • развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа обществоведческой информации;

  • развитие умений группой и дискуссионной работы.

Оборудование урока:

Горелова Т.А.

М.: «Академия», 2013.

ИР1 www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

ИР2 www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

ИР3 www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Время урока: 2 академических часа (по 45 минут).

Основные понятия:

биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

ХОД УРОКА

Организационный момент (вводно-мотивационный этап).

Преподаватель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Преподаватель: Вплоть до середины XX в. В политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global- всеобщий, от лат. globus – “шаp”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы обучающимся:

  • Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

  • Что их породило? В ходе обсуждений возможно пояснение учителя.

Обучающиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

1) глобализация мира;

2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос обучающимся:

Ведется обсуждение, одновременно с этим на экране появляется схема, которую учащиеся переносят в тетради.

Вопрос обучающимся:

Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

II этап. Классификация глобальных проблем.

Преподаватель: В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем. Давайте определим, какие проблемы можно охарактеризовать как “глобальные’? По каким разновидностям можно их сгруппировать?”.

Перед обучающимися ставится задача:

Работая на компьютере с интернет — ресурсами по курсу «Обществознание», вы должны заполнить таблицу.

Предполагаемая таблица:

Классификация глобальных проблем

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

 

 

 

 

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония…).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

 

 

 

 

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Проверяется выполнение задания.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).

III этап. Роль международных организаций и движений в современном мире.

Выступление обучающихся-аналитиков с опережающим заданием о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Обучающимся раздаются листы с частично заполненной таблицей “Международные организации и движения”.

Вопросы обучающимся:

  • Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?

Возможно возникновение дискуссии

Преподаватель: Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

Возможно возникновение дискуссии.

  • Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?

  • Вспомните последние российские инициативы.

Обучающиеся подводятся к выводу: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение (вывод фиксируется в тетради).

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Используется техника аквариума. Группа делится на 6 подгрупп: с первой по пятую – рабочие подгруппы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я подгруппа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).

Задание для рабочих подгрупп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение “проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Обучающиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Преподаватель, обобщая вопрос: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Вопрос обучающимся:

Возможно возникновение дискуссии.

Преподаватель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Обучающиеся подводятся к выводу: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

V этап. Альтернативные сценарии будущего.

Преподаватель представляет обучающимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Преподаватель: Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий сокращении населения и производства( английский ученый Томас Мальтус)

  • оптимистический прогноз, считающий, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества

( немецкий ученый Фриц Бааде).

  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Задание обучающимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возможно возникновение дискуссии.

Обучающиеся подводятся к выводу: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях).

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед обучающимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.

После завершения дискуссии происходит оценка и самооценка работы обучающихся.

Домашнее задание:

  1. ОИ 1: стр.79-118; подготовка к ПЗ

  2. Подготовка реферата по теме Глобальные проблемы человечества (работа с материалами ИР 1-2)

  3. персональное задание: обучающиеся, заявившие о своем участии в научно-практической конференции, работают над подготовкой презентации в формате Power Point.

infourok.ru

Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Разработка урока по теме: Глобальные проблемы современности

Разработка открытого урока по обществознанию

«Глобальные проблемы современности»

Разработана: Обух Л.В.

Тема урока: Глобальные проблемы современности

Раздел: Современное общество

Цель урока: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

Задачи:

— продолжить работу по формированию представления учащихся о глобальных проблемах, показать их взаимосвязь, выделить направления решения данных проблем;

— продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения, используя имеющиеся знания в ходе обсуждения в группах;

— развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом; учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения;

— воспитывать у учащихся качества толерантности и поликультурности; уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за её будущее;

— обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем;

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма урока: урок-размышление

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Оборудование: раздаточный материал, учебные пособия, презентации, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, «Север-Юг», терроризм, озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди.

Используемые технологии:

— ИКТ

— Технология развития критического мышления

Используемые методы обучения:

  • словесный:  лекция с элементами беседы;
  • наглядный:  показ презентации;
  • практический:  заполнение таблицы, составление кластера;

Приемы: Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…; Лекция с элементами дискуссии; Составление кластера «Глобальные проблемы»; Стратегия «Фишбон»; «Толстые вопросы».

Межпредметные связи:  география, история, обществознание, экология, ОБЖ.

Учебно-методическое обеспечение урока:

— дидактические средства и методические средства:  презентация лекции, методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, таблица-схема; раздаточный материал, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.

— технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран,

Учебно-материальное оснащение: учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебное пособие по обществознанию – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2009. 


Изучение нового материала.

Этапы урока

Приемы и средства обучения

I  Вводно-мотивационный этап

Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…

Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы

II этап. Изучение нового материала.

Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами дискуссии. Составление кластера «Глобальные проблемы», Стратегия «Фишбон».

Выяснение причин появления глобальных проблем.

III этап.

Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы «Классификация глобальных проблем». Стратегия «Фишбон»

IVэтап. Альтернативный сценарий будущего.

Лекция с элементами дискусси, вывод.

V Заключительный этап.

Приём «Толстые вопросы». Коллективное обсуждение проблемного вопроса, вывод, проверка знаний, оценка и самооценка работы учащихся, домашнее задание/

Ход урока:

Эпиграф:

«Прогресс – отец проблем».

                 Честертон (анг. мыслитель 19-н.20 века)

Этап урока, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Вводно-мотивационный этап:

Приём «Корзина» идей, понятий, фактов…

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. Честертон сказал: «Прогресс- отец проблем».

— Как вы понимаете его слова?

В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов.

— Что известно вам о глобальных проблемах?

— Почему тема актуальна именно в современных условиях?

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей, понятий, фактов

Ответ: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека, распределяют роли: лидер, спикер, оформитель, податель идей.

Слушают, называют тему  и цели урока: «Глобальные проблемы современности»

-Понятие

-Причины возникновения

-Классификация

-Пути решения

слайда №1.

Обсуждают проблемные вопросы в своих группах, затем каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

Отвечают на поставленный вопрос.

II Изучение нового материала. Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами дискуссии

Составление кластера «Глобальные проблемы»

Стратегия «Фишбон»

История человечества доказывает, что подобные проблемы существуют очень давно. Были и периоды редкого упадка культуры, когда люди жили еще первобытным стадом. За несколько месяцев существования на одном месте они съедали и уничтожали все, что может служить пищей. Затем уходили на другое место, и все повторялось сначала. Они полностью опустошали леса и луга. Затем, когда люди начали заниматься подсечным земледелием, они уничтожали леса, создавая себе пашню, которой пользовались лишь несколько лет. Затем землю бросали, так как она переставала давать урожай, переходили на другое место и опять уничтожали лес.

Известны случаи, когда, осушая болото, люди превращали землю в пустыню, и, наоборот, орошая поля – в болото. Люди перевозили животных в другие регионы и климатические зоны и те уничтожали флору и фауну данной местности. Примеров можно привести множество.

Но, не смотря на огромный урон, который люди наносили окружающей среде, природа всегда себя восстанавливала, она оказывалась сильнее и мудрее человека.

— Поэтому, вполне возможно, что и нынешние глобальные проблемы не так и опасны, они может быть и надуманны. Ничего страшного не происходит, Земля и сейчас справится с проблемами, как справлялась всегда?

Ответ: Но сейчас дела обстоят намного серьезнее. Ведь эти проблемы накопились и грозят гибелью человечеству.

Давайте сформулируем учебную задачу.

— Что означает слово глобальный?

(фр.global-всеобщий; от лат.globus-шар)

Итак, научное значение этого слова таково: охватывающий весь земной шар, всемирный, всесторонний, полный, всеобщий.

-Что такое глобальные проблемы?

-Каковы на ваш взгляд особенности глобальных проблем?

Давайте составим кластер по данной теме. Сейчас каждая команда вытянет карточку с проблемой, которую они будут решать в течении занятия: опасность ядерной войны, экологическая  проблема, истощение природных ресурсов, демографическая проблема, проблема охраны здоровья.

-Почему вплоть до сер.XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

— Что их породило?

В нижнем прямоугольнике «рыбной кости» записываем формулировку проблемы: название глобальной проблемы.  В левой части «рыбной кости записываем причины, факторы, способствующие возникновению глобальной проблемы.

Слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся ставят учебную задачу: доказать, что глобальные проблемы существуют, обострились в наше время и требуют решения для предотвращения гибели Земли и человечества; попробовать найти пути решения этих проблем, определить, что мы можем сделать для этого. 

Каждая группа даёт своё определение, затем каждая группа составляет кластер по данной теме.

Сравнивают своё определение с определением на   слайде №2.

Каждая группа вытягивает карточку с названием глобальной проблемы и  составляет кластер по данной проблеме.

Обсуждают факторы, причины,   способствующие появлению и обострению глобальных проблем, затем записывают факторы в левой части «рыбной кости».

 слайд №3. слайд №4. в

 III  Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия

Стратегия «Фишбон»

В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

— Какие проблемы вы считаете глобальными?

 Назовите их.

— По каким разновидностям можно их сгруппировать?

А теперь вы должны заполнить своей группой таблицу «Классификация глобальных проблем» на листке, а потом вместе проверим.                                                                  Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы.

— Какая из них наиболее актуальна для вас?

Одним из тяжких современных преступлений стал терроризм. Он наносит огромный моральный, политический, экономический ущерб обществу, угрожает жизни многих людей.

У современного терроризма одна вожделённая цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь говорить не приходится. Сегодня самые ходовые и эффективные метолы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран.

А о других глобальных проблемах мы узнаем из ваших выступлений.

А теперь запишем в правой части «рыбной кости»  факты, аргументы, подтверждающие ваши предположения о причинах возникновения  глобальных проблемах

Б.Френсис «Лучший способ избавиться от проблемы — решить её».

Проблем у человечества много и нужно их решать.

— Как вы думаете, можно ли решить проблемы каждой стране в одиночку.

Ответ: Нет, для решения проблем необходимо объединение всех стран. Но так как все проблемы связаны, решать их надо тоже в комплексе.

Продумайте и сформулируйте наиболее рациональные и эффективные пути решения вашей  глобальной проблемы.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества.

-экологические проблемы    -проблема «Север-Юг»              -проблема войны и мира в современных условиях     — демографическая проблема                                     -проблема охраны здоровья                                     -возрождение культурных и нравственных ценностей -борьба с международным терроризмом

Работа в группах: (заполнение таблицы с последующей проверкой). Слайд №5.

Отчет о работе групп.

Высказывают свои мнения, дискуссия.

Показ слайда№6.

Показ фотографий с террористическими актами в США, Беслане, Москве.

Показ слайда №7.

Выступления с докладами: экологические проблемы;

Показ слайдов № 8, 9, 10, 11.

 опасность ядерной войны и локальных конфликтов;

Показ слайдов № 12,13, 14,15, 16.

«Север-Юг»

Показ слайдов № 17, 18, 19, 20,21, 22,23.

Проблема охраны здоровья

Проблема падения культуры и проблема урбанизации

Работа в группе, записывают в правой части «рыбной кости» факты, аргументы, подтверждающие  предположения о причинах возникновения  глобальных проблемах

Показ слайда №24.

IV этап. Альтернативный сценарий будущего.

Лекция с элементами дискуссии

Теперь ознакомимся с раз личными прогнозами развития мирового сообщества.

Глобальный прогноз – прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трёх основных направлениях:

1) пессимистический прогноз – предсказывающий в недалёком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (англ. Учёный Томас Мальтус)

2) оптимистический прогноз – считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию. И станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (нем. учёный Фриц Бааде)

 3)нейтральный прогноз – исходящий из того, что невозможно с определённостью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (амер. учёный Пол Кеннеди)

— С каким прогнозом вы согласитесь и почему?

Вывод: существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются  они в рамках веера возможныж альтернатив.

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.

Возникновение дискуссии.

Учащиеся подводятся к выводу.

Показ слайда №24.

V Заключительный этап.

Приём «Толстые вопросы»

Возвращаемся к проблемному вопросу: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

— Предположите, что будет, если глобальные проблемы не будут решены?

— Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

 А теперь давайте послушаем выступления групп по рассмотренной глобальной проблеме.

Оценивание учащихся.

На столах лежат листы самооценки и оценки урока в целом. Прошу всех заполнить оба листа, лидера группы заполнить также лист оценки работы каждого учащегося группы и сдать их мне после окончания урока.

Д.З. — реферат про одну глобальную проблему (на выбор)

Решение вопроса, мысли по поводу. Возникновение дискуссии.

Учащиеся подводятся к итоговому выводу.

Каждая группа записывает вывод в голове «рыбной кости».

Спикер каждой группы защищает свой кластер.

Учащиеся заполняют бланки самооценки и оценки урока.

Заполнение каждым учащимся листа самооценки и листа оценки урока (сдаются учителю после окончания урока)

Записывают дом.задание.

nsportal.ru

Интересное обществознание/Глобальные проблемы современности — Викиучебник

Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира

Глобальные проблемы современности[править]

Возникновение глобального общества.[править]

Глобальное общество — это современное общество на всём земном шаре, когда вместо множества изолированных локальных цивилизаций возникла единая земная цивилизация. Этот процесс начался в новое время в эпоху великих географических открытий, когда начались контакты между различными цивилизациями. Затем европейские страны разделили весь остальной мир на колониальные империи и начали вводить европейские изобретения по европейскому образцу. Сегодня сложился глобальное общество во главе с глобальным «парламентом» — Организацией Объединённых Наций, где построены глобальная информационная сеть связи — Интернет, система глобальной миграции населения и глобального туризма, система глобального разделения труда между Севером и Югом, система глобальной телевизионной службой новостей, система глобальной киноиндустрии. Английский язык стал языком международного общения в этом глобальном обществе. Идёт процесс стирания национальных границ. Но появились и глобальные проблемы, которые не могут быть решены усилиями только одной страны

Доклады Римского клуба.[править]

Деннис Медоуз

Именно этот клуб впервые обратил внимание человечества на глобальные проблемы. История Римского клуба началась в 1968 г., когда член руководства фирмы «Фиат» и вице-президент компании «Оливетти» Аурелио Печчеи разослал приглашения видным учёным и промышленникам на научную конференцию. Они ограничили свой состав пределом в 100 человек. :[1] Римский клуб занимался изучением перспектив развития человеческой цивилизации посредством разработки компьютерных моделей. Ежегодно они стали заслушивать один доклад клубу. Было проcчитано взаимодействие таких факторов как размер населения Земли, количество продуктов питания, природных ресурсов, размер промышленного производства, состояние окружающей среды. Учёные предупреждали о грозящих катастрофах, если человечество н

ru.wikibooks.org