Свойства личности это: Психолог ЮУрГУ рассказал, какие свойства личности помогают учиться дистанционно

Содержание

Психолог ЮУрГУ рассказал, какие свойства личности помогают учиться дистанционно

Тренд нашего времени – дистанционное образование – оказался тяжелым испытанием для некоторых студентов. Психологи уверены: дело в отсутствии необходимых для онлайн-работы социально-психологических характеристик. Что это за свойства и как их в себе воспитать – рассказала заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат психологических наук Светлана Морозова.

– Что такое социально-психологические свойства личности?

– Социально-психологические свойства личности – это некий набор определенных качеств, которые характеризуют, во-первых, социальные способности человека, во-вторых, социальное поведение и позицию личности, то есть ее активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству.

Можно сказать, что социально-психологические свойства личности – это те свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

Они являются частью характера человека. Специалисты активно используют понятие «социально-психологические свойства», но нужно отметить, что до сих пор существует методологическая проблема и неоднозначность его употребления.

– Какие свойства выделяются специалистами?

– Психологи выделяют такие свойства, как социальные чувства, ценностные ориентации, социальные установки, притязания, стереотипы, мировоззрение. В зависимости, например, от профессиональных групп существуют разные требования к набору таких свойств. Так, для психологов это общительность, контактность; общий интеллект, стрессоустойчивость, поддерживающий стиль общения; динамичность и гибкость; эмоциональная сдержанность и терпимость, умение сдерживать себя, скрывать свои невольные оценки и эмоциональные реакции; высокий уровень общей культуры поведения психолога, профессиональный такт. Для менеджеров – организаторские качества, целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, дисциплинированность, инициативность, коммуникативные и интеллектуальные качества.

– Как определить, какими свойствами обладает человек?

– Узнать больше о социально-психологических свойствах своей личности можно с помощью специальной диагностики. Без нее точного заключения дать нельзя, психологи с профессиональным опытом могут лишь предположить, какой перед ними человек – общительный, эмоциональный, замкнутый и так далее.

Если мы вспомним, что социально-психологические свойства – составляющая характера, то сможем добавить, что он определяется отношением человека к другим людям (коллективизм, чуткость), к своему делу (трудолюбие, добросовестность, инициативность), к вещам (аккуратность, бережливость) и, наконец, к самому себе (самокритичность, чувство собственного достоинства).

Фото: заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ВМБШ, кандидат психологических наук Светлана Витальевна Морозова

– Можно ли самостоятельно узнать свои социально-психологические свойства?

– Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о предмете и объекте исследования. Не советую самостоятельно изучать себя через сайты, где размещены в свободном доступе психологические тесты. Это все равно что заниматься самолечением и ставить себе диагноз без врача. А вот заниматься самообразованием – достойное занятие. Развивать в себе личностные и профессиональные качества, находить качества личности, которые вы хотели бы усиливать, преумножать, развивать в своем характере.

– Для чего важно знать социально-психологические свойства своей личности?

– Знание себя помогает нам адаптироваться в обществе, продуктивно выполнять поставленные задачи. Понимание своей психологии делает человека гармоничным в жизни. Так, например, в одном исследовании мы получили данные, что такие социально-психологические характеристики личности, как экстернальность, низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, авторитарный стиль поведения в отношениях с людьми, препятствуют успешной профессиональной деятельности. Работая над характеристиками личности, можно сделать эффективнее собственную реализацию в разных сферах жизни.

– Как эти свойства связаны со способностью работать и учиться дистанционно?

– Ссылаясь на данные, полученные нами экспериментальным путем, можно объяснить какие свойства являются важными при дистанционной работе. Это, в первую очередь, уверенность, добросовестность, направленностью на командную работу, высокая мотивация, личный интерес и эмоции, получаемые от работы.

– Значит ли это, что люди без этих свойств хуже проявляют себя при дистанционной работе? Что им в таком случае делать?

– На самом деле низкая мотивация мешает достигать положительных результатов не только в дистанционной работе. Что делать? Повышать мотивацию, ответственность, либо оставаться низкоэффективным, непродуктивным работником с последующим поиском другой работы.

– Можно ли «воспитать» в себе необходимые для дистанционной работы свойства?

– Конечно. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, меняется. Здесь все зависит от самого человека — «воспитывает» он в себе эти качества или нет.

Говоря об особенностях личности, хотелось бы упомянуть, что личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, «гореть», тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга.

Афоризм неизвестного автора говорит о возможностях человека развивать свой характер и через это менять свою судьбу: «Посеешь мысль — пожнешь поступок, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».


  • «Наука ЮУрГУ» в Яндекс.Дзен
  • «ЮУрГУ News» в Telegram
  •  Susu.official в Instagram

Дарья Цымбалюк, фото: pexels.com, личный архив С. В. Морозовой

Свойства личности.

Каждый человек как личность обладает базовыми и программирующими свойствами.

К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Через базовые свойства формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — это единство врожденных и приобретенных в процессе воспитания черт личности.

Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Человека считают способным, если он:

• быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, в сравнении с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки;

• добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способности имеют свойство компенсации, то есть недостаток, слабое развитие какой-либо одной способности может быть компенсировано за счет большего развития других.

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Способности формируются под воздействием обучения, воспитания, условий жизни и деятельности человека. Однако большую роль здесь играют природные, биологические факторы. Природные предпосылки развития способностей называют

задатками.

Существуют различные виды способностей.

Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков.

Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

Общие умственные способности — способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К таким способностям относят, например, наблюдательность, развитие творческого мышления.

Специальные способности — способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музыкальной, художественной, математической.

Способность позволяет быстрее, глубже и легче овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Руководитель не должен отождествлять способности и знания, умения, навыки.

Программирующие свойства личности являются главной движущей силой развития индивидуальности. Совершенствование и изменение программирующих свойств личности оказывает влияние на изменение некоторых базовых качеств личности, в частности, характера.

К программирующим свойствам личности относят

направленность, интеллект и самооценку.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение и на себя. То есть в основе направленности личности лежат ее потребности. Задача руководителя состоит в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и на основе этого — ожидании конкретной направленности ее мотивов.

Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Важной функцией интеллекта является взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, то есть умение ориентироваться в ситуации и соответственно строить свое поведение.

Адаптация может быть двух видов:

1) ассимиляция — приспособление ситуации (через изменение условий) к человеку;

2) аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Свойства личности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Свойства личности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Свойства личности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Урок 3. Личность в психологии

Знание элементарных основ психологии может сыграть важную роль в жизни любого человека. Для того, чтобы мы могли наиболее продуктивно выполнять поставленные перед собой цели и эффективно взаимодействовать с находящимися вокруг нас людьми, нужно иметь хотя бы представление о том, что такое психология личности, как происходит развитие личности и каковы особенности этого процесса.

Важно знать, какие существуют составляющие элементы и типы личности. Разбираясь в этих вопросах, мы получаем возможность сделать свою жизнь более продуктивной, комфортной и гармоничной.

Представленный ниже урок по психологии личности предназначен именно для того, чтобы вы смогли усвоить эти важные основы и научиться использовать их на практике максимально эффективно. Здесь вы познакомитесь с тем, как в психологии рассматривается человек и проблема личности: узнаете её основы и структуру. А также получите представление об исследованиях в области изучения личности и о многих других интересных вопросах.

Содержание:

  • Что такое личность?
  • Тест на черты личности
  • Структура личности
  • Ключевые свойства личности
  • Теории, изучающие личность человека
  • Литература
  • Проверочный тест

Что такое личность?

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

  • Личность это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
  • Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность»:

Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.

Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Тест на устойчивые черты личности

Созданные еще в первой половине ХХ века типологии устойчивых черт личности MBTI и DISC, применяются и по сей день многими психологами и консалтинговыми компаниями, и именно на основе этих двух типологий мы составили свой собственный опросник, который предлагаем вам пройти. Но для начала ознакомьтесь с несложными правилами:

  • При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  • В силу того, что некоторые наши характеристики в течение жизни меняются и один и тот же человек в 7 лет отличается от себя же в 30 лет, постарайтесь отвечать на вопросы с точки зрения себя сегодняшнего. Когда вам дают выбор в некоторой гипотетической ситуации, отвечайте так, будто эта ситуация была совсем недавно, и выбирайте то, что бы вы сделали на горизонте последних 1-2 лет.
  • Тест можно проходить несколько раз, однако мы не рекомендуем это делать. Лучше выберите время, когда вы сможете пройти его внимательно в один заход.
  • Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.