Субъекты финансовой деятельности: 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства. Субъекты финансовой деятельности государства

Содержание

1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства. Субъекты финансовой деятельности государства

1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства. Субъекты финансовой деятельности государства

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории «финансовая деятельность государства» раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе.   Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

   Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

   Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

   Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

  Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами. Основными из них являются:

1.

Принцип законности, который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности, проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости, означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь[1], согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

  • учет возможности получения средств;
  • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
  • учет и возможности налогоплательщиков;
  • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
  • изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

  • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
  • определение размера каждой потребности;
  • определение размеров и сроков использования денежных средств;
  • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
  • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
  • обеспечение сохранности денежных средств;
  • выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей.

Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д.  Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств  применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования.

Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления[2]. Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие  участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.



[1] НРПА. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

[2] Финансовое право: учебник. М.: Юристъ, 1996; Соколова, Э.Д. Понятия и принципы финансовой деятельности государства / Э.Д. Соколов // Государство и право. 2007. № 5. С. 96.

Субъекты финансовой деятельности государства — Студопедия

Поделись  

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы и регулирование финансовых отношений. Однако содержание и масштабы их участия в финансовой деятельности различны.

Государство как субъект финансовой деятельности выступает в лице государственных органов на уровне Федерации и субъектов Федерации.

К этим органам относятся:

1. Представительные органы государственной власти

устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.

2. Президент РФ

обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные напрвления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, финансово-кредитной системы и т. д.

Контрольное управление Президента осуществляет финансовый контроль[8].

В составе Администрации Президента образуются структурные подразделения в том числе занимающиеся финансовыми вопросами (например, Экспертное управление).

В семи федеральных округах реализацию полномочий Президента обеспечивают его полномочные представители.

3. Исполнительные органы государственной власти

Общей компетенции: Правительство РФ, Правительства или администрации субъектов. Принимают меры к реализации законов, обеспечивают исполнение бюджета (ст. 101, 114 Конституции РФ, ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ»). В структуре аппарата Правительства и при Правительстве создаются департаменты, комиссии, советы в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти и проведения единой финансовой и денежно-кредитной политики (например, Департамент экономики и финансов Правительства РФ, Правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов).

Специальной компетенции: Минфин РФ и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территори­альные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Минфин РФ выделяется комплексным характером своих функций, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства. Во-первых, Минфин РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, нормативное регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга) и т. д[9].

На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено создание следующих подведомственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Статус федеральной службы получило в настоящее время Федеральное казначейство. Названные службы осуществляют функции контроля и надзора в указанных сферах.

Подобные Минфину РФ органы создаются и в субъектах Федерации. В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы и управления.

В числе органов специальной компетенции необходимо также упомянуть налоговые и таможенные органы, банки во главе с Центральным банком, и другие кредитные организации, органы государственных внебюджетных фондов.

3. Органы судебной власти

В соответствии со ст. 1 и 3 Зако­на РФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991 с после­дующими изменениями и дополнениям,суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществля­ют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность го­сударства составляет часть компетенции органов судебной вла­сти.

4. Центральный банк РФ и коммерческие банки

Центральный банк РФ проводит операции с федеральным бюджетом и государствен­ными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию госу­дарственного долга. Центральный банк осуществляет финансо­вую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организа­циями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятель­ность государства. Во-первых, они являются агентами валютно­го контроля.Во-вторых, коммерческие банки выступают как органы, наде­ленные государством властными полномочиями в случае установ­ления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций.

Муниципальные образования осуществляют финансовую дея­тельность через органы местного самоуправления, а также непо­средственно через население муниципального образования. Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, при­нимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования.



Поиск занятий | Бюро финансовой защиты прав потребителей

Найдите занятия, которые помогут вам обучать и развивать финансовые навыки на протяжении всей учебной программы.

Эти занятия в классе можно выполнять в течение одного урока. К каждому упражнению прилагается руководство для учителя и вспомогательные материалы для учащихся, поэтому его легко реализовать независимо от того, являетесь ли вы опытным учителем личных финансов, интегрируете финансовую грамотность в другую предметную область или дополняете существующую учебную программу финансового образования.

Перейти к результатам поиска

273 мероприятия

  • Анджела узнает о Законе о гражданской помощи военнослужащим

    Обновлено

    Идеально для: средней школы (11-12 лет)

    Учащиеся принимают участие в интерактивном приключении и отвечают на вопросы о Законе о гражданской помощи военнослужащим (SCRA).

    Ключевая информация

    Тема:
    Тратить (покупать вещи), брать взаймы (получать кредиты, управлять кредитами)

    Продолжительность действия:
    75-90 минут

    Строительный блок
    • Финансовые знания и навыки принятия решений
  • Изучение статистики мошенничества и кражи личных данных

    Обновлено

    Идеально подходит для: средней школы (6-8 лет), старшей школы (9-10 лет), старшей школы (11-12 лет)

    Студенты изучают статистику федерального правительства о мошенничестве и краже личных данных в Соединенных Штатах и ​​в их штате.

    Ключевая информация

    Тема:
    Защита (предотвращение мошенничества и кражи личных данных)

    Продолжительность действия:
    45-60 минут

    Строительный блок
    • Исполнительная функция
    • Финансовые знания и навыки принятия решений
  • Мия планирует свое будущее

    Обновлено

    Идеально для: средней школы (11-12 лет)

    Учащиеся участвуют в интерактивном приключении о том, как создавать и сохранять богатство с течением времени, а затем отвечают на вопросы о том, что следует учитывать при планировании будущего.

    Ключевая информация

    Тема:
    Сохраняйте и инвестируйте (Выбирая способ сбережения, Инвестирование)

    Продолжительность активности:
    75-90 минут

    Строительный блок
    • Финансовые знания и навыки принятия решений
  • Соня объясняет Закон о военном кредитовании

    Обновлено

    Идеально для: средней школы (11-12 лет)

    Учащиеся участвуют в интерактивном приключении, изучают Закон о кредитовании военных (MLA) и используют кредитный калькулятор, чтобы понять последствия кредитов под высокие проценты.

    Ключевая информация

    Тема:
    Тратить (Бюджетирование, Покупка вещей), Занимать (Получение кредитов, Управление кредитом)

    Продолжительность действия:
    75-90 минут

    Строительный блок
    • Исполнительная функция
    • Финансовые привычки и нормы
    • Финансовые знания и навыки принятия решений
  • Нарисуй собственный бизнес-комикс

    Обновлено

    Идеально подходит для: Начальная школа (4-5), Средняя школа (6-8)

    Учащиеся изучают предпринимательство, читая рассказ о предпринимателях и рисуя комикс об открытии своего дела.

    Ключевая информация

    Тема:
    Заработок (Стать предпринимателем, Узнать о карьере, Заработать)

    Продолжительность активности:
    75-90 минут

    Строительный блок
    • Финансовые привычки и нормы
    • Финансовые знания и навыки принятия решений

Виды финансов и финансовых услуг

Финансы — это широкий термин, описывающий деятельность, связанную с банковским делом, кредитным плечом или долгом, кредитом, рынками капитала, деньгами и инвестициями.

По сути, финансы представляют собой управление деньгами и процесс приобретения необходимых средств. Финансы также включают в себя надзор, создание и изучение денег, банковского дела, кредита, инвестиций, активов и обязательств, которые составляют финансовые системы.

Многие из основных концепций финансов происходят из микроэкономических и макроэкономических теорий. Одной из самых фундаментальных теорий является временная стоимость денег, согласно которой доллар сегодня стоит больше, чем доллар в будущем.

Key Takeaways

  • Финансы охватывают банковское дело, кредитное плечо или долг, кредит, рынки капитала, деньги, инвестиции, а также создание и надзор за финансовыми системами.
  • Основные финансовые концепции основаны на микроэкономических и макроэкономических теориях.
  • Область финансов включает три основные подкатегории: личные финансы, корпоративные финансы и государственные (государственные) финансы.
  • Потребители и предприятия используют финансовые услуги для приобретения финансовых товаров и достижения финансовых целей.
  • Сектор финансовых услуг является основным двигателем национальной экономики.
Финансы

Виды финансов

Частные лица, предприятия и государственные учреждения нуждаются в финансировании для работы. Таким образом, сфера финансов включает в себя три основные подкатегории:

  • Личные финансы
  • Корпоративные финансы
  • Государственные (государственные) финансы

1. Личные финансы

Личные финансы зависят от ситуации и деятельности человека. Следовательно, соответствующие финансовые стратегии во многом зависят от доходов человека, его жизненных требований, целей и желаний. Финансовое планирование включает в себя анализ текущего финансового положения людей для разработки стратегий для будущих потребностей в рамках финансовых ограничений.

Например, люди должны копить на пенсию. Это требует откладывания или инвестирования достаточного количества денег в течение их трудовой жизни, чтобы финансировать их долгосрочные планы. Этот тип решения финансового управления подпадает под личные финансы.

Личные финансы охватывают ряд действий, включая использование или покупку финансовых продуктов, таких как кредитные карты, страхование, ипотечные кредиты и различные виды инвестиций.

Банковское дело также считается компонентом личных финансов, потому что люди используют текущие и сберегательные счета, а также услуги онлайн или мобильных платежей, такие как PayPal и Venmo.

2. Корпоративные финансы

Корпоративные финансы относятся к финансовой деятельности, связанной с управлением корпорацией. Для надзора за этой финансовой деятельностью обычно создается подразделение или отдел.

Например, крупной компании, возможно, придется решить, привлекать ли дополнительные средства за счет выпуска облигаций или размещения акций. Инвестиционные банки могут консультировать фирму по таким соображениям и помогать ей продавать ценные бумаги.

Стартапы могут получать капитал от бизнес-ангелов или венчурных капиталистов в обмен на долю владения. Если компания процветает и решает стать публичной, она выпустит акции на фондовой бирже посредством первичного публичного предложения (IPO) для привлечения денежных средств. В других случаях, чтобы правильно и эффективно спланировать свой капитал, компании с целями роста может потребоваться решить, какие проекты финансировать, а какие отложить.

Все эти типы решений подпадают под корпоративные финансы.

3. Государственные финансы

Государственные финансы включают налогообложение, расходы, бюджетирование и политику выпуска долговых обязательств, которые влияют на то, как правительство платит за услуги, которые оно предоставляет населению. Это часть фискальной политики.

Федеральное правительство и правительство штатов помогают предотвратить провалы рынка, контролируя распределение ресурсов, распределение доходов и экономическую стабильность. Регулярное финансирование обеспечивается в основном за счет налогообложения. Заимствование в банках, страховых компаниях и других странах также помогает финансировать государственные расходы.

Помимо управления деньгами в повседневных операциях, государственный орган также несет социальную и фискальную ответственность. Ожидается, что правительство обеспечит адекватные социальные программы для своих налогоплательщиков. Он должен поддерживать стабильную экономику, чтобы люди могли экономить и были уверены, что их деньги будут в безопасности.

Финансовые услуги — это не то же самое, что финансовые товары. Финансовые товары — это такие продукты, как ипотечные кредиты, акции, облигации и страховые полисы. Финансовые услуги – это услуги, предлагаемые финансовыми организациями. Консультации по инвестициям и управление, которые финансовый консультант предоставляет клиенту, являются одним из примеров финансовых услуг.

Финансовые услуги

Финансовые услуги — это услуги, которые позволяют потребителям и предприятиям приобретать финансовые товары. Одним из простых примеров является финансовая услуга, предлагаемая поставщиком платежной системы, когда он принимает и переводит средства между плательщиками и получателями. Сюда входят расчеты по счетам с помощью чеков, кредитных и дебетовых карт и электронных денежных переводов.

Сектор финансовых услуг является одним из важнейших сегментов экономики. Он помогает управлять национальной экономикой, обеспечивая свободный поток капитала и ликвидность на рынке.

Сектор финансовых услуг состоит из множества финансовых фирм, в том числе банков, инвестиционных домов, финансовых компаний, страховых компаний, кредиторов, бухгалтерских служб и брокеров по недвижимости.

Когда этот сектор и экономика страны сильны, доверие потребителей и покупательная способность растут. Когда сектор финансовых услуг терпит неудачу, это может замедлить экономику и привести к рецессии.

Что такое финансовая деятельность?

Финансовая деятельность — это инициативы и операции, предпринимаемые предприятиями, правительствами и отдельными лицами для достижения своих экономических целей.

Это деятельность, связанная с притоком или оттоком денег. Примеры включают покупку и продажу продуктов (или активов), выпуск акций, инициирование кредитов и ведение счетов.

Когда компания продает акции и выплачивает долги, она занимается финансовой деятельностью. Точно так же частные лица и правительства участвуют в финансовой деятельности, когда они берут кредиты и взимают налоги, что способствует достижению конкретных денежных целей.

Что такое финансы?

Термин «финансы» относится к финансовой деятельности, которая поддерживает жизнь отдельных лиц, предприятий и правительств. Некоторые из этих видов деятельности включают банковское дело, займы, сбережения и инвестиции. Финансы также относятся к изучению денег и финансовых инструментов, которые являются частью финансовой системы страны.

Важна ли отрасль финансовых услуг?

Да. Компании, предлагающие финансовые услуги, всегда были важны, потому что они помогают облегчить физическим и юридическим лицам транзакции, связанные с деньгами. Индустрия финансовых услуг также важна из-за ее роли в здоровье экономики страны.