Субъективное объективное – Чем отличается объективное от субъективного? — Toster.ru

Субъективность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Субъекти́вность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности[1][2].

Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, его квалиа, которые существуют только в сознании этого человека. Хотя источник опыта объективен и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света — его цвет).

Субъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях, против воли тех, кто пытается быть объективным, и в большинстве областей целью является вопрос удаления субъективности из научных или математических утверждений и экспериментов. Во многих научных областях, таких как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях.

Несмотря на это, субъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на общечеловеческую и индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположение о субъективности «истины», которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей.

Этот термин противопоставляется понятию объективности, которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата.

Примечания[

ru.wikipedia.org

Как отличить объективное мнение от субъективного 🚩 объективное и субъективное мнение 🚩 Гуманитарные науки


Любой человек мыслит и делает свои умозаключения через призму своих знаний и чувств. Чувства, как известно, сугубо индивидуальны. Даже понимание такого простого чувства как счастье у разных людей расходится, что отражается не только в быту, но и в философии.

Таким образом, точка зрения человека и его мировосприятие основывается на пережитом опыте. Несмотря на то, что опыт может быть одинаковым, его интерпретация окажется для отдельного человека своей, отличной от множества других – она будет субъективной.

Получается, что каждый человек обладает своим субъективным мнением и, практически, каждый день сталкивается с другими субъективными мнениями друзей, знакомых и т.д. На основе этого между людьми возникают споры и дискуссии, развивается наука и движется прогресс.

Субъективное мнение – это то, что присуще одному человеку, индивидуально представление окружающего по средствам собственных эмоций и мыслей.


Объективное мышление не свойственно ни одному человеку. Хоть и считается, что чем кругозор человека шире, тем больше объективности в его мнении, само понятие «объективность» гораздо шире.

Объективность – это независимое от человека, его желаний и мнений, свойство предмета. Поэтому такого понятие, как «объективное мнение» в прямом значении существовать не может.

Что же тогда подразумевают люди, когда употребляют это выражение? Чаще звание человека, имеющего объективное мнение, получает тот, кто не участвуют в какой-либо ситуации, и, находясь за ее пределами, может оценить происходящее «со стороны». Но даже этот человек рассматривает мир через призму своих личных представлений.

Также к объективному мнению можно отнести совокупность субъективных мнений. Но здесь тоже есть свои подводные камни. Если собрать все мнения воедино, получится огромный клубок противоречий, из которого невозможно вывести истину.


Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, биологии и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав высказывание «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Человек постоянно вращается в информационном потоке, составляющем одну глобальную сеть. Схема субъективного мышления — услышал-обработал-передал — предполагает искажение реальности восприятием и ее трансляцию в «обработанном» виде.

Содержание статьи

Сама загадка кроется в ее носителе – человеке. В основе субъективности истинной оценки ситуации, события или отношения к миру находится своего рода искажение воспринимаемых человеком фактов. Это происходит под воздействием особенностей личности, ее установок и мировоззрения. Именно поэтому наше восприятие мира не всегда может быть объективным, если вообще способно на это. А само понятие «объективное мнение» в прямом значении, в принципе, бессмысленно.

Если применить формальный подход к оценке ситуации, то любые книги и фильмы уже являются фактором искажающим действительность, и на их фоне вся другая информация приглушается. И именно благодаря такому свойству мышления, как субъективность, человечество стало создателем многочисленных направлений в искусстве.

Прогресс и наука стремятся к объективности. Математика, физика, химия, биология — возьмите любой из законов научной сферы, их существование никоим образом не зависит от человеческого знания или опыта и, уж тем более, от эмоционального состояния. Но кто делает открытия, лежащие в основе научного знания? Да, это — ученые, опыт которых зиждется на наследии других поколений. Конечно же, опыт переоценен и переосмыслен наново, через собственные убеждения и знания.

Философия утверждает, что объективность все-таки существует, и представляет собой сумму различных субъективных вариантов. Но если подходить к вопросу с позиции точных наук и представить себе собранные воедино все субъективные экспертные мнения люде, то в итоге получится лишь хаос и противоречия.

Таким образом, имеется парадоксальное несоответствие действительности и выводов. Поэтому, если вам говорят, что есть «объективное мнение» по тому или иному вопросу, то найти десяток других таких же «объективных мнений» вам удастся без труда.

Субъективным мнением можно манипулировать – это факт. Простой пример – телевизор и интернет. Миллиарды умов буквально «прилипли» к экранам, не понимая того факта, что их лишают возможности самостоятельно анализировать информацию. За вас это уже сделали. Продуманные тексты маркетологов, аналитиков, обозревателей ежедневно генерируют истину за вас, ликвидируя процесс мышления. Людей приучают, к тому, что сказанное в СМИ – истина. Проще говоря, массы отучают прислушиваться к глубинам собственного разума. Помните, знание, пропущенное через бытие, и «истоптанное» собственными ногами – это хорошее и, главное, ценное знание.

Видео по теме

www.kakprosto.ru

В чем разница между объективным и субъективным мнением

Существует философское направление, его последователи считают, что наше восприятие реальности управляется нашими чувствами, которые ограничены и несовершенны. Поэтому нет объективной реальности, которую мы можем различить, и вся реальность субъективна. Реальность — это социальная конструкция, общий знаменатель субъективных переживаний и представлений общества, формирующего нашу реальность.

Большинство философов убеждены в том, что существует объективный вещественный мир, который отображается в субъективном сознании каждого человека. Есть много философских учений, приверженцы которых до сих пор не пришли к общему мнению. Постараемся просто и доступно все же разграничить понятия объективного и субъективного.

Что такое объективное мнение

Для начала несколько примеров. В озеро упал камень, который издал определенный звук. Но рядом не было никого, кто бы это услышал. Значит ли это, что звука не было? Ни в коем случае. Звук раздался вне зависимости от того, услышит его кто-то или нет.  Объективная точка зрения не зависит от наличия наблюдателя за событием. Мы видим собаку и говорим: «Это собака». Это объективная оценка. Неважно, какая это собака и кому она принадлежит.

Когда кто-то выражает объективное мнение, он просто думает о фактах, а не о своих собственных чувствах. Когда вы спрашиваете объективное мнение, вы хотите услышать мнение того, у кого еще нет сильных чувств к предмету, и того, кто ничего не получит или не потеряет из-за своего решения. Человек, дающий объективную оценку, руководствуется истинной реальностью и справедливостью. Предложения, которые не меняются от человека к человеку, могут быть доказаны правдивостью или неточностью, несут общие суждения, принятые всеми, называются объективно значимыми предложениями.

Таким образом, объективное мнение не должно зависеть от нашего эмоционального состояния. Оно всегда основано на проверенных и доказанных фактах.

Что такое субъективное мнение

Субъективное мнение наоборот, имеет чувства. Все субъективное подлежит интерпретации. Это то, что зависит от нас, наших чувств, эмоций, жизненного опыта, нашей позиции. Такие понятия, как красота, гармония, злость, любовь, эстетичность, вкус — всегда субъективны, потому что каждый человек видит и воспринимает индивидуально.

Температура воды в бассейне 25 градусов. Это объективный факт, не зависящий от нашего восприятия. Но, когда мы утром входили в воду, нам было тепло, а вечером почувствовали холод. Это субъективность. Субъективная длительность одного часа зависит от того, ждем ли мы свой рейс, который задержали, или опаздываем на самолет. Довольно часто при опросе свидетелей сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с субъективным мнением. Описание преступника, которого видели несколько человек, совершенно разное.

Субъективные знания противоречат научным знаниям, которые можно систематически измерять или оценивать. Таким образом, например, можно категорически утверждать, что на столе есть два карандаша, но можно спорить, являются ли они тонкими или толстыми.

Предложения, которые могут варьироваться от человека к человеку, не могут быть доказаны правдивостью или неточностью, несущие интерпретацию слова, называются субъективными значимыми предложениями.

В законодательстве субъективное право — это право или юридическое право индивида обладать или требовать чего-либо в соответствии с правовой нормой.

Например, в стране, где существует закон, позволяющий избирателям голосовать в возрасте 18 лет, лицо такого возраста может осуществлять это субъективное право, поскольку оно подпадает под действие закона.

Отличие и сходство

Объективно или субъективно? Объективными и субъективными являются определения, относящиеся соответственно к непредвзятым наблюдениям и предвзятым оценкам. То, что объективно, не зависит от чувств или личных предубеждений. Объективное описание основано на экспериментах и наблюдениях. То, что субъективно, зависит от личной интерпретации и зависит от личных чувств.

Фразы, начинающиеся со слов, таких как самый красивый цвет, самый красивый автомобиль, лучший фильм, являются субъективными фразами и представляют свое собственное мнение. Если придерживаться строго этих понятий, то отличие кажется простым и ясным.

Условность и сходство понятий объективное и субъективное можно рассмотреть на примере. Мы хотим составить некий план действий на завтра. Это субъективно. Но каким он предстанет, если составить план на завтра письменно в виде конкретных заданий для себя, руководства к действию, возможно даже с указанием времени? Очевидно, это уже нечто объективное. Мы видим перед собой конкретный предмет, например стол. Он прямоугольный, деревянный. Это объективность. Через время, не видя данного стола, мы пытаемся воссоздать в памяти его образ. Это уже субъективность. Стол так и останется столом, но в своей голове мы уже видим его несколько иным. Или же назовем письменный стол по-другому.

Какой из этих терминов является объективным? Предмет существует вне зависимости от названия, которое мы ему присвоили. Но в нашем сознании возникнет, например слово «бюро». Золото объективно желтый, мягкий, химически инертный металл. То, что золото ценно — это субъективное мнение, которое мы все разделяем.

Однако на сегодняшний день широко распространены, острые разногласия между способами успешного отличия фактов от мнений. Эффективные аргументы включают как фактические замечания, так и оценочные суждения, основанные на этих фактах. Таким образом, аргументы содержат как объективные, так и субъективные заявления. Наши суждения квалифицируются как субъективные и объективные, независимо от того, содержат ли они наши личные мнения. На практике мы все понимаем объективную реальность через субъективные впечатления и интерпретации. Обойти этот факт невозможно: все мы —несовершенные наблюдатели. На практике, «два мира» пересекаются.

Окружающий мир всегда останется независимым от нашего сознания, но понятия объективное и субъективное станут бессмысленными.

vchemraznica.ru

§ 3. Объективное и субъективное

Сознание (и психическое вообще) является единством объективного содержания и субъективной формы, в которой это содержание выражено. Идеальное есть, следо­вательно, субъективное, субъективное есть идеальное.

Вторичность сознания по отношению к материи нахо­дит свое выражение в том, что описание природы созна­ния производится с помощью «собственного» термина – «субъективное», раскрывающего специфику сознания как такового, и «несобственного», заимствованного из теории материи, термина «объективное».

Сознание как целое есть единство объективного и субъективного, но поскольку объективное содержание со­знания есть то, в чем сознание сходно, совпадает с объ­ективной реальностью, специфика сознания, отличающая его от внешнего мира, выражена преимущественно поня­тием субъективного, идеального. Термин «объективное» в применении к сознанию сохраняет свой смысл ровно в той мере, в какой он выражает сходство, тождество сознания с внешним миром, и, наоборот, в той мере, в какой сознание перестает совпадать с внешним миром, оно перестает быть объективным (но содержанию). В си­лу этого сознание нередко обозначают как «субъектив­ное», «субъективный мир», «субъективная реальность».

Какова природа субъективной стороны сознания (и психического вообще) ?

Существует ряд определений субъективного. Так, не­которые авторы рассматривают субъективное как то, что принадлежит человеку. Но это определение указывает скорее неполный адрес субъективного, ибо человек об­ладает, например, физиологическими процессами, кото­рые объективны. Согласно другому определению, субъ­ективное есть неполнота и неточность человеческих зна­ний. Отмечая один из моментов субъективности, это оп­ределение оказывается односторонним, так как субъек­тивное рассматривается здесь лишь как негативный мо­мент сознания.

В наиболее общем виде субъективное может быть определено как все то, что принадлежит сознанию (пси­хике) в отличие от материального мира (включая чело­века с его материальной стороны). Оно является, сле­довательно, прежде всего положительной характеристи­кой сознания (психики), выражающей специфику пос­леднего.

Субъективность имеет ряд сторон и уровней, свя­занных со структурой сознания (психики).

С одной из своих наиболее общих сторон субъектив­ность выступает как относительная замкнутость явлений психического мира в себе, как их данность субъекту, но не постороннему наблюдателю. Ощущения, восприятия, понятия переживания и т. д. непосредственно существу­ют лишь для их владельца (носителя) и не могут быть восприняты внешним наблюдателем. Психика, сознание есть внутренний мир (животного или человека), кото­рый развертывается в своем непосредственном качест­венном многообразии только для его владельца, субъек­та. В этом плане субъективность выступает, следователь­но, как отношение непосредственной данности субъекту. Эта сторона субъективности известна науке уже в те­чение многих столетий.

«Жизнь, ощущение, представление, – писал Фейер­бах, – воспринимаются как таковые только непосредст­венно, они необособимы, неотличимы от живущего, ощу­щающего, представляющего существа, субъекта или органа». «Лягушка – только для себя живое, ощущаю­щее существо, субъект, а для меня она, даже как объект вивисекции, – только материальное существо, только объект, потому что ее ощущение, как таковое, просто не может сделаться для меня предметом»131.

«Разумеется, – писал Энгельс, – мы никогда не узна­ем того, в каком виде воспринимаются муравьями хими­ческие лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь»132.

Относительная замкнутость психических явлений в себе была абсолютизирована субъективным идеализмом. Однако, согласно научной психологии и философии, субъ­ективная замкнутость психики не может быть истолко­вана в духе полной изоляции субъективного мира от объ­ективного. Психическая деятельность, недоступная непосредственному наблюдению, проявляется в поведении животных и человека и может быть изучена по своим объективным проявлениям, т. е. посредством объективно­го метода. Для человека немаловажную, хотя и подчи­ненную роль, играет также элемент самонаблюдения, поскольку непосредственный характер субъективных яв­лений становится известным нам только через сами субъ­ективные явления.

Субъективность, далее, есть неполнота или неточность ощущений, восприятии, понятий, теорий, доходящая до своего крайнего выражения в виде лжи.

Наконец, субъективное есть позитивные признаки, присущие каждой специфической форме психической деятельности, от ощущений до теорий. Каждая из форм психики представляет собой специфический субъектив­ный образ объективного мира, т. с. несет в себе реаль­ные признаки как объективных вещей, так и субъектив­ного мира.

В ощущении, как простейшем образе объективного мира, субъективные и объективные признаки непосред­ственно не различимы для субъекта. Так, «красное», «теплое», «горькое» непосредственно воспринимаются субъектом как отнесенные к внешнему миру целостности и принимаются за реальные свойства самих вещей, хо­тя являются лишь субъективными образами этих свойств и не существуют непосредственно, как таковые, объек­тивно. Это свойство ощущений обусловило сложность проблемы «вторичных» качеств, получившей в домарк­систской философии два крайних истолкования: наивно-реалистическое и субъективистское, знаковое. Последняя точка зрения, как уже отмечалось, была в известной ме­ре восстановлена некоторыми советскими философами в «кибернетизированном» виде.

Объективные свойства вещей, выраженные в ощуще­ниях, суть непосредственные, чувственные свойства, про­являющиеся непосредственно, в их полной данности, только в ощущениях; в то же время непосредственно в ощущениях они не могут быть отличены от субъектив­ной стороны ощущений, т. е. слиты с субъективными признаками. Невозможность непосредственного выделе­ния объективных свойств вещей в «чистом виде» являет­ся неосознанной причиной появления знаковой концепции в ее прежних и современных формах.

Как уж отмечалось, непосредственные свойства ве­щей и, соответственно, непосредственные субъективные признаки ощущения не могут быть выделены в чистом, наглядном виде и понятием, поскольку понятие опосредованно и теряет специфику непосредственного.

По мере перехода от ощущений ко все более сложным формам познания происходит развитие как объективного содержания, так и эквивалентной ему субъективной фор­мы, благодаря чему объективное содержание ощущений развертывается, обнаруживает заложенные в нем все более существенные и глубокие признаки вещей, которые становятся осознанными на ступени понятия. Теряя не­посредственную чувственную специфику вещей, отра­женную в ощущениях, понятие осознает скрытые внутри чувственного явления существенные признаки вещей, т. е. законы, сущности вещей.

Развитие познания от простейших его форм до поня­тий и теорий представляет собой, таким образом, углуб­ление или развитие основного противоречия сознанияпротиворечия объективного и субъективного. Диалектика этого противоречия такова, что объективное содержание и субъективная сторона психических образов находятся в глубоком единстве друг с другом: различное по слож­ности содержание связано с различными по сложности субъективными признаками. Субъективное, следователь­но, развертывает свое богатство по мере развития объективного содержания познания, по мере углубления человека в окружающий его мир.

Развитие сознания является, следовательно, раздво­ением единого на противоположные стороны. Если в ощущениях объективное и субъективное, как противополож­ные моменты образа, остаются для субъекта непосредственно неразличимыми, то в восприятии человек уже от­личает себя как чувствующее «я» от внешней среды, а в понятии сознательно противопоставляет себя внешнему миру как субъект объекту.

Какова роль субъективной стороны сознания (психического)? Является ли эта сторона некоторым неизбеж­ным «злом» сознания, или она выполняет какие-то пози­тивные функции?

Несомненно, что субъективная сторона сознания иг­рает в определенной мере негативную роль, ибо субъек­тивное есть в известной степени неполнота, неточность или даже ложность. Однако главная и наиболее суще­ственная роль субъективного является позитивной. Субъ­ективное выполняет существенные положительные функ­ции в познании реального мира и самого себя.

Домарксистский материализм, как известно, подчер­кивал главным образом объективную сторону сознания. Поэтому субъективная сторона сознания, психического получила одностороннюю, преимущественно негативную оценку.

Субъективное служит необходимым средством ото­бражения объективных признаков реального мира. По­лучая в сознании свое второе, отраженное или идеаль­ное существование, т. е. теряя свой специфический ма­териальный субстрат и материальный способ существо­вания, реальные признаки вещей должны быть выраже­ны в чем-то другом. Этим другим и выступает субъек­тивное (идеальное), выполняющее функции формы, бла­годаря которой объективные вещи получают свое новое существование. Субъективное, идеальное есть, следова­тельно, форма, замещающая специфический материаль­ный субстрат предметов и придающая этим предметам духовное существование.

Чтобы субъективное могло выполнить свою роль за­местителя любых материальных субстратов, т. е. было способно выразить любые признаки вещей, оно должно обладать, очевидно, универсальным богатством. Однако это богатство не имеет самостоятельного и самодовлеющего значения, но есть богатство способности выражения объективных признаков вещей. Универсальность субъек­тивной (идеальной) формы сознания является выраже­нием универсальности материального субстрата созна­ния.

Роль субъективного как средства выражения объектив­ного содержания проявляется в ряде частных позитив­ных функций. Так, для сознания характерна способность разделения, расчленения единого мира па различные отдельности, моменты, стороны, которые получают в соз­нании самостоятельное существование. Сознание обла­дает, далее, способностью мысленного соединения этих отдельностей в единое целое, что содержит в себе огром­ные творческие возможности. «Мы не можем предста­вить, выразить, смерить, изобразить движения, не пре­рвав непрерывного, не упростив, не огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью, есть всегда огрубление, омертвление, – и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия.

И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей»133.

Одной из замечательных особенностей познания явля­ется способность расчленения внешней реальности на явление и сущность, которое лежит в основе разделения познания на чувственную и логическую ступени. В чувственном познании человек непосредственно осознает лишь внешние признаки вещей (явление), в то время как сущность остается скрытой в этом явлении. Однако в действительности явление и сущность находятся в диалектическом единстве друг с другом, существуют одно через другое. Но явление должно быть осознано рань­ше сущности, ибо иначе реальный процесс познания прос­то не может начаться. Вместе с тем явление не может существовать, не выражаясь в своей противоположно­сти. Такой универсальной противоположностью или «дру­гим» чувственного явления выступает чувственная субъ­ективность. Субъективная форма чувственного познания является той базой, опираясь на которую, предмет, ото­бражаясь в наших ощущениях, раздваивается на явление и сущность.

В процессе познания объективное и субъективное находятся в глубоком взаимодействии и взаимопроникно­вении. В сложнейших случаях субъективное принимает форму объективного, когда сознание создает образы, включающие в себя элементы реально существующего и вымышленного. Так, фантастический образ сфинкса, русалки и т. п. строится из реальных элементов, но есть субъективный вымысел как целое. Каждая теория вклю­чает в себя больший или меньший элемент идеализации, т. е. отхода от реальной действительности, который есть по своей сути субъективное. Субъективность использует, таким образом, язык объективных явлений, предметов, связей. Такое отождествление субъективного и объектив­ного (при наличии глубокой внутренней противополож­ности) придает особую сложность процессу познания. Ложь, как наивысшая форма негативной субъективности при определенных социальных условиях (в классово-антагонистических обществах) становится специальной целью определенных социальных групп. Коварство лжи заключается в том, что она использует язык реальных явлений объективного мира, есть негативная субъекти­вность, принявшая форму объективности.

Специфика сознания (психики) как специфического явления состоит в том, что оно не имеет своего самостоятельного, независимого от материального мира, сущест­вования. Если материя существует «в себе», то бытие сознания направлено на отображение материи; сознание есть осознание иного бытия. Но если объективное содержание сознания есть отображение внешних предметов, то отображением чего является субъективная форма сознания (психики), которая также есть незамкнутое в себе, а направленное вовне бытие? Мы полагаем, что субъективная сторона психики, сознания есть отображение че­ловеком самого себя, познание человеком самого себя.

Самоотражение человека в его психической деятель­ности принимает различные формы в ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях, теориях. Это само­отражение имеет производный характер и обусловлено отображением внешнего мира в сознании человека. Со­знание (психика) есть, следовательно, двойственное отражение: внешнего мира в человеке и человека в пред­мете (объективном содержании) своего сознания. Отображая внешний мир, человек отображает в себе и са­мого себя.

studfiles.net

Субъективен — это…Определение данного термина

Нам часто приходится слышать выражения «объективное мнение», «субъективное мнение», «объективные причины» и подобные словосочетания. Что значат эти понятия? В данной статье мы подробно рассмотрим каждое из них и постараемся объяснить их значение.

Что значит объективный и субъективный

Прежде чем давать объяснение объективности и субъективности, рассмотрим для начала такие понятия как «объект» и «субъект».

Объектом называется что-то, существующее независимо от нас, от нашего сознания. Это внешний мир, окружающая нас материальная действительность. А еще одно толкование выглядит так: объект – это предмет или явление, на который направляется любая деятельность (например, исследовательская).

Субъект – это человек (или группа людей), обладающий сознанием и проявляющий активность в познании чего-либо. Под субъектом может представляться как индивид, так и целое общество и даже всё человечество.

Следовательно, прилагательное «субъективный» связано по значению с существительным «субъект». А когда говорят, что человек субъективен – это значит, что он лишен беспристрастности, предвзято относится к чему-либо.

Объективный же – это напротив, беспристрастный и непредвзятый.

Отличие субъективного от объективного

Если кто-то субъективен – это, в каком-то смысле, делает его противоположностью объективному человеку. Если субъективность характеризуется зависимостью от мнений и представлений о чем-либо определенного субъекта (от его интересов, понимания окружающего мира, взглядов и предпочтений), то объективность – это независимость образов и суждений от личных представлений субъекта.

Объективность – это способность представлять предмет таким, каким он существует. Когда идет речь о таком мнении, то подразумевается то, что оно составляется при без учета своего личного, субъективного восприятия объекта. Объективное мнение, в отличие от субъективного, считается более правильным и точным, так как исключаются личные эмоции и взгляды, которые могут исказить картину. Ведь субъективные причины, заставившие сформировать личное мнение, основываются на частном опыте отдельного индивидуума, и не всегда могут служить отправной точкой для другого субъекта.

Уровни субъективности

Субъективность подразделяется на несколько уровней:

  • Зависимость от индивидуальных, личных представлений. В данном случае человек руководствуется сугубо своими пристрастиями. В зависимости от своего личного опыта, собственных представлений о жизни, индивидуальных черт характера, особенности восприятия окружающего мира, у индивидуума формируется субъективное представление о том или ином событии, явлении либо о других людях.
  • Зависимость от пристрастий группы субъектов. Например, в определенных сообществах периодически возникают какие-либо предубеждения. Как у членов данного сообщества, так и у некоторых не входящих в него субъектов возникает зависимость от разделяемых пристрастий этого сообщества.
  • Зависимость от убеждений общества в целом. Общество также может иметь субъективное мнение на какие-либо вещи. Со временем, эти взгляды могут быть опровергнуты наукой. Однако до того момента зависимость от этих убеждений очень высока. Она укореняется в сознании, и мало кто из отдельных индивидуумов мыслит иначе.

Взаимосвязь объективного и субъективного

Несмотря на то, что если кто-то субъективен – это, по сути, значит, что он противопоставляет себя объективному человеку, данные понятия очень тесно связаны друг с другом. Например, наука, которая старается быть максимально объективной, базируется изначально на субъективном веровании. Знания получаются благодаря интеллектуальному уровню субъекта, который строит предположения. Те, в свою очередь, подтверждаются или опровергаются в дальнейшем.

Абсолютной объективности сложно добиться. То, что казалось незыблемым и объективным в одно время, в дальнейшем оказывалось чисто субъективным мнением. Например, раньше люди были уверенны в том, что Земля плоская, и это верование считалось абсолютно объективным. Однако, как оказалось в дальнейшем, Земля на самом деле круглая. С развитием космонавтики и первым полетом в Космос, людям представилась возможность воочию в этом убедиться.

Заключение

Каждый человек, по сути, субъективен. Это значит, что в своих убеждениях он руководствуется личными предпочтениями, вкусами, взглядами и интересами. Объективная реальность при этом разными субъектами может восприниматься по-разному. Это, конечно, не связано с научно доказанными фактами. То есть в наше время в развитых странах никто из людей не продолжает считать, например, что Земля стоит на четырех слонах.

При этом одно и то же событие оптимист и пессимист могут воспринять диаметрально противоположно. Это говорит о том, что объективность и субъективность – понятия, которые иной раз сложно разграничить. То, что объективно на данный момент для определенного субъекта или общество в целом, завтра может вполне потерять свою объективность, и напротив, то, что сейчас субъективно для определенного индивидуума или группы лиц, завтра будет доказано наукой и станет объективной реальностью для всех.

fb.ru

§ 3. Объективное и субъективное

Сознание (и психическое вообще) является единством объективного содержания и субъективной формы, в которой это содержание выражено. Идеальное есть, следо­вательно, субъективное, субъективное есть идеальное.

Вторичность сознания по отношению к материи нахо­дит свое выражение в том, что описание природы созна­ния производится с помощью «собственного» термина – «субъективное», раскрывающего специфику сознания как такового, и «несобственного», заимствованного из теории материи, термина «объективное».

Сознание как целое есть единство объективного и субъективного, но поскольку объективное содержание со­знания есть то, в чем сознание сходно, совпадает с объ­ективной реальностью, специфика сознания, отличающая его от внешнего мира, выражена преимущественно поня­тием субъективного, идеального. Термин «объективное» в применении к сознанию сохраняет свой смысл ровно в той мере, в какой он выражает сходство, тождество сознания с внешним миром, и, наоборот, в той мере, в какой сознание перестает совпадать с внешним миром, оно перестает быть объективным (но содержанию). В си­лу этого сознание нередко обозначают как «субъектив­ное», «субъективный мир», «субъективная реальность».

Какова природа субъективной стороны сознания (и психического вообще) ?

Существует ряд определений субъективного. Так, не­которые авторы рассматривают субъективное как то, что принадлежит человеку. Но это определение указывает скорее неполный адрес субъективного, ибо человек об­ладает, например, физиологическими процессами, кото­рые объективны. Согласно другому определению, субъ­ективное есть неполнота и неточность человеческих зна­ний. Отмечая один из моментов субъективности, это оп­ределение оказывается односторонним, так как субъек­тивное рассматривается здесь лишь как негативный мо­мент сознания.

В наиболее общем виде субъективное может быть определено как все то, что принадлежит сознанию (пси­хике) в отличие от материального мира (включая чело­века с его материальной стороны). Оно является, сле­довательно, прежде всего положительной характеристи­кой сознания (психики), выражающей специфику пос­леднего.

Субъективность имеет ряд сторон и уровней, свя­занных со структурой сознания (психики).

С одной из своих наиболее общих сторон субъектив­ность выступает как относительная замкнутость явлений психического мира в себе, как их данность субъекту, но не постороннему наблюдателю. Ощущения, восприятия, понятия переживания и т. д. непосредственно существу­ют лишь для их владельца (носителя) и не могут быть восприняты внешним наблюдателем. Психика, сознание есть внутренний мир (животного или человека), кото­рый развертывается в своем непосредственном качест­венном многообразии только для его владельца, субъек­та. В этом плане субъективность выступает, следователь­но, как отношение непосредственной данности субъекту. Эта сторона субъективности известна науке уже в те­чение многих столетий.

«Жизнь, ощущение, представление, – писал Фейер­бах, – воспринимаются как таковые только непосредст­венно, они необособимы, неотличимы от живущего, ощу­щающего, представляющего существа, субъекта или органа». «Лягушка – только для себя живое, ощущаю­щее существо, субъект, а для меня она, даже как объект вивисекции, – только материальное существо, только объект, потому что ее ощущение, как таковое, просто не может сделаться для меня предметом»131.

«Разумеется, – писал Энгельс, – мы никогда не узна­ем того, в каком виде воспринимаются муравьями хими­ческие лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь»132.

Относительная замкнутость психических явлений в себе была абсолютизирована субъективным идеализмом. Однако, согласно научной психологии и философии, субъ­ективная замкнутость психики не может быть истолко­вана в духе полной изоляции субъективного мира от объ­ективного. Психическая деятельность, недоступная непосредственному наблюдению, проявляется в поведении животных и человека и может быть изучена по своим объективным проявлениям, т. е. посредством объективно­го метода. Для человека немаловажную, хотя и подчи­ненную роль, играет также элемент самонаблюдения, поскольку непосредственный характер субъективных яв­лений становится известным нам только через сами субъ­ективные явления.

Субъективность, далее, есть неполнота или неточность ощущений, восприятии, понятий, теорий, доходящая до своего крайнего выражения в виде лжи.

Наконец, субъективное есть позитивные признаки, присущие каждой специфической форме психической деятельности, от ощущений до теорий. Каждая из форм психики представляет собой специфический субъектив­ный образ объективного мира, т. с. несет в себе реаль­ные признаки как объективных вещей, так и субъектив­ного мира.

В ощущении, как простейшем образе объективного мира, субъективные и объективные признаки непосред­ственно не различимы для субъекта. Так, «красное», «теплое», «горькое» непосредственно воспринимаются субъектом как отнесенные к внешнему миру целостности и принимаются за реальные свойства самих вещей, хо­тя являются лишь субъективными образами этих свойств и не существуют непосредственно, как таковые, объек­тивно. Это свойство ощущений обусловило сложность проблемы «вторичных» качеств, получившей в домарк­систской философии два крайних истолкования: наивно-реалистическое и субъективистское, знаковое. Последняя точка зрения, как уже отмечалось, была в известной ме­ре восстановлена некоторыми советскими философами в «кибернетизированном» виде.

Объективные свойства вещей, выраженные в ощуще­ниях, суть непосредственные, чувственные свойства, про­являющиеся непосредственно, в их полной данности, только в ощущениях; в то же время непосредственно в ощущениях они не могут быть отличены от субъектив­ной стороны ощущений, т. е. слиты с субъективными признаками. Невозможность непосредственного выделе­ния объективных свойств вещей в «чистом виде» являет­ся неосознанной причиной появления знаковой концепции в ее прежних и современных формах.

Как уж отмечалось, непосредственные свойства ве­щей и, соответственно, непосредственные субъективные признаки ощущения не могут быть выделены в чистом, наглядном виде и понятием, поскольку понятие опосредованно и теряет специфику непосредственного.

По мере перехода от ощущений ко все более сложным формам познания происходит развитие как объективного содержания, так и эквивалентной ему субъективной фор­мы, благодаря чему объективное содержание ощущений развертывается, обнаруживает заложенные в нем все более существенные и глубокие признаки вещей, которые становятся осознанными на ступени понятия. Теряя не­посредственную чувственную специфику вещей, отра­женную в ощущениях, понятие осознает скрытые внутри чувственного явления существенные признаки вещей, т. е. законы, сущности вещей.

Развитие познания от простейших его форм до поня­тий и теорий представляет собой, таким образом, углуб­ление или развитие основного противоречия сознанияпротиворечия объективного и субъективного. Диалектика этого противоречия такова, что объективное содержание и субъективная сторона психических образов находятся в глубоком единстве друг с другом: различное по слож­ности содержание связано с различными по сложности субъективными признаками. Субъективное, следователь­но, развертывает свое богатство по мере развития объективного содержания познания, по мере углубления человека в окружающий его мир.

Развитие сознания является, следовательно, раздво­ением единого на противоположные стороны. Если в ощущениях объективное и субъективное, как противополож­ные моменты образа, остаются для субъекта непосредственно неразличимыми, то в восприятии человек уже от­личает себя как чувствующее «я» от внешней среды, а в понятии сознательно противопоставляет себя внешнему миру как субъект объекту.

Какова роль субъективной стороны сознания (психического)? Является ли эта сторона некоторым неизбеж­ным «злом» сознания, или она выполняет какие-то пози­тивные функции?

Несомненно, что субъективная сторона сознания иг­рает в определенной мере негативную роль, ибо субъек­тивное есть в известной степени неполнота, неточность или даже ложность. Однако главная и наиболее суще­ственная роль субъективного является позитивной. Субъ­ективное выполняет существенные положительные функ­ции в познании реального мира и самого себя.

Домарксистский материализм, как известно, подчер­кивал главным образом объективную сторону сознания. Поэтому субъективная сторона сознания, психического получила одностороннюю, преимущественно негативную оценку.

Субъективное служит необходимым средством ото­бражения объективных признаков реального мира. По­лучая в сознании свое второе, отраженное или идеаль­ное существование, т. е. теряя свой специфический ма­териальный субстрат и материальный способ существо­вания, реальные признаки вещей должны быть выраже­ны в чем-то другом. Этим другим и выступает субъек­тивное (идеальное), выполняющее функции формы, бла­годаря которой объективные вещи получают свое новое существование. Субъективное, идеальное есть, следова­тельно, форма, замещающая специфический материаль­ный субстрат предметов и придающая этим предметам духовное существование.

Чтобы субъективное могло выполнить свою роль за­местителя любых материальных субстратов, т. е. было способно выразить любые признаки вещей, оно должно обладать, очевидно, универсальным богатством. Однако это богатство не имеет самостоятельного и самодовлеющего значения, но есть богатство способности выражения объективных признаков вещей. Универсальность субъек­тивной (идеальной) формы сознания является выраже­нием универсальности материального субстрата созна­ния.

Роль субъективного как средства выражения объектив­ного содержания проявляется в ряде частных позитив­ных функций. Так, для сознания характерна способность разделения, расчленения единого мира па различные отдельности, моменты, стороны, которые получают в соз­нании самостоятельное существование. Сознание обла­дает, далее, способностью мысленного соединения этих отдельностей в единое целое, что содержит в себе огром­ные творческие возможности. «Мы не можем предста­вить, выразить, смерить, изобразить движения, не пре­рвав непрерывного, не упростив, не огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью, есть всегда огрубление, омертвление, – и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия.

И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей»133.

Одной из замечательных особенностей познания явля­ется способность расчленения внешней реальности на явление и сущность, которое лежит в основе разделения познания на чувственную и логическую ступени. В чувственном познании человек непосредственно осознает лишь внешние признаки вещей (явление), в то время как сущность остается скрытой в этом явлении. Однако в действительности явление и сущность находятся в диалектическом единстве друг с другом, существуют одно через другое. Но явление должно быть осознано рань­ше сущности, ибо иначе реальный процесс познания прос­то не может начаться. Вместе с тем явление не может существовать, не выражаясь в своей противоположно­сти. Такой универсальной противоположностью или «дру­гим» чувственного явления выступает чувственная субъ­ективность. Субъективная форма чувственного познания является той базой, опираясь на которую, предмет, ото­бражаясь в наших ощущениях, раздваивается на явление и сущность.

В процессе познания объективное и субъективное находятся в глубоком взаимодействии и взаимопроникно­вении. В сложнейших случаях субъективное принимает форму объективного, когда сознание создает образы, включающие в себя элементы реально существующего и вымышленного. Так, фантастический образ сфинкса, русалки и т. п. строится из реальных элементов, но есть субъективный вымысел как целое. Каждая теория вклю­чает в себя больший или меньший элемент идеализации, т. е. отхода от реальной действительности, который есть по своей сути субъективное. Субъективность использует, таким образом, язык объективных явлений, предметов, связей. Такое отождествление субъективного и объектив­ного (при наличии глубокой внутренней противополож­ности) придает особую сложность процессу познания. Ложь, как наивысшая форма негативной субъективности при определенных социальных условиях (в классово-антагонистических обществах) становится специальной целью определенных социальных групп. Коварство лжи заключается в том, что она использует язык реальных явлений объективного мира, есть негативная субъекти­вность, принявшая форму объективности.

Специфика сознания (психики) как специфического явления состоит в том, что оно не имеет своего самостоятельного, независимого от материального мира, сущест­вования. Если материя существует «в себе», то бытие сознания направлено на отображение материи; сознание есть осознание иного бытия. Но если объективное содержание сознания есть отображение внешних предметов, то отображением чего является субъективная форма сознания (психики), которая также есть незамкнутое в себе, а направленное вовне бытие? Мы полагаем, что субъективная сторона психики, сознания есть отображение че­ловеком самого себя, познание человеком самого себя.

Самоотражение человека в его психической деятель­ности принимает различные формы в ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях, теориях. Это само­отражение имеет производный характер и обусловлено отображением внешнего мира в сознании человека. Со­знание (психика) есть, следовательно, двойственное отражение: внешнего мира в человеке и человека в пред­мете (объективном содержании) своего сознания. Отображая внешний мир, человек отображает в себе и са­мого себя.

studfiles.net

Субъективное мнение ‒ что это такое, чем отличается от объективного? Примеры применения

Краткое содержание статьи:

 

Общаясь между собой, люди делятся друг с другом впечатлениями, дают оценки фактам и событиям, основываясь на своем понимании происходящего, как говорится, «со своей колокольни», т.е. имеют свое субъективное мнение. Что это – задумывается далеко не каждый.

 

 

Что такое субъективность?

Человек – это субъект, в прямом и переносном смысле: так иногда называют личность определенного склада или стиля поведения. Существует также философская категория субъекта, в основе которой лежат такие понятия, как сущность, индивид, обладающие сознанием и волей, познающие мир и практически преобразующие его.

С точки зрения грамматики это корень, от которого происходят родственные слова:

  1. Субъективность – это конкретные представления человека обо всем, что нас окружает, основанные на его чувствах, мыслях, ощущениях. Иначе – это точка зрения, сформированная в результате полученных знаний и размышлений, мировоззрение;
  2. Субъективное – это личное, внутреннее состояние, переживания. Данная категория свидетельствует также о взаимодействии людей между собой и с окружающей действительностью, их иллюзиях и заблуждениях.

Разные области знания по-своему определяют субъект:

  • В философии он имеет обобщенное понимание;
  • В психологии в его качестве выступает внутренний мир человека, его поведение;
  • Есть логические и грамматические толкования.

Существуют также субъекты преступления, права, государства и т.д.

 

Чем объект отличается от субъекта?

Объект, с латинского – это предмет, нечто внешнее, существующее в реальности и служащее для изучения и познания человеком, субъектом. С данным термином связаны ряд философских, да и просто жизненных, понятий:

  1. Объективность – способность человека (субъекта) давать оценку и вникать в суть какой-либо проблемы, исходя из принципа максимальной независимости от собственных взглядов на предмет;
  2. Объективная реальность – это мир вокруг нас, существующий помимо нашего сознания и представления о нем. Это – материальная, природная среда, в отличие от субъективной, внутренней, к которой относятся психологические состояния человека, его духовность;
  3. Объективная истина определяется как правильное понимание человеком (через его сознание) окружающей действительности и ее содержания. К ней относится и научная истина, верность которой подтверждена на практике.

В целом понятие истины очень многогранно. Она бывает еще абсолютной, относительной, конкретной и даже вечной.

 

Что такое мнение?

В общепринятом представлении оно подразумевает взгляд человека на что-либо, его оценку или суждение, и происходит от старославянского мьнити ‒ предполагаю, думаю. Близкими к нему по смыслу являются:

  • Убеждение – это уверенность, осмысленность своего мировоззрения в какой-либо

области знания, построенное на основании изучения и анализа идей, сведений и их сознательной оценки;

  • Факт, от латинского «свершившееся», это конкретный, реальный результат какого-либо дела или исследования (в отличие от гипотезы или предположения), который основывается на знании и подтверждается проверкой на практике;
  • Аргумент, или довод – это способ доказательства истинности какого-либо утверждения с помощью логических построений, основанных на знаниях и фактах;
  • Знание есть результат, мышления, познания, получения человеком достоверной информации, формирование у него правильного отражения действительности.

Высказывая мнение, мы не обязаны подтверждать его фактами, поэтому оно может изменяться вместе с ними. Оно зачастую имеет яркий эмоциональный фон, произвольную, субъективную интерпретацию события или явления: у людей бывают разные мнения об одном и том же. Это не требует доказательств и четкой аргументации.

 

Отличие субъективного от объективного мнения

Мало кто из людей сомневается в своей объективности, высказывая какое-то суждение по тому или иному вопросу, однако всё не так просто:

  • Каждый из нас имеет собственное мнение, даже если мы не высказываем его вслух, и оно – всегда субъективно, это есть аксиома;
  • Объект, как известно, существует независимо от нашего сознания и является предметом нашей деятельности. Он по определению мнения не имеет, в отличие от субъекта (человека), который сам в ряде случаев может стать объектом изучения, например, в психологии или социологии;
  • Синонимами объективности являются независимость, беспристрастность, непредубежденность, непредвзятость, справедливость. Все эти понятия применимы к человеку и его мнению, но очень сложно подобрать мерку, критерий, с помощью которого можно было бы проверить его истинность.

Понятие мнения неразрывно связано с индивидом, человеком, т.е. субъектом, обладающим сознанием и способностью ориентироваться в окружающей действительности, оценивать ее в меру своих знаний и возможностей.

 

Бывает ли мнение независимым?

Можно ли быть объективным, не будучи независимым, или наоборот? Игра слов-синонимов. Понятие независимости можно трактовать по-разному, исходя из области применения:

  • Как философская категория, она связывается с понятием бытия, выступая в качестве объекта, имеющего самостоятельную ценность и не зависящего от внешних воздействий. Однако в реальном мире всё существует в тесной связи друг с другом;
  • Социология отождествляет ее с такими понятиями, как самостоятельность (экономическая, политическая, культурная), суверенитет. С одной стороны, независимость позволяет раскрыть внутренний потенциал страны, с другой – может привести к ее самоизоляции, и здесь важен баланс;
  • С точки зрения психологии, это означает способность индивида не зависеть в своих поступках от внешних влияний и требований, а руководствоваться только своими внутренними потребностями и оценками.

Независимость (в том числе взглядов и убеждений) проявляется в способности человека, коллектива, государства защитить себя от давления извне, но вынужденного с ним считаться, т.е. независимость – понятие относительное.

Мнение бывает частное, групповое, общественное. Все они характеризуются одним общим понятием, это – субъективное мнение. Что это означает – в каждом отдельном случае объяснит наука, а коротко – это то, что мы думаем обо всем на свете.

 

Видео про субъективные образы

В данном ролике профессор Виталий Зазнобин расскажет, чем отличаются объективные образы от субъективных:

znay.co